УДК 378.14
ПРАКТИКА КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Е. В. Бердникова
доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
С. В. Деманова
доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
Введение. Настоящая статья затрагивает наиболее актуальные вопросы, связанные с организацией и проведением практики в образовательной организации высшего образования. Акцентируется внимание на проблемных моментах нормативного сопровождения практики как обязательного элемента образовательного процесса в вузе. Цель. Основная цель работы состоит в исследовании практики обучающихся в вузе с точки зрения анализа нормативной регламентации ее содержания и результатов. Результаты. Авторами проведен анализ российской нормативно-правовой базы, регулирующей особенности организации и проведения практики в вузе, изучены особенности регламентации практического обучения студентов в локальных актах некоторых образовательных организаций высшего образования. В статье показано соотношение нормативного регулирования федерального уровня и уровня локальных актов вузов, выделены основные направления их несоответствия. Заключение. Авторы приходят к выводам о наличии в системе российского высшего образования отдельных проблем, обусловленных противоречием действующей федеральной нормативной основы в сфере организации и проведения практик в образовательных организациях высшего образования и уровнем правовой регламентации данного элемента образовательного процесса в локальных актах вузов. Ключевые слова: обучающиеся, образовательная организация высшего образования, основные профессиональные образовательные программы, практика, руководитель практики, программы прохождения практик, локальные акты вузов.
DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-360-365
Введение
Интенсивное развитие общественных отношений, начавшееся с момента демократизации Российского государства, внедрение инновационного компонента в отечественную экономику и одновременно необходимость повышения ее конкурентоспособности на уровне мирового сообщества не могли не затронуть и уровня подготовки квалифицированных кадров, востребованных рынком труда и готовых к вызовам глобального технологического прогресса. Современная
парадигма экономического процесса детерминирует унификацию образовательной и производственной среды, сближая образовательные организации и работодателей в их целях, задачах и направлениях функционирования, результатом которого выступает высококвалифицированный специалист. Практикоориентированность стала нормой образовательной деятельности в вузе, решая установки, закладываемые интересами и требованиями предприятий и организаций. Особое место в указанном контексте занимает практика, которая является обязательным элементом учебного процесса, способствующим, с одной стороны, отработке и закреплению знаний, полученных в ходе теоретического обучения, а с другой стороны, получению необходимых практических навыков для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
Цель
Основная цель работы состоит в исследовании нормативного сопровождения практики как обязательного элемента получения высшего образования, а также в выявлении противоречий регламентации данной части учебного процесса локальными актами вузов России.
Результаты
Важную роль в обеспечении любого процесса приобретает нормативная основа, которая определяет базовые аспекты его реализации. С регулятивной точки зрения практика имеет достаточно полное правовое оформление на уровне федерального законодательства и подзаконных нормативных актов федерального уровня. Так, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее - Закон об образовании) определяет практику как вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Юридическая трактовка данного понятия еще раз подтверждает нашу мысль о взаимообусловленности сферы образования и рынка труда. Помимо общего определения практики Закон об образовании устанавливает
© Е. В. Бердникова, С. В. Деманова, 2016
некоторые универсальные подходы к ее организации и проведению. Во-первых, регламентируется, что именно основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики у обучающихся. Кроме того, законодатель оговаривает, что проведение практики осуществляется образовательными организациями посредством договоров с профильными организациями, деятельность которых соответствует реализуемой образовательной программе. При этом не исключается возможность ее проведения непосредственно в вузе.
Раскрытие отдельных основополагающих аспектов практики обучающихся, закрепленных Законом об образовании, происходит посредством нормативной регламентации в документах Министерства образования и науки Российской Федерации. Так, Приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования [2] (далее - Положение о практике), которое определяет порядок организации и проведения практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) высшего образования всех уровней, виды, формы и способы ее проведения.
Вышеуказанным Положением установлены три основных вида практики, которые соответствуют определенному этапу освоения ОПОП по мере возрастания:
- учебная, которая проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков;
- производственная, организуемая в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
- преддипломная, которая является составной частью производственной и проводится в случае, если стандартом предусмотрена защита выпускной квалификационной работы.
