Научная статья на тему 'ПРАКТИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ'

ПРАКТИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
безопасность государства / национальные интересы / образовательная деятельность / военные образовательные организации высшего образования / цифровизация / геймификация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерюгин А.А., Крижановская Г.Н., Сальников В.П., Захарцев С.И., Виноградова Е.В.

На основе правового и педагогического анализа изложены актуальные проблемы цифровизации военного образования в современных условиях. Проанализированы практические составляющие внедрения в образовательную деятельность военных образовательных организаций высшего образования элементов геймификации, выделены положительные стороны данного процесса, указаны проблемы и пути их решения, определены перспективные задачи. Сделан вывод о том, что геймификация образовательной деятельности в военных образовательных организациях высшего образования должна стать естественным и необходимым средством для формирования необходимых компетенций у будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерюгин А.А., Крижановская Г.Н., Сальников В.П., Захарцев С.И., Виноградова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-209-222 NIION: 2018-0076-10/22-1056 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1254

ДЕРЮГИН Алексей Александрович,

начальник кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент (г. Санкт-Петербург, Россия), e-mail: deryuginkursk@gmail.com

КРИЖАНОВСКАЯ Галина Николаевна,

доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент (г. Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: imyarec@list.ru

САЛЬНИКОВ Виктор Петрович,

профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии РФ, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный сотрудник МВД России, академик РАЕН, член-корреспондент РАРАН (г. Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: Fonduniver@bk.ru

ЗАХАРЦЕВ Сергей Иванович,

профессор Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, доктор юридических наук, академик РАЕН, член-корреспондент РАРАН (г. Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: zakhartsev2306@mail.ru

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор (г. Москва, Россия),

e-mail: evigpran@igpran.ru

ПРАКТИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭЛЕМЕНТОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ

Аннотация. На основе правового и педагогического анализа изложены актуальные проблемы цифровизации военного образования в современных условиях. Проанализированы практические составляющие внедрения в образовательную деятельность военных образовательных организаций высшего образования элементов геймификации, выделены положительные стороны данного процесса, указаны проблемы и пути их решения, определены перспективные задачи. Сделан вывод о том, что геймификация образовательной деятельности в военных образовательных организациях высшего образования должна стать естественным и необходимым средством для формирования необходимых компетенций у будущих офицеров.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Ключевые слова: безопасность государства, национальные интересы, образовательная деятельность, военные образовательные организации высшего образования, цифровизация, геймификация.

DERYUGIN Alexey Alexandrovich,

Head of the Department of Theory and History of the State and Law, St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation, candidate of legal Science, Associate Professor (Saint Petersburg, Russia)

KRIZHANOVSKAYA Galina Nikolaevna,

Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, St. Petersburg Military Order of Zhukov, Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg, Russia)

SALNIKOV Victor Petrovich,

Professor of the Department of Theory and Methods of Continuing Professional Education of the St. Petersburg Military Order Zhukov Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation, Doctor of Law,

Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Honorary Officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

academician of the Russian Academy of Natural Sciences, corresponding member of PAPAH (St. Petersburg, Russia)

ZAKHARTSEV Sergey Ivanovich,

Professor of the St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute troops of the National Guard of the Russian Federation, Doctor of Law, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences (St. Petersburg, Russia)

VINOGRADOVA Elena Valerievna,

Chief Scientist, Constitutional Law Sector and constitutional justice of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Law, Professor (Moscow, Russia)

PRACTICE AND TOOLS FOR EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF GAMIFICATION ELEMENTS IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Annotation. The article presents the actual problems of digitalization of military education in modern conditions on the basis of legal and pedagogical analysis. The authors analyzed the practical components of the introduction of gamification elements into the educational activities of military educational institutions of higher education, highlighted the positive aspects of this process, identified problems and ways to solve them, identified promising tasks. In conclusion, the authors conclude that the gamification of educational activities in military educational institutions of higher education should become a natural and necessary means for the formation of the necessary competencies of future officers.

Key words: state security, national interests, educational activities, military educational organizations of higher education, digitalization, gamification.

Внесение в 2020 г. в текст Конституции Российской Федерации поправок [6; 9; 10; 11; 12; 13; 15; 26; 35; 36; 37; 50],

позволило усилить социальную основу российского государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достой-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

ную жизнь и свободное развитие человека1. Одним из приоритетных направлений национальной политики государства, отраженных в документах, определяющих стратегические направления развития России являются образование, наука и культура.

Сегодня подрастающие поколение россиян живет в эпоху глобальных общественно-политических, технологических и экономических изменений, напрямую влияющих на место и роль нашей страны в мировом социокультурном пространстве в будущем. Определяющим фактором данных изменений является возможность каждым гражданином Российской Федерации раскрыть и реализовать свой потенциал, получая современное качественное образование2, в том числе в военных образовательных организациях высшего образования. Это позволит реализовать стратегические национальные приоритеты в области науки, инновационной сферы, системы образования и обеспечить на долгосрочную перспективу дальнейшее укрепление обороноспособности государства, достижение национальных целей развития, создание условий для повышения международного авторитета Российской Федерации и привлекательности сотрудничества с ней для других государств3.

Не вызывает сомнения тот факт, что развитие системы современного образования предполагает активную инновационную и экспериментальную деятельность, что прямо закреплено в ст.

20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»4. Сегодня для качественной реализации государственной политики по модернизации образовательной среды особое внимание должно быть обращено на осуществление мероприятий по цифровой трансформации. Поэтому в положениях Указа Президента Российской Федерации от

21 июля 2021 г. № 474 одной из национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года определена «Цифровая трансформация», а распоряжением Правительства Российской Феде-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - М., 2022.

2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. - 2020. -№ 7. - 16 января.

3 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.07.2021. - № 27 (часть II). - Ст. 5351.

4 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» // Собра-

ние законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

рации от 21 декабря 2021 г. № 3759-р утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования5.

Безусловно, последние шаги органов государственной власти Российской Федерации, направленные на цифровизацию российской системы образования, встречают ряд объективных сложностей, определенных рядом факторов: не запланированный переход к дистанционным формам обучения, несовершенство законодательной базы, отставание в техническом оснащении образовательных организаций и пр.

Однако модернизация классической российской системы образования началась значительно раньше. Связано это с тем, что за последние два десятилетия цифровизация, информатизация интернационализация и широкое применение интерактивных форм и игровых технологий стали новыми тенденциями развития образования. Причин таких изменений несколько: и быстро развивающийся мир, и желание Российской Федерации присоединиться к Болонскому процессу, и трансформация личностных качеств молодежи.

Российская Федерация, предприняв попытку присоединения к Болонскому процессу, попыталась интегрироваться в европейское пространство высшего образования в условиях геополитического и экономического формирования единой Европы. И если государства Евросоюза планировали выстроить единую образовательную систему за несколько десятилетий, то желающие европеизировать российское образование желали видеть конечные результаты уже к 2010 - 2012 гг. [17]. Рассчитывая на взаимодействие со странами Запада, сближение образовательных стандартов и параметров, желая, при этом, сохранить высокий уровень образования, обеспечить выпускникам российских вузов трудоустройство за границей, Россия присоединилась к Болонской конвен-ции6.

