Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ'

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна

В данной статье рассматриваются особенности и преимущества персонализированного ориентированного на развитие определенных навыков. Автор уделяет внимание истории персонализированного обучения и обозначает некоторые подходы к нему. Отмечается, что в настоящее время персонализированное обучение предлагает альтернативу универсальному подходу. Эта индивидуальная модель построена на основе индивидуальных планов обучения, которые ставят целью то, что интересы, сильные и слабые стороны учащихся учитываются и что они могут взять на себя ответственность за свой собственный прогресс в обучении. Но при этом автор полагает, что даже персонализированное обучение должно соответствовать стандартизованным критериям, чтобы получить признанную квалификацию. В статье говорится также о том, что ориентация на индивидуализированное образование определенных навыков при персонализированном обучении широко применяется не только в традиционном образовании, но и в корпоративных тренингах и профессиональном обучении, что дает отличные результаты. Автор приходит к выводу о том, что при рассмотренном подходе учащиеся сами решают, какие навыки им необходимо развивать, а образовательные организации при этом стараются найти новые пути персонализировать учебный контент с целью соответствия групповым и индивидуальным запросам обучающихся. Кроме того, данный тренд имеет и экономическую целесообразность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOCUS ON LEVELING UP CERTAIN SKILLS

This article explores the features and benefits of personalized development-oriented skills. The author pays attention to the history of personalized learning and outlines some approaches to it. It is noted that personalized learning currently offers an alternative to the one-size-fits-all approach. This individualized model is built around individual learning plans that aim to ensure that the interests, strengths and weaknesses of learners are taken into account and that they can take responsibility for their own learning progress. But at the same time, the author believes that even personalized training must meet standardized criteria in order to obtain a recognized qualification. The article also states that the focus on the individualized education of certain skills in personalized learning is widely used not only in traditional education, but also in corporate training and vocational training, which gives excellent results. The author concludes that with the approach considered, students themselves decide what skills they need to develop, while educational organizations are trying to find new ways to personalize educational content in order to meet the group and individual needs of students. In addition, this trend has economic feasibility.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ»

Персонализированное развитие навыков

Лях Юлия Анатольевна,

доктор педагогический наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики образования, ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» (ОАНО ВО «МПСУ») E-mail: [email protected]

В данной статье рассматриваются особенности и преимущества персонализированного ориентированного на развитие определенных навыков. Автор уделяет внимание истории персонализированного обучения и обозначает некоторые подходы к нему. Отмечается, что в настоящее время персонализированное обучение предлагает альтернативу универсальному подходу. Эта индивидуальная модель построена на основе индивидуальных планов обучения, которые ставят целью то, что интересы, сильные и слабые стороны учащихся учитываются и что они могут взять на себя ответственность за свой собственный прогресс в обучении. Но при этом автор полагает, что даже персонализированное обучение должно соответствовать стандартизованным критериям, чтобы получить признанную квалификацию. В статье говорится также о том, что ориентация на индивидуализированное образование определенных навыков при персонализированном обучении широко применяется не только в традиционном образовании, но и в корпоративных тренингах и профессиональном обучении, что дает отличные результаты. Автор приходит к выводу о том, что при рассмотренном подходе учащиеся сами решают, какие навыки им необходимо развивать, а образовательные организации при этом стараются найти новые пути персонализировать учебный контент с целью соответствия групповым и индивидуальным запросам обучающихся. Кроме того, данный тренд имеет и экономическую целесообразность.

Ключевые слова: обучение, профессиональное обучение, развитие навыков, персонализированное обучение.

Ориентация на формирование определенных навыков предполагает персонализацию в обучении, которая становится исходным ожиданием во время революции цифрового образования, особенно среди основной целевой аудитории высшего и дополнительного профессионального образования. Университеты и колледжи находятся под воздействием необходимости адаптироваться как к реалиям общества, так и к будущим рабочим местам своих выпускников.

История персонализированного обучения начинается еще в XX веке.

У движения за персонализированное обучение есть два основных направления. «Инженерная модель» персонализированного обучения подчеркивает эффективное владение академическим содержанием. Идея состоит в том, что эксперты могут составить карту того, что каждому обучающемуся нужно выучить, что из этого каждый уже знает, а затем создать для него оптимальный путь, чтобы освоить остальное.

