Научная статья на тему 'Осуществление Суда Божия по первому посланию к Коринфянам: экзегетический анализ 1 Кор. 3:10-15'

Осуществление Суда Божия по первому посланию к Коринфянам: экзегетический анализ 1 Кор. 3:10-15 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
272
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Новый Завет / апостол Павел / послание к Коринфянам / Суд Божий / спасение / огонь / New Testament / Apostle Paul / message to Corinthians / Judgment of God / salvation / fire in the Bible

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михаил Ерёмин

Статья посвящена рассмотрению темы Суда Божия в первом послании апостола Павла к Коринфянам на примере экзегетического анализа отрывка из третьей главы послания. В статье выявляются разные подходы к толкованию указанного отрывка в истории христианской экзегезы. С помощью филологического анализа и контекстуального подхода к изучению Священного Писания выбирается наиболее предпочтительное толкование отрывка, связывающее тему Суда Божия с учением апостола Павла о вере и благодати Божией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Judgment of God in the First Epistle to the Corinthians Exegetic Analysis 1 Cor . 3:10-15

The article is devoted to the topic of the Judgment of God in the first epistle of the Apostle Paul to the Corinthians using the example of an exegetic analysis of a passage from the third chapter of the epistle. The article reveals different approaches to the interpretation of this passage in the history of Christian exegesis. Through philological analysis and a contextual approach to the study of the Holy Scriptures, the most preferred interpretation of the passage is defined, connecting the topic of the Judgment of God with the teachings of the Apostle Paul about the faith and grace of God.

Текст научной работы на тему «Осуществление Суда Божия по первому посланию к Коринфянам: экзегетический анализ 1 Кор. 3:10-15»

УдК 227.2+22.(04-08) Иерей Михаил Ерёмин,

магистр библеистики, преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии

Осуществление Суда Божия по первому посланию к Коринфянам: экзегетический анализ 1 Кор. 3:10-15

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению темы Суда Божия в первом послании апостола Павла к Коринфянам на примере экзегетического анализа отрывка из третьей главы послания. В статье выявляются разные подходы к толкованию указанного отрывка в истории христианской экзегезы. С помощью филологического анализа и контекстуального подхода к изучению Священного Писания выбирается наиболее предпочтительное толкование отрывка, связывающее тему Суда Божия с учением апостола Павла о вере и благодати Божией.

Ключевые слова: новый Завет, апостол Павел, послание к Коринфянам, Суд Божий, спасение, огонь.

UDC 227.2+22.(04-08) Priest Mikhail Eremin,

Master of Biblical Studies, the teacher of the Yekaterinodar Theological Seminary

The Judgment of God in the First Epistle to the Corinthians Exegetic Analysis 1 Cor. 3:10-15

Annotation. The article is devoted to the topic of the Judgment of God in the first epistle of the Apostle Paul to the Corinthians using the example of an exegetic analysis of a passage from the third chapter of the epistle. The article reveals different approaches to the interpretation of this passage in the history of Christian exegesis. Through philological analysis and a contextual approach to the study of the Holy Scriptures, the most preferred interpretation of the passage is defined, connecting the topic of the Judgment of God with the teachings of the Apostle Paul about the faith and grace of God.

Keywords: New Testament, Apostle Paul, message to Corinthians, Judgment of God, salvation, fire in the Bible.

Авторство апостола Павла по отношению к первому посланию к Коринфянам никогда не подвергалось сомнению1. Послание адресовано христианской общине в Коринфе, многие члены которой были обращены в христианство апостолом Павлом во время второго миссионерского путешествия. Текст послания был написан в городе Ефес в период третьего миссионерского путешествия.

Основная цель апостола - вразумление коринфских христиан и их исправление. Толкование послания требует осторожного подхода с учетом исторического контекста и мотивации апостола, эмоционально поучающего своих чад. Послание содержит его личное отношение апостола ко всему происходящему внутри Коринфской общины. Поэтому некоторые фразы могут быть поняты по-разному. В связи с этим во втором послании апостола Петра относительно посланий апостола Павла говорится следующее:

«...И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто не-удобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания»

(2 Пет. 3:14-16)

Представим отрывок из третьей главы первого послания апостола Павла к Коринфянам на русском и на древнегреческом языках:

I Кор. 3:10-15

10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит (Ката i^v xápiv той 0eoí> x^v 5o0sToáv ^oi ю<; оофо<; ápxixsKirov Gs^sXiov еб^ка, áHo<; 5s SnoiKoSo^eT. екаото^ 5s pXensxro лю<; snoiKo5o^eT).

II Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (0e^éXiov уар áHov ойбец Súvaiai GeTvai пара xov Keí^evov, о<; soiiv 'Inootii; Xpioxó^).

12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - (eí 5s тц SnoiKoSo^eT sni xov 0e^sXiov Xpuoóv, ápyupov, Шои<; n^íou^, ^иХа, xópTOv, raXá^nv)

13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (етотои то

V л г С л С г с Л г С 9 л 9 Л г л

spyov фаveрov yev^oeтаl, ц уар ц^ера onArooer он sv nupi áлoкал,ш;тeтаl, rai SKáoTOu то Spyov onoTóv sonv то пир [аито] SoKi^áoei).

1 См.: Кинер, К. Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет. СПб.: Мирт, 2005. С. 385.

14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду (ег тгуо<; то еруоу ^еуеТ о елогко56^поеу, ^гобоу Х^уетаг).

15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (ег тгуо<; то еруоу катака^оетаг, ^П^ю^Лоетаг, ашо^ 5е оюб^оетаг, ошю<; 5е ю<; 5га лиро<;).

В данном тексте сравниваются две группы материалов: качественные (дорогие недоступные всем) материалы (золото, серебро, драгоценные камни) и материалы другого качества, часто растительного происхождения (доступные) - дерево, сено и солома, которые легко подвергаются огню.

Очевидно, что названия шести материалов следует понимать в переносном смысле. Апостол Павел приводит наиболее известные материалы, которые реагируют на сжигание по-разному. Так, сено не просто сгорает, а способствует быстрому распространению огня. Солома при сгорании обугливается, но не распространяет пламя. Горение дерева зависит от его влажности. Важно подчеркнуть, что перечисленная группа материалов полностью обугливается, теряя изначальные свойства, и не восстанавливается.

Золото и серебро в огне плавятся, но по окончании нагревания застывают в другой форме, без потерь основных свойств и характеристик.

Для драгоценных камней нужна гораздо большая температура горения, чем в костре. Поэтому в обычном огне они сохраняют свои свойства. А при нагреве с помощью горна утрачивают их, как и растительные материалы.

Образным словом апостол Павел разъясняет важнейшую истину. Тому, кто построил свою жизнь правильно, удастся сохранить неизменным результат своего «делания» или воплотить его в другой форме. А если работник использовал «неогнеупорные материалы», то его жизненные деяния просто «обнулятся». Душа не удержит то ценное, что может остаться после смерти/огня. Какой же бытийный смысл таят в себе эти шесть материалов. Являются ли они некоторой данностью для человека, его талантами, результатом выбора своей деятельности, отношением человека к делу «строительства». А может быть, «возведение» из дерева, сена и соломы - это попытка совершить подвиг, что, конечно, лучше, чем бездействие.

В контексте Священного Писания драгоценные камни обозначают мудрость, разум, рассудительность (Прит. 3:13; 17:5), «уста разумные» (Прит. 20:15). Также драгоценным называется камень краеугольный (Ис. 28:16, см. также 1 Пет. 2:4). В книге пророка Иеремии пророку повелевается извлечь драгоценное из ничтожного и быть устами Божьими (Иер. 15:19). В Евангелии от Матфея драгоценностью называется жемчужина, которая символизирует Царство Небесное. По первому посланию Петра драгоценным в очах Божиих является кроткий и молчаливый дух человека (1 Пет. 3:4).

Образ соломы в Священном Писании обозначает грешников, которые подвергаются огню Божьего Суда. Например, соломой называют врагов псалмопевцев (Пс. 83:13); иудейский народ, отступающий от Бога (Ис. 5:24); Израиль со своими ложными рассуждениями, которые можно интерпретировать как самообман (Ис. 47:14). Пророки соломой называли и языческие народы, которые были врагами иудеям (Наум. 1:10; Авд. 1:18; Ис. 25:10). Данный образ используется в проповеди Иоанна Крестителя (Мф. 3:12).

При рассмотрении 14-го стиха понятно, что тот, чьё дело выдерживает испытания, получает награду. Далее возникают разночтения 15-го стиха, в котором говорится о результате совершения Суда Божия, поскольку именно относительно выражения «...впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» существуют противоречивые толкования в святоотеческой традиции, которые приводятся ниже.