Каждый вид практики реализуется в определяемой на основе ФГОС ВО образовательной организацией форме (типе практики), определяющей ее целевую, функциональную и содержательную направленность. Это может быть научно-исследовательская, педагогическая, технологическая и иные типы практики.
По способу проведения, который устанавливается вузом самостоятельно на основе требований ФГОС ВО, практики делятся на стационарную и выездную. Стационарная практика может проводиться в образовательной либо в профильной организации, которые расположены непосредственно в данном населенном пункте,
а выездная реализуется вне его территории. Положением о практике предусматривается организация выездной производственной практики в полевой форме, когда существует необходимость создания специальных условий для ее проведения.
Различия указанных выше способов проведения практики заключаются также в регламентации порядка их финансирования. Так, например, при проведении выездных производственных практик обучающихся особенности оплаты проезда к месту проведения практики и обратно, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), за каждый день практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно, должны устанавливаться локальным нормативным актом образовательной организации. Прохождение стационарной практики не предусматривает компенсации расходов на проезд и проживание.
Практика может проводиться либо непрерывно, когда в календарном учебном графике выделяется непрерывный период учебного времени для проведения всех видов практики, и дискретно - либо по видам практики посредством выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики, либо по периодам проведения практики путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практики с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Особую часть организации практики занимает руководство ее проведением. Данный аспект регламентируется Положением о практике в части установления двух типов руководителей:
- руководитель практики от образовательной организации из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, который занимается разработкой индивидуальных заданий для обучающихся, распределяет места для прохождения практики, контролирует ее сроки и содержание, оказывает методическую помощь и оценивает результаты практики;
- руководитель практики из числа работников профильной организации, который согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики обучающихся, предоставляет рабочие места, обеспечивает безопасные условия прохождения практики, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда, в том числе проводит инструктаж в сфере охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также знакомит практикантов с правилами внутреннего трудового распорядка.
Особыми обстоятельствами прохождения практики выступают, во-первых, возможность заключения с обучающимся срочного трудового договора о замещении вакантной должности при ее наличии, а во-вторых, возможность прохождения обучающимися всех видов практики по месту работы в случае совмещения обучения с профессиональной деятельностью, при условии, если она соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию практики.
Обязанности обучающихся в период прохождения практики ограничены в соответствии с Положением о практике, выполнением индивидуальных заданий, предусмотренных программами практики, соблюдением правил внутреннего трудового распорядка и требований охраны труда и пожарной безопасности. Представленные по итогам прохождения обучающимися результаты практики оцениваются и учитываются в порядке, установленном образовательной организацией.
Проведенный анализ регламентации практики федеральными актами позволяет сделать вывод о том, что данный уровень регулирования определяет общую нормативную канву организации данной части учебного процесса, оставляя большую часть вопросов на усмотрение самих образовательных организаций.
Ретроспективное изучение подходов к регламентации прохождения практики обучающимися образовательных организаций высшего образования, содержащихся в локальных актах вузов, позволяет сделать ряд неутешительных выводов, главным из которых остается несоответствие их отдельных положений требованиям документов, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации. Проведенный анализ положений, регламентирующих порядок организации практики и размещенных на официальных сайтах некоторых вузов, показал, что порядка 30% образовательных организаций не привели локальные акты в соответствие с федеральным Положением о практике, другими словами, в указанных вузах до сих пор действуют документы, принятые до ноября 2015 г. Например, в Положении о практике студентов КНИТУ, регулирующем организацию и проведение практики в Федеральном государственноv бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет», до сих пор происходит ссылка на старую нормативную основу, включающую утратившие силу Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1), Федеральный закон от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Поста-
новление Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», Приказ Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» [3]. Принимая во внимание устаревшую нормативную основу указанных локальных актов, можно со всей уверенностью утверждать, что они изобилуют разнообразными неточностями в определении видов, типов, способов проведения практики, содержат значительное количество пробелов, связанных, например, с отсутствием регламентации особенностей организации практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями и т. д.
