Научная статья на тему 'СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: СРЕДОВЫЙ ПОДХОД'

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: СРЕДОВЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1994
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PERSONIFICATION OF LEARNING / PERSONALIZED EDUCATIONAL PROCESS / PERSONALIZED LEARNING ENVIRONMENT / DIGITALIZATION / TECHNOLOGIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / TRANSHUMANISTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Алла Юрьевна, Примчук Надежда Викторовна

В статье рассматриваются сущностные характеристики персонифицированной среды обучения как условия и одновременно результата персонификации образовательного процесса; раскрываются школьные практики персонификации обучения с позиций организации образовательной коммуникации как продуктивного диалога, нелинейности образовательного процесса и событийности обучения; анализируются особенности персонификации обучения в условиях цифровизации образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Алла Юрьевна, Примчук Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF PERSONALIZATION OF LEARNING: ENVIRONMENTAL APPROACH

The article discusses the essential characteristics of a personified learning environment as a condition and at the same time a result of personification of the educational process; reveals school practices of personification of teaching from the positions of organization of educational communication as a productive dialogue, nonlinearity of the educational process and eventfulness of teaching. The features of personification of education in the context of digitalization of education are analyzed.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: СРЕДОВЫЙ ПОДХОД»

А.Ю. Аксенова, Н.В. Примчук,

(Санкт-Петербург)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: СРЕДОВЫЙ ПОДХОД

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF PERSONALIZATION OF LEARNING: ENVIRONMENTAL APPROACH

В статье рассматриваются сущностные характеристики персонифицированной среды обучения как условия и одновременно результата персонификации образовательного процесса; раскрываются школьные практики персонификации обучения с позиций организации образовательной коммуникации как продуктивного диалога, нелинейности образовательного процесса и событийности обучения; анализируются особенности персонификации обучения в условиях цифровизации образования.

Ключевые слова: персонификация обучения, персонифицированный образовательный процесс, персонифицированная среда обучения, цифровизация, технологизация учебного процесса, трансгуманистический подход.

The article discusses the essential characteristics of a personified learning environment as a condition and at the same time a result of personification of the educational process; reveals school practices of personification of teaching from the positions of organization of educational communication as a productive dialogue, nonlinearity of the educational process and eventfulness of teaching. The features of personification of education in the context of digitalization of education are analyzed. Key words: personification of learning, personalized educational process, personalized learning environment, digitalization , technologization of the educational process, transhumanistic approach.

Современная школа функционирует в условиях нарастающей цифровизации образования, неотъемлемой составляющей данного процесса выступает усиливающаяся технологизация обучения, как увеличение, усложнение технологических возможностей электронной образовательной среды для продвижения и раскрытия личного потенциала учащегося. Реализация процесса обучения в широкой, вариативно выстраиваемой образовательной среде усиливает актуальность идей персонификации и актуализирует проблему единства обучения и воспитания в образовательном процессе.

Понятие «персонификация» (от лат. persona - лицо, личность и facere - делать)

имеет широкий диапазон рассмотрения, одним из его аспектов выступает деятельность самой личности. В педагогике и ан-драгогике персонификация - это «олицетворение» образовательного процесса, предоставление ему личностной направленности, то есть поиск и актуализация внутренних личностных ресурсов каждого субъекта образовательного процесса [6].

Необходимо отметить, что в англоязычных исследованиях понятия персонифицированное образование (personalized education) и персонифицированное обучение (personalized learning) не имеют существенных семантических различий. Более того, есть определенные основания пола-

гать, что данные термины можно считать в таких исследованиях синонимичными. Персонифицированное обучение в мировых образовательных системах [3; 11; 17] представляет собой общую тенденцию, направленную на отказ от традиционных форм обучения и стремления адаптировать образовательный процесс к индивидуальным (персональным) потребностям человека, используя при этом весь арсенал достижений, накопленный человечеством в области цифровых технологий. Социально-культурная обусловленность персонифицированного обучения заключается в трех ключевых мировых тенденциях, которые можно обозначить следующим образом: философия дизайна, то есть формирование будущих персонализированных предложений, контента и учебных материалов (конструирование образа будущего через постановку учебных целей); искусственный интеллект и цифровое обучение, а также личностно ориентированная персонализация обучения (учет индивидуальных особенностей в процессе обучения с целью построения индивидуального образовательного маршрута).