Смысл этого выражения проясняется, если учитывать его контекст. В начале рассматриваемого отрывка (1 Кор. 3:10) апостол Павел употребляет слово х^РЦ («благодать») для обозначения апостольского дара и других даров Святого Духа, которые сподвигнули его на создание новых церквей в языческих городах2. Иными словами, благодать проявляется в способности апостола устраивать дело Божие в Коринфе3. Благодать дает Бог, и все деяния апостола от Бога. Бог устраивает через него Свое дело. Возможно, это замечание было дано для того, чтобы коринфяне не сделали апостола своим лидером и объектом почитания.

Апостол Павел называет себя «мудрым» строителем, в отличие от других, которые используют некачественный материал4. Слово оофо<; обозначает тех, кто понимает строительное дело. Переведённое слово архгтектюу обозначает не просто строителя, а руководителя, который определяет цель, разрабатывает концепцию проекта и несет ответственность за созданное им5. Преподобный Ефрем Сирин «мудрым строителем» называет Святого Духа6, в силу чего апостол Павел воспринимается как соработник Духа в деле закладки основания (бе^еХюу) конкретной коринфской христианской общины. Основанием является Сам Иисус Христос (3:11), Евангелие Христово. Закладывать основание - значит проповедовать Евангелие7.

2 Fee, G. The First Epistle to the Corinthians. Grand Rapids: Eerdmans, 1988. Р. 137.

3 Hodge, C. An exposition of the First Epistle to the Corinthians. California: Ephesians Four Group, 2000. Р. 54.

4 Fee, G. The First Epistle to the Corinthians. Grand Rapids: Eerdmans, 1988. Р. 138.

5 Тисельтон, Э. 1 Коринфянам. Черкассы: Коллоквиум, 2017. С. 137.

6 Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 7. Сергиев Посад: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. С. 66.

7 Bruce, F. F. 1 and 2 Corinthians. Grand Rapids: Eerdmans, 1971. Р. 42.

Глагол елогкобо^ею («строить») в форме настоящего времени указывает на действие, которое продолжается постоянно. Дело строительства относится как к самому апостолу Павлу, так и к членам коринфской общины, и заключается в обучении и воспитании верующих членов христианской общины, а также связано с обращением в веру язычников, воспитанием и укреплением христианского самосознания, с воцерковлением. При этом каждый должен быть внимательным к тому, как он строит, потому что все здание должно соответствовать основанию. Слово аИо<; с о значением «другой» подразумевает устроение иного основания, которое создало бы опасность делу проповеди Евангелия в Коринфе8.

Таким образом, под «другими» апостол Павел подразумевал тех коринфян, которые увлекались «мудростью человеческой», поскольку она могла навредить Церкви в Коринфе. Выражение аИо<; 0e^sXio<; («другое основание») может обозначать некоторое лжеучение, которое, по мысли святителя Иоанна Златоуста, повлекло к неспособности коринфян «разуметь высшие предметы»9.

В стихе 11 (1 Кор. 3:11) возникает вопрос, кто положил основание, которое есть Иисус Христос. В комментариях к посланию имеется два ответа: Евангелие Христа10 и сам апостол Павел11. Оба взгляда принципиально не противоречат друг другу, если учитывать предыдущий стих 1 Кор. 3:9: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение».

В этих словах выражается задача апостола Павла - вложить то основание веры в души жителей Коринфа, которое Бог вложил в сердца всех людей, вошедших в общество верующих во Христа и принявших дар Святого духа, в числе которых был и сам апостол Павел. Однако спасение коринфской общины становится возможным только верой во Христа, поэтому и основание спасения может быть положено только Христом. Апостол Павел лишь создает условия для этого, т. е. возможность спасения душ коринфян.

В истории экзегетики существующие толкования 15-го стиха подразделяются на две группы.

Согласно первой группе толкований, апостол Павел допускает, что дело некоторых проповедников может не выдержать испытания и сгорит, однако это не означает окончательного осуждения тех наставников, которые это дело создавали. Они смогут спастись как выбегающие из горящего дома. Гарантией их спасения является тот факт, что они «строили» на основании, которое не может подлежать испытанию, поскольку это основание -

8 Fee, G. The First Epistle to the Corinthians. Grand Rapids: Eerdmans, 1988. Р. 138-139.

9 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. Кн. 2. М.: Радонеж, 2004. С. 80.

