Бмблемстмка
УДК: 22.08
Протоиерей Алексей Николаевич Белецкий, кандидат богословия, преподаватель Нижегородской духовной семинарии
Социальный радикализм в соборном послании апостола Иакова
Аннотация: В статье рассматривается позиция апостола Иакова по вопросу социального неравенства, изложенная в его соборном послании. Апостол Иаков формулирует свое отношение к богатству и бедности на основании пророческих высказываний Ветхого Завета и проповеди Иисуса Христа, преимущественно представленной в Евангелии от Луки. Автор настаивает, что духовное достоинство бедного человека выше достоинства богатого. Поэтому и в церковной общине
бедный христианин должен занимать лучшее положение. Тогда как богатые люди, по причине богатства и проистекающих от него негативных последствий для своего духовного состояния, обречены на погибель, если не покаются. Попытки некоторых толкований смягчить или дезавуировать ригоризм послания приводит к потере его оригинальности и обедняет священное письменное наследие Церкви. Ключевые слова: Ветхий Завет, Новый Завет, соборное послание, апостол Иаков, социальная справедливость, богатство, бедность, толкование.
Archprieft Alexey Nikolaevich Beletsky, PhD in Theology, Lecturer at the Nizhny Novgorod Theological Seminary
Social Radicalism in the Conciliar Epistle of the Apostle James
Abttract: The article examines the position of the Apoftle James on the issue of social inequality, set out in his conciliar epiftle. The Apoftle James formulates his attitude to wealth and poverty on the basis of prophetic ftatements of the Old Teftament and the preaching ofJesus Chrift, presented mainly in the Gospel of Luke. The author categorically insifts that the spiritual dignity of a poor person is higher than the dignity of a rich one. Therefore, even in the church community, a poor Chriftian should occupy a better position. Whereas rich people, because of their wealth and the negative consequences resulting from it for their spiritual ftate, are doomed to perish if they do not repent. Attempts by some interpretations to soften or disavow the rigor of the epiftle leads to the loss of its originality and impoverishes the sacred written heritage of the Church.
8
Труды НИЖЕГОРОДСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ
Key words: Old Teftament, New Teftament, Conciliar Epiftle,
Apoftle James, social Juftice, Wealth, Poverty, Interpretation. Соборное послание святого апостола Иакова известно, в первую очередь, своим отрывком о вере и добрых делах. Автор рассуждает о значении добродетели и активной благочестивой жизни, как показателе живой и действенной веры. Уже в древности этот отрывок стал популярным в христианской среде. И в свете него, а также благодаря церковному таинству соборования, послание приобрело спокойную положительную оценку.
В реальности положение соборного послания апостола Иакова в богословской и этической традиции Церкви красноречиво говорит, что оно находится, если не в забвении, то, по крайней мере, в тени других посланий, например, апостолов Павла, Петра и Иоанна. Да, оно не пестрит яркими и разнообразными идеями в области вероучения или практики. Да, оно не многословно. Но нельзя назвать его неоригинальным, а язык некрасноречивым. Если беспристрастно прочитать это послание, то станет очевидным одно главное его свойство — оно не вполне вписывается в устоявшуюся церковную традицию.
Именно поэтому соборное послание Иакова как бы забыто. Его толком не знают ни миряне, ни священники. В богослужебном году ему, как и остальным соборным посланиям, отведено скромное место во время подготовительных недель Великого поста. Причем ни один отрывок не читается на воскресной или субботней службе. Другими словами, оно как бы изъято из области внимания большинства верующих.
Положение послания апостола Иакова вполне объяснимо. В своих мнениях автор занимает крайнюю позицию, что нисколько не было противоречивым в то время, когда христианство только зародилось. Когда в сфере христианской практики еще не сложились осязаемые ориентиры, радикализм мог иметь место и получить оправдание. Апостол Иаков стал выразителем настроения части верующих, склонных к строгости. Именно поэтому это послание неудобно читать. Но именно поэтому его читать интересно.
