Бмблемстмка
УДК: 22.08
Протоиерей Алексий Белецкий (Алексей Николаевич Белецкий), кандидат богословия, преподаватель Нижегородской духовной семинарии
Практическое измерение веры в соборном послании апостола Иакова
Аннотация: В статье представлен экзегетический и богословский анализ одного из самых известных отрывков Соборного послания апостола Иакова о вере и делах. Автор послания формулирует свое видение вопроса, опираясь на Евангелие и послания апостола Павла к Римлянам, Галатам и Евреям, где изложены идеи о спасительном значении веры в противовес исполнению Закона Моисея. Апостол Иаков не противоречит учению апостола Павла, он пытается противостоять
возникшим из его убеждений крайностям и доказывает важность веры и добрых дел для оправдания перед Богом. Учение апостола Иакова по данной проблеме является следующей ступенью развития понятия веры после Евангелия и посланий апостола Павла. В нем христианская практика становится ключевой для реализации и прогресса христианского мировоззрения.
Ключевые слова: Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, Соборное послание, апостол Иаков, апостол Павел, вера, дела, вероучение, практика.
Archprieft Alexy Beletsky (Alexey Nikolaevich Beletsky), PhD in Theology, Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary
The Practical Dimension of Faith in Conciliar Epistle of the Apostle James
Abffract: The article presents an exegetical and theological analysis of one of the moft famous fragments of the conciliar epiftle of the Apoftle James on faith and works. The epiftle author formulates his vision of the issue, based on the Gospel and the Apoftle Paul's epiftles to the Romans, Galatians and Hebrews, which set out ideas about the saving meaning of faith as opposed to the execute of the Moses' Law. The Apoftle James doesn't contradict the Apoftle Paul's teaching, he tries to withftand the extremes that arose from his convictions and proves the importance of the faith and good deeds for God's juftification. The Apoftle James' teaching on this problem is the next ftage in the development of the concept of faith after the Gospel and the Apoftle Paul's epiftles. In it, the Chriftians practice becomes crucial to the realization and progress of the Chriftian ideology.
8
Труды_ НИЖЕГОРОДСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ
Keywords: Old Teftament, New Teftament, Conciliar Epiftle,
Apoftle James, Apoftle Paul, faith, works, creed, practice. Рассуждения ап. Иакова о вере и делах (2:14-26), без всякого сомнения, представляют собой самый известный отрывок в его послании. Именно он является ключевым в оценке содержания послания, так как служит поводом к сравнению с посланиями ап. Павла, играет решающую роль в определении авторитетности всего послания и задает тон всем остальным идеям автора. Хотя ап. Иаков предстает преимущественно как авторитетный моралист, все-таки этический аспект его сочинения является производным по отношению к фундаментальному представлению о духовной и практической деятельности христианина. И верное толкование его рассуждений, и понимание общего хода мыслей возможны только в виду принципиального подхода, изложенного в данном отрывке.
Учение о вере и делах, хоть и располагается не в начале послания, может быть признано базовым для дидактических построений автора. В композиции отрывок занимает место, благодаря которому он может называться «богословской кульминацией» послания1. Несмотря на кажущееся отсутствие логики построения и разброс высказываний по одному и тому же вопросу в разных его местах, сочинение ап. Иакова не лишено структуры и последовательности. Все исследователи отмечают, что тематика начала и конца послания находится в строгом соответствии. Рассуждения автора начинаются с темы терпения и молитвы (1:2-6), далее касаются аспекта богатства и бедности (1:9-11) и переходят в сферу этики (1:13-27). В такой же очередности, но в обратном порядке и более пространно эти разделы выстроены в конце: этика (4 гл.), осуждение богатства (5:1-6), терпение и молитва (5:7-18). Выходит, что отрывок о вере и делах (2:14-26) располагается в середине послания. Его центральное положение может говорить как о важности этой темы для самого автора, так и о характере отрывка — это главный вывод духовной и интеллектуальной работы ап. Иакова.
Значение, которое придал апостол этому отрывку, стало, с одной стороны, основанием для богословской рецепции послания, а, с другой,
послужило причиной перипетий в истории признания его достоверности. Общее для апп. Иакова и Павла внимание к проблеме спасения через веру и дела нашло благополучное разрешение в древнехристианской письменности. «Для Восточной Церкви текст Иак. 2:14-26 не представлял затруднений. Решение проблемы кажущегося противоречия между Павлом и Иаковом усматривалось в том, что Павел обращался к людям, еще находящимся на пути к вере, а Иаков — к тем, кто уже был крещен»2. На Западе самый авторитетный богослов блж. Августин решал вопрос соотношения веры и дел путем гармонизации этого отрывка с Гал.5:6. В итоге, Христианская Церковь уже в древности признала апостольское и каноническое достоинство послания.
