УДК: 796.012.2 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-30-34
Практическое обоснование путей развития общих и специфических координационных способностей студентов бадминтонистов с учетом
свойств нервной системы
Жесткова Ю.К.*, Герасимова И.Г, Бекмансуров Р.Х., Ахтариева Р.Ф.
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального Университета
Елабуга, Россия ORCID: 0000-0003-7622, [email protected]* ORCID: 0000-0002-6990-0184, irina-chelny74 @mail.ru ORCID: 0000- 002-63348-6656, Rail.bek @mail.ru ORCID: 0000-0002-7423-7671, razia-a @yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается теоретические и практические аспекты развития специфических координационных способностей студентов бадминтонистов с учетом свойств нервной системы. Игровые виды спорта, особенно бадминтон, вошли в программу подготовки студентов высших учебных заведений. Широкое применение всех игровых видов спорта в физкультурно-спортивной жизни студентов вузов позволяет создавать фундаментальную основу для формирования потенциала здоровья к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим важно уделять внимание расширению возможностей совершенствования соревновательной деятельности студентов бадминтонистов, за счет формирования высокого уровня координационного потенциала игры в бадминтон. Материалы. В работе проведен анализ современных тенденций развития игры в бадминтон в среде студенческой молодежи. Дана краткая характеристика значимым координационным способностям, определяемыми самими студентами бадминтонистами. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы. Анкетный опрос студентов бадминтонистов по вопросам определения значимых координационных способностей для бадминтонистов. Для исследования свойств нервной системы студентов был использован активациометр «АЦ-9К». Результаты. Дана характеристика соревновательной деятельности игры в бадминтон. Проведен анкетный опрос студентов бадминтонистов по вопросам выявления значимых общих и специфических координационных способностей. Выявлено и оценено по балльной системе значимость координационных способностей бадминтонистов. Диагностирование силы и слабости свойства нервной системы студентов бадминтонистов позволило доказать эффективность учета силы и слабости нервной системы студентов баскетболистов в планировании тренировочных средств и нагрузок. Такой подход позволяет повысить эффективность развития координационных способностей общего и специфического характера. Заключение. Учет силы и слабости нервной системы студентов бадминтонистов позволяет своевременно подбирать необходимые средства для совершенствования координационных способностей, как основы для повышения эффективности соревновательной деятельности.
Ключевые слова: студенты, бадминтон, соревновательная деятельность, сила и слабость нервной системы, координационные способности, реагирующие способности.
Для цитирования: Жесткова Ю.К.*, Герасимова И.Г, Бекмансуров Р.Х., Ахтариева Р.Ф. Практическое обоснование путей развития общих и специфических координационных способностей студентов бадминтонистов с учетом свойств нервной системы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3): 36-41. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-30-34
Practical substantiation of the ways of general and specific coordination abilities development among students-badminton players taking into account nervous system characteristics
Yuliya K. Zhestkova*, Irina G. Gerasimova, Rail Kh. Bekmansurov, Raziya F.
Akhtariyeva
Yelabuga Institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University
Elabuga, Russia ORCID: 0000-0003-7622, [email protected]* ORCID: 0000-0002-6990-0184, irina-chelny74 @mail.ru ORCID: 0000- 002-63348-6656, Rail.bek @mail.ru ORCID: 0000-0002-7423-7671, razia-a @yandex.ru
Abstract: The article is about theoretical and practical aspects of specific coordinating abilities development among students-badminton players, taking into consideration the characteristics of nervous system. Sports games, especially badminton, were included into the program of training students at higher educational establishments. Wide use of all sports games in physical culture and sport life of students at higher educational establishments helps to create fundamental base for health potential formation for the future professional activity. In this connection it is important to pay special attention to the opportunity of developing competitive activity among students-badminton players, owing to high level of coordinating potential of playing badminton formation. Materials. The work analyzed modern tendencies of badminton development among students. Short characteristic of important coordinating abilities is given, which are defined by students-badminton players themselves. Research methods. Scientific-methodical sources study. A questionnaire survey among students-badminton players connected with the questions of significant coordinating abilities for badminton players. In order to study students' nervous system characteristics we used activatiometer "ATS-9K". Results. We gave the characteristic of competitive activity in badminton. We held a questionnaire survey among students-badminton players concerning the questions of significant general and specific coordinating abilities revelation. We revealed and estimated significance of badminton players' coordinating abilities according to pint system. Diagnosing the power and weakness of nervous system among studentsbadminton players helped to prove the effectiveness of taking into account strong sides and weaknesses of nervous system among students-badminton players in planning training means and loads. Such kind of approach helps to increase the effectiveness of coordinating abilities development of general and specific character. Conclusion. Taking into account strong and weak sides of nervous system among badminton players helps to select necessary means for coordinating abilities development, as the basis for competitive activity effectiveness increase. Keywords: students, badminton, competitive activity, strength and weakness of a nervous system, coordination abilities, reacting abilities.