Теме социального неравенства в соборном послании апостола Иакова уделяется много внимания. По крайней мере, в трех местах автор освещает различные аспекты своего взгляда на этот вопрос (1:9—11; 2:1-9; 5:1-6). Мысль апостола четко движется в русле учения Иисуса Христа, а именно в том дискурсе, который нашел отражение в Евангелии от Луки. Создается впечатление, что апостолы Иаков и Лука в этом вопросе единодушны. Евангелист делает акцент на теме богатства и бедности. Христос в его описании, как и у других синоптиков, однозначно противопоставляет служение Богу служению богатству (Лк. 16:13, Мф. 6:24), утверждает, что трудно богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18:24, Мф. 19:23, Мк. 10:23). Однако лишь у Луки Он возвещает «горе» богатым (Лк. 6:24) и предсказывает им адские муки в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Царствие Небесное обещается только «нищим духом». Но отсутствие слова «духом» (ты ■оеи^атч) в большинстве авторитетных рукописей Евангелия от Луки больше соответствует смысловому контексту.
В ветхозаветных книгах цикла Премудрости, которые высоко ценит ап. Иаков, также трудно найти прямое одобрение бедности. Похвалы и награды Божией удостаивается скорее благочестие бедного человека, которое ценится больше, чем богатство нечестивца. «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат» (Прит. 28:6). Очевидно, ап. Иаков чувствовал слабое разграничение между богатством и бедностью в этих книгах, поэтому в данной теме на них не ссылается.
Автор послания с первых же слов обращает внимание своих читателей на духовное достоинство христиан, занимающих разное положение в обществе согласно величине своего материального состояния. «<Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве» (Иак.1:9,ю). В отличие от социальных отношений, бедный и униженный член общины, по его мысли, в глазах Божиих более возвышен, чем его богатый и влиятельный собрат. Но и тот, и другой получат духовную пользу и похвалу от Бога,
если осознают значение своего материального состояния для своей духовной судьбы.
По толкованию свв. Илария Арльского, Беды Достопочтенного, Феофилакта Болгарского, Экумения, речь идет о смирении бедного, благодаря чему «Бог смиренным (униженным) дает благодать» (Притч. 3:34) и тем самым духовно их возвышает1. Никто из перечисленных толкователей не разъясняет, почему богатый должен хвалиться2. Можно предположить, что богатому все-таки больший духовный вред наносит его гордыня. Поэтому его похвала основана на отказе от нее и вручении себя в руки Господа3. «И в этом парадокс: бедные могут и должны хвалиться своей высотой (то есть Божественным милосердием), а богатые, наоборот, своим унижением (то есть своей полной зависимостью от Бога). При этом необходимо осознавать то, что вера не устраняет и даже не ослабляет противоречия. Искушение, скорее всего, остается, поскольку богатые и бедные находятся в церкви»4.
Вслед за Христом автор послания придерживается строгого противопоставления небесного и земного, духовного и мирского, ценности которых представляются ему взаимоисключающими. В конце концов, каким бы ни был богатый человек, какие бы возвышенные и благородные цели перед собой не ставил, самое наличие богатства ставит на все его дела и стремления печать несовершенства, постепенно лишает его духовных сил и благодатной жизненной энергии. «(Восходит солнце, [настает] зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих» (1:11). Автор использует образ солнца и высыхающих под его лучами травы и цветов, что характерно для климата Ближнего Востока. Без сомнения, апостол перефразирует высказывание прор. Исайи (40:6-8): ««...Всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно». Толкователи сходятся во мнении о тленности богатства и быстротечности жизни, которую не спасают и не продлевают земные сокровища. «Иаков убеждает богачей
не полагаться на то, что имеет только видимость, а осознать свою человеческую беспомощность и покорно довериться Богу, Который Один может дать то, что пребывает вовек»5. Можно дополнить смысл данных стихов послания тем, что перед лицом Христа и Его судом обречен на гибель богатый христианин или человек, порабощенный страстью стяжательства. Христианское звание в данном случае не защищает богача, и он теряет дар благодати и вечной жизни, полученный в крещении.