Несмотря на широкое распространение анализируемого понятия, существует неопределенность в отношении основных (сущностных) характеристик персонифицированного обучения. В современных исследованиях [15; 16] все чаще персонифицированное обучение понимается как среда, обращенная к сильным сторонам, интересам и потребностям отдельного учащегося. Она не просто адаптируется к навыкам учащихся, а прежде всего включает в себя деятельность, которая является инициативной и имеет личное отношение и интерес учащегося к происходящему. Персонифицированный подход к обучению является личностно ориентированным. Предположительно, при таком подходе учащиеся перестают быть пассивными получателями знаний или навыков, они формируют свое собственное обучение на основе своих личных целей и интересов. Персонифицированная среда обучения направлена на оптимизацию условий, которые позволяют

улучшить процесс обучения. Рассмотрению некоторых условий создания такой среды обучения, ее потенциалу посвящена данная статья.

Персонифицированное обучение, как правило, понимается в двух плоскостях: в узком смысле - как модель обучения с использованием цифровых технологий и в более широком - как подход к обучению, направленный на развитие и поддержку личностных особенностей ученика в образовательном процессе.

Наряду с существующими сегодня в педагогике традиционными антропологическим и аксиологическим подходами, которые представляют человека прежде всего как личность, ценность и индивидуум, существует также определенный «технократический» подход. С позиций последнего — происходит попытка рассмотрения человека и его учебной деятельности в рамках новой образовательной парадигмы, целью которой является попытка «механизировать» и «оцифровать» когнитивные способности обучающихся, а также различные некогнитивные стороны личности: внутри-личностные и межличностные отношения.

Таким образом, в современном понимании персонифицированного обучения можно выделить два принципиально разных методологических подхода к человеку как ценности: трансгуманистический подход (люди как человеческий капитал) с его технологическим и цифровым контентом и отечественный антрополого-аксиологи-ческий подход, рассматривающий человека прежде всего как личность, ценность, индивидуум и пр. (Ушинский, Братусь, Вербицкий, Выготский, Рубинштейн, Ухтомский и пр.) и сосредоточенный в большей степени на развитии особых личностных персонализированных качеств и отношений во взаимодействии взрослого и ребенка.

Технологизация данного процесса проявляется с помощью внедрения новых биометрических технологий, которые широко используются для повышения эффективности персонализированного обучения посредством измерения навыков и склонностей обучающихся, таких как выдержка, упорство, настойчивость, эмоциональное

Таблица 1.

Школьные практики персонифицированного обучения

Характеристики персонифицированного обучения 0restad Gymnasium Центр социально-контекстного образования Хорошкола

Образовательная коммуникация, продуктивный диалог Доступность информации; диалог организуется в пространстве совместной работы. Диалогическая образовательная среда; выбор учениками целеполагания и целеосущест-вления; «осуществляется не подготовка к жизни, а её проживание «здесь и теперь» [2] . Для проведения лекций и семинаров для учеников приглашаются лучшие российские и зарубежные специалисты; к обсуждению актуальных проблем современного образования привлекаются родители, для которых организуются встречи с известными экспертами в области педагогики и психологии.

Нелинейность Строение школьного здания создает образовательное пространство без стен, которое стимулирует преподавателей менять форму преподавания; создаются «индивидуальные пространства», подходящие для их совместной работы; часто уроки ведут сторонние люди, которые могут чему-то научить; учебные программы - междисциплинарные. Осуществляется погружение школьников в решение социально ориентированных задач, интегрирующих учебные предметы и способы деятельности с целью приобретения учащимися практического опыта моделирования и развития психологической готовности применять полученные знания, умения и способы действия в будущей жизнедеятельности. Ученикам предоставляется возможность обучения не только в школе, но и вне ее, например, в образовательных путешествиях, ученики готовят исследовательские проекты, документальные фильмы, арт-объекты, организовывают фестиваль культур по итогам поездок, презентуют отчеты о путешествиях и т.д.; создается широкое пространство выбора путем составления персонального плана учения.

Событийность Ориентация на креативную, продуктивную совместную работу педагогов и обучающихся при выполнении не только учебных заданий, но и реальных проектов, которые имеют большое значение для людей. Помимо подготовки к экзаменам, «школа готовит учеников к реальному миру, готовит не выпускников, а граждан» [10] . В образовательной деятельности последовательно моделируется предметно-технологическое, социальное и морально-нравственное содержание социо-практической деятельности школьника с целью его успешной социализации в быстро меняющемся мире Школьников учат управлять своей энергией, эмоциональным состоянием, сохранять собственное здоровье и баланс жизненных сил; обязательная демонстрация результатов своей работы на выставках, выступлениях, в конкурсах.

