Научная статья на тему 'Практика функционирования университетского комплекса'

Практика функционирования университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика функционирования университетского комплекса»

С. ДЬЯКОНОВ, профессор, ректор Казанский государственный технологический университет

Эффективность экономики, основанной на знаниях,ориентированной на инновации, определяется не только достигнутым уровнем состояния науки и промышленности, но и обеспечением оптимального протекания всего инновационного цикла, для которого в равной степени важными компонентами являются получение новых знаний, их передача и использование в производственных сферах экономики и социальной среде. Таким образом, инновационный потенциал во многом обусловлен состоянием системы образования. Проблема интеграции науки, образования и производства наиболее успешно решается путем объединения в едином комплексе образовательных учреждений различного уровня, научно-производственных и социально-экономических структур. Именно по этому сценарию и выстраивалась в последнее десятилетие политика Казанского государственного технологического университета (КГТУ) в области образования и науки, нацеленная на обеспечение социально-экономического развития нашего региона.

Организующим началом в структурной интеграции вуза с промышленностью явилось создание в 1991 году Совета попечи-т е л е й КГТУ, в состав которого вошли руководители круп-

Практика

функционирования

университетского

комплекса

нейших предприятий и научных организаций Республики Татарстан и России. Он участвовал в разработке стратегии развития университета, определении структуры и содержания образования, направлений и объемов подготовки специалистов, оказал значительную помощь в развитии материально-технической базы. Не в последнюю очередь его усилиями в Республике Татарстан построена общественно-государственная система, представляющая собой органичное соединение общественных, общественногосударственных, государственных структур и определяющая конкретные механизмы взаимодействия профессионального образования с промышленностью, закрепленные актами законодательной и исполнительной власти РТ.

Реализуемая у нас схема взаимодействия университета с предприятиями и обществом в мае 1995 г. обсуждалась на заседании выездной коллегии Госкомвуза и была рекомендована в качестве плодотворной модели региональной научно-технической политики. Соответствующим постановлением Кабине-

та министров Республики Татарстан на базе КГТУ был создан Государственный научно-технологический центр Республики Татарстан.

Опыт работы по подготовке кадров новой формации, участие вуза в решении социально-экономических задач региона показали необходимость более тесной кооперации усилий образовательных, научно-исследовательских и производственных учреждений, в связи с чем в 1997 г. в состав Казанского государственного технологического университета были введены проектный институт «Союзхимпроект» и Научноисследовательский институт специальных каучуков, а в качестве его соучредителя, наряду с Правительством РФ, был утвержден Кабинет Министров РТ. В январе 1998 года в состав университета на правах колледжа был включен Казанский химико-технологический техникум. Этими решениями было положено начало созданию образовательных учреждений нового типа с организацией научно-исследовательских работ по полному циклу: от фундаментально-поисковых до проектов производств и организации выпуска продукции. В 1998 году сформирован Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) КГТУ, которому решением Министерства образования РФ был придан статус Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов Республики Татарстан.

В итоге к концу 1998 года на базе КГТУ был создан университетский учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) как единое юридическое лицо - автономное учебное заведение, в котором объединены образовательные учреждения различного уровня (колледжи, институты, структуры послевузовского и дополнительного про-

фессионального образования), НИИ, производственные и другие подразделения, объекты социальной сферы. Именно наша модель УНИК была признана Постановлением Правительства РФ от17.09.01 №676 в качестве приоритетной. Университетом развивались также и внешние связи с промышленными предприятиями и научными организациями в форме учебно-научнопроизводственных центров, филиалов кафедр, совместных лабораторий и т.д.

Новизна, проработанность и значимость инновационных преобразований в КГТУ послужили основанием для проведения в г. Казани в декабре 2000 года выездной коллегии Минобразования России и издания приказа от 29.12. 2000 №3918 «Об опыте работы университетских комплексов и округов Республики Татарстан и Республики Мордовия и задач реструктуризации региональных систем образования», в соответствии с которым на период 20012003 годов Казанскому государственному технологическому университету (а также КГУ и КГТУ им. А.Н.Туполе-ва) был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки (ФЭП) «Система университетских комплексов Республики Татарстан».

Успешное развитие комплекса потребовало проработки основных принципов, обеспечивающих функционирование УНИК как единого хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, необходимой нормативно-правовой базы. Совершенствовалась система управления, основанная на функционировании структурных подразделений в режиме высокой степени самостоятельности, разделении академических и административных функций, развитии студенческого самоуправления.

В рамках УНИК созданы исключительно благоприятные условия для совершенствования организации и содержания учебного процесса. Образо-

вательная деятельность вуза строится в соответствии с современными мировыми тенденциями, требованиями к подготовке выпускников, ориентирована на максимальную востребованность их обществом, адаптивность, профессионализм. Вуз стал одним из крупнейших образовательных учреждений России: сегодня ведется подготовка по всем формам обучения (очной, очно-заочной, заочной) на основе многоступенчатой системы (бакалавр -специалист - магистр); суммарный контингент наших студентов приближается к 30 тысячам человек.

