Научная статья на тему 'Нормативное закрепление форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования как элемента механизма правового регулирования образовательных отношений'

Нормативное закрепление форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования как элемента механизма правового регулирования образовательных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
377
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ / LEGAL REGULATION MECHANISM / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / HIGHER EDUCATION / JURIDICAL CLINIC / ELECTION CAMPAIGN / PUBLIC OBSERVERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисова Наталья Равильевна

Цель: доказать, что нормативное закрепление форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования является необходимым элементом механизма правового регулирования образовательных отношений, позволяющим поднять их на качественно новый уровень. Методы: Методологическую основу исследования составляет всеобщий диалектический метод познания, позволяющий изучить явления и процессы окружающей действительности в их историческом развитии, во взаимосвязи и взаимообусловленности и основанные на нем общенаучные, специальные и частноправовые методы исследования. Результаты: на основе комплексного анализа доказано, что, зарождаясь как разновидность формы прохождения практики, юридические клиники, корпуса наблюдателей на выборах различных уровней становятся самостоятельными субъектами гражданского общества и не только позволяют студентам юридических вузов и факультетов приобрести необходимые профессиональные компетенции, но и формируют их гражданственность и гражданскую ответственность. При этом необходимое нормативное закрепление форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования как элемента механизма правового регулирования образовательных отношений в настоящий период проходит фазу активного формирования. Научная новизна: впервые проанализированы особенности нормативного закрепления различных форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования на примере деятельности юридических клиник и участия студентов юридических вузов и факультетов в избирательных кампаниях в качестве членов участковых избирательных комиссий и наблюдателей. Практическая значимость: сформулированные в исследовании теоретические положения могут быть использованы в научной, законотворческой и правоприменительной деятельности, учебном процессе учреждений высшего профессионального образования юридического профиля, при повышении квалификации практических работников и научно-педагогических кадров в области юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE CONFIRMATION OF THE FORMS OF PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE SPHERE OF HIGHER JURIDICAL EDUCATION AS AN ELEMENT OF LEGAL REGULATION MECHANISM OF EDUCATIONAL RELATIONS

Objective: to prove that normative confirmation of the forms of practice-oriented approach in the sphere of higher juridical education is a necessary element of legal regulation mechanism of educational relations, allowing to raise them to the qualitatively new level. Methods: The methodological basis of the research is the general dialectic method of cognition, allowing to study phenomena and processes in their historical development, in interconnection and interdependence, as well as the general scientific, special and private-legal research methods. Results: basing on the complex analysis, it is proved that, originating as forms of practical training, juridical clinics, observation corps at elections of various levels become independent subjects of civil society, allowing students of juridical universities and faculties to obtain the necessary professional competences, and forming their civil responsibility. The necessary normative confirmation of the forms of practice-oriented approach in the sphere of higher juridical education as an element of legal regulation mechanism of educational relations is being actively formed at present. Scientific novelty: for the first time the features of normative confirmation of the forms of practice-oriented approach in the sphere of higher juridical education are analyzed on the example of juridical clinics’ activity and students’ participation in election campaigns as members of district election commissions and observers. Practical value: the theoretical provisions formulated in the research can be used in scientific, law-making and law-enforcement activity, in educational process of higher educational establishments of juridical profile, when improving qualification of practical personnel and scientific-educational personnel in the sphere of jurisprudence.

Текст научной работы на тему «Нормативное закрепление форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования как элемента механизма правового регулирования образовательных отношений»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

УДК 340.1

Н.Р. БОРИСОВА,

старший преподаватель

Нижнекамский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань), Россия

НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Цель: доказать, что нормативное закрепление форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования является необходимым элементом механизма правового регулирования образовательных отношений, позволяющим поднять их на качественно новый уровень.

Методы: Методологическую основу исследования составляет всеобщий диалектический метод познания, позволяющий изучить явления и процессы окружающей действительности в их историческом развитии, во взаимосвязи и взаимообусловленности и основанные на нем общенаучные, специальные и частноправовые методы исследования.

Результаты: на основе комплексного анализа доказано, что, зарождаясь как разновидность формы прохождения практики, юридические клиники, корпуса наблюдателей на выборах различных уровней становятся самостоятельными субъектами гражданского общества и не только позволяют студентам юридических вузов и факультетов приобрести необходимые профессиональные компетенции, но и формируют их гражданственность и гражданскую ответственность. При этом необходимое нормативное закрепление форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования как элемента механизма правового регулирования образовательных отношений в настоящий период проходит фазу активного формирования.

