GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-165-170 NIION: 2018-0076-1/22-397 MOSURED: 77/27-023-2022-1-596
МАТВИЕНКО Софья Васильевна,
старший преподаватель, Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Санкт-Петербург, e-mail- karafizi.sofya@yandex. ru
ВАСИЛЬЕВА Елена Владимировна,
преподаватель, Северо - Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,
Санкт - Петербург, e-mail- evasilyeva1@hotmail.com
ОБРАЗОВАНИЕ XXI: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЦИФРОВОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Образование XXI века - цифровое образование — это объединение, совмещение и использование цифровых технологий и инструментов в преподавании и обучении. Цифровое обучение с каждым днем все больше заменяет традиционные образовательные процедуры. Пандемия COVID-19 ускорила переход к дистанционному цифровому образовательному процессу на всех этапах образовательной цепи. Онлайн-обучение открыло для школьников, студентов и уже профессиональных работников возможность приобретать новые навыки в различных отраслях. Учитывая преимущества цифрового образования, устраняя имеющиеся недостатки, оно будет развиваться и станет более доступным для учащихся, учитывая текущие и перспективные технологические достижения. Как для преподавателей, так и для учащихся цифровое обучение означает нечто больше, чем просто оцифровку традиционных учебных материалов. Использование цифровых медиа в образовании приведет к совершенно новым областям общения, сотрудничества и создания сетей. Поскольку цифровое обучение не привязано ни ко времени, ни к месту, оно более гибкое, более индивидуализированное и более мобильное, чем традиционные формы обучения. Для учащегося, в свою очередь, цифровое образование может стать преференциальным, если рассмотреть основные преимущества подобного рода онлайн-образования.
Ключевые слова: цифровизация, цифровое образование, достоинства и недостатки цифрового образования, онлайн-класс, вебинар, Интернет, видеоконференция.
Annotation. Education in the 21st century is digital education - it is the unification, combining and using digital technologies and tools in teaching and learning. Digital learning is increasingly replacing traditional learning process on a daily basis. The COVID-19 pandemic has accelerated the
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
MATVIENKO Sofya Vasilievna,
Senior lecturer The North-West Branch of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice»,
Saint Petersburg
VASILYEVA Elena Vladimirovna,
Lecturer The North-West Branch of the Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «The Russian State University of Justice»
Saint Petersburg
EDUCATION XXI: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DIGITAL EDUCATION
transition to remote digital education at every step of the education chain. E-learning has opened up the possibility for school children, students and already professional workers to acquire new skills in various sectors. Taking into account the benefits of digital education, by eliminating existing gaps, it will develop and become more accessible to students, taking into account current and future advances in technology. For teachers and students, digital learning involves more than the digitization of traditional learning materials. The use of digital media for educational purposes will lead to entire new areas of communication, collaboration and networking. Since digital learning is not linked to time or location, it is more flexible, individualised and mobile than traditional forms of learning. For the pupil, in turn, digital education can become preferable if one considers the main benefits of this type of online education.
Key words; digitalization, digital education, advantages and disadvantages of digital education, online class, web conference, Internet, video conference
Цифровое образование стало обычным явлением в современном мире, можно сказать современной тенденцией современного быстроменяющегося мира. С появлением интернета перед современным миром открылись новые возможности. Цифровая система образования произвела революцию в старом процессе обучения мелом и доской в классах. Это сделало обучение мобильным, интерактивным и увлекательным, что побуждает учащихся проявлять интерес к цифровому обучению и всячески поддерживать его развитие. Большинство школ и образовательных учреждений принимают эту технологию в качестве решения, что стало особо актуальным в связи с появлением и вторжением в нашу жизнь новой коронавирусной
инфекции COVID-19. Сейчас можно с полной уверенностью утверждать, что Пандемия COVID-19 навсегда способствовала переходу к цифровому обучению. Виртуальный характер обучения сделал студентов гораздо более независимыми относительно традиционной образовательной системы. Поскольку студенты должны отчитываться перед собой, решая, учиться им или нет, у них развилось чувство ответственности. Это позволяет учащимся делать больше, чем полагаться на содержание учебника, расширяет их знания посредством исследований, обзора научной литературы в Интернете.
Схематично цифровое образование можно представить следующим образом (рис.1):
U Л t FO 50 Е ОБ 5А|- ИЕ
__
па>:=гс-цк.э
ТЗС:ЧНПЕО;'И-ицле-ЛБЗ.-' _ифZD&sie те*-элогии
Е.ЛБНГмЭДёiilTEHe.'oCbE^H - тНГ =
3£р=--эл сея: з
Рисунок 1 - Цифровое образование на современном этапе [источник: составлено автором]
Анализ использования цифровых технологий дает учителям и преподавателям возможность разрабатывать увлекательные программы обучения на уроках, курсах, которые они преподают, и
они могут создавать форму комбинированных или полностью онлайн-курсов и программ. Цифровое обучение — это больше, чем просто предложение учащимся ноутбука. Цифровому обучению необ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
ходимо сочетание технологий, инструкций и цифрового контента.
