С. ДЬЯКОНОВ, профессор, ректор Казанский государственный технологический университет
Эффективность экономики, основанной на знаниях,ориентированной на инновации, определяется не только достигнутым уровнем состояния науки и промышленности, но и обеспечением оптимального протекания всего инновационного цикла, для которого в равной степени важными компонентами являются получение новых знаний, их передача и использование в производственных сферах экономики и социальной среде. Таким образом, инновационный потенциал во многом обусловлен состоянием системы образования. Проблема интеграции науки, образования и производства наиболее успешно решается путем объединения в едином комплексе образовательных учреждений различного уровня, научно-производственных и социально-экономических структур. Именно по этому сценарию и выстраивалась в последнее десятилетие политика Казанского государственного технологического университета (КГТУ) в области образования и науки, нацеленная на обеспечение социально-экономического развития нашего региона.
Организующим началом в структурной интеграции вуза с промышленностью явилось создание в 1991 году Совета попечи-т е л е й КГТУ, в состав которого вошли руководители круп-
Практика
функционирования
университетского
комплекса
нейших предприятий и научных организаций Республики Татарстан и России. Он участвовал в разработке стратегии развития университета, определении структуры и содержания образования, направлений и объемов подготовки специалистов, оказал значительную помощь в развитии материально-технической базы. Не в последнюю очередь его усилиями в Республике Татарстан построена общественно-государственная система, представляющая собой органичное соединение общественных, общественногосударственных, государственных структур и определяющая конкретные механизмы взаимодействия профессионального образования с промышленностью, закрепленные актами законодательной и исполнительной власти РТ.
Реализуемая у нас схема взаимодействия университета с предприятиями и обществом в мае 1995 г. обсуждалась на заседании выездной коллегии Госкомвуза и была рекомендована в качестве плодотворной модели региональной научно-технической политики. Соответствующим постановлением Кабине-
та министров Республики Татарстан на базе КГТУ был создан Государственный научно-технологический центр Республики Татарстан.
Опыт работы по подготовке кадров новой формации, участие вуза в решении социально-экономических задач региона показали необходимость более тесной кооперации усилий образовательных, научно-исследовательских и производственных учреждений, в связи с чем в 1997 г. в состав Казанского государственного технологического университета были введены проектный институт «Союзхимпроект» и Научноисследовательский институт специальных каучуков, а в качестве его соучредителя, наряду с Правительством РФ, был утвержден Кабинет Министров РТ. В январе 1998 года в состав университета на правах колледжа был включен Казанский химико-технологический техникум. Этими решениями было положено начало созданию образовательных учреждений нового типа с организацией научно-исследовательских работ по полному циклу: от фундаментально-поисковых до проектов производств и организации выпуска продукции. В 1998 году сформирован Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) КГТУ, которому решением Министерства образования РФ был придан статус Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов Республики Татарстан.
В итоге к концу 1998 года на базе КГТУ был создан университетский учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) как единое юридическое лицо - автономное учебное заведение, в котором объединены образовательные учреждения различного уровня (колледжи, институты, структуры послевузовского и дополнительного про-
фессионального образования), НИИ, производственные и другие подразделения, объекты социальной сферы. Именно наша модель УНИК была признана Постановлением Правительства РФ от17.09.01 №676 в качестве приоритетной. Университетом развивались также и внешние связи с промышленными предприятиями и научными организациями в форме учебно-научнопроизводственных центров, филиалов кафедр, совместных лабораторий и т.д.
Новизна, проработанность и значимость инновационных преобразований в КГТУ послужили основанием для проведения в г. Казани в декабре 2000 года выездной коллегии Минобразования России и издания приказа от 29.12. 2000 №3918 «Об опыте работы университетских комплексов и округов Республики Татарстан и Республики Мордовия и задач реструктуризации региональных систем образования», в соответствии с которым на период 20012003 годов Казанскому государственному технологическому университету (а также КГУ и КГТУ им. А.Н.Туполе-ва) был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) «Система университетских комплексов Республики Татарстан».
Успешное развитие комплекса потребовало проработки основных принципов, обеспечивающих функционирование УНИК как единого хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, необходимой нормативно-правовой базы. Совершенствовалась система управления, основанная на функционировании структурных подразделений в режиме высокой степени самостоятельности, разделении академических и административных функций, развитии студенческого самоуправления.
В рамках УНИК созданы исключительно благоприятные условия для совершенствования организации и содержания учебного процесса. Образо-
вательная деятельность вуза строится в соответствии с современными мировыми тенденциями, требованиями к подготовке выпускников, ориентирована на максимальную востребованность их обществом, адаптивность, профессионализм. Вуз стал одним из крупнейших образовательных учреждений России: сегодня ведется подготовка по всем формам обучения (очной, очно-заочной, заочной) на основе многоступенчатой системы (бакалавр -специалист - магистр); суммарный контингент наших студентов приближается к 30 тысячам человек.
