Научная статья на тему 'Практика правоприменения и регламентации системы функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования в РФ'

Практика правоприменения и регламентации системы функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования в РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВО / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / ПОКАЗАТЕЛЬ / КАЧЕСТВО / EDUCATION / SYSTEM / ACTIVITY / LAW / MANAGEMENT / EFFICIENCY / EVALUATION / INDICATOR / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллов Николай Петрович, Молчанов Сергей Валерьевич, Молчанова Валерия Сергеевна

В статье анализируются методологические подходы к оценке функционирования органов управления образованием при оценивании качества общего образования. Показаны основные компоненты структурно-логической модели данного процесса, который опирается на социально-правовые механизмы при оценке функционирования образовательных организаций в рамках повышения качества российского образования. В представленной модели исследованию подвергаются различные уровни нормативно-правового регулирования в рамках единой системы оценивания качества образования в нашей стране, оказывающие воздействия на процесс оценивания качественного состояния общего образования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллов Николай Петрович, Молчанов Сергей Валерьевич, Молчанова Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF LAW ENFORCEMENT AND REGULATIONOF EDUCATION AUTHORITIES FUNCTIONINGIN THE FRAMEWORK OF ASSESSING THE QUALITY OF GENERAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes methodological approaches to assessing the functioning of education authorities in assessing the quality of general education. The main components of the structural-logical model of this process, which relies on social and legal mechanisms in assessing the functioning of educational organizations in the framework of improving the quality of Russian education, are shown. In the presented model, various levels of legal regulation are examined within the framework of the unified system for assessing the quality of education in our country, which have impact on the process of assessing the quality of general education in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Практика правоприменения и регламентации системы функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования в РФ»

Н.П. Кириллов, С.В. Молчанов, В.С. Молчанова

(Москва)

ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИИ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РАМКАХ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

PRACTICE OF LAW ENFORCEMENT AND REGULATION OF EDUCATION AUTHORITIES FUNCTIONING IN THE FRAMEWORK OF ASSESSING THE QUALITY OF GENERAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

В статье анализируются методологические подходы к оценке функционирования органов управления образованием при оценивании качества общего образования. Показаны основные компоненты структурно-логической модели данного процесса, который опирается на социально-правовые механизмы при оценке функционирования образовательных организаций в рамках повышения качества российского образования. В представленной модели исследованию подвергаются различные уровни нормативно-правового регулирования в рамках единой системы оценивания качества образования в нашей стране, оказывающие воздействия на процесс оценивания качественного состояния общего образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: образование, система, деятельность, право, управление, эффективность, оценка, показатель, качество.

The article analyzes methodological approaches to assessing the functioning of education authorities in assessing the quality of general education. The main components of the structural-logical model of this process, which relies on social and legal mechanisms in assessing the functioning of educational organizations in the framework of improving the quality of Russian education, are shown. In the presented model, various levels of legal regulation are examined within the framework of the unified system for assessing the quality of education in our country, which have impact on the process of assessing the quality of general education in the Russian Federation.

Key words: education, system, activity, law, management, efficiency, evaluation, indicator, quality.

Вопросы оценивания качественных показателей образования представляют собой в настоящее время одну из самых актуальных проблем для всей системы российского образования. По данным международных исследований по индексу уровня образования (Education Index) Россия занимает 34 место по уровню грамотности взрослого населения, а также совокупной доли учащихся, получающих образование; по индек-

су эффективности национальных систем образования (Global Index of CognitiveSkills and Educational Attainment) - 32 место. Согласно мониторинговым исследованиям качества общего образования Programme for International Student Assessment (PISA) Россия занимает 26-е место по читательской грамотности, 23-е по математической грамотности и 32 место по естественнонаучной грамотности.

Одновременно важнейшим фактором правового применения инструментов регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования необходимо назвать вступление Российской Федерации в Болонское соглашение, которое предполагает обязательную оценку образовательных организаций. Это в свою очередь обусловило общероссийскую тенденцию к повышению эффективности функционирования государственных органов управления в решении данной проблемы [1].

Улучшение качества образования, внедрение новых методов обучения, технологий, которые повысят вовлеченность детей в образовательный процесс и будут мотивировать их на учебу, позволят решить существующие проблемы эффективности системы образования.

Предлагаемый подход обеспечивает стабильную динамику и развитие российского образования в современных условиях и на перспективу. Однако противоречивым выглядит тот факт, что в ряде научных публикаций, в нормативно-правовой литературе, выступлениях руководителей российского образования постоянно подчеркивается несоответствие потенциальных возможностей совершенствования качества образования возрастающим требованиям современного периода развития России [6].