Можно выделить несколько цифровых приемов образовательного процесса от простого к сложному:
1) запись видео лекций - самый простой цифровой подход, видео записи легко создавать, служат источником быстрой передачи данных -они позволяют учащимся ознакомиться с материалами в любое удобное время, в собственном для учащегося темпе, можно замедлить моменты, на которых требуется заострить внимание. Однако здесь есть и существенные минусы - субъективное восприятие визуального отображения информации, ограниченность предоставляемых данных, ограниченность по времени - в виду длительности вебинара внимание студентов будет рассеиваться, отсутствие интерактивности; требует для преподавателя дополнительных трудозатрат;
2) видеоконференции - Zoom, Skype, Teams и т.д. - возможность проведения занятий удаленно, при этом в контакте с аудиторией, живые виртуальные сеансы. Могут быть полезны, как для системы преподаватель-ученик, так и ученик-ученик - в целях координации их внеклассной работы;
3) онлайн-форумы - проведение дискуссий, семинарских занятий посредством видеосвязи -обеспечивает коллективное обсуждение представленных реферативных работ, острых тем для обсуждения, интересных идей учащихся и т.д. Здесь основной задачей преподавателя будет являться роль координатора и контролера обсуждения с целью получения необходимых выводов при разборе той или иной тематики, удержания фокуса по заданной проблематике, вовлечения в процесс обсуждения максимального количества участников;
4) онлайн-моделирование - комбинирование повествовательной части занятия и разбор специального задания для студентов - разбор кейса по той или иной ситуации в рамках рассматриваемого материала, что дает возможность оперативной структуризации и систематизации пройденного материала с целью заключения собственных выводов в режиме реального времени [8].
Уже сейчас становится очевидным, что для того, чтобы добиться успеха на рабочем месте в будущем, людям потребуется правильное цифровое образование. Будь то в школе, в университете или на работе - происходящая цифровая трансформация делает ИТ-навыки с каждым днем все более важными.
Обучение - это занятие на всю жизнь. Большинство людей продолжают учиться в цифровом формате и развивать новый набор навыков, чтобы
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
упростить работу и быть в курсе последних технологических достижений. Опрос Emeritus Impact Survey сообщает нам, что 78% респондентов заметили немедленное улучшение своей работы, приобретя новые навыки благодаря онлайн-обучению. 94% респондентов Emeritus Impact Survey считают, что онлайн-образование положительно влияет на их карьеру [7]. В общих чертах, это позволяет студентам и преподавателям общаться, не выходя из дома, даже если они находятся на существенном расстоянии друг от друга. Учащиеся могут посещать занятия, экономя время на дорогу. Еще одним преимуществом является то, что он поддерживает асинхронное обучение. Учащимся не нужно участвовать в живых лекциях или дискуссиях, и они могут получить доступ к учебным материалам в любое удобное для них время.
Анализировать цифровое образование можно на различных этапах образовательной системы, обратиться и приступить к цифровиза-ции образовательного процесса можно уже в начальных классах.
Современные дети уже с младшего возраста вовлечены в цифровой образовательный процесс посредством различных гаджетов, с помощью которых можно с легкостью осуществить и совместить игровую, познавательную и исследовательскую деятельность на ежедневной основе. Именно на этом этапе школьники должны быть в полной мере ознакомлены с процессами компьютеризации и обеспечением безопасности в виртуальной среде.
Онлайн-обучение или дистанционное обучение для школьников и студентов стали новой нормой в непростой период пандемии Covid-19. Большинству школ удалось организовать онлайн-классы для учащихся, предлагая безопасное обучение дома. Для школьников преимуществами цифрового образования будут являться следующие моменты:
1) регулярность и дисциплинированность -виртуальный класс требует, чтобы учащиеся подключались к уроку строго по расписанию, возможность получения и последующей проверки домашние задания;
2) легкий доступ - школьники и их родители теперь свободны от ежедневных хлопот, связанных с поездками в школу. Теперь им просто нужно открыть свои устройства и войти в назначенное время, чтобы присоединиться к классу, что положительно сказывается на посещаемости;
3) снижение стоимости обучения - среднее образование в РФ бесплатно, но в связи с очным посещением занятием все равно возникает необ-
ходимость обращения к платным услугам - столовая, транспортные расходы и т.д.;
4) снижение заболеваемости - отсутствие контактов спасает от заражения любым типом инфекций. Более того, пребывание дома дает им возможность есть свежую и здоровую пищу в течение всего дня, что очень необходимо для укрепления иммунной системы для борьбы с любыми симптомами Со^.