отношение, которые включают измерение физиологических процессов [16]. Все это свидетельствует о крайней технологичности процесса обучения и широком использовании поведенческих данных для оценки

когнитивных и некогнитивных способностей человека. Как отмечает А.А. Вербицкий, нет убедительных доказательств повышения качества образования посредством использования цифрового обучения, а ком-

пьютер в принципе не способен превращать значения в смыслы, информацию в знание. В свою очередь технологизация обучения проявляется в широком распространении цифровых образовательных ресурсов, цифровых обучающих тренажеров и т.п. Вместе с тем в исследованиях персонификации обучения вскрывают другие аспекты в условиях цифровизации образования: мотивацию, созидание, самопознание учащегося, а также так называемые «привычки разума» или soft skills — мягкие навыки или, как их еще принято называть, некогнитивные навыки. Формирование этих навыков реализуется через продуманную учебную программу, профильные знания, междисциплинарные навыки и диспозиционное мышление [8].

По мнению авторов статьи, одной из основных задач учителя при реализации персонифицированного обучения становится задача создания персонифицированной среды обучения.

В теории М. Хейдметса [12] персонализированная среда - это экзистенциальная потребность личности, которая реализуется в форме структурирования человеком окружающего мира и помогает ему самоидентифицировать себя в нем. Существует две стороны выражения персонализированной среды: средовая (предметная) и психологическая (как способ организации межличностных отношений).

В этом случае смысловое наполнение персонификации среды обучения отражает направленность на поддержку личностных особенностей ученика в образовательном процессе и предполагает не только алгоритмизацию продвижения ученика в освоении содержания образования с использованием электронных ресурсов, но и расширение педагогических возможностей сопровождения (консультирования) обучающегося в образовательной деятельности, сопряженной с личностным осмыслением обучения.

Данная позиция согласуется с пониманием персонифицированного обучения, зафиксированного в материалах Международной конференции «ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества» Института ЮНЕСКО

по информационным технологиям в образовании [5]. В частности в определении персонифицированного обучения указано, что его условия обеспечивают мотивацию на формирование ответственности у учащихся за процесс и результаты образования, учет индивидуальных особенностей и потребностей и что каждый ученик фактически приходит к различным результатам обучения, которые отражают его индивидуальный образовательный профиль достигнутых образовательных результатов.

В определении ЮНЕСКО сущностные характеристики персонифицированного обучения даны как бы в скрытом виде; для их реализации в практике эти характеристики надо более детально раскрыть, «расшифровывать». Исходя из этого, основными характеристиками персонифицированного обучения (как должного процесса и соответственно ожидаемого результата) выступают: мотивация к собственному образованию, ответственность за тот результат, который ученик получает, учитывая, что путь достижения результата и сам результат уникальны.

Для того чтобы сформировать мотивацию, ответственное отношение учащихся к собственному образованию, учесть индивидуальные особенности учеников, зафиксировать их разные (уникальные) образовательные результаты, необходимо определить условия, которые это обеспечивают. В нашем ракурсе рассмотрения условия будем определять через изменения среды обучения. Разделяя идеи Т.В. Менг о модели образовательной среды [9], конкретизируем выделенные исследователем циклично связанные самоорганизующиеся подсистемы в аспекте рассмотрения обучения в условиях цифровизации образования. Подсистемами, составляющими современную среду обучения, выступают: дискурс как коммуникация субъектов образования; ресурс - учебная инфраструктура, включающая и цифровые ресурсы; процесс - проектирование учащимся совместно с учителем собственной образовательной среды, активность - насыщенность, продуктивность учебной деятельности.

Рассмотрим, как выделенные подсисте-

мы могут быть трансформированы в условия персонификации среды обучения для создания учащимся персонифицированной образовательной среды. Именно процессуальный характер среды обучения, который отражает ее динамичность, развертывае-мость в пространстве, во времени в зависимости от инициативы, возможностей самого ученика, позволяет говорить о потенциале построения им собственной образовательной среды в условиях подсистем среды обучения.

