Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА РОСТОВА И НОВОЧЕРКАССКА'

ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА РОСТОВА И НОВОЧЕРКАССКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОСТОВА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ НОВОЧЕРКАССКА / СТУДЕНЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ / MUSICAL EDUCATION / THE MUSICAL LIFE OF ROSTOV / THE MUSICAL LIFE OF NOVOCHERKASSK / STUDENT CONCERTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крылова А.В.

В статье рассмотрена деятельность музыкальных классов Ростовского и Новочеркасского отделений ИРМО с точки зрения роли практического музицирования в обретении знаний о музыкальном искусстве. Приведена статистика ученических концертов, отмечена системность в их организации, на основе чего сделан вывод о том, что главной особенностью музыкальных классов при ИРМО была практическая ориентированность обучения. Рассмотрены разные формы музицирования: сольные выступления, а также в составе ансамблей и с симфоническим оркестром. В репертуар ученических концертов входили преимущественно произведения композиторов классико-романтического периода. Программы камерных ученических утренников или вечеров были весьма разнообразны, их познавательная составляющая, как правило, была связана с панорамой имен, жанров и форм. Более органичными были программы симфонических ученических концертов. Они также нередко составлялись по принципу контраста. Велико значение и оперных ученических постановок. Благодаря активной работе оперных классов ИРМО, учащимися был практически освоен большой пласт оперной западноевропейской и русской классики. «Взрослые» концерты также играли в общем образовательном процессе значимую роль, особенно такие форматы как монографические, исторические концерты и концерты-лекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL MUSIC MAKING IN THE CONTEXT OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE MUSICAL CLASSES OF THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY IN THE SOUTH OF RUSSIA

The article examines the activities of the Musical Classes of the Rostov and Novocherkassk Sections of the Imperial Russian Musical Society (IRMS) from the perspective of the role of practical music-making in acquiring knowledge of the art of music. The statistics of the student concerts is brought in, the consistency in their organization is marked, on the basis of which the conclusion is arrived at that the main particular feature of the Musical Classes affiliated with the IRMS was the practical orientation of the instruction. Various forms of music-making are examined: solo performances, as well as those as part of ensembles and symphony orchestras. The repertoires of the student concerts were comprised predominantly of works by the composers of the Classical-Romantic period. The program of the student chamber ensemble morning and evening concerts were distinguished by the diversity of their programing, their cognitive constituent, as a rule, was connected with a panorama of names, genres and forms. The programs of the student orchestral concerts are perceived to have been more organic in their constituency. They were also frequently comprised according to the principle of contrast. Of great significance were the student opera productions. As the result of active work of the Opera Classes of the IRMS, the students mastered in a practical way large strata of Western European and Russian opera classics. In the general educational process a significant role was also played by the “adult” concerts, especially in such formats as monographic and historical concerts, as well as concert-lectures.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА РОСТОВА И НОВОЧЕРКАССКА»

Александра КРЫЛОВА

ПРАКТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА РОСТОВА И НОВОЧЕРКАССКА*

Становление музыкального образования в южных провинциальных городах России было, как известно, связано с деятельностью Императорского Русского музыкального общества1, с учреждаемыми им музыкальными классами, которые затем трансформировались в средние специальные учебные заведения. Так было и в Ростове, и в Новочеркасске. В соответствии с единым для такого рода учебных заведений Уставом, все предметы делились на художественные и научные. К первым относились игра на оркестровых инструментах: струнных, духовых и ударных, игра на фортепиано, на органе, пение, а также теория и история музыки. К научным - закон Божий, русский язык, арифметика, география, всеобщая и русская история, иностранные языки (немецкий, французский, итальянский - один по выбору), а также чистописание. Уровень прохождения научных дисциплин планировался не ниже первых 4 классов мужских гимназий ведомства Министерства народного просвещения. Параграф 3 Устава гласил, что художественные предметы преподаются по программе и учебному плану, которые составляются Советом училища, рассматриваются в одной из консерваторий и утверждаются Председателем ИРМО2.