Для студентов преимущества цифровой системы образования можно обозначить следующим образом:
1) персонализированное обучение - индивидуальное обучение, выбор собственной программы обучения;
2) самостоятельное обучение - развитие самостоятельного поиска, подбора и анализа необходимой информации. Кроме того, цифровые инструменты обучения оттачивают навыки критического мышления, которые являются основой для роста систематического мышления [4];
3) стимулирование учащихся - студенты, которые учатся с использованием цифровых инструментов и технологий, становятся более вовлеченными в этот метод и больше заинтересованы в развитии своей базы знаний. Цифровое обучение гораздо более интерактивное и запоминающееся, чем традиционные учебники или односторонние лекции, они предлагают хороший контекст, большее ощущение потенциала и более привлекательные занятия;
4) расширенные возможности обучения -традиционный способ обучения предлагает учащимся мало возможностей для участия, взаимодействия, поскольку динамика традиционного класса включает в себя учащихся, учебники и преподавателей для обучения.С другой стороны, цифровая система образования предоставляет учащимся широкий выбор возможностей для обучения. Безграничная доступность изображений и видеоконтента, виртуальная реальность, интерактивные сеансы и многое другое делают цифровой метод обучения более увлекательным и удобным для учащихся.
Соответственно, необходимо рассмотреть и преимущества цифрового образования для специалистов, уже получивших среднее или высшее профессиональное образование. Здесь дистанционное обучение или цифровое обучение полны преимуществ как для сотрудников, так и для компаний, в которых они заняты:
1) возможность получить новые знания;
2) возможность получить новые навыки;
3) низкие затраты на обучение - онлайн-курсы, как правило, дешевле очных занятий;
4) доступность и мобильность обучения -при наличии смартфона, ПК и Интернет, можно получать знания в любой точке Мира;
5) экономия рабочего времени - онлайн-курсы позволяют проходить их вне рабочего дня [10].
Конечно, помимо перечисленных преимуществ цифровому образованию на современном этапе развития присущи и существенными недостатки, к которым можно отнести:
1) отсутствие персонализации курсов электронного обучения - профессиональное дистанционное обучение иногда носит слишком общий характер, поэтому изначально надо детально и подробно ознакомиться с планом обучения и методами обучения выбранного курса;
2) ограниченность взаимодействия - Дистанционное обучение подходит не всем. Преимуществом очного обучения в учебном центре является формирование группы, сообщества обучающихся. Этот способ обучения поощряет взаимодействие и совместную работу. Онлайн-обучение допускает некоторую интерактивность, но не всегда поощряет взаимодействие между учащимися или между учащимися и инструкторами;
3) проблемы со здоровьем - воздействие экрана может вызвать проблемы со здоровьем у учащихся. Во время онлайн-занятий ученикам приходится подолгу сидеть перед экранами своих устройств. У некоторых учеников могут быть проблемы со зрением. Длительное нахождение перед экраном также может вызвать головную боль у многих учащихся. Иногда у учащихся может развиться плохая осанка и другие физические проблемы из-за того, что они наклоняются к экранам;
4) возможность совмещения урока и посещения различных социальных сетей, так как устройство для онлайн-занятия должно быть подключено к Интернету, что отвлекает и мешает сосредоточиться ученику;
5) сбой сети и другие технические проблемы — это, пожалуй, самый распространенный и самый большой недостаток онлайн-обучения;
6) отсутствие социального взаимодействия -в школе ученики многому учатся у своих сверстников. Однако в онлайн-классе взаимодействие вне классной работы между учениками и учителями минимально или отсутствует. Это может привести к чувству изоляции у школьников, что может негативно повлиять на их учебу;
7) повышенная ответственность родителей -онлайн-образование повысило ответственность родителей за ведение образовательного процесса, поскольку они должны более внимательно наблюдать за своими детьми, по сути, выполнять роль учителя в классе.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
Таким образом, значение образования невозможно переоценить, так как оно является залогом светлого и успешного будущего. Все дети заслуживают получить качественное образование, поскольку это лучший способ для них реализовать свой истинный потенциал. Цель любого государства — предоставить детям возможность учиться и развиваться, чтобы они могли вырасти и стать неотъемлемой и здоровой частью своего сообщества путем очного или дистанционного образования. Поэтому наша образовательная система и, в частности, то, как мы учимся и преподаем, должны быть адаптирована к эпохе цифро-визации. Это верно для всех уровней образования - от начальной школы до профессионально-технических училищ, университетов и учреждений профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Чтобы цифровое образование стало реальностью, необходимо модернизировать и образовательную подготовку учителей. Цифровое образование требует хорошо подготовленных учителей, которые могут использовать цифровые медиа технологии для передачи соответствующей информации учащимся. Несмотря на все изменения, происходящие в результате цифровой трансформации, цель образования остается прежней: оно должно давать людям возможность развиваться как личности и позволять им ответственно участвовать в социальной, политической и экономической жизни.