10 Fee, G. The First Epistle to the Corinthians. Grand Rapids: Eerdmans, 1988. Р. 139.

11 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам Первого. М.: Правило веры, 2006. С. 177.

Иисус Христос12. В таком ключе данное изречение толкуют блаженный Августин Иппонский13, блаженный Феодорит Кирский14, Амвросиаст15, преподобный Максим Исповедник16, святитель Феофан Затворник, архиепископ Никанор (Каменский)17, святитель Лука Крымский18, священник Павел Флоренский19, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)20. Так, блаженный Августин подчеркивает значение «доброго основания» в деле спасения. Строящие на основании дерева, сена и соломы по истечении времени, определенного сообразно с их грехами, освободятся от этого огня в силу доброго основания21. Блаженный Феодорит в качестве объекта Суда называет учителей, а основанием для их спасения считает преподанное ими «надлежащее учение»: «. дело его сгорит от огня; сам же спасется, именно учитель; ибо неповинен в обращении их на худшее, так как преподал надлежащее учение: Если же кому угодно слова «якоже огнем» разуметь в связи не с делом, но с учителем, то пусть разумеет так, что учитель за них не потерпит наказания, но спасется, будучи и сам испытан огнем, точно ли жизнь его сообразна с учением»22.

В комментарии Амвросиаста читаем: «спасение это не безболезненное, поскольку не говорит: «спасется из огня», как если бы по заслугам своим не будучи тронут огнем, невредимым вышел он из испытания огненного, а говорит иное: но так, как из огня, - то есть быть ему спасенным, но претерпеть страдания от огня, и только уже очистившись через огонь спа-

12 Прокопчук, А. (прот.). Послания святого Апостола Павла. Комментарии и богословие. М.: ПСТГУ, 2019. С. 36.

13 Августин Иппонский, блж. Энхиридион к Лаврентию или о вере, надежде и любви. М.: Сибирская благозвонница, 2017. С. 117-119.

14 Феодорит Кирский, блж. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла // Творения. М.: Паломник, 2003. С. 226-227.

15 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-УШ веков. Новый Завет VII. Первое и второе послания апостола Павла к Коринфянам. Тверь: Герменевтика, 2006. С. 48.

16 Максим Исповедник, прп. Вопросы и недоумения. Вопрос 159. М., 2010. С. 173.

17 Толковый Апостол. Часть 2. Объяснение первых семи посланий святаго апостола Павла / сост. еп. Никанор (Каменский). СПб., 1904. С. 162.

18 Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Будьте живыми камнями здания своей жизни // Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Евангельское злато. М.: Приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2011. С. 216-217.

19 Флоренский, П. (свящ.). Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах свящ. Павла Флоренского. М.: Лепта, 2002.

20 Апостол / Русский перевод и комментарии архим. Ианнуария (Ивлиева). Огненное испытание. В Неделю 9-ю по Пятидесятнице. СПб.: Феодоровский собор, 2020. С. 92-93.

21 Августин Иппонский, блж. Энхиридион к Лаврентию или о вере, надежде и любви. М.: Сибирская благозвонница, 2017. С. 117-119.

22 Феодорит Кирский, блж. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла // Творения. М.: Паломник, 2003. С. 226-227.

сенному быть»23. Слово «огонь», как и другие понятия, встречающиеся в рассматриваемом отрывке первого послания к Коринфянам, следует понимать в символическом смысле, поэтому о чистилищном огне в рассуждении Амвросиаста не может быть и речи.

В том же направлении развивается и мысль преподобного Максима Исповедника: «Что же касается согрешающих, то их дела сгорают, но распознание, осуждая совесть, посредством покаяния уменьшает грехи и спасает человека, наказывая лишь за пренебрежение добродетелями в прежнее время. Однако в грядущем веке греховные дела уходят в небытие, когда, пройдя через огонь Суда, естество получает обратно свои силы здравыми»24.

Святитель Феофан Затворник сравнивает спасение беспечных строителей со спасением погорельцев25.

Как пишет философ священник Павел Флоренский, огонь, о котором говорит апостол Павел, - «не наказание и не возмездие, а необходимое испытание, т. е. проба, исследование того, как воспользовался человек данным ему «основанием» - Богоснисхождением, "доказательство" личности»26.

