Научная статья на тему 'Практическое применение цифровых технологий в процессе персонализации высшего образования'

Практическое применение цифровых технологий в процессе персонализации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дистанционное обучение / персонализация дистанционного обучения / высшее образование / цифровые технологии / мотивация обучающихся / цифровая трансформация высшего образования / педагог. / distance learning / personalization of distance learning / higher education / digital technologies / motivation of students / digital transformation of higher education / teacher.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоскутова А.В.

Цель исследования – проанализировать все факторы, связанные с поиском наиболее подходящего и эффективного пути реализации персонализированного обучения в высшем образовании с помощью цифровых технологий. Научная новизна заключается в систематизации имеющихся данных и их анализе через призму мирового опыта внедрения персонализированного обучения, его эффективного соединения с цифровыми технологиями современности, а также глубоком анализе преимуществ и недостатков цифрового формата обучения. Исследование основывается на анализе статистических данных, социологическом, философском и педагогическом подходах к объяснению персонализированной цифровой образовательной деятельности в высшем образовании. В результате исследования выявлены новые реалии организации и управления персонализированным образовательным процессом, новые роли его субъектов в контексте цифровизации обучения. Уточнены направления трансформации профессиональной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical application of digital technologies in the process of higher education personalization

The purpose of the study is to analyze all the factors associated with finding the most appropriate and effective way to implement personalized learning in higher education using digital technologies. The scientific novelty lies in the systematization of the available data and their analysis through the prism of the world experience in the implementation of personalized learning, its effective connection with modern digital technologies, as well as a deep analysis of the advantages and disadvantages of the digital learning format. The study is based on the analysis of statistical data, sociological, philosophical and pedagogical approaches to explaining personalized digital educational activities in higher education. As a result of the study, new realities of organization and management of a personalized educational process, new roles of its subjects in the context of digitalization of education have been identified. The directions of transformation of the teacher's professional activity are specified.

Текст научной работы на тему «Практическое применение цифровых технологий в процессе персонализации высшего образования»

Practical application of digital technologies in the process of higher education personalization

Loskutova Alla Vyacheslavovna, Postgraduate student, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

The purpose of the study is to analyze all the factors associated with finding the most appropriate and effective way to implement personalized learning in higher education using digital technologies. The scientific novelty lies in the systematization of the available data and their analysis through the prism of the world experience in the implementation of personalized learning, its effective connection with modern digital technologies, as well as a deep analysis of the advantages and disadvantages of the digital learning format. The study is based on the analysis of statistical data, sociological, philosophical and pedagogical approaches to explaining personalized digital educational activities in higher education. As a result of the study, new realities of organization and management of a personalized educational process, new roles of its subjects in the context of digitalization of education have been identified. The directions of transformation of the teacher's professional activity are specified.

Keywords: distance learning; personalization of distance learning; higher education; digital technologies; motivation of students; digital transformation of higher education; teacher.

Цитировать: Лоскутова А.В. Практическое применение цифровых технологий в процессе персонализации высшего образования // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 313-320. EDN: QBAYAQ. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.56

Лоскутова Алла Вячеславовна, аспирант, Российский университет дружбы народов, Москва

Цель исследования – проанализировать все факторы, связанные с поиском наиболее подходящего и эффективного пути реализации персонализированного обучения в высшем образовании с помощью цифровых технологий. Научная новизна заключается в систематизации имеющихся данных и их анализе через призму мирового опыта внедрения персонализированного обучения, его эффективного соединения с цифровыми технологиями современности, а также глубоком анализе преимуществ и недостатков цифрового формата обучения. Исследование основывается на анализе статистических данных, социологическом, философском и педагогическом подходах к объяснению персонализированной цифровой образовательной деятельности в высшем образовании. В результате исследования выявлены новые реалии организации и управления персонализированным образовательным процессом, новые роли его субъектов в контексте цифровизации обучения. Уточнены направления трансформации профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: дистанционное обучение; персонализация дистанционного обучения; высшее образование; цифровые технологии; мотивация обучающихся; цифровая трансформация высшего образования; педагог.

УДК 37.01:001

5.8.2

Лоскутова А.В.

