УДК 371.31
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИНСКИХ ШКОЛ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2021 Я. Ю. Полякова
аспирант факультета педагогики и психологии e-mail: yan3613 @ yandex. ru
Московский педагогический государственный университет
В данной статье выявляются основные методы и принципы реализации персонализированной программы обучения по финской модели в сфере российского образования. Также на примере некоторых российских школ рассматривается сам процесс внедрения моделей персонифицированного обучения.
Ключевые слова: персонифицированное обучение, персонализированный подход, модели персонифицированного обучения, российское образование.
THE EXPERIENCE OF USING PERSONALIZED EDUCATIONAL MODELS OF FINNISH SCHOOLS IN RUSSIAN EDUCATION
© 2021 Y. Y. Polyakova
Postgraduate e-mail: [email protected]
Moscow Pedagogical State University
The main methods and principles of realization of personalized educational program due to Finnish model in Russian education are identified in this article. Besides, by the example of some Russian schools the whole process of personalized educational models' implementation is discussed.
Keywords: personalized learning, personalized approach, models of personalized learning, Russian education.
В стремительно развивающемся и изменяющемся мире трансформация российской системы образования неизбежна. Современные образовательные тенденции подводят к тому, что будущее школьного образования стоит за персонализированным подходом к обучению, индивидуальными образовательными маршрутами (траекториями) и персонализированной образовательной средой.
В последнее время в школах нашей страны часто встает вопрос о создании такой образовательной среды, которая подготовит ученика к постоянно изменяющемуся миру, будет способствовать формированию в нем стремления к самостоятельному обучению в течение всей жизни, развитию творчества и жизненно важных умений. Вопрос в том, как же воплотить эти идеи в реальности, с учетом особенностей и потребностей российских современных школ?
Выделив особенности финской школьной образовательной системы, оказывающие прямое влияние на высокую продуктивность обучения, немаловажно
обратить внимание на эффективность внедрения элементов данной модели в образовательную систему России. К вышеупомянутым особенностям мы можем отнести следующие: «... достаточное финансирование образования; регулярное отслеживание эффективности образования в рамках школы, провинции и государства; минимализация селекции в образовании; практико-ориентированное образование; высокопродуктивная система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; тесное сотрудничество педагогического коллектива в учебном процессе; своевременное индивидуальное содействие школьникам с учебными дефицитами; малочисленность классов; широкий ассортимент факультативных курсов для удовлетворения интересов учащихся» [Данилова].
В процессе рассмотрения возможности реализации вышеупомянутых элементов обучения в школах нашей страны становится очевидно, что многие из них на самом деле необходимы в сфере школьного образования России.
Персонифицированное обучение можно рассматривать как целостный, ориентированный на учащихся подход к обучению, а не набор предписанных передовых практик. Персонализированное обучение характеризуется развитием навыков XXI в. и использованием технологий для создания учебных программ, учитывающих потребности, интересы и стремления учащихся. Лучшие индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются в процессе сотрудничества администрации школы, учителей, родителей и учеников.
Персонализированное обучение - это эффективный способ удовлетворить потребности различных учащихся, поскольку его основная цель - оптимизировать обучение для каждого ребенка. Позитивная персонифицированная учебная среда способствует усилению чувства сплоченности у обучающихся, что, в свою очередь, повышает мотивацию и желание оставаться в школе.
Переход к персонификации обучения требует значительного отклонения от структур и процессов, связанных с традиционными методами обучения. Как правило, школы начинают с внесения изменений в расписание, обучения учителей, более активного использования компьютерных классов, современных технологий и создания персонализированной обучающей среды для занятий в малых группах.
Учителя играют решающую роль в эффективном создании персонализированной учебной среды. В персонифицированном обучении действия учителя имеют важное значение, и традиционная роль преподавателя в данном случае кардинально меняется.
Соответственно, роль учителя должна быть расширена до тьютора и наставника. Для эффективной реализации персонифицированного обучения учитель-наставник сотрудничает с другими учителями, администрацией, психологами, чтобы создавать и корректировать индивидуальные образовательные маршруты.
Определение новой роли учителя лучше всего можно охарактеризовать как «ориентированную на учащегося». Переход от традиционного обучения к персонифицированному изменяет роль учителя с «мудреца на сцене» на «фасилитатора обучения» [Wolf].
Учителя, запуская программы персонифицированного обучения, понимают, что все учащиеся имеют равные возможности, возлагают большие надежды на своих учеников и берут на себя роль наставника.
Более того, эти изменения требуют, чтобы учителя верили, что все ученики способны учиться. Учителя должны относиться ко всем учащимся как к талантливым и способным и также должны твердо верить в то, что все учащиеся могут стать успешными» [Boeck].