Если духовная участь богатого человека печальна, то каким должно быть отношение к нему в Церкви? Ап. Иаков, вероятно, был наслышан, что в христианских общинах имело место заискивание и угодничество перед их богатыми членами со стороны предстоятелей6. В этой связи он дает строгое наставление не выделять вниманием членов общины по признаку богатства или бедности (2:1-9). И начинает с призыва «иметь веру в Иисуса Христа нашего Господа славы». Обращает на себя внимание, что наряду с верой в Бога апостол призывает верить в Спасителя и тем самым подтверждает свою веру в Его Божественное достоинство. Так же очевидна связь с ап. Павлом, который в 1 Кор. 2:8 называет Иисуса Христа Господом славы.
Апостол описывает ситуацию, которая, видимо, имела место во многих общинах, когда распределение мест в собрании (аишуоуп) ставилось в зависимость от материального достатка. И очень богатый человек с перстнем и сияющей тогой, размещался на «хорошем месте», рядом с епископом или предстоятелем. А бедные люди занимали самые плохие и дальние места для стояния или находились на подставках для ног. Такой метод разделения мест свидетельствует о предвзятости и лицеприятии предстоятелей общин, и, глубже, их несправедливом предварительном суде о внутреннем достоинстве членов общины, их действительной близости к Богу и Христу. Св. Иаков дает оценку таким действиям: «<не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями — судьями расчетов дурных)?» (2:4)
В Церкви имеют значение не внешние признаки, а духовное достоинство христианина, богатство благодатных дарований и нравственное
развитие. Благодаря тому, что бедные люди, вследствие стесненных условий своей жизни, оказались более чуткими, искренними и чистыми, именно их Господь Иисус Христос приблизил к Себе, именно им открыл Премудрость Божию, им даровал веру и им поручил благовестие Слова Божия. Тот, кто на земле лишен материального достатка и избытка благ, получил богатство веры. Кто ощущал свою незащищенность и бесправие, тот обрел спасение и Царство Божие. «Христова Благая Весть особенно дорога бедным людям. Она обращена к тем, к которым никто не обращается, и поэтому ей, прежде всего, внимают те, которых мир не ставит и в грош»7.
В этом контексте раскрывается скрытый смысл выражения «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5). Понятно, что Бог обещал Царствие всем любящим Его независимо от каких-либо внешних условностей (национальность, возраст, общественное положение, материальное состояние и прочее). Но если только бедные становятся наследниками Царствия, значит, только они и могут любить Бога.
Если бедный христианин по факту своей униженности является наследником Царства Божия, то, как же можно его презирать в Церкви, которая есть это Царство на земле? Автор послания знал о позорных случаях в жизни некоторых христианских общин, когда богатые члены начинали судебные тяжбы со своими единоверцами и тем самым порочили свое имя христианина. «Пример Иакова актуален во все времена. Сегодня его слова так же важны для нас. Не всегда легко решить, как усадить забредшего на богослужение бродягу. Зато всегда легко допустить, что в церковных делах богатым принадлежит решающий голос. Грех лицеприятия — это грех суждения по несущественным, внешним признакам. Как заметил Иаков, жертвой такого греховного отношения всегда оказываются люди бедные и неимущие»8. Поэтому вывод напрашивается сам собой: в Церкви бедные должны иметь преимущество перед богатыми.
Но такой вывод был бы верным, если бы автор окончил свои рассуждения только укорами в адрес богатых. Но нет, далее он говорит
о главной подоплеке всех человеческих отношений. Если внимание к любому члену общины строится на любви, а не лицемерии, то каким бы ни было это внимание, к бедному или к богатому, оно всегда будет положительным: «<Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (2:8,9). «Церковь должна быть тем местом, где стерты все различия. Когда люди встречаются в присутствии Царя славы, различия в чинах и заслугах должны исчезать»9.
