Научная статья на тему 'ПРАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИМ СУДОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ВРЕМЕННЫХ МЕР В РОССИЙСКИХ ДЕЛАХ О ВЫСЫЛКЕ И ВЫДАЧЕ'

ПРАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИМ СУДОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ВРЕМЕННЫХ МЕР В РОССИЙСКИХ ДЕЛАХ О ВЫСЫЛКЕ И ВЫДАЧЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВИЛО 39 РЕГЛАМЕНТА СУДА / КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД / ВЫСЫЛКА / ЭКСТРАДИЦИЯ / ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЕСПЧ / КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ / ПРАВО НЕ ПОДВЕРГАТЬСЯ ПЫТКАМ / БЕСЧЕЛОВЕЧНОМУ И УНИЖАЮЩЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЮ И НАКАЗАНИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермолаева Надежда Викторовна

В статье анализируется практика применения Европейским Судом по правам человека временных мер в соответствии с правилом 39 Регламента Суда, а также проблемы исполнения таких решений Суда. В статье сделаны выводы о том, в каких категориях дел Европейский Суд обычно применяет временные меры; также отмечается наличие острой проблемы исполнения Россией указаний Суда по правилу 39, а равно и отсутствие какого-либо прогресса в исполнении постановления Суда по делу Савриддина Джураева и создании защитного механизма, позволяющего предотвратить новые нарушения в отношении защищенных правилом 39 заявителей Суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE AND OUTCOMES OF ADOPTION OF INTERIM MEASURES IN EXPULSION AND EXTRADITION CASES AGAINST RUSSIA BY THE EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS

The article is focused on the analysis of the European Court of Human Rights practice on the application of the interim measures under the Rule 39 of the Rules of Court, and the problems of execution of such decisions. The article contains conclusions on the categories of the cases in which the European Court usually applies interim measures, and serious problem of the Russia''s compliance with the Court''s indications under Rule 39, as well as the absence of any progress in execution of the Court''s judgment in the case of Savriddin Dzhurayev and the authorities'' failure to create mechanism of protection which would allow to prevent new violations in respect of applicants protected by Rule 39.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИМ СУДОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ВРЕМЕННЫХ МЕР В РОССИЙСКИХ ДЕЛАХ О ВЫСЫЛКЕ И ВЫДАЧЕ»

Практика и результаты применения Европейским Судом по правам человека временных мер в российских делах о высылке и выдаче

Надежда Ермолаева*

В статье анализируется практика применения Европейским Судом по правам человека временных мер в соответствии с правилом 39 Регламента Суда, а также проблемы исполнения таких решений Суда. В статье сделаны выводы о том, в каких категориях дел Европейский Суд обычно применяет временные меры; также отмечается наличие острой проблемы исполнения Россией указаний Суда по правилу 39, а равно и отсутствие какого-либо прогресса в исполнении постановления Суда по делу СавриддинаДжураева и создании защитного механизма, позволяющего предотвратить новые нарушения в отношении защищенных правилом 39 заявителей Суда.

^ Европейский Суд по правам человека; Конвенция о защите прав человека и основных свобод; высылка; экстрадиция; временные меры; правило 39 Регламента Суда; исполнение постановлений ЕСПЧ; Комитет Министров Совета Европы; право не подвергаться пыткам, бесчеловечному и унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию

SIMPOSIUM

Введение

Временные меры Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ или Суд) предусмотрены правилом 39 его Регламента. Они представляют собой исключительные меры вмешательства Суда в действия сторон спора путём указания им на необходимость совершения или не совершения определённых действий с целью сохранения предмета судебного разбирательства и недопущения причинения охраняемым Конвенцией интересам серьёзного и непоправимого вреда. Применение временных мер отнюдь не влияет на

исход разбирательства ни в вопросе приемлемости жалобы, ни по существу спора. В делах о высылке и выдаче правило 39 Регламента Суда применяется путем указания государству-ответчику на недопустимость высылки лица в иностранное государство, где для него существует реальная угроза жизни или риск применения к нему пыток и жестокого обращения, то есть где потенциально могут быть нарушены статьи 2 и 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Следует отметить, что дела о высылке могут ставить перед Судом и вопросы о других нарушениях Конвенции (на-

* Ермолаева Надежда Викторовна — адвокат Адвокатского бюро «Мусаев и партнёры» (г. Москва), ведущий эксперт программы «Право на убежище» АНО «Институт прав человека» (e-mail: [email protected]).