Сейчас стало понятно, что включение западных стандартов в российскую систему образования было ошибкой. Оказалась под угрозой национальная безопасность Российской Федерации в различных сферах [49]. Разрушалась самобытность российского образования, с его традициями, устоями, духовно-нравственными ценностями; подвергалась негативному воздействию

5 Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/403203308/ (дата обращения: 14.08.2022).

6 Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (заключена в г Лиссабоне 11.04.1997) // Бюллетень международных договоров. - 2000. - № 11.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

высшая школа и российская интеллигенция, выступавшая носителем фундаментальных отечественных традиций; апробированная в советский период многоуровневая система высшего образования, позволявшая специалисту быть эффективно востребованным экономикой государства за счет фундаментальной теоретической подготовки и сформированных практических навыков оказалась практически разрушена.

Секретарь Совета безопасности РФ Н.П. Патрушев в одном из своих интервью отметил, что российская образовательная модель была лучшей в мире, а переход к Болонской системе явился ошибкой, так как не позволил достичь главной цели - облегчения трудоустройства российских специалистов за рубежом, так как сейчас российских специалистов «выдавливают» из западной научно-образовательной среды [40].

Председатель Ассоциации юристов России С.В. Степашин также считает отказ от Болонской системы необходимым шагом в связи с тем, что ее главная миссия не выполнена. Дипломы российских выпускников автоматически не признаются в западных университетах, а после начала специальной военной операции по защите прав жителей Донецкой и Луганской народных республик началась дискриминация прав наших студентов, обучающихся за рубежом даже в тех странах, которые являются участниками Болонского соглашения [48]. С. В. Степашин отметил, что необходимо вспомнить все достоинства отечественной образовательной системы, учесть положительные стороны Болонской системы и выработать новый подход к образованию.

С ним согласен Заместитель министра образования и науки Д.В. Афанасьев, который отметил, что нельзя напрочь отказываться от всего наработанного в последние годы опыта и пора возвращаться к системе, существовавшей до 1991 г., так как она была успешна в конкретных исторических условиях. Необходимо учесть все лучшее, а также особенности современного мира и выработать оптимальный подход к образованию [5].

На проблемы, связанных с переходом России на Болонскую систему образования, неоднократно обращали внимание и российские исследователи [7; 8; 14; 16; 18; 22; 24; 25; 28; 29; 31].

В рамках включения в Болонский процесс в нашей стране стала внедряться бально-рейтинго-вая и кредитно-модульная системы и состоялся переход от субъект-объектной модели обучения, когда ученик был объектом передачи знаний преподавателем к субъект-субъектной системе, предполагающей партнерские отношения учителя и ученика и активную позицию последнего.

И вот здесь возникли трудности. Если баль-но-рейтинговая система стимулировала познавательную активность обучающихся, то внедрение субъект-субъектного подхода столкнулось с определенными трудностями. Разработчики новой модели образования исходили из того, что в условиях субъект-объектного подхода, материал усваивается далеко не полностью, так как ученик не прилагает никаких усилий для его получения. Однако, данные социологического опроса молодежи, проводившегося в 2016 г. Сбербанком совместно с агентством Validata показали, что предоставляемая молодым людям свобода выбора вопреки ожиданиям вызывает у них затруднения. Сами опрашиваемые назвали себя «растерянным поколением» [41]. Они отметили, что раньше взрослые были строгими, но строгость эта давала позитивный эффект, так как дети понимали куда им идти, и какие шаги нужно предпринять для достижения цели, их вынуждали совершать определенные действия, они подчинялись. Сложность оказалась в том, что, превратившись из обучаемого в обучающегося в рамках реализации субъект-субъектного подхода ученик растерялся, так как либо не знает, как получать знания самостоятельно, либо не может усваивать материал учебников без объяснения учителя, либо у него недостаточно мотивации, чтобы заставить себя учиться.

Модель же воспитания, предполагающая поощрение действий ребенка и транслирование веры в него родителями расценивается детьми как «позитивное давление» в результате чего у молодежи возникает «комплекс отличника», страх ошибиться, не оправдать надежд родителей, и как следствие трудность «первого шага». В этой ситуации необходимо искать новые пути повышения качества усвоения обучающимися учебного материала. И делать это нужно обязательно с учетом психологических и биологических особенностей современной молодежи. Среди них можно выделить следующие факторы.

Современная молодежь чаще находится в виртуальном онлайн пространстве, чем офлайн. Это, безусловно, плохо в силу того, что в данном случае происходит подмена реальной жизни виртуальной, так как даже встречаясь офлайн, молодежь предпочитает продолжать общение в смартфонах. Оказавшись без своего телефона и возможности выхода в интернет, молодой человек испытывает психологический дискомфорт, чувство тревоги. Онлайн-пространство привлекает молодежь яркими образами, часто сменяющимися картинками.

Современный мир намного динамичнее, поэтому молодые люди не могут долго сосредотачивать свое внимание на длинных текстах без

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

визуализации, им хочется быстро вычленить главную информацию и двигаться дальше. Учеными доказано, что средний период концентрации современной молодежи на одном объекте 8 секунд.

Современного обучающегося не привлекает планомерный, медленный и трудоемкий путь получения знаний, так события последних лет показали, что все может резко измениться. Кроме того, в 90-е гг. ХХ века отличники и лица с учеными степенями и званиями долго не могли найти себя в изменившемся мире, в отличие от их современников с низкой успеваемостью, в следствие чего стала снижаться ценность знаний. Появилась вера в то, что успех может и должен быть достигнут быстро и легко, поддерживаемая многочисленными публикациями в средствах массовой информации, особенно в интернет-пространстве. Главный запрос, который современная молодежь обращает к жизни - быть счастливым, наслаждаться жизнью, ценить ее каждое мгновение и любить себя. В эту концепцию не вписывается преодоление трудностей, если же они встречаются на пути молодого человека, то подводят его к выводу о неправильности выбранного им пути. Быть успешным сейчас - это не сделать карьеру, стать богатым, а жить разнообразной жизнью вне зависимости от рода занятий и величины дохода.

При этом данный подход вовсе не отрицает саморазвитие. Наоборот, быть всесторонне развитым и уметь поддержать разговор на любые темы у современной молодежи модно, но под саморазвитием понимаются любые увлечения, любая активность, включая путешествия, занятия музыкой и спортом.

Еще одна черта современной молодежи, порожденная культурой общения в социальных сетях и определяющая работоспособность заключается в том, что посты в социальных сетях позволяют человеку очень быстро достичь одобрения в виде «лайка» как результата своей деятельности. Соответственно, они ожидают такого же быстрого признания и одобрения своего труда и во взрослой жизни, одобрения, которого невозможно достичь моментально в процессе кропотливой учебной деятельности, результат которой можно узнать только в конце семестра. Более того, признания их успехов в виде положительных оценок уже недостаточно. Молодые люди считают, что признание должно обязательно повлечь за собой популярность, будь то трудовой коллектив, дружеская компания или социальные сети.