Практическое применение цифровых технологий в процессе персонализации высшего образования

Введение

В настоящее время мы находимся на этапе, когда и студенты высших учебных заведений, и преподаватели испытывают затруднения при переходе в новую эру тотальной цифровизации всех сфер жизни.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают необходимость новых подходов к организации образования для того, чтобы сократить разрыв в понимании современного студента и вовлечь его в образовательный процесс [2; 3; 6]. По данным, с 2019 года наблюдается рост числа студентов, прекративших обучение в высших учебных заведениях по собственному желанию. В 2020-2021 это число увеличилось из-за пандемии и падения доходов студентов и населения в общем. По статистике, треть студентов от общего числа поступивших, не оканчивают обучение [5].

Подобная ситуация наблюдается не только в России, но и по всему миру. Например, в США с осени 2019 года набор в университеты и колледжи сократился почти на 1 миллион студентов. Показатели получения степени ненамного лучше: 45% студентов бакалавриата не получают степень в течение шести лет после начала обучения в колледже [13].

Между тем продолжающиеся сокращения государственного финансирования сферы образования на фоне растущего уровня инфляции [8], означают рост стоимости обучения для студентов, многие из которых не знают, как и где рассчитывать на материальную поддержку от государства, или чувствуют себя некомфортно, обращаясь за финансовой помощью. Из статистических данных Минобразования, в числе самых распространенных причин ухода студентов из вузов - финансовые трудности. В 2019 году именно из-за просрочки оплаты обучения были отчислены 54,7 тысячи учащихся. 47,3 тысячи студентов перешли с очной формы обучения на вечернюю или заочную, чтобы было удобнее совмещать с работой. 43,2 тысячи перешли в другие учебные заведения, где обучаться легче/дешевле/есть вечерняя или заочная форма обучения по их специальности [1].

При эффективном внедрении и использовании персонализированное обучение может помочь решить многие из этих проблем.

Основная часть

Исследования в области персонализированного обучения впервые появились в 1984 году, когда педагог-психолог Бенджамин Блум поставил перед академическим сообществом задачу воспроизвести в масштабе эффективность индивидуального обучения или обучения в малых группах. Блум обнаружил, что учащиеся, получавшие индивидуальное обучение, превзошли 98% тех, кто этого не делал [9].

Однако, спустя почти 25 лет после исследования Блума, сообщество высших учебных заведений постепенно начинает переходить к персонализированному обучению.

Персонализация (от лат. persona – «личность») – процесс осознания человеком себя и становления как личности; приобретения и отстаивания собственной индивидуальности через активную деятельность и взаимодействие с другими людьми. С учетом этой известной трактовки персонализированное образование можно определить как процесс, направленный на «…самостоятельное проектирование обучающимися содержания и технологий своей учебно-познавательной деятельности, индивидуальной траектории учения и критериальной оценки своих достижений» [4, с. 19].

Персонализированное обучение - это метод обучения, который позволяет преподавателям удовлетворять уникальные потребности учащихся, используя индивидуальные пути обучения. Хотя персонализированное обучение предназначено для удовлетворения потребностей отдельного учащегося, оно не требует от педагогов разработки индивидуальных планов обучения для каждого учащегося.

Персонализированное обучение обычно предполагает, что учащиеся сами определяют свой учебный процесс. Это учит студентов жизненно важным навыкам, которые будут служить им на протяжении всей жизни. Например:

- Участие в постановке целей помогает учащимся развивать мотивацию и надежность.

- Участие в самооценке помогает учащимся развивать способности к саморефлексии.

- Определение своих лучших учебных действий помогает учащимся развивать навыки самоадвокации.

Рассмотрим формы персонализации обучения.

Адаптивное обучение — это образовательная модель, где компьютерные технологии подстраивают учебную программу курса под индивидуальные цели и способности обучающегося. Обучающий курс разрабатывается заранее, поэтому вносить какие-либо изменения в процессе обучения нет невозможности. При данной форме образования можно выбирать объем и скорость обучения, но не содержание программы.

Дифференцированное обучение строится на разделении обучающихся по группам в зависимости от образовательных и мотивационных целей. В контексте каждой категории подбираются методы обучения, условия реализации и степень сложности обучающей программы. Данный подход дает возможность регулировать сложность обучения, но невозможно учесть индивидуальные особенности каждого учащегося.

Расширение автономности обучающегося - этот подход позволяет обучающемуся в большей степени проявлять свои способности в начале обучения. Данный процесс предполагает организацию самостоятельных заданий и углубленные курсы, подготовленные преподавателем, что позволяет расширить возможности отдельного студента, но не предполагает полностью индивидуальный маршрут обучения.