For citation: Yuliya K. Zhestkova*, Irina G. Gerasimova, Rail Kh. Bekmansurov, Raziya F. Akhtariyeva.
Practical substantiation of the ways of general and specific coordination abilities development among
students-badminton players taking into account nervous system characteristics. Russian Journal of Physical
Education and Sport. 2019; 14(3): 36-41. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-30-34
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современная соревновательная деятельность студентов бадминтонистов требует повышения результативности выступлений за счет совершенствования не только технического, но и физическо-функциональной и психологической подготовки. Бадминтон - игровой вид двигательной деятельности выступает как сложно координационные игровое упражнение, направленное на проявления скорости, точности, гибкости, координационных и функциональных возможностей организма в зоне субмаксимальной мощности. Игра в бадминтон может продолжаться длительно, напряженно и экстремально в зависимости от уровня подготовленности бадминтонистов [1]. Характеризуя основные тенденции развития современного бадминтона, можно отметить,
что данный вид спорта развивается за счет совершенствования: тактической системы в игре; мобильности и универсальности игры удара и скорости обмена воланами; скоростных комбинаций подачи и удара в волан; организации игровой деятельности; быстрого переключения действий с одного на другое.
Соревновательная деятельность
бадминтонистов характеризуется также возросшей активностью игроков, партнеров, соперников не только за счет техничности, но и тактичности движений. Увеличилось количество действий игроков в единицу времени за счет повышения скорости координированности движений. Отмечается улучшение физической и функциональной подготовленности игроков. Для дальнейшего совершенствования эффективности и повышения результативности
выступлений студентов бадминтонистов необходима разработка различных
инновационных методик с учетом специфики данного вида спорта.
Учет свойств нервной системы студентов бадминтонистов позволяет своевременно подбирать необходимые средства для совершенствования координационных
способностей, как основы повышения эффективности соревновательной деятельности студентов.
В ряд работах, специалистов отмечена значимость влияния различных инновационных направлений по физической культуре и спорту на физическое и психическое здоровье студентов.
С. Бойченко, и др. (2002) рассматривают особенности проявления комплексных (гибридных) координационных способностей, как основа повышения эффективности соревновательной деятельности в игровых видах спорта [2].
Э.В. Буланова и др. (2019) рассматривают влияние различных средств физической культуры на психофизиологические
характеристики студентов, отмечая при этом, что традиционные занятия влияют на показатели ЦНС, но не улучшают когнитивные показатели. Предлагают особо обратить внимание на занятиях со студентами использованию проблемных заданий для улучшения мышления [3].
Ф.Г. Валеев, (1998) исследует повышения эффективности игры в бадминтон с учетом лабильности нервной системы [4].
Ю.М. Валкин (2008) отмечает необходимость контроля динамики точности движений у юношей-бадминтонитов 17-19 лет 5].
В.И. Карпенко (2005) в методке реалзации индивидуального подхода ведет совершенствование скоростно-силовых качеств бадминтонистов [6].
Р.Ф. Кусякова (2014) особо внимание уделяет совершенствованию координационных способностей средствами классического танца, как эффективное средство повышения физической подготовленности студентов [7, 8].