Поэтому важная задача современных педагогов и системы образования в целом заключается в том, чтобы показать молодым людям важность постоянной, кропотливой и систематической работы, снять психологические блоки, уда-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

лить соответствующие фрустрации, мешающие трудится (о которых скажем чуть ниже), увлечь этой работой, научить получать от нее удовлетворение, показать прямую зависимость авторитета молодого человека в обществе от его умения и желания трудиться, достигнутых успехов, уровня компетентности.

Неумение долго концентрироваться на одной большой задаче из страха перед ней и невозможности получить моментальный результат приводит к формированию минимального горизонта планирования. Молодежь способна ставить перед собой только понятные и конкретные цели, которых можно быстро достичь. Отдаленное будущее представляется им непонятным, а потому пугающим. Более того, все перечисленные выше особенности современной молодежи порождают у них ряд страхов и фрустраций. Помимо страха не соответствовать социальному окружению и стать изгоем, добавляется парадоксальный с точки зрения старшего поколения страх жить обыденной жизнью взрослых, в которой нет места спонтанности, интенсивным переживаниям и ярким впечатлениям. Есть и более сильные страхи, как, например, страх сделать неправильный выбор. Если от правильного выбора зависит жизнь, а выбор необратим, то неправильный выбор представляется крахом.

Признавая очевидный факт трансформации сознания современной молодежи, мы должны разрабатывать методы и средства обучения с учетом их психологических особенностей. Для этого, учитывая тот факт, что большую часть своего времени молодежь проводит в виртуальном пространстве, следует перенести часть учебной информации, выдаваемой вузом в интернет-пространство. Это может быть виртуальная образовательная среда учебного заведения, странички в социальных сетях, которые пользуются популярностью у молодежи, где отдельное место отведено кратким (не больше 15 минут) видеоурокам по определенным вопросам темы, ярким презентациям, слайды которых содержат минимум текста, а все необходимая информация «зашита» в яркие схемы. Более длинные уроки и тексты просто не способны удерживать на должном уровне внимание обучающихся. Более того, короткие видео и материалы создают эффект быстро решенной задачи, что приносит удовлетворение и мотивирует двигаться дальше, избавляет от про-крастинации. Есть определенные требования и к языку изложения. Как было сказано выше, современная молодежь не может самостоятельно без учителя воспринимать сложные тексты учебников. Отсутствие привычки к чтению породило скудный словарный запас. Поэтому преподавателю важно постараться максимально сложный

материал подавать простым языком, постепенно расширяя словарный запас обучающегося.

Все сказанное выше вовсе не означает, что задача педагога «опуститься» до уровня обучающегося. Дело в том, что, начиная говорить с учеником на доступном ему языке, учитывая его психологические особенности, мы постепенно снимаем его страх перед непонятным, а потому кажущимся сложным материалом. Без этого он просто может не приступить к обучению, или приступив, не усвоить материал. Постепенно вовлекая обучающегося в образовательный процесс понятными ему способами, мы убираем фрустрации, расширяем словарный запас и объем знаний. Обучающийся начинает получать удовлетворение, так видит результат своих трудов в краткосрочном периоде, постепенно начинает говорить с нами языком изучаемой дисциплины. И тут задача педагога вывести обучающегося на новый уровень, постепенно усложняя его задачу.

Так как два самых сильных страха молодежи - это страх перед рутиной и страх сделать неправильный выбор, значит, путь достижения серьезных целей необходимо облачить в игровой формат. Каждый обучающийся при поступлении в учебное заведение может получить доступ в личный кабинет, где в начале изучения учебной дисциплины от ведущего преподавателя будет получать «маршрутный лист», представляющий собой определенный квест. Таким образом, обучение превратится в игру, нивелируется страх сделать неверный выбор, ошибиться, ведь в игре любой результат обратим. Кроме того, за каждый пройденный этап маршрута обучающийся должен получить немедленное вознаграждение, которое повлияет на его рейтинг и самооценку, стимулирует его. У обучающегося должна быть возможность сравнивать себя с собой и с другими. Этому, в свою очередь, способствует грамотно выстроенная бально-рейтинговая система вуза.

Еще один важный фактор современного образования - интерактивность. Современная молодежь не может находиться вне виртуального социума, у них есть потребность постоянно быть на связи. Поэтому с этим обучающихся следует вовлекать в систематическое практическое взаимодействие как между собой, так и с преподавателем через игровые технологии, чаты, в которых осуществляется переписка с комментариями.

Все перечисленные меры и являются элементами геймификации образования, под которой принято понимать процесс внедрения элементов игры и соревнования в любой неигровой процесс, начиная от обучения и заканчивая трудовой деятельностью.

Стоит заметить, что в настоящее время нет общего понимания сущности геймификации. Дан-

ное явление рассматривается исходя из двух подходов - как средство (инструмент) и как определенный процесса [38]. В большинстве своем исследователи данного явления понимают под геймификацией «использование игровых элементов, игровой механики, игрового дизайна и структуры в неигровых контекстах» [1] (например, в образовании) в целях повышения мотивации и производительности деятельности людей.

Тем не менее, геймификация является органичным процессом, так как использует естественные склонности людей к конкуренции, соревнованиям, сотрудничеству и достижениям. Главная задача геймификации состоит в вовлечении обучающихся в процесс получения знаний, максимального повышения эффективности образовательной деятельности. Вовлечение достигается через повышение мотивации обучающегося. Разрабатывая программу изучения учебной дисциплины в рамках процесса геймификации, преподаватель должен постараться разбить «образовательный маршрут обучающегося» таким образом, чтобы в процессе обучения он мог достичь нескольких конкретных целей, достижение каждой из которых будет двигать его вперед, а итогом станет формирование запланированных компетенций будущего специалиста.

Инструментами вовлечения могут стать уровни, которые обучающийся должен пройти, чтобы быть допущенным к сессии, рейтинг и вознаграждения в виде баллов или других форм поощрения. В частности, для курсанта военного учебного образовательного учреждения это может быть дополнительное увольнение, несколько дней, прибавленных к каникулярному отпуску, различные меры материального стимулирования и пр. Каждый новый уровень должен быть сложнее предыдущего, соответственно и вознаграждение за каждый новый уровень должно быть выше. Вознаграждение, получаемое обучающимся на промежуточных этапах изучения учебной дисциплины, будет побуждать его действовать быстрее и лучше, стимулировать дополнительный интерес к изучаемой дисциплине и к процессу обучения в целом.