1 ECtHR. Alim v. Russia. No. 39417/07. Judgment of 27.09.2011.

2 ECtHR. Othman (Abu Qatada) v. the United Kingdom. No. 8139/09. Judgment of 17.01.2012. § 258-287.

пример, статьи 81, статьи 62, статьи 4 Протокола 43 и статьи 1 Протокола 7 к Конвенции4, касающиеся процедурных гарантий при высылке иностранцев, статьи 55 в контексте содержания под стражей иностранцев, подлежащих высылке), однако только нарушение фундаментальных прав человека рассматривается Судом как основание для применения такой серьёзной меры вмешательства в действия государства, как указание на необходимость воздержаться от высылки заявителя.

Практика применения Европейским Судом временных мер

Для того чтобы определить некоторые тенденции в практике Суда по применению временных мер в российских делах о высылке и выдаче, необходимо, в первую очередь, обратиться к статистическим данным, публикуемым самим Судом6. Представляется целесообразным пользоваться для этого данными за 2013— 2014 годы. Так, за 2013 год Европейский Суд удовлетворил 21 запрос о применении правила 39 в делах о высылке из России (в 11 случаях речь шла о высылке в Узбекистан, в 6 — в Кыргызстан), а в 37 случаях в применении временных мер было отказано. За первое полугодие 2014 года Европейский Суд опубликовал следующие данные: в 19 российских делах о высылке Суд применил временные меры (из них 6 заявителей подлежали высылке в Узбекистан, 4 — в Кыргызстан, 3 — в Сирию), в 34 случаях в применении правила 39 отказано. Примечательно, что среднеазиатские государства (в рассматриваемых случаях — Узбекистан и Кыргызстан) являются «пунктом назначения» лишь для заявителей из России.

Сущностный же анализ успешных обращений в ЕСПЧ за применением временных мер показывает следующее: Суд предпочитает воздерживаться от высылки в Узбекистан таких заявителей, которым в этом государстве предъявлены обвинения в совершении преступлений на почве религиозного экстремизма. Об этом свидетельствует и устойчивая

практика Европейского Суда по делам о высылке в Узбекистан7. Тем не менее, автоматическое исключение из числа успешных заявителей Суда лиц, которым грозит высылка в Узбекистан для целей уголовного преследования в связи с подозрением в совершении иных преступлений формирует чрезмерно обобщённый, создает устойчивые клише, а подчас и не согласуется с авторитетными данными о практике применения пыток в системе уголовной юстиции этой среднеазиатской страны. Так, заслуживающие доверия международные источники информации о правах человека, к сведениям которых Европейский Суд постоянно обращается (Международная Амнистия, Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch), органы и структуры ООН), не отмечали сколь-либо значительных изменений в системе уголовной юстиции Узбекистана, напротив, свидетельствовали, что «пытки в уголовном судопроизводстве носят систематический характер. Пытки широко распространены в местах лишения свободы, где они нередко применяются для принуждения к признанию и происходят безнаказанно... Нет никаких признаков того, что введение в 2008 году института Хабеас Корпус привело к уменьшению масштабов пыток в предварительном заключении или способствовало обеспечению задержанным процессуальных прав... Правительство регулярно отрицает факт существования пыток и до сих пор не выполнило ни содержательных рекомендаций, предложенных в 2003 году профильным спецдокладчиком ООН, ни аналогичных рекомендаций, предлагавшихся за последнее десятилетие международными органами»8. Именно на презумпции того, что любой заключённый под стражу человек, независимо от предъявленных ему обвинений, в Узбекистане потенциально рискует подвергнуться пыткам, основывалась позиция Суда по делам об экстрадиции в Узбекистан, рассмотренным в 2009—2010 годах, которая представляется более взвешен-

3 ECtHR. Hirsi Jamaa v. Utaly. No. 27765/09. Judgment of 23.02.2012.

4 ECtHR. Georgia v. Russia (I). [GC] No. 13255/07. Judgment of 03.07.2014.

5 ECtHR Kim v. Russia. No. 44260/13. Judgment of 17.07.2014.

6 См. официальный сайт Европейского Суда по правам человека. URL: http://www.echr.coe.int/Documents/Stats_art_39_2013_ENG.pdf (дата обращения: 23.11.2014).