Часто педагогический опыт и квалификация учителей не соответствуют особенностям их новой роли, поэтому учителя должны иметь широкие возможности дальнейшего профессионального развития для повышения уровня своих педагогических умений в сфере персонифицированного обучения.
Роли учителей в персонализированной среде обучения изменились настолько существенно, что возможности профессионального развития должны соответствовать этим изменениям. Требуются фундаментальные изменения в практике профессионального развития и предоставление учителям таких возможностей, как онлайн-обучение, мастер-классы, совместное планирование времени и профессиональные сообщества, которые помогут учителям приспособиться к новой роли координатора обучения.
Для успешного внедрения моделей персонализированного обучения в российских школах требуются изменения как в подходе всех педагогических сотрудников организации, так и в формате проведения уроков. Изменения на школьном уровне требуют общесистемных изменений программ и системы обучения, а также переподготовку персонала.
Немаловажную роль в процессе персонифицированного обучения играют современные образовательные технологии, так как они дают учителям возможность реализовывать персонифицированное обучение более эффективно.
Однако, несмотря на то что персонализированное обучение и технологии тесно связаны, разумное построение индивидуальных образовательных маршрутов и качественное планирование системы обучения должны предшествовать их внедрению в процесс обучения.
Из опыта внедрения системы персонифицированного обучения в российских школах стало понятно, что значительную роль в данном процессе играют тьюторы, которые помогают обучающимся развивать метапредметные умения и служат их координаторами, помогающими ученикам находить соответствующие образовательные ресурсы и вовлекать их в учебную деятельность.
В процессе персонифицированного обучения тьюторы организуют постоянный контакт с учащимися, координацию их учебного процесса, взаимодействие с родителями, психологами и учителями, дают советы и рекомендации ученикам. Более того, они помогают обучающимся решать академические и социальные вопросы и способствуют созданию чувства общности в классе или группе.
Переход на систему персонифицированного обучения часто приводит к столкновению и противоречиям, связанным с отличиями данного подхода от традиционных методов обучения и воспитания, ориентированных на класс в общем и стандартные форматы проведения занятий. Например, методы контроля за дисциплиной в классе являются стандартной темой, обсуждаемой в университете или на педагогических курсах. Однако персонализированное обучение требует от учителей сделать шаг назад, отказаться от контроля над учениками и справиться с ситуацией путем мотивации учащихся, помочь им контролировать свое поведение через самопознание и самоанализ.
Между персонификацией и традиционными методами обучения существуют существенные различия. Например, традиционно учитель может преподавать в нескольких классах по 25-30 учеников в соответствии с жестким графиком и темпом обучения в течение семестра или года, а в персонифицированной среде обучение проходит в малых группах в течение долгого периода с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
При реализации персонифицированной модели обучения важно помнить, что учителя обучают меньшее количество учеников в течение более длительного периода
времени. Такой формат обучения является достаточно гибким и эффективным и позволяет учителям проводить более глубокое изучение тем по выстроенным заранее индивидуальным траекториям, что является невозможным при использовании традиционных методов.
Еще одним из важнейших компонентов успешной реализации персонализированных программ обучения является получение поддержки от учителей. Вовлеченность учителей - важный фактор, определяющий успех индивидуальных программ обучения.
Школьная администрация, особенно директора школ, также играют важную роль в поддержке реализации персонифицированного обучения. Следовательно, изменение формата обучения пройдет легче при условии наличия поддержки и понимания со стороны директора и администрации школы, учёта адаптации учителей и обучающихся к новым графикам и моделям обучения.
По опыту внедрения моделей персонифицированного обучения в России школы, в которых директора активно поддерживали свой коллектив в процессе запуска нового формата, были наиболее успешными в реализации такого вида обучения.
Участие и поддержка родителей в процессе персонифицированного обучения также является важным фактором успеха, поэтому российским школам следует изначально провести беседу с родителями о преимуществах данного подхода.
Одной из российских школ, успешно реализующих персонифицированный подход к обучению, является школа «Летово» (поселение Сосенское, Московская область). Подход к обучению в школе персонализированный, как таковых классов в школе нет - ученики разделены на потоки и могут выбирать интересные им предметы и спортивные секции, творческие кружки или дополнительные занятия в зависимости от своих образовательных целей. «У ребёнка, обучающегося в нашей школе, должна формироваться система смыслов. И эта система должна быть шире учебного плана и учебных задач. Она должна выходить на его будущее понимание смысла жизни, самореализации», — уверен М.Г. Мокринский, директор школы «Летово» [Мокринский].