Геймификацию стоит отличать от обучения с применением игровых технологий, о необходимости внедрения которых в учебный процесс мы уже писали [33, 7]. Применение игровых технологий позволяет внедрить в конкретное занятие или цикл занятий элементы игры, геймификация же является более комплексным подходом и предполагает внедрение бально-рейтинговой системы и применения игровых методик в ходе процесса обучения в целом в оффлайн и онлайн пространстве.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

И геймификация, и внедрение игровых технологий побуждают обучающихся действовать самостоятельно, делают их активными участниками образовательного процесса, повышают мотивацию обучающихся, активизируют их творческий потенциал посредством использования разнообразных видов как учебной, так и внеучеб-ной деятельности. Последний момент является очень важным, потому что позволяет выйти в процессе изучения дисциплины за рамки аудиторных занятий, плавно перейти от образовательной к научной деятельности обучающегося. При этом обучающийся сознательно делает этот шаг, так как понимает, что чем он активнее и результативнее участвует в олимпиадах, научных конференциях и других представительских мероприятиях, пишет научные статьи и рефераты, тем выше его рейтинг среди сверстников, тем выше его самооценка.

В условиях геймификации помимо учебной и научной деятельности обучающиеся могут быть вовлечены в профориентационную работу. Им можно предоставить возможность попробовать свои силы в разных формах деятельности: проведение мастер-классов, тренингов, семинаров, воспитательных и пропагандистских мероприятиях и пр. Они могут принимать участие в подготовке и проведении различных конкурсов для школьников с целью привлечения их в число курсантов конкретного военного учебного заведения, вместе с профессорско-преподавательским составом работать над созданием историко-доку-ментальных и историко-краеведческих фильмов, расширять экспозицию музеев если они существуют в образовательном учреждении путем работы в архивах. При этом, как мы уже отмечали ранее, «происходит выделение актива для участия в конкурсах грантов, создается возможность осознанно представлять интересы молодёжи и региона в региональных молодёжных организациях» [32].

Все это будет способствовать решению еще одной важной задачи - патриотическому воспитанию молодежи, формированию у нее интереса к истории через конкретные примеры выдающихся деятелей науки, искусства, юриспруденции, государственных служащих и военных, позволит внедрить в их сознание глубокое внутреннее уважение к Родине, к старшему поколению, традиционные российские ценности семьи, долга, чести, ответственности, уважения к народам, населяющим Россию [54]. Это может стать мощным «щитом» от проникновения и укоренения вредных антироссийских ценностей в молодежную среду, позволит им ощутить нашу суверенность [2; 3; 4; 19; 27; 30; 39; 43; 44; 45; 46; 47; 51].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Военное учебное заведение выпускает командиров, офицеров, которые будут оказывать непосредственное воспитательное воздействие на своих подчиненных. Здесь их миссия равна миссии учителя. Как для учителя, так и для офицера особенно важно знание истории, уважение к истории своей страны. Это позволит избежать искажения исторических фактов, произвольной трактовки истории при проведении соответствующей работы с личным составом, что очень важно в условиях гибридной войны.

Внедрение геймификации в образовательный процесс военного образовательного учреждения может дать еще один положительный эффект: преподаватель может запланировать в рамках изучения учебной дисциплины групповые методы работы, предусмотреть командные соревнования, где командой (игровым коллективом) может выступать отделение взвода (группы) либо несколько взводов в масштабах роты (курса, факультета). Это позволит формировать компетенции, необходимые командиру по слаживанию коллектива, постановке задач и контролю за их исполнением. Кроме того, в рамках группового соревнования можно предусмотреть систему оценок деятельности конкретного игрока, которые он будет получать от товарищей по команде, увеличивая при этом рейтинг команды, что сыграет роль «лайков», получаемых молодежью в социальных сетях.

Таким образом, в современных условиях цифровая трансформация образовательной деятельности в военных образовательных организациях высшего образования выступает как целенаправленное создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, объективно значимые потребности личности, общества и государства, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Внедрение новых высокотехнологичных образовательных решений должно стать одной из важнейших задач по цифровой трансформации образовательной деятельности, по подготовке кадров в области обороны и безопасности государства с учетом передовых мировых тенденций, а также российского опыта цифровой трансформации. Это будет способствовать не только накапливанию знаний у обучающихся, но и развивать у них способность учиться, ориентируясь в большом информационном потоке, оценивая актуальность знаний и навыков для будущей самостоятельной практической деятельности.

Среди мировых трендов развития цифровых сервисов в образовании при внедрении новых

высокотехнологичных образовательных решений можно отметить использование технологий дополненной реальности и геймификации образовательного процесса. Данные технологии (Augmented reality - AR) сегодня в мире рассматриваются в качестве перспективных направлений дальнейшего развития цифровых сервисов в образовании.

Среди дружественных государств-партнеров Российской Федерации можно выделить Республику Беларусь, которая также активно развивает и модернизирует свое образование, внедряя технологии дополненной реальности и геймификации образовательного процесса1. В будущем возможно рассмотреть концепцию создания Единого информационно-образовательного ресурса - онлайн-платформы для Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь2. По нашему мнению, это способствовало бы социальному и экономическому прогрессу обоих государств, объединению материального и интеллектуального потенциалов в целях обеспечения взаимной безопасности.

При этом следует заметить, что подготовка высококвалифицированных кадров для различных силовых структур всегда было и остается ключевым аспектом в политике нашего государства. В рамках данной статьи мы не раз уже упоминали о том, что геймификация применима и в условиях образовательной деятельности военного учебного заведения. С учетом объективных потребностей в актуализации механизмов обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации, связанных с реализацией возложенного на силовые структуры функционала за счет пересмотра и совершенствования моделей и операций в управленческой деятельности, при выполнении служебно-боевых и прочих задач, необходимо активно внедрять и активно использовать информационные технологии в образовательной деятельности, проводить цифровизацию учебного процесса (см. например, Программа по цифровой трансформации Росгвардии на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов).

В цифровизации образовательной деятельности военных образовательных организаций высшего образования предлагается определить основные перспективные задачи: повышение ква-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы: Утверждена Министром образования РБ 15 марта 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https:// drive.google.eom/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_ OlhqZ3rjKVqY-/view (дата обращения: 21.07.2022).

2 Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08. 12. 1999 «О создании Союзного государства» // Бюллетень международных договоров. - 2000. - № 3.

лификации профессорско-преподавательского состава при использовании цифровых технологий; предоставление для коллективного пользования отечественных цифровых ресурсов высокого качества; обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий преподавателям и обучающимися; создание инновационных условий развития образовательной деятельности; внедрение новых высокотехнологичных образовательных решений, модернизацию образовательных программ.

Исходя из вышесказанного, геймификация образовательной деятельности в военных образовательных организациях высшего образования должна стать естественным и необходимым этапом развития, связанным с внедрением и использованием оффлайн и онлайн игровых методов, технологий и механизмов в процессе обучения с целью вовлечения обучающихся в образовательный процесс, активизации их познавательной деятельности, облегчения восприятия информации с учетом психологических особенностей современной молодежи и формирования необходимых компетенций для будущих офицеров.

Реализация концепции геймификации подразумевает использование широкого спектра инструментов: баллов, различных рейтингов, задач, квестов, стимулов и ограничений, наград и призов, возможностей самовыражения в рамках получения требуемых умений и навыков и пр.

