Научная статья на тему 'Разбор критики подлинности послания апостола Иакова со стороны Мартина Лютера'

Разбор критики подлинности послания апостола Иакова со стороны Мартина Лютера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
614
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лютеранство / Мартин Лютер

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александр Сергеев

В настоящей статье представлен разбор критики подлинности послания апостола Иакова со стороны Мартина Лютера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разбор критики подлинности послания апостола Иакова со стороны Мартина Лютера»

РАЗБОР КРИТИКИ

ПОДЛИННОСТИ ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ИАКОВА СО СТОРОНЫ МАРТИНА ЛЮТЕРА

Диакон Александр Сергеев, сотрудник миссионерского отдела МДА [email protected]

Для цитирования: Сергеев А., диак. Разбор критики подлинности послания апостола Иакова со стороны Мартина Лютера //Духовные ласточки. 2020. Т. 2. С. 257-263.

Мартин Лютер - известный немецкий реформатор, кото- рый для обоснования своих лжеучений использовал только Священное Писание. Однако, вследствие того, что некоторые места из Библии, а также и целые книги не соответствовали мнениям Лютера, то он предпочитал отвергать их подлинность. Для подтверждения своих идей он составил новый перевод Библии, исключив из него послание апостола Иакова, Послание апостола Иуды, Послание к Евреям и книгу Откровения Иоанна Богослова. Эти книги были помещены в листе с содер- жанием без указания номеров, что указывало на то, что Лютер считал их второстепенными. Делал он это на основании того, что, по его мнению, истинные книги должны показывать нам Христа и учить всему, что нужно для нашего спасения. Более всего Мартин Лютер критиковал послание апостола Иакова.

Иеромонах Климент Зедергольм пишет, что «Лютер... не хотел вразумиться словами апостола Иакова: „что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? мо-

жет ли эта вера спасти его?... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2:14;26). Так как эти слова совершенно низвергают Лютерово учение об оправдании человека исключительно одною верою и между тем так ясны и положительны, что не допускают никакого перетолкования, то Лютер решился отвергнуть подлинность всего послания Св. Апостола Иакова»1.

Сам Мартин Лютер пишет об этом так: « Я не признаю это послание произведением кого-либо из Апостолов .Я не помещаю его в моей Библии в числе подлинных книг. Но, не хочу, и запрещать ставить и помещать оное, где кому будет угодно; ибо в нем содержится много добрых изречений»2.

И в другом месте он говорит: «Я высоко ценю Послание Иакова и считаю его полезным, хотя его и не принимали сначала. Оно посвящено закону Божьему и не содержит изложения и толкования человеческих учений. Что касается моего собственного мнения, то, безотносительно к чьим-либо предрассудкам, я не считаю, что оно вышло из-под пера апостола»3.

Здесь виден толерантный подход, через который Лютер выразил свое мнение, показывая при этом, что и другие мнения тоже будто бы приемлемы, а его высказывание просто некое частное мнение. Скорее всего, это хитрый психологический прием, используемый Лютером для лучшего восприятия его мнения. Теперь же рассмотрим его конкретные аргументы и критические высказывания.

1 См. Православный немец иером. Климент (Зедергольм). Изд. Введенской Оптиной пустыни 2002. С. 315

2 См. Генрих Эрнст Фердинанд Герике. Введение в новозаветные книги Священного Писания (Первая половина. Издательство: М.: Синодальная типография 1869 год. С. 232-233.

3 См. Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету Комментарии на Послание Иакова Лютер и послание Иакова. https://azbyka.ru/ otechnik/Bib[ia/kommentarii-k-novomu-zavetu/6_1

Лютер так отзывается о послании апостола Иакова: «послание св. Иакова, в сравнении с этими прочими, - это послание из соломы, ибо в нем нет ничего от природы Евангелия».1 Следует отметить, что такое мнение у Лютера сложилось не только из-за его желания согласовать Библию со своими идеями, но и согласно с тем, что он отвергал подлинность послания, ссылаясь на мнения некоторых древних отцов и учителей Церкви. Это можно увидеть из предисловия Лютера к посланию апостола Иакова, где он пишет, что «хотя древние и отвергли это послание св. Иакова, я высоко его ценю и считаю его хорошей книгой, потому что оно не проповедует учения человеческие, но ревностно отстаивает закон Божий. Однако, если уж говорить о моем отношении к нему, я не считаю его - без какого-либо предубеждения к кому бы то ни было - писанием апостола»2.

Скорее всего, Лютер имел в виду сомнения некоторых древних учителей и отцов Церкви, таких как Евсевий Кесарийский и блаженный Иероним Стридонский, однако, это весьма безосновательно и натянуто, так как по свидетельству Лопухина: «Евсевий Кесарийский, как и блаженный Иероним, причисляет это послание к разряду предрекаемых, но сам же свидетельствует об общественном, публичном употреблении послания во многих церквах». Далее Лопухин замечает: «после Евсевия всякие сомнения о подлинности послания навсегда прекращаются в церкви, и оно неизменно пребывает в каноне боговдох-новенных книг»3.

Поэтому совершенно нельзя оправдывать подход Лютера, ссылаясь на то, что он искренно опирался на мнения некоторых древних.

1 См. Джеймс Суон «Мартин Лютер и Послание Иакова» http:// pavelserz.livejournal.com/11465.html

2 Там же.