Научная новизна: впервые проанализированы особенности нормативного закрепления различных форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования на примере деятельности юридических клиник и участия студентов юридических вузов и факультетов в избирательных кампаниях в качестве членов участковых избирательных комиссий и наблюдателей.

Практическая значимость: сформулированные в исследовании теоретические положения могут быть использованы в научной, законотворческой и правоприменительной деятельности, учебном процессе учреждений высшего профессионального образования юридического профиля, при повышении квалификации практических работников и научно-педагогических кадров в области юриспруденции.

Ключевые слова: механизм правового регулирования; практико-ориентированный подход; высшее образование; юридическая клиника; избирательная кампания; общественные наблюдатели.

Введение

Основная задача современной системы высшего юридического образования - это подготовка специалистов, имеющих не только известную сумму правовых знаний, но и способных самостоятельно углублять и обновлять их, умеющих ориентироваться в стремительном потоке право-

вой, политической и научной информации. При этом «... практическая составляющая в образовательном процессе должна быть значительно расширена» [1].

На необходимость повышения качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки

обучающихся, отдельно указывалось в Национальном плане противодействия коррупции1 и в Указе Президента Российской Федерации № 599 от 26 мая 2009 г «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»2. В рамках реализации данных документов были предприняты шаги по модернизации механизма правового регулирования образовательных отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования в области юриспруденции.

Эти шаги нашли свое отражение в обновленных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, одной из основных особенностей которых является их практико-ори-ентированная направленность. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» предусмотрен раздел образовательной программы «Учебная и производственная практики», который является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся3. Именно во время проведения практических занятий студенты юридических вузов и факультетов овладевают целым спек-

1 О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 гг. и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента Российской Федерации № 297 от 13.03.2012 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. -№ 12. - Ст. 1391.

2 О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 599 от 26 мая 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации - 2009. - № 22. - Ст. 2698.

3 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация

(степень) «бакалавр») (ред. от 31.05.2011): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 464 от 04.05.2010 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. -№ 26.

тром необходимых профессиональных навыков и компетенций.

Целью настоящего исследования является анализ нормативного закрепления различных форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования, при этом методологическую основу составил диалектический метод познания.

Результаты исследования

На сегодняшний день «... производственные, учебно-ознакомительные и преддипломные практики чаще всего не дают возможности ни студентам, ни работодателям в полной мере получить навыки практической работы» [1]. Для решения этой проблемы в первую очередь необходимо провести диверсификацию баз практики. При этом «... планируется, что содержание образовательных программ будет адаптироваться под задачи, поставленные конкретным заказчиком, а формы сотрудничества будут включать активное привлечение работодателя к учебному процессу» [2].

В соответствии с ФГОС по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» учебное заведение имеет возможность самостоятельно определять виды и формы проведения практики. Так, ее формой может являться научно-исследовательская работа, участие в работе студенческих правовых консультаций (юридических клиник), а также иные формы по усмотрению вуза.

ФГОС впервые закрепил такую форму проведения практики, как студенческие правовые консультации (юридические клиники) - явление, возникшее в системе высшего юридического образования во второй половине 1990-х гг. Нормативное закрепление понятийного аппарата, касающегося деятельности юридических клиник, продолжительное время отсутствовало, отсутствовал и механизм правового регулирования отношений по оказанию бесплатной юридической помощи. Так, понятия «бесплатная юридическая помощь», «правовое консультирование», «правовое информирование», «представительство», «юридическая клиника», «негосударственный центр бесплатной юридической помощи», нашедшие свое отражение во вступившем в силу 15 января 2012 г. Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Россий-

ской Федерации»4, ранее определены не были. Это приводило к проблемам понимания сути происходящего процесса. Например, отсутствие легального понятия « правовое консультирование» давало возможность субъектам оказания бесплатной юридической помощи под видом консультирования проводить правовое информирование. Принятие вышеупомянутого закона в корне изменило ситуацию: юридические клиники ( студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др.) признаны участниками негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, определены их полномочия, закреплен понятийный аппарат, определен механизм правового регулирования указанных отношений.