Самообразование/домашнее обучение. Обучающийся самостоятельно организовывает процесс обучения: определяет образовательные задачи, средства и условия для их достижения. Образовательное учреждение в данном случае выступает лишь площадкой для получения необходимых материалов или контроля знаний. Минусом данного подхода может быть недостаточное взаимодействие ученика и преподавателя.

Liberal Arts. В рамках данного подхода у обучающихся есть возможности для самостоятельного выбора траектории обучения, практики междисциплинарных взаимодействий и использование интерактивных технологий для достижения собственных образовательных целей. Данный принцип реализован, например, в Германии, в Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана, в большинстве ключевых университетов США и Европы (Гарвард, Принстон, Оксфорд и др.), в шести университетах Китая (в т. ч. в Пекинском), в Токийском университете Японии, в России (СПбГУ в Санкт-Петербурге, в Московской высшей школе социальных и экономических наук, в Институте общественных наук РАНХиГС в Москве, Школе перспективных исследований Тюменского университета).

Для того, чтобы персонализированные системы обучения были эффективными, они должны включать следующие функции:

- Преподавание соответствует установленным стандартам подготовки к обучению в вузе и будущей профессиональной карьере, а также развивает социальные и эмоциональные навыки, необходимые учащимся для успешной учебы и будущей работы.

- Учащимся предлагается адаптировать свой учебный опыт в соответствии со своими интересами.

- Обучение идет в темпе каждого отдельного учащегося. Это означает, что учащиеся могут быстрее осваивать материал, когда они усвоили его, или обучаться медленнее, пока полностью не разберутся в учебном материале.

- У преподавателей есть доступ к данным оценок учащихся и отзывам в режиме реального времени, поэтому они могут адаптировать материалы и помогать учащимся, если это необходимо, чтобы учащиеся эффективно осваивали учебную информацию.

- У учащихся есть доступ к понятным, достижимым целям обучения и системе оценивания, чтобы учащиеся заранее понимали и планировали свои результаты.

Однако, помимо рассмотренных выше положительных функций, персонализированное цифровое обучение в учреждении (вузе) имеет и недостатки. Среди них следующие [12]:

- При внедрении персонализированного обучения важно, чтобы высшие учебные заведения получали поддержку от преподавателей и консультировались с ними при разработке персонализированных учебных материалов.

- Технологии следует использовать с определенной целью, а не только для того, чтобы следовать последним технологическим тенденциям. На всех этапах развития персонализированного обучения преподаватели должны помнить о желаемых результатах обучения.

- Любое использование технологий должно идти рука об руку с этими результатами обучения. Роль преподавателя так же важна в персонализированном обучении, как и в традиционном образовании, и ее не следует рассматривать как вытесненную технологиями. Скорее, технология может быть использована, чтобы предоставить преподавателям больше времени для индивидуального взаимодействия с учащимися, которые больше всего в этом нуждаются.

Чтобы компенсировать основные недостатки компьютеризации современной высшей школы, необходимо правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в процессе обучения. Для этого необходимо учитывать специфику конкретной организации высшего образования, специальность и специализацию обучающегося, а также изучаемые им учебные дисциплины.

Преимущества персонализированного обучения:

- Самостоятельное обучение - выбор своего комфортного темпа обучения.

- Быстрая обратная связь от преподавателя и отслеживание прогресса в реальном времени, без ожидания результатов промежуточных аттестаций.

- Персонализация позволяет представить материал таким образом, который наиболее значим и актуален для учащегося. Индивидуальная программа обучения должна включать различные стили обучения.

- Увеличение вовлеченности студентов в предмет за счёт уменьшения авторитета преподавателя (роль советника и наставника, а не карателя и человека с истиной в последней инстанции). Студент сам решает, что он хочет изучать.

- Для работающих специалистов, обучающихся на программах непрерывного профессионального образования, материалы курса могут быть адаптированы для более точного отражения знаний, необходимых в их профессиональной жизни.

- Широкая доступность материала. Индивидуальное обучение предназначено для учащихся с различными потребностями и опытом.

Кроме того, студенты могут чувствовать себя более комфортно, обращаясь к преподавателям с обратной связью по электронной почте или с помощью предоставленного программного обеспечения, а не в контексте более крупного лекционного занятия, что позволяет более интровертным учащимся чувствовать себя комфортно в процессе обучения.