Для этого в первую очередь, должны создаться интерактивные образовательные программы, построенные на основе игровых технологий, технологий дополненной реальности, проектных и других форм обучения, ставящих обучающихся перед необходимостью действовать самостоятельно в сложных ситуациях и быстро меняющейся обстановке. Курсанты (слушатели) из категории объекта обучения превращаются в активных участников, партнёров образовательного процесса, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания, направленные на достижение общего результата - повышение обороноспособности нашего государства, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Явление геймификации в образовательной деятельности является не только следствием цифровизации данной области общественных отношений, но и применением различных игровых элементов не в виртуальной среде. Преимущества использования данного подхода очевидны: игра позволяет посмотреть на практическую проблему (ситуацию) с разных сторон, структурировать групповую дискуссию и индивидуальную умственную деятельность, обладает стимулирующим эффектом для обучающихся.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Повысить качество выпускников военных образовательных организациях высшего образования позволит, в том числе, и применение игровых технологий в образовательной деятельности. Процесс подготовки обучающихся должен включать погружение курсантов (слушателей) в конкретную практическую проблему путём моделирования ситуаций, которые могут быть в служеб-но-боевой деятельности. Использование гейми-фикации в образовательной деятельности и во вне учебное время позволит решить одновременно несколько проблем. Во-первых, происходит формирование морально-деловых качеств обучающихся на основе осмысления ими нравственных и социальных установок. Во-вторых, раскрываются закономерности и характерные черты функционирования и развития явлений объективной реальности через моделирование игровых ситуаций. В-третьих, становится возможным изучение форм и способов взаимодействия социальных агентов в ходе применения социально-ролевых игр.

Применение игровых технологий формирует у обучающихся различные необходимые им в будущем навыки и компетенции. Среди них моти-вационная готовность к межличностному взаимодействию во внеучебной деятельности; навыки многомерного освоения учебного материала; эффективного использования знаний в практической деятельности; техники публичного выступления; способности к мобилизации интеллектуального потенциала в ситуациях повышенной сложности. Кроме того, растет личностная и профессиональная самооценка обучающихся в результате побед в конкурсах и олимпиадах различного уровня, возрастает желание обучающихся постоянно самосовершенствоваться.

Безусловно, описанные нами примеры не исчерпывают собой все случаи использования технологии геймификации в образовательной деятельности в военных образовательных организациях высшего образования. Проведенный краткий анализ дает возможность сделать вывод о возможностях применения геймификации для подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства. Игровые технологии в сфере высшего образования по подготовке кадров для силовых структур должны помочь свести к минимуму время на адаптацию по принятию решений с современных быстро меняющихся условий и факторов. Кроме того, использование этих методов может помочь самим обучающимся повысить свою эффективность и усилить мотивацию, а также личную и коллективную производительность на благо обеспечения интересов государства и общества.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Вместе с тем, проводя мероприятия по цифровой трансформации образовательной деятельности, нельзя забывать об угрозах информационной безопасности не только государству, но и личности, а также обществу в целом. Так, по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 7 месяцев 2020 г. число преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, выросло на 94,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года1. Правонарушения в данной области общественных отношений угрожают не только на бытовом уровне, но и компрометируют электронные сервисы государства, угрожают правам граждан на доступ к информации, традиционным российским духовно-нравственным ценностям, интересам российских граждан в информационной сфере2. В научной юридической литературе появились интересные исследования, связанные с киберполицией и кибермафией [20; 21; 23].

В силу этого внедрение геймификации образовательную деятельность военных образовательных организаций высшего образования осложняется или имеет ряд особенностей. Так, например, чаще всего молодые люди выходят в Сеть с мобильных устройств, что диктует свои требования к подаче информации. Для достижения всех необходимых целей, ради которых гей-мификация внедряется в образовательный процесс, необходим свободный доступ к сети Интернет, возможность использования обучающимися планшетов и смартфонов, что не всегда возможно в условиях военной организации.

Тем не менее, в современных условиях цифровая трансформация образовательной деятельности в военных образовательных организациях высшего образования неизбежна и выступает как целенаправленное создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, объективно значимые потребности личности, общества и государства, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Список литературы:

[1] Аверин А.В., Погодина И.В., Авдеев Д.А. Применение геймификации в государственном управлении (потенциал технологии) // Государ-

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. - 2020. -№ 7. - 16 января.

2 Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 12.12.2016. - № 50. - Ст. 7074.

ственная власть и местное самоуправление. -

2020. - № 10. - С. 18-22.

[2] Ананских И.А., Михеев А.А., Кирюшина Н.Ю. Современное российское государство и духовно-нравственное состояние общества // Мир политики и социологии. - 2015. - № 1. - С. 86-91.

[3] Ананских И.А., Серпухова О.Ю., Шелепова М.А. Формирование новой концепции брака и семьи в западной христианской церкви (американский профессор Джеймс В. Браунсон о новом прочтении Священного Писания) // Юридическая наука: история и современность. - 2017. - № 4. -С. 181-188.

[4] Ананских И.А., Силантьева В.А., Кулева М.Трансформация традиционных семейных ценностей как угроза национальной безопасности // Юридическая наука: история и современность. -2018. - № 1. - С. 40-46.

[5] Афанасьев Д. В. О переходе к новой системе образования // Российская газета. - 2022. - 30 мая.

[6] Боброва Н.А. Конституционная реформа-2020 как решение проблемы «транзита власти»-2024 // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 2. - С. 3-9.

[7] Боброва Н.А. О вредоносности современных критериев оценки научных достижений // Мир политики и социологии. - 2018. - № 3-4. - С. 89-93.

[8] Боброва Н.А. Семь лет под прицелом мнимых мировых стандартов наукометрии // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 4. - С. 74-80. DOI: 10.18572/1812-3767-2022-4-7480

[9] Виноградова Е.В. Грани современного российского конституционализма. - М.: РИТМ,

2021. - 240 с.

[10] Виноградова Е.В. Поправки 2020 года в российскую Конституцию в аспекте анализа решений Конституционного суда Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. -2020. - № 3(183). - С. 82-86.

[11] Виноградова Е.В., Виноградова П.А. Укрепление конституционных гарантий поправками 2020 года в Конституцию Российской Федерации. - М.: Эдитус, 2020. - 200 с.

[12] Виноградова Е.В., Данилевская И.Л. Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Конституционный контроль «Ex ante» как институт отечественного и зарубежного конституционализма // Государство и право. - 2020. -№ 5. - С. 7-18.

[13] Виноградова Е.В., Мухлынина М.М. Поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. К вопросу о месте органов местного самоуправления в системе публичной власти // Право и государство: теория и практика. - 2020. -№ 3(183). - С. 76-78.

[14] Виноградова Е.В., Захарцев С.И., Сальников В.П. Индексы научного цитирования: мифы и реальность // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 12. - С. 156-163.

[15] Власова М.А. Влияние конституционных реформ на юридическую науку // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 2. -С. 58-64.