Обратим внимание на музыкально-теоретический цикл, который находился в ряду обязательных предметов на 4 исполнительских отделениях Музыкальных классов. Газета «Приазовский край», регулярно печатавшая объявления о наборе в музыкальные классы, непременно сообщала о педагогическом составе, привлекая внимание потенциальных учеников именами музыкантов, известных в городе. Поэтому доподлинно известно, что, начиная с 1896 года, класс сольфеджио и тео-

рии музыки вёл Матвей Леонтьевич Пресман -первый директор училища (1896-1911 годы), выпускник Московской консерватории, ученик А.И. Зилоти, блестящий музыкант, пианист. С 1899 года он же вёл и класс гармонии. Затем, в разные годы, видимо, в силу занятости М.Л. Пресмана, теоретические предметы -сольфеджио и элементарную теорию музыки (кроме гармонии) преподавали высокообразованные педагоги исполнительских классов -И.К. Горский (педагог по классу виолончели, участник квартета), П.П. Федоров (также класс виолончели) - 1905 г., К.В. Вагнер (класс медных духовых и фагота) - 1907 г. Истрию музыки с 1898 года читал В.А. Хавкин. Позднее -с 1917-1918 учебного года теоретические предметы вела талантливая скрипачка Любовь Львовна Штрейхер-Бихтер - свободный художник, окончившая Петроградскую консерваторию по классу скрипки профессора Л.С. Ауэра и по классу композиции профессора А.К. Лядова, а класс истории музыки - композитор Михаил Фабианович Гнесин (здесь комментарии излишни).

В открывшихся в 1911 году музыкальных классах Новочеркасска сольфеджио, элементарную теорию и гармонию вёл скрипач Роман Исаакович Каминский, а с третьего года существования классов - 1913-1914 - была введена история музыки, которую преподавала пианистка Мария Давидовна Немировская. Позднее, в первом Новочеркасском музыкальном училище, учреждённом в 1917-1918 годах, историю музыки читал М.Ф. Гнесин. Какова была содержательная составляющая этих курсов, в частности, истории музыки, как проявлялась в них авторская индивидуальность педагогов в то время - ответить на эти вопро-

* Статья впервые опубликована на английском языке: Krylova Alexandra V. Practical Music-Making in the Context of the Educational Process of the Musical Classes of the Imperial Russian Musical Society in the South of Russia // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. С. 120-126. DOI 10.17674/1997-0854.2018.4.120-126.

сы на данный момент не представляется возможным. Очевидно иное: значительную роль в обретении знаний о музыкальной литературе учащиеся получали благодаря широко развитой системе практического музицирования, составляющего существенную часть образовательного цикла.

Были ли для этого у молодых учебных заведений материальные и человеческие ресурсы? Ответим на этот вопрос на примере Ростовского отделения. Рост его от скромных музыкальных классов - через училище ИРМО - до лоббирования идеи реорганизации училища в консерваторию свидетельствует об их накоплении. Основательность и фундаментальность предлагаемых учебным заведением знаний, спровоцировавшая проект преобразования Ростовского училища в консерваторию, к 1913 году казавшийся вполне реальным при соответствующей материальной поддержке властей, заставила Дирекцию Ростовского отделения ИРМО обратиться в Нахичеванскую на Дону Городскую Думу. В этом обращении, датированном 6 сентября 1913 года, сказано: «...В настоящее время в училище обучаются музыке более 420 учеников. Преподаются уроки музыки на разных инструментах, пение (соло), оперный курс, хоровое пение: светское и духовное и открыт специальный регентский класс, учреждён класс ансамбля: ученический оркестр и квартет»3. В процитированном фрагменте документа важно то, что исполнительский ресурс учебного заведения был весьма мощным для освоения широкого мирового музыкального репертуара. Важно подчеркнуть, что к 1913 году работа в оркестровом и квартетном классах, наряду с сольной практикой, была уже образовательной традицией, закладываемой с первых дней его жизнедеятельности. Очевидно, что освоение теории и истории музыки пропускалось сквозь реально осваиваемый учащимися корпус музыкальных текстов, поскольку параллельно с постижением азов теории, гармонии и истории музыки в рамках учебной программы львиная доля изучения музыкальной литературы на исполнительских отделениях приходилась на работу, связанную с концертной ученической практикой. Показательно, что в период с 1896 по 1916 годы в Ростове состоялось 157 ученических концертов. Для сравнения приведём и другие цифры: кон-

цертов с участием приглашённых музыкантов в этот период было 52, а с участием педагогов и членов общества - 1054. То есть число взрослых концертов равнялось числу ученических.

Ученические концерты проводились отделением систематически в количестве от 5 до 15 представлений в сезон. Как правило, это были ученические вечера, оперные ученические спектакли, а также тематические концерты, посвящённые знаменательным датам и событиям. Иногда они позиционировались как благотворительные. До 1914 года все эти музыкальные события были общедоступными и составляли значительную часть общего контента концертной жизни города. С 1914 года вводятся закрытые ученические вечера, присутствовать на которых могли только педагоги и учащиеся музыкального училища. Но число общедоступных ученических концертов оставалось на прежнем уровне. Следующая таблица демонстрирует количество ученических концертов Ростовского отделения ИРМО по годам - от первого, в 1897 году, до последнего 6 закрытого ученического вечера, состоявшегося 15 февраля 1916 года.