В настоящее время юридические клиники получают повсеместное признание населения различных регионов страны. Анализ деятельности юридических клиник Института экономики, управления и права (г. Казань) (далее - ИЭУП) показывает, что участие студентов юридических вузов и факультетов в их работе позволяет им не только приобрести необходимые профессиональные компетенции, но и формирует их личность в свете приоритета общечеловеческих ценностей, воспитания гражданственности, гражданской ответственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.

Среди «иных форм» реализации практико-ориентированного подхода заслуживает внимания участие студентов юридических вузов и факультетов в выборах различного уровня в качестве членов участковых избирательных комиссии и наблюдателей. В отличие от уже сформировавшейся нормативной базы и имеющегося опыта работы юридических клиник данный вид деятельности нуждается в системном анализе и создании механизма правового регулирования. Необходимость создания подобного механизма диктуется принятием Федерального закона № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных

4 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон №2 324-ФЗ от 21.11.2011 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2011. - № 48. - Ст. 6725.

прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»», в ст. 4 которого устанавливается что: «Участковые избирательные комиссии формируются сроком на пять лет»5. Участие студентов в работе участковых избирательных комиссий, по мнению автора, позволит удовлетворить потребность в кадрах, обеспечить системную подготовку кадрового состава и выступить одной из форм проведения практики. Это будет являться ярким свидетельством того, что «. фактор участия вузов в жизни регионов приобретает большую роль» [3].

Самостоятельной формой проведения практики может выступать участие студентов в избирательном процессе в качестве наблюдателей. В отличие от зарубежного опыта «длящегося» участия наблюдателей в избирательном процессе, в нашем случае наблюдатели непосредственно участвуют в наблюдении только в день проведения выборов, что, безусловно, сказывается на качестве наблюдения.

Анализ участия наблюдателей в проведении выборов различных уровней показал, что важной задачей, требующей разрешения является устранение «. недостатка опыта, слабой подготовленности наблюдателей. Законодательные основы, практики их применения требуют очень тщательного и кропотливого изучения, однако зачастую никто себя подобным не утруждает. Все ограничивается кратким инструктажем» [4]. Представляется рациональным вхождение в состав участковых избирательных комиссий и в корпуса наблюдателей преподавателей и студентов старших курсов юридических вузов и факультетов. Необходима целенаправленная, кропотливая, продолжительная по времени подготовка, которая позволила бы им достойно справиться с ролью члена участковой избирательной комиссии или наблюдателей на выборах различных уровней.

В связи с этим заслуживает внимания уникальный опыт массового участия студентов юридических вузов и факультетов в качестве на-

5 О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Федеральный закон N° 157-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 41. - Ст. 5522.

блюдателей в выборах Президента Российской Федерации в марте 2012 г. Инициатором подобной акции выступила Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России», в Республике Татарстан координаторами являлись Координационный совет молодых юристов и Ассоциация юристов России в Республике Татарстан [5].

Комплексный анализ организационного аспекта участия студентов-юристов в качестве наблюдателей был проведен на примере участия студентов Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань) в акции «За чистые выборы» на выборах Президента Российской Федерации 2012 г. По мнению автора, участие в подобных акциях должно быть одинаково доступным как для студентов юридических вузов и факультетов, так и для преподавателей. Это станет основой их нравственного и профессионального единения.

Необоснованно, на наш взгляд, замалчивается роль администрации вузов, студентами которых являются наблюдатели. Именно на администрацию Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань) легла работа по организации штаба наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации в 2012 г., определению места его дислокации, предоставлению в его распоряжение компьютерной техники с выходом в Интернет и т.п. Особенно важна роль администрации вуза на начальном этапе формирования корпуса наблюдателей, когда нет устоявшейся практики участия студентов в подобных акциях, не определились лидеры студенческого движения и т.п. В результате наблюдалась несогласованность деятельности координаторов, дублирование данной деятельности со стороны администрации вуза.

На прошедших в 2012 г. выборах Президента Российской Федерации роль координаторов студенческого движения «За чистые выборы» в городе Нижнекамске была отведена представителям городского студенческого совета. Отсутствие юридического образования у координаторов приводило к тому, что некоторые из них не представляли себе в полном объеме суть процедуры наблюдения, сводя ее лишь к формальным отчетам наблюдателей в социальных сетях. Они рекомендовали своим подопечным как можно чаще выкладывать информацию об обстановке на избирательном участке, не придавая особого зна-

чения содержанию данных сообщений. В случае возникновения вопросов у наблюдателей о том, как реагировать на различные ситуации, сложившиеся на избирательных участках, координаторы не всегда могли самостоятельно оказать необходимую консультационную поддержку и направляли указанный запрос в республиканский штаб корпуса наблюдателей «За чистые выборы», что, безусловно, требовало дополнительного времени. Целесообразно координирование данного процесса поручить преподавателям и студентам старших курсов юридических вузов и факультетов.