Практика показывает, что специфика правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования детерминирует целый комплекс научных исследований, которые ориентированы на реализацию направлений по объединению усилий государства и общества в целях создания условий для решения данной проблемы в современной России.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что это возможно только при условии правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в ходе оценивания качества общего образования, как главного его механизма [1].

Анализ, проведенный авторами данной статьи, позволяет сделать вывод о том, что в российской и зарубежной образовательной системе выделяется несколько основных направлений процесса правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования.

Исследовано нормативное регулирование независимого оценивания качества образования в Российской Федерации (работы С.Г. Косарецкого, А.А. Седельникова) .

В работах Е.Г. Нечаевой, Н.Б. Шугаль и др. представлены различные подходы и механизмы рейтингования в российском образовании, возможные риски и проблемы, пути их решения; определены основные аспекты региональных стратегий развития независимого рейтингования как основного элемента совершенствования системы образования.

Исследование современного состояния процесса оценивания качества общего образования нашло отражение в таких научных направлениях, как:

• характеристика современного состояния процесса оценивания качества общего образования в России и за рубежом, методологические подходы и принципы в оценке качества современного образования, современные модели оценивания качества образования (С.Л. Данильченко, И.Г. Карелина, В.А. Болотов, Г.С. Ковалёва, И.А. Вальд-ман, Т.В. Третьякова, С.Т. Косенко);

• специфика нормативно-правового регулирования и государственного контроля в рамках российского образования (Н.М. Ладнушкина, М.Н. Кудилинский, В.В. Гриб, Т.Н. Данилова), в том числе нормативного регулирования процесса независимого оценивания качества российского образования в интересах определения его соответствия предоставляемым образцам (С.Г. Косарецкий, А.А. Седельников);

• анализ состояния региональной и муниципальной систем оценивания качественного уровня образования, в том числе на примере ряда регионов Российской Федерации (В.П. Панасюк, Я.А. Весова, Г.А. Го-ловичер, Е.В. Михайлова, Шарошкина М.К.);

• описание и анализ научно-методического инструментария оценивания качественного уровня образования и принципов его применения (В.И. Сутягина, М.К. Ро-манченко, Л.В. Шалбаева, В.В. Загоровский), проанализированы и представлены кластерные модели как инструмент оценивания состояния образовательных систем (Т.И. Пуденко, А.В. Фирсова);

• принципы и особенности рей-тингования образовательного процесса в нашей стране, в том числе на примере образовательных систем и организаций, включающих дошкольное, общее и дополнительное образование школьников (В.А. Болотов, Е.Е. Чепурных, А.А. Седельников, В.Н. Авер-кин, Т.А. Каплунович).

Это послужило детерминантой для возникновения понимания роли и значения процесса правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках его оценивания, которое впоследствии приобрело особое звучание и отражение в ряде нормативно-правовых актов Российской Федерации. Важнейшее направление в решении данной проблемы лежит в плоскости совершенствования механизмов правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием при оценке его составляющей - качественного состояния общего образования в современной России. Именно данный процесс представляет собой инновацию при развитии образовательной среды учебных заведений всех уровней в Российской Федерации [3].

Результативность научного исследования и объективного анализа образовательных организаций зависит от качества его теоретико-методологической обоснованности, которое позволяет оценить деятельность образовательных организаций посредством её упорядочения и превращения в целостную систему, характеризующуюся чёткой структурой, отражающей процесс ее осуществления.

Компонентами структурно-логического анализа правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием при оценивании качества обще-

го образования являются объект, субъект, предмет, формы, методы функционирования, ее результат. Центральным звеном выступает механизм оценивания качества образования, реализующий концепцию ряда российских ученых о правоприменении и регламентации функционирования органов управления образованием в этом направлении.

Исследования показывают, что категория «правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования» в современном научном сообществе вызывает достаточно широкую дискуссию ученых, специализирующихся на изучении данной проблемы. Были исследованы: современное состояние системы оценивания качества общего образования (работа Н.Р. Нарикбаева, О.А. Шамигулова), опыт субъектов Российской Федерации в построении региональной системы оценивания качества общего образования, состояние региональной, муниципальной и школьных образовательных систем (работы А.В. Фир-совой, П.В. Кузьмина, Л.А. Рябининой, С.В. Семенова, Т.Ю. Чабан и др.); особенности развития региональной модели оценивания качества общего образования на примере ряда субъектов Российской Федерации (работы Е.А. Тюриной, М.И. Солодковой, Т.А. Данель-ченко, И.Д. Борченко и др.) [7].

