Научная статья на тему 'Практика индивидуального подхода при обучении подростков с интеллектуальными нарушениями базовым элементам настольного тенниса'

Практика индивидуального подхода при обучении подростков с интеллектуальными нарушениями базовым элементам настольного тенниса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
471
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЖЕЛАЕМАЯ МОДЕЛЬ / TEENAGERS WITH INTELLECTUAL DISORDERS / TABLE TENNIS / TYPOLOGICAL APPROACH / INDIVIDUAL DESIRABLE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьев Владислав Федорович, Наволоцкий Юрий Александрович

В статье представлены педагогические условия индивидуализации обучения базовым элементам настольного тенниса подростков с интеллектуальными нарушениями, отличающихся по силе нервной системы и полюсам когнитивного стиля импульсивность-рефлективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьев Владислав Федорович, Наволоцкий Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual approach practice at training the teenagers with intellectual disorders to base elements of table tennis

The article presents the pedagogical conditions of individualization of teenagers with the intellectual disorders training to base elements of table tennis, different by force of nervous system and poles of cognitive style: impulsivenessreflexive relation

Текст научной работы на тему «Практика индивидуального подхода при обучении подростков с интеллектуальными нарушениями базовым элементам настольного тенниса»

физ. культуры I под ред. Портных Ю.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 320 с.

8. Федотова, Е.В. Хоккей на траве. Азбука спорта I Е.В. Федотова. - М. : Физкультура и спорт, 2005. - 279 с.

Контактная информация: floorball@list.ru

УДК 796.11+376.4

ПРАКТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ БАЗОВЫМ ЭЛЕМЕНТАМ

НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА

Владислав Федорович Воробьев, кандидат биологических наук, доцент,

Юрий Александрович Наволоцкий, студент,

Череповецкий государственный университет

Аннотация

В статье представлены педагогические условия индивидуализации обучения базовым элементам настольного тенниса подростков с интеллектуальными нарушениями, отличающихся по силе нервной системы и полюсам когнитивного стиля импульсивность-рефлективность.

Ключевые слова: подростки с интеллектуальными нарушениями, настольный теннис, типологический подход, индивидуальная желаемая модель.

INDIVIDUAL APPROACH PRACTICE AT TRAINING THE TEENAGERS WITH INTELLECTUAL DISORDERS TO BASE ELEMENTS OF TABLE TENNIS

Vladislav Fedorovich Vorobjov, the candidate of biological sciences, senior lecturer,

Yury Aleksandrovich Navolotsky, the student,

Cherepovets State University

Annotation

The article presents the pedagogical conditions of individualization of teenagers with the intellectual disorders training to base elements of table tennis, different by force of nervous system and poles of cognitive style: impulsiveness- reflexive relation

Keywords: teenagers with intellectual disorders, table tennis, typological approach, individual desirable model.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость перехода от обучения среднестатистического ученика к развитию индивидуальности в современных педагогических моделях основана на крупных изменениях в теории и педагогической практике. Не вызывает сомнения, что в настоящих условиях нельзя идти от внешней модели от должного, необходимо отталкиваться от глубинной сущности человека, от его базовых потребностей. Благодаря анализу особенностей физического развития и динамики физической подготовленности представителей разных соматотипов В.В. Зайцевой и В. Д. Сонькиным сформулировано базовое положение: задача индивидуализации обучения и физического совершенствования обретает конкретный путь решения - необходимо возможно более точно идентифицировать типологическую принадлежность человека и все дальнейшее воздействие проводить с учетом его конституционально-типологических возможностей [5, с. 304].

В последние десятилетия 20 века специалисты считали, что знать врожденные биологические особенности надо, но лишь для того, чтобы оптимизировать развитие ребенка, оптимизировать развитие в интересах общества, государства, а не самого ребёнка. «Учитывать индивидуальные особенности это не значит идти на поводу у них. Тщательно принимая их во внимание в процессе воспитания, надо не просто сообразовываться с некими «изначальными задатками природы», а направленно оптимизировать всесторон-

