говорит о том, что оператор, взявший на вооружение эту технологию и использующий этот метод исследует окружающий мир и решает инженерные задачи с помощью некоего виртуального внутреннего экрана (пространства), на котором он визуально представляет геометрические конструкции и манипулирует ими. Это и называется пространственным воображением.
Отсюда следует вывод: все программные обучающие и функциональные (демонстрационные флэш-ролики, Autocad, 3DS Max, Компас и подобные) средства, демонстрирующие трехмерные объекты и действия с ними, на этапе создания внутреннего виртуального экрана должны играть сугубо вспомогательную роль. И только добившись необходимого уровня пространственного воображения «ручным путем», можно далее «апдэйтить» свой внутренний монитор с помощью вышеописанных средств. Иначе будет: «Зачем учить таблицу умножения, если есть калькулятор!»
Мы уверены, для инженера ведущим, фоновым навыком является наличие пространственное воображение.
Базовое свойство начертательной геометрии - представление геометрических объектов в их ортогональных проекциях. Отсюда следуют все преимущества инженера, освоившего начертательную геометрию классическим способом. Это оперирование пространственными объектами, мысленное трансформирование и манипулирование созданным образом, приспособление его к рабочей среде, интерпретация двухмерного изображения, созданного на основе трехмерной модели или, наоборот, воссоздание трехмерного образа по двухмерному следу.
Изучение начертательной геометрии с учетом вышеизложенного - процесс невероятно творческий. В результате мы приобретаем качественно новое видение мира.
Список использованной литературы:
1. Монж Г. Начертательная геометрия: Пер. с фр. - М.: Изд-во АН СССР, 1947.
2. Покровская М. В., Лунина И. Н. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2016. №11. C. 175 — 188.
© Пирниязова Б., Керимов А., Овезгельдыев В., Гурдова Дж., 2023
УДК 37
Сидоренко А.Д.
учитель МБОУ «СОШ №20», г. Белгород, РФ Чуева Л.Е. учитель МБОУ «СОШ №20», г. Белгород, РФ Хидьгора С.В. учитель МБОУ «СОШ №20», г. Белгород, РФ
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В данной статье рассматриваются понятия «младший школьный возраст», «логическое мышление», «проблемное обучение»; описываются возможности проблемного обучения в развитии логических
умений младших школьников.
Ключевые слова
Логическое мышление, проблемное обучение, проблемная ситуация.
В младшем школьном возрасте у детей формируется логическое мышление. Мыслить логически -означает правильно формировать понятия, определять, классифицировать суждения, умозаключения и доказательства.
Логическое мышление необходимо для овладения младшими школьниками грамотным письмом. В процессе письма применение теоретического правила требует от ученика активной работы мысли, что невозможно без опоры на психические процессы, такие как: память, внимание, наблюдательность, восприятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство и т.д.
Для решения данной проблемы в практике обучения детей младшего школьного возраста русскому языку возможно использовать элементы проблемного обучения как средство развития логического мышления.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мыслительных способностей и мотивов учения, в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [3, 72].
В современной системе развивающего обучения, включающей содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации учебно-воспитательного процесса в школе проблемное обучение является ведущим.
Основным понятием проблемного обучения выступает проблемная ситуация. Проблемная ситуация представляет интеллектуальное затруднение, которое возникает в случае, когда человек не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что, в свою очередь, побуждает искать новый способ объяснения или способ действия.
Как отмечают психологи, проблемная ситуация — это начальный момент мышления, источник творческого мышления [2, 36]. Именно она обуславливает определенную познавательную потребность у учащихся, даёт необходимую направленность их мысли и тем самым создаёт внутренние условия для усвоения нового материала [1, 87].
Таким образом, проблемным обучением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся, при которой воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельности, анализируются формулировки проблем, вследствие чего достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Проблемные ситуации и всё проблемное обучение строятся на принципе проблемности, противоречия, как основного механизма, активизирующего обучение.
Действие этого механизма и, соответственно, концептуальная основа всего проблемного обучения основаны на психологической теории мышления, выдвинутой в советской психологической школе еще С.Л. Рубинштейном. Согласно его концепции именно проблемной ситуацией, противоречием, определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
В процессе проблемного обучения учащийся должен овладеть такими логическими умениями, как: анализ языковых объектов с целью выделения существенных или несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство и т.д., что способствует полноценному развитию логического мышления. Вышеперечисленные логические операции позволяют сознательно усваивать изучаемые грамматико-орфографическое правила и самое главное овладеть практическими умениями в применении данного правила при письме.
Приемы проблемного изложения материала происходят на всех этапах урока. На минутке чистописания мы используем занимательные задания, которые развивают мышление и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Список использованной литературы:
1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970. 130 с.
2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985. 80 с.
3. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 176 с.
© Сидоренко А.Д., Чуева Л.Е., Хидьгора С.В., 2023
УДК 37
Турганова Г.Г.
ФГОБУ ВО «Южно - Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»,
Челябинск, Россия
Магистрант. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение
лиц с нарушениями речи» Научный руководитель: Васильева В.С.
к.п.н., доцент
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»,
Челябинск, Россия
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье показаны особенности состояния и формирования коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Рассматриваются особенности коммуникативных умений детей с задержкой психического развития. Анализируется понятие "задержка психического развития" в психолого-педагогической литературе. Выявлены проблемные аспекты формирования коммуникативных умений детей с задержкой психического развития и рассмотрена возможность их обучения в условиях инклюзивной образовательной организации. Целью данного исследования является изучение состояния коммуникативных умений детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова:
задержка психического развития, формирование коммуникативных навыков, развитие коммуникативных умений, интегративное образовательное пространство.