Другие подходы к персонализированному обучению уходят корнями в традиции прогрессивного образования. Это направления движения основывается на позициях того, что обучение происходит, когда преподаватели обращаются к интересам и увлечениям учащихся, давая им индивидуальные возможности задавать вопросы, исследовать и рисковать.

Первый подход восходит, по крайней мере, к 1950-м годам, когда психолог Б.Ф. Скиннер экспериментировал с «обучающими машинами», предназначенными для того, чтобы студенты могли отвечать на вопросы и получать обратную связь в их собственном темпе [1]. Последнее восходит к исследованиям Джона Дьюи начала 20 века. Сегодня это часто можно увидеть в ВУЗах и тренин-говых группах, которые уделяют больше внимания проектному обучению.

В обоих случаях новшеством является то, как технологии - от больших данных до инструментов онлайн-сотрудничества и социальных сетей - используются для расширения методов обучения.

Самый простой подход к персонализации на основе данных в контексте группы - это группировка способностей - группировка учащихся с аналогичными способностями либо в разных группах, либо внутри группы для представления различных материалов, для ориентацию на развитие определенных навыков [3]. Результативность этих методов заключается в их практичности. В своем исследовании индивидуализированного обучения математике еще Славин и Карвайт в 1985 году обнаружили явное преимущество группировки способностей по сравнению с обычным обуче-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

нием всей группы и явное преимущество полностью персонализированной модели по сравнению с группировкой способностей в отношении достижений учащихся [4].

В настоящее время персонализированное обучение предлагает альтернативу устаревшему универсальному подходу. Эта индивидуальная модель построена на основе индивидуальных планов обучения, которые гарантируют, что интересы, сильные и слабые стороны учащихся учитываются и что они могут взять на себя ответственность за свой собственный прогресс в обучении.

Одной из наиболее распространенных форм персонализации в среде цифрового обучения является адаптация учебных материалов к «стилю обучения» учащегося [2; 5].

Существуют различные подходы к персонализированному обучению. Они могут быть нацелены на предоставление возможности обучения в соответствии с выбранными профилями. При этом ориентацию на формирование и развитие определенных навыков позволяет учащимся согласовать свой учебный опыт со своими способностями, интересами и целями, ставит во главу угла потребности учащихся как отдельных лиц при разработке учебных программ и материалов.

Независимо от того, какую форму принимает персонализированное обучение с фокусом на прокачке определенных навыков, очевидно, что оно подразумевает смену соответствующих ролей преподавателей. Очевидно, что сейчас роли лектора разнообразны и выходят за рамки предметной программы, например, для обучения критическому мышлению или применения теории на практике. Нередко преподаватели и лекторы принимают более целенаправленные меры по поддержке учащихся там, где это необходимо, преподнося сложные темы в понятной форме и направляя учащихся в процессе обучения, что чаще всего становится похоже на тренерское или фокусированное обучение. Это приводит к более личным отношениям между преподавателем и учащимися.

Даже персонализированное обучение должно соответствовать стандартизованным критериям, чтобы получить признанную квалификацию. Поэтому любые настройки должны быть хорошо продуманы и реализованы. Это включает в себя обеспечение широко распространенных социальных навыков, несмотря на возможную большую зависимость от цифровых материалов. Потенциальная гибкость расписания по-прежнему должна обеспечивать достаточную структуру и не становиться препятствием для тех форматов обучения, которые требуют присутствия всех учащихся. Кроме того, преподаватели должны иметь возможность постоянно следить за своими учащимися, о если они хотят оказать им адекватную поддержку. Ы Таким образом, успешная персонализация целе-§ направленного развития определенных навыков учащихся зависит от тщательного баланса фраг-^ ментации и согласованности.

Достижение этого требует включения различных возможностей обучения в настраиваемые модули, такие как задания на основе проектов, которые дают учащимся свободу выбора своих собственных тем. Это может быть далеко идущее решение, как разработка различных способов обучения, ведущих к одной и той же квалификации, предложение альтернативных модулей, стажировок, связанных с карьерой.

