Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ (ОБЗОР К 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННЫХ КУЛЬТУР С КНР)'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ (ОБЗОР К 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННЫХ КУЛЬТУР С КНР) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОНКУРСЫ / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ "МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ" / ФОРТЕПИАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯКУТИЯ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варламова А.В.

В 2022 г. Якутия отметила 100-летие со дня образования. В статье дается краткий обзор развития профессионального музыкального образования в Якутии от истоков до становления высших учебных заведений в области музыки. Приводится история старейших учебных заведений республики; первой Республиканской музыкальной школы, Якутского музыкального училища (колледжа). В Якутии точкой отсчета третьего этапа фортепианного образования стал 1993 год, когда открылась Высшая школа музыки РС(Я) - учебное заведение с трехступенной системой обучения - начальной, средней и высшей. Это знаменует качественный скачок в системе музыкального образования: впервые в Якутии началась подготовка специалистов-музыкантов высшей квалификации. Основной упор в статье сделан на раскрытие многогранной деятельности ВШМ, которая создала новую культурную и духовную среду, организовав интенсивную музыкальную жизнь в республике. Автор приводит примеры того, что конкурентоспособность выпускников ВШМ подтверждается их востребованностью за рубежом. Во второй части статьи исследуются общие черты развития молодых фортепианных культур Якутии и Китая. Представлен краткий обзор зарождения и становления фортепианного искусства двух стран. Обе национальные фортепианные культуры сформированы в результате адаптации европейской музыкальной модели к их неевропейской национальной культуре. При этом приоритетная ориентация на освоение европейского фортепианного искусства отнюдь не привела к утрате национального своеобразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT MUSIC PROFESSIONAL EDUCATION IN YAKUTIA (REVIEW OF THE 100TH ANNIVERSARY OF THE REPUBLIC AND COMPARATIVE ANALYSIS OF PIANO CULTURES WITH CHINA)

In 2022 Yakutia celebrated the 100th anniversary of its formation. The article gives a brief overview of the development of professional music education in Yakutia from the origins to the formation of higher educational institutions in the field of music. The history of the oldest educational institutions of the republic is given; the first Republican music school, the Yakut Music College (college). In Yakutia, the starting point of the third stage of piano education was 1993, when the Higher School of Music of the RS (Ya) was opened - an educational institution with a three-stage system of education - primary, secondary and higher. This marks a qualitative leap in the system of music education: for the first time in Yakutia, the training of highly qualified musicians has begun. The main emphasis in the article is on the disclosure of the multifaceted activities of the HSM, which created a new cultural and spiritual environment by organizing an intensive musical life in the republic. The author gives examples of the fact that the competitiveness of HSM graduates is confirmed by their demand abroad. The second part of the article examines the common features of the development of young piano cultures of Yakutia and China. A brief overview of the origin and formation of the piano art of the two countries is presented. Both national piano cultures were formed as a result of the adaptation of the European musical model to their non-European national culture. At the same time, the priority orientation to the development of European piano art did not lead to the loss of national identity.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ (ОБЗОР К 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРТЕПИАННЫХ КУЛЬТУР С КНР)»

МРНТИ 18.41.91, 18.41.51, 18.41.15 https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-93-1-46-59

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ (обзор к 100-летию республики и сравнительный анализ фортепианных культур с КНР)

А. В. Варламова

кандидат искусствоведения, доцент, ГБОУ ВО «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова», г.Якутск, Россия e-mail: piterez190187@mail.ru

Аннотация

В 2022 г. Якутия отметила 100-летие со дня образования. В статье дается краткий обзор развития профессионального музыкального образования в Якутии от истоков до становления высших учебных заведений в области музыки. Приводится история старейших учебных заведений республики; первой Республиканской музыкальной школы, Якутского музыкального училища (колледжа). В Якутии точкой отсчета третьего этапа фортепианного образования стал 1993 год, когда открылась Высшая школа музыки РС(Я) — учебное заведение с трехступенной системой обучения — начальной, средней и высшей. Это знаменует качественный скачок в системе музыкального образования: впервые в Якутии началась подготовка специалистов-музыкантов высшей квалификации. Основной упор в статье сделан на раскрытие многогранной деятельности ВШМ, которая создала новую культурную и духовную среду, организовав интенсивную музыкальную жизнь в республике. Автор приводит примеры того, что конкурентоспособность выпускников ВШМ подтверждается их востребованностью за рубежом. Во второй части статьи исследуются общие черты развития молодых фортепианных культур Якутии и Китая. Представлен краткий обзор зарождения и становления фортепианного искусства двух стран. Обе национальные фортепианные культуры сформированы в результате адаптации европейской музыкальной модели к их неевропейской национальной культуре. При этом приоритетная ориентация на освоение европейского фортепианного искусства отнюдь не привела к утрате национального своеобразия.

Ключевые слова: музыкальная школа, профессиональное высшее музыкальное образование, исполнительские конкурсы, республиканский межведомственный проект «Музыка для всех», фортепианное образование, Якутия, Китай

ЯКУТИЯДА МУЗЫКАЛЫК КЭС1ПТ1К Б1Л1М БЕРУДЩ КДЛЫПТАСУЫ МЕН ДАМУЫ (республиканьщ 100 жылдыгына шолу жэне КХР-мен фортепиано мэдениеттерш салыстырмалы

талдау)

А. В. Варламова

енертану кандидаты, доцент, ГБОУ ВО " В. А. Босиков атында€ы Саха (Якутия) Республикасынын Жо€ары музыка мектебi (институт)",

Якутск к,., Ресей

Ацдатпа. 2022 жылы Якутия бЫм берудщ 100 жылдь^ын атап етп. Макалада Якутияда€ы кэаби музыкалык б^м берудщ пайда болуынан бастап музыка саласында€ы жо€ары оку орындарынын калыптасуына дешнп кыскаша шолу бертген. Республиканын ен кене оку орындарынын, бiрiншi республикалык музыка мектебшщ, Якут музыкалык училищеанщ (колледжiнiн) тарихы келтiрiледi. Якутияда фортепианода бiлiм берудщ Yшiншi кезенiнiн аныктамалык нYктесi 1993 жылы С(Я)Р Жо€ары музыка мектебi — Yш сатылы окыту жYЙесi бар оку орны — бастауыш, орта жэне жо€ары оку орны ашылды. Бул музыкалык бiлiм беру жYЙесiндегi сапалы секiрiстi бiлдiредi, Якутияда ал€аш рет жо€ары