Немаловажным является вопрос финансирования подобных мероприятий. При формировании корпуса наблюдателей «За чистые выборы» основным мотивирующим моментом было то, что студенты могут проявить свою гражданскую сознательность и приобрести необходимые знания и навыки в области функционирования механизма избирательного процесса. Однако, если данная деятельность получит статус обязательной и будет востребована при проведении процедуры голосования на выборах различных уровней, вопрос об оплате должен получить нормативное разрешение.

Исходя из примера работы юридических клиник в юридических вузах и факультетах, по мнению автора, следует создать постоянно действующие Корпуса молодого избирателя (клубы, кружки, школы), которые на постоянной основе готовили бы как будущих членов участковых избирательных комиссий, так и наблюдателей. Представляется весьма вероятным, что со временем наличие дееспособного Корпуса молодого избирателя в каждом юридическом вузе и факультете станет обязательным требованием ФГОС, каким в настоящее время уже выступает наличие действующей юридической клиники.

Другим не менее важным примером системной работы по подготовке членов участковых избирательных комиссий и наблюдателей из числа студентов юридических вузов и факультетов является целенаправленное проведение различных мероприятий в форме круглых столов с приглашением представителей участковых избирательных комиссий, викторин, конкурсов или акций. Так, в Институте экономики, управления и права (г. Казань) и его филиалах совместно с Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан регулярно проводятся Дни молодого избирателя.

Это позволяет не только своевременно информировать студентов об изменениях избирательного законодательства, но и формировать их представление о сложности и многогранности избирательного процесса, воспитывать их гражданскую сознательность, повышать профессиональную компетентность. Полноценная реализация этих задач «. потребует больших усилий со стороны органов власти и образовательных учреждений. Необходимо консолидировать ресурсы в целях реализации современных моделей подготовки кадров» [6].

Опыт участия студентов юридических вузов и факультетов в качестве наблюдателей на выборах различных уровней требует дальнейшего анализа, который должен быть положен в основу формирования механизма правового регулирования подобных отношений. Следует заметить, что «... избирательный процесс выступает самостоятельной юридической формой определенного комплекса государственно-правовых отношений» [7], в достаточной мере урегулированной нормами права, и нет необходимости создавать новый нормативный акт, целенаправленно регулирующий данный аспект избирательного процесса, достаточно дополнить положения имеющихся законов о выборах.

Выводы

Таким образом, нормативное закрепление форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования как элемента механизма правового регулирования образовательных отношений в

настоящий период проходит фазу активного формирования. Зарождаясь как разновидность формы прохождения практики, юридические клиники, корпуса наблюдателей на выборах различных уровней становятся самостоятельными субъектами гражданского общества и не только позволяют студентами юридических вузов и факультетов приобрести необходимые профессиональные компетенции, но и формируют их гражданственность и гражданскую ответственность.

Список литературы

1. Сайфуллин Р.И. Зарубежный опыт государственно-частных партнерств и их роль в развитии образования // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 1 (21). - C. 62-68.

2. Тимирясова А.В. Формирование научно-образовательных кластеров как важнейшего элемента стратегии развития системы образования Республики Татарстан // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 1(21). - C. 69-74.

3. Шагимуллина А. Р. Развитие системы высшего образования как условие социально-экономического процветания региона // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. - № 1(21). - C. 75-78.

4. Мишанова Е.В. Наблюдение на выборах: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2007. - С. 83.

5. Заявление корпуса наблюдателей «За чистые выборы». - URL: Ь11р://рге88-геИ7Иуе]оигпа1.сот/2075723.Ь1т1 (дата обращения: 17.02.13).

6. Муратов Р. Ф. Вектор развития системы образования в условиях модернизации экономики и социального развития // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. -№ 1(21). - С. 5-7.

7. Сербин М.В. Формы участия политических партий в избирательном процессе Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 2(18). -С. 218-222.

