УДК 744.422
Пирниязова Б.,
Преподаватель,
Международный университет нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева,
Ашхабад, Туркменистан Керимов А., Преподаватель,
Международный университет нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева,
Ашхабад, Туркменистан Овезгельдыев В., Преподаватель,
Международный университет нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева,
Ашхабад, Туркменистан Гурдова Дж., Преподаватель,
Международный университет нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева,
Ашхабад, Туркменистан Научный руководитель: Худдыева Р.,
Старший преподаватель,
Международный университет нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева,
Ашхабад, Туркменистан
ПРАКТИКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» КАК КОГНИТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Аннотация
Начертательная геометрия - уникальная методика интерпретации пространственных построений, системообразующая дисциплина, инициирующая и развивающая творческое мышление.
Ключевые слова:
Постиндустриальный информационный мир, технология визуального представления,, пространственное
воображение, представление геометрических объектов.
В современном постиндустриальном информационном мире востребованы специалисты с целостным видением мира, творческим подходом к решению сложных инженерных задач, умением принимать оптимальное решение в сложных, неопределенных, нестандартных ситуациях.
Важную роль в подготовке таких специалистов играет изучение начертательной геометрии - одной из фундаментальных дисциплин инженерной подготовки.
Основатель начертательной геометрии достопочтенный Гаспар Монж (1746 - 1818 гг.) в своем основополагающем труде "Geometrie Descriptive" писал: "Народному образованию будет дано полезное направление, если наши молодые специалисты привыкнут применять начертательную геометрию к графическим построениям, необходимым во многих областях, пользоваться ею для построения и определения элементов машин, при помощи которых человек, используя силы природы, оставляет за собой только работу разума" [1]. Сейчас слова Гаспара Монжа актуальны, как и в 18 веке.
Начертательная геометрия позиционируется как «технология визуального представления и выражения когнитивного процесса инженерной и научной деятельности, как метод графической иллюстрации и интерпретации технических и научных текстов» [2]. Расшифруем это определение. Оно
говорит о том, что оператор, взявший на вооружение эту технологию и использующий этот метод исследует окружающий мир и решает инженерные задачи с помощью некоего виртуального внутреннего экрана (пространства), на котором он визуально представляет геометрические конструкции и манипулирует ими. Это и называется пространственным воображением.
Отсюда следует вывод: все программные обучающие и функциональные (демонстрационные флэш-ролики, Autocad, 3DS Max, Компас и подобные) средства, демонстрирующие трехмерные объекты и действия с ними, на этапе создания внутреннего виртуального экрана должны играть сугубо вспомогательную роль. И только добившись необходимого уровня пространственного воображения «ручным путем», можно далее «апдэйтить» свой внутренний монитор с помощью вышеописанных средств. Иначе будет: «Зачем учить таблицу умножения, если есть калькулятор!»
Мы уверены, для инженера ведущим, фоновым навыком является наличие пространственное воображение.
Базовое свойство начертательной геометрии - представление геометрических объектов в их ортогональных проекциях. Отсюда следуют все преимущества инженера, освоившего начертательную геометрию классическим способом. Это оперирование пространственными объектами, мысленное трансформирование и манипулирование созданным образом, приспособление его к рабочей среде, интерпретация двухмерного изображения, созданного на основе трехмерной модели или, наоборот, воссоздание трехмерного образа по двухмерному следу.
Изучение начертательной геометрии с учетом вышеизложенного - процесс невероятно творческий. В результате мы приобретаем качественно новое видение мира.
Список использованной литературы:
1. Монж Г. Начертательная геометрия: Пер. с фр. - М.: Изд-во АН СССР, 1947.
2. Покровская М. В., Лунина И. Н. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2016. №11. C. 175 — 188.
© Пирниязова Б., Керимов А., Овезгельдыев В., Гурдова Дж., 2023
УДК 37
Сидоренко А.Д.
учитель МБОУ «СОШ №20», г. Белгород, РФ Чуева Л.Е. учитель МБОУ «СОШ №20», г. Белгород, РФ Хидьгора С.В. учитель МБОУ «СОШ №20», г. Белгород, РФ
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В данной статье рассматриваются понятия «младший школьный возраст», «логическое мышление», «проблемное обучение»; описываются возможности проблемного обучения в развитии логических