Однако есть много людей, для которых требование физически посещать определенное количество занятий представляет собой непреодолимый барьер, мешающий им поступить в университет. К ним относятся:

1) взрослые, которым придется совмещать учебу с работой, семейными или личными обязанностями. Для этого населения онлайн-обучение идеально подходит из-за его гибкости и возможности адаптации к их потребностям. Это сегмент, который увеличивается из-за растущей потребности в обучении на протяжении всей жизни;

2) люди, которые живут далеко от университета и чьи обстоятельства не позволяют путешествовать или переехать туда жить;

3) люди с ограниченными возможностями обнаруживают, что онлайн-программы и использование технологий обеспечивают им поддержку и персонализацию, в которых они нуждаются.

Несомненно, все эти преимущества имеют большое значение для обучающихся в образовательных организациях. Из вышеприведенного списка наиболее важными кажутся первый и второй пункты. Самовосполнение пробелов в знаниях имеет большое значение для тех, кто по уважительной причине пропустил много занятий. Самостоятельная работа с электронным дидактико-методическим комплексом поможет вам легко получить и усвоить необходимые знания и при этом не отставать от студентов, которые уже изучают следующую тему курса. Использование компьютеризации в обучении инвалидов помогает успешно окончить вуз тем, кто по состоянию здоровья или в связи с отсутствием доступной среды для инвалидов в образовательных организациях не может регулярно заниматься. Таким образом, компьютеризация современного высшего образования является скорее благом, чем «злом».

Внедрение индивидуальных инициатив, онлайн-классов, моделей смешанного обучения и развитие технологий на занятиях позволяют учащимся иметь гораздо больший доступ к соответствующей информации, чем у прошлых поколений.

Персонализированное обучение процветает в этой богатой технологиями среде, но само по себе недостаточно, чтобы произвести революцию в обучении учащегося на занятиях.

Программное обеспечение для персонализированного обучения, такое как Knewton и Realizeit, позволяет преподавателям отслеживать фактический прогресс своих учеников в сравнении с их целевым прогрессом в режиме реального времени [7].

Данный цифровой инструмент может помочь преподавателям легче выявлять и помогать учащимся, у которых есть проблемы с изучением материала, и, при необходимости, уделять им больше персонального внимания. Вместо того, чтобы ждать промежуточных или выпускных экзаменов для оценки уровня знаний учащихся по теме, текущие оценки означают, что обучение прогрессирует, а при выявлении пробелов в знаниях их можно устранить немедленно.

Для этого необходимо использовать технологические инструменты для создания профиля успеваемости учащихся, а затем адаптивное программное обеспечение, чтобы замотивировать учащихся. Этот процесс включает в себя [10]:

- изменения, нацеленные на решение общих задач учебного процесса. Программные средства помогают учащимся научиться готовиться к промежуточному контролю по предметам, распределять время и обязанности и добиваться прогресса в достижении краткосрочных и долгосрочных целей;

- использование социальных сетей способствует положительному давлению со стороны сверстников, позволяя учащимся легко делиться академическими целями и прогрессом в их достижении с друзьями;

- автоматизированный канал обратной связи. С помощью рассылки сообщений, с различного вида социальными опросами, можно собирать данные о самочувствии учащихся и использовать эту информацию для выявления и обращения к учащимся, которым требуется дополнительная поддержка в обучении;

- исследования и разработки. Необходимо оценивать эффективность каждого внесенного изменения в совокупности с отслеживанием прогресса учащихся в режиме реального времени и использовать собранные данные для корректировки своего подхода к различным группам учащихся и методам их мотивации.

Персонализация высшего образования с помощью вышеперечисленных инструментов должна поддерживаться со стороны государства [11]:

1. Создание указаний о том, как следует обрабатывать данные, сгенерированные с помощью этих технологических инструментов, для обеспечения конфиденциальности учащихся, позволяя при этом обмениваться данными в социальной среде.

2. Анализ данных, собирающихся вузами для выявления областей, в которых эта информация может дополнить новые данные, созданные пользователями, таким образом, чтобы помочь учащимся сделать лучший выбор.

3. Финансирование разработки или распространения новых инструментов «персонализации» посредством конкурсных грантов. Особое внимание можно было бы уделить содействию по масштабированию этих инструментов в высших учебных заведениях, которые обучают малообеспеченные слои населения, включая учащихся с низким доходом и учащихся с ограниченными возможностями.

