Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИКАТОРНОГО АНАЛИЗА РЫНКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИКАТОРНОГО АНАЛИЗА РЫНКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищные стратегии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / РЫНОК ЖИЛЬЯ / ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / ПОТРЕБНОСТЬ В ЖИЛЬЕ / ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / СПРОС НА ЖИЛЬЕ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЖИЛЬЯ / РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА / РАВНОВЕСНЫЙ ОБЪЕМ / HOUSING CONSTRUCTION / HOUSING MARKET / HOUSING POLICY / HOUSING NEEDS / PURCHASING POWER / HOUSING DEMAND / HOUSING SUPPLY / EQUILIBRIUM PRICE / EQUILIBRIUM VOLUME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишмаков Станислав Владимирович, Гареев Ильнур Фаилович

Эффективность реализации мер государственной жилищной политики находится под вниманием как органов власти, так и общественности. Существующие индикаторы отражают укрупненные показатели эффективности мероприятий. В связи с этим нами была поставлена цель по разработке дополнительных индикаторов развития жилищного строительства. В статье изложены результаты исследования основных индикаторов рынка жилищного строительства Хабаровского края: потребности и платежеспособного спроса на жилье различного класса со стороны населения, предложения жилья на рынке, значения равновесных цен и объемов жилищного строительства. Результаты индикаторного анализа использовались в процессе разработки Стратегии развития жилищного строительства Хабаровского края до 2030 года для определения объемов жилищного строительства в разрезе муниципальных образований края, а также программы развития краевых мощностей по производству строительных материалов. Полученные результаты будут полезны при разработке жилищной политики и оценке ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шишмаков Станислав Владимирович, Гареев Ильнур Фаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of the indicator market analysis at development of housing construction strategy in Khabarovsk Krai

The effectiveness of the implementation of public housing policy measures is under the attention of both the authorities and the public. Existing indicators reflect the aggregated indices of the effectiveness of interventions. In this regard, we have set a goal to develop additional indicators for the development of housing construction. The article presents the results of a study of the main indicators of the housing market of the Khabarovsk Krai: the needs and effective demand for housing of various classes from the population, the supply of housing on the market, the value of equilibrium prices and volumes of housing construction. The results of the indicator analysis were used in the process of development of housing construction strategy in Khabarovsk Krai until 2030 in order to determine the volume of housing construction in a cut of municipal formations, as well as programs of development of regional capacities for the production of building materials. The results obtained will be useful in the development of housing policy and evaluation of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИКАТОРНОГО АНАЛИЗА РЫНКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ»

ЖИЛИЩНЫЕ СТРАТЕГИИ

Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019 ISSN 2410-1621

Russian Journal of Housing Research

Первое

экономическое издательство

Практика применения индикаторного анализа рынка при разработке стратегии развития жилищного строительства в хабаровском крае

Шишмаков С.В. 1, Гареев И.Ф. 2

1 Дальневосточный институт международного бизнеса, Хабаровск, Россия

2 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия

Эффективность реализации мер государственной жилищной политики находится под вниманием как органов власти, так и общественности. Существующие индикаторы отражают укрупненные показатели эффективности мероприятий. В связи с этим нами была поставлена цель по разработке дополнительных индикаторов развития жилищного строительства. В статье изложены результаты исследования основных индикаторов рынка жилищного строительства Хабаровского края: потребности и платежеспособного спроса на жилье различного класса со стороны населения, предложения жилья на рынке, значения равновесных цен и объемов жилищного строительства. Результаты индикаторного анализа использовались в процессе разработки Стратегии развития жилищного строительства Хабаровского края до 2030 года для определения объемов жилищного строительства в разрезе муниципальных образований края, а также программы развития краевых мощностей по производству строительных материалов. Полученные результаты будут полезны при разработке жилищной политики и оценке ее эффективности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: жилищное строительство, рынок жилья, жилищная политика, потребность в жилье, покупательная способность, спрос на жилье, предложение жилья, равновесная цена, равновесный объем.

The practice of the indicator market analysis at development of housing construction strategy in Khabarovsk Krai

Shishmakov S.K. 1, Gareev I.F. 2

1 Far Eastern Institute of International Business, Russia

2 Kazan State University of Architecture and Engineering, Russia

Введение

В СССР жилищное строительство основывалось на принципах баланса потребности населения страны в жилье и объемах его производства, строительства и распределения. Планируемые объемы жилищного строительства определялись исходя из потребности в трудовых ресурсах районов страны, с учетом планирования размещения производственных сил. Позднее, с разрушением системы государственного планирования, объемы жилищного строительства в Российской

АННОТАЦИЯ:

Федерации определялись уже рыночными механизмами на основе баланса спроса и предложения. Разумеется, рыночные механизмы были далеки от идеальных, описываемых экономической теорией совершенной конкуренции. Вследствие различного рода ограничений и недостаточной капиталоемкости строительной отрасли [15] (Kiyanenko, 2019), в регионах постепенно накапливались диспропорции платежеспособного спроса на жилье и его предложения, что приводило к необоснованному росту цен, снижению обеспеченности жильем населения, падению качества его жизни и усилению миграции [23, 24].

Проблема низкой доступности жилья и низкого уровня жилищной обеспеченности носит комплексный характер, влияет на социальное благополучие всего общества, общее социально-экономическое развитие страны [5] (Gattunen, 2016).

В развитых капиталистических странах для регулирования рыночных механизмов в целях повышения общественного блага и устранения диспропорций применяется метод индикаторного планирования или индикаторного анализа как на макро-, так и на мезоуровне, т.е. на уровне регионов или секторов экономики. Особенное развитие методология индикаторного планирования получила в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Япония и в Китае [22] (Ovsyannikova, Rabtsevich, Yugova, 2017). В России метод индикаторного анализа и планирования также используется,

ABSTRACT:_

The effectiveness of the implementation of public housing policy measures is under the attention of both the authorities and the public. Existing indicators reflect the aggregated indices of the effectiveness of interventions. In this regard, we have set a goal to develop additional indicators for the development of housing construction. The article presents the results of a study of the main indicators of the housing market of the Khabarovsk Krai: the needs and effective demand for housing of various classes from the population, the supply of housing on the market, the value of equilibrium prices and volumes of housing construction. The results of the indicator analysis were used in the process of development of housing construction strategy in Khabarovsk Krai until 2030 in order to determine the volume of housing construction in a cut of municipal formations, as well as programs of development of regional capacities for the production of building materials. The results obtained will be useful in the development of housing policy and evaluation of its effectiveness.