нее развитие индивида» [6, с. 96]. Всестороннее развитие предполагает развитие как сильных, так и слабых сторон моторики. Учитель всегда верит в возможности своего ученика, поэтому трудно признаться, что не все дети могут достичь желаемого идеального стандарта во всей совокупности двигательной и физической подготовленности. Возможность или необходимость реализации этого положения в массовой школе вызовет дискуссию. В то же время в адаптивном физическом воспитании порой аномалии развития настолько очевидны, что не вызывает сомнения в не возможности достижения единообразного идеала всеми детьми. Психологи отмечают существенные отклонения в развитии внимания, памяти и мышления школьников с интеллектуальными отклонениями [10]. Их познавательные процессы отличаются замедленностью. Даже лёгкая умственная отсталость отрицательно сказывается на физическом развитии и физической подготовленности детей [4]. Проблемы в интеллектуальной сфере отрицательно сказываются на развитии скоростно-силовых способностей [8]. Отмечается дискоординация движений, что затрудняет обучение элементам спортивных игр. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерны нарушение движений в бросках: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильная техника выполнения броска (производится на прямых ногах или прямыми руками); несвоевременный выпуск мяча, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища [2]. Для решения задач адаптивного физического воспитания могут использоваться средства настольного тенниса [1]. Установлено, что игра в настольный теннис развивает интеллектуальные способности и личностные качества игрока [11], что важно для подростков с интеллектуальными нарушениями. В русле направления физического воспитания «Движение навстречу Природе», предложенного В.В. Зайцевой и В. Д. Сонькиным, нами сформулирована методическая установка. Её суть - обратить преимущественное внимание на детей групп риска, таких представителей типологических групп, у которых выявлены наиболее выраженные психодинамические особенности. Ранее показано, что при обучении детей старшего дошкольного возраста прямым ударам руками реализация типоспецифического подхода более результативна, чем стандартно-нормативного [3]. Причем цели обучения детей групп риска были несколько различны. При обучении быстрых детей основное внимание уделялось увеличению скорости выполнения упражнения или его усложнению, а при обучении медлительных детей основное внимание уделялось совершенствованию техники движений. По нашему мнению повысить результативность обучения подростков с интеллектуальными нарушениями базовым элементам настольного тенниса можно благодаря учёту конституционально обусловленных психодинамических особенностей. Так, в исследованиях С.Л. Мирского показана результативность учета силы нервной системы при обучении трудовым действиям подростков с интеллектуальными нарушениями [7]. В последние годы выявлены особенности функционирования мозга у детей с различными субполюсами когнитивного стиля импульсивность-рефлективность [9]. По нашему мнению результаты этого исследования нужно учитываться при обучении подростков с интеллектуальными нарушениями. Отсюда цель нашего исследования - экспериментально проверить педагогические условия повышения результативности процесса обучения базовым элементам настольного тенниса детей с интеллектуальными нарушениями. По результатам теоретического анализа сформулирована гипотеза исследования: учитывая двигательные и познавательные возможности детей с интеллектуальными нарушениями, а именно: замедленность темпа и объема восприятия; слабое развитие памяти; низкую устойчивость внимания; нарушение координационных способностей.

Мы предположили, что процесс их обучения базовым элементам настольного тенниса будет более результативным, если обучение будет проходить более низкими темпами с учетом типологических свойств нервной системы:

- для учащихся с сильной нервной системой и импульсивных проводить занятия 4 раза в неделю по 15 минут. В течение занятия избегать монотонности, включать разно-

образные задания, фрагментарно использовать элементарные формы соревновательного метода;

- для учащихся со слабой нервной системой, рефлективных проводить занятия 2 раза в неделю по 30 минут. При этом выполнять обучение в медленном темпе, подробно объяснять детали техники и особенности выполнения движений, не отвлекать во время выполнения задания, создавать спокойную обстановку, не требовать быстрого включения в работу.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Обучение базовым элементам настольного тенниса школьников с интеллектуальными нарушениями проходило в центре «Преодоление» с марта 2011 по май 2011 г. Оценка когнитивных возможностей детей проводилась с помощью теста «Сравнение похожих рисунков Кагана». Особенности нервной системы оценивали по результатам выполнения детьми теппинг-теста в модификации Е.П. Ильина, особенности двигательной реакции оценивались по результатам выполнения теста «падающая линейка». Уровень владения элементами настольного теста оценивался по результатам наблюдений на основе разработанных нами критериев (табл. 1).

Таблица 1

Шкала оценки владения элементами настольного тенниса учащимися

с интеллектуальными нарушениями

Технические элементы Оценка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

представление об игре + + + + + + + + + +

правильная стойка, умение держать ракетку - + + + + + + + + +

умение держать мяч на ракетке, несколько раз чеканить, знание правил - - + + + + + + + +

умение чеканить мяч, чередуя стороны ракетки - - - + + + + + + +

умение чеканить мяч, чередуя стороны ракетки с передвижением у стола - - - - + + + + + +

умение подачи мяча и ответного удара + + + + +

умение передвигаться во время игры у стола + + + +

хороший уровень умения подачи мяча и ответного удара, умение быстро передвигаться во время игры + + +

владение различными способами подач и ударов + +

умение играть два на два +

В исследовании приняло участие 4 подростка мужского пола и 1 девушка в возрасте 14-16 лет с умственной отсталостью в степени дебильности. По результатам констатирующего эксперимента у них выявлен низкий уровень владения приемам настольного тенниса (табл. 2). Установлено, что худшие его показатели оказались у медлительных детей, не смотря на более сильную нервную систему. Напротив, немного лучшее владение приемам настольного тенниса оказалось у детей с быстрой реакцией и нервной системой средней силой.