Что касается долгой истории его признания в первые три века, то причина этого лежит не в богословском содержании, а его тематической ограниченности в целом и ориентации на иудео-христианскую аудиторию. В начале XVI в. основоположник Реформации, Мартин Лютер, использовал этот факт в качестве повода для утверждения идейного противоречия апп. Иакова и Павла в вопросе спасения и исключения Соборного послания из канона Священного Писания Нового Завета3. Но как тогда, так и сейчас в протестантской среде достаточно было и есть здравомыслящих исследователей, способных не доводить до крайности тенденции Лютера и увидеть принципиальное согласие священных авторов Нового Завета, которое было очевидным для Христианского мира на протяжении многих веков.
Послание ап. Иакова занимает достойное место в каноне Священных книг, оставаясь ярким свидетельством веры Церкви на раннем этапе ее истории и богословским наследием для христиан всех времен.
I
Отрывок Иак. 2:14-26 показывает, что автор счел необходимым дать пояснения по вопросу значения веры и добрых дел в контексте учения о спасении, так как, вероятно, среди христиан распространялся неверный взгляд на веру как единственное спасительное средство. Чрезмерный упор
на значение веры с неким пренебрежением к внешнему поведению, возможно, стал ошибочным истолкованием учения ап. Павла о вере и делах Закона Моисеева. Иудео-христианская среда не могла не отреагировать на такой подход в учении о спасении, и самый авторитетный ее представитель должен был высказать свое мнение. Вероятно, от него ждали жаркой полемики и аргументированной защиты Закона. Однако автор Соборного послания предпочел направить внимание в иную плоскость.
Подчеркнем, что ап. Иаков, ревнитель веры и Закона, не чувствовал остроты вопроса веры и дел. Именно ап. Павел в течение всей своей деятельности отстаивал христианскую свободу и делал акцент на спасительном значении веры в противовес исполнению Закона Моисеева. Эта проблема стала актуальной благодаря ему. Поэтому послание ап. Иакова и его рассуждение о вере и делах появились в ответ на послания его собрата, то есть после павловых, и рассматривать его нужно только в контексте учения ап. Павла. «Хотя ап. Павел и учил, что человек оправдывается верою, без дел, неправильно его поймет тот, кто решит, что, однажды уверовав во Христа, он может творить злодеяния, жить в бесчестье и пороке и все равно быть спасенным верой. В этом отрывке своего послания Иаков объясняет, как надо понимать слова апостола Павла»4. Если говорить точнее, ап. Иаков пишет против неправильного истолкования учения великого апостола язычников.
Существует вполне обоснованное мнение, что проблематика отрывка Иак. 2:14-26 может и не быть связана с деятельностью ап. Павла и иметь более раннее происхождение. Отказ или нежелание следовать требованиям и побуждениям веры, — в общем, древняя проблема. Она уже отмечена в Евангелии: «<Не всякий, говорящий Мне: «<Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.721). Возможно, в окружении ап. Иакова утверждались такие представления и тенденции. «Дисгармония веры и дел вполне возможна и спустя 15-20 лет после крестной смерти Иисуса — точно так же, как и при Его жизни на земле, а затем и во время миссии Павла. Это, в принципе, не зависит от времени»5.
Однако особенности высказываний автора, обороты речи и иллюстративный материал говорит, если не о подражании, то об учете дискурса и доказательной базы именно ап. Павла. «Мало кто считает, что позиция Павла сложилась как реакция на Иак, складывается впечатление, что автор Иак исправляет формулировку Павла, хотя точнее будет сказать, что он исправляет ее неправильное понимание..., когда Иак было написано, формулировка Павла уже повторялась вне контекста и порождала непонимание, которое необходимо было исправить»6.
Учения о вере и делах у апп. Иакова и Павла имеют принципиальное различие, что как раз и позволяет не противопоставлять их одно другому. Ап. Павел со всей энергией отстаивает спасительное значение веры во Христа и подвергает критике иудейскую приверженность Закону. Он видит роль Закона со всеми религиозными, общественными и нравственными предписаниями только в раскрытии идеала святости Бога и всеобщей, непреодолимой человеческой греховности. Апостол опровергает иудейскую праведность, утверждая, что исполнением Закона (еруа то^ои — делами закона) невозможно оправдаться перед Богом, так как самый Закон нельзя исполнить полностью и навсегда. Человек оправдывается верой в Иисуса Христа, в которой получает очищение от грехов и силу к праведной жизни. Примеры спасительной веры он приводит из Ветхого Завета (Авраам в Рим. 4 и Гал. 3:6-29; праведники в Евр.11). Отвергает ли ап. Павел значение добрых дел? Нисколько. Нравственные наставления всех его посланий характеризуют жизнь христианина, наполненную добродетелью и любовью (Гал.5:22-26; Еф.2:10; 1Фес.1:2,з; 2Фес.2:16,17; 1Тим.5:25; Тит.2:7).