В редакцию материал поступил 13.03.13 © Борисова Н.Р., 2013

Информация об авторе

Борисова Наталья Равильевна, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Нижнекамский филиал Института экономики, управления и права (г Казань)

Адрес: 423570, г. Нижнекамск, пр-т Шинников, 44Б, тел.: (8555)38-24-13 E-mail: borisova@nzh.ieml.ru

( Л

Как цитировать статью: Борисова Н.Р. Нормативное закрепление форм реализации прак-тико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования как элемента механизма правового регулирования образовательных отношений // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 3(27). - С. 192-197.

N.R. BORISOVA,

senior lecturer

Nizhnekamsk branch of Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia

NORMATIVE CONFIRMATION OF THE FORMS OF PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE SPHERE OF HIGHER JURIDICAL EDUCATION AS AN ELEMENT OF LEGAL REGULATION MECHANISM

Objective: to prove that normative confirmation of the forms of practice-oriented approach in the sphere of higher juridical education is a necessary element of legal regulation mechanism of educational relations, allowing to raise them to the qualitatively new level.

Methods: The methodological basis of the research is the general dialectic method of cognition, allowing to study phenomena and processes in their historical development, in interconnection and interdependence, as well as the general scientific, special and private-legal research methods.

Results: basing on the complex analysis, it is proved that, originating as forms of practical training, juridical clinics, observation corps at elections of various levels become independent subjects of civil society, allowing students ofjuridical universities and faculties to obtain the necessary professional competences, and forming their civil responsibility. The necessary normative confirmation of the forms of practice-oriented approach in the sphere of higher juridical education as an element of legal regulation mechanism of educational relations is being actively formed at present.

Scientific novelty: for the first time the features of normative confirmation of the forms of practice-oriented approach in the sphere of higher juridical education are analyzed on the example of juridical clinics' activity and students' participation in election campaigns as members of district election commissions and observers.

Practical value: the theoretical provisions formulated in the research can be used in scientific, law-making and law-enforcement activity, in educational process of higher educational establishments of juridical profile, when improving qualification of practical personnel and scientific-educational personnel in the sphere of jurisprudence.

Key words: legal regulation mechanism; practice-oriented approach; higher education; juridical clinic; election campaign; public observers.

1. Saifullin R.I. Zarubezhnyi opyt gosudarstvenno-chastnykh partnerstv i ikh rol' v razvitii obrazovaniya (Foreign experience of state-private partnerships and their role in education development), Aktual'nye problemy ekonomiki iprava, 2012, No. 1 (21), pp. 62-68.

2. Timiryasova A.V. Formirovanie nauchno-obrazovatel'nykh klasterov kak vazhneishego elementa strategii razvitiya sistemy obrazovaniya Respubliki Tatarstan (), Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2012, No. 1(21), pp. 69-74.

3. Shagimullina A.R. Razvitie sistemy vysshego obrazovaniya kak uslovie sotsial'no-ekonomicheskogo protsvetaniya regiona (Development of the higher education system as a condition of social-economic prosperity of a region), Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2012, No. 1(21), pp. 75-78.

4. Mishanova E.V. Nablyudenie na vyborakh (Observation at elections). Saint Petersburg: Izd-vo Evropeiskogo un-ta, 2007, p. 83.

5. Zayavlenie korpusa nablyudatelei "Za chistye vybory" (Statement of observers' corps "For clear elections"), available at: http://press-relizlivejournal.com/2075723.html (accessed: 17.02.13).

6. Muratov R.F. Vektor razvitiya sistemy obrazovaniya v usloviyakh modernizatsii ekonomiki i sotsial'nogo razvitiya (Vector of education system development under modernization off economy and social development), Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2012, No. 1(21), pp. 5-7.

7. Serbin M.V. Formy uchastiya politicheskikh partii v izbiratel'nom protsesse Rossiiskoi Federatsii (Forms of political parties' participation in the Russian election process), Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2011, No. 2(18), pp. 218-222.

Borisova Natalya Ravilevna, senior lecturer of the chair of theory and history of the state and law, Nizhnekamsk branch of Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

Address: 44E Shinnikov Avenue, 423570, Nizhnekamsk, tel.: (8555)38-24-13 E-mail: borisova@nzh.ieml.ru

How to cite the article: Borisova N.R. Normative confirmation of the forms of practice-oriented approach in the sphere of higher juridical education as an element of legal regulation mechanism of educational relations, Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2013, No. 3(27), pp. 192-197.

OF EDUCATIONAL RELATIONS

References

Information about the author

r

V

J

© Borisova N.R., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.