Основными критическими сторонами локальных актов, регламентирующих порядок прохождения практики, являются:
- несоответствие видов практики. Так, например, в Положении о практике обучающихся в Томском политехническом университете [4] содержится тезис о том, что для бакалавров и специалистов видами практики выступают учебная, производственная, в том числе преддипломная, а для магистров основными видами являются производственная и педагогическая. Таким образом, из учебного процесса уровня магистратуры вуз самостоятельно исключил учебную практику;
- ограничение федеральных требований, предъявляемых к содержанию объема регламентации порядка организации и проведения практики, локальными актами вуза. В п. 6.4 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» [5] из числа обязательных элементов программы практики исключено указание вида практики и фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. Кроме того, зачастую вузы «забывают» включать в свои акты пункты, связанные с финансированием прохождения практики. Например, Положением о порядке организации и проведения практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования Южно-Уральского государственного университета не установлен порядок компенсации расходов обучающимся в случае организации выездных практик [6]. Eще одним распростра-
ненным пробелом локального регулирования является отсутствие указания на порядок оформления результатов практики, их оценку и учет;
— нарушение требований трудового законодательства. В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ установлены нормы рабочего времени его сокращенной продолжительности [7]. В частности, для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет данные нормы составляют не более 35 часов в неделю; для работников, являющихся инвалидами I или II группы, — не более 35 часов в неделю и т.д. Однако в ряде локальных актов вузов, регламентирующих прохождение практики, предел продолжительности рабочего времени для работников в возрасте от 16 до 18 лет увеличивается на 1 час - не более 36 часов в неделю, что можно расценивать как прямое нарушение действующего трудового законодательства [8];
— установление дополнительных обязанностей для студентов. В Положении о практике обучающихся в Томском политехническом университете говорится о том, что «...проведение практики для студентов очно-заочной и заочной формы обучения, в том числе получающих второе высшее профессиональное образование, организуется выпускающей кафедрой, как правило, по основному месту работы, если их деятельность соответствует профилю направления подготовки... В противном случае студент самостоятельно находит место практики по месту жительства и согласовывает его с заведующим выпускающей кафедрой и руководителем практики от кафедры...» [4]. Данным ультимативным подходом к проведению практики вуз снимает с себя все обязательства по организации прохождения практики обучающимися, наделяя последних дополнительными и весьма обременительными обязанностями, осуществление которых является непосредственной функцией образовательной организации;
— ограничение конституционного права на бесплатное образование. Несмотря на отсутствие в федеральном Положении о практике четкого указания в отношении формы обучения студентов, обладающих правом на компенсацию расходов, связанных с прохождением выездных практик, некоторые вузы все же стремятся уточнить, что финансирование возможно только для студентов очного обучения. Такой подход можно увидеть, например, в Положении о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический
университет Петра Великого» [5], где сказано, что обучающимся в университете по очной форме на период прохождения всех видов практики, связанных с выездом из места нахождения университета, выплачиваются суточные в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации, за каждый день прохождения выездной практики, включая нахождение в пути к месту практики и обратно. На наш взгляд, такое игнорирование студентов очно-заочной и заочной форм обучения можно расценивать как прямое нарушение их конституционного права на бесплатное высшее образование.
Заключение
Подводя итог рассмотрению проблем нормативного обеспечения организации и проведения практики в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, следует еще раз отметить важность и актуальность практической составляющей образовательного процесса, ее непосредственное влияние на формирование будущего высококвалифицированного специалиста. Однако необходимо подчеркнуть, что регулятивная основа данного элемента образовательного процесса характеризуется противоречивостью и нуждается в совершенствовании как с концептуальной точки зрения, так и с юри-дико-технической стороны. Отчасти необходима ревизия всего массива локальной документации образовательных организаций на предмет его актуальности и соответствия действующим нормативным правовым актам федерального уровня. Представляется важным развивать постоянное информационно-методическое взаимодействие между образовательными организациями высшего образования и Министерством образования и науки Российской Федерации.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.06. 2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598 ; 2016. № 23, ст. 3290.
2. Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования : приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383. URL: http://www.pravo.gov.ru, 22.12.2015 (дата обращения: 02.07.2016).
3. Положение о практике студентов КНИТУ. URL: http://www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=94516 (дата обращения: 04.07.2016).
4. Положение о практике обучающихся в Томском политехническом университете. URL: http://portal.
tpu.ru/SHARED/n/NVKOZLOVA/praktika/Tab2/ Pologenie2013.pdf (дата обращения: 04.07.2016).
5. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». URL: http://www.spbstu.ru/ upload/dmo/pol_o_praktike_29.03.2016.pdf (дата обращения: 04.07.2016).
6. Положение о порядке организации и проведения практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования Южно-Уральского государственного университета. URL: http://k.susu.ru/_olan/_docs/_big_susu/praktika.pdf (дата обращения: 04.07.2016).
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 3 ; 2016. № 1 (ч. I), ст. 54.
8. Положение о порядке организации и проведения практики студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана, обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. URL: http://hoster.bmstu.ru/~det/norm_docs/%D0%9F%D0 %9E%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D %D0%98%D0%95%20%D0%BF%D0%BE%20%D0 %BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0% B8%D0%BA%D0%B5-2016.pdf (дата обращения: 04.07.2016).
Practice as a Compulsory Element of the Educational Process at University: the Problems of Normative Support
E. V. Berdnikova
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
S. V. Demanova
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. This article discusses the topical questions which are connected with the organization and practice in the educational organization of higher education. The article focuses on problematic issues of normative support of the practice as a compulsory element of the educational process in Higher Education Institution. Purpose. The main goal of the article is to study student practice in Higher Education Institution from the point of view of the analysis of normative regulation of its content and results. Results. The authors analyzed the normative legal base in Russia regulating the characteristics of the organization and conduct of practice at University, peculiarities of practical training of students in local acts of some educational institutions of higher education.The article shows the correlation of normative regulation at the federal level and the level of local acts of universities, authors highlighted the main directions of their inconsistency. Conclusion. The authors come to conclusion that
the system of Russian higher education has some problems. These problems are caused by the contradiction between the current federal regulatory framework in the sphere of the organization and conduct of practices in the educational institutions of higher education and the level of legal regulation of this element of the educational process in local acts of universities.
Key words: students, educational institution of higher education, basic professional educational programmes, practice, head of practice, programme practices, local acts of universities.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 02.06.2016) [About Education in Russian Federation. Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ (an edition of 02.06.2016)]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation],2012, no. 53 (pt. 1), art. 7598; 2016, no. 23, art. 3290.
2. Ob utverzhdenii Polozheniia o praktike obuchaiu-schikhsia, osvaivaiuschikh osnovnye professional'nye obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniia: prikaz Minobrnauki Rossii ot 27.11.2015 № 1383 (About the statement of practice of students mastering basic educational program of higher professional education regulations. Order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 27.11.2015 № 1383). Available at: http://www.pravo.gov.ru, 22.12.2015 (accessed 2 July 2016).
3. Polozhenie o praktike studentov KNITU (On the practice of students of KNITU regulations). Available at: http:// www.kstu.ru/servlet/contentblob?id=94516 (accessed 4 July 2016).
4. Polozhenie o praktike obuchaiuschikhsia v Tomskom po-litekhnicheskom universitete (On the practice of students of Tomsk Polytechnic University regulations). Available at: http://portal.tpu.ru/SHARED/n/NVKOZLOVA/ praktika/Tab2/Pologenie2013.pdf (accessed 4 July 2016).
5. Polozhenie o praktike obuchaiuschikhsia, osvaivaiushhih osnovnye obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniia Federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniia vysshego obrazovaniia «Sankt-Peterburgskii politekhnicheskii universitet Petra Velikogo» (On the practice of students mastering basic educational program of higher professional education of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University regulations). Available at: http://www.spbstu.ru/upload/dmo/pol_o_ praktike_29.03.2016.pdf (accessed 4 July 2016).