С другой стороны, ап. Иаков пишет не об исполнении предписаний Закона, а о добрых делах, точнее даже о делах веры. Этим самым он дополняет учение ап. Павла, уточняет его мысль. Профессор Богдашевский Д. И. подтверждает: «Отдел послания 2,14-26 склоняет нас к мысли, что учение об оправдании раскрывается не без отношения к учению св. Павла о вере оправдывающей. Это отношение вовсе не полемическое, а, так сказать, восполняющее. В послании ап. Иакова
нигде не находится указания на антиномизм, на извращение учения ап. Павла о христианской свободе...»7.
Ап. Иаков в начале первой главы своего послания полагает веру в основу христианской добродетели терпения и видит в ней главную опору молитвы и общения с Богом (Иак.1:2-б). Если определить жизнь христианина как постоянную духовную борьбу, перенесение испытаний, то вера получает в словах ап. Иакова фундаментальное значение. Однако, большее внимание он уделяет именно практической жизни христианина.
Отрывок Иак. 2:14-26 четко делится на три части (14-17, 18-20, 21-26), каждая из которых заканчивается выводом: «вера без дел мертва» (п тол; грум^ ^гкра гатг/). Автор последовательно развивает свою мысль, опираясь на жизненные ситуации и приводя в пример библейских героев. Отрывок начинается с обозначения связи между верой и благочестием. «И в этом месте заметно, что поучительный язык Иакова и Павла обладает удивительным сходством»9, так как выражение «что пользы?», дважды звучащее в первой части отрывка, придает размышлениям черты конкретики и напоминает о подобной формулировке в послании ап. Павла 1Кор.15:32.
Подобно тому, как бывает «пустое благочестие», основанное только на добрых пожеланиях и намерениях и лишенное конкретной помощи, точно также и вера бывает мертвой, если лишена подтверждающих ее дел10.
Призыв к помощи голодным и нагим братьям чаще остальных встречается в Священном Писании. Например: «<Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «<пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе» (Прит.з:27-28), «<Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:з5-з6), «<А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том
любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1^.3:17-18).
Верующий может придерживаться истинного вероучения и верных представлений о Боге. Он может использовать священные фразы, как то «идите с миром» (ОЧ^Ф^ Ч^), или исповедовать главные вероучитель-ные истины, что Бог Един. Однако, без деятельного милосердия такая интеллектуальная вера уподобляется автором вере бесов, которые тоже «веруют, и трепещут» (Иак.2:19)и. Без дел вера неосновательна, бездейственна, лишена благодатной силы, не имеет оправдательного значения перед Богом. «Если верует кто правильно в Отца и Сына и Святого Духа, но не ведет правильной жизни, то ему нет пользы от веры во спасение»12.
Ап. Иаков хочет явить всем «веру мою из дел моих» (Иак.2:18). Для него вера тесно связана с деятельным благочестием, которое «есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак.1:27). В качестве примера в послании приведены подвиги веры тех же героев Ветхого Завета, Авраама и Раав, на которых ссылается и ап. Павел. Подобно тому, как апостол язычников говорит о вере родоначальника Израиля в связи с жертвоприношением Исаака (Евр.11:17), и ап. Иаков определяет высшую точку развития веры Авраама в том же событии (Быт.22). И именно к этой истории он применяет слова о праведности блаженного патриарха «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.цб), которые в книге Бытия относятся к более раннему эпизоду, принятию обетований Божьих (Быт.15:1-5), и которые ап. Павел использует в несколько ином контексте, когда хочет подчеркнуть праведность Авраама, полученную до обрезания и, в общем, до появления Закона (Рим.4:9-1о). Таким образом, ап. Иаков искусно сочетает богословский материал обоих посланий своего собрата. И, более того, дополняет его новым оттенком мысли: настоящая и деятельная вера Авраама наделила его праведностью и ввела в общение с Богом. «И он наречен другом Божиим» (ка1 фйо<; беои ек^п^п)(Иак.2:2з).
Праведность Авраама, основанная на его вере и делах, была высоко оценена определением «друг Божий» уже в религиозной традиции
Ветхого Завета: «<А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего...» (Ис.41:8; ср. 2Пар.20:7). «Согласно иудейскому обычаю своего времени, вероятно, Иаков привел из Писания одну за другой две цитаты — как двух свидетелей, согласно ветхозаветному праву (Втор.19:15)»13. «Писание» исполнилось, то есть требование воли Божьей о праведности достигнуто верой и делами, и праведник стал другом Божьим. Нужно признать, что автор соборного послания не погрешил, так как вывод, который он делает, очевиден: «вера содействовала (оотпруг) делам его, и делами вера достигла совершенства (гтг^гюбп)» (Иак.2:22).