На основании формируемой в вузе системы качества сформулированы концепция образовательной деятельности, основные ее стратегические цели на период до 2007 г., основы проектирования педагогического процесса, инновационные подходы к образованию. В вузе внедряется система менеджмента качества по требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 с использованием опыта, накопленного в рамках подготовки выпускников по специальностям 340100 «Управление качеством» и 072000 «Стандартизация и сертификация».

В университетском комплексе эффективно функционирует система интегрированного непрерывного образования, включающая довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование различного уровня, а также послевузовское и дополнительное профессиональное образование.

Непрерывно совершенствуется система приема в вуз: КГТУ стал одним из ведущих региональных центров тестирования выпускников школ. Именно в Казани впервые введен институт независимых наблюдателей за ходом приемной кампании, в состав которых включаются представители вуза, родителей абитуриентов, средств массовой

информации. Это обусловливает не только абсолютную прозрачность работы приемной комиссии вуза, но и в значительной степени способствует повышению имиджа вуза: средний конкурс среди абитуриентов в последние 5 лет превышает 10 заявлений на место.

Постоянно совершенствуется, претерпевая необходимые изменения, базовое содержание образования, отдельных образовательных и учебных программ. В вузе открываются новые специальности и направления подготовки, в программы вводятся дисциплины, максимально соответствующие требованиям к современному выпускнику. Учебные курсы, разрабатываемые высокопрофессиональным коллективом преподавателей (среди них более 250 профессоров, докторов наук), адекватно отражают современный уровень развития науки, техники, технологии, а также дают необходимую историческую ретроспективу и перспективу, призванную нести воспитательную функцию. Значительное внимание уделяется самостоятельной работе студентов, доля которой постоянно растет. В вузе разработана и внедрена рейтинговая система оценки знаний обучаемых, мотивирующая их образовательную деятельность, значительно облегчающая контроль (в том числе и самоконтроль) за учебой студентов, делающая его наглядным.

Специальное внимание у нас уделяется повышению квалификации профессорско-преподавательского состава в специализированном Центре подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов при КГТУ. В основу содержания педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации положена идея интеграции различных областей знания, входящих в поле профессиональных интересов преподавателя, обеспечивающая усвоение сис-

темных знаний и развитие системного мышления.

Образовательная система РТ, являясь составной частью единого федерального образовательного пространства, тем не менее обладает значительной региональной и национальной спецификой, поскольку почти треть школ республики ведет обучение всех или части дисциплин на языке региона. С учетом этой особенности в КГТУ с 1997 года параллельно с традиционным преподаванием предметов на русском языке было организовано обучение на двуязычной основе (с паритетным использованием двух государственных языков РТ) для лиц, окончивших национальную школу. Выбор специальностей, включенных в такую систему подготовки -«Технология нефти и природных газов», «Компрессорные установки для добычи, транспортировки, хранения нефти и газа», «Государственное и муниципальное управление» - обусловлен как потребностями региона в специалистах высшей квалификации, обладающих коммуникативной мобильностью, так и особенностями КГТУ, где каждая из этих специальностей представляет одно из основных направлений, по которым ведется подготовка: технологическое, механическое и социально-экономическое.

Для повышения эффективности подготовки национальных инженернотехнических кадров в 2003 году была создана кафедра обучения на двуязычной основе, ведущая преподавание на государственных языках РТ, участвующая в различных государственных программах Госсовета и Кабинета Министров РТ, тесно сотрудничающая с Исполкомом Всемирного конгресса татар в направлении обучения соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья. Ведется работа по приданию кафедре статуса «Международная кафедра ЮНЕСКО».

Необходимость овладения стратегией оптимального решения научных и производственных проблем и умением их реализовывать с учетом экологических, социальных, юридических и иных аспектов потребовала изменений в организации учебного процесса на стадии преддипломной подготовки. Мы предусмотрели стажировку студентов старших курсов в ведущих научно-исследовательских центрах, на предприятиях с высокоэффективной техникой и технологией, обладающих развитой инфраструктурой по разработке новых технологий. Как правило, стажировка проходит по месту будущей работы с выполнением выпускной квалификационной работы, ориентированной на реальные потребности производств и основанной на новейших научных разработках. В этом случае студенты, проходя внутрифирменное обучение, получают необходимую квалификацию и зачисляются на штатные должности с соответствующей оплатой (до 7 тыс. рублей на предприятиях нефтехимического профиля).

Подобное взаимодействие университета с промышленными предприятиями и научными организациями позволяет оснастить учебные и научно-исследовательские лаборатории университета за счет базовых предприятий и НИИ, расширить сеть филиалов кафедр на предприятиях. Например, в рамках договора университета с Министерством по чрезвычайным ситуациям РТ подготовка специалистов кафедры промышленной безопасности ведется на площадях и оборудовании учебного центра МЧС с привлечением ведущих руководителей министерства к преподавательской деятельности. Указанные филиалы приобретают дополнительные функции: внедрение новых технологий на опытных производствах с участием студентов, организация учебноэкспериментальных производств на

территории базовых предприятий, где студенты старших курсов проходят длительную стажировку. Наряду с традиционной системой функционирования учебно-экспериментальных производств на основе договоров о простом товариществе, университетский комплекс позволил также реализовать новую схему взаимодействия путем передачи доли государственной собственности в уставном капитале предприятий вузу.