[16] Гер О.Е., Кайзер А.Г., Сальников С.П. Россия в Болонской системе: проблемы и перспективы // Мир политики и социологии. - 2013. -№ 10. - С. 110-115.

[17] Гребенникова И. Д. Инновационные аспекты современного образовательного процесса в контексте присоединения России к Болон-ской конвенции (правовой анализ) // Юридическое образование и наука. - 2007. - № 1. - С. 64.

[18] Емелин С.М. Развитие образования: современные проблемы // Юридическая наука: история и современность. - 2022. - № 3. - С. 31-38.

[19] Жданов П.С., Сальников С.П., Романовская В.Б., Цыганов В.И. От гуманизма к имморализму, от прав естественных к правам противоестественным: смена ценностных оснований западного права // Мир политики и социологии. -2015. - № 11. - С. 90-98.

[20] Жданов Ю.Н., Овчинский В.С. Киберпо-лиция XXI века. Международный опыт. - М.: Международные отношения, 2020. - 288 с.

[21] Жданов Ю.Н., Кузнецов С.К., Овчинский В.С. Кибермафия. Мировые тенденции и международное противодействие: Монография / Вступ. ст. О.В. Храмова. - М.: Норма, 2022. - 184 с. DOI 10.12737/1864981.

[22] Захарцев С.И., Сальников В.П. Индексы цитирования и наукометрия: плюсы и минусы // Библиотека уголовного права и криминологии. -2016 - № 2(14). - С. 180-185.

[23] Захарцев С.И., Сальников В.П. Кибер-мафия как угроза нормальному человеческому существованию: рецензия-размышление по поводу монографии «Мировые тенденции и международное противодействие» // Юрист-Право-ведъ. - 2022. - № 3(102). - С. 215-220.

[24] Захарцев С.И., Сальников В.П. Наукометрия и индексы цитирования: сегодня и завтра // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - № 4(46). - С. 7-13.

[25] Захарцев С.И., Сальников В.П. Объективная шкала оценки научного труда: по силам ли индексу Хирша? // Юридическая наука: история и современность. - 2015. - № 11. - С. 20-24.

[26] Захарцев С.И., Сальников В.П. Поправки в Конституцию Российской Федерации в контексте запрограммированного общества // Поправки к Конституции Российской Федерации и перспективы развития регионального законодательства:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

сборник материалов Всероссийской научно практической конференции (г. Уфа, 24 марта 2021 г.) / Отв. ред. Н.В. Ямалетдинова. - Уфа: РИЦ БашГУ.

- 2021. - С. 64-69.

[27] Захарцев С.И., Сальников В.П. Что отличает человека русской культуры от любого другого: философско-правовой взгляд // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № 1. - С. 23-40.

[28] Захарцев С.И., Виноградова Е.В., Сальников В.П. Реалии современной российской гуманитарной науки. Самоцитирование, самоплагиат, самостоятельность научного исследования // Юридическая наука: история и современность. -2022. - № 5. - С. 26-37.

[29] Захарцев С.И., Виноградова Е.В., Сальников В.П. «Самоплагиат»: реальность или вымысел? // Образование и право. - 2022. - № 5. - С. 202-211.

[30] Исаева Е.А., Соколов А.В. Легализация однополых браков: реализация политики равенства или разрушение института семьи? // Ярославский педагогический вестник. Том I (Гуманитарные науки). - 2013. - № 3. - С.109-112.

[31] Исмагилов Р.Ф., Сальников П.П., Гер О.Е., Кайзер А.Г. Российское образование - переворот с падением // Мир политики и социологии.

- 2015. - № 1. - С. 59-75.

[32] Крижановская Г.Н. Игровые технологии в преподавании истории // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России: Сборник научных статей международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1 / Под общей редакцией С.А. Куценко. - Новосибирск, 2014. - С. 262265.

[33] Крижановская Г.Н., Нестерова Н.В., Коновалова М.Н. Игровые технологии в преподавании исторических дисциплин как фактор повышения интереса к истории у молодежи // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в государственном и муниципальном управлении: вузовское измерение. Конституционные ценности и развитие парламентаризма в России: к 20-летию Конституции Российской Федерации»: Сборник научных статей / Под ред. Т. С. Болховитиной. - Брянск: Брянский филиал РАНХиГС, 2014. - С. 203-210.

[34] Крижановская Г.Н., Нестерова Н.В., Коновалова М.Н. Интерактивные технологии в преподавании исторических дисциплин в контексте новых образовательных стандартов // Образовательные инновации и практики карьеры: Сборник методических материалов и статей / Институт организационного развития и стратегических инициатив Российской академии народного хозяйства

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М., 2015. - С. 80-85.

[35] Лазарев В.В. Идеология конституционного реформирования правовой системы Российской Федерации // Журнал российского права. -2021. - № 4. - С. 5-17.

[36] Лазарев В.В. Конституция и аксиология государственно-правовой идеологии // Юридическая наука: история и современность. - 2021. - № 1. - С. 36-46.

[37] Лазарев В.В. Ценностно-идеологический подход к оценке новелл Конституции РФ // Юридическая наука: история и современность. -2021. - № 2. - С. 11-17.

[38] Муравская С.А., Смирнова М.М. Гейми-фикация: подходы к определению и основные направления исследований в менеджменте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2019. - № 18 (4). - С. 510-530.

[39] Назарова Н.Л., Петросян Л.К., Сэруа В.С. Эволюция семейных ценностей в современном западном мире // Юридическая наука: история и современность. - 2017. - № 5. - С. 96-100.

[40] Патрушев Н.П. России целесообразно отказаться от болонской системы образования // Российская газета. - 2022. - 24 мая.

[41] Результаты совместного с агентством Validata исследования молодежи, проведенного Сбербанком [Электронный ресурс] URL: https:// www.banki.ru/news/lenta/?id=9603392 (дата обращения: 21.07.2022).

[42] Сальников В.П. Историческая память, историко-правовые исследования и патриотическое воспитание // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2005. - № 2. - С. 6-9.

[43] Сальников В.П., Груздева М.Л. Преодоление Европы: философско-правовое эссе // Мир политики и социологии. - 2015.- № 8. - С. 11-22.

[44] Сальников В.П., Романовская В.Б. «Orient» или «oxidеnt»: в какую сторону смотрит российский орел? // Мир политики и социологии. -2014. - № 11. - С. 11-15.

[45] Сальников В.П., Романовская В.Б., Цыганов В.И. Западная цивилизация и угроза голубого интернационала: политико-правовая агрессия периода постмодерна // Мир политики и социологии. - 2015. - № 9. - С. 193-202.

[46] Сальников В.П., Романовская В.Б. Сальников М.В., Романовская Л.Р. Почему на Восток: поворот России в современном политико-правовом пространстве // Правовое поле современной экономики. - 2015. - № 9. - С. 58-68.