Позиции данных авторов позволяют нам рассматривать механизмы правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования как систему, имеющую свои специфические цели и особые направления своего развития. Кроме того, точка зрения данных авторов позволяет нам разработать принципы и формы обучения современных учащихся, а также методы контроля их результатов [5].

Структурно-логическая модель практики правоприменения и регламентации системы функционирования органов управления образованием при оценке качества общего образования в Российской Федерации представлена на рисунке (Рис. 1).

Как следует из представленного рисунка, структурно-логическая модель практики правоприменения и регламентации системы функционирования органов управления образованием при оценке качества общего образования в Российской Федерации представляет собой сложный, многогранный, многоуровневый, циклически замкнутый, взаимозависимый социально-экономический и правовой процесс. Его составными элементами являются органы управления образованием различных уровней, образовательные организации и программы обучения, а также педагогические, научные и административные работники. Именно данные элементы подлежат оцениванию в

образовательных организациях через анализ их функционирования, оценку, опосредованную результатами образования в виде категории «образованность», а также и сам образовательный процесс, позволяющий достигнуть необходимого уровня (качества) образования [8].

Субъектно-объектные отношения в системе формируются потребителями (заказчиками) предоставляемых образовательных услуг - такими как личность, общество, государство, производство как технологический процесс. Именно личность, общество и государство, осуществляющие оценку функционирования образовательных организаций, одновременно являются как потреби-

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУЖДУНАРОДНОИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ (РОССИЙСКОЙ) СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Планирова> Внтр0Льно-^адзо 'деяте/»ъности зниторинг введения ФГОС Создание^центров анал интерпретации результатов

Международные исследования

О, К КО, ГИЛ и дру;их

0)

I S

го го

■о с го сю с

и со

s g

0

1 £

ci с

о а.

а. о

х

>

s

ш

_I

<

>■

0) >

00

с

о ■•р

го с

M с

Национальные исследования

о ^

о ш т s Cl о

=t XL

S О

О и

О. О

С ^

ее

X X 0) с[

s

о m о

CL

vo го О s

го CL

Региональные исследования

о о.

СГ

s I

S 5

пиза и ; процедур

Исследования на уровне образовательных организаций

го го

о

VO

0

1

ю ш о.

I-

о с

5 Ф

H s

2 =•" s ^

£ f £ i

к го I

о ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q.

Cl <

г ^

=Г S

S I

I го

>- с;

S l=

m s 2 1

M

I s

c о ш с

с; b ш

с; ш

Is

3"

Н >-

О) ^

s О

ш о

X

ш

э

о.

си го

m о.

о ю

U о

О) IS

о

CL

О)

Ci

S

' го H I

ш S го

Q- си

ê S

it

CL) VD

с; О

S

^ S m 5- a. h-

=Г г- и

0) -е--е-

m

с и

>- 0)

О 2

&S

CL X

О <и ^о

X s к го о. m с О

ш о. £

"IS

_ О X

s s го

5. § g

с ^ о

s =г

го

CL

О)

О)

е

IS

о

X

0)

го

s 7-, Q-Го -e-vo

го о. ю о

СИСТЕМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Рис. 1. Структурно-логическая модель практики правоприменения и регламентации системы функционирования органов управления образованием при оценке качества общего

образования в Российской Федерации.

телями, так и субъектами данного процесса, влияющими на его эффективность [4].

В рамках нашего исследования приоритетное значение приобретает правовой аспект оценивания функционирования образовательных организаций. В результате возникает необходимость уточнения категории «правовая методология» по оценке функционирования образовательных организаций.

Методологические основы процесса правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования были заложены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Он закрепил понятие «качество образования», указав при этом на обязательность его оценивания посредством определения уровня достижения запланированных результатов образовательной программы, а также включил в систему образования организации, которые осуществляют оценку качества образования [10].

На основании вышеназванного Закона разработаны акты, регламентирующие процесс оценивания качества функционирования образовательных организаций. Среди них выделяются документы, определяющие порядок организации мониторинга качества образования и регламентацию самообследования образовательных организаций. Важное место здесь занимают акты, определяющие критерии эффективности функционирования образовательных организаций, а также работу педагогов и руководителей образовательных учреждений.