Так, мотивация к собственному образованию как характеристика персонифицированного обучения сегодня рассматривается в аспекте умения мыслить, осмысливать осуществляемую деятельность, актуализировать смыслы деятельности. Взаимозависимость мотивации к учебной деятельности и понимание учеником смысла этой деятельности приводит к тому, что мотив становится личностным, устойчивым образованием, а смысл приобретает функцию побуждения [1]. Рождение смыслов, понимание учеником сущности собственной образовательной деятельности происходит в построенной на продуктивном, конструктивном диалоге образовательной коммуникации, которая выступает как источник и способ осуществления образовательного процесса. Создаваемые педагогом условия образовательного взаимодействия согласовываются с обучающимся, уточняются с учетом конкретного контекста (конкретных условий образовательной среды, обстоятельств), приобретая при этом вариативный характер. При такой коммуникации становятся возможными проявления индивидуальности обучающихся и достижение различных результатов обучения разными учениками.

Ответственное отношение учащихся к своему образованию во многом определяется их выбором и осуществлением образовательного маршрута, что сегодня возможно в условиях вариативности инфраструктуры, времени и пространства обучения. Вариативное насыщение ресурсами образовательной среды обучающегося и возможность вовлекать ресурсы, инициируемые интересами ученика, приводят к нелиней-

ному построению среды обучения. Нелинейность - возможность многовариантного развития процесса, системы. Развитие понимается как поиск адекватных ответов на внешние вызовы. Между системой и средой отсутствуют непроницаемые границы, возрастает значимость контекста. Процесс обучения реализуется как подлинно двусторонний процесс включения учителем и учеником вариативных инфраструктурных, содержательных ресурсов в образовательную среду (среду обучения). В этом случае образовательная среда конструируется учениками и учителями в совместной деятельности; информационный ресурс не ограничен (не только разные виды учебных книг, но и доступ к электронной библиотеке, доступ в Интернет, консультация у квалифицированных преподавателей и специалистов по профилю и т.д.); время не ограничено (не временной отрезок занятия, а время, необходимое на выполнение задачи). Таким образом, построение в совместной деятельности учителя и ученика персонифицированной среды обучения отражает (объективизирует, опредмечивает) нелинейность современного образовательного процесса как одну из характеристик персонифицированного обучения.

Различные результаты обучения, то есть индивидуальный профиль достигнутых образовательных результатов учащегося, проявляются в создании образовательных продуктов: проекты, исследования, конкретные личные достижения в предметной деятельности. Основным условием создания образовательных продуктов выступает насыщенность среды обучения, которая не только задается внешне (конкурс, праздник и т.п.), но и событиями, которые имеют личностную значимость для самого ученика. Событийность обучения правомерно рассматривать как идентификацию успеха, индивидуальный прогресс в обучении, что неразрывно связано с осознанием значимости собственных образовательных результатов для самоопределения, личностного развития ученика. Сказанное позволяет рассматривать событийность обучения как следующую характеристику персонифицированного обучения.

Обобщая рассуждения, приведенные выше, сформулируем вывод. Персонифицированный образовательный процесс

характеризуется организацией образовательной коммуникации как продуктивного диалога, нелинейностью построения и событийностью; указанные характеристики проявляются в персонифицированной среде обучения, которая выстраивается в совместной деятельности учителя и ученика, с использованием вариативных ресурсов образовательной среды для поддержки мотивации к собственному образованию.

Выделенные к рассмотрению образовательные практики широко освещены в научной и популярной литературе, что подтверждает их «жизнеспособность» как прецедента [4] - успешного фактического существования во времени и пространстве, соответствия современным представлениям о развитии персонифицированного обучения в современной образовательной практике. В качестве примеров, иллюстрирующих теоретические рассуждения о персонифицированном обучении, кратко приведем следующие успешные школьные практики (таблица): Датская Эрестад Гимназия (0restad Gymnasium) - с уникальной архитектурной организацией образовательного пространства школы без традиционных классных комнат; средняя общеобразовательная школа № 33 г. Смоленска - Центр социально-контекстного образования в городе Смоленске; Хорошкола (г. Москва) — «Школа, куда дети идут с удовольствием» [13].

Приведенные примеры школьных практик подтверждают вывод о том, что персонификация образовательного процесса может рассматриваться как создание условий для построения (конструирования) учеником персонифицированной среды обучения, содействующей личностному росту ученика. Следует подчеркнуть, что при построении персонифицированного обучения ценностно-целевым ориентиром выступает:

- самостоятельность обучающегося как участника нелинейного образовательного процесса;

- ответственность за согласованный выбор формата взаимодействия с педагогом;

- активность в продуктивной образовательной деятельности как для себя, так и для других.