KEYWORDS: housing construction, housing market, housing policy, housing needs, purchasing power, housing demand, housing supply, equilibrium price, equilibrium volume

JEL classification: o18, R31, R39 Received: 12.12.2019 / published: 30.12.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Shishmakov S.V. ( ShvtO1O20mai[.ru)

CITATION:_

Shishmakov S.V., Gareev I.F. (2019) Praktika primeneniya indikatornogo analiza rynka pri razrabotke strategii razvitiya zhilischnogo stroitelstva v Khabarovskom krae [The practice of the indicator market analysis at development of housing construction strategy in Khabarovsk Krai]. Zhilischnye strategii. 6. (4). - 377-402. doi: 10.18334/zhs.6.4.41474

хотя широкого применения пока не получил, несмотря на его очевидные преимущества.

Данный метод основан на расчете основных индикаторов, характеризующих экономический и социальный потенциал, степень или уровень экономического развития, достижение плановых результатов и эффективное использования ресурсов. На макро-и мезо-уровнях, в том числе на уровне таких социально-экономических систем, как городские агломерации, метод носит прогностическую, рекомендательную функцию, позволяющую координировать усилия всех участников рынка и государства с его регуляторными функциями с целью максимизации общественного блага и ускорения темпов экономического развития [3] (Volchkova, 2014).

По мнению некоторых исследователей, для оценки эффективности жилищной политики для использования при формировании планов и мер, направленных на актуализацию жилищной политики с учетом текущей ситуации и сложившихся тенденций, необходимо разработать систему критериев [7] (Guzikova, Kolesnikov, Plotnikova, 2017). В условиях, когда целевые программы как инструмент государственных инвестиций в жилищное строительство являются одной из эффективных мер, это является обязательным условием [10] (Zalkind, 2016).

Важность адекватного регулирования жилищного строительства заключается в том, что за счет эффекта мультипликации каждый рубль жилищных инвестиций порождает 4 рубля добавленной стоимости в экономике города [22] (Ovsyannikova, Rabtsevich, Yugova, 2017).

В связи с вышеизложенным нами поставлена цель по исследованию практики применения индикаторного анализа рынка жилищного строительства Хабаровского края с целью формирования наиболее эффективной стратегии его развития до 2030 года с точки зрения общественных и государственных интересов, а не только отдельных хозяйствующих субъектов. Изложенная методика анализа и расчета основных индикаторов рынка жилищного строительства может быть использована другими регионами России при разработке собственных стратегий и программ развития.

При этом стоит отметить, что с локальными форс-мажорными, выходящими из-под контроля ситуациями укрупненные методики не совладают. Например, масси-

ОБ АВТОРАХ:_

Шишмаков Станислав Владимирович, руководитель научной школы, кандидат экономических наук (ShvtO1O20mai1.ru)

Гареев Ильнур Фаилович, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», кандидат экономических наук (igareev0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Шишмаков С.В., Гареев И.Ф. Практика применения индикаторного анализа рынка при разработке стратегии развития жилищного строительства в Хабаровском крае // Жилищные стратегии. - 2019. - Том 6. - № 4. - С. 377-402. Сом 10.18334^8.6.4.41474

рованный информационный поток, положительно воздействующий на социально-экономические ожидания домохозяйств, даже не подтвержденный объективными социально-экономическими предпосылками, может быть весьма действенным фактором, влияющим на ценовые показатели локального рынка недвижимости [8] (Dzhons, 2019). Аналогичная ситуация с мировым финансовым кризисом, при котором не подвержены диверсификации риски, связанные с ним.

Более того, предложенная методика анализа рынка жилищного будет важна и для прогнозирования, направленного на корректировку инвестиционно-строительной деятельности региона [4, 7] (Vorobev, Akimova, Evseeva, 2019; Guzikova, Kolesnikov, Plotnikova, 2017). Некоторые ученые углубились еще дальше и предложили систему управленческих решений, принимаемых по результатам оценки эффективности жилищной политики региона [17] (Korolkova, Medvedev, 2019).

В целом вопросы развития жилищного строительства являются вопросами устойчивого развития региона [27] (Яшда, 2017), где инновации занимают ключевое место, особенно в условиях цифровизации [30] (8угоуа1кта, Бе^гоуа, 2018). При этом вопросы инновационного развития строительной отрасли являются самостоятельным направлением для исследования [16] (К1езсЬеуа, 2013). Вместе с этим усилия всех авторов направлены на качественное развитие строительной отрасли [29] (Б1агоуоу1оу, 2019) и жилищно-коммунального хозяйства [31] (Ноуашкауа, 2018).

Методика исследования

Под спросом на жилье понимается потребность людей в дополнительных квадратных метрах, необходимых для улучшения условий их проживания, и подкрепленная покупательной способностью (возможностью приобретения жилья). В связи с этим на первом этапе анализа производится расчет потребности в жилье, а на втором - расчет спроса, т.е. возможности приобретения требуемого жилья. Затем спрос распределяется по годам пропорционально прогнозной динамике численности населения Хабаровского края по целевым возрастным группам, а также с учетом иных факторов, оказывающих влияние на спрос, к числу которых относится выбытие ветхого и аварийного фонда и конъюнктура вторичного рынка жилья.

Таким образом, общая логическая схема расчета платежеспособного спроса на жилье состоит из трех основных этапов:

1. Расчет потребности в жилье по категориям населения.

2. Расчет возможности приобретения жилья различными категориями населения края (расчет спроса).

3. Распределение спроса по годам до 2030 г.

результаты исследования

Первый этап - расчет потребности.

Расчет потребности населения в дополнительных квадратных метрах проводится

на основе данных статистики об обеспеченности населения края жильем по состоянию на 2014 год [6, 18, 19].

Таблица 1

распределение домашних хозяйств по размеру общей площади жилого помещения в среднем на проживающего, % от общего числа обследуемых

домохозяйств

распределение домашних хозяйств по размеру общей (полезной) площади жилого помещения в среднем на проживающего, м2 Все домашние хозяйства домашние хозяйства, проживающие:

в городской местности в сельской местности

год

2013 2014 2013 2014 2013 2014

до 9,0 2 - 2 - 5 -

от 9,1 до 11,0 9 3 8 3 13 4

от 11,1 до 13,0 9 8 8 7 14 11

от 13,1 до 15,0 10 13 11 11 6 22

от 15,1 до 20,0 17 20 17 20 18 20

от 20,1 до 25,0 17 18 18 19 10 17

от 25,1 до 30,0 11 11 10 12 11 4

от 30,1 до 40,0 9 12 9 13 12 8

от 40,1 и более 16 15 17 15 11 14

Источник: Жилищно-коммунальное хозяйство Хабаровского края: ст. сб. / Хабаровскстат. -Хабаровск, 2015. - 80 с.