В открытых в 1911 году музыкальных классах Новочеркасска концертная жизнь учащихся также забурлила сразу. В отчете 1911-1912 годов сказано, что в этот период «состоялось 5 ученических музыкальных собраний: 2 закрытых, 2 открытых, один ученический концерт в пользу недостаточных учащихся. Кроме того, в городском театре в пользу голодающих был устроен оперный спектакль при участии исключительно учащихся музыкальных классов - солистов, хористов и оркестрантов»5. Динамика эта неуклонно возрастала, как и численность обучающихся (в первый год их было 212 человек).

Приведённая статистика позволяет сделать вывод о том, что главной особенностью музыкальных классов при ИРМО, унаследованной училищем, была практическая ориентированность обучения. Уже с первого курса ученики включались в систему концертирования, это позволяло им нарабатывать определённый опыт, растить слуховой багаж, осваивать тексты множества произведений, принадлежащих к разным стилям, а также непосредственно развивать навыки исполнительского мастерства. Наиболее успешным ученикам даже было предоставлено право участвовать

в камерных концертах педагогов отделения в составе струнного квартета.

Характерной особенностью педагогической школы ИРМО была нацеленность на разные формы музицирования. Ученики выступали в концертах как в составе ансамблей и симфонического оркестра, так и сольно. В репертуар ученических концертов входили преимущественно произведения композиторов классико-романтического периода. Наиболее часто исполнялись сочинения Г. Доницетти, Л. Бетховена, В. Моцарта, М. Глинки, А. Рубинштейна, Ш. Гуно, И. Баха, С. Рахманинова, П. Чайковского, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Г. Гольтермана6.

Программы камерных ученических утренников или вечеров были весьма разнообразны, судя по их жанрово-стилевой пестроте, они составлялись из выученных учащимися сочинений. Многие афиши иллюстрируют данный принцип. Так, в Первом ученическом

вечере от 27 октября 1899 года этюды Лешгор-на и Раффа соседствуют с сонатой Бетховена и сонатиной Спиндлера, чередуясь с ариями из опер Доницетти, Россини, Галеви, сценой из балета Берио и Вариациями Падеревского (Рис. 1). Аналогичны концертные программы ученических вечеров от 25 октября и 8 ноября 1908 года. В таких концертах, сформированных по принципу всего понемногу, были свои плюсы: их познавательная составляющая, как правило, связана с панорамой имён, жанров и форм.

Более органичны программы симфонических ученических концертов. Они также нередко составлены по принципу контраста. Но если в начальный период деятельности музыкальных классов и училища их программа включала не только симфоническую музыку, но и ансамблевые или сольные номера, как указано, например, на афише симфонического концерта от 3 марта 1903 года (Рис. 2),

Дата Название концерта

1 ноября 1897 г. 1-й ученический вечер, посвящённый памяти Ф. Мендельсона-Бартольди

6 декабря 1897 г. 2-й ученический вечер

20 декабря 1897 г. 3-й ученический вечер

2 марта 1898 г. 4-й ученический вечер

21 марта 1898 г. 5-й ученический вечер

23 апреля 1898 г. 1-й ученический экзаменационный Оперный спектакль, учащихся в музыкальных классах Е.К. Ряднова, под управлением директора классов М.Л. Пресмана

26 апреля 1898 г. 2-й ученический оперный спектакль

31 октября 1898 г. 1-й ученический вечер

21 ноября 1898 г. 2-й ученический вечер

4 декабря 1898 г. 3-й ученический вечер

30 января 1899 г. 4-й ученический вечер

17 марта 1899 г. 5-й ученический вечер

7 апреля 1899 г. 6-й ученический вечер

16 мая 1899 г. Экстренное музыкально утро (по случаю столетия со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина)

13 февраля 1899 г. 1-й оперный спектакль

20 февраля 1899 г. 2-й оперный спектакль

27 октября 1899 г. 1-й ученический вечер

24 ноября 1899 г. 2-й ученический вечер

20 декабря 1899 г. 3-й ученический вечер

25 января 1900 г. 4-й ученический вечер

29 марта 1900 г. 5-й ученический вечер

1 марта 1900 г. 1-й оперный спектакль учащихся в музыкальных классах Е.К. Ряднова

10 марта 1900 г. 2-й оперный спектакль учащихся в музыкальных классах Е.К. Ряднова

16 марта 1900 г. 3-й оперный спектакль учащихся в музыкальных классах Е.К. Ряднова На усиление средств Новочеркасского сиропитательного дома

21 марта 1900 г. 4-й оперный спектакль учащихся в музыкальных классах Е.К. Ряднова

то постепенно программы таких симфонических вечеров становились всё более цельными и включали преимущественно или исключительно симфоническую музыку, о чем свидетельствуют афиши 1915 года от 2 марта или 18 апреля (Рис. 3).