7 ECtHR. Ismailov v. Russia. No. 20110/13. Judgment of 18.04.2014.

8 См. например, Всемирный доклад-2014. Опубликован на официальном сайте Human Rights Watch 23.01.2014. Глава «Узбекистан». URL: http://www.hrw.org/world-report/2014 (дата обращения: 23.1 1.2014).

ной. Суд обращал внимание на совокупность факторов, в том числе и на прежний опыт заявителя, поскольку риск применения пыток становился гораздо серьёзней, если ранее он подвергался такому обращению9. Однако в 2011 году позиция Суда кардинально переменилась без явных причин для этого: в постановлении по жалобе гражданина Республики Узбекистан З. Эльмуратова, обвиняемого в Узбекистане в совершении краж, Суд пришёл к выводу об отсутствии возможного нарушения статьи 3 Конвенции в случае выдачи, поскольку заявитель обвинялся в совершении «обычного преступления против собственно-сти»10. При этом Суд не придал значения утверждениям заявителя о том, что ранее его уже пытали в местах лишения свободы в Узбекистане11. Эта позиция Европейского Суда была подтверждена затем в деле Шакурова12. Однако, на наш взгляд, практика применения или неприменения Судом временных мер в делах о высылке должна базироваться не на устоявшейся позиции Суда в отношении той или иной категории обвиняемых, а скорее на оценке индивидуальных особенностей дела, и если заявитель утверждает, что в случае высылки его ожидают пытки, и основывает свои утверждения на prima facie достоверных доказательствах, то такие обращения должны подвергаться более тщательному изучению со стороны Европейского Суда. Известен печальный случай, имевший место в конце 2011 года, когда отказ Суда применить правило 39 в деле о высылке лица, обвиняемого в Узбекистане в хранении наркотических средств с целью сбыта, ранее неоднократно судимого и подвергавшегося изощрённым пыткам, стоил заявителю жизни. Следует помнить, что применение Судом временных мер не влияет на решение по существу спора, а лишь обеспечивает сторонам равные и адекватные возможности представить перед Судом доказательства своей позиции, а Суду — оценить эти доказательства и

принять решение на основе принципов состязательности и справедливости.

В практике применения временных мер по делам о высылке в Киргизию Европейский Суд исходит из того, что в особо уязвимую категорию входят этнические узбеки, проживающие на юге и юго-востоке Киргизии. В июне 2010 года регион потрясли массовые беспорядки на этнической почве, жертвами этих столкновений стали тысячи человек, в основном — как раз этнические узбеки. Последствия этих событий стали предметом анализа со стороны международных организаций, была создана международная комиссия по расследованию гибели людей. Международные исследователи пришли к неутешительному выводу, что с этого этнического конфликта в Киргизии начались притеснения узбеков в целом. Что касается тех, кого власти подозревают в участии в беспорядках в июне 2010 года, то в ходе уголовного преследования к этим людям систематически применялись пытки. К настоящему моменту Европейским Судом рассмотрено по существу 4 дела об экстрадиции в Киргизию этнических узбеков: дела Эргашева13, Мамашева, Кадиржанова14, Салиева15. Во всех четырех случаях Суд решил, что при экстрадиции заявителей в Киргизию в отношении них может быть нарушена статья 3 Конвенции. В первом из этих дел заявитель не имел никакого отношения к массовым этническим беспорядкам в 2010 году, но три остальных случая касались экстрадиции подозреваемых в участии в этих событиях, и Суд подчеркнул, что такие заявители составляют особенно уязвимую группу даже в сравнении с другими этническими узбеками, не имеющими отношений к событиям 2010 года16.

Высылка в Сирию, по мнению Европейского Суда, создаёт угрозу причинения людям непоправимого и существенного вреда, поскольку в настоящее время эта страна находится в состоянии войны17. Ни одно из по-

9 ECtHR. Garayev v. Azerbaijan. No. 53688/08. Judgment of 10.06.2010.

10 ECtHR. Elmuratov v. Russia. No. 66317/09. Judgment of 03.03.2011. § 84.

11 ECtHR. Elmuratov v. Russia. No. 66317/09. Judgment of 03.03.2011. § 85-86.

12 ECtHR. Shakurov v. Russia. No. 55822/10. Judgment of 05.06.2012.

13 ECtHR. Makhmudzhan Egrashev v. Russia. No. 49747/11. Judgment of 16.10.2012.

14 ECtHR. Kadirzhanov and Mamashev v. Russia. Nos. 42351/13 and 47823/13. Judgment of 17.04.2014.

15 ECtHR. Gayratbek Saliyev v. Russia. No. 39093/13. Judgment of 17.04.2014.

16 См. там же. § 62.