Таблица 2

определение дефицита жилья для жителей хабаровского края

Жилплощадь на 1 чел., м2 % Численность группы, чел. дефицит на 1 чел., м2 дефицит на группу населения, м2

до 9,0 0 0 0 0

от 9,1 до 11,0 3 40 197 8 321 579

от 11,1 до 13,0 8 107193 6 643 158

от 13,1 до 15,0 13 174 189 16 2 787 017

от 15,1 до 20,0 20 267 982 12,5 3 349 780

от 20,1 до 25,0 18 241 184 7,5 1 808 881

от 25,1 до 30,0 11 147390 20 2 947 806

от 30,1 и более 27 361 776 30 10 853 287

Итого 1 339 912 22 711 508

Источник: составлено авторами.

В расчете участвуют не только работающие граждане, но и дети и пенсионеры. Из таблицы 1 видно, что, например, процент населения, имеющего менее 9 м2 жилья на человека в 2014 г. в Хабаровском крае, равен нулю, а доля населения, имеющего от 20 до 25 м2 жилья на человека, равна 17%.

Средняя обеспеченность населения края жильем составляет 22 м2 на человека. По международным стандартам Организации Объединенных Наций, минимальная норма обеспеченности жильем, которая удовлетворяет бытовым потребностям человека, а также нормальному развитию личности, составляет не менее 30 м2 общей площади на человека.

Расчет потребности в жилье в таблице 2 производится следующим образом.

В расчете спроса участвует все население края, составляющее 1339 тыс. чел.

Граждане, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (строки 2 и 3), отнесены к категории социально незащищенных и нуждающихся в экономичном или льготном жилье. Их потребность рассчитана исходя из норматива 18 м2 на человека, следовательно, потребность или дефицит дополнительных квадратных метров на каждого человека в данной группе составляет 8 и 6 м2 на человека соответственно. Учитывая численность населения данной группы в крае в 40 197 чел., совокупная потребность в жилье по данной группе составляет 321,5 тыс. м2.

Потребность для граждан, чья жилплощадь на 1 чел. менее 30 м2 (строки 4-7), рассчитана как разность между нормативом ООН в 30 м2 и средней величиной уже имеющейся жилплощади. Потребность для жителей, которые уже обеспечены жильем по норме ООН и более (строка 8, табл. 2), рассчитана как разность обеспеченности жильем населения Швеции1 в 60 м2 и нормой ООН. Королевство Швеция расположено на севере Европы, на Скандинавском полуострове, и имеет значительную протяженность в субмеридиональном направлении, как и территория Хабаровского края. Зимой в Швеции преобладают ясные дни с обильным снежным покровом и температурой в январе на севере страны -16°. Географические и климатические условия этой европейской страны наиболее подходят для сравнения с Хабаровским краем. По тем же соображениям для сравнения можно выбрать и Канаду, где показатели обеспеченности жильем составляют 69 м2/чел.

Следует отметить, что в странах Северо-Восточной Азии, таких как Япония2 и Китай3, жилищная обеспеченность составляет 23 и 46,7 квадратных метра на человека соответственно. При этом в Китае значение нормы ООН превышено и продолжает расти вследствие значительных темпов ежегодного жилищного строительства.

Почему для сравнения не взять Японию, где показатель жилищной обеспеченности составляет 21,9 м2 и сопоставим с российским - 22,9 м2?

Здесь следует учитывать, что рынок жилищного строительства в Японии имеет свои особенности. Так, плотность населения в Японии составляет более 300 человек на квадратный километр, что превышает значение Хабаровского края в 176 раз (плотность населения края 1,69 чел/км2), что делает эти показатели практически несопоставимыми

1 Европейская база статистических показателей. - URL: http://www.entranze.enerdata.eu.

2 https://resources.realestate.co.jp/living/how-much-living-space-does-the-average-household-have-in-japan/

3 https://www.ceicdata.com/en/china/residential-area-per-capita

(для сравнения: плотность населения Швеции - 21,9 чел./км2). Высокая плотность населения и дефицит земли обуславливают дороговизну жилья в Японии. Фактически в Японии отсутствует привычное для европейских стран деление жилья на классы по уровню комфорта и стоимости (эконом, среднее, престижное). Жилье делится на квартиры в городах (в среднем 70-80 м2), стоимость которых колеблется от 450 тыс. до 1 млн американских долларов, и дома, которые располагаются в пригороде (100-140 м2). Подавляющее большинство японцев предпочитают приобретать дома, в силу укоренившейся традиции жить в деревянном доме и его более низкой стоимости.

Как подчеркивает архитектор и социолог, известный российский исследователь К.В. Кияненко, строительство многоквартирного жилья в России выполняет интеграционные функции, когда условно вместе живет население разных слоев [15] (Kiyanenko, 2019). И в нормативных документах отмечается важность многоквартирного жилья.

При этом ученые осознают, что массовое строительство многоквартирных многоэтажных домов во всех городах страны уже давно составляет градостроительную и технологическую проблему для дальнейшего устойчивого развития российских территорий [25] (Popova, 2008). Хотя для разрешения этой проблемы некоторые исследователи предлагают синхронизировать функционирование инвестиционно-строительных проектов жилищного строительства и территорий опережающего социально-экономического развития с использованием механизмов государственно-частного партнерства [13, 14] (Kadnikova, 2015; Kapustkina, 2019).

Дома в Японии приобретаются по ипотеке на 30-40 лет с ежегодной ставкой в 1%. Такая ситуация не характерна для Хабаровского края, где исторически сложившись, преобладает городское урбанизированное население и жилье экономкласса, стоимость которого несравнима со стоимостью жилья в Японии.

Таким образом, общая расчетная потребность населения Хабаровского края в количестве 1339 тыс. чел. составляет 22,7 млн м2 жилья.

Второй этап - расчет спроса на жилье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы рассчитать платежеспособный спрос или возможность приобретения требуемого жилья, сначала проанализируем население края по величине среднедушевых денежных доходов. Распределим на основе статистики4 население Хабаровского края по величине среднедушевых денежных доходов в группы, аналогичные обеспеченности жильем [6, 26].

Добавим к данным статистики по каждой группе населения расчетные значения денежных средств, которые они могут инвестировать в приобретение жилья. Данные приведены в таблице 3. В расчете спроса на жилье участвует все население края в количестве 1339 тыс. чел.

4 Основные индикаторы уровня жизни населения Хабаровского края в 2014 году : бюл. / Хабаровскстат.- Хабаровск, 2015. - 12 с.

Согласно практическим рекомендациям Всероссийской программы развития ипотечного кредитования до 2030 года, доля совокупного дохода гражданина, которая может быть уплачена по ипотеке, составляет 35%. В столбце 5 представлены ежемесячные платежи по ипотечным займам, которые жители Хабаровского края могут производить в случае их получения. Они рассчитываются как 35 % от совокупного дохода по группе населения. Сумма ипотеки, которая может быть выдана жителям края на приобретение жилья, графа 6, рассчитывается с помощью банковского кредитного калькулятора с учетом суммы ипотечных кредитов, ранее выданных жителям Хабаровского края. Данные о суммах ранее выданных ипотечных кредитов жителям края представлены Центральным банком России.

