Научная статья на тему 'Практический психолог на рынке услуг: возможности и перспективы'

Практический психолог на рынке услуг: возможности и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практический психолог на рынке услуг: возможности и перспективы»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антипова И.Г. Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование / Под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромек. - Ростов н/Д: Ирбис, 1998. - С.168-196.

2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1987. - 21с.

3. ГиппенрейтерЮ.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо; ООО «Творческий Центр Сфера», 2000. - 240с.

4. Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. - Мн.: МП «Лерокс», 1998. - 160с.

5. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.

6. Кравцова М. Почему дети воруют? // Школьный психолог. - 2003. - №35-38.

7. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997. - 228с.

8. Лилиенталь И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к обучению в техническом вузе: Дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2000. - 152с.

9. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002. - 150с.

10. Мизина Н.Н. Психологическая поддержка родителей как фактор оптимизации семейного воспитания подростков, склонных к домашнему воровству: Дисс. . канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 200с.

11. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования / Сост. И.М. Каманов. Выпуск 1. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 144с.

12. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 386с.

13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. - 352с.

14. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. и пре-дисл. Пилиповского В.Я. - М.: Прогресс, 1992. - 256с.

15. Черников А.В. Системная семейная психотерапия: Интегративная модель диагностики. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 208с.

16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: ЗАО «Питер», 1999. - 656с.

Г. С. Помаз

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ НА РЫНКЕ УСЛУГ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Развитие психологической профессии в России в настоящее время носит амбивалентный характер. С одной стороны, наблюдается значительный рост практической психологии, вызванный стремительными изменениями, совершающимися в нашей стране в последнее десятилетие. Множество сложнейших проблем в области политики, образования, медицины и социальной сферы сегодня невозможно решить без участия специалистов-психологов. Потребность в психологической помощи испытывают старики, беженцы, безработные, малообеспеченные люди, а также лица, пострадавшие в военных конфликтах, террористических актах, экологических катастрофах, землетрясениях и других экстремальных ситуациях. Все проблемы

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

общества в первую очередь сказываются на детях. Многократно возрастает необходимость семейных консультаций, работы детских и подростковых психологических служб, медико-педагогических и психокоррекционных учреждений. Не меньше, чем население, в помощи психологов нуждаются властные структуры, правительство, местная и городская администрация. Все эти задачи под силу выполнить лишь высококвалифицированным специалистам-психологам, обладающим глубокой теоретической подготовкой, широкой гуманитарной эрудицией и свободно владеющим практическими умениями и навыками. Сформировавшаяся в конце 20-го века потребность в таких кадрах спровоцировала резкое увеличение количества психологических факультетов в государственных и негосударственных высших учебных заведениях, нацеленных на подготовку психологов для работы в области практической психологии. Несмотря на это потребность в квалифицированных психологических кадрах и сегодня остается неудовлетворенной во многих областях социальной практики.

С другой стороны, существуют препятствия для быстрого и эффективного развития психологической профессии в России. Недостаточно аргументированная классификация видов психологического труда и отсутствие четкого представления о его специфике приводят к расширительному толкованию функций психолога, к одновременному занятию различными видами психологического труда (исследовательской, преподавательской, психотерапевтической, коррекционной, диагностической и другими видами психологической деятельности). Во многих социальных сферах статус психолога, его функциональные обязанности, материальное вознаграждение, временные затраты остаются неопределенными. Недостаток квалифицированных кадров привел к тому, что на психологических должностях часто работают непрофессионалы или «полупрофессионалы» (закончившие только краткосрочные курсы), своей работой нередко дискредитирующие профессию «психолог». Многие центры краткосрочной заочной подготовки школьных психологов продолжают готовить, по сути, «суррогатных» психологов, пользующихся набором тестов и диагностических методик, но не имеющих общепсихологических знаний, необходимых для их применения. В связи с этим, а также в связи с низкой психологической культурой россиян имеет место не реалистическое, а несколько мифологическое представление о роли психолога, специфике его труда и возможных результатах деятельности.