46

б|л1кт! музыканттарды даярлау басталды. Макалада Heri3ri назар республикада к,арк,ынды музыкалык емфд1 уйымдастыра отырып, жана мэдени жэне рухани орта курган ЖММ-ysH кеп кырлы кызметш ашу€а аударылады. Автор ЖММ тулектерЫщ бэсекеге кабтетплт олардын шетелдеп суранысымен расталатындь^ына мысалдар келтфедк Макаланын ешнш1 белЫнде Якутия мен Кытайдын жас фортепиано мэдениеттер1 дамуынын жалпы белплер1 зерттелген. Ек1 елдщ фортепиано енер1 пайда болуы мен калыптасуына кыскаша шолу жасалды. Ек1 улттык фортепиано мэдениет де еуропалык музыкалык модельдщ еуропалык емес улттык мэдениетше бешмделутен калыптасады. Сонымен катар, Еуропалык фортепиано енерш игеруге басымдык беру улттык бфегейлттщ жо€алуына экелген жок.

ТYйiн свздер: музыка мектеб1, кэсштш жо€ары музыкалык б1л1м, орындаушылык конкурстар, С(Я)Р Жо€ары музыка мектеб1, фортепиано бтЫ, Якутия, Кытай

FORMATION AND DEVELOPMENT MUSIC PROFESSIONAL EDUCATION IN YAKUTIA (review of the 100th anniversary of the republic and comparative analysis of piano cultures with

China)

Aleksandra V. Varlamova

Candidate of Art History, Associate Professor, Higher School of Music of the Republic of Sakha (Yakutia) (Institute) named after V.A. Bosikov, Yakutsk, Russia e-mail: piterez190187@mail.ru

Abstract. In 2022 Yakutia celebrated the 100th anniversary of its formation. The article gives a brief overview of the development of professional music education in Yakutia from the origins to the formation of higher educational institutions in the field of music. The history of the oldest educational institutions of the republic is given; the first Republican music school, the Yakut Music College (college). In Yakutia, the starting point of the third stage of piano education was 1993, when the Higher School of Music of the RS (Ya) was opened - an educational institution with a three-stage system of education - primary, secondary and higher. This marks a qualitative leap in the system of music education: for the first time in Yakutia, the training of highly qualified musicians has begun. The main emphasis in the article is on the disclosure of the multifaceted activities of the HSM, which created a new cultural and spiritual environment by organizing an intensive musical life in the republic. The author gives examples of the fact that the competitiveness of HSM graduates is confirmed by their demand abroad. The second part of the article examines the common features of the development of young piano cultures of Yakutia and China. A brief overview of the origin and formation of the piano art of the two countries is presented. Both national piano cultures were formed as a result of the adaptation of the European musical model to their non-European national culture. At the same time, the priority orientation to the development of European piano art did not lead to the loss of national identity.

Keywords: music school, professional higher music education, performance competitions, republican interdepartmental project "Music for All", piano education, Yakutia, China

Введение

На северо-востоке Азиатской части России располагается самый большой ее субъект — Якутия, известная мировому сообществу как самый холодный регион. 27 апреля 1922 г. была образована Якутская АССР в составе РСФСР и в 2022 г. отметила свой 100-летний юбилей. Хотя Якутский уезд, близкий по территории современной Якутии, возник еще в далеком 1638 г., ее

национальная культура в течение тысячелетий оставалась для других народов за семью печатями.

В 70-ые годы музыковед Н. Шахназарова писала: «Современная эпоха — одна из интереснейших в истории музыки. В привычную орбиту музыкального профессионального искусства втягиваются новые народы. <...> Значительно расширяются представления о «культурном музыкальном мире»: народы, прежде третируемые как малоразвитые, дают такие образцы творчества, которые покоряют самых требовательных знатоков свежестью и новизной музыкального мышления, щедростью красок» [1, ^3]. Немало лет и сил потребовалось для того, чтобы выйти на поверхность, вызвать к себе интерес и завоевать мировое признание. Сегодня можно с уверенностью говорить, что богатый и неповторимый опыт народов республики заслуженно занимает свое самобытное место в российском и мировом культурном пространстве.

Народно-инструментальная музыка в Якутии по сравнению с певческой культурой была развита слабо. Из музыкальных инструментов широкое распространение получили в основном бубен и хомус (варган). Бубен был достоянием шаманов, а хомус, будучи по своей природе инструментом камерным и довольно ограниченным в мелодическом отношении, несмотря на тембровое своеобразие, не мог сыграть заметной роли в формировании национальной инструментальной культуры. Небольшое распространение получила и самодельная якутская скрипка (кырыымпа). Но присоединение Якутии к России (XVII в.) создало предпосылки для более быстрого культурного роста: содействовало распространению в северном крае ряда европейских инструментов — фисгармонии, фортепиано, струнно-смычковых [2].

Материалы и методы

Данная работа строится на хронологическом изложении истории музыкального образования в Якутской АССР и современной Республике Саха (Якутия).

Автор применяет такие методы научного исследования, как анализ источников, диссертационных работ, монографий, статей. Собственный богатый опыт автора как пианиста, музыковеда [2], педагога, организатора высшего профессионального образования в Якутии также лег в основу этой работы.

Обращаясь к началу становления музыкального образования в Якутии, вспомним тот факт, что в 20-е-30-е годы прошлого столетия закладывалась база для стремительного развития национальной культуры и профессионального искусства народов СССР. В крупных городах открывались музыкальные школы и училища, в республиканских центрах были организованы национальные консерватории.

Отмечая развитие профессиональной подготовки специалистов-музыкантов в Якутии, надо подчеркнуть, что вплоть до конца 40-х - начала 50-х годов большим сдерживающим фактором была очевидная замедленность становления музыкального образования. Этот фактор довольно долго служил причиной острой нехватки как исполнительских, так и педагогических кадров. Так, первые музыкальные учебные заведения, готовившие профессиональные кадры фортепианной специальности, появились здесь лишь во второй половине 40-ых годов XX века, а первые педагоги-пианисты из числа коренного населения только в 60-ых.