В столбце 7 рассчитана площадь жилья, которая может быть приобретена жителями Хабаровского края по классам жилья. Спрос граждан со среднедушевыми доходами от 10 до 22 тыс. руб. отнесен к жилью экономкласса (строки 4-5). Расчетная цена м2 жилья данного класса установлена в 48 тыс. руб. Спрос граждан со среднедушевыми доходами от 10 до 40 тыс. руб. отнесен к жилью среднего класса (строки 6-7). Расчетная цена кв. м жилья данного класса установлена в 54 тыс. руб.

Спрос граждан со среднедушевыми доходами свыше 40 тыс. руб. отнесен к престижному жилью (строка 8). Расчетная цена кв. м жилья данного класса установлена в 70 тыс. руб.

За величину платежеспособного спроса для каждой группы жителей края принят меньший по этой группе показатель.

Таким образом, совокупный спрос на жилье в крае со стороны населения в количестве 1339 тыс. чел. без учета жилья для всех категорий льготников составляет 11 189 тыс. м2 жилья, в том числе:

• экономкласса - 3230 тыс.;

• среднего класса - 3793 тыс.;

• престижное - 4166 тыс.

По данным министерства жилищно-коммунального хозяйства края, спрос на жилье экономкласса [20] со стороны граждан, относящихся к основным категориям льготников, оценивается в 2625 тыс. м2.

Таким образом совокупный спрос на жилье в крае оценивается в 13 814 тыс. м2, в том числе:

• жилья экономкласса - 5855 тыс. (в том числе для льготников 2625 тыс.);

• жилья среднего класса - 3793 тыс.;

• жилья престижного класса - 4166 тыс.

Третий этап - распределение спроса по годам.

Распределение платежеспособного спроса населения на жилье, выраженное в площади, было бы некорректно распределять по годам без анализа численности населения края по возрастным группам до 2030 г. и особенностей спроса, который каждая из этих групп предъявляет к жилью. Взрослое население Хабаровского края распреде-

300 ООО 250 ООО

200 ООО

i

| 150 ООО

í

5

S

100 ООО 50 ООО О

-Прогноз 25-34 летних -Прогноз 35-44 летних -Прогноз 45-54летних -Прогноз 70-79летних

Рисунок 1. Прогноз численности населения Хабаровского края по возрастным группам

Источник: [1, 19, 24]

лено по возрастным группам с интервалом в 10 лет. При этом спрогнозировано количество жителей в каждай возрасаной группе до 2030) г. Прогнозные даннгне о колич е-стве населения в каждой возрастной группе представлены в таблице 4.

По результатам демографического анализа можно сделатз следующие вгеводы о пенденциях развития жилотцного рынка Хабаровского края (е>ис. 1).

Потребность в жилье экономкласса будет снижаться по причине снижения численности основной группы потребителей жилья эконом класса о людей возрасаной оруппыг от 25 де 34 лет (рис. 1). Аналогичная тенденция проиахтзит не только нт территории края, но и в целом по Российской Федерации [28] (Sirotkin, Skorin, Romanova, 2019). Рыночное предложение, наоборот, будет расти за счет освобожден ия ст арых малогабаритныгх квартир вследствие увеличения численндсти людей в возрасте свыше 70 лет и естественного убытия. Это приведет к уменьшению спроса на данное жилье в оовосфойктх и снижению цен на жилье данного класса. Тткже увеличится предложение данного жильо внаем, что Вудет приводить к снижедию наемной платы [9].

Будет наблюдаться растущий устойчивый спрос на качественное жилье среднего пзтсса и пр естижное жилье (как покажет дальнейший анализ, существует также дефицит предложения жилья данного класса) [21].

Приведем расчет количественного показателя спроса на жилье по различным категориям. Жилье относится к соответствующему классу по следующим критериям: экономичное - до 30 м2 на человека и до 90 м2 общей площади жилья, стоимостью ~ 48 тыс. руб. за м2 ; среднего класса - от 30 до 50 м2 на человека до 150 м2 общей площади жилья, стоимостью ~ 54 тыс. руб. за м2; престижное -50 м2 на человека и выше, стоимостью ~70 тыс. руб. за м2.

На основе данных демографического анализа можно произвести распределение платежеспособного спроса в крае по категориям жилья до 2030 г. Рассчитанная по описанной выше методике величина спроса на жилье экономкласса на начало 2016 г. составляет 5,8 млн м2 жилья. Однако, как показал демографический анализ, величина этого спроса будет уменьшаться по мере поступления на вторичный рынок освобождающегося жилья экономкласса. Расчеты спроса приведены в таблице 5.

Из данной таблицы видно, что в начале 2016 г. совокупный спрос на жилье экономкласса в крае оценивается в 5855 тыс. м2. В 2016 г., согласно оптимистичному сценарию развития строительной отрасли, этот спрос будет удовлетворен на 456 тыс. м2, в том числе за счет вторичного рынка жилья на 77 тыс. м2 и новостроек на 379 тыс. м2. Следовательно в начале 2017 г. совокупный спрос на жилье экономкласса составит 5855 тыс. - 456 тыс. = 5399 тыс. м2. В 2017 г. спрос в 5399 тыс. м2 будет удовлетворен на 493 тыс. м2, в том числе: за счет вторичного жилья на 83 тыс. м2 и новостроек на 416 тыс. м2 и так далее по каждому году. К 2030 г. спрос населения на жилье экономического класса в размере 5855 тыс. м2 жилья должен быть удовлетворен полностью, в том числе за счет первичного рынка жилья на 4011 тыс. м2 и вторичного рынка жилья на 1843 тыс. м2. Динамика спроса на жилье экономического класса приведена на рисунке 2.

Аналогичным способом происходит распределение платежеспособного спроса на жилье среднего и престижного класса. Расчеты по этим классам жилья в статье не приводятся, чтобы не перегружать ее аналитическим материалом.

379

77

416 441

464

517

83

88

93

100

107

171

700 600 500 400 300 200 100 0

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

■ Спрос на жилье экономкласса на первичном рынке

■ Удовлетворение спроса на жилье экономкласса за счет вторичного рынка

Рисунок; 2 . Ежегодный спрос на жилье экономкласса в Хабаровском крае до 2030 г., тыс. м2

Источник: составлено авторами.

