Научная статья на тему 'Практика и тенденции выстраивания экономических отношений России и Белоруссии в условиях становления и развития союзного государства'

Практика и тенденции выстраивания экономических отношений России и Белоруссии в условиях становления и развития союзного государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
Республика Беларусь / Союзное государство / интеграционные процессы / межгосударственное сотрудничество / экономика / энергетическая сфера / Republic of Belarus / Union State / integration processes / interstate cooperation / economy / energy sector

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаврилюк Н.П., Макарова Е.М.

В статье предпринята попытка проанализировать общие тенденции и практики взаимодействия двух государственных образований в рамках Союзного государства, более детально проследить особенности выстраивания отношений в вопросах экономического развития и сотрудничества. В рамках исследования акцент сделан на предпосылки выстраивания стабильных отношений между Россией и Беларусью, на влияние внешнеполитических и международных факторов при подписании различных договоров о сотрудничестве и интеграции, роли политических лидеров двух государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice and trends in building economic relations between Russia and Belarus in the conditions of formation and development of the union state

The article attempts to analyze the general trends and practices of interaction between the two state entities within the framework of the Union State, to trace in more detail the features of building relations in matters of economic development and cooperation. The study focuses on the prerequisites for building stable relations between Russia and Belarus, on the influence of foreign policy and international factors when signing various agreements on cooperation and integration, and the role of political leaders of the two states.

Текст научной работы на тему «Практика и тенденции выстраивания экономических отношений России и Белоруссии в условиях становления и развития союзного государства»

Гаврилюк Н.П.

Кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Макарова Е.М.

Студентка IV курса Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Практика и тенденции выстраивания экономических отношений России и Белоруссии в условиях становления и развития союзного государства

Предвыборная программа, с которой началась политическая карьера А.Г. Лукашенко, называлась «Отвести народ от пропасти» и одним из её направлений было налаживание связей с Россией. И, как мы можем наблюдать, тесное интеграционное взаимодействие между двумя странами развивается на протяжении более двух десятилетий, способствуя поддержанию стабильного развития многих сфер жизнедеятельности. Стремление к интеграции обусловлено не только исторической близостью двух народов, но и определёнными преимуществами и возможностями, которые открываются для стран-союзников.

Для России Беларусь играет важную роль как один из стратегических союзников в Восточной Европе и как торгово-экономический партнёр, о чем свидетельствуют высокие показатели импорта и экспорта товаров и услуг, ведь из всех стран СНГ, именно Беларусь является главным поставщиком продовольственных товаров. В свою очередь белорусская экономика субсидируется за счет льготных поставок газа и перепродажи переработанной российской нефти. Учитывая сегодняшнюю изоляцию, в которую попали страны-союзники, на фоне внешнего санкционного давления экономическое взаимодействие двух государств будет развиваться в углубленном формате. Однако, стоит заметить, что экономическая интеграция является как наиболее приоритетным направлением, так и наиболее проблематичным, что подтверждают многочисленные кризисы.

Актуальность исследования обуславливается несколькими факторами. Интеграционные процессы между Россией и Беларусью были инициированы с целью обеспечения устойчивого экономи-

ческого развития, достижения высокого уровня и качества жизни ■

россиян и белорусов, а также с целью сохранения территориальной целостности и обеспечения безопасности государств-участников. Однако в создании и развитии Союзного государства есть некоторые проблемы, часть которых связана с многовекторной политикой Беларуси и частой сменой риторики действующего Президента в отношении интеграционных процессов с Россией.

В политической полемике, вопрос экономических взаимоотношений между Россией и Беларусью занимает особое место. На сегодняшний день, ресурсный вклад России в экономику Беларусии имеет определенный перевес в сравнении с инвестициями со стороны Минска, что, в принципе, очевидно, поскольку это два разновеликих государства с разными экономическими моделями.

Национальная экономика Белоруссии имеет ряд специфических особенностей, которые отличают её от российской модели и других стран СНГ. Особое влияние на становление экономической системы данного государства после распада СССР оказал кризис 90-х годов, когда Россия пошла по пути «шоковой терапии», а Беларусь выбрала стратегию поэтапного вхождения в рынок с сохранением государственного регулирования [4]. Свойственный экономике данного государства консерватизм, позволил сохранить промышленность советских времён, т.к. значительная доля собственности сосредоточена в руках государства. Основной упор экономической структуры сделан на внешний рынок, одним из главных направлений является перепродажа переработанной российской нефти и экспорт сложных, технологических товаров [7].