Таким образом, основной характеристикой персонифицированного обучения в современной школе является стратегический ориентир процесса, предполагающий развитие ответственности, самостоятельности, активности учащихся через овладение ими процессами «самости» (самоактуализации, самоорганизации, самоутверждения и т.д.) в построении собственной персонифицированной среды обучения.

В завершении статьи подчеркнем, что современные смысловые доминанты персонифицированного обучения задаёт (определяет) аксиологический принцип, который раскрывает особенности того, каким образом происходит репрезентация ценностей, как они будут выражаться в персонализированном контенте, и то, как они будут присвоены учеником в процессе межличностного взаимодействия с учителем; как выстраивается использование определенных образовательных технологий (латеральных, конвергентных, дивергентных), направленных на развитие социально-психологических сфер личности, которые осуществляют не только интеллектуальное развитие, но и нравственное [7] .

Исследования в области когнитивных наук [14] показали, что при наличии положительных сторон существует также множество негативных факторов цифрового обучения (цифровое слабоумие, цифровая зависимость, киберсоциальность и др.), которые необходимо учитывать в образовательном процессе. В условиях «появления новых культурно-исторических орудий», опосредующих жизнедеятельность подрастающих поколений (Л.С. Выготский), цифровизация обучения в рамках персонифицированного подхода выступает как важный, но «вспомогательный» инструмент, дополняющий живое общение учителя и ученика, взаимодействие, основанное на субъект-субъектных отношениях.

Работа выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минпросвещения России (проект № FSZN-2020-0027).

The research was supported by the Federation as part of a state task (project No. Ministry of Education of the Russian FSZN-2020-0027).

Литература

1. Баньковская Н.И. Взаимосвязь мотивации к учебной деятельности со смысловыми образованиями личности школьника // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. 2012. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-motivatsii-k-uchebnoy-deyatelnosti-so-smyslovymi-obrazovaniyami-lichnosti-shkolnika

2. Вербицкий А.А., Жойкин С.А., Куришкина Л.А. Концептуальная модель школы как центра социально-контекстного образования// Педагогика. - № 3. - 2020. - С.15-27.

3. Ермаков Д.С., Кириллов П.Н. и др. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / Москва, 2020, Режим доступа: https://vbudushee.ru/ upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf

4. Зверев С.М., Слободчиков В.И. Проектирование инновационного образования: от прототипа к прецеденту // Педагогика. - 2018. - № 4. - С. 3-11.

5. ИКТ в образовании: педагогика, образовательные ресурсы и обеспечение качества: Материалы Международной конференции. - М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. - 227 с.

6. Казаков И.С. О проблеме исследования феномена персонификации обучения в отечественной науке // Вестник Сочинского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 127-129.

7. Кондратьев С.В. Персонифицированное обучение как условие и способ нравственного и интеллектуального развития личности // Образовательные технологии. -2010. -№3. - С. 3-13.

8. Лях Ю.А. Модель организации персонализированного обучения школьников. //Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3 (108).

9. Менг Т.В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.- 2008.- №52. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sredovyy-podhod-k-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-sovremennom-vuze

10. Ни учебников, ни стен, ни классов. Как устроена датская школа 0restad. Режим доступа: https://mel.fm/otryvok/3427016-another_school

11. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - С. 343.

12. Хейдметс М. Феномен персонализации среды: Теоретический анализ// Средовые условия групповой деятельности. -Таллинн: ТПедИ, 1988. - С. 7-58.

13. Хорошкола, сайт образовательной организации. Режим доступа: https://hi.horoshkola. ru/

14. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. - М.: Аст, 2014. - 288 с.

15. Personalized learning in iSTART: Past modifications and future design / Kathryn S. McCarthy, Micah Watanabe, Jianmin Dai, Danielle S. McNamara. // Journal of research on technology in education, 2020, VOL. 52, NO. 3, 301-321.

16. Roberts-Mahoney H. Netflixing human capital development: personalized learning technology and the corporatization of K-12 education / Heather Roberts-Mahoney, Alexander J. Means & Mark J. Garrison // Journal of Education Policy, 2016, 31:4, 405-420, DOI: 10.1080/02680939.2015.1132774

17. Robinson K. Creative Schools: The Grassroots Revolution That's Transforming Education/ Ken Robinson, Lou Aronica — London: Penguin Books, 2016. — 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.