17 Даная позиция Европейского Суда следует из его выводов по делам M. E. v. Denmark. No. 58363/10. Judgment of 08.07.2014. § 52; а также М. А. v. Cyprus. No. 41872/10. Judgment of 23.07.2013. § 108.

добных дел по существу пока Судом не разрешено.

В делах прежних лет о высылке из России речь шла также об угрозе пыток для экстра-дируемых по обвинениям религиозно-экстре-мистского18 и политического10 характера в Таджикистан. В указанных случаях Европейский Суд соглашался с опасениями заявителей и устанавливал возможность нарушения статьи 3. В вопросе экстрадиции в Казахстан20 и Беларусь Суд стоит на иных позициях — в последних делах об экстрадиции в эти страны из России Суд пришёл к выводу о недостаточной обоснованности утверждений заявителей о риске подвергнуться пыткам. Не убедили Европейский Суд и опасения заявителей по поводу назначения им смертной казни в Беларуси21. В связи с этим есть большая вероятность, что последующие запросы в Суд о временных мерах, имеющих целью приостановить высылку в эти страны, будут отклонены.

Проблемы исполнения Российской Федерацией указаний Суда о временных мерах

Нами были рассмотрены случаи применения Европейским Судом временных мер в последних делах о высылке из России, теперь представляется необходимым понять, каковы же последствия таких решений в условиях российской правовой действительности.

Как говорилось ранее, указания Европейского Суда в соответствии с правилом 39 Регламента преследуют цель приостановить высылку лица в страну, где к нему с высокой степенью вероятности могут быть применены пытки и жестокое обращение. Следовательно, результатом применения Судом временных мер должно стать воздержание властей государства-ответчика от высылки заявителя в любой возможной форме.

Российское законодательство предусматривает три возможных формы высылки ино-

странных граждан. Самой формализованной и создающей хотя бы минимальные гарантии соблюдения прав лица в стране его гражданской принадлежности является экстрадиция, осуществляемая на основе норм Уголовно-процессуального Кодекса РФ (глава 54 УПК РФ).

В правоприменительной практике в последнее время сложилась тенденция подменять экстрадицию выдворением, когда лицо, выдача которого в рамках уголовно-процессуального закона не может быть осуществлена, подвергается административному задержанию, в отношении него составляется протокол о совершении административного правонарушения и ему назначается наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Подобное имело место в делах Каримова22, Исмаило-ва23, Эгамбердиева24, Рахимова25 и др.

Третьей формой высылки иностранцев, предусмотренной законом, является депортация. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» депортации подлежат иностранные граждане, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории РФ, те, кому в силу разных причин аннулировано разрешение на временное проживание или вид на жительство. В соответствии с российским законодательством о беженцах26, депортации также подлежат лица, которым отказано в предоставлении статуса беженца или временного убежища, и кто самостоятельно после этого отказа не покинул территории Российской Федерации. Процедура принятия решения о депортации исключительно административная. И хотя решение миграционных органов о депортации может быть оспорено в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, это не предполагает автоматического приостановления исполнения решения (то есть самой высылки), а значит, с точки зре-

18 ECtHR. Sidikovy v. Russia. No. 73455/11. Judgment of 20.06.2013.

19 ECtHR. Nizomkhon Dzhurayev.v. Russia. No. 31890/11. Judgment of 03.10.2013.

20 ECtHR. Yefimova v. Russia. No. 39786/09. Judgment of 19.02.2013.

21 ECtHR. Kazhayev v. Russia. No. 60045/10. Judgment of 05.06.2012; K. v. Russia. No. 69235/11. Judgment of 23.05.2013.

22 ECtHR. Akram Karimov v. Russia. No. 62892/12. Judgment of 28.05.2014.

23 ECtHR. Ismailov v. Russia. No. 20110/13. Judgment of 17.04.2014.

24 ECtHR. Egamberdiyev v. Russia. No. 34742/13. Judgment of 26.06.2014.

25 ECtHR. Rakhimov v. Russia. No. 50552/13. Judgment of 10.07.2014.

26 См. Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах». Первоначальный текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 года. № 12. Ст. 425.

