Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФОРТЕПИАНО В АМЕРИКАНСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФОРТЕПИАНО В АМЕРИКАНСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / практика преподавания / индивидуально-дифференцированный подход / мастерство / исполнительство / music education / teaching practices / individualized and differentiated approach / mastery / performance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Юйсинь

Изучение и преподавание фортепиано в американских высших учебных заведениях является важной и непрерывно развивающейся областью музыкального образования. В этих учебных заведениях предоставляются уникальные возможности для студентов, стремящихся стать передовыми пианистами и преподавателями. В данной статье представлены пять основных тенденций практики преподавания фортепиано в высших учебных заведениях США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIANO TEACHING PRACTICES IN AMERICAN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The study and teaching of piano in American institutions of higher education is an important and continually evolving area of music education. These institutions provide unique opportunities for students who aspire to become advanced pianists and teachers. This paper presents five major trends in piano teaching practices in higher education institutions in the United States.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФОРТЕПИАНО В АМЕРИКАНСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФОРТЕПИАНО В АМЕРИКАНСКИХ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Лю Юйсинь, аспирант

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-3-177-179

Аннотация. Изучение и преподавание фортепиано в американских высших учебных заведениях является важной и непрерывно развивающейся областью музыкального образования. В этих учебных заведениях предоставляются уникальные возможности для студентов, стремящихся стать передовыми пианистами и преподавателями. В данной статье представлены пять основных тенденций практики преподавания фортепиано в высших учебных заведениях США.

Ключевые слова: музыкальное образование, практика преподавания, индивидуально-дифференцированный подход, мастерство, исполнительство.

Культура преподавания фортепиано в США, развивающаяся в русле английских и североевропейских традиций, во многом схожа с практикой преподавания в вузах России, но имеет свои особенности.

Музыкальное образование в Америке формировалось под воздействием многих исторических обстоятельств и культурных условий. Необходимо понимать, что население США - это смесь разных народов. Тем самым культурное смешение создает возможности как для объединения различных методик преподавания, так и для сохранения традиций, привнесенных из разных стран.

В настоящее время на развитие музыкального образования в США оказывают влияние процессы демократизации общества, сбережение национальных традиций в музыкальной культуре, участие общества в управлении системой образования.

Характерно, что государственного учебного плана по музыке в США нет. Образование контролируется на уровне штатов, руководство которых определяет задачи и предполагаемые результаты музыкального образования, корректирует учебные планы (единого государственного учебного плана в США не существует) [1, с. 117-118].

Американские педагоги (Д. Арнстайн, П. Леман, М. Марк, Д. Свейер и другие) считают, что наиболее важными задачами в процессе музыкального обучения и вос-

питания являются «воспитание эстетических и нравственных чувств, музыкального вкуса учащихся, любви к музыке и активно-творческого отношения к ней, осознание истории и культурного наследия своей страны и понимание культуры народов разных стран средствами музыкального искусства» [2, с. 13].

Практика преподавания фортепиано в американских высших учебных заведениях - это важная составляющая музыкальной образовательной программы, которая предлагает студентам возможность развивать свои игровые навыки под руководством опытных и талантливых преподавателей. В этих учебных заведениях стандарты качества образования высоки, и преподавательский состав тщательно отбирается, чтобы обеспечить студентам наилучшие возможности для роста и развития.

Американские высшие учебные заведения предлагают студентам, стремящимся к карьере исполнителя или преподавателя фортепиано, широкий спектр возможностей для развития и обучения. Программы включают в себя как практические занятия на инструменте (индивидуальные и в ансамбле), так и элективные курсы, предполагающие изучение методов обучения, учебных ресурсов и музыкальной литературы.

Опираясь на те или иные программы, системы, методы преподавания, американ-

ские педагоги берут или, перерабатывая, предлагают свои формы работы со студентами. Основными тенденциями практики преподавания фортепиано в высших учебных заведениях США являются:

1. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении

2. Применение компьютерной техники, аудио - и видеоаппаратуры

3. Развитие технического мастерства студентов

4. Воспитание творческой личности

5. Возможность для студентов принимать участие в конкурсах, мастер-классах, фестивалях и т. д.

В рамках практики преподавания фортепиано в американских высших учебных заведениях, студенты имеют возможность учиться как на индивидуальных уроках, так и в групповых классах. Последние способствуют развитию навыков коллективной игры и взаимодействия с другими музыкантами.

Индивидуальный подход в обучении -один из ключевых аспектов практики преподавания фортепиано. Такой дифференцированный подход позволяет преподавателям более детально работать с каждым студентом, обращая внимание на его индивидуальные потребности, развивая его уникальные музыкальные способности и помогая достигать высокого исполнительского уровня.