На основании формируемой в вузе системы качества сформулированы концепция образовательной деятельности, основные ее стратегические цели на период до 2007 г., основы проектирования педагогического процесса, инновационные подходы к образованию. В вузе внедряется система менеджмента качества по требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 с использованием опыта, накопленного в рамках подготовки выпускников по специальностям 340100 «Управление качеством» и 072000 «Стандартизация и сертификация».
В университетском комплексе эффективно функционирует система интегрированного непрерывного образования, включающая довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование различного уровня, а также послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
Непрерывно совершенствуется система приема в вуз: КГТУ стал одним из ведущих региональных центров тестирования выпускников школ. Именно в Казани впервые введен институт независимых наблюдателей за ходом приемной кампании, в состав которых включаются представители вуза, родителей абитуриентов, средств массовой
информации. Это обусловливает не только абсолютную прозрачность работы приемной комиссии вуза, но и в значительной степени способствует повышению имиджа вуза: средний конкурс среди абитуриентов в последние 5 лет превышает 10 заявлений на место.
Постоянно совершенствуется, претерпевая необходимые изменения, базовое содержание образования, отдельных образовательных и учебных программ. В вузе открываются новые специальности и направления подготовки, в программы вводятся дисциплины, максимально соответствующие требованиям к современному выпускнику. Учебные курсы, разрабатываемые высокопрофессиональным коллективом преподавателей (среди них более 250 профессоров, докторов наук), адекватно отражают современный уровень развития науки, техники, технологии, а также дают необходимую историческую ретроспективу и перспективу, призванную нести воспитательную функцию. Значительное внимание уделяется самостоятельной работе студентов, доля которой постоянно растет. В вузе разработана и внедрена рейтинговая система оценки знаний обучаемых, мотивирующая их образовательную деятельность, значительно облегчающая контроль (в том числе и самоконтроль) за учебой студентов, делающая его наглядным.
Специальное внимание у нас уделяется повышению квалификации профессорско-преподавательского состава в специализированном Центре подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов при КГТУ. В основу содержания педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации положена идея интеграции различных областей знания, входящих в поле профессиональных интересов преподавателя, обеспечивающая усвоение сис-
темных знаний и развитие системного мышления.
Образовательная система РТ, являясь составной частью единого федерального образовательного пространства, тем не менее обладает значительной региональной и национальной спецификой, поскольку почти треть школ республики ведет обучение всех или части дисциплин на языке региона. С учетом этой особенности в КГТУ с 1997 года параллельно с традиционным преподаванием предметов на русском языке было организовано обучение на двуязычной основе (с паритетным использованием двух государственных языков РТ) для лиц, окончивших национальную школу. Выбор специальностей, включенных в такую систему подготовки -«Технология нефти и природных газов», «Компрессорные установки для добычи, транспортировки, хранения нефти и газа», «Государственное и муниципальное управление» - обусловлен как потребностями региона в специалистах высшей квалификации, обладающих коммуникативной мобильностью, так и особенностями КГТУ, где каждая из этих специальностей представляет одно из основных направлений, по которым ведется подготовка: технологическое, механическое и социально-экономическое.
Для повышения эффективности подготовки национальных инженернотехнических кадров в 2003 году была создана кафедра обучения на двуязычной основе, ведущая преподавание на государственных языках РТ, участвующая в различных государственных программах Госсовета и Кабинета Министров РТ, тесно сотрудничающая с Исполкомом Всемирного конгресса татар в направлении обучения соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья. Ведется работа по приданию кафедре статуса «Международная кафедра ЮНЕСКО».
Необходимость овладения стратегией оптимального решения научных и производственных проблем и умением их реализовывать с учетом экологических, социальных, юридических и иных аспектов потребовала изменений в организации учебного процесса на стадии преддипломной подготовки. Мы предусмотрели стажировку студентов старших курсов в ведущих научно-исследовательских центрах, на предприятиях с высокоэффективной техникой и технологией, обладающих развитой инфраструктурой по разработке новых технологий. Как правило, стажировка проходит по месту будущей работы с выполнением выпускной квалификационной работы, ориентированной на реальные потребности производств и основанной на новейших научных разработках. В этом случае студенты, проходя внутрифирменное обучение, получают необходимую квалификацию и зачисляются на штатные должности с соответствующей оплатой (до 7 тыс. рублей на предприятиях нефтехимического профиля).
Подобное взаимодействие университета с промышленными предприятиями и научными организациями позволяет оснастить учебные и научно-исследовательские лаборатории университета за счет базовых предприятий и НИИ, расширить сеть филиалов кафедр на предприятиях. Например, в рамках договора университета с Министерством по чрезвычайным ситуациям РТ подготовка специалистов кафедры промышленной безопасности ведется на площадях и оборудовании учебного центра МЧС с привлечением ведущих руководителей министерства к преподавательской деятельности. Указанные филиалы приобретают дополнительные функции: внедрение новых технологий на опытных производствах с участием студентов, организация учебноэкспериментальных производств на
территории базовых предприятий, где студенты старших курсов проходят длительную стажировку. Наряду с традиционной системой функционирования учебно-экспериментальных производств на основе договоров о простом товариществе, университетский комплекс позволил также реализовать новую схему взаимодействия путем передачи доли государственной собственности в уставном капитале предприятий вузу.