Подвиг блудницы Раав, спасшей израильских разведчиков, также явил ее веру, благодаря которой она выжила при захвате Иерихона и вошла в число предков Христа. Таким образом, добрые дела оживляют веру, подобно тому, как дух животворит тело человека. «Ни вера, ни дела, в отдельности друг от друга, не спасают человека, ибо друг без друга они неполноценны: это две нераздельные, хотя и различные стороны одного и того же предмета: живого и всецелого устремления к Богу»14. Поэтому ни о каком противопоставлении веры и дел речи идти не может.
Выбор этих святых людей не случаен и может быть продиктован несколькими причинами. И первое, что приходит на память, — это упоминание их в родословии Иисуса Христа (Мф.1:2,5). Однако для автора послания этот факт не был весомым и решающим. Во-вторых, Авраам и Раав — первое и последнее имя в списке праведников Ветхого Завета, подвиг веры которых подробно изложен в 11 главе послания к Евреям. Утверждение ап. Павла о том, что вера всех праведников доказывалась через их поступки, гармонично сочетается с богословской позицией ап. Иакова. Конечно, может возникнуть вопрос: почему он упоминает именно Раав? Ведь перед его духовным взором предстояло большое количество примеров благочестия, кроме этой «иерихонской блудницы». Несомненно, в данном случае автор намеренно останавливается на ней, как на женщине, незаурядной праведнице и, самое главное, подходящем примере для христиан из язычников15. Он обращается к обеим группам
христиан, находящимся в Церкви, и для каждой из них предлагает свой образец живой и спасающей веры.
В итоге, все христиане должны уяснить, «<что человек оправдывается (§1каюита1 — признается праведным) делами, а не верою только (ро'уо'у)» (Иак.2:24). Вот указание на повод, который заставил ап. Иакова высказаться на тему веры и дел. Крайний взгляд, ставящий спасение в зависимость только от веры и отрицающий значение добрых дел для оправдания перед Богом, вызвал соответствующую реакцию у поборника деятельной религиозности и аскетизма. Вероятно, в противовес этой крайности фраза выстроена именно так, чтобы подчеркнуть важность добрых дел и не унизить достоинство веры.
Ап. Иаков подчеркивает взаимозависимость веры и дел, христианского мировоззрения и образа жизни. Истина Христова, проникая в сознание и сердце, заставляет пересмотреть свое поведение и начать добродетельную жизнь. Вера вдохновляет благочестие и, получая опыт духовного блага, становится более развитой и возвышенной. Поэтому образ жизни, практическая религиозность христианина важны для совершенствования веры и сохранения ее от лицемерия и сухости.
Уделив лишь небольшую часть своего внимания этой проблеме, ап. Иаков, на самом деле, раскрыл свой основной подход к решению многих вопросов, связанных с нравственностью и образом жизни и деятельности христиан. Все остальные темы его послания получают верное истолкование в свете этого учения16. Оно свидетельствует, что ап. Иаков отдает преимущество не теоретической, а практической стороне веры христиан.
II
Ап. Иаков вводит в оборот новое понятие «мертвая вера». Аллюзией для него, несомненно, служит определение ап. Павла: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога» (Евр.6:1; ср. Евр.д:14). «Под «мертвыми делами» Павел имеет в виду не только грехи человеческие, но, в первую очередь, мертвую букву закона, обрядовые,
ритуальные дела ветхого закона, мертвые дела, противоположные животворящему Духу Нового Завета и противостоящие делам благодати. Мертвые дела закона поэтому противоположны вере»17. Очередной раз богословская и терминологическая близость высказываний говорит о знакомстве автора Соборного послания с посланием к Евреям. Кроме того, в священных книгах Нового Завета можно встретить близкие по смыслу выражения: «<сын мой был мертв и ожил» (Лк.1524), «<ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.^а).
Евангельское понимание веры предполагает наличие в ней некоей градации по силе и действенности. Самое известное высказывание: «если вы будете иметь веру (га^ гхптг тсютп') с горчичное зерно и скажете горе сей: «<перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.1720), — наталкивает на мысль, что вера может иметь различную степень совершенства, но уже простое ее наличие способно на великие свершения. Говоря о вере, Господь Иисус Христос характеризует ее с позиции наличия или отсутствия. Если вера есть, пусть даже в самой малой степени, то человек удостаивается милости Божьей. Если ее нет, то он остается ни с чем. После Преображения при исцелении бесноватого отрока Господь беседовал с его отцом и «сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (тсютггю-та). И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую (тсютгим) Господи! помоги моему неверию (апют1а)» (Мк.923-24). Исцеление состоялось, значит, отец с усилием воли все-таки уверовал. Тогда как при очередном посещении Назарета Господь Иисус «<не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.13.58).