Государственное строительство музыкальной культуры началось в Якутии с середины 1930-ых годов, когда были основаны Радиокомитет и присоединенные к нему творческие объединения. После Великой Отечественной войны был основан Музыкальный театр, постепенно создавалась густая сеть детских музыкальных школ, развивались два профессиональных учебных заведения - Якутское музыкальное училище и Республиканская

музыкальная школа, призванные обеспечивать базу для последующего обучения одаренных молодых музыкантов в средних и высших учебных заведениях культурных центров России [3].

Республиканской музыкальной школой — первым учебным заведением профессионального образования в Якутии, основанной в 1944 году — был воспитан ряд высокопрофессиональных музыкантов. Здесь они в течение нескольких лет получали только самое первоначальное образование, а затем с детских лет обучались в специальных школах при консерваториях Москвы, Ленинграда и других центральных городов страны. Таким образом, лишь ограниченное количество талантливых якутских музыкантов смогло не только получить высшее специальное образование, но и поставить свои достижения на службу развитию культуры родного края. В их числе около десяти пианистов и музыковедов, не более пяти композиторов, три скрипача, четыре исполнителя на духовых инструментах, две арфистки и один дирижер-симфонист.

Если до 1990-ых годов в ведении Министерства культуры находилось более 100 музыкальных школ и три училища (музыкальное, художественное и культурно-просветительское), то в течение 90-ых годов происходило формирование высшего и укрепление среднего звена художественного образования. Развитие высшего образования в области культуры и искусства стало возможным благодаря имеющемуся творческому потенциалу учреждений среднего профессионального образования. Старейшим центром подготовки специалистов в области музыкального искусства является Якутский музыкальный колледж им. М.Н. Жиркова, выпускники которого успешно трудятся в разных уголках республики и за ее пределами. Это учебное заведение подготовило немалое количество своих выпускников к поступлению в консерватории, из которых они вышли квалифицированными композиторами, исполнителями, музыковедами [4].

К началу 90-х годов в Якутии назрело общественное осознание, что курс на приоритетное развитие духовной культуры населения республики нуждается в новом подходе к воспитанию собственных творческих кадров, подготовленных на месте и в условиях, отвечающих самым высоким требованиям. В республике начала формироваться система высшего художественного образования: открылись филиалы российских ВУЗов (школы-студии им. Немировича-Данченко при МХАТ им. Чехова, Красноярского государственного художественного института, Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского, Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств). Говоря о профессиональном музыкальном образовании необходимо упомянуть Федеральный государственный Арктический институт искусств, который наряду с другими направлениями подготовки, также готовит ряд музыкальных специальностей для республики — бакалавров музыкальной педагогики, инструментального исполнительства (народные инструменты) и вокального искусства.

Результаты

Высшая школа музыки РС (Якутия)

Высшая школа музыки РС (Якутия) (далее — ВШМ) была открыта Указом первого президента РС (Я) М.Е. Николаева и Постановлением Правительства республики 10 сентября 1993г. Создание ВШМ было обусловлено курсом государственной политики, направленной не только на воспитание духовности человека средствами художественного творчества, но и на необходимое для этого дальнейшее интенсивное развитие профессионального искусства и, соответственно, подготовку высококвалифицированных музыкальных кадров, отвечающих общероссийскому и мировому уровню. При этом подчеркивалось, что первым шагом в данном направлении должно стать создание такого учебного заведения, которое могло бы объединить

под своей крышей высококачественную начальную подготовку музыкально одаренных детей с их последующим средним и высшим специальным образованием.

Структура ВШМ является уникальной, поскольку ее идея основана на глубинном профессиональном подходе к обучению детей, отвечающем истинно вузовским критериям. Ее особенность — многоуровневость образовательного процесса, обеспечивающая его непрерывность и согласованность, практико-ориентированность обучения на основе сетевой формы реализации образовательных программ и индивидуальная образовательная траектория обучающихся.

Сегодня ВШМ создала новую культурную и духовную среду, организовав интенсивную музыкальную жизнь в республике. Через 12 лет после открытия ВШМ из учебного коллектива образовался всемирно известный Государственный ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии». Этот коллектив, являясь неоднократным лауреатом международных фестивалей и конкурсов, по праву стал визитной карточкой республики. Через 18 лет со дня основания ВШМ открылась Государственная филармония Якутии, где почти весь коллектив музыкантов укомплектован выпускниками ВШМ.

В устоявшейся практике музыкального обучения, как известно, существуют определенные каноны постепенного продвижения учащегося по репертуару, порядка освоения исполнительских навыков, приобретения музыкальных знаний и т.д. Многолетний опыт ВШМ подтверждает иное: в работе с истинно одаренными детьми такой нормативный подход нуждается в определенном пересмотре. Именно это позволило, сократив общепринятые сроки обучения музыкантов, осуществить первый выпуск специалистов со средним профессиональным образованием не в 2006 году (как поначалу предполагалось), а в 1998 году, то есть четыре года спустя после открытия школы.

ВШМ реализует направления подготовки многоуровневой системы профессионального музыкального образования: начальное, среднее профессиональное (53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов)) и высшее образование (бакалавриат (53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство») и специалитет (53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» (по видам инструментов), 53.05.04 «Музыкально-театральное искусство»). Проводится работа по подготовке документов к открытию направления ассистентуры-стажировки (53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства»).

ВШМ осуществляет различные совместные проекты с учебными организациями, творческими коллективами и общественными организациями Якутии и Дальнего Востока, реализует федеральные проекты и программы. ВШМ с 2011 г. является членом Ассоциации музыкальных заведений РФ. Подписаны Договоры о сотрудничестве с Московской консерваторией им. Чайковского, Российской академией музыки им. Гнесиных, Санкт-Петербургской консерваторией им. Римского-Корсакова.

