Научная статья на тему '«ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СОСТАВЛЯЮЩИМ ТЮРЕМНОГО МИССИОНЕРА»'

«ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СОСТАВЛЯЮЩИМ ТЮРЕМНОГО МИССИОНЕРА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЕМНАЯ МИССИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА МИССИОНЕРА / ТЮРЕМНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безруков Михаил Андреевич

В статье рассматривается специфика тюремной миссии, выделяются и анализируются личностные качества, необходимые православному миссионеру для выстраивания конструктивных отношений с администрацией исправительных учреждений и выстраивания доверительного общения с заключенными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RACTICAL RECOMMENDATIONS FOR PERSONAL QUALITIES OF A MISSIONARY

The article examines the specifics of prison mission, identifies and analyzes personal qualities necessary for an Orthodox missionary to build constructive relationships with the administration of correction facilities and build trustful communication with prisoners.

Текст научной работы на тему ««ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СОСТАВЛЯЮЩИМ ТЮРЕМНОГО МИССИОНЕРА»»

с

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ Безруков Михаил Андреевич «Практические рекомендации к личностным составляющим тюремного миссионера»

УДК 266

-->>--

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СОСТАВЛЯЮЩИМ ТЮРЕМНОГО МИССИОНЕРА

Безруков Михаил Андреевич,

магистрант кафедры теологии, философии и культурологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского

Аннотация. В статье рассматривается специфика тюремной миссии, выделяются и анализируются личностные качества, необходимые православному миссионеру для выстраивания конструктивных отношений с администрацией исправительных учреждений и выстраивания доверительного общения с заключенными.

Ключевые слова: тюремная миссия, личностные качества миссионера, тюремная администрация, духовно-нравственная работа с заключенными.

RACTICAL RECOMMENDATIONS FOR PERSONAL QUALITIES OF A MISSIONARY

Bezrukov Mikhail Andreevich,

Master's student of the Department of Theology, Philosophy and Cultural Studies Dostoevsky Omsk State University

Abstract. The article examines the specifics of prison mission, identifies and analyzes personal qualities necessary for an Orthodox missionary to build constructive relationships with the administration of correction facilities and build trustful communication with prisoners.

Keywords: prison mission, personal qualities of a missionary, prison authorities, work on spiritual and moral reformation of prisoners.

иссия среди заключенных осуществляется в стенах исправительных учреждений и следственных изоляторах. Примеры этой миссии мы не увидим ни 1_по телевизору, ни в Интернете по причине режимности объектов, где она осуществляется. Таким образом, особенности и примеры данного служения посмотреть на практике очень сложно.

Стоит выделить важность личности миссионера и его слов, так как объем информации в исправительной колонии (ИК) невелик и ее нет в свободном доступе (нет клубов, библиотек, радио, телевизора), так как всё строго регламентируется. Из этого следует, что к словам проповедника (священника или мирянина-миссионера), который является духовным авторитетом для верующих, прислушиваются гораздо больше, чем на воле.

Причины этому следующие:

1) заключенные находятся в трудных жизненных обстоятельствах, поэтому душевно расположены к слушанию и слышанию Евангелия;

2) начальство к узникам относится строго, только проповедник может и проявляет христианскую любовь и человеческое уважение, невзирая на лица людей. Мисси-

№ 1 (10), 2021

онер должен выстроить такие отношения, чтобы его воспринимали как своего, относились с уважением и теплом, а также ждали его, как ждут свидания с родственником. Слова миссионера должны быть для них не голосом администрации, а голосом трансляции Божественных Откровений, Божественной любви Господа к людям.

Миссионер должен уметь расположить к себе людей, обладать достаточным жизненным и духовным опытом, чтобы найти то нужное слово в определенный момент, дабы оно стало лекарством для вопрошающего. «Священник да являет постоянно лицо кроткое, приветливое, выражающее сострадание и любовь; дабы при каждой встрече заключенные ощущали в себе: коего духа он есть; дабы злосчастные уверились, что служитель Алтаря приходит к ним не в грозном качестве блюстителя законов человеческих, а смиренным вестником всеисцеляющей Благодати. Будь он по образу Спасителя друг мытарям и грешникам, постигающий отрадную истину, яко не требуют здравие Врача, но болящие» [4, с. 6-7]. Основные качества тюремного миссионера - это чувство эмпатии, сострадания и нелицемерной любви [3]. Сострадать заключенному, невзирая на ту статью, по которой он отбывает наказание, является великой добродетелью. Святитель Григорий Богослов выразился на эту тему так: «Жалость есть сострадание к несчастию, а милосердие, когда оказываем какое-нибудь благодеяние страждущему».

Когда узник чувствуют, что ему сострадают, относятся с жалостью, тогда он начинает в миссионере видеть своего духовного поводыря, того человека, кому можно доверять и кого можно с доверием слушать. При таком общении люди открываются друг другу, говорят о своих чувствах, о своей душевной боли. На этой благоприятной ноте проповедник и рассказывает перед слушателем о враче душ и телес человеческих - Иисусе Христе. Такая проповедь становится успешной, благодаря чуткому, бережному, христианскому отношению к людям.