[47] Сальников В.П., Романовская В.Б., Сальников М.В., Романовская Л.Р. «Русский поворот» в политико-правовом дискурсе // Ученые записки юридического факультета. - 2015 - № 38(48). - С. 192-198.

[48] Степашин С.В. Пришло время выйти из Болонского образовательного процесса // Российская газета. - 2022. - 16 марта.

[49] Сычев С.Е., Дерюгин А.А. Национальные интересы Российской Федерации: политико-правовая характеристика // Актуальные вопросы развития государственности и публичного права: Материалы VII международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30 сентября 2021 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2021. - С. 33-37

[50] Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации О поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». - М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. - 240 с.

[51] Чернова О.Ю. «Право» на однополый брак в контексте личных прав человека // Ученые записки юридического факультета. - 2015. - № 38(48). - С. 81-85.

[52] Шиляева И.Ф. Превентивное прогнозирование девиантного поведения как условие духовной безопасности современной молодежи. - Уфа: БГПУ, 2019. - 121 с.

Spisok literatury:

[1] Averin A.V., Pogodina I.V., Avdeev D.A. Primenenie gejmifikacii v gosudarstvennom upravle-nii (potencial tekhnologii) // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2020. - № 10. - S. 18-22.

[2] Ananskih I.A., Miheev A.A., Kiryushina N.YU. Sovremennoe rossijskoe gosudarstvo i duhovno-nrav-stvennoe sostoyanie obshchestva // Mir politiki i soci-ologii. - 2015. - № 1. - S. 86-91.

[3] Ananskih I.A., Serpuhova O.YU., SHelepova M.A. Formirovanie novoj koncepcii braka i sem'i v zapadnoj hristianskoj cerkvi (amerikanskij professor Dzhejms V. Braunson o novom prochtenii Svyash-chennogo Pisaniya) // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2017. - № 4. - S. 181-188.

[4] Ananskih I.A., Silant'eva V.A., Kuleva M.Transformaciya tradicionnyh semejnyh cennostej kak ugroza nacional'noj bezopasnosti // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2018. - № 1. - S. 40-46.

[5] Afanas'ev D. V. O perekhode k novoj sisteme obrazovaniya // Rossijskaya gazeta. - 2022. -30 maya.

[6] Bobrova N.A. Konstitucionnaya reforma-2020 kak reshenie problemy «tranzita vlasti»-2024 // Kon-stitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2021. - № 2. -S. 3-9.

[7] Bobrova N.A. O vredonosnosti sovremen-nyh kriteriev ocenki nauchnyh dostizhenij // Mir politiki i sociologii. - 2018. - № 3-4. - S. 89-93.

[8] Bobrova N.A. Sem' let pod pricelom mnimyh mirovyh standartov naukometrii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2022. - № 4. - S. 74-80. DOI: 10.18572/1812-3767-2022-4-74-80

[9] Vinogradova E.V. Grani sovremennogo rossijskogo konstitucionalizma. - M.: RITM, 2021. -240 s.

[10] Vinogradova E.V. Popravki 2020 goda v rossijskuyu Konstituciyu v aspekte analiza reshenij Konstitucionnogo suda Rossijskoj Federacii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2020. - № 3(183).

- S. 82-86.

[11] Vinogradova E.V., Vinogradova P.A. Ukreplenie konstitucionnyh garantij popravkami 2020 goda v Konstituciyu Rossijskoj Federacii. - M.: Edi-tus, 2020. - 200 s.

[12] Vinogradova E.V., Danilevskaya I.L. Popravki 2020 goda v Konstituciyu Rossijskoj Federacii. Konstitucionnyj kontrol' «Ex ante» kak institut otechestvennogo i zarubezhnogo konstitucionalizma // Gosudarstvo i pravo. - 2020. - № 5. - S. 7-18.

[13] Vinogradova E.V., Muhlynina M.M. Popravki 2020 goda v Konstituciyu Rossijskoj Federacii. K voprosu o meste organov mestnogo samouprav-leniya v sisteme publichnoj vlasti // Pravo i gosu-darstvo: teoriya i praktika. - 2020. - № 3(183). - S. 76-78.

[14] Vinogradova E.V., Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Indeksy nauchnogo citirovaniya: mify i real'nost' // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. -2021. - № 12. - S. 156-163.

[15] Vlasova M.A. Vliyanie konstitucionnyh reform na yuridicheskuyu nauku // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 2. - S. 58-64.

[16] Ger O.E., Kajzer A.G., Sal'nikov S.P. Rossiya v Bolonskoj sisteme: problemy i perspektivy // Mir politiki i sociologii. - 2013. - № 10. - S. 110-115.

[17] Grebennikova I. D. Innovacionnye aspekty sovremennogo obrazovatel'nogo processa v kontek-ste prisoedineniya Rossii k Bolonskoj konvencii (pra-vovoj analiz) // YUridicheskoe obrazovanie i nauka.

- 2007. - № 1. - S. 64.

[18] Emelin S.M. Razvitie obrazovaniya: sovre-mennye problemy // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2022. - № 3. - S. 31-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[19] ZHdanov P.S., Sal'nikov S.P., Romano-vskaya V.B., Cyganov V.I. Ot gumanizma k immoral-izmu, ot prav estestvennyh k pravam protivoestest-vennym: smena cennostnyh osnovanij zapadnogo prava // Mir politiki i sociologii. - 2015. - № 11. - S. 90-98.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

[20] ZHdanov YU.N., Ovchinskij V.S. Kiber-policiya HKHI veka. Mezhdunarodnyj opyt. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2020. - 288 s.

[21] ZHdanov YU.N., Kuznecov S.K., Ovchinskij V.S. Kibermafiya. Mirovye tendencii i mezhdunar-odnoe protivodejstvie: Monografiya / Vstup. st. O.V. Hramova. - M.: Norma, 2022. - 184 s. DOI 10.12737/1864981.

[22] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Indeksy citi-rovaniya i naukometriya: plyusy i minusy // Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii. - 2016 - № 2(14). -S. 180-185.

[23] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Kibermafiya kak ugroza normal'nomu chelovecheskomu sush-chestvovaniyu: recenziya-razmyshlenie po povodu monografii «Mirovye tendencii i mezhdunarodnoe protivodejstvie» // YUrist-Pravoved". - 2022. - № 3(102). - S. 215-220.

[24] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Naukometriya i indeksy citirovaniya: segodnya i zavtra // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2016. - № 4(46). -S. 7-13.

[25] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Ob"ektivnaya shkala ocenki nauchnogo truda: po silam li indeksu Hirsha? // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovre-mennost'. - 2015. - № 11. - S. 20-24.

[26] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. Popravki v Konstituciyu Rossijskoj Federacii v kontekste zapro-grammirovannogo obshchestva // Popravki k Kon-stitucii Rossijskoj Federacii i perspektivy razvitiya regional'nogo zakonodatel'stva: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno prakticheskoj konferencii (g. Ufa, 24 marta 2021 g.) / Otv. red. N.V. YAmaletdinova.

- Ufa: RIC BashGU. - 2021. - S. 64-69.