Согласно статистическим данным, Беларусь занимает 4 место по доле в российском товарообороте, который в 2021 году составил 40,1 млрд. долл. США. Таким образом, на Российскую Федерацию приходится 59,3 % общего экспорта товаров и услуг Республики Беларусь, в свою очередь импорт товаров из Российской Федерации составил 83,6 % от общего числа [12]. Как мы можем заметить, импорт значительно превышает экспорт в соотношении примерно 2:1.

Среди стран СНГ Беларусь занимает первое место по товарообороту с Россией, которая является крупнейшим покупателем продовольственных товаров, основу которых составляют молочная и мясная продукции. Так в 2020 году российская доля от общего экспорта сельхозпродукции и продовольствия Беларусии составила более 74 % [1].

В 2021 году основная доля поставок в структуре российского импорта из Беларуси пришлась на машины, оборудование, транспорт_

ные средства, составив 30,5 %, а также продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё с долей 29,3 %. Основной товарооборот приходится на Москву (33 %), далее следуют Тюменская область (19 %), Санкт-Петербург, Московская область, Ингушская Республика, замыкает десятку Республика Татарстан.

Как отмечают эксперты, Республика Беларусь заинтересована в покупке российских энергоносителей, так основная доля поставок в Республику в 2021 году пришлась на минеральные продукты, составив 41,4 % от общего объема экспорта России в Беларусь, из которых 40 % занимает нефть и продукты её перегонки. Кроме этого в структуру экспорта входят металлы (14,3 %), машины и оборудование (13,8 %), а также продукция химической промышленности (13,2 %) около половины которой приходится на пластмассы и изделия из них [14].

По сравнению с 2020 годом, наблюдается значительный прирост импорта и экспорта, что свидетельствует об устойчивом развитии торговли и укреплении экономического сотрудничества между двумя государствами.

В январе - феврале 2022 года Республика Беларусь производила операции по импорту и экспорту с 170 странами, наибольшая доля из которых, приходится на Российскую Федерацию [3].

Если мы обратимся к утвержденным 28 союзным программам, основу которых составляет план по экономической интеграции

Внешняя торговля товарами Республики Беларусь в январе-феврале 2022 г. (Экспорт и импорт товаров по странам) [12].

двух стран, то один из пунктов посвящен сближению законодательства в сельскохозяйственной области с целью увеличения объемов поставок продукции и последующим формированием единой аграрной политики [10].

Основу Договора Союзного государства составляет проведение согласованной политики по сближению макроэкономических показателей с целью осуществления поэтапного создания единого экономического пространства с единым ценообразованием, общем рынком ценных бумаг, создание объединенных энергетических и транспортных систем и т.д.

Именно поэтому на первом месте в списке интеграционных программ стоит «Сближение макроэкономической политики». По мнению эксперта А. Суслиной, процесс гармонизации макроэкономического пространства содержит ряд трудностей связанных с различием экономических систем двух государств, поскольку в России преобладает рыночная экономика, а Беларусь имеет централизованную систему [2]. Для того, чтобы образовался баланс между двумя системами, Россия должна либо увеличить государственное вмешательство в экономику, либо Беларусь должна встать на путь модернизации, однако, маловероятно, что оба государства готовы к таким изменениям.

Финансирование Союзных программ и проектов обеспечивает бюджет Союзного Государства, которому посвящен один из разделов Договора, и формирование которого, происходит за счет ежегодных отчислений стран-участниц. Бюджет реализует значимые проекты в экономической, военной, промышленной, социальной, научной, культурной сферах. На 2022 год было запланировано финансирование уже функционирующих трёх программ, посвященных модернизации систем защиты информационных данных, развитию космических систем зондирования и реабилитации районов пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы. В число новых программ вошли проекты, связанные также с космосом, с разработкой новых интеллектуальных систем для транспортных средств и с развитие фотонного производства [13].

Одной из основных составляющих экономической политики России и Беларусии является развитие промышленного производства, в рамках которого еще 8 сентября 1999 г. между правительствами двух стран было подписано Соглашение о проведении единой структурной промышленной политики [9]. Данный договор рассчитан на развитие научно-технологического потенциала обоих госу-

дарств с целью нарастания и повышения эффективности производственной мощности. Это подразумевает развитие «предприятий в отраслях, производящих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и имеющих ключевое значение для обеспечения обороноспособности Российской Федерации и Республики Беларусь» [9].

Производственные кооперации являются одной из основных составляющих промышленного сотрудничества. За последние 20 лет на территории Союза создано 28 тыс. совместных предприятий. Сообща страны реализуют разномасштабное производство: от микрочипов до грузового транспорта. Доля российских комплектующих, поставляемые холдингу БелАЗ, составляет 60 %. На российский рынок сбыта приходится большая часть производимой техники, за время работы предприятия доля выручки от экспорта в Российскую Федерацию всегда превышала более 50 % [15].