Ап. Иаков дает понять, что богатого члена общины надо любить, как и любого христианина. И даже жалеть, как человека несовершенного, удаленного от спасения. Следовательно, что нужно сделать богатому христианину, чтобы быть ближе к Богу? Апостол с пророческим пафосом в жестких выражениях описывает итог любого богатства во время второго пришествия Христа (5:1-6). В ожидании скорого «конца всему» он ясно видит уничтожение любых накоплений и роскоши. Мало того, уничтоженное богатство станет на Суде свидетельством вины его хозяина в том, что оно не было использовано на благо. «Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных»10. Поэтому богатым пока не поздно нужно покаяться («плачьте и рыдайте») перед наступающим судом («о бедствиях ваших, находящих на вас»).
Особую патетичность обращению ап. Иакова придает ветхозаветный иллюстративный материал. Он обозначает три традиционные составляющие части богатства в понимании древнего мира, которым будет нанесен непоправимый урон в «<день заклания». Красивые и дорогие одежды будут «<изъедены молью» (ср. Ис. 51:8; Иов. 13:28). Драгоценные металлы, неподдающиеся коррозии в обычных условиях, поржавеют, «<иржавчина их будет свидетельством против вас» (ср.: Ам. 8:4-7). Хранилища зерна не будут использованы по назначению, но самый урожай, как «<плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (ср. Втор. 24:14,15; Иер. 22:13; Мал. 3:5). В результате от богатства останется
только гниль и огонь, который «съест плоть» богача. Но и судьба его самого печальна: как упитанное животное, в конце концов, приносят в жертву, так и богач по истечении роскошной и пресыщенной жизни будет обречен на вечную погибель. «Специально откормленный скот забивают для устройства пира, а те, которые выбрали жизнь в роскоши и наслаждениях, подобны людям, откормившим себя для Судного дня. Их наслаждения приведут к страданиям, их роскошь — к смерти»11.
Апостол употребляет стиль выражения, характерный в большей мере для книг пророков, которые боролись против социальной несправедливости в богоизбранном народе. Однако очевидна его связь и с Евангелием. И совсем не случайно именно с одним из четырех. «Обращает на себя внимание обобщающая формулировка „богатые", которым Иаков указывает на опасности богатства. В Израиле существует долгая традиция такого языка: он встречается, например, у пророков (Иер. 9:22), в псалмах (Пс. 48:7-20), в литературе мудрости (Притч. 11:28)... и, наконец, в Новом Завете. Здесь этот язык присутствует преимущественно у Луки»12.
Вдобавок ко всему автор выступает с безоговорочным утверждением, что любое богатство — это всегда результат удержания части платы наемным рабочим, т. е. обмана и порочной выгоды. Богатство в глазах апостола имеет однозначно греховное происхождение и ничего, кроме вреда, не может принести духовной судьбе своего хозяина. В этом кроется причина нелицеприятных высказываний автора соборного послания в адрес богатых людей, его выводов об их низком духовном достоинстве и удаленности от спасения.
Апофеозом всех рассуждений о богатстве в соборном послании стало убеждение апостола, что «<вы (богатые — Б. А.) осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (Иак.5:б). Нельзя не догадаться, что автор имеет в виду богатую иудейскую знать, к которой принадлежали первосвященники, князья и старейшины, осудившие на смерть Господа Иисуса Христа. Хотя и высказываются мнения, что св. Иаков использует обобщенный образ богоугодного человека. «Словамиубили Праведника
апостол, бесспорно, намекает на Христа. Впрочем, прибавлением не противился вам он обобщает речь, простирая ее на прочих, потерпевших от иудеев подобное, и, может быть, пророчески говорит о собственном страдании»13. С виновниками смерти Мессии апостол отождествляет любого богача, который под действием страсти к богатству способен не только отступить от веры, но и стать богоубийцей.
Ап. Иаков проводит четкое разделение между богоугодной бедностью и, если не богопротивным, то духовно опасным богатством. Он забывает о примерах праведности и святости состоятельных людей из священной истории Израиля. Он строг в своих рассуждениях и настойчив в убеждениях. Вместе с практичностью эти черты вполне соответствуют образу этого праведника в предании Церкви и оставляют своеобразный отпечаток на всех идеях соборного послания.