Таблица 2

Результаты тестирования учащихся с интеллектуальными нарушениями

Учащийся Уровень владения элементами техники Особенности когнитивной деятельности Особенности нервной системы Особенности двигательной реакции

Максим 2 * сильная замедленная

Вера 3 * средняя *

Андрюша 2 рефлективный слабая *

Андрей 2 * сильная замедленная

Сергей 3 импульсивный средняя быстрая

* - условная норма для детей с интеллектуальными нарушениями.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Все подростки изучали по мере их освоения следующие упражнения:

- выполнение стойки и правильного удержания ракетки;

- броски и ловля мяча руками об стенку;

- удержание мяча на ракетке во время передвижения вокруг стола;

- удержание мяча на ракетке сидя на полу;

- чеканка мяча на ракетке с ударом об пол;

- то же на другой стороне ракетки;

- то же чередую правую и левую стороны ракетки;

- чеканка мяча без удара об пол;

- то же с передвижением вокруг стола;

- чеканка мяча поочередно правой и левой стороной;

- то же с передвижением вокруг стола;

- чеканка мяча сидя на полу;

- то же поочередно правой и левой стороной;

- броски и ловля мяча руками с отскоком об теннисный стол;

- выполнение элемента «откидка слева» с набрасываемого руками мяча;

- игра в паре элементом «откидка слева»;

- выполнение элемента «откидка справа»;

- игра в паре элементом «откидка справа»;

- отработка подачи.

На этапе формирующего эксперимента нами были реализованы следующие условия.

1. Для учащихся с сильной нервной системой (Максим, Андрей.) и импульсивного (Сергей) проводились занятия 4 раза в неделю по 15 минут. При этом:

а) Избегали монотонности занятий, включали разнообразные задания.

С этой целью учащимся предлагалось выполнять задания разными по жесткости ракетками для регуляции скорости отскока мяча; допускалось изучение следующего элемента, даже если еще не достаточно освоено предыдущее; не проводили долгих объяснений, а по ходу комментировали правильность выполнения отдельных элементов.

б) использовались простые формы соревновательного метода: предлагали выполнение упражнений «на большее количество раз», «кто дольше», «кто быстрей» и т.д.

в) Контролировали выполнение технических заданий, технические ошибки разбирались на примере выполнения другим учеником изучаемых базовых элементов.

2. Для учащегося со слабой нервной системой, рефлективного (Андрюша) проводили занятия 2 раза в неделю по 30 минут. На этих занятиях:

а) Выполняли обучение не в быстром темпе. При этом освоение одного упражнения порой выполняли долго и довольно монотонно. Не переходили к изучению следующего элемента, пока не изучен предыдущий элемент. Долго и детально объясняли детали техники и особенности выполнения. Старались не отвлекать во время выполнения задания, создавать спокойную обстановку.

б) даже простые формы соревновательного метода использовались редко, только после стабилизации осваиваемого умения. Не требовали быстрого включения в работу, не принимали нормативы и контрольные тесты в начале занятия.

в) Правильность выполнения техники и элементов разбирали на схемах и фотографиях, с предоставлением времени для обдумывания.

3. Для учащейся со средней выраженностью изучаемых психодинамических признаков (Вера) занятия проводились также 2 раза в неделю по 30 минут. Но основные методические указания при проведении этих занятий были практически такие же, как и для учащихся первой группы.

По результатам формирующего эксперимента установлено, что процесс обучения

базовым элементам настольного тенниса детей с интеллектуальными нарушениями будет более результативным, если обучение будет проходить более медленными темпами с учетом типологических психодинамических свойств.

Таблица 3

Результаты констатирующего и контрольного экспериментов уровня владения

элементами техники настольного тенниса

учащийся Уровень владения элементами техники*

На начало эксперимента На конец эксперимента

Максим 2 5

Вера 3 6

Андрюша 2 4

Андрей 2 4

Сергей 3 6

*Различия достоверны по критерию Вилкоксона (р=0,043).