114

273 254 227 200

137 151

125

131 142

Распределение населения Хабаровского края по величине среднедушевых денежных доходов, расчет

покупательной способности

Доход на 1 чел., руб. % населения Численность населения, чел. Совокупный доход, руб. Платежи по ипотеке, руб. Сумма возможной ипотеки, руб. Платежеспособный спрос на жилье, м2 Потребность жилья, м2

до 5000,0 1,2 16 079 80 394 720 0 нет 0 расч. отдельно

5000,1-7000,0 2,6 34 838 209 026 272 0 нет 0 расч. отдельно

7000,1-10 327,0 7,2 96 474 837 487 877 0 нет 0 расч. отдельно

10 328-17 042,0 13 174 189 2 383 770 444 834 319 655 47 895 510 343 997 823 2 787 017

17 043-22 754,0 20 267 982 5 332 313 795 1 866 309 828 107 138 626 211 2 232 055 3 349 780

22 755-32 235 18 241 184 6 631 358 479 2 320 975 468 133 239 465 017 2 467 398 1 808 881

32 236-40 124,0 11 147 390 5 332 581 778 1 866 403 622 107 144 010 603 1 984 148 2 947 806

Свыше 40 124 27 361 776 14 515 909 854 5 080 568 449 291 658 499 418 4 166 550 10 853 287

ИТОГО: 1 339 912 687 076 111 592 11 189 457

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю: www.habstat.gks.ru

Таблица 4

Прогноз численности населения по возрастным группам, тыс. чел.

Возраст, лет Год

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

25-34 263 242 240 236 230 224 214 199 186 172 158 147 138 133 128

35-44 205 208 211 215 219 222 226 232 235 238 241 242 240 236 230

45-54 170 171 173 175 178 182 187 192 198 202 205 208 211 215 219

70-79 76 81 86 91 98 104 112 122 134 148 157 163 166 171 172

Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю: www.habstat.gks.ru

1200 1000 800 600 400 200 0

■ Экономкласс, в т.ч. льготное Средний класс ■ Престижное

Рисунок 3. Ежегодный спрос на жилье по категориям до 2030 г., тыс. м2 Источник: составлено авторами.

Некоторые исследователи ставят задачи по оценке степени влияния инвестиционно-строительной деятельности, в основе которой лежит прогнозирование инвестиционного спроса на жилье [11] (Ivanova, 2014), на уровень инновационного развития региона. Отдельные ученые ставят не менее важные вопросы - определение взаимосвязи агломерационных процессов и перспектив инновационного развития экономики региона [12] (Kashin, Kravets, 2017).

Общий спрос на жилье складывается из спроса на жилье каждой категории, и к нему добавляется потребность населения в льготном жилье. Данные представлены в таблице 6.

Ежегодный платежеспособный спрос по всем категориям жилья в крае приведен на рисунке 3.

расчет равновесных цен и объемов жилищного строительства

На основе данных хабаровской краевой статистики, министерства строительства Хабаровского края, а также данных о состоянии рынка, в том числе сведений о рыночных ценах на квартиры в г. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре были выведены уравнения и составлены прямые спроса со стороны населения края на различные категории жилья, а именно: жилье экономического класса; жилье среднего класса; жилье престижного класса. Результаты исследования приведены на рисунках 4-9. Как видно из рисунка 4, спрос на жилье экономического класса в Хабаровском крае превышает 400 тыс. м2 в год. Однако нынешнее предложение жилья по цене в 57,8 руб. за м2 опре-

Расчет спроса на жилье экономкласса в Хабаровском крае до 2030 г.

Показатель Год

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030

Ежегодный спрос на 31 декабря каждого года на жилье экономкласса 5399 4901 4371 3814 3197 2817 2449 2097 1760 1438 1131 837 552 273 0

снижающимся итогом, тыс. м2

Ежегодный спрос на 456 499 530 557 617 379 368 352 337 322 307 294 285 279 273

жилье экономкласса,

включая льготников тыс.

м2, в том числе:

Удовлетворение еже- 77 83 88 93 100 107 114 125 137 151 161 163 154 147 142

годно спроса на жилье экономкласса за счет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вторичного рынка с учетом выбытия ветхого жилья, тыс. м2

Удовлетворение еже- 379 416 441 464 517 273 254 227 200 171 146 131 131 131 131

годно спроса на жилье экономкласса за счет

первичного рынка, тыс. м2

Источник: составлено авторами.

Общий спрос на все категории жилья в Хабаровском крае до 2030 г., тыс. м2

Показатель 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 Итого за 15 лет

Общий спрос на жилье на первичном рынке на 31 декабря каждого года снижающимся итогом 11 088 10 166 9215 8238 7204 6410 5629 4868 4129 3415 2722 2042 1360 680 0 11 971

Общий ежегодный спрос на жилье на первичном рынке, в том числе: 883 922 951 977 1034 794 781 761 739 714 693 680 681 681 680 11 971

Ежегодный спрос на жилье экономического класса 379 416 441 464 517 273 254 227 200 171 146 131 131 131 131 4011

Ежегодный спрос на жилье среднего класса 227 229 232 235 239 244 250 256 261 266 269 272 272 272 271 3793

Ежегодный спрос на жилье престижного класса 278 278 278 278 278 278 278 278 278 278 278 278 278 278 278 4167

Источник: составлено авторами.

деляет равновесный объем строительства всего в107 тыс. м2. Это означает, что потенциальный спрос на жилье в Хабаровском крае удовлетворен на 25%.

Спрогнозируем, что произойдет со спросом на экономическое жилье в Хабаровском крае в 2025 г.

В 2025 г., как видно из рисунка 5, спрос сократится. Его предельная емкость составит не более 180 тыс. м2 жилья, включая площади, необходимые для исполнения краевых полномочий по обеспечению краевых категорий льготников, атакже граждан, признанных малоимущими, жилье для которых возводится на средства органов местного самоуправл пния.

Рассмотрим спрос на жилье в средней ценовойкатегории (рис. 6). Спрос на жилье среднего класса в крае оценивается в более чем 200 тыс. м2 в год. Однако по цене реализации в 61,8 тык. руб. за м2 павновесным объемом является 96 тыс. м2. Другими словами, по цене почти в 62 тыс. руб. населением края приобретено жилья общей площадью 96 тыс. м2. Возможно, в крае наблюдается дефицит жилья, поэтому покупается все,что предлагается на рынке, и это ппкводит к росту цен та жилье. В настоящее время спрос на жилье среднего класса в крае удовлетворен чуть более чем на 40%.

При увеличении предложения и енижения цены за 1 м2 жилья в данной категории прирост объемов строительства мог бы возрасти более чем в 2 раза. Рассмотрим спрос на престижное жилье в Хабаровском крае (рис. 7).

Спрос на социальное жилье в Хабаровском крае на 2014 г.