Показатели экспорта техники

Год Выручка, млн. долл. Единиц техники, шт. Доля выручки от экспорта в РФ, %

2019 727 849 75,6

2018 991 802 58,4

2017 760,4 913 65,6

2016 411,4 524 62

Показатели экспорта белорусской техники за 2016-2019 г. [39].

Согласно утвержденным интеграционным программам, которые также затронули сферу промышленного производства, с целью формирования единого пространства, упрочнения и расширения кооперационных связей, странами началось совместное производство подшипников [6].

Реализация совместного производства приносит определенную выгоду обоим участникам кооперации, поскольку это, в первую очередь, способствует импортозамещению, наращиванию объема выпускаемой продукции и её продвижению на рынки сбыта. Ввиду тяжелых, на сегодняшний день, обстоятельств, в которых оказались оба государства из-за введённых санкций, предприятиям необходимо увеличивать масштабы совместного производства, устраняя

любые барьеры для товарообмена [8]. | _

По заявлениям Д. Мезенцева, 82 субъекта Российской Федерации имеют партнёрские отношения с областями Беларуси. К примеру, строительные компании Республики осуществляют свои работы на всей территории России, в числе которых Калужская область, с которой они сотрудничают более 15 лет, занимаясь строительством детских садов, домов для переселенцев и детей сирот, о чем упомянул в своём интервью глава Мещовского района [11].

Согласно статистическим данным, на период 2021 года, количество организаций, инвестируемых Российской Федерацией, составляет более 2 тыс. [12]. На период января-сентября 2021 года доля российских инвестиций в экономику Республики Беларусь составила 44 %, что доказывает тот факт, что РФ уже на протяжении многих лет продолжает оставаться её главным инвестором. В свою очередь инвестиции Беларуси в Россию составили 78,9 % [5].

Торгово-экономическая взаимозависимость двух государств с каждым годом всё более увеличивается, чему способствуют российские преференции, субсидии, финансирование новых проектов, расширение кооперационных связей. Изъяном в данном сотруд-

ничестве является присутствие политического фактора в экономических процессах, когда возникновение противоречий между политическими структурами отражается на поставках продукции и энергоресурсов, между странами, которые стремятся к экономической интеграции.

Библиографический список

1. Более 70 % белорусского экспорта продовольствия в 2020 году приходилось на Россию // БелТА. 2021. 10 марта. // URL: https://www.belta.by/economics/view/bolee-70-belorusskogo-eksporta-prodovolstvija-v-2020-godu-prihodilos-na-rossiju-432008-2021/ (Дата обращения: 05.03.2022)

2. В духе гармонизации и унификации // РБК. 2021. 10 сентября. // URL: https://www. rbc.ru/newspaper/2021/09/13/613b66699a7947652d409f18 (Дата обращения: 05.03.2022)

3. Внешняя торговля товарами Республики Беларусь в январе-феврале 2022г. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2022. // URL: https:// www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/oficial_statistika/2022/infografics-foreign_trade-2202.pdf (Дата обращения: 05.04.2022)

4. Гречнева Е.Ф. Белорусская экономическая модель // Электронная библиотека БГУ // URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/106437 (Дата обращения: 05.03.2022)

5. Иностранные инвестиции в январе-сентябре 2021 года // БелТА. 2021. 20 декабря. // URL: https://www.belta.by/infographica/view/inostrannye-investitsii-v-janvare-sentjabre-2021-goda-27376/ (Дата обращения: 03.04.2022)

6. Как Беларусь и Россия формируют единую промышленную политику // Российская газета. 2022. 18 февраля. // URL: https://clck.ru/bXSNH (Дата обращения: 01.04.2022)

7. Как устроена белорусская экономика // Инвест-Форсайт. 2020. 7 сентября. // URL: https://www.if24.ru/kak-ustroena-belorusskaya-ekonomika/ (Дата обращения: 05.03.2022)

8. Россия и Беларусь видят перспективы в совместном производстве критической продукции // Информационно-аналитический портал Союзного Государства. 2022. 21 апреля. // URL: https://soyuz.by/soyuznyy-biznes/rossiya-i-belarus-vidyat-perspektivy-v-sovmestnom-proizvodstve-kriticheskoy-produkcii (Дата обращения: 01.04.2022)

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о проведении единой структурной промышленной политики от 08.09.1999 // Кодекс. // URL: https://docs.cntd.ru/document/901755249 (Дата обращения: 01.04.2022)

10. Совместное заявление Председателя Правительства Российской Федерации и Премьер-министра Республики Беларусь о текущем развитии и дальнейших шагах по углублению интеграционных процессов в рамках Союзного государства // Правительство России. 2021. 10 сентября. // URL: http://government.ru/news/43234/ (Дата обращения: 05.03.2022)