ния Европейского Суда, не является эффективным средством правовой защиты27. Кроме того, процедура принятия решения о депортации может вызывать сомнения в соблюдении требований статьи 1 Протокола 7 к Конвенции, предусматривающей процедурные гарантии при принятии решений о высылке иностранцев28. В настоящий момент на рассмотрении Европейского Суда находятся минимум два дела против России, в которых поднимаются вопросы нарушения Конвенции при депортации.

По фактическим последствиям и выдворение, и депортация идентичны экстрадиции: незамедлительно после пересечения границы государства своей гражданской принадлежности (которое подчас и является инициатором актуального на момент фактической высылки уголовного преследования) лицо будет взято под стражу с целью последующего привлечения к уголовной ответственности, а значит риск пыток в этой стране для него сохраняется. Следовательно, указание Суда о применении временных мер в соответствии с правилом 39 Регламента исходит из того, что высылка приостанавливается в любой предусмотренной законом форме.

За последние два года в России сформировалась очень тревожная тенденция. Невозможность выслать заявителя, подавшего жалобу в Европейский Суд, не нарушив указание, данное в соответствии с правилом 39, отнюдь не всегда останавливает власти в их желании выслать заявителя29. Участились случаи, когда заявители попросту становятся жертвами похищения и вывоза в страну гражданской принадлежности, где осуществляется уголовное преследование заявителя, вне какой-либо правовой процедуры. Европейским Судом уже рассмотрено несколько подобных дел30, и особое место занимает постановление по делу Савриддина Джурае-ва31. Анализу этого постановления, а также

результатам его исполнения (точнее — неисполнения), были посвящены статьи Д. В. Трениной, опубликованные ранее в журнале «Международное правосудие»32. В деле Савриддина Джураева Суд нашёл, что исчезновение заявителя и таинственное обнаружение его впоследствии в Таджикистане явилось ничем иным, как результатом действий российских властей. Суд счёл, что доказательства, представленные заявителем, были достоверными и не были опровергнуты доводами Правительства Российской Федерации. Более того, Суд обрушился с критикой на проводимое властями расследование исчезновения заявителя. Постановление по делу Саврид-дина Джураева уникально, прежде всего, тем, что, интерпретируя статью 46 Конвенции, Суд предписывает государству-ответчику определённые действия по исполнению указанного постановления. Предписания касаются принятия как индивидуальных мер (в отношении самого заявителя), так и мер общего характера, которые были бы способны предотвратить повторение подобных нарушений в будущем и обладали свойствами защитного механизма.

С сожалением приходится согласиться с мнением Д. В. Трениной, высказанным в упомянутых выше статьях, что значительного практического эффекта постановление по делу Савриддина Джураева не имело. Не только не было создано механизма, способного предотвратить похищение заявителя, защищён-ного временными мерами Европейского Суда, но даже напротив, число похищений возросло: после вынесения этого постановления произошло 8 похищений (а всего известно о 16 похищениях, начиная с сентября 2011 года).

Обстоятельства похищений весьма разнообразны. Так, первое похищение, произошедшее всего через месяц после вынесения Судом постановления по делу Савриддина Джураева, произошло в Оренбурге — его

27 ECtHR. M.S.S. v. Belgium and Greece. No. 30696/09. Judgment of 21.01.2011. § 317, 321—322.

28 ECtHR. Takush c. Greece. Req. No. 2853/09. Arret de 17.02.2012. § 52—63.

29 ECtHR. Zokhidov v. Russia. No. 67286/10. Judgment of 05.02.2013.

30 ECtHR. Abdulkhakov v. Russia. No. 14743/11. Judgment of 02.10.2012; Nizomkhon Dzhurayev v. Russia. No. 31890/11. Judgment of 03.10.2013; Ermakov v. Russia. No. 43165/10. Judgment of 07.11.2013; Kasymakhunov v. Russia. No. 29604/12. Judgment of 14.11.2013.

31 ECtHR. Savriddin Dzhurayev. v. Russia. No. 71386/10. Judgment of 25.04.2013.

32 Тренина Д. В. Применение Страсбургским Судом статьи 46 Европейской конвенции по правам человека в деле «Савриддин Джура-ев против России» // Международное правосудие. 2013. № 3(7). С. 16—24; Тренина Д. В. Проблемы исполнения Россией постановлений Европейского Суда в делах о выдаче и высылке // Международное правосудие. 2014. № 3(11). С. 63—78.