6. Polozhenie o poriadke organizatsii i provedeniia prak-tiki obuchaiuschikhsia po osnovnym professional'nym obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniia Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta (On the procedure of the organization and conduct of practice at basic educational program of higher professional education at South Ural State University). Available at: http://k.susu.ru/_olan/_docs/_big_susu/praktika.pdf (accessed 4 July 2016).
Д. А. Кравец. Развитие избирательного законодательства о тайне голосования
7. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 30.12.2015) [Labor code of Russian Federation of 30.12.2001 № 197-FZ (an edition of 30.12.2015]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 1 (pt. 1), art. 3; 2016, no. 1 (pt. 1), art. 54.
8. Polozhenie o poriadke organizatsii i provedeniia praktiki studentov MGTU im. N. E. Baumana, obuchaiuschikhsia po osnovnym obrazovatel'nym programmam bakala-vriata, spetsialiteta, magistratury (On the procedure
of the organization and conduct of practice of the students of MGTU of N. E. Bauman who are trained on the main educational programs of a bachelor degree, a specialist programme, a magistracy). Available at: http://hoster.bmstu.ru/~det/norm_docs/%D0%9F%D 0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%96%D0%95%D0% 9D%D0%98%D0%95%20%D0%BF%D0%BE%20 %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D 0%B8%D0%BA%D0%B5-2016.pdf (accessed 4 July 2016).
УДК 342.843.32
РАЗВИТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАЙНЕ ГОЛОСОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Д. А. Кравец
аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
Введение. Избирательное законодательство Российского государства на различных этапах его развития закрепляет открытое или тайное голосование на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления. Цель. Основная цель статьи состоит в анализе процесса развития избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и в советский период. Результаты. Правовое закрепление принцип тайного голосования получил в дореволюционной России. В первое десятилетие Советской власти голосование проводилось открыто, даже в случае альтернативного закрепления тайного голосования в нормативно-правовых актах, регламентирующих проведение выборов в Советы. Дальнейшее развитие тайного голосования в Советской России характеризуется наличием прогрессивного демократического законодательства и политизированной практики его реализации. Реализация тайного голосования в избирательной практике СССР началась в последние годы перестройки. Заключение. Предложена периодизация основных этапов развития избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и в советский период. Ключевые слова: закрытая подача голосов, тайное голосование, избирательное законодательство Российской империи и СССР.
йС1: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-365-370 Введение
Развитие институтов избирательного права в нашей стране имеет достаточно длительную историю. Еще во времена военной демократии и вечевого строя в древнерусских городах появились предпосылки к созданию избирательного законодательства. По мнению исследователей, на вече зародились первые выборные традиции, формировались и получили развитие основы
представительной и непосредственной демократии [1, с. 3].
На различных этапах развития Российского государства выборы в органы государственной власти и местного самоуправления осуществлялись посредством открытого и тайного голосования. В рамках данного исследования под открытым голосованием понимается способ голосования, при котором воля голосующего выражается в присутствии других лиц и видна им. Указанный способ голосования проводится различными действиями: поднятием рук, вставанием с мест и др. Таким образом, при открытом голосовании человек открыто демонстрирует свою позицию по тому или иному вопросу.
Тайное голосование - это способ голосования, при котором воля голосующего остается неизвестной другим лицам, что обеспечивается специальными механизмами (использование бюллетеней, наличие оборудованных кабин и урн для голосования и т.д.). Тайное голосование исключает возможность отслеживания результатов голосования и дальнейшего преследования граждан в зависимости от их выбора, что, в свою очередь, укрепляет веру людей в институт выборов и честность их результатов.
Цель
Основная цель статьи состоит в анализе процесса развития избирательного законодательства о тайне голосования в дореволюционной России и в современный период.
© Кравец Д. А., 2016