Можно попросить учащихся высказать свое мнение о различных форматах занятий и внести свои идеи в разработку учебной программы. Самооценка может использоваться как средство для рефлексии и метапознания, давая учащимся платформу для высказывания своих собственных идей для улучшения закрепления знаний. Цифровые инструменты могут использоваться для повышения эффективности и результативности - например, как часть среды смешанного обучения, объединяющей очное обучение и целевые цифровые материалы.

Фокус на прокачке определенных навыков при персонализированном обучении широко применяется в корпоративных тренингах и профессиональном обучении.

Потребность в улучшении корпоративного и профессионального обучения и развития сегодня как никогда высока, и это обусловлено многими факторами, в том числе наиболее важным фактором являются появляющиеся новые технологии, которые делают ненужными некоторые текущие навыки. Они требуют быстрой переподготовки сотрудников. Чтобы добиться успеха в этой высококонкурентной глобальной экономике, сотрудники должны полностью соответствовать бизнес-целям. Это также требует постоянных усилий по обучению (а также наставничеству и коучингу). У учащихся разные интересы, стремления и стили обучения, и тренинги должны учитывать эти различия.

Преподаватели должны выбирать стратегии обучения, которые могут предоставить учебный опыт, чтобы помочь сотрудникам быстро и эффективно повышать квалификацию или проходить переподготовку.

Персонализированное обучение для развития сотрудников позволяет согласовывать программы с бизнес-целями, повышать квалификацию или переподготовку гораздо более эффективно по сравнению с обычным обучением.

Сила персонализированного обучения для развития сотрудников с фокусом на прокачке определенных их навыков заключается в способности предложить учащимся индивидуальный подход, который соответствует их интересам, уровням готовности, сильным сторонам, текущим уровням квалификации и учитывает их будущие потребности.

Такие занятия способствуют более высокому интересу, большему вовлечению и побуждению активно использовать учебные ресурсы.

Персонализированное обучение может применяться для удовлетворения потребностей в обучении сотрудников на различных уровнях: для практики и оттачивания навыков для лучшего управления текущей работой; для развития конкретных навыков, соответствующих бизнес-целям; для новых навыков или навыков для развития в организации; а также для развития лидерских качеств.

Рассмотрим основные преимущества персонализированного обучения с фокусом на прокачке определенных навыков для развития сотрудников.

Персонализированное обучение - это подход, ориентированный на обучение, который разработан с учетом конкретных потребностей, интересов и стремлений учащегося. В нем предусмотрены индивидуальные или персонализированные схемы обучения, которые могут быть разработаны с использованием основных методов, таких как предварительное тестирование (на основе проверки квалификации, рекомендуется индивидуальный путь обучения) или опрос (на основе интересов или стремлений учащегося, предлагается индивидуальный путь обучения). Некоторые подходы используют искусственный интеллект и машинное обучение.

Ключевые преимущества персонализированного обучения для развития сотрудников заключаются в следующем:

- Персонализированный опыт обучения обеспечивает более высокий коэффициент вовлеченности, поскольку он носит личный характер и актуален для учащихся.

- Индивидуальный подход к обучению способствует развитию навыков в рамках индивидуальной программы обучения, основанной на текущем уровне знаний учащихся, желаемых уровнях знаний или интересах и стремлениях.

- Персонализированный опыт обучения помогает сотрудникам соответствовать своим текущим, а также будущим целям. Они могут восполнить пробелы в своих навыках или выбрать новые навыки, которые помогут им развиваться.

- Индивидуальный подход к обучению - отличный способ привлечь и удержать таланты, поскольку такой подход помогает учащимся быстрее и эффективнее достигать своих целей.

- Персонализированный опыт обучения создает более заинтересованный персонал, что приводит к большому количеству сотрудников, которые практикуют непрерывное обучение, поскольку оно основано на опыте и актуальности. Персонализация обучения с фокусом на прокачке определенных навыков может сыграть очень важную роль в создании культуры непрерывного обучения.