ВШМ стала одним из первых учебных заведений Якутии, где важнейшей частью учебного процесса являются мастер-классы. Здесь работали профессора Московской государственной консерватории им. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных, Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А Римского-Корсакова и др. В последние годы постоянно проводятся мастер-классы известных музыкантов Всероссийской культурно-образовательной программы Башмет центра (Москва).

Важнейшим оптимизирующим фактором учебного процесса является широкое участие учащихся и студентов ВШМ в исполнительских конкурсах, которые проводятся в нашей стране и за рубежом. Участие в конкурсах, как и регулярная концертная деятельность всех учащихся, подготовка к ним не рассматриваются в ВШМ как нечто исключительное, а органически входят в структуру учебных занятий. Если за долгие годы существования музыкальных школ и училища считанные их воспитанники становились участниками конкурсов (да и то сугубо местного

значения), а об участии в международных соревнованиях оставалось только мечтать, то за 30 лет деятельности ВШМ ее питомцы в совокупности более 900 раз завоевывали гран-при, призовые места и получали звания лауреатов межрегиональных, всероссийских и международных конкурсов молодых музыкантов-исполнителей. В этом плане признанием достижений ВШМ стало проведение отборочных туров в Якутске Всероссийского музыкального конкурса.

О конкурентоспособности выпускников ВШМ свидетельствует их востребованность не только в республике, но и за рубежом. Наши молодые музыканты играют в Большом симфоническом оркестре им. П.И. Чайковского, Государственном академическом Большом театре, оркестре Русской филармонии в Москве, оркестре Санкт-Петербургской филармонии, симфонических оркестрах Германии, Греции, Японии, Китая, Кореи, Марокко, Чили и др. [5]. Благодаря международному признанию достижений ВШМ в профессиональной подготовке специалистов-музыкантов налаживаются двусторонние связи с зарубежными образовательными центрами, музыкальными обществами, учебными заведениями.

Важной составной частью образовательного процесса в ВШМ является активная концертная деятельность учащихся и студентов. Без малого 20 лет, до открытия Государственной филармонии, ВШМ фактически выполняла ее функции. И сегодня продолжает работать Детско-юношеская филармония. Выступления солистов и различных творческих коллективов в Якутске, других городах и улусах республики, в различных регионах России и за рубежом вызывают неподдельный интерес и восторженные отклики профессионалов и большой слушательской аудитории. Среди них — концерты на прославленных сценах России и мира. Это концертный зал им. П.И. Чайковского, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Большой театр и Кремлевский дворец съездов; Зал им. Е.В. Светланова в Международном Доме музыки; залы Музея им. А.С. Пушкина и Оружейной палаты; Большой зал Московской консерватории и Концертный зал РАМ им. Гнесиных и т.д., зал ЮНЕСКО в Париже и Страсбурге, в Италии, Франции, Австрии, Англии, Германии, Японии, Израиле, Португалии, Венгрии, Хорватии, Китае, Корее, Болгарии, Монголии, Казахстане, США, странах и городах Латинской Америки, в Украине и других странах. На протяжении ряда лет интенсивная концертная деятельность ВШМ является единственной возможностью пропаганды произведений композиторов Якутии. Представляя их творчество в разных уголках планеты, молодые музыканты, в свою очередь, стимулирует композиторов на создание новых сочинений.

Заметны достижения ВШМ и в научной, методической работе. Преподаватели успешно защищают кандидатские диссертации, посвященные якутской профессиональной музыке и фольклору. Результаты научных исследований преподавателей и студентов представлены в широком спектре печатных изданий, в материалах научных конференций, грантовых проектах. Выпускаются монографии, методические разработки, нотные сборники, учебные и нотные пособия, юбилейные издания, диски CD и DVD. В институте работает Научная лаборатория, где исследуются архивные материалы композиторов и музыковедов, осуществляется текстовый набор документов, заполняется каталогизация и систематизация архивных рукописей, реестрирование аудиокассет и т.д. Научная работа студентов на протяжении последних лет проводилась в форме написания и защиты дипломного реферата, который (наряду с исполнением сольной программы) является важным звеном завершающего этапа подготовки специалиста с высшим образованием.

Практикуются студенческие курсовые работы по исполнительской тематике, переложения для оркестра, а также ряд других форм. Проведено около двадцати конференций, таких как «Студенческие музыкальные чтения», «300 лет фортепиано», «Учитель и ученик», «Классика и современность: проблемы преемственности и исторических связей», «Личность и творчество», «Музыкальное образование: история и современность» и т.д., на

которых студенты выступали с докладами и сообщениями, представляли свои творческие работы. В рамках научной работы студентов проводятся музыкально-теоретические и гуманитарные олимпиады под общим названием «Сесилийские игры».

ВШМ стала методическим центром, оказывающим помощь развитию начального музыкального образования в республике: осуществляются стажировки, курсы повышения квалификации и мастер-классы. В ВШМ функционирует Летняя творческая школа для учащихся и преподавателей многочисленных музыкальных школ республики.

Институт является инициатором и организатором крупных республиканских и международных творческих проектов. Один из них — Международный юношеский конкурс «Скрипка Севера», с 1997 года ставший традиционным. Сегодня «Скрипка Севера» — это солидный, многолетний конкурс, член Ассоциации международных конкурсов России. В шести прошедших конкурсах (с периодичностью раз в четыре года) с 1997 года в нем приняли участие более 250 молодых исполнителей из США, Канады, Кореи, Китая, Франции, Германии, Казахстана, Монголии, Украины, а также из многих городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока и т.д. С 2000 года ВШМ ежегодно проводит Республиканский открытый конкурс молодых исполнителей «(Новые имена Якутии», включающий все номинации музыкального искусства (в том числе хореографию, фольклор и композицию). Масштабным проектом ВШМ с 2002 года является Пасхальный фестиваль искусств «<Золотые купола», претворяющий в жизнь идеи гуманизма, бескорыстного служения и доброты. Проект консолидирует лучшие исполнительские силы региона - оркестры, театры, концертные коллективы, музеи, кинотеатры, лучших исполнителей-солистов. Программы фестиваля отличаются разнообразием, включая концерты, выставки, благотворительные акции, просветительские чтения.