70000 60000

50000 ^ 40000 ™ 30000 | 20000 10000 0

0 40000 80000 120000 160000 200000 240000 280000 320000 360000

Площадь, м2

Рисунок 4. Спрос нажилье экономкааска в Хабяряеском орае е 2014 г. Источник: составлено авторами.

Спрос на жилье эконом класса в Хабаровском крае в 2014 и в 2025 гг.

Площадь, м2

♦ Спрос 2025 ■ спрос 2014

Рисунок 5. Спрос на жилье экономкласса в Хабаровском крае в 2014 и 2025 гг. Источник: составлено авторами.

64000

63000

62000

£ 61000 о.

2 60000 -

36

N 59000 Я 58000

ГС X

3 57000 56000 55000 54000

Рисунок 6. (Спрос на жиль е среднего класса в Хабаровском крае в 20 14 г. Источник: составлено авторами.

Спрос на среднее жилье в Хабаровском крае на 2014 г.

\

96 тыс. м2

0 50000 100000 150000 200000 250000 300000

Площадь, м2

Спрос на престижное жилье в Хабаровском крае на 2014 г

120000

100000

60000

40000

168 тыс. м2

90000

140000

190000 Площадь, м2

240000

290000

Рисунок 7. Спрос на престижное жил ье в Хабаровском крае в 2014 г. Источник: составлено авторами.

Ежегодный спрос на п]аестижное жилье в Хабаровском крае оценивается более чем в 270 тыс. м2. По итогам 2014 г. такого жилья в крае построено и реализовано 168 тыс. ма по цене в 94,2 тыс. руб. за м2. При снижении цены продажи резерв роста объемов строительства в данной категории составит более 100 тыс. м2, аэто значительный вклад в ежегодное увеличение объемов жилищного строительства в крае. В настоящае время спрос на данный класс жилья в крае удовлетворен на 60%.

Таким о бразом, ежегодный спрос на жилье в Хабаровском крае удовлетворен: эко-номкласса - на 25%; среднего класса - на 40 % престижного класса - на 60%. Имеются значительные резервы роста ежегодного объема строительства жиуья в крае в размере 554 тыс. м2, но при условии более низких цен по каждому классу жилья.

Сложившаяся рыночная ситуация означает, что спрос в крае на жилье остается неудовлетворенным, а равневесеая цена и объем строительства в крае неоптимальны с точки зрения развития жилищного строительства.

В настоящее время большинство рыночных механизмов, регулирующих или сти-мулноующих развитие рынка жилья в крае, сводится к реализации государственных программ, основанных на софинасировании из федерального и регионального бюджетов средств, направленных, как правило, на стимулирование потребительского спроса в крае в виде выплат пе ипотечным крадвтам, а также единовременных выплат на приобретение жилья.

По мнению исследователя М.И. Бузулуцкого, на решение следующих концептуаль-

Прирост объемов продаж при стимулировании спроса

50000 100000 150000 200000 250000

П лощадь, м 2

300000

Рисунок 18. Пр ирост объемов строительства жилья среднего класса при стимулировании спроса

Источник: составлено авторами.

Прирост объемов продаж при стимулировании спроса

Площадь, м2

Рисунок 9. Прирост объемов строительства жилья среднего класса при увеличении предложения

Источник: составлено авторами.

ных задач развития институциональной среды должны быть направлены усилия органов государственной и муниципальной власти [2] (Buzulutskiy, 2019). Одной из мер, обладающих большим потенциалом для плотно застроенных территорий, некоторые эксперты называют реновацию [28] (Sirotkin, Skorin, Romanova, 2019).

В незначительном объеме эти средства расходуются на развитие предложения строительства в виде софинансирования средств со стороны краевого бюджета органам местного самоуправления при осуществлении ими модернизации документов территориального планирования, оптимизации процедур подготовки земельных участков, развития сетей и технологий строительства. По мнению авторов статьи, такой подход имеет ограниченную эффективность. Рассмотрим стимулирование потребительского спроса на примере жилья среднего класса в г. Хабаровске (рис. 8).

Предположим, что при увеличении финансирования населения и роста его платежеспособности кривая спроса сместится вправо, т.е. спрос населения на жилье увеличится.

При том же самом предложении жилья на рынке это приведет к увеличению цены м2 на 500 руб. и увеличению объемов строительства не более чем на 20 тыс. м2, или на 20% от первоначального объема. Другими словами, потенциал стимулирования спроса является хоть и нужной мерой, но с ограниченной эффективностью, так как прирост платежеспособности населения съедается ростом цен на жилье, а в случае неэластичного предложения цены на жилье вырастут еще больше, тогда как прирост жилья будет меньше. На рисунке 8 приведен пример с эластичным предложением.

Рассмотрим вариант естественного изменения спроса и стимулирование увеличения предложения жилья на рынке Хабаровского края на рисунке 9 [1]. Красная прямая - это спрос на жилье среднего класса в 2014 г. В точке К0 ее пересекает прямая спроса, показывая объем строительства в 96,6 тыс. м2. В 2025 г. спрос в силу естественных причин вырастет, это синяя прямая на графике, соответственно, при существующем предложении объем строительства увеличится до 113 тыс. м2 в точке К1, или на 16,9%. Такой прирост обусловлен изменением спроса за счет демографических факторов, и достижение такого прироста за 10 лет может считаться амбициозным планом по стимулированию жилищного строительства. Поэтому, если рассмотреть развитие предложения, зеленая прямая перемещается на место фиолетовой, тогда в точке пересечения с прямой спроса в 2025 г. К3 она даст объем жилищного строительства в 170 тыс. м2, или на 73,4 тыс. м2 больше, чем в 2014 г. Однако при этом цена продажи должна составлять не 62,1 тыс. руб., а 58,7 тыс. руб. за 1 м2, что является вполне реалистичной задачей.

Заключение

Применение индикаторного анализа отраслей народного хозяйства, регионов или городских агломераций в качестве инструмента при планировании экономического развития, особенно на долгосрочный период, позволяет оценить потенциал и

необходимые ресурсы для достижения намеченных целей, выбрать способы и механизмы эффективного их достижения. Использование результатов индикаторного анализа в жилищном строительстве позволяет скоординировать и согласовать между различными участниками рынка жилищного строительства, строительными организациями, предприятиями производителями строительных материалов, государственными органами наиболее эффективный порядок действий, направленных на достижение общественного блага и ускорения темпов экономического развития. Так, наиболее важным результатом проведенного индикаторного анализа рынка жилищного строительства края является вывод о том, что усилия, направленные на стимулирование платежеспособного спроса, являются недостаточно эффективным инструментом государственной жилищной политики.