жертвой оказался Икромжон Мамажонов33. По истечении установленного срока содержания под стражей он был освобождён из следственного изолятора. Но несмотря на многочисленные просьбы самого заявителя и ходатайства его адвоката об обеспечении участия защитника в процедуре освобождения (в свете печальной судьбы Азаматжона Эрмакова34, который также исчез после того, как был освобождён рано утром из следственного изолятора), заявитель был освобождён задолго до начала рабочего дня — в 7 часов утра, что значительно затрудняло участие адвоката. Примечательно, что ни родственники, ни адвокат, всё-таки ожидавшие Мама-жонова возле единственного выхода из изолятора, его не встретили. Он бесследно исчез. Расследование уголовного дела, возбуждённого по факту исчезновения человека, не привело ни к установлению достоверной картины произошедшего, ни к выявлению причастных к преступлению лиц. Европейский Суд установил ряд нарушений статьи 3 и 34 Конвенции и констатировал, что его выводы по делу Савриддина Джураева не были услышаны российскими властями, и защитный механизм для заявителей, в отношении которых применены временные меры, так и не создан.

Комитет Министров Совета Европы, в свою очередь, не оставил без внимания эти происшествия. С 2012 года Комитет издал несколько решений35 и одну Предварительную Резолюцию36, принятию которой как раз предшествовало исчезновение И. Мамажо-нова в Оренбурге. Во всех этих актах Комитет выразил крайнюю озабоченность сложившейся ситуацией.

Последнее постановление по данной категории дел состоялось в сентябре 2014 года:

ему предшествовали похищения в Москве Умида Якубова (в 2011 году Суд нашёл, что его выдворение в Узбекистан может повлечь нарушение статьи 3 Конвенции37) и в Тюмени — Абдулажона Исакова (в 2010 году Европейский Суд решил, что в случае его высылки в Узбекистан может быть нарушена статья 3)38 и Лутпиддина Мухитдинова, чьё дело в настоящий момент рассматривается Европейским Судом (с марта 2014 года он защищён правилом 39 Регламента Суда). Последний был похищен после того, как оказался в офисе Управления Федеральной миграционной службы России по Тюменской области под предлогом проверки у него документов. В решении сентября 2014 года Комитет в довольно жёстких формулировках призвал российские власти обеспечить «физическую безопасность заявителей»30. Комитет также готовит новую Предварительную Резолюцию, принятие которой планируется в декабре 2014 года.

Тревожная ситуация с исчезновениями заявителей, в отношении которых Судом приняты временные меры, позволяет предположить, что продолжающиеся похищения людей с их последующим обнаружением в странах, которые ранее запрашивали их выдачу, означает не только безразличное отношение властей к судьбам конкретных людей, но и ставит под удар функционирование конвенционной системы защиты прав человека в целом, превращая Конвенцию в декларативный акт, а разбирательство в Суде — из действенного и эффективного механизма защиты — в формальную процедуру, не имеющую реальных последствий для заявителей. Надо ли добавлять, что это прямая дорога к повсеместному произволу властей?

33 ECtHR. Mamazhonov v. Russia. No. 17239/13. Judgment of 23.10.2014.

34 ECtHR. Ermakov v. Russia. No. 43165/10. Judgment of 07.11.2013.

35 Информацию об актах Комитета и коммуникациях Правительства-ответчика и представителей заявителей см. на сайте Департамента по исполнению Комитета Министров по ссылке URL: http://www.coe.int/t/dghl/monitoring/execution/Reports/pendingCas-es_en.asp?CaseTitleOrNumber=Garabayev&StateCode=&SectionCode = (дата обращения: 23.11.2014).

36 Предварительная Резолюция (CM/ResDH(2013)200) принята Комитетом Министров Совета Европы 26.09.2013.

37 ECtHR. Yakubov v. Russia. No. 7265/10. Judgment of 08.11.2011.

38 ECtHR. Abdulazhon Isakov v. Russia. No. 14049/08. Judgment of 08.07.2010.

39 Решение Комитета Министров Совета Европы, принятое на 1208-ой встрече по правам человека 26.09.2014 (CM/Del/OJ/ DH(2014)1208/18). П. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.