ВЫВОДЫ

В адаптивном физическом воспитании можно выявить два подхода в проектировании модели выпускника. Если придерживаться первого - то мы должны разработать идеальную модель, к достижению которой в каждом случае будем стремиться. И чем больше отличается конкретный ребенок, к примеру, по окончанию определенной ступени образования, от этой идеальной модели, тем хуже поработал педагог в достижении неких обобщенных целевых установок. При втором подходе - идеальная модель выпускника выступает в роли некого общего ориентира, маяка, указывающего стратегическое направление движения. Она конкретизируется для каждой типологической группы. Согласимся, что исходные позиции детей с аномальным развитием разительно могут отличаться. Поэтому важно использование последние достижения в области возрастной физиологии, что позволяет учитывать врожденные конституциональные особенности детей при проектировании конкретных методик, обеспечивающих индивидуализацию педагогических воздействий, и тем самым сделать занятия более легкими для ребенка и более результативными. В частности, при работе с импульсивными детьми, предлагая в большем объеме разнообразные движения, мы обогащаем двигательный репертуар ребенка, но несколько снижается качество движений. При работе с рефлективными детьми, отрабатывая технику движений, мы обеспечиваем в меньшем объеме освоение двигательного репертуара. Но мы заранее, что особенно важно, в процессе проектирования разрабатываем индивидуальную желаемую модель, которая по ряду параметров заведомо будет отличаться от обобщенной идеальной модели. Опираясь на результаты проведенного исследования, такой подход представляется перспективным, не только для повышения результативности двигательной, но и для физической подготовленности подростков с особыми образовательными потребностями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александр, П.М. Настольный теннис как эффективное средство физической подготовки студентов с последствиями детского церебрального паралича // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 140-143.

2. Болдырева, В.В. Развитие координационных способностей у детей с умственной отсталостью на занятиях баскетболом // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2009. - № 2. - С. 267-281.

3. Воробьев, В.Ф. Педагогические условия обучения прямым ударам руками детей старшего дошкольного возраста с различными типологическими характеристиками / В.Ф. Воробьев, К. В. Жучков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010.

- № 6 (64). - С. 10-15.

4. Жуков, О.Ф. Особенности морфофункционального развития детей 12- 13 лет с

легкой степенью умственной отсталости / О.Ф. Жуков, Ф.А. Ачкурин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 40-44.

5. Зайцева, В.В. Компьютерные технологии в физическом воспитании / В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин // Физиология развития ребенка: теоретические и практические аспекты. - М. : Образование от А до Я, 2000. -С. 296-312.

6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

7. Мирский, С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С.Л. Мирский. - М. : Педагогика, 1990. - 160 с.

8. Новицкий, И.П. Развитие скоростно-силовых способностей у учащихся с различной степенью интеллектуальной недостаточности // Адаптивная физическая культура.

- 2009. - № 1 (37). - С. 12-18.

9. Петренко, Н.Е. Зрительное опознание у младших школьников с различным стилем когнитивной деятельности : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Петренко Н.Е. -М., 2004. - 15 с.

10. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 160 с.

11. Панкова, Н.В. Личностные качества игроков в настольный теннис // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 70-72.

Контактная информация: vovofo@mail.ru

УДК 796.8

ИЗМЕНЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ МАССЫ ЗВЕНЬЕВ ТЕЛА НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ

У ДЗЮДОИСТОВ 7-9 ЛЕТ

Владимир Абдулович Газизов, Заслуженный тренер России,

Заместитель председателя, Общество «Динамо», г. Москва

Аннотация

В статье рассматривается изменение выраженности мышечной массы бедра и голени у юных дзюдоистов. Выявлено, что с 7 до 8 лет следует подбирать упражнения с акцентом на тренировку и развитие силы мышц бедра, так как в этот период происходит прирост его мышечной массы. С 8 до 9 лет необходимо снижение направленных тренировочных воздействий на эти группы мышц и увеличение нагрузки на мышцы голени.

Ключевые слова: дзюдоисты, мышечная масса, нижние конечности, бедро, голень, интенсивность роста, звенья тела, морфологические изменения, тренировочные воздействия, сила мышц.

CHANGES IN MUSCLE MASS OF LOWER LIMBS BODY COMPONENTS AMONG THE JUDOKAS AT THE AGE OF 7-9

Vladimir Abdulovixh Gazizov, Honored coach of Russia, Vice-chairman, “Dynamo " Society,

Moscow

Annotation

This article analyzes the changes in intensity of the muscle mass of thigh and shin of the young athletes. It has been stated that during the period from seven to eight years the exercises focused on the training and development of the thigh muscle force have to be chosen, as its boost takes place at that period. At the age, beginning from eight to nine it is necessary to slow down the directive training impact on these muscle groups with further increase of the load on the shin muscles.

Keywords: judokas, muscle mass, lower limbs, thigh, shin, growth intensity, body components, structural changes, training impact, muscle force.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.