Онлайн-обучение вносит решающий вклад в вовлечение таких категорий учащихся, которые до недавнего времени были недостаточно представлены в университетской жизни из-за отсутствия специальных возможностей. Онлайн-университеты сейчас принимают самых разных студентов. Наряду с людьми, которым ранее в жизни было отказано в возможности учиться, мы находим высококвалифицированных специалистов, общественных деятелей, исследователей и талантливых руководителей, которым необходимо регулярно обновлять свои компетенции для продвижения по карьерной лестнице.

Технологии позволяют преодолеть ограничения старой системы дистанционного обучения, поставив ее на один уровень с очным обучением. Качество больше не зависит от формата обучения, а от талантов, которые привлекает университет, от того, как он адаптируется к потребностям студентов и от его способности стремиться к совершенству.

По данным Статистического института ЮНЕСКО, к 2030 году в высших учебных заведениях по всему миру будет обучаться 377,4 миллиона студентов. Этот спрос, который будет в основном сосредоточен в развивающихся странах с быстрорастущим населением, может быть удовлетворен только при поддержке онлайн-обучения. Расширение цифровых сетей и предоставление образования и мобильных устройств всему населению представляется более реалистичным решением и устойчивым процессом развития высшего образования, чем рост, основанный исключительно на строительстве новых кампусов. Цифровые технологии будут иметь ключевое значение для обеспечения всеобщего доступа к знаниям [14].

В последнее время наиболее значительные тенденции в персонализированном обучении стали результатом достижений в области цифровых технологий и автоматизированного обучения. Поэтому в ближайшие годы следующие тенденции могут повлиять на активное развитие персонализированного обучения:

1. Роль ученика и преподавателя. Традиционные образовательные стратегии сосредоточены на преподавателе, в то время как индивидуальное обучение усиливает контроль учащегося. Тем не менее, между планами преподавателя и потребностями/желаниями обучающихся всегда будет некоторая разница. Поскольку персонализированное обучение продолжает развиваться, этот вопрос потребует решения:

- преподаватели не смогут больше выполнять роль контролера или подавлять любопытство учащихся, что приведет к изменению авторитета преподавателя;

- если у обучающихся будет полный контроль, то они могут столкнуться с «параличом принятия решений», и преподаватель должен быть куратором и советником студента.

Чтобы персонализированное обучение было эффективным, каждый участник должен иметь достаточную свободу действий в нужное время.

2. Роль техники. Технологии необходимы для масштабируемости и успешного внедрения персонализированного обучения в общий образовательный процесс. На сегодняшний день технологии сделали персонализированное обучение более простым и эффективным, позволяя преподавателям разрабатывать программы, которые быстро адаптируются к потребностям учащихся.

3. Скорость изменений. Потребности учащихся, учреждений и работодателей будут продолжать быстро меняться. Персонализированное обучение должно идти в ногу со временем, будь то за счет достижений в базовой технологии или обновлений обучающих материалов.

4. Сохранение ресурсов. Увеличивающийся темп жизни и нестабильное экономическое положение в целом вынуждает многих студентов бросать обучение или переходить с очной формы обучения на вечернюю или заочную, чтобы совмещать обучение с работой. Если обучение будет дистанционным и персонализированным, можно избежать проблемы сокращения квалифицированных кадров на рынке труда во всех сферах жизни, а также усовершенствовать процесс повышения квалификации сотрудников без отрыва от рабочего процесса.

Заключение

В современном мире, в котором главенствует индивидуальный подход, неудивительно, что учащиеся ожидают персонализированных решений для своих индивидуальных образовательных потребностей. Благодаря широкому спектру доступных технологических опций стало проще, чем когда-либо, разрабатывать учебные программы, подходящие для различных стилей обучения. При продуманном подходе персонализированное обучение является беспроигрышным как для студентов, так и для преподавателей.

Персонализированное обучение может принести пользу высшему образованию следующими способами:

1. Понимание меняющейся демографической ситуации студентов. Многие студенты высших учебных заведений имеют разное социально-экономическое происхождение, семьи и обязанности, которые могут помешать их учебе. Асинхронные механизмы обучения и курсы для самостоятельного обучения означают, что учащиеся, у которых есть обязательства вне образовательного учреждения, могут продолжать обучение тогда, когда им это удобно.