В рамках построенной нами структурно-логической модели следует особо выделить тот факт, что Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» четко определил порядок правового регулирования образовательного процесса как на федеральном уровне, так и на уровне регионов Российской Федерации. Им заложены основные положения правового регулирования образовательного процесса как на муниципальном, так и на локальном уровнях [9].

Таким образом, в качестве методологического подхода к анализу процесса правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качественного уровня общего образования предполагается использование теоретических методов исследования. Среди них выделяются методы анализа и синтеза, классификации и сравнения, обобщения и систематизации, которые дополняются методами моделирования и проектирования социально-правовых процессов.

Наличие проблем в процессе правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования требует постоянного обновления образовательных технологий, ускоренного освоения потока разного рода инноваций, порождающего потребности в исследовании инновационных механизмов в образовательной системе Российской Федерации.

Следует особо отметить, что спектр инноваций современной образовательной системы в России зачастую заимствован из иностранных, в основном западных, систем образования, инновационные механизмы которых не всегда могут органично быть вписаны в систему российского образования [9].

Для выполнения требований российского законодательства процесс правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием при оценивании качественного уровня общего образования реализуется путем осуществления её модернизации с учетом существующих стратегических направлений социально-экономического развития России, закладывающих и определяющих главные направления политики руководства страны в рамках совершенствования образования как социального института [4].

Как следует из представленной структурно-логической модели правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования, результаты её реализации представляют

собой сложный экономический и правовой процесс. Это определяет сущность, структуру и содержание функционирования основных её субъектов по достижению поставленных целей в рамках оценивания качественного уровня общего образования. Рассмотрение данного процесса только в рамках федерального уровня правового регулирования показывает, что развитие системы независимого оценивания качества образования на протяжении нескольких лет являлось задачей многих программных документов Российской Федерации.

Как правило, они включают в себя разработку программы исследования, организацию мониторинга реализации региональными органами управления процесса общего образования в программно-нормативных документах в рамках регламентации системы оценивания качественного уровня общего образования, подготовку ежеквартальных обзоров региональной нормативно-правовой практики по вопросам оценивания качественного уровня общего образования.

Принимая во внимание, что в рамках нашей структурно-логической модели важное место занимает международная система образования, целесообразно особое внимание обратить на анализ международной практики в рамках регламентации системы оценивания качества общего образования. Сложность и многогранность процесса об-

разования как социально-правовой системы обуславливает необходимость разработки модельных актов, регламентирующих функционирование органов управления образованием в рамках оценивания качественного уровня общего образования [1].

Исследования в области правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качественного уровня общего образования показывают, что они объективно обусловлены наличием противоречий, являющихся результатом проблемного развития нашего общества и государства. При этом мы должны учитывать, что основными механизмами, способствующими раскрытию правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качественного уровня общего образования в настоящее время является прежде всего совершенствование социально-правовой инфраструктуры в системе образования. Они должны быть на всех уровнях российской системы образования.

Важное место должны занимать исследования как зарубежных, так и российских ученых о правовой регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования в спектре социальных проблем современного общества, влияющих на его устойчивое развитие.

Литература

1. Еремина О.Ю. Правовые основы методологии оценки деятельности образовательных организаций в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2015. - №. 6 (222).

2. Ибрагимов ГГИ. Принципы управления качеством образования и их реализация в системе СПО // Среднее профессиональное образование. - 2006. - №. 2. - С. 2-5.

3. Кириллов Н.П. Экопсихологический подход к формированию экологической культуры учащегося //Социальная политика и социология. - 2010. - № 9. - С. 114-127.

4. Корнещук Н.Г. Теоретико-методологические основы комплексной оценивания качества функционирования образовательной системы: дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2010.

5. Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи профессионального образования в современной теории и практике // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 10. - С. 2-7.

6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 29.03.2019)>Юб утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Программа исследования по теме «Проблемы и особенности правоприменения и регламентации функционирования органов управления образованием в рамках оценивания качества общего образования на 2019 г.». - М.: Изд-во ФГБНУ «ИУО РАО». - 15 с.

8. Оценка качества образования. Выпуск 19 / Основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / под общей ред. А.Н. Дегтярёва. - М.: Издание Государственной Думы, 2013. - 56 с.

9. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

11. С.Неустроев С.С., Зибров В.А., Суева Ю.В. Обработка результатов комплексной оценки показателей качества образовательных организаций // Человек и образование. - 2019. - № 2. - С. 176-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.