Каждый миссионер должен верить в то, что он делает, а результаты своей деятельности с надеждой доверить Промыслу Божиему. Господь может исправить заключенного независимо от духовного уровня проповедника.

Миссионер должен всегда бороться со своей гордыней, часто приступать к Церковным Таинствам (Исповедь, Причастие), чтобы с достаточным уважением, без злобы и отвращения общаться даже с самыми закоренелыми преступниками. Эти способности являются жертвенными качествами человека, и миссионер должен понимать, чем он жертвует, когда отправляется в специфическую духовную миссию за колючую проволоку.

Если миссионер не обладает этими духовными качествами, то быть пастырем добрым он не сможет, все разбегутся каждый в свою сторону и голоса его не послушают. Если же миссионер будет замечать искру Божьего Света в каждом преступнике, даже если она еле виднеется, тогда его служение послужит к делу спасения, а результаты его трудов будут воодушевлять его к дальнейшей духовно-нравственной работе с осужденными.

«Не отчаивайтесь в людях, не показывайте им вида, что считаете их совершенно испорченными: иначе они уже не будут стыдиться дурных страстей своих и недостатков: дескать, все равно, коли нас считают такими... Нет! Покажите, что вы их лучше считаете, чем они есть; покажите веру в их исправление, затроньте в человеке благородные мотивы: они есть в душе самых испорченных. Таковы правила, на которых должно удержаться исправление» [7, с. 3].

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ

Безруков Михаил Андреевич «Практические рекомендации к личностным составляющим тюремного миссионера»

Федор Михайлович Достоевский, который был в ссылке на каторге в городе Омске и сам прочувствовал себя узником, писал: «Я видел, какое действие производило человеколюбивое обращение на этих униженных: несколько ласковых слов - и арестанты воскресали нравственно». Даже если посеянное слово не приносит видимых плодов, нужно систематически продолжать тюремное служение. Согласно словам одного из заключенных, у которого взяли интервью (мужчина, 43 года, срок 11 лет 6 месяцев, украинец): «Слово духовное бывает отзывается в сердце через пять, а может через семь лет» [2] .

Тюремный священник не должен полностью зависеть от администрации и действовать со стремлением угодить начальству исправительного учреждения. Необходимо выстраивать синергичные отношения, влияя своей деятельностью и на сотрудников учреждения, и на заключенных, искать тот баланс доброго отношения, чтобы «для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых» (1 Кор. 9:20-22).

При этом очень важно выстроить добрые отношения с администрацией, при лояльности которой ее сотрудники не будут мешать в проведении духовных мероприятий и, возможно, даже будут дополнительно помогать миссионеру.

Уважительное отношение к миссионеру должно исходить не только от заключенных, но и от охраны, которое достигается опрятным внешним видом, а также образованностью, твердостью характера и достойным поведением. При этом необходимо проявлять кротость и смирение по отношению к окружающим.

Из интервью заключенного (мужчина, 44 года, срок 13 лет, две отсидки, русский):

« - Что можете сказать по поводу харизмы миссионера, образованности и внешнего вида?

- Внешний вид, конечно, имеет значение, в принципе все достойные люди, сколько я встречал. Главное, чтобы он был искренний, с желанием донести до слушающих именно то, для чего он туда пришел. Желание выстроить не монолог, а именно диалог» [1].

Под достойным поведением понимается вежливость и отсутствие командных интонаций при разговоре с администрацией и заключенными. От миссионера ждут тихой и мирной духовной работы. В противном случае есть опасность, что будет сформировано ложное и негативное представление о лицах, действующих с благословения архиерея, которое в дальнейшем может сильно повредить не только миссии в конкретном исправительном заведении, но и служению в области в целом.

Кроме формирования конструктивных отношений с администрацией, важнейшую и главную роль играет отношение осужденных к тюремному миссионеру. Приобретение доверия у заключенных является краеугольным камнем любой тюремной миссии.

Заместитель начальника по воспитательной работе: «Как начальник, отвечающий за воспитание осужденных, всегда старался приглашать самых опытных духовников в тюрьму, с седой бородой, молитвенников, которые способны дать дельный совет даже самым матёрым зэкам.» (мужчина, подполковник, 54 года, стаж работы 22 года).

Заключенные в основном не расположены к общению с представителем Церкви, кроме того, они относятся к новым лицам крайне осторожно. Заключенные вос-

№ 1 (10), 2021

принимают изначально миссионера как одного из представителей администрации колонии либо как формально приехавшего для отчетности.

Задача миссионера опровергнуть эти догадки, ведь если этого не сделать, то заключенные будут думать, что священник является сотрудником администрации. На исповедь к такому священнику они не придут, так как будут подозревать его в доносительстве. Если же во встречах они увидят формализм, то авторитет слов проповедника будет сводится к минимуму и должных результатов тюремная миссия не сможет принести.