В работах О.В. Кудимовой (2002) представлена методика оценки качества подач и нападающих ударов бадминтоне, где отмечена значимость развития необходимых физических качеств [9].
Так можно перечислить и другие работы по данной тематике. Очень важно уделить внимание повышению эффективности физической подготовки студентов посредством
игры в бадминтон, выступающим как основа комплексного развития необходимых физических качеств. Переходя на значимость учета свойств нервной системы студентов необходимо отметить, что данный показатель позволяет индивидуализировать использование средств с учетом свойств нервной системы каждого занимающегося. Разделение студентов по силе и слабость нервной системы своевременно позволяет корректировать развитие специфических координационных способностей бадминтонистов. Известно, что сильная нервная система свойственна человеку более выносливому и длительно выдерживающему физические нагрузки, а человеку со слабой нервной системой необходима корректировка в процессе спортивной подготовки за счет использования блочной системы реализации тренировочных нагрузок. Так как одни выполнят тренировочные задания быстрее другие медленнее. На практике оба типа нервной системы имеют право на успех.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Анализ научно-методической литературы. Анкетный опрос студентов бадминтонистов по вопросам значимых координационных способностей для бадминтонистов. Для исследования свойств нервной системы личности был использован активациометр «АЦ-9К». Анализу подвергались показатели: точность реакции на движущийся объект (ТРДО); коэффициент силы и слабости нервной системы (КсНС); коэффициент количества движений (КолД); коэффициент чувства темпа (КЧТ). Интерпретация результатов производили с учетом выраженности силы и слабости нервной системы студентов бадминтонистов. Исследование проводилась на студентах 2 и 3 курсов Елабужского института, занимающихся в группах повышения спортивного мастерства.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Бадминтон включает в себя такие специфические качества как высокой уровень точности подачи и принятия волана, скорости выполнения двигательных действий, быстрая пространственная ориентация в игровых действиях; высокая координация движений в изменяющихся ситуациях игры, связанной с перемещением соперника и выполнением ударов ракеткой в различных положениях. Поэтому для бадминтониста необходим высокий уровень внимания, координационных способностей, подвижности нервных процессов и дифференцировка мышечных усилий.
Проведенный анкетный опрос
бадминтонистов уровня кандидатов в мастера спорта группы совершенствования спортивного мастерства позволил выявить значимые для них координационные способности бадминтонистов.
На первом месте оказалась способность ориентироваться в пространстве. На второе место респонденты выдвинули способность сохранения равновесия и перестроению движения. Несмотря на то, что специалисты считают значимым для бадминтонистов реагирующая способность, респонденты определили ее лишь на третье место. Это связано с тем, что реагирующая способность в основном усиленно развивается на начальном этапе обучения игры в бадминтон [10].
В работах авторов мало уделяется внимания развитию координационных способностей бадминтонистов с учетом силы и слабости свойств нервной системы.
Диагностированы сила и слабость
У студентов, где на тренировочных занятиях выполнялся дополнительно комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей, отмечены высокие значения ТРДО (14 ус. ед.), чем у студентов бадминтонистов контрольной группы (9,8 ус. ед.).
У студентов бадминтонистов ЭГ отмечен очень высокий уровень коэффициента силы нервной системы, который составил 43% со знаком плюс, определяя очень высокий уровень выраженности силы нервной системы. А у студентов бадминтонистов КГ уровень коэффициента силы нервной системы составил 20% со знаком минус, определяя средний уровень выраженности слабости нервной системы.
Следовательно, у студентов ЭГ наблюдается
нервной системы студентов бадминтонистов, занимающихся по традиционной программе подготовки, и студентов бадминтонистов, занимающихся с включением в программу подготовки экспериментальной методики. Реагирующая способность бадминтонистов требует особого контроля, так как в нашем предположении она будет способствовать совершенствованию общих и специфических реагирующих способностей бадминтонистов. Если тренировочные задания распределяется с учетом силы и слабости свойств нервной системы студентов это также значимо влияет на результативность соревновательной деятельности.
На рисунке 1 и 2 наглядно представлены показатели точности реакции на движущийся объект и коэффициент силы и слабости нервной системы у студентов бадминтонистов по результатам тестирования на активациометре.