2. Определить группы риска. Многие университеты используют надежные системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), которые отслеживают путь студентов от поступления до выпуска. Такие системы помогут в выявлении наиболее уязвимых учащихся с помощью оценки поведения, качества взаимодействия с преподавателем и количественных достижений студента. Если отслеживать проблемы с обучением студента, то увеличивается положительный прогноз полного прохождения студентом образовательного процесса и получением диплома.

3. Выбрать эффективные технические инструменты. Если учащиеся смогут получать доступ к материалам в автономном режиме, они не будут так зависеть от возможности подключения к сети Интернет для завершения своих курсов. Использовать такие системы дистанционного обучения (СДО), в которых можно реализовать совместное обсуждение проектов и групповых работ. Учащиеся могут взаимодействовать со своими сверстниками и педагогами в режиме реального времени, что может положительно сказаться на эмоциональном благополучии учащихся.

Персонализированное обучение применимо в самых разных образовательных ситуациях, от детского сада до виртуальной программы обучения сотрудников. Независимо от контекста, основной принцип остается прежним: учащиеся - это личности со своими уникальными потребностями. Когда преподаватели адаптируются к этим потребностям, они дают возможность каждому студенту достичь своих целей обучения.

Литература:

1. Министерство Образования и науки РФ. Статистические сведения Высшего образования за 2018-2022 гг. [Электронный ресурс] URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения 10.04.2023)

2. Акимова Е.А. Воспитательная среда вуза как средство повышения социальной активности студенчества / Е.А. Акимова, К.Н. Сигеева // Вопросы педагогики. - 2021. - № 7. - С. 15-18.

3. Гаирбекова П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673 (дата обращения: 19.01.2023).

4. Зеер Э.В. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития / Э. В. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 1. – С. 17–25.

5. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2022. – 132 с. – 200 экз. – ISBN 978-5-7598-2694-1 (в обл.)

6. Яковлева, М.Н. Динамика ценностный ориентаций современной молодёжи / М.Н. Яковлева // Смыслы жизни российской интеллигенции / РГГУ, социологический факультет, Центр социолог. исследований. Под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. Редактор-составитель Д.Т. Цибикова. - М.: РГГУ, 2018. - С. 212-219

7. Digital Education Market by End User (Individual Learners and Academic Institutions, Enterprise and Government Organizations), Learning Type (Self-paced and Instructor-led Online Education), Course Type, and Region - Global Forecast to 2025. - Markets and Markets - [Электронный ресурс] URL: https://www.marketresearch.com/MarketsandMarkets-v3719/Digital-Education-End-User-Individual-13289653/ (дата обращения 18.01.2023)

8. Education spending in Russia from 2018 to 2021, by source (in billion Russian rubles) [Электронный ресурс] URL: https://www.statista.com/statistics/1129651/spending-on-education-russia-by-source/ (дата обращения 16.04.2023)

9. Historical attempts to facilitate self-paced learning, 2017. - [Электронный ресурс] URL: https://adaptivelearninginelt.wordpress.com/tag/pueblo-plan/ (дата обращения: 20.01.2023)

10. KPMG. The future of higher education in a disruptive world. [Электронный ресурс] URL: https://home.kpmg/xx/en/home/industries/government-public-sector/education/the-future-of-higher-education-in-a-disruptive-world.html (дата обращения 20.01.2023)

11. Ministry of Education. The People’s Republic of China. Online learning should be part and parcel of higher education in the future. - May, 2020, - [Электронный ресурс] URL: http://en.moe.gov.cn/features/2020TwoSessions/Voices/202006/t20200611_465105.html (дата обращения 20.01.2023)

12. Reis, J.; Amorim, M.; Melao, N.; Matos, P. (2018) Digital Transformation: A Literature Review and Guidelines for Future Research. In book: Trends and Advances in Information Systems and Technologies. [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/323994364_Digital_Transformation_A_Literature_Review_and_Guidelines_for_Future_Research (дата обращения 19.01.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Signature Report 14 State Supplement: Completing College: A State-Level View of Student Completion Rates. [Электронный ресурс] URL: https://nscresearchcenter.org/wp-content/uploads/NSC_Signature_Report_14_StateSupp.pdf (дата обращения 16.04.2023)

14. Statista. Revenue share of the e-learning sector in Germany from 2009 to 2018, by segment. [Электронный ресурс] URL: https://www.statista.com/statistics/1184123/elearning-sales-share-activity-fields-germany/ (дата обращения 19.01.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.