Таким образом, на миссионере, поставленном в исправительное учреждение, лежит большая ответственность. Но есть и другая крайность, которая может привести к панибратству. Чтобы этого избежать, нужно соблюдать разумную этическую субординацию.

Еще одно важнейшее качество - доброжелательность. За годы, проведенные в тюрьме, заключенные очень тонко воспринимают интонацию и искренность человека, к ним обращающегося, поэтому проповедник должен тренировать в своём голосе ноты бережного, уважительного и доброго отношения. Миссионер при этом не должен скупиться на слова пожелания, особенно, когда прощается с арестантами.

Из интервью с заключенным (мужчина, 44 года, срок 13 лет, две отсидки, русский):

- Если священнослужитель либо миссионер прибыл в колонии с лекцией, делает это искренне, от сердца, с желанием донести, то в принципе такой шанс есть быть услышанными и внести лепту, оставить в памяти какую-то крупинку, песчинку добра вот этого» [1].

Архимандрит Трифон, тюремный священник города Сергиев Посад, говорит: «Когда они видят не осуждение с нашей стороны, а снисхождение, милосердие, любовь, тогда они понемногу раскрываются» [6, с. 14]. Осужденный должен чувствовать к себе искреннее желание ему помочь, тогда он расположен слушать священника. Так вспоминает заключенный о тюремном пастыре: «На меня очень подействовали вы тем, что во мне, в таком великом грешнике и последнем арестанте, вы нашли человека, и какого человека - Сына Божия! Вот что меня очень тронуло, и тронуло до глубины души! Все нас презирают, все на нас смотрят, как на какие-нибудь отбросы, да и мы сами иногда ненавидим себя, и вот вы находите нас совершенно другими. Вы знаете, батюшка, как нам легко чувствуется, когда нас считают людьми: да ведь на самом деле звери что ли мы, мы люди, и зачем же нас так презирают? Ах, батюшка, если бы к нам так относились все люди, если бы они так любили весь преступный мир, как вы относитесь к нам, поверьте, преступного мира не было бы на земле» [5, с. 102-103].

В Священном Писании Господь Иисус Христос осуждает лицемерие со стороны книжников и фарисеев, антонимом слова лицемерие является честность и искренность. Именно честность и искренность в общении с заключенными играют важную роль в проповеди Евангелия.

Но искренность не исключает из себя и осторожность в общении. Нужно говорить только то, что способно излечить душу узника, привести его к познанию Истины.

При установлении доверительных отношений нужно понимать, что, заключенные могут воспользоваться этим, попросить перевести деньги на счет, помочь продуктами и многое другое. В данном случае миссионер должен понимать, что, если он поможет хотя бы одному человеку, тот тут же с этими же вопросами начнут подходить

с

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ

Безруков Михаил Андреевич «Практические рекомендации к личностным составляющим тюремного миссионера»

и другие. Всем помочь невозможно, а помогать выборочно - значит быть отцом не для всех. Самым лучшим решением в этой ситуации - это помогать не материально, а духовно. Необходимо поддерживать словами, создавать условия, для того чтобы, когда верующий заключенный выйдет, привести его в Храм, возможно, предоставить варианты для трудоустройства.

Находясь в местах лишения свободы, осужденным не хватает внимания, поэтому нужно искренне интересовались их жизнью. Если священник проявит заботу в этом вопросе, то тем самым будут выстраиваться нити тесного межличностного доверительного общения, и вопросы на житейские темы сформируют почву, чтобы потом поговорить и о душе узника.

Тюремный миссионер не должен укорять за совершенное преступление, а только выслушивать. Заключенный при успешной миссии должен сам себя укорить, покаяться и исправиться.

Таким образом, следует выделить три личностных составляющих миссионера, к каждой из которых были даны практические рекомендации в данной статье (см. табл. 1).

Личностные составляющие тюремного миссионера Таблима 1

Внешний вид Образованность Духовность

Опрятность, чистоплотность, соответствие внешнему образу. Трезвость. Эрудированность, подкованность в духовных и житейских вопросах. Желательно высшее духовное образование. Исповедующий Православную веру, регулярно участвующий в церковных таинствах. Любящий молитву и другие добродетели. Тюремная миссия не должна быть в тягость.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интервью с вышедшим на свободу заключенным (проводил Безруков М.А. в 2019 году).

2. Интервью с заключенным (проводил Безруков М.А. совместно с начальником воспитательного отдела колонии N УФСИН России по Омской области).

3. Психологический журнал. Что такое эмпатия в психологии. ШЬ: ЬДр$:// psycho4you.ru/lichnost/harakter/empatiya (дата обращения: 12 .05.2020).

4. Руководственное наставление священникам, служащим при тюремных замках и больницах. - Вологда, 1851. - 29 с.

5. Спиридон, архим. Из виденного и пережитого (записки русского миссионера). - СПб., 1998. - 224 с.

6. Ходыкин И. Почему ты в тюрьме.

7. Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. - СПб., 1872. - 719 с.

Рецензент: доктор философских наук, профессор Зайцев Павел Леонидович.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.