Отдельно следует сказать об оперных ученических постановках в Ростовском отделении ИРМО. Конечно, отделение могло себе позволить лишь концертное исполнение оперных произведений с постановочными элементами, однако оперные спектакли всё же пользовались спросом у публики, нередко они даже проходили под эгидой благотворительных. Всего же за период с 1896 по 1916 год Ростовским отделением был поставлен 21 оперный ученический спектакль.

Репертуарное наполнение оперных концертов было весьма разнообразным. В 1898 году был дан первый ученический оперный спектакль. В нём прозвучала опера в одном действии «Рафаэль» А. Аренского, и отдельные сцены из опер «Жизнь за Царя» М. Глинки и «Севильский Цирюльник» Д. Россини. Впервые на ростовской сцене в 1899 году в кон-

цертном исполнении была поставлена опера в 4 действиях «Свадьба Фигаро» В. Моцарта. Ещё одна опера Моцарта, ставившаяся в рамках учебной деятельности, произвела неизгладимое впечатление на ростовскую публику -это был «Дон Жуан», реализованный в трёх оперных спектаклях сезона 1900-1901 годов. Назовём и иные известные оперы, поставленные силами оперного класса в Ростове: «Жидовка» Ф. Галеви, «Искатели Жемчуга» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно (Рис. 4). Впечатляет уровень сложности сочинений, вовлечённых в учебную практику студентов.В 1902 году ростовский слушатель знакомится с первой оперой С. Рахманинова - «Алеко». Оперное творчество русских композиторов было представлено также сочинениями А. Рубинштейна («Демон»), П. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), Н. Римского-Корсакова («Снегурочка», «Царская невеста») и А. Серова («Рогнеда»).

Показательно, что уже в первый год деятельности силами музыкальных классов Новочеркасского отделения в городском театре был осуществлен благотворительный оперный спектакль-концерт, в программу которого

Въ среду, 27 Октября рода

l-.fi У'чгннЧ1Ч*и\И в,очер'Ь")

[[ [• о г с л м м л:

1 Вр1п{11ег. Сонатин* АР. 157щп уч-цп Ггтгрквиъ

ik.ii 11 г В, П. Ниавиискг1.ЧвЁ1нъ)

I Вси»> ипс Ымоив

К I-'* г-ч I'. дит .11 - кп уч-ца

г 4.1. лр А С. фманавв*!

< ¿««гарчъ 'Р И Л .. ■> Н(П VIII! НвтуСУ

пр. И Л Пресийхп!.

4 ОоШе Всгйи« НСП V I ы

1кл пр. 0. Н. ЧлОанШ

6 И: ■. *. МшЫцгс* > 1 2 нса >1-111 фий|уч|М"Ъ

<кл, пр э. и Гарткутвг Ь I I Г,,- ,. 11 1-1. иСП уч-кн Мрщамиъ ■ ■

(кх пр 0. И ■<»(! .»I

7 Мпс1 ИГП1;

Во.ь.ъ Т.' .. :е11.. '.-. т п| НСП. ун-4.1 X. А6(1ПМП|1МЬ

|кл. пр. А С Фадсчоаса),

Я Ланпъ Нотптлйе Л 1,1 ор. исп У" - Г»МЮТ

■ кл. Пр Г. бОрирГНКЛ!

ЛЕ1иглри-ь. Тарантел.пл исп. уч-цд Нлргулнка

1 кл. пр. п. Нм{«|1Ц|-Ч1йт! 10 Лир«. Ор -11 СмчопеИн т>. уч-ч. Чаном.

<кл. пр. 0. н. чдеана].

11. Всаь*>. Езр^Яетр* исп. Рубятаачъ

1кл. пр. А. & Фаясвсаов» 12 Га<атараа»>- ИмНипс .И 1 "СП уЧ-КЪ Шандарода»

{кл. пр. Н. К ГарСмго),

13. Бетчлмаъ. Вар1нц«1 I. ' нсп. уч-1^1 Гврвшад

(кл. пр. Н. А. Пресиамя!.

И. Ссп1а УМ1апе11е ор- « М * "От- У-ку. и.игр-ь

1.1 пр. 0. И. Чи&пиа!