Если человек раскрывает в себе образ Божий, то он испытывает внутреннее блаженство, радость, подобную той, которую испытывает художник при воплощении своего творческого замысла. Человек, реализовавший собственное « доказательство личности», получает вечную награду. Если человек не соответствует образу Божиему, то есть основанию, которое заложено в нем самим Богом, и строит ветхую надстройку, то его надстройка сгорает. Однако, несмотря на гибель «дела», человек спасается.

Священник Павел Флоренский отличает данную идею спасения от католической концепции спасения через очищение чистилищным огнем27.

Согласно второй группе толкований, в приведенном отрывке говорится о непременной вечной погибели тех, кто использовал в строительстве некачественные материалы. Особенность этой позиции обуславливается интерпретацией лексического значения глагола ою^8™ (в тексте используется форма будущего времени пассивного залога оюб^овтаг) как сохранения в погибели. То есть, дела беспечных строителей разрушатся, а сами строители не погибнуть, но сохранятся в огне вечного мучения. Такое толкование излагают свя-

23 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов 1-УШ веков. Новый Завет VII. Первое и второе послания апостола Павла к Коринфянам. Тверь: Герменевтика, 2006. С. 48.

24 Максим Исповедник, прп. Вопросы и недоумения. Вопрос 159. М., 2010. С. 173.

25 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам Первого. М.: Правило веры, 2006. С. 185.

26 Флоренский, П. (свящ.). Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах свящ. Павла Флоренского. М.: Лепта, 2002. С. 230.

27 См.: Там же. С. 230-231.

титель Иоанн Златоуст28, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Феофилакт Болгарский29, святитель Марк Ефесский30. Так, святитель Иоанн Златоуст уточняет: «Апостол разумеет не действительное сожжение людей, но желает внушить сильнейший страх и показать, что живущий порочно находится в опасности. Потому и отмечает: «отщетится»- вот первое наказание. «Сам же спасется, такожде якоже огнем» - вот и другое. Из этих слов, следует: человек не погибнет так, как его дела, не обратится в ничто, но останется в огне. Это апостол и называет спасением, потому не просто сказал: спасется, а прибавил: как бы из огня... он выражает не что иное, как продолжение наказания, и как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно»31.

Следует обратить внимание на вариативность имеющихся переводов 1 Кор. 3:15:

• Церковнославянский перевод: егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде якоже огнем;

• если чье дело будет сожжено, он потерпит ущерб, сам же будет спасён, но так, как бы сквозь огонь32;

• а чья сгорит в огне, тот понесет ущерб. Правда, сам он будет спасен, как человек, которого вытащили из пламени33;

• а чей труд сгорит, тот потерпит урон, но сам он спасется, как бывает на пожаре34;

• если кого дело будет сожжено, потерпит убыток, сам же будет спасён, так же как через огонь35.

На основании указанных переводов, предполагается возможность спасения человека подобно тому, как человек может спастись при пожаре, даже не повредив собственного здоровья.

Фраза «потерпеть урон» обозначается в греческом тексте глаголом Zn^iraö^GSiai (будущее время, пассивный залог от глагола Zn^io®). В контек-

28 См.: Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. Кн. 2. М.: Радонеж, 2004. С. 88.

29 Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на послания святого апостола Павла. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. С. 166.

30 Марк Ефесский, свт. Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня // Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния. М.: Посад, 1994. С. 64.

31 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. Кн. 2. М.: Радонеж, 2004. С. 88.

32 Кассиан (Безобразов), еп. Перевод Нового Завета - URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Kassian_ Bezobrazov/novyj-zavet-perevod-pod-red-ep-kassiana-bezobrazova/pdf (дата обращения: 02.10.2022).

33 Радостная Весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого. М.: Российское библейское общество, 2006.

34 Новозаветные послания / пер. А. Десницкий. - URL: https://perevod.desnitsky.net (дата обращения: 02.10.2022).

35 Подстрочный перевод Винокурова. - URL: https://bible.by/vin/ (дата обращения: 02.10.2022).

сте Священного Писания употребляется для обозначения наложения штрафа (Исх. 21:22; Втор. 22:19; Ездр. 7:26), наказания грешника (Прит. 19:19; 21:11), ущерба, нанесенного праведнику со стороны нечестивых (Прит. 17:26), готовности все потерять ради Христа (2 Кор. 7:9; Флп. 3:7).

Глагол оюб^овтаг, образованный от глагола ою^® (со значениями «спасать», «беречь», «уводить», «сохранять», «помнить»), в Священном Писании преимущественно содержит идею сохранения или спасения36.