Также американские вузы широко используют современные технологии в преподавании фортепиано. Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены [3, с. 27]. Одно из основных преимуществ использования компьютерной техники в обучении игре на фортепиано - это возможность доступа к огромному количеству электронных учебных материалов. Существуют специальные программы и приложения, которые предлагают широкий выбор нотных сборников, теоретических материалов, аудио и видео уроков. Это позволяет студентам самостоятельно заниматься и углублять свои знания в музыке. Кроме того, такие программы часто включают интерактив-

ные игры, которые помогают развивать слух и ритмическое чувство учащихся.

Более того, в университетах Америки широко распространены виртуальные классы и онлайн-курсы, которые в свою очередь позволяют студентам иметь гибкий график обучения и получать качественное образование, даже находясь вдалеке от университета. Компьютерные программы и приложения не только упрощают процесс обучения, но и делают его более интересным и увлекательным для студентов. Многие из них используют анимацию, графику и звуковые эффекты, чтобы сделать обучение более привлекательным и запоминающимся.

Развитие технического мастерства игры на фортепиано является важным аспектом в образовательном процессе высших учебных заведений США. Ф. Шопен, как исполнитель и педагог, придавал большое значение фортепианной технике и рассматривал ее как «искусство выражать свои мысли звуками», «искусство управлять звуками», «проявление чувства в звуках» [4, с. 101]. Преподаватели американских вузов используют различные методики и системы упражнений, которые помогают развивать скорость, точность, выразительность игры. Также они предлагают студентам методы для достижения контроля над инструментом, учат различать и использовать различные приемы артикуляции, работают над развитием выносливости и концентрации. Владение инструментом и техническое мастерство позволяют студенту достичь высокого уровня исполнительского искусства и подняться на новую ступень в своем музыкальном развитии.

Демократические традиции Соединенных Штатов обусловливают свободу и в жизни, и в учебном процессе. Современные методы преподавания фортепиано в американских высших учебных заведениях акцентируют внимание на творческой свободе студентов и развитии их музыкального мышления. Преподаватели стимулируют студентов к экспериментам с интерпретацией произведений, к самостоятельному исследованию и созданию музыки. Развитие творческих навыков является важным

аспектом обучения и помогает студентам в полной мере раскрыть свой потенциал в искусстве игры на фортепиано.

Помимо развития технических навыков и воспитания творческого начала, практика преподавания в музыкальных вузах Америки предоставляет студентам возможность участия в мастер-классах и семинарах, которые проводят ведущие мировые пианисты и преподаватели. Эти события позволяют студентам получить опыт и наставления от востребованных и признанных профессионалов. Также важным компонентом обучения является возможность выступать публично. Студенты исполняют сольные произведения на концертах в стенах университета и за его пределами, принимают участие в конкурсах и фестивалях, что помогает им вырабатывать навыки выступления перед публикой, поднимает уровень исполнительского мастерства и дает ценный опыт работы на сцене.

Внеучебная жизнь студентов класса фортепиано в американских вузах также насыщена музыкальными возможностями. Они могут принимать участие в оркестрах, ансамблях и камерных группах, сотрудничать с композиторами и участвовать в концертных проектах. Это дает им возможность продвигать свою карьеру и укреплять свое понимание и любовь к музыке.

Таким образом, практика преподавания фортепиано в американских высших учебных заведениях представляет собой уникальную и стимулирующую среду для студентов, стремящихся развить свой музыкальный потенциал и достичь профессионального успеха. Комбинируя индивидуальный подход, участие в мастер-классах и использование современных технологий, эти учебные заведения создают благоприятные условия для роста и развития молодых пианистов и преподавателей.

Библиографический список

1. Рэдоси, Р. Северная Америка // Как учат музыке за рубежом. - М.: «Классика ХХ1 век», 2009. - С. 111-122.

2. Шмырина Ф.Л. Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США: автореф. дис.... канд. пед. наук.

3. Насибуллов Р.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: конспект лекций. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. -58 с.

4. Гофман И. фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика - 192 с.

PIANO TEACHING PRACTICES IN AMERICAN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Liu Yuxin, Postgraduate Student

A.I. Herzen Russian State Pedagogical University

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The study and teaching of piano in American institutions of higher education is an important and continually evolving area of music education. These institutions provide unique opportunities for students who aspire to become advanced pianists and teachers. This paper presents five major trends in piano teaching practices in higher education institutions in the United States.

Keywords: music education, teaching practices, individualized and differentiated approach, mastery, performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.