Иисус Христос, проповедуя среди иудеев, людей религиозных, требовал от них веры нового качества, «<чтобы вы веровали в Того, Кого Он (Бог) послал» (Ин.629). Вера в Мессию была заложена в иудейскую традицию, как потенция, которой в свое время нужно было реализоваться. Что и произошло с вступлением на проповедь апостолов Христовых. Теперь же в этой группе верующих в Бога и посланного Им Сына Божьего вера обрела новые свойства и потребовала иного осмысления.
Апп. Павел и Иаков коснулись разных аспектов веры Христовой18 и обогатили богословие представлениями о ее свойствах и действиях. Первый охарактеризовал начальную стадию веры, когда человек знакомится с Богом и Его Сыном и получает благодатное очищение и освящения для ведения новой жизни. Второй говорит о следующем этапе жизни по вере, которая должна вдохновлять к активной добродетели и деятельному благочестию. «Они начинали в различные эпохи становления христианской жизни. Павел, стоявший у истоков, утверждал, что ни один человек не может заслужить Божьего прощения: инициатива должна исходить от добровольной благодати Божией, человек может лишь принять прощение, предложенное ему в Иисусе Христе. Иаков же начинал много позже, в эпоху исповедующих христиан, людей, утверждавших, что они уже получили прощение и вступили в новые отношения с Богом. Такие люди, справедливо говорит Иаков, должны вести новый образ жизни, потому что они новые создания. Они прощены, теперь они должны показать, что стали святыми. А с этим Павел был бы совершенно согласен»19.
Таким образом, Евангельское учение и учение ап. Павла о вере в послании ап. Иакова переходит на следующий этап развития. В его определении, вера может быть «мертвой» и, по аналогии, «живой». Так как поводом для послания послужили негативные явления жизни по вере, то автор оперирует только выражением «мертвая вера» и говорит именно о ней. Смысл понятия «мертвая вера» частично раскрывается уже в самом отрывке. В некоторых вариантах текста греческого оригинала в одном из выражений слово «уекра» (мертвая) заменено на «аруп» (бездейственная, ненужная, бесполезная) (Иак. 2:20). То есть вера является мертвой, если она статична и бездеятельна. Такая особенность относится как к самой вере, застывшей в своем развитии, так и к ее внешним проявлениям, когда она не побуждает своего носителя к поступкам и не оказывает воздействия на образ жизни. Одновременно мертвая вера становится бесполезной для спасения. То, чему вера должна служить, и для чего она предназначена — жизнь и близкое общение
с Богом, — остается недостижимым. И, как следствие, такая вера не нужна. Поэтому в данном случае мертвая вера аналогична неверию.
Без дел, внешних добрых поступков, вера «<мертва сама по себе» (■угкра готгу каб гаит^ — мертвая по себе самой, как таковая) (Иак. 2:17). В ней отсутствует жизнь, деятельность, энергия. По сути, мертвая в себе вера представляет собой рациональную, умозрительную позицию, включающую в себя евангельские истины о Боге, Его Сыне и Спасении. Человек признает истинным для себя христианское учение и принимает его в качестве собственной идеологии. Далее этого сухого остатка человек не продвигается ни в плане благодатных духовных переживаний, ни в отношении образа жизни. Блж. Феофилакт по этому поводу замечает: «Ибо слово вера употребляется в двояком значении: иногда оно означает простое согласие ума с явлением. Ибо мы обыкновенно это называем верой (почему и бесы веруют о Христе, что Он Сын Божий), и опять именем веры мы называем сердечное исследование, соединенное с твердым согласием. Божественный Иаков называет мертвой верой простое согласие, как не имеющее одушевляющих оное дел»20. И снова напрашивается вывод, что такая вера бесполезна, ничем не отличается от ее отсутствия.
Если упоминание о «живой вере» в отрывке не приведено, то признаки настоящей веры все-таки присутствуют. Главным образом, это — «дела», поступки, соответствующие Божьим заповедям о любви и милосердии. Основной аргумент ап. Иаков высказывает в форме полемики с абстрактным оппонентом, когда просит его показать, сделать явной свою веру. «<Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:18). Возможно, «оппонент считает веру и дела равноценными проявлениями христианской религии. Но Иакова не устраивает то или другое порознь; он считает, что проблема состоит не в наличии или отсутствии веры или дел. Проблема состоит в том, что религиозность обязательно должна включать и веру, и дела»21. Читателю послания предложено задуматься над вопросом, каким образом можно явить окружающим свою веру? Если вера относится к внутреннему
состоянию человека, касается, в первую очередь, его душевного расположения, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, то, как сделать веру очевидной для окружающих?