Предлог 5га со значениями «через», «из» (при указании материала) следует понимать (в контексте 15-го стиха), «как тот, кто благополучно прорывается через пламя, но несет на себе отпечаток огня»37. Следовательно, выражение 5га лиро<; «через огонь» нельзя перевести так же, как выражение ¿V «в огне». В первом случае предполагается временное пребывание в огне и дальнейшее из него избавление, а во втором же - продолжительное нахождение в огне, что действительно исключает возможность спасения (именно в таком ключе толковали святитель Иоанн Златоуст, святитель Марк Ефесский и др.). В Толковой Библии предлагается перевод «из огня», который исключает возможность толкования этого огня как чистилищного. Кроме того, следует напомнить, что в Послании говорится об огне метафорически, а значит, этот огонь нельзя трактовать как средство наказания человека. Возможно, этот образ используется для иллюстрации немудрых строителей дела Христова с их негодными средствами.

В Священном Писании «огонь» имеет разные значения:

1) теофанию (Исх. 3:2 (горящий куст); 13:21 (столп огненный); Втор. 4:12 (вк ^еоои тои лиро<; «глас Господа из огня»); Ис. 4:5; 29:6; Ис. 66:15); в этих случаях слово лиро<; (род. падеж от лир) употребляется с словосочетаниями, в которых употребляется предлог ¿V, например, ¿V фXоyí лиро<; «в пламени огня» (Ис. 66:15);

2) действие суда Божия (Пс. 21:9; Пс. 67:3; Прит. 25:22 ср. Рим. 12:20; Ис. 47:14; Иер. 6:29; Иез. 5:4; Иоил. 2:5; Мф. 13:42; Евр. 10:27); в этих случаях слово лиро<; (род. падеж от лир) употребляется с предлогами ало (Ис. 5:24), вц (Иез. 5:4);

3) любовь или защиту Божию (Песн. 8:6; Зах. 2:5);

4) опасность, от которой человек спасается милостью Божией (Ам. 4:11; Иез. 15:7; Зах. 3:2; Зах. 12:6; 13:9; Ис. 43:2; Пс. 65:12; 1 Пет. 1:7; Иуд. 1:23) - в этих случаях слово лиро<; (род. падеж от лир) употребляется с предлогами 5га («через», «из»), ¿к («от», «из»), имеет инструментальную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Пс. 33:16; Прит. 28:26; Иов. 27:8; Ис. 1:27; 49:25; Иер. 23:6; Дан. 12:1; Мф. 10:22; Лк. 8:50; Ин. 10:9; 11:12; Рим. 9:27; 11:26; 1 Тим. 2:15.

37 Роджерс, К. Новый лингвистический и экзегетический ключ Нового Завета. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 565.

функцию, т. е., обозначает средства чего-либо. В этот ряд мест Священного Писания входят и слова из книги пророка Исаии об испытании Израиля: «Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания» (Ис. 48:10).

Таким образом, под выражением 5га лиро<; (за исключением книги Паралипоменон, в которой царь Ахаз проводил сыновей своих через огонь, почитая культ Ваала (2 Пар. 28:3) практически нигде в Священном Писании не подразумевается окончательная погибель, а лишь временные искушения или испытания.

Таким образом, в статье рассматривается проблема толкования отрывка 1 Кор. 3:10-15 о временном или вечном наказании огнем тех, кто строит из некачественного материала, то есть тех, кто не являет собой пример образа жизни по Евангелию, проявляет недобросовестное отношение к делу, в результате чего их деятельность не приносит плодов. Неоднозначность интерпретаций 15-го стиха третьей главы послания апостола Павла позволяет дискутировать в рамках библейской науки о Суде Божием в контексте третьей главы послания как наказании или испытании верующих.

На основании филологического анализа 15-го стиха третьей главы послания и рассмотрения его в контексте Священного Писания предпочтительным является толкование, согласно которому допускается возможность спасения человека, хотя и не без некоторого урона. Суд через огонь имеет временный характер. Человек терпит страдания в силу краха дела, к которому он прилагал определенные усилия. Тем не менее, сам человек спасается от огня.

Суд Божий в рассматриваемом отрывке первого послания апостола Павла к Коринфянам представляется как снисхождение к человеку, пытающемуся совершать подвиг, но в то же время немощному, неудачи которого проистекают из его расслабленности - недомыслия, самообмана, нравственных пороков, отсутствия рассудительности и т.д. Идея спасения недобросовестных работников при совершении Божественного суда согласуется с учением апостола Павла о спасении верой во Христа при помощи благодати Божией.