Все вышесказанное приводит к тому, что в массовом сознании потребителей психологических услуг имеет место неадекватная оценка деятельности психолога, приводящая к невостребованности психолога на рынке труда. Этим можно объяснить, что согласно имеющейся статистике лишь 18-20% выпускников психологических вузов оказываются трудоустроенными по специальности. Это также сказывается на этапах карьерного продвижения психологов, увеличении адаптационного периода после окончания вуза и снижении общей престижности профессии «психолог».

Сложившаяся парадоксальная ситуация с занятостью профессиональных психологов приводит к необходимости детального анализа концепции и программ обучения практических психологов в существующих вузах. Такой анализ позволяет выделить несколько источников неудовлетворенности положением дел в психологическом образовании.

Во-первых, на психологических факультетах большинства институтов и университетов преобладает академический подход, который оставляет студентов, по сути, неподготовленными к практической работе. К тому же содержание преподаваемых в университетах учебных дисциплин отличается эклектизмом. Классические учебные дисциплины, теоретические курсы и практические занятия заключают в себе непересекающиеся, а порой и конфликтующие интерпретации психического. Ввиду отсутствия у студентов различительных средств для транслирующихся многообразных содержаний, весь этот материал либо дезориентирует обучающихся,

либо, что чаще всего, просто погибает в памяти. Поэтому студенту не очевидна его ценность для настоящей учебной и будущей профессиональной деятельности.

Второй источник неудовлетворенности - это ориентация учебного процесса на усвоение и воспроизводство результатов мыслительной деятельности других людей (пресловутое усвоение готовых знаний, зафиксированное еще Э.В. Ильенковым). Предполагается, что это должно обеспечить успешное функционирование специалиста в будущей профессиональной деятельности. Знание, полученное в одной ситуации, мыслится автоматически пригодным для другой. В результате студент, по существу, не приобретает собственного опыта порождения и использования знания в ситуации. Он, в лучшем случае, оказывается способным рассказывать о чьем-то научном или практическом опыте.

Третий источник неудовлетворенности - это оторванность практических умений и способов деятельности, техник и психотехник от конкретных условий и задач будущей практической деятельности психолога. Скорее всего, малопродуктивно вести разговор или обучаться «вообще» консультированию, психокоррекции, коммуникативным умениям или эмпатическому слушанию. Речь идет об уместности и осмысленности практических действий, ориентированных на конкретное пространство самоопределения профессионала. При отсутствии такого пространства, его непроработанности в образовательных процессах неустранима угроза «фельд-шеризма», пусть даже высокого уровня. С таким явлением мы до сих пор сталкиваемся в практике развития психологической службы в школах. Практически во всех вновь созданных вузах гуманитарного направления есть или возникают психологические факультеты или отделения, многие их которых готовят психологов для работы в сфере образования. Однако рынок труда по-прежнему (хотя и в меньшей степени) испытывает серьезную потребность в подготовленных кадрах. Уровень их профессиональной квалификации не позволяет справиться с широким спектром задач, стоящих перед школьным психологом.

Одним из вариантов решения данной проблемы можно считать переорганизацию психологического образования, ведущую к изменению самой психологической предметности. Программа психологической подготовки должна представлять собой некий разумный баланс общих фундаментальных курсов и практико-ориенти-рованной части. Причем объем практических часов должен быть значительным. В дополнение к классическим видам практики (учебно-ознакомительной, производственной, педагогической и т.д.) можно предложить использование следующих видов учебных занятий: экскурсии в учебные и научно-практические учреждения; ассистирование при проведении специалистом диагностических и коррекционных работ; учебная игра на реконструкцию известной или разработку новой образовательной системы; участие в решении конкретных задач предприятия или организации и т.д. Для индивидуальной практической подготовки представляется необходимым включение в учебный план помимо традиционных видов учебной работы (лекции, семинары, курсовые и дипломные работы) так называемых творческих психологических мастерских. В отличие от научных и учебных занятий работа в этих мастерских должна отличаться решением узких практико-ориентированных проблем, жесткими теоретическими рамками, частым общением студентов с руководителем, необходимостью выполнять большой объем конкретной работы с клиентами, короткой дорогой к практическому внедрению.

Полученные в процессе такой подготовки знания должны осваиваться студентами в форме конкретных технологий и способов деятельности, что сделает их практическую подготовку адекватной стоящим перед ними психологическим задачам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.