Один из заместителей директора школы «Летово», Мадлена Львовна Шагинян, говорит об эффективности трех образовательных моделей, реализуемых в работе со способными и мотивированными учащимися. «В данной школе ученики получают знания и умения по программе, которая была составлена по трем известным подходам к обучению мотивированных детей. Это методики Ван Тассель-Баски, система обогащения Рензулли и принцип множественного интеллекта Гарднера. Методика Ван Тассел-Баски действительно используется во всем мире для обучения одаренных детей, в том числе ее используют учителя финских школ. Важно упомянуть, что она основана на трех основных принципах: углубление, ускорение и расширение. Под термином "ускорение" имеется в виду, что у детей школы "Летово" по программе Международного бакалавриата (1В) есть возможность пройти обучение по непрофильным дисциплинам в ускоренном режиме» [Шагинян].
Под словом «углубление» подразумевается возможность прохождения различных школьных предметов на определенных уровнях освоения материала. «Программа "Летово" предусматривает многоступенчатую профилизацию, которая начинается уже в седьмом классе. Выбирает курсы ученик самостоятельно, но академическая команда школы дает ему определенные рекомендации на основании его интересов, выявленных на вступительных испытаниях и по результатам обучения. Обучение в "Летово" происходит в соответствии с таксономией познания Блума...» [Там же].
Изначально преподаватели дают ученикам основное содержание программы, а затем переходят к практическим умениям с помощью определенных терминов и понятий, то есть показывают, как это знание можно применить на практике. Таким образом, в процессе обучения реализуется междисциплинарный подход и метапредметность, что подразумевает под собой постоянное взаимодействие преподавателей различных предметов.
«Третий принцип - это принцип множественного интеллекта Гарднера. Изначально в школе изучают интересы ребенка, чтобы создать для него индивидуальную образовательную траекторию и подобрать нужные ресурсы. Важна и постоянная ситуация выбора, в которой находятся ученики: это позволяет им понять, что они тоже несут ответственность за свое обучение» [Шагинян].
«В "Летово" организован специальный отдел оценивания и мониторинга, который в непрерывном режиме фиксирует достижения ребенка, а родители получают регулярный отчет о результатах обучения детей. В "Летово" существуют так называемые репорт-карты, которые полностью отражают картину академических достижений ребенка, его личностного развития, вовлеченности в школьную жизнь и степени сформированности умений, которые были запланированы» [Белоголовцев].
Школа № 161 города Зеленогорска (Красноярский край) является региональной инновационной площадкой «Организация Школы самоподготовки по индивидуальным образовательным программам». В ФГОС нового поколения сделан акцент на самостоятельности детей в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, а также на способности к построению индивидуальной образовательной траектории, владении навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Направленность на такие образовательные результаты потребовала от школы принципиально нового подхода к организации образовательного пространства. В школе № 161 представлен опыт организации образовательного пространства старшей школы с установкой на индивидуализацию учебного процесса, деятельностный характер образования в открытых пространствах Open Space.
«Формирование метапредметных умений и развитие личностных качеств, обозначенных в новом поколении ФГОС СОО, предполагают организацию самостоятельной деятельности учащихся, наличие субъектной позиции ученика. Такая деятельность требует принципиально нового подхода в организации образовательного пространства. Возможность трансформировать пространство, исходя из самостоятельно поставленной учениками образовательной задачи, возможность выбирать форму работы (групповая, индивидуальная, парная), возможность использовать различные информационные источники, материалы и технические средства-условия, которым отвечает Open Space» [Школа Росатома].
Еще одной российской школой, придерживающейся политики персонифицированного обучения, является «Хорошкола» (г. Москва). В «Хорошколе» ребенок может поставить перед собой свои собственные цели и двигаться к ним при поддержке тьютора. Каждый учащийся определяет для себя глубину освоения того или иного предмета, тем самым получая высококачественное образование по выбранной им траектории. Учитель не доминирует в классе - скорее является модератором образовательного процесса, который дети открывают для себя сами. Онлайн-платформа персонализированного обучения помогает учащемуся развивать знания и компетенции через достижение поставленных целей.
Средняя общеобразовательная школа № 550 «Школа информационных технологий» Санкт-Петербурга, директором которой является Борис Абрамович
Ноткин, также внедряет финский опыт по индивидуализации и персонализации в процессе обучения.
Когда сформировалась группа, в которой все объединены примерно одним будущим, все равно кто-то хочет и может идти вперед, а кто-то будет неизбежно отставать. Модель, которая позволяет тем, кто хочет двигаться быстрее, идти «вперед», а тем, кто не понимает материал, идти медленнее, называется персонализированной. Вот примерно, что это такое. Обучение в личном темпе - в этом и заключается смысл персонализированной модели обучения.