В рамках УНИК появилась возможность системно подключать к интересам производств и работу специалистов высшей квалификации, в том числе аспирантов, соискателей и докторантов, объединив тематику их работ в единую научно-производственную программу. Это способствовало увеличению численности аспирантов и докторантов до 600 человек. Набор участников эксперимента в этом случае определяется потребностями предприятий с учетом интересов региона и федерации. При таком подходе вероятность участия промышленности в софинансировании образовательной деятельности становится наиболее высокой.

Важным направлением взаимодействия УНИК с экономикой региона является своевременная целенаправленная переподготовка и повышение квалификации кадров для работы в новых условиях.

Система дополнительного профессионального образования (ДПО КГТУ) стоит на крепкой организационной, кадровой, методической и технической основе. Структурные подразделения вуза оказывают значительное влияние на систему ДПО республики в целом. Об этом свидетельствует ряд крупных организационных мероприятий, реализованных по инициативе КГТУ: учреждение Ассоциации непрерывного образования Республики Татарстан и Ассоциации работников кадровых

служб организаций Республики Татарстан, проведение в Казани в декабре 2002 г. выездного заседания Координационного совета по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов Российской Федерации. На 2004 год запланировано Всероссийское совещание по проблемам ДПО также на базе вуза. В настоящее время в республике проходит федеральный эксперимент по отработке региональной модели системы ДПО. В Республике Татарстан уже сложилась определенная система общественногосударственного управления ДПО с центром ответственности за кадровую политику в республике - Министерством экономики и промышленности РТ. Система включает следующие три основные подсистемы:

• управляющую - Министерство образования РТ (как центр ответственности за развитие ДПО), территориальные органы управления образованием, городские и районные советы по ДПО;

• исполнительную - МРЦПК(под-разделения ДПО вузов, ссузов, отраслевые филиалы и зональные центры);

• заказа образовательных услуг -отраслевые министерства, предприятия, организации и учреждения.

Активным координирующим органом системы ДПО является Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан (МВК), которую возглавляет заместитель премьер-министра РТ -министр экономики и промышленности. В ее состав входят министры, руководители предприятий, ректоры ведущих вузов Татарстана. Она носит государственно-общественный характер, что позволяет рассматривать проблемы с учетом разных позиций.

Распространение действия механизма соучредительства на уровень специальностей создало реальные ус-

ловия для интеграции образования и производственной сферы путем организации базовых лабораторий по специальностям для ведения совместных научно-исследовательских работ и обучения студентов современным методам исследований в сфере конкретных интересов предприятий, что позволяет реально включать студентов в производственные процессы уже в период обучения. При этом предприятия-соучредители (сегодня их более 500) принимают обязательство по обновлению оборудования лабораторий по специальностям каждые 5 лет, а также расширяют возможности по организации практики и трудоустройству выпускников. Это позволяет укрепить материально-техническую базу вуза не менее чем на 20 млн. рублей в год.

Эффективно внедряются новые технологии образования, в частности, получила развитие подготовка специалистов двойной компетенции, разработаны и реализуются различные модели элитного обучения, усиливается роль научно-исследовательской работы студентов, в том числе с использованием новейших информационных технологий. Вуз постоянно оснащается новейшими средствами вычислительной техники, все студенты и преподаватели могут пользоваться как внутривузовской сетью, так и сетью Интернет. В образовательном процессе используются разнообразные методы обучения, разрабатываемые и совершенствуемые преподавателями вуза.

Важное место в деятельности вуза занимает воспитательная работа. Значительное число студентов регулярно участвует в разнообразной внеучебной деятельности, включая физкультуру и спорт, художественную самодеятельность, охрану правопорядка, дизайн и демонстрацию моделей одежды.

В научно-производственной и инно-

вационной областях разрабатываются механизмы развития фундаментальных и прикладных исследований, активного участия университета в реализации социально-экономических программ региона; на основе договора с промышленностью реализуются новые формы подготовки кадров высшей квалификации в условиях интеграции образовательной и научно-производственной деятельности. Коллектив разработчиков-специалистов КГТУ признан победителем многих конкурсов проектов и стал головным разработчиком государственной программы РТ «Развитие инновационной деятельности в Республике Татарстан». За последние годы удалось внедрить в производство на крупнейших предприятиях нефтехимического комплекса Республики Татарстан ряд научных разработок, которые вносят существенный вклад в повышение эффективности производства и, как следствие, способствуют улучшению финансовых показателей предприятий.

Можно уверенно говорить о том, что в университете реализована многоуровневая система подготовки специалистов, налажено взаимодействие научно-производственной и образовательной деятельности, созданы условия для научного и кадрового сопровождения научно-технических программ региона. Организационно и структурно обеспечена возможность перехода к реализации инновационного образования, предусматривающего создание условий для овладения студентами навыками научных исследований и организации производства, методикой нововведений в профессиональной сфере и выработки соответствующего стиля мышления на базе фундаментальной гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.