В начале отрывка автор приводит в пример ситуацию, когда живая вера может себя проявить, — оказание помощи нуждающимся или дела милосердия (Иак.2:15-16). Именно в контексте добрых дел, по мысли автора, становятся приемлемыми и действенными упоминания Господа, свидетельства о вере в Единого Бога, благословения и добрые пожелания. В данном случае становится очевидной связь, выраженная в проповеди Иисуса Христа, Который повторяет призыв Моисея (Втор.6:4~з) и последовательно связывает веру в Бога с исполнением заповедей о любви к Нему и ближнему (Мк.12:29-31). Другими словами, внутреннее состояние может быть явлено вовне только посредством слов и действий. Но если простая вера раскрывается в выражениях религиозной лексики, то живая вера — в поступках, в активной нравственной деятельности в целом.
В подтверждение своих убеждений апостол приводит пример двух ветхозаветных праведников, Авраама и Раав. Личность Авраама, как самого авторитетного праведника, была и остается чрезвычайно популярной в иудейской традиции. Жизнь этого патриарха служит важной темой для ветхозаветных пророков, на него ссылается Иисус Христос в своей проповеди, на него опирается ап. Павел в своих посланиях. Ап. Иаков тоже для своих целей упоминает историю о принесении в жертву Исаака (Иак.2:21). Для него это — самое убедительное доказательство подлинной веры посредством дела. Именно оно дает апостолу полное право заявить: «<вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства» (Иак.2:22). Перед читателем раскрывается механизм взаимодействия и взаимного влияния веры и дел. Вера вдохновляет на богоугодные дела и освящает их. А благочестивые поступки, в свою очередь, способствуют совершенствованию веры: ее усилению, утверждению, развитию22.
Но было бы неверно остановиться на определении «механизм взаимодействия веры и дел», ведь ап. Иаков видит в их единстве
не механическую, а органическую связь. «<Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:2б)гъ. Парадоксальное заключение, которое противоречит библейскому, аскетическому и психологическому представлению о духовно-физическом устроении человека. На протяжении всей истории и во всех антропологических учениях ассоциативный ряд и поиск аналогий всегда имел одно направление, когда отвлеченное явление связывалось с духом или сознанием человека, а материальное — с его телом. В выводе автора послания связи проведены наоборот: вера ассоциируется с телом, а дела — с душой человека.
Конечно, можно не углубляться в смысл последней фразы отрывка и воспринять его как яркий и впечатляющий речевой оборот. «Очевидно, мы запутаемся, пытаясь понять, что этим сравнением хочет сказать Иаков, если начнем разбираться во взаимосвязях души и тела; если скажем, к примеру, что дух оживотворяет тело, а затем попытаемся представить, как именно дела могут дать вере жизнь. Наверное, начать нужно с того, что для жизни требуется единство души и тела, а для живой веры — подобное единство веры и дел. Они должны слиться воедино в жизни верующего христианина»24. Однако, если остановиться на этом в общем-то правильном подходе, можно упустить из виду одну важную особенность дискурса ап. Иакова, которая характерна и для других его рассуждений.
В библейском контексте душа всегда выступает жизненным началом для тела. Человек признается живым, пока в нем прибывает дух/ душа, согласно описанию его творения: «<Исоздал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Выт.27). Более того, душа и жизнь часто отождествляются друг с другом, являются взаимозаменяемыми понятиями, как это встречается в Евангелии: «Он (Христос) же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух (или жизнь) ее; она тотчас встала» (Лук.8:54-55). Как уже было сказано выше, вера может быть связана только с душой человека, тогда как дела с его телом. Как душа производит в себе веру, так и деятельность тела воплощается в делах. К тому же, по мысли
самого ап. Иакова, настоящая вера должна побуждать человека к соответствующим делам, то есть вера в его концепции выступает жизненным началом для дел, как душа для тела. Но в своем последнем выводе он переставляет акценты, называя дела душою веры-тела. Вероятно, апостол хотел подчеркнуть, что дела — это воплощенная жизненная энергия души. То, что внутри заставляет душу думать, чувствовать, стремиться, оно же вовне реализуется в поступках. Подходящим определением для этой энергии может служить Божественная благодать.
Таким образом, последняя фраза автора послания одновременно соответствует основному тезису «вера без дел мертва» и противоречит общей логике отрывка: вера вдохновляет на добрые дела, вера оживляет деятельность. Точнее было бы сказать, что приведено некорректное сравнение. Однако, для ап. Иакова именно такое заключение видится необходимым и предпочтительным. Потому что вера, по его убеждению, должна иметь практическое измерение, конкретные и осязаемые средства оценки ее жизненности и активности.
Из самого послания видно, что апостол не претендует на абсолютную логичность своих размышлений. Это не единственный случай логической непоследовательности в тексте. Ап. Иаков — не философ, не логик, а учитель нравственности, отдающий предпочтение опыту и практике. Ему не важно, насколько логически безукоризненны его наставления. Единственное, что для него имеет значение, — это пробуждение в читателях желания следовать им. Поэтому эффект от его заключения, несомненно, более действенен, чем формальная логика отрывка.