В рамках УНИК появилась возможность системно подключать к интересам производств и работу специалистов высшей квалификации, в том числе аспирантов, соискателей и докторантов, объединив тематику их работ в единую научно-производственную программу. Это способствовало увеличению численности аспирантов и докторантов до 600 человек. Набор участников эксперимента в этом случае определяется потребностями предприятий с учетом интересов региона и федерации. При таком подходе вероятность участия промышленности в софинансировании образовательной деятельности становится наиболее высокой.
Важным направлением взаимодействия УНИК с экономикой региона является своевременная целенаправленная переподготовка и повышение квалификации кадров для работы в новых условиях.
Система дополнительного профессионального образования (ДПО КГТУ) стоит на крепкой организационной, кадровой, методической и технической основе. Структурные подразделения вуза оказывают значительное влияние на систему ДПО республики в целом. Об этом свидетельствует ряд крупных организационных мероприятий, реализованных по инициативе КГТУ: учреждение Ассоциации непрерывного образования Республики Татарстан и Ассоциации работников кадровых
служб организаций Республики Татарстан, проведение в Казани в декабре 2002 г. выездного заседания Координационного совета по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов Российской Федерации. На 2004 год запланировано Всероссийское совещание по проблемам ДПО также на базе вуза. В настоящее время в республике проходит федеральный эксперимент по отработке региональной модели системы ДПО. В Республике Татарстан уже сложилась определенная система общественногосударственного управления ДПО с центром ответственности за кадровую политику в республике - Министерством экономики и промышленности РТ. Система включает следующие три основные подсистемы:
• управляющую - Министерство образования РТ (как центр ответственности за развитие ДПО), территориальные органы управления образованием, городские и районные советы по ДПО;
• исполнительную - МРЦПК(под-разделения ДПО вузов, ссузов, отраслевые филиалы и зональные центры);
• заказа образовательных услуг -отраслевые министерства, предприятия, организации и учреждения.
Активным координирующим органом системы ДПО является Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан (МВК), которую возглавляет заместитель премьер-министра РТ -министр экономики и промышленности. В ее состав входят министры, руководители предприятий, ректоры ведущих вузов Татарстана. Она носит государственно-общественный характер, что позволяет рассматривать проблемы с учетом разных позиций.
Распространение действия механизма соучредительства на уровень специальностей создало реальные ус-
ловия для интеграции образования и производственной сферы путем организации базовых лабораторий по специальностям для ведения совместных научно-исследовательских работ и обучения студентов современным методам исследований в сфере конкретных интересов предприятий, что позволяет реально включать студентов в производственные процессы уже в период обучения. При этом предприятия-соучредители (сегодня их более 500) принимают обязательство по обновлению оборудования лабораторий по специальностям каждые 5 лет, а также расширяют возможности по организации практики и трудоустройству выпускников. Это позволяет укрепить материально-техническую базу вуза не менее чем на 20 млн. рублей в год.
Эффективно внедряются новые технологии образования, в частности, получила развитие подготовка специалистов двойной компетенции, разработаны и реализуются различные модели элитного обучения, усиливается роль научно-исследовательской работы студентов, в том числе с использованием новейших информационных технологий. Вуз постоянно оснащается новейшими средствами вычислительной техники, все студенты и преподаватели могут пользоваться как внутривузовской сетью, так и сетью Интернет. В образовательном процессе используются разнообразные методы обучения, разрабатываемые и совершенствуемые преподавателями вуза.
Важное место в деятельности вуза занимает воспитательная работа. Значительное число студентов регулярно участвует в разнообразной внеучебной деятельности, включая физкультуру и спорт, художественную самодеятельность, охрану правопорядка, дизайн и демонстрацию моделей одежды.
В научно-производственной и инно-
вационной областях разрабатываются механизмы развития фундаментальных и прикладных исследований, активного участия университета в реализации социально-экономических программ региона; на основе договора с промышленностью реализуются новые формы подготовки кадров высшей квалификации в условиях интеграции образовательной и научно-производственной деятельности. Коллектив разработчиков-специалистов КГТУ признан победителем многих конкурсов проектов и стал головным разработчиком государственной программы РТ «Развитие инновационной деятельности в Республике Татарстан». За последние годы удалось внедрить в производство на крупнейших предприятиях нефтехимического комплекса Республики Татарстан ряд научных разработок, которые вносят существенный вклад в повышение эффективности производства и, как следствие, способствуют улучшению финансовых показателей предприятий.
Можно уверенно говорить о том, что в университете реализована многоуровневая система подготовки специалистов, налажено взаимодействие научно-производственной и образовательной деятельности, созданы условия для научного и кадрового сопровождения научно-технических программ региона. Организационно и структурно обеспечена возможность перехода к реализации инновационного образования, предусматривающего создание условий для овладения студентами навыками научных исследований и организации производства, методикой нововведений в профессиональной сфере и выработки соответствующего стиля мышления на базе фундаментальной гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной подготовки.