Значимым направлением деятельности ВШМ является Республиканский межведомственный проект «<Музыка для всех», инициированный первым Президентом республики М.Е. Николаевым. Проект ставит перед собой цель развития музыкальной культуры в Республике Саха (Якутия) как живого капитала общества и признания на государственном уровне роли и значения музыкального образования в качестве существенной части

V г-,

национальной культуры и одного из приоритетных направлений ее развития. В настоящее время проект внедряется в программы средних общеобразовательных школ, проводятся курсы повышения квалификации с привлечением выдающихся педагогов России, издается журнал «Музыка для всех», проводятся различные музыкальные конкурсы, в том числе для учащихся средних школ, «Музыкальная семья» и т.д. В рамках проекта проведены четыре международных конгресса в 2013, 2015, 2019, 2022 гг. и международный исполнительский конкурс «<Розовая чайка», собравший около 500 участников.

ВШМ активно налаживает взаимоотношения с учебными заведениями Азиатско-тихоокеанского региона, Центральной Азии, циркумполярной зоны и Дальневосточного федерального округа. В октябре 2020 года ВШМ вошла в список одобренных Министерством образования Китайской Народной Республики вузов Российской Федерации.

Сравнительный анализ фортепианных культур Якутии и Китая

Фортепиано, клавирное искусство принадлежат музыкальной Европе, в некотором роде даже являются ее символами. Отделенные тысячами километров, на другом конце континента, Китай и Якутия долгое время находились в колыбели фольклорного типа культуры. А между тем, в музыкальном мире Европы и России уже зародились, звучали и проносились судьбоносные стили Ренессанса, Барокко, Классицизма, Романтизма, Импрессионизма. Медленно, но верно век за веком фортепианное искусство прокладывало дорогу на Восток. Среди предпосылок, относящихся не только к фортепианному искусству, но и к культуре в

целом, в качестве важнейшей обозначена присущая народам Китая и Якутии известная толерантность к европейской культуре. Этим и объясняется привлекательность фортепиано в качестве атрибута европеизации, интерес к роялю как инструменту одного из «знаковых» элементов западной культуры.

Известно, что история зарождения фортепианного искусства в Китае берет начало с середины XIX века, при этом в процессе первоначальной адаптации фортепианной культуры была очень значительна роль протестантских миссионеров. В Якутске фортепиано впервые появилось также в первой половине XIX века. Некоторые сведения об его распространении приводит Н. С. Щукин (1792-1883), сибирский историк-краевед, писатель и общественный деятель, посетивший Якутск в 1829 г. В его книге «Поездка в Якутск» (1833) отмечено, что «в городе есть клуб, в нем есть театр, на коем служащая и торгующая молодежь ломает комедии <...> в трех домах есть фортепианы, но домы эти не здешние, и живут не по-якутски» [6, с. 234]. Очевидно, фортепиано имелось в домах политических ссыльных, которые отправлялись в Якутию на долгие годы.

В Китае начало фортепианного образования исследователи относят к началу XX столетия. Получив образование в Японии, первые китайские пианисты начали реформу музыкального образования по образцу Страны восходящего солнца. Именно они возглавили фортепианные отделения открывшихся первых профессиональных учебных заведений, к которым можно отнести Нанкинское высшее педагогическое училище и Шанхайскую женскую школу. Очень большое значение для утверждения фортепианного профессионализма имела и открывшееся в 1927 г. Национальная консерватория в Шанхае. При этом нельзя не отметить, что весомую роль сыграли и возглавляемые русскими эмигрантами музыкальные учебные заведения Харбина [7].

Обращаясь к развитию профессиональной подготовки пианистов в Якутии, надо отметить, что большим сдерживающим фактором была очевидная замедленность становления здесь музыкального образования. Первая музыкальная школа здесь появилась только в 1944 году, а музыкальное училище в 1948, где фортепианное отделение открылось в 1949 г. Тем не менее, за исторически короткий срок в Якутии полностью сформировалась трехзвенная система профессионального образования пианистов («школа - училище - вуз»), способная устойчиво обеспечивать подготовку одаренных музыкантов на уровне современных академических требований.

Обратившись к периодам пианистического образования в Якутии, отметим, что в самом начале становления фортепианно-педагогической практики первые профессиональные пианисты народа саха получали музыкальное образование в специальных музыкальных школах-десятилетках при Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Московской консерватории им. П. И. Чайковского, затем в этих же вузах и Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского.

Также и в Китае выдающиеся представители фортепианной культуры дальневосточных стран, определившие выход своих национальных школ за пределы собственного культурного ареала, лишь начинали обучение у отечественных педагогов. Китайские пианисты все чаще рассматривали обучение у высококвалифицированных специалистов, работавших в стране, лишь в качестве предварительного этапа для обучения за рубежом. Лучшие воспитанники Китая в 1940-ых годах продолжили обучение в Париже, Брюсселе и Лондоне [8].

В Китае, несмотря на наличие признаков формирования национальной педагогической школы, ключевая роль иностранных специалистов в целом не снижалась. А в Якутии решение проблем, связанных со становлением профессионального пианистического образования, республика решала за счет специалистов, приглашенных из других регионов России — выпускников различных консерваторий и училищ страны.

В Якутии второй этап фортепианного образования охватывает период с конца 1950-х -начала 1960-х до начала 1990-х годов. Он характеризуется формированием широкой сети музыкально-образовательных учреждений по всей Якутии (к концу этого периода функционировало более ста музыкальных школ), где педагогами становились выпускники Якутского музыкального училища. Таким образом, начальное музыкальное и среднее специальное образование осуществлялось уже в самой Якутии, а высшее — за пределами республики.

На заключительной стадии становления фортепианного искусства в Китае основным критерием завершения периода явилось достижение стабильной преемственности в профессиональном фортепианном образовании, а также появление плодов данного образования - значимых художественных результатов. С.А. Айзентштадт, исследуя эту фортепианную школу, отмечает, что усилия, предпринятые в 50-е годы правительством Китайской Народной Республики для стимулирования национального пианистического искусства, открытие специальных музыкальных учебных заведений обеспечило переход на качественно новый уровень [9]. Совершенствовалась система фортепианного обучения в Шанхайской консерватории, открывались новые центры профессионального фортепианного образования (консерватории в Тяньцзине, Пекине, Шеньяне и др.). Айзентштадт также отмечает, что развитие фортепианного искусства в КНР происходило при активной помощи фортепианных школ социалистических стран, в первую очередь - советской (Т. Кравченко, Д. Серов, А. Татулян и др.).