Как никто другой из новозаветных авторов, ап. Иаков следует идее большей ценности реального опыта добродетели перед религиозным теоретизированием и созерцанием. Первый этап формирования христианина, устроение благочестивого образа жизни на основе веры, он считает пройденным как для себя, так и для других верующих. Поэтому
более важным для него является укрепление веры через подвиг добра и аскетику.
Замкнув свое внимание на этической проблематике, автор соборного послания упустил из виду другие способы обнаружения и укрепления веры: например, такой как миссия. Проповедь веры, распространение Евангелия — если не равнозначный, то тоже деятельный способ свидетельства о своей вере. Провозвестие Слова Божьего тоже является делом, которое можно учитывать в идейной конструкции рассматриваемого отрывка. А также гармонично вписать в механизм взаимодействия веры и добрых дел, так искусно выведенный в послании. Парадоксальным образом св. Иаков, называемый церковной традицией апостолом, ставит себя в противоречивое положение, обращаясь к христианам с посланием, как проповедник, и одновременно не воспринимая проповедь как добродетель веры.
Благочестие, как лучшее явление веры и ее утверждение, по сути, становится в глазах ап. Иакова и самым действенным способом проповеди. Ничто так не воздействует на душу ближнего, как пример жизни проповедника. Никакие слова не окажут такого влияния, как личный опыт христианского поведения. В этом — весь апостол Иаков. Подтверждение его практичного характера и подхода к христианской проповеди можно обнаружить в других местах повествования.
Список использованной литературы
1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. — М.: РБО, 2009. — 2030 с.
2. Neßle — Aland. Novum Teftamentum Graece. The scholarly edition of the Greek New Teftament. 28th Revised Edition. Deutcshe Bibelgesellschaft. Munfter/ Weftphalia.
3. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкования на Соборные послания // https: //azbyka.ru/ otechnik/ Ioann_Zlatouft/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/i
4. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Деяния святых апостолов и на Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. — 216 с.
5. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I—VIII веков. Новый Завет. XI. Кафолические послания. Послание Иакова, i и 2 послания Петра, 1,2 и з послания Иоанна, послание Иуды/ Пер. с англ., греч., лат.,
сир. Под редакцией Дж. Брэя/ Русское издание под редакцией Д. А. Федчука и Г. И. Беневича. — Тверь: Герменевтика, 2008. — 352с.
6. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТГУ, 2007. — 864 с.
7. Баркли У. Комментарии к Новому Завету// https://bible-teka.c0m/barclay/45/2/
8. Белецкий А. Н., Зуев А. Н. Проблема соборного послания апостола Иакова в связи с дискуссией об оправдании в раннем протестантизме // Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты. Сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции. Под редакцией А. В. Ворохобова. 2020. С. 5-13.
9. Белецкий А. Н. Социальный радикализм в соборном послании апостола Иакова. Труды Нижегородской Духовной семинарии. 2022. № 20. С. 7-24.
10. Богдашевский Д. И., проф. Послание св. апостола Иакова. Труды Киевской Духовной Академии, 1907, октябрь. С.200 // http://kdais.kiev.ua
11. Браун Р. Введение в Новый Завет. Т. II. Современная библеистика. М.: ББИ св. Апостола Андрея, 2007. — 213 с.
12. Майер Герхард. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. — М.: Издательство ББИ, 2012. — 288с.
13. Мотиер Дж. А. Послание Иакова. Серия «Библия говорит сегодня». Санкт-Петербург: Мирт, 2000. — 146 с.
14. Уляхин В., прот. Священное Писание Нового Завета: Апостол. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. — 496 с.
15. Флоренский П., свящ. Св. Иаков, брат Господень. Богословские труды (19021909) // https://azbyka.ru/0technik/Pavel_Fl0renskij/b0g0sl0vskie-trudy-1902-1909/1_34
16. GreekNTExplorer 0.6.102 27 января 2008// www.grandutils.c0m
Примечания и библиографические ссылки
1. Майер Герхард. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. — М.: Издательство ББИ, 2012. — С. 139
2. Майер Герхард. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. — М.: Издательство ББИ, 2012. — С. 31
3. См. Белецкий А. Н., Зуев А. Н. Проблема соборного послания апостола Иакова в связи с дискуссией об оправдании в раннем протестантизме // Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты. Сборник статей по материалам ежегодной научно-богословской конференции. Под редакцией А. В. Ворохобова. 2020. С. 5-13.