15. ЕрА Ла-тк- 1 я «у («..,>

(кл. пр. 6. и. м. 1*| 1Ь Батин». Соната ор. » М 1 Е-1)иг мп уч-нл С Мним

I кл. пр. И. л. прЕсиша). 17 Гам*«. А р ¡н и 31. оп. -Жниика- исп учкт ЧмпйиМ

(кя- пр- ь. п. РаАкааа1.

10. £сл1с. 5сепс йе Ва1с1 нсп. уч-к1. Цимбалист*

И£П' ** Э,е"""" „р Н. Л Пр,»..,,

20. Доницетти. АЫя нэъ оп. .Фаворитка* исп. уч-ца Де*еи&ергъ

" (КЛ. пр, Е И. Рядима».

21 Россини. Ар1* иэъ о«. -Севильей 11цр*>л1.имк-м «П. уч-къ Фруиеоиъ г («X лр. Е. К- Р«дко»ш ь

а. Пвдсрвас|[1Я. ......... 1» 3 «и. д .......

(кл, пр. 0. И, Чабан».

Ш, .................................»-П. Мари' ИХ»

СНМФ0НИЧЕСН1Й

КОНЦЕРТЪ

УЧАЩИХСЯ МУЗЫШШГО УЧИЛИЩА

„вд» ynpcu.it«!««> Дире*то®а укимиа

М. Л Пресмана

11ИI ГРАММ Л:

I Гийднь I ИЛ.|Н1|ИН I»— «1«г V -2

к, и. оркестра учащихся >!»Д1. уы|*»1ы. М Л. Просмаиа - вестям«: Пл.мадл и № к и- м

Хорозьяиъ [КЛ. Л|г. А. Г. Мецг), :) Чаиио»ск»й ' п. н. ) ч-)л АОра-

шпнъ и..«, »(►. Е^ К. Рядном.1. 4 Шопемъ !;..||ц.-1.| г. ш* Н ,ии 'I1-11- (1-Я н<'"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\<ИШ Елнсавова им. щ- Э. К. Гартмута

Делибь; Д^'П. 1ш. ми ■Дакм^', игл» умц* Осипова Тймармна Н|<. I. 1 Джю6ел*ннн Рядноаой »; Ссрвэ: < пнитичи.ш. т--и, уч-и

Штрнм«!ръ п. ! пр- П П ведорова) 7 Глнииа: лимщ'Швейцерь к.). ||]> Е К Рядиова

Н. ШопемЪ |1;|.1.1,1 д:ч Д<-г|цг .И» ||И1,. II" II, уч-1П Луц*1Й >1.-1. пр. М, Л. Прссмана>,

!• Делибъ: \р1н . ....... •.'|л1:»;>><, <1п1. умщ Адлеръ

(■¿.I. н (-. Е К Рядновя! 1 Верди; гушм п;ги |'«-1М111'«л. щчг. сщи Шсндрроаа и Швейцеръ п уч-ки Дуймиинъ л Жлндръ 0.1 ■■ |> Е К Рядиовв»

Хп|(|, и <1|>(,-»ч-т[п. МПД1, >11[1Л1с||'Т111'Я1. М Я Пргсиаиа

Л).|{||Н11;Н111|И1|ШТ1. Глд>ц. уиш Шашь и уч-кл К.1кс11ск1й п Дуцм1й

Рис. 1

Рис. 2

вошли первый акт «Фауста» Ш. Гуно, 2 сцена 1 акта «Евгения Онегина» и 2 картина 1 акта «Пиковой дамы» П.И. Чайковского (Рис. 5).

Таким образом, благодаря активной работе оперного класса РО ИРМО, учащимися был практически освоен большой пласт оперной западноевропейской и русской классики. Оперные спектакли на базе музыкальных классов Новочеркасска и музыкального училища Ростова были немаловажной частью концертной деятельности ИРМО и, несомненно, служили просветительским целям, подготавливая провинциального зрителя к восприятию сложных по содержанию монументальных жанров классической музыки.