повышение устойчивости работоспособности к физическим нагрузкам, а у студентов КГ отмечена выраженность тормозных процессов нервной системы, как следствие усталости и низкого уровня физической подготовленности.
В показателях количества выполняемых движений также наблюдаются высокие значения у студентов ЭГ, если в начале прирост составил 30,8%, то к концу перового этапа исследований прирост составил 41,34%. В КГ студентов бадминтонистов результаты оказались невысокие и составили 29,6% и 31,45% соответственно.
Коэффициент чувства темпа является также показателем, характеризующим свойства нервной системы студентов бадминтонистов (Рис.2). У студентов бадминтонистов ЭГ коэффициент чувства темпа (КЧТ) составил
ТРДО
9,8
14
О 5 10
■ Студенты КГ ■ Студенты ЭГ
15
КсНС
щ 20
43
О 20 40 60 л
■ Студенты КГ □ Студенты ЭГ
Рисунок - 2 Показатели коэффициента силы и слабости нервной систем у студентов бадминтонистов (%)_
Рисунок - 1 Показатели точности реакции на движущийся объект у студентов бадминтонистов (условные единицы)_
1,75±0,30 ус. ед., в конце исследований - 0,82±0,11 ус. ед., а в КГ студентов бадминтонистов КГ значения КЧТ остались ниже среднего уровня, и составили 2,01±0,31 ус. ед. и 1,98±0,41 ус. ед.
Показатели силы и слабости свойств нервной системы студентов бадминтонистов также позволяют провести корректный отбор занимающихся для участия в соревнованиях с учетом физической, функциональной и психологической подготовленности и результативности спортивной деятельности.
Далее проведено анализ уровня проявления реагирующей способности студентов бадминтонистов. Для его характеристики использовали время реакции на звук и свет, РДО, время реакции выбора и тест с ловлей падающей линейки. А для характеристики специфической реагирующей способности студентов бадминтонистов использовали тестовые упражнения, виды жонглирования поролоновыми мячами и воланом за 15 и 30 сек в количестве раз. Использовано тестовое упражнение жонглирование воланом на максимальное количество раз.
Отмечено, в ЭГ студентов бадминтонистов значимое изменение показателей в тестирующих упражнениях, чем у студентов бадминтонистов контрольной группы. Например, время реакции на звук и на свет составил 0,43 и 0,31 сек в ЭГ, в КГ - 0,42 и 0,40 сек соответственно. Следовательно, целенаправленное развитие необходимых качеств бадминтонистов с учетом силы и слабости свойств нервной системы способствует улучшению общей реагирующий
способности студентов бадминтонистов. Показатели времени реакции выбора и показатели в тесте ловля линейки также лучше у студентов бадминтонистов ЭГ.
Специфические реагирующие способности оказались выше у студентов ЭГ.
Жонглирование поролоновым мячом и воланом за 15 сек у студентов ЭГ составил
соответственно. Следовательно, в ЭГ студентов бадминтонистов происходит контроль над уровнем тренировочных нагрузок и отдыха с учетом свойств нервной системы.
16,1±3,2 и 17,9±4,2 раз, в КГ - 12,7±2,9 и 15,3±4,1 раз соответственно.
Жонглирование воланом считается сложным упражнением, направленным на выявление реагирующий способности бадминтонистов. В ЭГ студентов бадминтонистов данный показатель равнялся 21,3 раза за 30 сек, в КГ составил лишь 15,3 раза за 30 сек. На втором этапе исследования у бадминтонистов ЭГ данный показатель составил 29,3 раза и 17,4 раза у студентов бадминтонистов КГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для дальнейшего совершенствования эффективности и результативности
выступлений студентов бадминтонистов на соревнованиях по игре в бадминтон необходима индивидуализация методики подготовки не только с учетом специфики вида спорта, но и с учетом типологии свойств нервной системы.
Отмечено, что учет свойств нервной системы студентов бадминтонистов позволяет своевременно подбирать необходимые средства для совершенствования координационных способностей, как основы повышения эффективности соревновательной деятельности.