4. Беда Достопочтенный. О семи Кафолических посланиях // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. XI. Кафолические послания. Послание Иакова, 1 и 2 послания Петра, 1,2 и 3 послания Иоанна, послание Иуды/ Пер. с англ., греч., лат., сир. Под редакцией Дж. Брэя/ Русское издание под редакцией Д. А. Федчука и Г. И. Беневича. — Тверь: Герменевтика, 2008. — С.38
5. Майер Герхард. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. — М.: Издательство ББИ, 2012. — С.141
6. Браун Р. Введение в Новый Завет. Т. II. Современная библеистика. М.: ББИ св. Апостола Андрея, 2007. — С.225
7. Богдашевский Д. И., проф. Послание св. апостола Иакова. Труды Киевской Духовной Академии, 1907, октябрь. С.200 // http://kdais.kiev.ua
8. Здесь и далее перевод по Nettle — Aland. Novum Teftamentum Graece. The scholarly edition of the Greek New Teftament. 28th Revised Edition. Deutcshe Bibelgesellschaft. Munfter/ Weftphalia.
9. Майер Герхард. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. — М.: Издательство ББИ, 2012. — С. 140
10. «Кто не ненавидит такой род милосердия, где праздное благочестие утешает малодейственной красотой речей, а бесполезные слезы простираются к небу? К чему оплакивать чужое кораблекрушение, если ты не оказываешь помощи выброшенному за борт телу, или способствовать истязанию духа болью чужой раны, если отказываешь в чаше здоровья?» — Валериан Симиезский, Гомилии 7// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. XI. Кафолические послания. Послание Иакова, i и 2 послания Петра, 1,2 и 3 послания Иоанна, послание Иуды — С.35
11. «Чрез это драматическое введение речи стороннего лица интерес читателя сразу подымается. И тогда Иаков, пользуясь наступившим вниманием, добивает противника убийственным сарказмом, преграждающим уста. «Но чтоже? Пусть ты и в самом деле имеешь веру, уступим тебе. Да, ты хорошо делаешь; и бесы веруют и - трепещут». Бесповоротность сарказма — в том, что он констатирует факты и только голые факты: веровать хорошо (это — первый факт); бесы веруют и трепещут (вот еще два новых факта). Автор отстраняется от обсуждения фактов, он не хочет взвешивать их, предоставляя это суждение о фактах самому противнику». Флоренский Павел, свящ. «Св. Иаков, брат Господень». Богословские труды (i902-i909)// https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/bogoslovskie-trudy-i902-i909/i_34
12. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкований толкований на Соборные послания // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatouft/ otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/i
13. Майер Герхард. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. — М.: Издательство ББИ, 20i2. — СЛ56
14. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТГУ, 2007. — С^6
15. «Контраст между этими персонажами очень резкий: Авраам — одно из главных действующих лиц Библии, Раав появляется в эпизоде. Авраам — отец верующих, Раав — чужеземка. Авраам — уважаемый патриарх,
Раав — женщина с сомнительной репутацией. Авраам — мужчина, Раав — женщина. Как это часто бывает, наиболее резкий контраст быстрее доводит до нашего сознания всеобъемлющий и всесторонний характер этого утверждения, охватывающий все возможные типы людей, начиная от Авраама и заканчивая Раав» // Мотиер Дж. А. Послание Иакова. Серия «Библия говорит сегодня». Санкт-Петербург: Мирт, 2000. — С.79
16. См. Белецкий А. Н. Социальный радикализм в соборном послании апостола Иакова // Труды Нижегородской Духовной семинарии. 2022. № 20. С. 7-24.
17. Уляхин В., прот. Священное Писание Нового Завета. Апостол. ПСТГУ. М. 2015. — С.350
18. «Одна вера оправдывает приходящего одним только исповеданием, если он тотчас отрешился от жизни, ибо у него нет дел, но для него достаточно очищения через крещение, а другая требует выказывания добрых дел от крещенного уже. С этим согласен и Павел. В другом месте он говорит и учит, что вера после крещения требует усовершенствования через дела, когда говорит, что не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5, 6)» — Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Деяния святых апостолов и на Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. — С.137
19. Баркли У. Комментарии к Новому Завету // https://bible-teka.c0m/barclay/45/2/
20. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Деяния святых апостолов и на Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. — С.135,136
21. Баркли У. Комментарии к Новому Завету // https://bible-teka.c0m/barclay/45/2/
22. «Разум, приводимый в движение рассудительностью, приходит к добродетели, а посредством добродетели достигает веры — истинно твердой, непоколебимой и полной уверенности в вещах божественных. Ею разум первоначально обладает, благодаря рассудительности, как возможностью, а затем она является осуществленной, в соответствии с добродетелью обнаруживаясь в делах» — прп. Максим Исповедник. Мистагогия // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-УШ веков. Новый Завет. XI. Кафолические послания. Послание Иакова, 1 и 2 послания Петра, 1,2 и 3 послания Иоанна, послание Иуды — С.38
23. «Дело — душа веры. Вера — душа души. Душа же — душа тела» — Иларий Арльский. Трактат на семь кафолических посланий // Там же. С. 36
24. Мотиер Дж. А. Послание Иакова. Серия «Библия говорит сегодня». Санкт-Петербург: Мирт, 2000. — С.75, 76