Наиболее действенным, по мнению авторов, инструментом жилищной политики представляется содействие государства и органов местного самоуправления в развитии предложения жилья, в том числе и за счет средств бюджетов в рамках федеральных и краевых государственных программ развития и содействия жилищному строительству. Это могут быть регулирующие меры, направленные на совершенствование процедур оформления земельных участков под жилищное строительство, внедрение единых информационных систем обмена данными между различными государственными структурами, сетедержателями, изменение законодательства и градостроительных норм в части малоэтажного строительства, содействие внедрению новых технологий в строительстве, создание строительных кластеров. Могут применяться и меры прямого стимулирования через использование бюджетных средств, вкладываемых в развитие технологических сетей и дорог, социальной инфраструктуры, особенно при комплексном освоении территорий, как под многоэтажное, так и под малоэтажное строительство.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкуренции

на рынках первичного жилья экономического класса на территории гг. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре в 2011-2013 гг. от 19 янв. 2015 г. Habarovsk.fas.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http:// habarovsk.fas.gov.ru.

2. Бузулуцкий М.И. Совершенствование мер региональной социально-экономиче-

ской политики в сфере жилищного строительства субъектов южного федерального округа // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 8. - с. 161-168.

3. Волчкова И.В. Методические аспекты индикативного анализа состояния и развития

агломераций // Экономические науки. - 2014. - № 110. - с. 73-77.

4. Воробьев В.С., Акимова И.Д., Евсеева О.В. Оценка рисков прогнозирования и ре-

ализации программы жилищного строительства крупного мегаполиса // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2019. - № 3. - с. 7280.

5. Гаттунен Н.А. Жилищная политика России: тенденции, проблемы, перспективы //

Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. - 2016. - № 4. - с. 15-24.

6. Государственная целевая программа Хабаровского края «Развитие жилищного стро-

ительства в Хабаровском крае» [утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. № 205-пр. Www.mstr.khv.ru. [Электронный ресурс]. URL: www.mstr.khv.ru.

7. Гузикова Л.А., Колесников А.М., Плотникова Е.В. Оценка эффективности реализа-

ции жилищной политики в регионах России // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2017. - № 3. - с. 31-41.

8. Джонс К. Международная перспектива влияния глобального финансового кризиса

на рынке жилья // Недвижимость: экономика, управление. - 2019. - № 1. - с. 20-24.

9. Единая классификация многоквартирных жилых новостроек / Российская гильдия

риэлторов. Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Fondrgs.ru. [Электронный ресурс]. URL: fondrgs.ru.

10. Залкинд Л.О. Влияние различных факторов на локальный жилищный рынок (на материалах городов Мурманской области) // Жилищные стратегии. - 2016. - № 4. -с. 243-260. - doi: 10.18334/zhs.3.4.37223.

11. Иванова Р.М. Прогнозирование инвестиционного спроса на основе экономико-математического моделирования // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2014. - №4. - С.356-360.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Кашин А.В., Кравец А.В. Агломерационные процессы и перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Новосибирской области) // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 3. - с. 399-408. - doi: 10.18334/ ce.11.3.37700

13. Кадникова Т.Г. Целевые программы как инструмент государственных инвестиций в жилищное строительство (на примере Республики Карелия) // Studia Humanitatis Borealis. - 2015. - № 2. - с. 57-66.

14. Капусткина А.В. Моделирование интегрированной системы управления рисками при реализации инвестиционно-строительных проектов на территориях опережающего социально-экономического развития // Недвижимость: экономика, управление. - 2019. - № 1. - с. 50-55.

15. Кияненко К.В. Социально-архитектурное программирование жилых комплексов смешанного использования // Вестник вологодского государственного университета. серия: технические науки. - 2019. - № 2. - с. 61-67.

16. Клещева О.А. Развитие науки как основа инновационного развития инвестиционно-строительного комплекса Республики Татарстан // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2013. - №3. - С.134-138.

17. Королькова Д.И., Медведев О.А. Оценка эффективности реализации жилищностроительной политики региона // Научные ведомости Белгородского государст-

венного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2019. - № 3. - с. 457466. - doi: 10.18413/2411-3808-2019-46-3-457-466 .

18. Об утверждении Положения о сопровождении крупных инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края: постановление Правительства Хабаровского края:[6 дек.2011г. № 408-пр. (с изм. на 17 февр. 2015 г.)]

19. Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы»: постановление Правительства Хабаровского края: [17 апр. 2012 г. № 124-пр]

20. Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса: приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России): [5 мая 2014 г. № 223/пр]: Рос. газ. -2014. - 24 июля. Www.rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: www.rg.ru ( дата обращения: 09.12.2015 ).

21. Об утверждении Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Хабаровском крае в 2015 году: распоряжение Правительства Хабаровского края: [2 февр. 2015 г. № 31-рп]

22. Овсянникова Т.Ю., Рабцевич О.В., Югова И.В. Оценка мультипликативного влияния жилищных инвестиций на динамику городского развития // Жилищные стратегии. - 2017. - № 3. - с. 175-192. - doi: 10.18334/zhs.4.3.38584.

23. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: указ Президента Российской Федерации: [7 мая 2012 г. № 600]

24. Отчет Правительства Российской Федерации «Работа Правительства: главное за месяц. Июнь 2014 года» от 1 июля 2014 г. Сайт Правительства РФ. - М., 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/.

25. Попова Е.В. Индикативное планирование как основной метод формирования долгосрочной социально-экономической стратегии России // Инновации. - 2008. -№ 9. - с. 15-27.

26. Порядок предоставления субсидий органам местного самоуправления на строительство жилых помещений жилищного фонда социального использования в наемных домах социального использования внесен в госпрограмму постановлением Правительства края: постановление Правительства Хабаровского края: [29 июля 2015 г. № 217-пр]

27. Руйга И.Р. Методы оценки инновационной устойчивости региона // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 10. - с. 1025-1038. - doi: 10.18334/се.11.10.38411

28. Сироткин В.А., Скорин А.В., Романова А.Э. Влияние демографии на формирование цены первичной недвижимости // Жилищные стратегии. - 2019. - № 1. - с. 109124. - doi: 10.18334/zhs.6.1.40590.

29. Старовойтов А.С. О необходимости изменения парадигмы массового жилищного строительства. Современные реалии и пути решения // Недвижимость: экономика, управление. - 2019. - № 2. - с. 37-41.

30. Сыроваткина Т.Н., Федорова О.И. Цифровая экономика как институциональная среда трансакционных издержек участников российского рынка жилья // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 2. - с. 141-152. - аок 10.18334/се.12.2.38812

31. Хованская Г.П., Самосудова Н.В. Современное состояние и проблемные задачи в сфере регулирования жилищной политики и ЖКХ // Недвижимость: экономика, управление. - 2018. - № 3. - с. 6-11.