Список использованных информационных ресурсов

1. Августин Иппонский, блж. Энхиридион к Лаврентию или о вере, надежде и любви / Блаженный Августин Иппонский. - Москва: Сибирская благозвонни-ца, 2017. - 191 с.

2. Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния / Архимандрит Амвросий (Погодин). - Москва: Посад, 1994. - 434 с.

3. Апостол. Апостольские чтения воскресных и праздничных дней / пер. Ианнуарий (Ивлиев). - Санкт-Петербург: Феодоровский собор, 2020. - 280 с.

4. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет VII. Первое и второе послания апостола Павла к Коринфянам. - Тверь: Герменевтика, 2006. - 512 с.

5. Библия. Ветхий Завет: На церковнославянском языке. - репр. изд. 1900. -Тутаев: Православное Братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. 334 с.

6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В русском переводе с приложениями. - 4-е изд. - Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1989. -2543 с.

7. Ефрем Сирин, прп. Творения. Т. 7 / Преподобный Ефрем Сирин. - Сергиев Посад: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. - 393 с.

8. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 10. Кн. 2 / Святитель Иоанн Златоуст. -Москва: Радонеж, 2004. - 522 с.

9. Кассиан (Безобразов), еп. Перевод Нового Завета / Епископ Кассиан (Безобра-зов). - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobrazov/novyj- zavet-perevod-pod-red-ep-kassiana-bezobrazova/pdf (дата обращения: 02.10.2022).

10. Кинер, К. Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет / К. Кинер. - Санкт-Петербург: Мирт, 2005. - 734 с.

11. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Евангельское злато / Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). - Москва: Приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2011. - 336 с.

12. Максим Исповедник, прп. Вопросы и недоумения. Вопрос 159 / Преподобный Максим Исповедник. - Москва: Никея, 2010. - 488 с.

13. Новозаветные послания / пер. А. Десницкий. - URL: https://perevod. desnitsky. net (дата обращения: 02.10.2022).

14. Подстрочный перевод Винокурова. - URL: https://bible.by/vin/ (дата обращения: 02.10.2022).

15. Прокопчук, А. (прот.). Послания святого Апостола Павла. Комментарии и богословие. - Москва: ПСТГУ, 2019. - 416 с.

16. Радостная Весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого. - Москва: Российское библейское общество, 2006. - 604 с.

17. Роджерс, К. Новый лингвистический и экзегетический ключ Нового Завета / Клеон Роджерс. - Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001. - 1007 с.

18. Тисельтон, Э. 1 Коринфянам / Энтони Тисельтон. - Черкассы: Коллоквиум, 2017. - 680 с.

19. Толковый Апостол. Часть 2. Объяснение первых семи посланий святаго апостола Павла / сост. еп. Никанор (Каменский). - Москва: Синтагма, 2009. - 1184 с.

20. Феодорит Кирский, блж. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла / Блаженный Феодорит Кирский // Творения. - Москва: Паломник, 2003. - 719 с.

21. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам Первого / Святитель Феофан Затворник. - Москва: Правило веры, 2006. - 808 с.

22. Феофилакт Болгарский, блж. Толкования на послания святого апостола Павла / Блаженный Феофилакт Болгарский. - Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2002. - 880 с.

23. Флоренский, П. (свящ.). Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах свящ. Павла Флоренского / Священник Павел Флоренский. - Москва: Лепта, 2002. - 814 с.

24. Bruce, F. F. 1 and 2 Corinthians / F. F. Bruce. - Grand Rapids: Eerdmans, 1971. -268 р.

25. Fee, G. The First Epistle to the Corinthians / G. Fee. - Grand Rapids: Eerdmans, 1988. - 880 р.

26. Hodge, C. An exposition of the First Epistle to the Corinthians / C. Hodge. -California: Ephesians Four Group, 2000. - 412 p.

27. Novum Testamentum Graece. 27 Autflage = Новый Завет на греческом / Нестле-Аланд. - 27th edition of NTG. - Москва; Stuttgart: Российское библейское общество: Deutsche Bibelgesellschaft, 2001. - 812 р.

28. SEPTUAGINTA = Септуагинта, или Перевод семидесяти толковников / ред. A. Rahlfs. - Stuttgart: Deutsche Biblegesellschaft, 1979. - 2125 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.