Исследователи подчеркивают, что прохождение этого периода не было безоблачным: имели место гонения на фортепиано в эпоху китайской «культурной революции» (1967-1977). Тем не менее, трагические события не смогли переломить общий ход развития китайской фортепианной культуры.

После окончания «культурной революции» фортепианная школа КНР достаточно быстро восстановила утраченные позиции. На данной фазе исторического развития в Китайской Народной Республике сложилась весьма развитая система фортепианного образования с разветвленной инфраструктурой. Фортепианные отделения лучших учебных заведений были укомплектованы национальными педагогическими кадрами. Фортепианное искусство страны не только получило безоговорочное мировое признание, но и стало оказывать существенное воздействие на мировой пианизм. Успехи молодых исполнителей из Китая на престижных международных состязаниях не только перестали быть единичными, но и демонстрируют доминирование ее представителей на мировой конкурсной арене. Лучших исполнителей Китая вполне можно причислить к ключевым фигурам современной пианистической культуры. Необходимо отметить такое явление, как «фортепианный бум» - стремительное увеличение числа китайских обучающихся на инструменте, отчетливо наблюдаемое в 80-е годы и окончательно определившееся в начале следующего десятилетия в качестве одной из важнейших тенденций, коренным образом повлиявшей на ситуацию в Китае [10]. В Якутии также наблюдался приоритет выбора фортепиано, начиная со второй половины 60-х годов. Во всех музыкальных школах республики фортепианные классы были самыми популярными и многочисленными.

В Якутии точка отсчета третьего этапа фортепианного образования — 1993 год, когда открылась Высшая школа музыки РС(Я) В настоящее время, особенно с появлением республиканского проекта «Музыка для всех» (с 2013 г.) интерес к фортепиано опять возрос. Ставится задача, чтобы каждый ученик общеобразовательной школы мог играть на классическом инструменте. И здесь фортепиано является самым популярным инструментом.

В последние десятилетия в Китае значительно укрепилась композиторская школа. Сочинения, созданные ведущими китайскими композиторами, активно входят в национальный пианистический репертуар. Продолжается интенсивное освоение и созданных ранее опусов

китайских композиторов. Однако в основе репертуара фортепианной школы Китая по-прежнему остаются произведения композиторов Запада. Приоритетная ориентация на освоение европейского фортепианного искусства отнюдь не привела к утрате стилевого своеобразия. Адаптация западных культурных ценностей теснейшим образом увязана с органичным претворением коренных национальных традиций в фортепианной авторской музыке [11].

Якутская же фортепианная музыка с первых шагов своего развития складывалась в результате взаимодействия двух истоков. Одним из них стала якутская народно-бытовая песенная, танцевальная и, отчасти, инструментальная музыка. При этом, естественно, менялись формы претворения интонационного строя народных песен в профессиональной музыке. Так, национальные мелодии в композиторском творчестве подвергаются радикальной переработке, приобретая совершенно иной индивидуальный облик, при этом ладовые, интонационные и ритмические особенности якутского фольклора передаются в них с большой тонкостью и чуткостью. Огромный интерес к фольклору мотивирован профессиональными музыкантами, прежде всего осознанием его как основы профессионального творчества. Это тем более важно, что фольклор — и как живое творчество, и как система — возникал снизу, в качестве спонтанного самовыражения эстетических и этических потребностей народа, его философии, принимая при этом определенные формы без влияния европейской культуры. Другим важнейшим истоком фортепианных сочинений якутских авторов стали многовековые традиции европейской музыки.

Таким образом, фортепианная культура Якутии прошла стремительный путь развития, которое ныне интенсивно продолжается — в настоящее время в этой сфере работают самобытные композиторы, яркие исполнители, авторитетные преподаватели, творческая деятельность которых вносит весомый вклад в художественную, духовную жизнь республики. В течение 60 лет была создана довольно обширная фортепианная литература, представленная произведениями различных жанров и форм, отличающаяся богатством тематизма, многообразием фактуры, выразительных пианистических средств и интерпретаторских возможностей. Наиболее яркие, самобытные произведения постоянно звучат на концертной эстраде не только в Якутии, России, но и за рубежом. Сегодня якутская фортепианная культура являет собой образец ярко выраженной интеграции европейского и национального и является неотъемлемой составной частью многонациональной российской культуры.

В Китайской Народной Республике также развитие национальной фортепианной культуры было быстрым, их пианистическая культура справедливо считается одним из наиболее ярких и характерных явлений современной музыкальной жизни. В условиях кризисных явлений, наметившихся в последние десятилетия в сфере академического музыкального искусства, фортепианное искусство Китая играет важную роль в поддержании стабильности современной мировой пианистической школы. Резкий скачок интереса к фортепиано, наблюдаемый в Китае в последние десятилетия, привел к тому, что к началу XXI века китайское пианистическое образование достигло массовых масштабов. Повышенная потребность в квалифицированных педагогических кадрах влечет за собой постоянное возрастание числа западных - в том числе и российских - преподавателей, выезжающих на работу в Китай. Одновременно увеличивается и количество китайских учащихся, направляющихся для совершенствования мастерства за пределы национального пространства - в государства, где пианистическая культура находится на более высокой ступени развития [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что молодые национальные фортепианные культуры Якутии и Китая имеют ряд общих черт:

— если европейские фортепианные школы складывались главным образом на протяжении XVIII и XIX веков, то основные процессы формирования молодых фортепианных культур Китая и Якутии относятся к XX столетию;

— обе национальные фортепианные культуры сформированы в результате адаптации европейской музыкальной модели к их неевропейской национальной культуре. При этом приоритетная ориентация на освоение европейского фортепианного искусства отнюдь не привела к утрате национального своеобразия [13];

— в процессе формирования фортепианного образования в Китае и Якутии обнаруживается примерно одинаковая периодичность. Первый — это период зарождения; второй - период становления; третий - отмечается выходом на международную арену. При этом каждый из периодов включает несколько этапов. В целом, период становления названных молодых фортепианных культур примерно одинаков в своих типологических характеристиках. Это рост сети музыкально-образовательных учреждений (в том числе высших учебных заведений), развитие фортепианной педагогики, появление национального своеобразия музыки, первые успехи на международной арене. Отметим, что и в Китае, и в Якутии трудный процесс зарождения фортепианной культуры сопровождался продолжительными паузами, в результате которых развитие необходимо было вновь начинать почти «с чистого листа»;

—в обеих республиках одним из ключевых факторов, обеспечивших успешность развития фортепианного образования и исполнительства, является влияние русской фортепианной школы [14];

— первые профессиональные пианисты Китая и Якутии получали образование за пределами родины; при возникновении первых учебных заведений зачастую там работали приезжие специалисты.