11. Союз нерушимый. Россия и Беларусь. [Кинофильм]: док.фильм / Спец. Проект МТРК «МИР», 2022. - URL: http://mirtv.ru/video/71840/ (Дата обращения: 03.04.2022)

12. Статистический обзор ко Дню Единения народов Беларуси и России. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2022. // URL: https:// www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/oficial_statistika/2022/statobzor-edinenie-2022.pdf (Дата обращения: 04.04.2022)

13. Тезисы выступления Госсекретаря СГ «О Союзном бюджете-2022» на сессии Парламентского Собрания // Информационно-аналитический портал Союзного Государства. 2021. 31 декабря. // URL: https://clck.ru/gcJWk (Дата обращения: 01.04.2022)

14. Торговля между Россией и Беларусью в 2021 г. // Внешняя торговля России. 2022. 12 февраля. // URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-belarusyu-v-2021-g/ (Дата обращения: 05.03.2022)

15. Уралов С. Попытка № 5. Как БелАЗ выстраивает кооперацию с российскими компаниями и пытается создать дочерние производства в России // СОНАР-2050. 2021. 18 марта. // URL: https://www.sonar2050.org/publications/popytka-5/ (Дата обращения: 01.04.2022)

References

1. Over 70 % of Belarusian food exports in 2020 came from Russia // BelTA. 2021. March 10. // URL: https://www.belta.by/economics/view/bolee-70-belorusskogo-eksporta-pro-dovolstvija-v-2020-godu-prihodilos-na-rossiju-432008-2021/ (05.03.2022)

2. In the spirit of harmonization and unification // RBC. 2021. September 10. // URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/09/13/613b66699a7947652d409f18 (03.05.2022)

3. Foreign trade in goods of the Republic of Belarus in January-February 2022 Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus, 2022. // URL: https://www. belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/oficial_statistika/2022/infografics-for-eign_trade-2202.pdf (04.05.2022)

4. Grechneva E.F. Belarusian economic model // Electronic library of Belarusian State University // URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/106437 (05.03.2022)

5. Foreign investments in January-September 2021 // BelTA. 2021. December 20. // URL: https://www.belta.by/infographica/view/inostrannye-investitsii-v-janvare-sentjabre-2021-go-da-27376/ (04.03.2022)

6. How Belarus and Russia form a single industrial policy // Rossiyskaya Gazeta. February 18, 2022 // URL: https://clck.ru/bXSNH (04.01.2022)

7. How the Belarusian economy works // Invest-Foresight. 2020. September 7th. // URL: https://www.if24.ru/kak-ustroena-belorusskaya-ekonomika/ (03.05.2022)

8. Russia and Belarus see prospects in the joint production of critical products // Information and analytical portal of the Union State. 2022. April 21. // URL: https://soyuz.by/ soyuznyy-biznes/rossiya-i-belarus-vidyat-perspektivy-v-sovmestnom-proizvodstve-krit-icheskoy-produkcii (04.01.2022)

9. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Belarus on the implementation of a unified structural industrial policy of 09/08/1999 // Code. // URL: https://docs.cntd.ru/document/901755249 (04.01.2022)

10. Joint statement of the Chairman of the Government of the Russian Federation and the Prime Minister of the Republic of Belarus on the current development and further steps to deepen integration processes within the Union State // Government of Russia. 2021. September 10. // URL: http://government.ru/news/43234/ (03.05.2022)

11. The union is indestructible. Russia and Belarus. [Movie]: Documentary / Special Project of MTRK "MIR", 2022. - URL: http://mirtv.ru/video/71840/ (04.03.2022)

12. Statistical review for the Day of Unity of the peoples of Belarus and Russia. Minsk: National Statistical Committee of the Republic of Belarus, 2022. // URL: https://www.belstat. gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/oficial_statistika/2022/statobzor-edinenie-2022. pdf (04.04.2022)

13. Abstracts of the speech of the Secretary of State of the Union State "On the Union Budget-2022" at the session of the Parliamentary Assembly // Information and Analytical Portal of the Union State. 2021. December 31. // URL: https://clck.ru/gcJWk (04.01.2022)

14. Trade between Russia and Belarus in 2021 // Foreign Trade of Russia. February 12, 2022 // URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezh-du-rossiey-i-belarusyu-v-2021-g/ (03.05.2022)

15. Uralov S. Attempt No. 5. How BelAZ builds cooperation with Russian companies and tries to create subsidiaries in Russia // S0NAR-2050. 2021. March 18. // URL: https://www. sonar2050.org/publications/popytka-5/ (04.01.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.