Но не только прямая исполнительская деятельность существенно влияла на образовательный процесс. Во взрослой части концертов были программы, прямо направленные на формирование целостного представления о творчестве великих мастеров композиции. Прежде всего, в их ряду следует указать на концерты монографического плана, приуроченные к тем или иным знаменательным датам. Практически в каждом из концертных

сезонов Ростовского отделения ИРМО такие программы были. Например, концерт, по-свящённый памяти Ф. Шуберта от 3 февраля 1897 года или концерт к 100-летию со дня рождения Г. Доницетти - 22 декабря 1897 года, а также 2 квартетное собрание, посвящён-ное памяти П.И. Чайковского, при участии М.Л. Пресмана, О.И. Чабана и струнного квартета от 24 октября 1898 года, как и 5 квартетное собрание, посвященное произведениям Бетховена, при участии М.Л. Пресмана, О.И. Чабана, И.К. Горского, Л.Л. Деджиролламо от 21 марта 1899 года и т. д. Вообще квартетные собрания весьма часто носили монографический характер. А на афише 1903 года от 25 февраля указывалось: «Исторический концерт (к истории развития русского романса) при участии известного исполнителя романсов русских авторов А.В. Риензи».

Аналогичная практика была присуща и деятельности Новочеркасского отделения. Так, третий камерный вечер, состоявшийся 16 ноября 1913 года, был посвящен творчеству Л. Бетховена, а концерт от 1 декабря 1913 года, как было указано в афише, «памяти великаго

V4

Вь ПонодЪльнинъ 2 Марта 1915 года

состоялся

ушш муэышыш училища.

ПРОГРАММА:

1-е Отд-Ьлетв ___

1 Шуйерть: Снчфо>||я H mol]

исполнит, Ученвчггhii йркестръ

попъ улравг[сн1ем-ь Директора Музыкальная Училища H. Н. Авьеркно.

2 а) Apenfihin I

и) Рубинштейн:! Ду1:й испслинли

Сафре нова и Фаннь («п. А. I. Поли тс вой)

■ II'© Отя'Ьлеже I

3. Бетковень: Концертъ № 2 лля фор теп la но съ а к кймланиментомъ Оркестра .к : у, .а Няхкчовнчъ (кл. Л. А. Барабейчнна) Йеберь: Уверттора: .Обсрокъ*

исполнил t. УченичссмА Оркестръ

Во вторннкъ, 21 Марта 1ЭОО года.

4-й Оперный Спектакль

учащихся въ Музыкальных^ илассахъ ..ОтдЬленш" класса nfc-ня преподавателя Е. К. РЯДНОВА, подъ управлением* директора классовъ М Л. ПРЕСМАНА

1-е.

Нсишеаы были 3-В i 1-й акты оперы:

Ф А У С Т Ъ

МУЗЫКА FFHO. ДЪйствующ1я лица:

Докторъ Фаустъ............ уч-къ Фрумсонъ

Мефистофель ..............уч къ Честн-ЬйшШ

Валентинъ..............уч-къ Плаксинъ

Маргарита................уч-ца Долгопольскя

Зибель.................уч-ца Берберова

Марта.....................уч-ца Мартынъ

11-е.

ВЩЗОРШЯ КУМУШКИ

щэша Оно Наши, Шф 813-я Шив- а 6-гв карат.

ДЪйствующ.1я лица:

Оэръ Джонъ Фальстафъ.........уч-къ ЧестнЬйтшй

Фордъ....... - . ........уч-къ Плаксннъ

Пажъ..... ...........уч-къ Лохвнцюй

Фентон-ь ..............УЧ-КТя Фругисонъ

Спендеръ...............уч-къ Ргкунчакъ

Доктсръ Каюсъ.............УЧ-къ ¡ерояольскЮ

Г-жа Фордъ..............уч иа Долгопольская

Г-жа Пажъ ............уч-иа Каялова

Анна, дочь 5Я ............Уч""а Бсреэинсвая

Слуга въ ТавернЪ...........уч къ Павловъ

Рис. 3

Рис. 4

русскаго композитора П.И. Чайковского, по случаю исполнившагося 20-л&пя со дня смерти». Просветительскую и образовательную сущность события подчёркивала его программа, которую открывало прочтение биографии

16 «Лрьл* 1013 гид«.

горгмсиоп ТИЛТРЧ*.

<£> н у с т ъ т. г^

1шв 1-1.

<|i*J*-TV.....Г-lfl

ihf . гн» Jttntnn.

^BreHirt рн^гинъ

ЧГ|Н II И. 'IllMtBM Am. I-», цшп t * T>IUU . rv"w 1|<-ф-кш.

Ними ....... 14» Кг-ЧШМ.

Щ.

[I иковня Дмма

It. It. 1 ;|UIB- U HpniH 1>|Аш»......rift K-11C4V

-lit .......

ttudlhi......

U>»41 Iiulmn.

Дкрнркр^-'Пргпомит«» iinnnrv P. И К.ямкмШ.

Рис. 5

композитора. Только после этого звучало Трио ор. 50, первая часть Первого фортепианного концерта и романсы.