Стремительно набирают популярность в сфере образования образовательные программы группы ЧТПЗ, которая следует мировым тенденциям и внедряет персонализированную модель обучения. В её основе - индивидуальные особенности каждого студента или школьника. Он может сам устанавливать цели и задачи, управлять временем и темпом обучения, быть креативным и критически мыслить.
В 2019 г. персонализированная модель образования и школьная цифровая платформа апробировались в 15 школах Калужской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской областей и Республики Татарстан. В этом году к федеральному проекту присоединилась еще 20 школ Свердловской области.
«На цифровой платформе школьники имеют возможность самостоятельно строить траекторию своего обучения - персональный план, эффективно распределять учебное время, двигаясь к намеченным целям, видеть свои результаты, улучшать их, если требуется, и достигать намеченных целей» [Школа Росатома].
Еще одной российской школой, успешно реализующей персонифицированную модель обучения, является московская школа № 1570. Одним из важных элементов персонализированного подхода к обучающимся этой школы является процесс геймификации.
«Геймификация — это использование игровых элементов в неигровом контексте, то есть процесс, когда элементы игры используют для достижения реальных целей. Два класса школы обучаются по конвергентной образовательной программе, где текущее оценивание предполагается только в игре "ОаззсгаА:". Результат ребёнка выражен в игровых баллах и позволяет ему переходить каждый раз на новый уровень, получать новые возможности не только в игре, но и в реальной школьной жизни. Мотивация не в оценке, а в реальном игровом прогрессе - новая мотивация, дающая ребёнку новые возможности. А если это командное задание, то это ещё и командный результат, командный прогресс», - считает тьютор школы № 1570 Артем Денисович Пугачев.
Также очень важно создавать персонифицированную обучающую среду для полноценного внедрения модели такого образования. Индивидуальный подход через обеспечение персонификации учебного процесса может быть обеспечен посредством создания и поддержки цифрового рабочего места. Цифровое рабочее место - эффективный механизм формирования индивидуального программного обеспечения для достижения целей образовательного процесса, направленного на каждого ребёнка.
В школе № 1570 учителя совместно с администрацией школы, детьми и их родителями систематически проводят встречи для совершенствования процесса персонификации обучения, для составления более эффективных образовательных маршрутов и гибкого продуктивного расписания учебных занятий.
В заключение можно сделать вывод, что за последние годы многие российские школы заметно прогрессируют в реализации моделей персонифицированного обучения, используя финский опыт. Как мы видим, каждая школа выбирает для себя рабочие модели обучения, но все они направлены на создание эффективной
персонифицированной обучающей среды, применение современных образовательных технологий, обучение с учетом индивидуальных потребностей детей.
Библиографический список
Boeck, D. Closing the Achievement Gap: Key Policy Issues / Debora Boeck. - Текст : электронный // Boeck, D. Closing the Achievement Gap: A Policy Action Guide for Washington State School Directors' Association. 2002. - P. 17-44. - URL: https://archive.org/details/ERIC ED521664/page/n1/mode/2up (дата обращения: 11.01.2021).
Wolf, M. A. Software & Information Industry Association. (2010, November). Innovate to Educate: System [Re]Design for Personalized Learning; A Report from the 2010 Symposium / Mary Ann Wolf. - URL: http://www.siia.net/pli (дата обращения: 10.01.2021).
- Текст : электронный.
Белоголовцев Н. В. Как устроена школа "Летово" / Н. В. Белоголовцев ; Педсовет
- интервью с директорами школ. - URL: https://tvrain.ru/lite/teleshow/pedsovet7v obychnoj obrazovatelnoj sisteme nevozmozhno v oplotit to chto sdelano zdes-496646/ (дата обращения: 14.01.2021).
Данилова, Л. Н. Использование финского опыта организации общего образования в России / Л. Н. Данилова. - Текст : электронный // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 4. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2009 4g/12.pdf (дата обращения: 08.01.2021).
Мокринский М. Г. Образовательная модель школы «Летово» / М. Г. Мокринский.
- URL: https://letovo.ru/obrazovanie/obrazovatelnaya-model/ (дата обращения: 12.01.2021).
- Текст : электронный.
Шагинян, М. Л. Три подхода к работе со способными и мотивированными детьми / Мадлена Львовна Шагинян. - URL:https://letovo.ru/blog-i-novosti/programma/tri-podkhoda-k-rabote-so-sposobnymi-i-motivirovannymi-detmi/ (дата обращения: 12.01.2021). - Текст : электронный.
Школа Росатома. Инновационные практики школы. - URL: http://sch161zelenogorsk.ru/index.php/shkola-rosatoma (дата обращения: 12.01.2021). -Текст : электронный.