Таким образом, фортепианное исполнительство Якутии, вступив на путь активного созидания лишь с середины 60-х годов, стало к настоящему времени серьезным и самобытным художественным явлением. И, несмотря на то, что Якутия позднее других национальных регионов СССР вступила на путь профессионального музыкального искусства, ныне сложилась достаточно крепкая пианистическая школа, которая позволяет фортепианному исполнительству на арктическом Севере России успешно и интенсивно развиваться и активнее заявлять о себе. Якутское фортепианное искусство уверенно выходит на международный уровень. Здесь можно привести уже хрестоматийный пример, когда на международном фестивале-конкурсе им. Рихтера во Франции студентка фортепианной кафедры ВШМ, помимо завоеванного лауреатского звания, была отмечена специальным призом за лучшее исполнение современного произведения, и это произведение якутского автора — соната Полины Ивановой.

Или другой пример — Высшая школа музыки успешно проводит совместно с Московской государственной консерваторией международный пианистический конкурс имени родоначальника профессионального музыкального образования Якутии Марка Николаевича Жиркова. В программных требованиях двух туров - классический фортепианный репертуар и обязательное исполнение одного произведения якутского автора. Пианисты из Якутии с честью представляют свою фортепианную школу в данном конкурсе.

Сегодня в китайской фортепианной культуре существует разветвленная сеть учебных заведений, интенсивно развивается педагогика. Уровень преподавания в лучших музыкальных вузах в настоящее время соответствует самым высоким стандартам фортепианного обучения. Мы рассматриваем китайское фортепианное искусство в качестве особого, во многом уникального явления, сформированного в тесной связи с общими тенденциями развития мирового фортепианного искусства.

Заключение

В Якутии, где еще 100 лет назад не было профессионального музыкального образования, сейчас сложилась весьма развитая система образования с разветвленной инфраструктурой, включающей образовательный комплекс, предназначенный как для начинающих, так и для музыкантов-профессионалов высокого уровня. Музыкальные отделения многочисленных школ искусств, музыкального училища, коллективы Государственного театра оперы и балета и Государственной филармонии и т.д. укомплектованы национальными музыкальными кадрами. Музыкальное искусство Якутии не только получает российское признание, но стало известно на мировом уровне [15].

Возрастающая роль и важнейшее место Высшей школы музыки в образовательном, культурном и духовном пространстве Дальневосточного федерального округа позволяет педагогическому коллективу с уверенностью смотреть в будущее и выстраивать перспективу своего развития как образовательного, художественно-творческого и методического центра, реализующего программы высшего, среднего и начального профессионального образования музыкантов — важнейшего фактора воздействия на широкое распространение музыкального искусства, повышение культурного уровня и духовности общества.

Список литературы

1. Шахназарова Н. Г. О национальном в музыке. Изд. второе, испр. — М.: Музыка, 1968. — 86 с.

2. Варламова А.В. Фортепианное искусство Якутии (Творчество, исполнительство, образование) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 ... Якутск, 2004. - 152 с.

3. Варламова А. В. Фортепианное исполнительство Якутии: истоки и пути развития. — Якутск: РИО РНМЦ НТ и СКД им. А. Е. Кулаковского, 2006.

4. Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия). Сост. А.В. Варламова. — Якутск: РИО медиа-холдинга, 2014. — 168 с.

5. Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985 гг.). — Новосибирск: ЯНЦ АН РФ, 1994. — 384 с.

6. Щукин Н.С. Поездка в Якутск. — СПб, 1844. — 315 с.

7. Айзенштадт С.А. Зарождение фортепианного искусства в странах Дальневосточного региона // Идеи и идеалы. - 2012. - № 4. Т. 2. - С. 101-109.

8. Айзенштадт С.А. О роли русской фортепианной школы в процессе формирования пианистического искусства Китая и Японии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2015. - № 3. Ч. 1. -С. 22-26.

9. Айзенштадт С.А. Стилевые искания в фортепианном исполнительстве стран Дальневосточного региона // Проблемы музыкальной науки. - 2011. - № 2. - С. 184-188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Айзенштадт С. А. Фортепианная культура Китая и Кореи глазами американских исследователей / // Проблемы музыкальной науки. - 2013. - № 2. - С. 6-11.

11. Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальнего Востока на конкурсной арене // Проблемы музыкальной науки. - 2011. -№ 1 - С. 200-204.

12. Айзенштадт А. С. Русские основоположники китайской фортепианной школы: мифы и реальность на изломах истории // «Родная земля»: образ и идея русской культуры: Сб. докладов научно-практической конференции «Свиридовские чтения». - Курск, 2012. - С. 108-114.

13. Шэнлинь Ю., Торопова А. В. Становление национального стиля фортепианной музыки в контексте истории инструментального искусства Китая // Музыкальное искусство и образование. - 2022. - №10(1). -С. 106-121.

14. Айзенштадт С.А. Фортепианная культура Китая и музыкальное мышление Востока // Культура Дальнего Востока России и стран АТР. Сборник статей по материалам научной конференции. Вып. 11. -Владивосток : Изд-во Тихоокеанского государственного экономического университета. 2005. - С. 58-61.