3 См. Комментарии Лопухина на послание Иакова, введение http:// bible.by/lopuhin-bible/read-com/45/00/

Также Лютер писал, что апостол Иаков в своем послании «ссылается на слова. Петра, однако же, к тому времени св. Иаков был уже умерщвлен Иродом в Иерусалиме, перед глазами св. Петра. Таким образом, похоже, что этот автор жил гораздо позже, чем св. Петр и св. Павел»1.

Здесь Мартин Лютер явно ошибся, так как Иаков это не брат Иоанна Богослова, убитый царем Иродом, а брат Господень -первый епископ Иерусалимской Церкви.

Рассмотрев вопрос признания Лютером авторства послания, перейдем к его богословским аргументам.

Во-первых, Мартин Лютер считал, что послание апостола Иакова приписывает искупительное свойство человеческим делам и в нем неверно приводится в пример Авраам, который будто бы искупил свои грехи своими деяниями.

Во-вторых, Лютер обращает внимание на то, что в послании Иакова о Христе упоминается только два раза, и нет призыва для христиан помнить о крестных страданиях и воскресении Христовом.

Таким образом, немецкий реформатор считает христоцен-тричность послания главным критерием истинности любого послания. Он пишет: «то, что не проповедует Христа - это не от апостолов, даже если это проповедовали Петр или Павел. И напротив, все, что проповедует Христа - это апостольское, даже если это делают Иуда, Анна, Пилат или Ирод»2.

В-третьих, Лютер считает, что послание Иакова противоречит святому Павлу и всему остальному Писанию тем, что приписывает оправдание делам на примере Авраама, который оправдался тем, что принес в жертву Богу своего сына Иакова.

1 См. Джеймс Суон «Мартин Лютер и Послание Иакова» http:// pavelserz.livejournal.com/11465.html

2 См. Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету Комментарии на Послание Иакова Лютер и послание Иакова. https://azbyka.ru/ otechnik/Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu/6_1

По мнению Лютера, Моисей в книге Бытия, на которую ссылается апостол Иаков, говорит только о вере Авраама, а не о его делах, так как и апостол Павел учит, что Авраам оправдался без дел, одной только верой, еще до того, как принес сына в жертву.

Также немецкий реформатор замечает, что Иаков «называет закон „законом свободы", хотя Павел называет его законом рабства, гнева, смерти и греха»1.

Таким образом, камнем преткновения для Лютера в его суждениях о послании апостола Иакова является невозможность согласования его идей с посланиями апостола Павла.

И далее Мартин Лютер делает догадку относительно того, чего хотел добиться апостол Иаков своим посланием. Он пишет: «Иаков хочет предостеречь тех, которые полагаются на веру и не переходят к действиям и свершениям, но у него нет надлежащих для такой задачи ни вдохновения, ни мыслей, ни красноречия. Он пытается достичь законом того, чего апостолы добиваются, проповедуя людям любовь»2.

Следует отметить, что Мартин Лютер все же соглашается с мнением апостола Иакова, однако, истолковывает его в свою сторону, говоря, что «одно дело, что вера оправдывает без дел, и совсем другое - что вера существует без дел»3. То есть, по его мнению, апостол Иаков имел ввиду, что дела это то, благодаря чему вера существует, но они не оправдывают, а оправдывает только одна вера. И в другом месте он говорит, что Иаков «хотел написать предостережение против тех, кто полагался на веру без дел, но не сумел справиться с задачей. Используя закон, он пытается добиться того же, чего апостолы добивались, побуждая людей к любви»4. Далее

1 См. Джеймс Суон «Мартин Лютер и Послание Иакова» http:// pavelserz.livejournal.com/11465.html

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

Лютер пишет, что это послание призывает читателя к закону и его делам.

Кроме этого он подчеркивает, что мысли в нем составлены весьма беспорядочно. И поэтому из этого Лютер делает вывод, говоря, что автором послания является «некий добропорядочный и благочестивый человек, взявший несколько высказываний апостольских учеников и вываливший их все на бумагу. Или, может быть, послание написано как-то на основании собственных проповедей»1.

Получается, что согласно мысли Лютера, текст послания не является в собственном смысле посланием, по причине странного построения его литературной формы. И поэтому на самом деле, это просто сборник проповедей или же нравственных и житейских наставлений. А статус соборного послания оно получило случайно и по ошибке.

Вот такие аргументы приводятся западными христианами относительно критики послания апостола Иакова на основании идей Мартина Лютера, которые до сих пор существуют и держатся в протестантском мире. Знание этих аргументов весьма важно для полемики с протестантами, и есть надежда, что данная работа поможет всем начинающим апологетам православной веры хотя бы в общих чертах узнать на основании чего протестантский мир отвергает подлинность послания Иакова.

Список источников и литературы:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (на русском языке). Типография Киево-печорской Успенской лавры, 2012.

2. Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету Комментарии на Послание Иакова Лютер и послание Иакова. ЬНрБ:// azbyka.ru/otechnik/BiЫia/kommentarii-k-novomu-zavetu/6_1

1 См. Джеймс Суон «Мартин Лютер и Послание Иакова» http:// pavelserz.livejournal.com/11465.html

3. Православный немец иером. Климент (Зедергольм). Изд. Введенской Оптиной пустыни 2002.

4. Генрих Эрнст Фердинанд Герике. Введение в новозаветные книги Священного Писания (Первая половина. Издательство: М.: Синодальная типография 1869 год.

5. Комментарии Лопухина на послание Иакова http:// bible.by/lopuhin-bible/read-com/45/00/

6. Джеймс Суон «Мартин Лютер и Послание Иакова» http:// pavelserz.livejournal.com/11465.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.