Список литературы:
[1] Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // Справочная правовая система Консультант-Плюс - http://www. consultant.ru
[2] Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2017. - N 3. - С. 85-92.
[3] Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 175-182. - URL https://moluch.ru (дата обращения: 08.06.2019).
[4] Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Влияние глобальной сети интернет на психику подростков // Научнометодический электронный журнал Кон-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
цепт. 2014. № S30. С. 36-40. (дата обращения: 04.06.2019).
[5] Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.science-education.ru
[6] Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343, [1] с. — (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин). — 400 экз. — ISBN 978-5-75981990-5 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2012-3 (e-book).
[7] Цифровое образование [Электронный ресурс] Режим доступа: https://emeritus.org/blog/ learning-the-emeritus-way/ (дата обраще-ния:10.02.2022)
[8] Портал «Цифровое образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://digital-edu. ru/pedagog (дата обращения:15.02.2022)
[9] Как цифровое обучение изменит школы и образование в целом [Электронный ресурс] Режим доступа: https://timeweb.com/ru/community/articles/ kak-cifrovoe-obuchenie-izmenit-shkoly-i-obrazovanie (дата обращения:15.02.2022)
[10] Преимущества и недостатки цифрового образования для работодателей [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ipag.edu/en/ blog/disadvantafes-avantages-e-learning (дата обращения 17.02.2022)
Spisok literatury:
[1] Prikaz Minobrnauki RF ot 09.01.2014 g. №2 «Ob utverzhdenii Poriadka primeneniia organizatsi-iami, osushchestvliaiushchimi obrazovatel'nuiu deia-tel'nost', elektronnogo obucheniia, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii pri realizatsii obrazova-tel'nykh programm» // Spravochnaia pravovaia sistema Konsul'tant-Plius - http://www.consultant.ru
[2] Abdullaev S.G. Otsenka effektivnosti sis-temy distantsionnogo obucheniia // Telekommunikat-sii i informatizatsiia obrazovaniia. - 2017. - N 3. - S. 85-92.
[3] Kornienko S.A. Elektronnoe obuchenie kak sredstvo realizatsii obrazovatel'noi programmy [Tekst] // Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy V Mezh-dunar. nauch. konf. (g. Cheliabinsk, iiun' 2014 g.). — Cheliabinsk: Dva komsomol'tsa, 2014. - S. 175-182. - URL https://moluch.ru (data obrashcheniia: 08.06.2019).
[4] P'iankova N.G., Matviiuk V.M. Vliianie glob-al'noi seti internet na psikhiku podrostkov // Nauch-nometodicheskii elektronnyi zhurnal Kontsept. 2014. № S30. S. 36-40. (data obrashcheniia: 04.06.2019).
[5] Satunina A.E. Elektronnoe obuchenie: pliusy i minusy. Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: http:// www.science-education.ru
[6] Trudnosti i perspektivy tsifrovoi transformat-sii obrazovaniia [Tekst] / A. lu. Uvarov, E. Geibl, I. V. Dvoretskaia i dr. ; pod red. A. lu. Uvarova, I. D. Fru-mina ; Nats. issled. un-t «Vysshaia shkola ekono-miki», In-t obrazovaniia. — M.: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2019. — 343, [1] s. — (Rossiiskoe obrazovanie: dostizheniia, vyzovy, perspektivy / nauch. red. la. I. Kuz'minov, I. D. Frumin). — 400 ekz. — ISBN 978-5-7598-1990-5 (v obl.). — ISBN 978-57598-2012-3 (e-book).
[7] E-learning [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa: https://emeritus.org/blog/learning-the-emeri-tus-way/ (data obrashcheniia:10.02.2022)
[8] Portal «Tsifrovoe obrazovanie» [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa: http://digital-edu.ru/peda-gog (data obrashcheniia:15.02.2022)
[9] Kak tsifrovoe obuchenie izmenit shkoly i obrazovanie v tselom [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa: https://timeweb.com/ru/community/articles/ kak-cifrovoe-obuchenie-izmenit-shkoly-i-obrazovanie (data obrashcheniia:15.02.2022)
[10] Advantages and disadvantages of e-learn-ing for companies [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa: https://www.ipag.edu/en/blog/disadvan-tafes-avantages-e-learning (data obrashcheniia 17.02.2022)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022