Однако, что более всего обращает на себя внимание при чтении самого соборного послания апостола Иакова и толкований или интерпретаций к нему, — это нежелание комментаторов видеть или допускать пусть и крайний, но все-таки оригинальный подход в трактовке учения Христа. Никто из экзегетов, древних и современных, православных и инославных, не хочет признать ригоризм св. Иакова. У всех наблюдается тенденция смягчить тон его высказываний, растворить жесткость фраз ссылками на подобные выражения в других местах послания, выявить «духовный и возвышенный смысл» его речевых оборотов, подчас нелицеприятных в буквальном звучании. А ведь чего только стоит его обращение к христианам «прелюбодеи и прелюбодейцы!» (4:4). В настоящее время оно звучало бы: «вы что творите, блудники?!»
Тема социального неравенства в послании апостола Иакова излагается просто, строго и однозначно. Неправильными для духа и смысла послания являются попытки увидеть в речах автора критику лишь духовной гибели, слабости или несовершенства богатых людей, пусть даже и христиан, а не критику самого богатства.
Приведу несколько примеров. «Богачи-себялюбцы употребили богатство в чисто эгоистических целях»14, то есть, по учению ап. Иакова,
милосердные богачи могут претендовать на милость Божью? Далее, «А. Варне правильно отмечает, что „в самом богатстве греха нет; грех проявляется в том, каким способом приобретается богатство, какой дух породил стремление к богатству в сердце его обладателя и как это богатство используется". Он очень кстати поднял здесь вопрос об определении качества духа. Иаков полностью согласился бы с этим — способ приобретения, способ использования и дух, который это богатство порождает в сердце его обладателя»15. Отрывок говорит сам за себя. Далее, «так, как и хлеб создан, а неумеренность запрещена; и вино создано, а невоздержность не дозволена. Повелевает избегать роскоши, не как чего-то нечистого, а как расслабляющей, вследствие неумеренности, душу. Всякое творение Божие хорошо и ничто не отвергается, будучи принимаемо с благодарностью»16. То есть ап. Иаков в принципе не против роскоши? Следующее, блж. Феофилакт Болгарский в качестве резюме учения ап. Иакова о богатстве говорит: «Это обличение и посрамление начальникам иудейским, которые пасли бедных и пресыщались почестями от всех, но сами готовились на заклание римским властям от рук их, и особенно за то, что осудили единственного Праведника — Господа и убили Его»17. Другими словами, Суд Божий уготован только иудейским богачам. Существуют и иные комментарии, выражающие по сути тот же самый смысл.
В глаза бросается откровенная попытка «прилизать» послание ап. Иакова, очистить его от колких и досадных высказываний. Возникает впечатление, что послание было истолковано «как надо», то есть перетолковано с определенной целью. Возможно, этой целью было желание втиснуть сочинение св. Иакова в стройную идеологическую экзегетическую парадигму. Появление такой парадигмы можно отнести к тому времени, когда христианская вера стала государственной религией, а Церковь — частью государственного аппарата управления.
Легализация Христианства и повышение его государственного статуса привело к массовой христианизации населения. В Церковь влились большие массы людей с разным социальным положением и материальным достатком. Теперь Церковь стала общиной не только отверженных
и обреченных, а и богатых и успешных. Сам император, придворные, сенаторы и чиновники, состоятельные владетели и предприимчивые торговцы сделались членами Церкви. Она приняла всех желающих с надеждой преобразить весь мир и выстроить Царство Божье на земле, насколько это возможно. Церковь начала создавать и развивать свою доктрину, занялась осмыслением различных сторон жизни общества и выработкой оценки тех или иных явлений. И в этом процессе по формированию гармонично выстроенной христианской государственной идеологии послание ап. Иакова, как видится, могло создавать диссонанс. В нем присутствуют негативные высказывания в адрес богатства, оно грозит Божией карой богатым. Но разве такое приятно читать и слушать влиятельному и состоятельному сословию христианского государства?! Поэтому его истолковали в общем доктринальном смысле и, на всякий случай, «задвинули подальше».