[27] Zaharcev S.I., Sal'nikov V.P. CHto otlichaet cheloveka russkoj kul'tury ot lyubogo drugogo: filo-sofsko-pravovoj vzglyad // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2016. - № 1. - S. 23-40.

[28] Zaharcev S.I., Vinogradova E.V., Sal'nikov V.P. Realii sovremennoj rossijskoj gumanitarnoj nauki. Samocitirovanie, samoplagiat, samostoya-tel'nost' nauchnogo issledovaniya // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2022. - № 5. - S. 26-37.

[29] Zaharcev S.I., Vinogradova E.V., Sal'nikov V.P. «Samoplagiat»: real'nost' ili vymysel? // Obra-zovanie i pravo. - 2022. - № 5. - S. 202-211.

[30] Isaeva E.A., Sokolov A.V. Legalizaciya odnopolyh brakov: realizaciya politiki ravenstva ili razrushenie instituta sem'i? // YAroslavskij pedagog-icheskij vestnik. Tom I (Gumanitarnye nauki). - 2013.

- № 3. - S.109-112.

[31] Ismagilov R.F., Sal'nikov P.P., Ger O.E., Kajzer A.G. Rossijskoe obrazovanie - perevorot s padeniem // Mir politiki i sociologii. - 2015. - № 1. -S. 59-75.

[32] Krizhanovskaya G.N. Igrovye tekhnologii v prepodavanii istorii // Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennyh institutah vnutrennih vojsk MVD Rossii: Sbornik nauchnyh statej mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastyah. CH. 1 / Pod obshchej redakciej S.A. Kucenko. - Novosibirsk, 2014. - S. 262-265.

[33] Krizhanovskaya G.N., Nesterova N.V., Konovalova M.N. Igrovye tekhnologii v prepodavanii istoricheskih disciplin kak faktor povysheniya interesa k istorii u molodezhi // Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Tradicii i inno-vacii v gosudarstvennom i municipal'nom upravlenii: vuzovskoe izmerenie. Konstitucionnye cennosti i razvitie parlamentarizma v Rossii: k 20-letiyu Kon-stitucii Rossijskoj Federacii»: Sbornik nauchnyh statej / Pod red. T. S. Bolhovitinoj. - Bryansk: Bryanskij filial RANHiGS, 2014. - S. 203-210.

[34] Krizhanovskaya G.N., Nesterova N.V., Konovalova M.N. Interaktivnye tekhnologii v prepodavanii istoricheskih disciplin v kontekste novyh obra-zovatel'nyh standartov // Obrazovatel'nye innovacii i praktiki kar'ery: Sbornik metodicheskih materialov i statej / Institut organizacionnogo razvitiya i strate-gicheskih iniciativ Rossijskoj akademii narodnogo hozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii. - M., 2015. - S. 80-85.

[35] Lazarev V.V. Ideologiya konstitucionnogo reformirovaniya pravovoj sistemy Rossijskoj Federacii // ZHurnal rossijskogo prava. - 2021. - № 4. - S. 5-17.

[36] Lazarev V.V. Konstituciya i aksiologiya gosudarstvenno-pravovoj ideologii // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 1. - S. 36-46.

[37] Lazarev V.V. Cennostno-ideologicheskij podhod k ocenke novell Konstitucii RF // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2021. - № 2. - S. 11-17.

[38] Muravskaya S.A., Smirnova M.M. Gejmifik-aciya: podhody k opredeleniyu i osnovnye napravleniya issledovanij v menedzhmente // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. -2019. - № 18 (4). - S. 510-530.

[39] Nazarova N.L., Petrosyan L.K., Serua V.S. Evolyuciya semejnyh cennostej v sovremennom zapadnom mire // YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. - 2017. - № 5. - S. 96-100.

[40] Patrushev N.P. Rossii celesoobrazno otka-zat'sya ot bolonskoj sistemy obrazovaniya // Rossi-jskaya gazeta. - 2022. - 24 maya.

[41] Rezul'taty sovmestnogo s agentstvom Val-idata issledovaniya molodezhi, provedennogo Sber-bankom [Elektronnyj resurs] URL: https://www.banki. ru/news/lenta/?id=9603392 (data obrashcheniya: 21.07.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

[42] Sal'nikov V.P. Istoricheskaya pamyat', istoriko-pravovye issledovaniya i patrioticheskoe vospitanie // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universi-teta MVD Rossii. - 2005. - № 2. - S. 6-9.

[43] Sal'nikov V.P., Gruzdeva M.L. Preodolenie Evropy: filosofsko-pravovoe esse // Mir politiki i soci-ologii. - 2015. - № 8. - S. 11-22.

[44] Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B. «Orient» ili «oxident»: v kakuyu storonu smotrit rossijskij orel? // Mir politiki i sociologii. - 2014. - № 11. - S. 11-15.

[45] Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B., Cyganov V.I. Zapadnaya civilizaciya i ugroza gol-ubogo internacionala: politiko-pravovaya agressiya perioda postmoderna // Mir politiki i sociologii. - 2015. - № 9. - S. 193-202.

[46] Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B. Sal'nikov M.V., Romanovskaya L.R. Pochemu na Vostok: povorot Rossii v sovremennom politiko-pra-vovom prostranstve // Pravovoe pole sovremennoj ekonomiki. - 2015. - № 9. - S. 58-68.

[47] Sal'nikov V.P., Romanovskaya V.B., Sal'nikov M.V., Romanovskaya L.R. «Russkij povorot» v politiko-pravovom diskurse // Uchenye zapiski yuridicheskogo fakul'teta. - 2015 - № 38(48). - S. 192-198.

[48] Stepashin S.V. Prishlo vremya vyjti iz Bolonskogo obrazovatel'nogo processa // Rossi-jskaya gazeta. - 2022. - 16 marta.

[49] Sychev S.E., Deryugin A.A. Nacional'nye interesy Rossijskoj Federacii: politiko-pravovaya har-akteristika // Aktual'nye voprosy razvitiya gosudarst-vennosti i publichnogo prava: Materialy VII mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Pe-terburg, 30 sentyabrya 2021 goda. - Sankt-Peter-burg: Sankt-Peterburgskij institut (filial) VGUYU (RPA Minyusta Rossii), 2021. - S. 33-37

[50] Habrieva T.YA., Klishas A.A. Tematicheskij kommentarij k Zakonu Rossijskoj Federacii O popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ «O sovershenstvovanii reg-ulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcion-irovaniya publichnoj vlasti». - M.: Norma: INFRA-M, 2020. - 240 s.

[51] CHernova O.YU. «Pravo» na odnopolyj brak v kontekste lichnyh prav cheloveka // Uchenye zapiski yuridicheskogo fakul'teta. - 2015. - № 38(48). - S. 81-85.

[52] SHilyaeva I.F. Preventivnoe prog-nozirovanie deviantnogo povedeniya kak uslovie duhovnoj bezopasnosti sovremennoj molodezhi. -Ufa: BGPU, 2019. - 121 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.