REFERENCES:

Buzulutskiy M.I. (2019). Sovershenstvovanie mer regionalnoy sotsialno-ekonomiches-koy politiki v sfere zhilishchnogo stroitelstva subektov yuzhnogo federalnogo ok-ruga [Improvement of measures of regional socio-economic policy in the field of housing construction in Southern Federal district]. Innovation and Investment. (8). 161-168. (in Russian).

Dzhons K. (2019). Mezhdunarodnaya perspektiva vliyaniya globalnogo finansovogo krizisa na rynke zhilya [An International Perspective on the Impact of the Global Financial Crisis on Housing Markets]. Real estate: economics, management. (1). 2024. (in Russian).

Gattunen N.A. (2016). Zhilishchnaya politika Rossii: tendentsii, problemy, perspe-ktivy [Housing policy in russia: tendencies, problems, perspectives]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ekonomika i upravle-nie. 2 (4). 15-24. (in Russian).

Guzikova L.A., Kolesnikov A.M., Plotnikova E.V. (2017). Otsenka effektivnosti real-izatsii zhilishchnoy politiki v regionakh Rossii [Assessment of the effectiveness of the housing policy implementation in the regions of Russia]. Aktualnye problemy ekonomiki i upravleniya. (3). 31-41. (in Russian).

Ivanova R.M. (2014). Prognozirovanie investicionnogo sprosa na osnove ekonomiko-matematicheskogo modelirovaniya [Forecasting investment demand based on economic and mathematical modeling] Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arhi-tekturno-stroitel'nogo universiteta (4). 356-360. (in Russian).

Kadnikova T.G. (2015). Tselevyeprogrammy kak instrumentgosudarstvennyh investitsiy v zhilishchnoe stroitelstvo (na primere Respubliki Kareliya) [Target programs as a tool of public investment in housing construction (on the example of the Republic of Karelia)]. Studia Humanitatis Borealis. (2). 57-66. (in Russian).

Kapustkina A.V. (2019). Modelirovanie integrirovannoy sistemy upravleniya riskami pri realizatsii investitsionno-stroitelnyh proektov na territoriyakh operezhayushchego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [The modeling of integrated system for the investment and construction projects implementation risk management in the territories of social and economic advancement]. Real estate: economics, management. (1). 50-55. (in Russian).

Kashin A.V., Kravets A.V. (2017).Aglomeracionnye processy i perspektivy inno-vacionnogo razvitiya ekonomiki regiona (na primere Novosibirskoj oblasti) [Agglomeration processes and prospects of innovative development of the regional economy (on the example of the Novosibirsk region)] Kreativnaya ekonomika. (3). 399-408. (in Russian).

Khovanskaya G.P., Samosudova N.V. (2018). Sovremennoe sostoyanie iproblemnye za-dachi v sfere regulirovaniya zhilishchnoy politiki i ZhKKh [The current state and the challenges in the regulation of housing policy and housing]. Real estate: economics, management. (3). 6-11. (in Russian).

Kleshcheva O.A. (2013). Razvitie nauki kak osnova innovacionnogo razvitiya investi-cionno-stroitel'nogo kompleksa Respubliki Tatarstan [Development of science as the basis of innovative development of the investment and construction complex of the Republic of Tatarstan]. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. (3). 134-138. (in Russian).

Kiyanenko K.V. (2019). Sotsialno-arkhitekturnoeprogrammirovanie zhilyh kompleksov smeshannogo ispolzovaniya [Socio-architectural programming of residential mixed-use developments]. Vestnik vologodskogo gosudarstvennogo universiteta. seriya: tekhnicheskie nauki. (2). 61-67. (in Russian).

Korolkova D.I., Medvedev O.A. (2019). Otsenka effektivnosti realizatsii zhilishchno-stroitelnoy politiki regiona [Performance evaluation of the regional housing policy implementation]. Scientific bulletins of the Belgorod State University. Series: The Economy. Computer science. 46 (3). 457-466. (in Russian). doi: 10.18413/2411-38082019-46-3-457-466 .

Ovsyannikova T.Yu., Rabtsevich O.V., Yugova I.V. (2017). Otsenka multiplikativnogo vliyaniya zhilishchnyh investitsiy na dinamiku gorodskogo razvitiya [Estimating the multiplier effect of housing investment on the dynamics of urban development]. Russian Journal of Housing Research. 4 (3). 175-192. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.4.3.38584.

Popova E.V. (2008). Indikativnoeplanirovanie kak osnovnoy metod formirovaniya dol-gosrochnoy sotsialno-ekonomicheskoy strategii Rossii [Indicative planning as the principal method of forming long-term socio-economic strategy of Russia]. Innovations. (9). 15-27. (in Russian).

Rujga I.R. (2017). Metody ocenki innovacionnoj ustojchivosti regiona [Methods of estimation of innovation sustainability in the region]. Kreativnaya ekonomika. (10). 1025-1038. (in Russian).

Sirotkin V.A., Skorin A.V., Romanova A.E. (2019). Vliyanie demografii na formirovanie tseny pervichnoy nedvizhimosti [The impact of demographics on the price of the primary property]. Russian Journal of Housing Research. 6 (1). 109-124. (in Russian). doi: 10.18334/zhs.6.1.40590.

Syrovatkina T.N., Fedorova O.I. (2018). Cifrovaya ekonomika kak institucional'naya sreda transakcionnyh izderzhek uchastnikov rossijskogo rynka zhil'ya [Digital economy as an institutional environment of transaction costs of participants of the Russian housing market]. Kreativnaya ekonomika. (2). 141-152. (in Russian).

Starovoytov A.S. (2019). O neobkhodimosti izmeneniyaparadigmy massovogo zhilishch-nogo stroitelstva. Sovremennye realii i puti resheniya [About the need to change the paradigm of mass housing construction. Modern realities and solutions]. Real estate: economics, management. (2). 37-41. (in Russian).

Volchkova I.V. (2014). Metodicheskie aspekty indikativnogo analiza sostoyaniya i raz-vitiya aglomeratsiy[Methodological aspects of the indicative analysis of the status and development of urban agglomerations]. Economic sciences. (110). 73-77. (in Russian).

Vorobev V.S., Akimova I.D., Evseeva O.V. (2019). Otsenka riskov prognozirovani-ya i realizatsii programmy zhilishchnogo stroitelstva krupnogo megapolisa [Risk Assessment of Forecasting and Implementing a Large City Housing Construction Program]. Vestnik Sibirskogogosudarstvennogo universitetaputey soobscheniya. (3). 72-80. (in Russian).

Zalkind L.O. (2016). Vliyanie razlichnyh faktorov na lokalnyy zhilishchnyy rynok (na materialakh gorodov Murmanskoy oblasti) [Influence of various factors on the local housing market (based on materials of the Murmansk region''s cities)]. Russian Journal of Housing Research. 3 (4). 243-260. (in Russian). doi: 10.18334/ zhs.3.4.37223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.