Результаты диагностики силы и слабости нервной системы студентов бадминтонистов, занимающихся по традиционной программе и студентов, на занятиях, уделяющих внимание развитию координационных способностей, в частности, реагирующей способности показали, что вторые находятся в выигрышном положении, нежели первые.
Таким образом, общие и специфические реагирующие способности студентов бадминтонистов требует особого контроля для развития координационных способностей в
КоэфЧТ, ус.ед
1,98
О 0,5 1 1,5 2 2,5
■ Студенты КГ ■Студенты ЭГ
Рисунок - 3. Показатели коэффициента чувства темпа у студентов бадминтонистов, (у. ед.)
целом.
Диагностика силы и слабости свойства нервной системы позволяет корректировать тренировочныенагрузкиииндивидуализировать подбора тренировочных средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадмитон: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОРИИШВСМ. М.: Советский спорт. 2010: 1бо.
2. Бойченко C., Войнар Ю., Смотрицкий А. Особенности проявления комплексных (гибридных) координационных способностей у представителей спортивных игр. Physical education and sport. 2002; XLVI(46): 313-314.
3. Буланова Э.В., Осипова В.Г., Коршунова Л.А., Лебедева Э.А. Влияние различных средств физической кулуьтуры на когнитивные и психомоторные показатели студентов медицинского вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 38-42. DOI: 10.14526/2070-47982019-14-2-38-42
4. Валеев Ф.Г. Повышение спортивных характеристик игр в спортивном бадминтоне с учетом лабильности нервной системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. 1998: 24.
5. Валкин Ю.М., Ключникова С.Н. Контроль динамики точности и движений у юношей-бадминтонистов 17-19 лет. Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. 2008; 2: 47-48.
6. Карпенко В.И. Методика реализации индивидуального подхода в совершенствовани скоростно-силовых качеств бадминтонистов.Проблемысовершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири : материалы всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. Федеральное агентство по физ. культуре и спорту, Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта, Сиб. олимп. акад. Омск. 2005: 74-76.
Статья поступила в редакцию: 29.08.2019
7. Кусякова Р.Ф. Совершенствование координационных способностей студентов средствами классического танца. «Дни науки — 2014»: материалы межд. науч.-практ. конф. Чехия. 2014: 27-29.
8. Кусякова Р.Ф. Эффективность применения средств классического танца для развития координационных способностей студентов на занятиях физической культурой. Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса: мат. II Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Набережные Челны: Из-во НФ Поволжской ГАФКСиТ. 2014: 142-144.
9. Кудимова О.В. Методика оценки качества подач и нападающих ударов в бадминтоне. Спортивные игры в физическом воспитании и спорте: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Смоленск, 24-26 дек. 2002 г.). Смоленск. 2002: 318-362.
10. Мартынова А.С., Иванова Е.В. Развитие координационных способностей и психических функций у бадминтонистов 8-13 лет. Актуальные проблемы физической культуры и спорта в условиях модернизации высшей школы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: УралГАФК. 2007: 110112.
11. Bourbousson, J., Seve, & McGarry, T. Space time coordination dinamics in basketball: Part 1. Intra- and inter coupling among player dyads. Journal of Sports Sciences. 2010а; 28: 339347.
12. Correa, V., Araujo, D., C., & Passos, P. Prospective information for pass decisional behavior in rugby union. Human Movement Science. 2011;
30: 984-997.
13. Eccles, D., W., & Tenenbaum, G. Why an expert team is more than a team of experts: A cosial cognitive conceptualization of team coordination and communication in sport. Journal of Sport and Exercise Psychology. 2004; 26: 542560.
Жесткова Юлия Константиновна - старший преподаватель, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального Университета, 423600, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: [email protected]
Герасимова Ирина Геннадиевна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального Университета, 423600, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: [email protected]
Бекмансуров Раиль Хадиярович - старший преподаватель, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального Университета, 423600, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: Rail.bek @mail.ru
Ахтариева Разия Файзиевна - кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального Университета, 423600, Россия, г. Елабуга, ул. Казанская, дом 89, e-mail: [email protected]