А ведь о чем говорит апостол Иаков в действительности? Он в принципе осуждает богатство как явление. То есть количество материальных благ, превышающее потребность, для него является злом, «<дружбой с миром и враждой с Богом» (см.: 4:4). Он ясно указывает на греховный источник богатства, вследствие чего, самое оно греховно. По его мысли, богатство не может быть обретено иначе, кроме как обманом, кражей, жестокостью и коварством. Как было сказано выше, самое наличие богатства лишает человека животворящей благодати Божией, и Царство Божие, в первую очередь, принадлежит бедным. И такие выводы он делает без всяких уточнений.
В подтверждение этого ригоризма можно привести размышления ап. Иакова по поводу языка и речи, а также его оценку поведения христиан-современников. Для языка он не находит ни одного положительного определения: язык — все сжигающий огонь, мир неправды, неудержимое зло (см.: 3:6-8). При этом сам апостол является служителем Слова. Говоря о проступках членов общины, он руководствуется ревностью по Богу и требует от христиан самоотверженно следовать четкому выбору в дихотомии бытия.
Ригоризм ап. Иакова подкрепляется, главным образом, эсхатологическими ожиданиями. Недаром после рассуждений о тленности богатства следует его уверение в скором конце истории: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня,... укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). В перспективе близкой парусии нет смысла собирать богатство, а если оно имеется, то с ним следует как можно быстрее расстаться.
В этой связи нужно объяснить намек автора на требование богатым христианам каяться. Во-первых, встает вопрос: стоит ли вообще обращенные к богатым слова «<плачьте и рыдайте о бедствиях ваших» (5:1) расценивать как призыв к покаянию? Есть мнение, что в этих словах заключено не воззвание к раскаянию, а пророческое возвещение неизбежной гибели18. Однако в противовес нужно сказать, что общий контекст рассуждений автора, начиная, по крайней мере, с четвертой главы, содержит призыв к покаянию, который с середины пятой главы заменяется призывом к терпению. К тому же похожие предупреждения Иисуса Христа «<горе вам» (Мф. 23:13-32; Лк. 6:24-26) тоже не следует рассматривать в качестве окончательного осуждения. «Наоборот: пророческая проповедь такого типа в обоих Заветах направлена на то, чтобы люди оставили греховную жизнь и по-новому искали общения с Богом»19.
Без всякого сомнения, ап. Иаков призывает богатых людей к покаянию. Но главная идея его призыва состоит не в том, чтобы богачи каялись в своем сребролюбии, жестокости, высокомерии, лжи, воровстве или иных порочных проявлениях своей натуры. Это хотят видеть почти все комментаторы его послания. В христианской цивилизации проблема социальной несправедливости остается, по большому счету, не решенной. Не достаток, а богатство является мечтой или целью многих христиан. Христианские церкви пребывают в зависимости от своих богатых и власть имущих членов. Самые христианские общины могут обладать и обладают обширным имуществом. Богатые и драгоценные украшения стали обыденными аксессуарами христианских храмов.
В целом, христианство благословило богатство как явление богоугодное. Поэтому и общее толкование Нового Завета лояльно к теме богатства, хотя, надо отдать должное, и высказывается в защиту бедности. И самые комментаторы прошлого и настоящего находятся в зависимости от сложившейся веками позиции христианства20.
Общехристианское отношение к богатству традиционно и оправдано. Но не нужно к этой традиции причислять апостола Иакова и его послание. Оно как раз противоречит такому взгляду. Призыв св. Иакова к покаянию требует полного отказа от богатства, добровольной раздачи имущества и перехода в положение обычного гражданина. Он требует деятельного покаяния в духе св. пророка Иоанна Крестителя и св. евангелиста Луки.
В притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31) ключевыми являются слова Авраама, что богач наказан не за грехи, а за комфортную жизнь на земле, а Лазарь утешается не за добродетели, а по причине земной нищеты. И всем известное изречение Христа «<Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лук.18:24,25) чаще всего понимается в положительном смысле: богатому человеку трудно, но все-таки возможно войти в Царство. Однако самый примененный Господом образ говорит об обратном. Малые ворота в стенах крепостей, «игольное ушко», устроены так, чтобы через них мог пройти только один человек. Запоздавший торговец или состоятельный путешественник после закрытия больших ворот во избежание опасностей мог войти в город и провести своих животных, но навьюченное имущество протащить на спинах животных явно не удавалось. Поэтому все, что падало на землю доставалось охране. В результате странник, оказываясь в безопасности, терял, если не все, то большую часть своего багажа. И верблюд входил в город через «игольное ушко», но только без поклажи. Таким образом, становится понятной фраза Христа: богатый может войти в Царство Божие только одним способом — отказом от богатства, добровольной бедностью21.
Такое же радикальное покаяние требует апостол Иаков от богатых. Покаяние должно быть явлено в деле. Потому что, по его стойкому убеждению, и вера должна подтверждаться в делах. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). И покаяние без отказа от богатства = греха не действительно.
Апостол Иаков придерживается крайней и суровой позиции. Как уже было сказано выше, в истории и традиции христианства это не нашло поддержки. Но личность апостола Иакова и его послание от этого не проиграли. Автор выразил настроение, которое всегда имело место и присутствует в Церкви. Воззрение тех людей, которые склонны к подвигу и самопожертвованию, которые не удовлетворяются в духовном порыве простой повседневной благочестивой жизнью. Таковых всегда меньшинство, и чаще всего они вступают в ряды монашествующих. А самое соборное послание, занимая подобающее место в каноне Нового Завета, является жемчужиной христианской письменной традиции. Его оригинальный характер, колоритное и специфическое содержание свидетельствуют о богатстве и разнообразии духовной жизни раннего христианства. В нем были уместны спокойствие и рассудительность апостола Петра, энергия и творчество апостола Павла, возвышенность и отрешенность апостола Иоанна, а также строгость и бескомпромиссность апостола Иакова. Любая попытка перетолковать их послания или навязать им абсолютизированную идеологическую парадигму грозит потерей этого ценного благодатного разнообразия.
Библиография
1. GreekNT Explorer // [Электронный ресурс] / URL: http:// www.grandutils. com (дата обращения 12.04.2022)
2. Mußner F. Der Jakobusbrief // HThK XIII/I, 1987. — S. 134-145.
3. Theological dictionary of the New Teftament. Editors: Gerhard Kittel, Gerhard Friedrich / Translator and Editor Geoffrey W. Bromiley, d. litt., d.d.New, improved version with footnotes. — 1698 p.
4. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТГУ, 2007. — 864 с.
5. Баркли У. Комментарии к Новому Завету. [Электронный ресурс] / URL: // https://bible.by/barclay/45/ (дата обращения 12.04.2022)
6. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I—VIII веков. Новый Завет. XI. Кафолические послания. Послание Иакова, 1 и 2 послания Петра, 1,2 и з послания Иоанна, послание Иуды/ Пер. с англ., греч., лат., сир. Под редакцией Дж. Брэя/ Русское издание под редакцией Д. А. Федчука и Г. И. Беневича. Тверь: Герменевтика, 2008. — 352с.
7. Браун Р. Введение в Новый Завет. Т. II. Современная библеистика. М.: ББИ св. Апостола Андрея, 2007. — 213 с.
8. Ворохобов А. В. Актуальные методологические проблемы западной протестантской герменевтики // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. Нижний Новгород, 2013. Выпуск 22. — С. 212-223.
9. Ворохобов А. В. Основы библейского понимания святости // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Нижний Новгород: Ридо, 2020. Вып. 18. — С. 7-34.
10. Ворохобов А. В. Спецификация протестантской герменевтики сакральных текстов на Западе // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Нижний Новгород: Ридо, 2013. Вып. 11. — С. 7-36.
11. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкования на Соборные послания // [Электронный ресурс] / URL: https: //azbyka.ru/ otechnik/ Ioann_Zlatouft/otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/i (дата обращения 12.04.2022)
12. Майер Г. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. М.: Издательство ББИ, 2012. — 288с.
13. Мотиер Дж. А. Послание Иакова. Серия «Библия говорит сегодня». Санкт-Петербург: Мирт, 2000. — i46 с.
14. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Деяния святых апостолов и на Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. — 216 с.
Примечания и библиографические ссылки:
1. См.: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. XI. Кафолические послания. Послание Иакова, i и 2 послания Петра, 1,2 и 3 послания Иоанна, послание Иуды / Пер. с англ., греч., лат., сир. Под редакцией Дж. Брэя / Русское издание под редакцией Д. А. Федчука и Г. И. Беневича. Тверь: Герменевтика, 2008. С. 11-12.
2. Каким образом, по мысли археп. Аверкия (Таушева), «богатый может „хвалиться" или утешать себя лишь сознанием ничтожности, тленности своего богатства», остается неясным. // Аверкий (Таушев), архиеп.
Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТГУ, 2007. С.515.
3. «Он (богатый) смиряет себя и прославляется только в Боге... Эта мысль принадлежит Ветхому Завету и Иудаизму. Мы не должны видеть в этом ироничное предостережение..., а именно, что богатый человек должен хвастаться своим (неминуемым) падением — пер. автора) — Theological dictionary of the New Teftament. Editors: Gerhard Kittel, Gerhard Friedrich. Translator and Editor Geoffrey W. Bromiley, d. litt., d.d. New, improved version with footnotes. P. 343.
4. Майер Г. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. М.: Издательство ББИ, 2012. С.78.
5. Баркли У. Комментарии к Новому Завету. [Электронный ресурс] / URL: // https://bible.by/barclay/45/ (дата обращения 12.04.2022)
6. «Неизбежная институциализация общины, вызванной к жизни проповедью Евангелия, свершилась, и Иак (2:5) апеллирует к тому, чему были ранее научены ее члены — бедные наследуют Царство Небесное» — Браун Р. Введение в Новый Завет. Т. II. Современная библеистика. ББИ св. Апостола Андрея. М. 2007. С. 101.
7. Баркли У. Комментарии к Новому Завету. [Электронный ресурс] / URL: // https://bible.by/barclay/45/ (дата обращения 12.04.2022)
8. Мотиер Дж. А. Послание Иакова. Серия «Библия говорит сегодня». Санкт-Петербург: Мирт, 2000. C. 56.
9. Баркли У. Комментарии к Новому Завету. [Электронный ресурс] / URL: // https://bible.by/barclay/45/ (дата обращения 12.04.2022)
10. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Деяния святых апостолов и на Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 143.
11. Баркли У. Комментарии к Новому Завету. [Электронный ресурс] / URL: // https://bible.by/barclay/45/ (дата обращения 12.04.2022)
12. Майер Г. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. М.: Издательство ББИ, 2012. С. 224.
13. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Деяния святых апостолов и на Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С.143.
14. Баркли У. Комментарии к Новому Завету. [Электронный ресурс] / URL: // https://bible.by/barclay/45/ (дата обращения 12.04.2022)
15. Мотиер Дж. А. Послание Иакова. Серия «Библия говорит сегодня». Санкт-Петербург: Мирт, 2000. С. 116.
16. Иоанн Златоуст, свт. Отрывки толкования на Соборные послания // [Электронный ресурс] / URL: https: //azbyka.ru/ otechnik/ Ioann_Zlatouft/ otryvki-tolkovanij-na-sobornye-poslanija/i (дата обращения i2.04.2022)
17. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Деяния святых апостолов и на Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С.144
18. См. Mußner F. Der Jakobusbrief // HThK XIII/I, 1987.
19. Майер Г. Послание Иакова. Историко-богословский комментарий к Новому Завету / Пер. с нем. М.: Издательство ББИ, 20i2. С.226
20. Ворохобов А. В. Актуальные методологические проблемы западной протестантской герменевтики // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. Нижний Новгород, 2013. Выпуск 22. — С. 212-223; Ворохобов А. В. Спецификация протестантской герменевтики сакральных текстов на Западе // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Нижний Новгород: Ридо, 20i3. Вып. ii. — С. 7-36.
21. Ворохобов А. В. Основы библейского понимания святости // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Нижний Новгород: Ридо, 2020. Вып. i8. — С. 7-34.