Ещё одна форма музыкального события, о которой нельзя не сказать в связи с вовлечением учащихся в концертную практику, направленную на глубокое познание истории музыки, - это лекции-концерты. Данная практика относится ко второму десятилетию XX века, что не умаляет её значения. Так, 9 ноября 1910 года в Ростове состоялась лекция Николая Фёдоровича Финдейзена «Рихард Вагнер -драма его жизни и его музыкальная драма». Дважды с лекциями-концертами выступал перед ростовской публикой директор Екате-ринодарского Императорского музыкального училища Анатолий Дроздов. 19 марта 1914 года состоялась его лекция-концерт на тему: «Музыка в хороводе современного искусства», а 14 ноября 1915 года - лекция-концерт, посвящённая памяти А.Н. Скрябина. В 1916 году 28 апреля М.Ф. Гнесин, при участии певицы М.И. Рамм, прочитал лекцию «Римский-Корсаков и пантеизм в музыке».

Аналогична практика подобных мероприятий, проводимых Новочеркасским отделением. Интересно, что нередко в качестве иллюстраторов привлекались сами учащиеся. Так 28 октября 1912 года в Новочеркасске прошла лекция Финдейзена на тему «Чайковскш и Римскш-Корсаковъ, какъ крупн,Ьйш1е совре-

9ъ суббот ^ октября '912 годэ.

Л ЕКЦ1Я

К Ф. Финдейзена

„Чайкоюкм и Рим ctiiv Корсаков. кэкъ крузмЬйшю со»ремежые py;c*i е к омпоз и горы ПР0ГР/&МА Л ЕКЦ1И:

I.

П. И. ЧЗМКОЕСКШИ Н. A РнМСШ~1-КОрСЭКО>Ъ—ИХЪ ЮСПШЗЖё. музыкальная среда. Раз личе музыка ль-наго раз типя и художественных* юззрЪжй обоих* композиторов». Отношеже ихъкъ оогременникэмъ, Пзрэялель между гнсьмзми Чэйсокжзго иЛ^то-писыо" Римскэго-Корсзко»з. Точки соприкоскогешя ихъ тюрчест га и сюжеты обоихъ хуавхнжогъ С,Ночь перед v Рохдеот*ом%м Гоголя и „Сн^очкэ" Остро* сгаго). Характеристика тюрчестга, utiftHife ю него и знзчеше КЭЖДЗГО изъ ХЩ0ЖНИК0*Ъ ГЬрЗЗНШИ ру;-с*ой музыки,

и.

во аремя пер еры в а учащимися Музыкальных* клао-со** исполнены произведения Чамеоюкзгои РимсгагоКорсасога:

A/ilXitlil £»|*-|нС>Л< |tqi о и iktiubkn^u л kyw^^^i

t lOfpW'MJU ИО» Mi

J IЛtw,4«iw «А 41 .Cwh" Hui ц А Ктн«ип J 11Diц<■ i»i9nci< <iib ill Ci» J' ДЪмпшь

51 IV'JUI.Iltil ^IHllJk HI . In 1|ф<и. IVlA<CI»Mt*

»at О M

Ililietwittoii.lnmne« iVl MA

Jiij..".',.». /toil*«' И91 О It

Рис. 6

менные руссюе композиторы». Афиша сообщала план лекции, а также то, что «Во время перерыва учащимися Музыкальныхъ классовъ будут исполнены произведешя Чайковскаго и Римскаго-Корсакова» (Рис. 6).

В заключение необходимо подчеркнуть, что качество образовательной концепции, осуществляемой ИРМО как в центре, так и в его периферийных отделениях, прямо связано с погружением в мир музыки, с постоянной необходимостью, переходящей в потребность музицировать и пропускать через

слуховое сознание большие объёмы информации. Доминирование практических форм обучения музыкальному искусству создавало для освоения теоретической и историко-культурной информации мощную базу знаний музыкального материала. Унаследованная советской системой образования, эта практика дала свои плоды, обеспечив высочайшие результаты, ещё раз подтвердившие качество музыкально-образовательной системы, заложенной Императорским Русским музыкальным обществом.

ПРИМЕЧАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Интерес к деятельности музыкальных обществ, влиявших на развитие музыкальной культуры и образования в разных странах - характерная черта современной науки (См.: [4-7]).

2 Устав Русского музыкального общества : проект. СПб., ценз. 1869. 22 с.; Устав Русского музыкального общества : [Выс. утв. 4 (16) июля 1873 г.]. СПб., ценз. 1873. 18 с.