15. Варламова А.В. В Москве отметили 100-летие образования Республики Саха. ClassicalMusicNews.Ru. 19.03.22. Онлайн-ресурс: https://www.classicalmusicnews.ru/reports/moscow-sakha-100-concert/

References

1. Shahnazarova N. G. O nacional'nom v muzyke. Izd. vtoroe, ispr. [About the national in music. 2nd edition, corr.]. M.: Muzyka, 1968. 86 p. [in Russ.]

2. Varlamova A.V. Fortepiannoe iskusstvo Jakutii (Tvorchestvo, ispolnitel'stvo, obrazovanie) : Dis. ... kand. iskusstvovedenija : 17.00.02 ... [Piano art of Yakutia (Creativity, performance, education) : Dissertation... Cand. of Art history]. Jakutsk, 2004. 152 p. [in Russ.]

3. Varlamova A. V. Fortepiannoe ispolnitel'stvo Jakutii: istoki i puti razvitija [Piano performance in Yakutia: origins and ways of development]. — Jakutsk: RIO RNMC NT i SKD im. A. E. Kulakovskogo, 2006. [in Russ.]

4. Vysshaja shkola muzyki Respubliki Saha (Jakutija). Sost. A.V. Varlamova. [Higher School of Music of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Jakutsk: RIO media-holdinga, 2014. 168 p. [in Russ.]

5. Golovneva N.I. Stanovlenie jakutskoj professional'noj muzykal'noj kul'tury (1920-1985 gg.) [Formation of the Yakut professional musical culture (1920-1985)]. Novosibirsk: JaNC AN RF, 1994. 384 p. [in Russ.]

6. Shhukin N.S. Poezdka v Jakutsk [Trip to Yakutsk]. SPb, 1844. 315 p. [in Russ.]

7. Eisenshtadt S.A. Zarozhdenie fortepiannogo iskusstva v stranah Dal'nevostochnogo regiona // Idei i idealy. [The origin of piano art in the countries of the Far Eastern region // Ideas and ideals]. 2012. № 4. Vol. 2. P. 101-109. [in Russ.]

8. Eisenshtadt S.A. O roli russkoj fortepiannoj shkoly v processe formirovanija pianisticheskogo iskusstva Kitaja i Japonii // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. [On the role of the Russian piano school in the formation of the pianistic art of China and Japan // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice] Tambov : Gramota, 2015. № 3. Ch. 1. P. 22-26. [in Russ.]

9. Eisenshtadt S.A. Stilevye iskanija v fortepiannom ispolnitel'stve stran Dal'nevostochnogo regiona // Problemy muzykal'noj nauki. [Stylistic searches in piano performance of the countries of the Far Eastern region In: Problems of musical science]. 2011. № 2. P. 184-188 [in Russ.]

10. Eisenshtadt S. A. Fortepiannaja kul'tura Kitaja i Korei glazami amerikanskih issledovatelej // Problemy muzykal'noj nauki. [Piano culture of China and Korea through the eyes of American researchers. In: Problems of musical science]. 2013. № 2. P. 6-11 [in Russ.]

11. Eisenshtadt S. A. Fortepiannye shkoly stran Dal'nego Vostoka na konkursnoj arene // Problemy muzykal'noj nauki [Piano schools of the countries of the Far East in the competitive arena. In: Problems of musical science]. 2011. № 1. P. 200-204 [in Russ.]

12. Eisenshtadt A. S. Russkie osnovopolozhniki kitajskoj fortepiannoj shkoly: mify i real'nost' na izlomah istorii // «Rodnaja zemlja»: obraz i ideja russkoj kul'tury: Sb. dokladov nauchno- prakticheskoj konferencii «Sviridovskie chtenija». [Russian founders of the Chinese piano school: myths and reality on the fractures of history. In: "Native land": the image and idea of Russian culture: Collection of reports of the scientific and practical conference "Sviridov readings"]. Kursk, 2012. P. 108-114 [in Russ.]

13. Shenglin Yu., Toropova A.V. Stanovlenie nacional'nogo stilja fortepiannoj muzyki v kontekste istorii instrumental'nogo iskusstva Kitaja // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Formation of the national style of piano music in the context of the history of instrumental art of China. In: Musical art and education]. 2022. №10(1). P. 106-121 [in Russ.]

14. Eisenshtadt S.A. Fortepiannaja kul'tura Kitaja i muzykal'noe myshlenie Vostoka // Kul'tura Dal'nego Vostoka Rossii i stran ATR. Sbornik statej po materialam nauchnoj konferencii. Vyp. 11. -Vladivostok : Izd-vo Tihookeanskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. [Piano culture of China and musical thinking of the East // Culture of the Far East of Russia and the APR countries. Collection of articles based on the materials of the scientific conference. Issue 11. -Vladivostok : Publishing House of the Pacific State University of Economics]. 2005. P. 58-61 [in Russ.]

15. Varlamova A.V. V Moskve otmetili 100-letie obrazovanija Respubliki Saha [The 100th anniversary of the formation of the Sakha Republic was celebrated in Moscow]. ClassicalMusicNews.Ru. 19.03.22. Retrieved from: https://www.classicalmusicnews.ru/reports/moscow-sakha-100-concert/ [in Russ.]

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Варламова Александра Васильевна - кандидат искусствоведения, доцент, ГБОУ ВО «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова». Адрес: Россия, Республика Саха, 677911, г. Якутск, 16 км Покровского ш., 2; e-mail: piterez190187@mail.ru

АВТОР ТУРАЛЫ МЭЛ1МЕТ

Варламова Александра Васильевна - енертану кандидаты, доцент, "В. А. Босиков атында€ы Саха (Якутия) Республикасынын, Жо€ары музыка мектебi (институт)". Мекенжай: Ресей, Саха Республикасы, 677911, Якутск к., Покровский тас жолынын 16 шакырымы, 2; e-mail: piterez190187@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Aleksandra V. Varlamova - Candidate of Art History, Associate Professor, Higher School of Music of the Republic of Sakha (Yakutia) (Institute) named after V.A. Bosikov. Address: Russia, Sakha Republic, 677911, Yakutsk, 16 km of Pokrovsky Highway, 2; e-mail: piterez190187@mail.ru

РедакцияFа тYстi / Поступила в редакцию / Received 10.03.2023 ЖариялауFа кабылданды / Принята к публикации / Accepted 25.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.