Но, рассуждая о том, заменит ли педагогов персонализированное обучение, следует отметить, что многочисленные примеры показывают, что учителя, тренеры, коучеры, лекторы и т.п. остаются важнейшим элементом в преподавании

сегодня и в будущем. Персонализированное обучение, ориентированное на прокачку определенных навыков, не только не делает преподавателей устаревшими, но и требует от них расширенного набора навыков, еще большей отзывчивости к меняющимся интересам и потребностям учащихся. Например, чтобы помочь учащимся достичь своих целей в обучении, педагогам необходимо изучить широкий спектр ресурсов и сопоставить их с уровнем навыков каждого учащегося.

В деловом мире аналогичную инициативу называют «редизайном бизнес-процессов». Акцент делается на процессе. Основной вопрос, который задают: «Каков наиболее эффективный способ достижения цели?» Для переработанного процесса вполне может потребоваться программное обеспечение, но важен сам процесс. В персонализированном обучении процесс, который мы модернизируем, заключается в том, чтобы обучать отдельных учащихся тому, что им нужно выучить в аудитории, в группе как можно более эффективно.

При рассмотренном нами подходе учащиеся сами решают, какие навыки им необходимо развивать. Образовательные организации уже сейчас активно стараются найти новые пути персонализировать учебный контент, перестроить академическую и карьерную поддержку, чтобы она соответствовала групповым и индивидуальным запросам обучающихся.

Данный тренд имеет и экономическую целесообразность: чем больше предметов будет предложено учащимся для осознанного выбора, тем меньше будет человек, приходящихся на одного педагога, а чем больше в учебном плане появится внеурочных семинаров и занятий, самостоятельно выбранных обучающимися, тем выше будет степень их удовлетворенности образовательным процессом.

Литература

1. Торопов П.Б. Формирование поведения: практическое применение идей бихевиоризма // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 81-85.

2. Kumar, A., & Ahuja, N. J. (2020). An adaptive framework of learner model using learner characteristics for intelligent tutoring systems. Adv. Intell. Syst. Comput., 989, 425-433.

3. Slavin, R. E. (1987). Ability grouping and student achievement in elementary schools: a best-evidence synthesis. Review of Educational Research, 57, 293-336.

4. Slavin, R. E., & Karweit, N. L. (1985). Effects of whole class, ability grouped, and individualized instruction on mathematics achievement. In American Educational Research Journal Fall, 22.

5. Truong, H. M. (2016). Integrating learning styles and adaptive e-learning system: current developments, problems and opportunities. Computers in Human Behavior, 55, 1185-1193.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

FOCUS ON LEVELING UP CERTAIN SKILLS

Lyakh YuA

OANO VO "Moscow Psychological and Social University" (OANO VO "MPSU")

This article explores the features and benefits of personalized development-oriented skills. The author pays attention to the history of personalized learning and outlines some approaches to it. It is noted that personalized learning currently offers an alternative to the one-size-fits-all approach. This individualized model is built around individual learning plans that aim to ensure that the interests, strengths and weaknesses of learners are taken into account and that they can take responsibility for their own learning progress. But at the same time, the author believes that even personalized training must meet standardized criteria in order to obtain a recognized qualification. The article also states that the focus on the individualized education of certain skills in personalized learning is widely used not only in traditional education, but also in corporate training and vocational training, which gives excellent results. The author concludes that with the approach considered, students themselves decide what skills they need to develop, while educational organizations are trying to find new ways to personalize educational content in order to meet the group and individual needs of students. In addition, this trend has economic feasibility.

Keywords: training, vocational training, skill development, personalized training.

References

1. Toropov P.B. Formation of behavior: practical application of the ideas of behaviorism // Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. 2011. Issue 11. pp. 81-85.

2. Kumar, A., & Ahuja, N. J. (2020). An adaptive framework of learner model using learner characteristics for intelligent tutoring systems. Adv. Intell. Syst. Comput., 989, 425-433.

3. Slavin, R. E. (1987). Ability grouping and student achievement in elementary schools: a best-evidence synthesis. Review of Educational Research, 57, 293-336.

4. Slavin, R. E., & Karweit, N. L. (1985). Effects of whole class, ability grouped, and individualized instruction on mathematics achievement. In American Educational Research Journal Fall, 22.

5. Truong, H. M. (2016). Integrating learning styles and adaptive e-learning system: current developments, problems and opportunities. Computers in Human Behavior, 55, 1185-1193.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.