3 Отчёт РО ИРМО и стоящего при нём музыкального училища за 1913/14 год // ГАРО. Справочно-информ. фонд. № 7135.

4 Данные на основе отчётов о деятельности Ростовского отделения ИРМО (1896-1916 гг.), обнаруженных в ГАРО. Следует отметить, что отчёт о деятельности Ростовского отделения ИРМО за 1903-1904 годы в ГАРО отсутствует, однако данный факт существенно не повлиял на составление целостной картины деятельности общества. Также обширную информацию о концертах Ростовского отделения ИРМО см.: [2].

5 Отчёт Новочеркасского отделения Императорского Русского музыкального общества и его Музыкальных классов за 1911-1912 год / сост. Ф.И Попов. Год 1-й. Новочеркасск : Тип. Ф.М. Туникова, 1913. 99 с.

6 Георг Эдуард Гольтерман (19 августа 1824, Ганновер - 29 декабря 1898, Франкфурт-на-Майне) - немецкий виолончелист, композитор и дирижёр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылова А.В. Роль Императорского Русского музыкального общества в формировании музыкальной инфраструктуры Ростова-на-Дону // Проблемы муз. науки. 2016. № 1(22). С. 83-89.

2. Сметанникова А.Ю. Деятельность Императорского русского музыкального общества и первых творческих союзов в Ростове-на-Дону рубежа XIX-XX веков : монография. Ростов н/Д. : Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова, 2017. 296 с.

3. Сметанникова А.Ю. Рабис и его роль в управлении музыкально-художественной практикой в Ростове-на-Дону (1919-1924 гг.) // Южно-Российский муз. альм. 2015. № 2. С. 89-94.

4. Glushkova O.N. P. Troubetskoy-an Outstanding Leader of the Moscow Branch ofthe Russian Musical Society // Advances in Social Science Education and Humanities Research. 2016. Vol. 64. P. 227-233.

5. Ferris C. The Management of Nineteenth-Century Dublin Music Societies in the Public and Private Spheres: The Philharmonic Society and the Dublin Musical Society // Music in Nineteenth-Century Britain. 2012. P. 13-31.

6. Pfohl J. Arnold Schoenberg, Max Reger and the Society for Private Musical Performances // Оsterreichische musikzeitschrift. 2012. Vol. 67, iss. 6. P. 70-71.

7. Seddon L. The Other Side of London's Musical Society: Adela Maddison, Ethel Smyth and Morfydd Owen. British women composers and instrumental chamber music in the early twentieth century. Ashgate publishing ltd, England, 2013. 229 p.

REFERENCES

1. Krylova A.V. Rol' Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva v formirovanii muzykal'noj infras-truktury Rostova-na-Donu [The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Music Infrastructure of Rostov-on-Don]. Problemy muzykalnoy nauki [Music Scholarship]. 2016. No 1(22), pp. 83-89.

2. Smetannikova A.Yu. Deyatelnost imperatorskogo russkogo muzykalnogo obshchestva i pervykh tvorcheskikh soyuzov v Rostove-na-Donu rubezhaXIX-XXvekov: monografiya [The activities of the Imperial Russian Musical Society and the

first creative unions in Rostov-on-Don at the turn of the 19th and 20th centuries]. Rostov-on-Don: Rostov State Conservatory named after S. V. Rachmaninoff, 2017. 296 p.

3. Smetannikova A.Yu. Rabis i ego rol v upravlenii muzykalno-khudozhestvennoj praktikoj v Rostove-na-Donu (1919-1924 gg.) [Rabis and its role in administration of music artistic practice in rostov-on-don (1919-1924)]. Yuzh-no-Rossijskijmuzykalnyjalmanakh [South-Russian Musical Anthology]. 2015. No. 2, pp. 89-94.

4. Glushkova O. N. P. Troubetskoy-an Outstanding Leader of the Moscow Branch of the Russian Musical Society. Advances in Social Science Education and Humanities Research. 2016. Vol. 64, pp. 227-233.

5. Ferris C. The Management of Nineteenth-Century Dublin Music Societies in the Public and Private Spheres: The Philharmonic Society and the Dublin Musical Society. Music in Nineteenth-Century Britain. 2012, pp. 13-31.

6. Pfohl J. Arnold Schoenberg, Max Reger and the Society for Private Musical Performances. Österreichische musikzeitschrift. 2012. Vol. 67. Iss. 6, pp. 70-71.

7. Seddon L. The Other Side of London's Musical Society: Adela Maddison, Ethel Smyth and Morfydd Owen. British women composers and instrumental chamber music in the early twentieth century. Ashgate publishing ltd, England, 2013. 229 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.