Научная статья на тему '«УЧЕТ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В РАБОТЕ ТЮРЕМНОГО МИССИОНЕРА»'

«УЧЕТ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В РАБОТЕ ТЮРЕМНОГО МИССИОНЕРА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЕМНЫЙ МИССИОНЕР / МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЗАКЛЮЧЕННЫХ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безруков Михаил Андреевич

В данной статье содержатся практические рекомендации для осуществления эффективного служения тюремного миссионера. В работе применяются основные подходы прикладной психологии, касающиеся анализа особенностей поведения различных социальных групп в местах лишения свободы. Разработана схема разделения заключенных на три типологические группы, каждая из которых обладает своей спецификой и отличительными особенностями. Знание особенностей аудитории в местах лишения свободы может помочь выстроить работу тюремного миссионера более профессионально и приблизит к пониманию того, о чем стоит разговаривать, а на какие темы лучше умолчать в преступном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO ACCOUNT TYPOLOGICAL FEATURES OF PRISONERS IN THE WORK OF A PRISON MISSIONARY

This article provides practical guidelines for effective prison missionary ministry. The work uses general ideas of applied psychology which pertain to the analysis of behavioral features of various social groups in prisons. A scheme has been developed for dividing prisoners into three typological groups, each one having its own specificity and distinctive features. If one knows the characteristics of one's audience in prisons it can help conduct the work of a prison missionary more professionally and bring one closer to understanding what is worth talking about and which topics are to be avoided.

Текст научной работы на тему ««УЧЕТ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В РАБОТЕ ТЮРЕМНОГО МИССИОНЕРА»»

УЧЕТ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В РАБОТЕ ТЮРЕМНОГО МИССИОНЕРА

Безруков Михаил Андреевич,

магистрант кафедры теологии, философии и культурологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского

Аннотация. В данной статье содержатся практические рекомендации для осуществления эффективного служения тюремного миссионера. В работе применяются основные подходы прикладной психологии, касающиеся анализа особенностей поведения различных социальных групп в местах лишения свободы. Разработана схема разделения заключенных на три типологические группы, каждая из которых обладает своей спецификой и отличительными особенностями. Знание особенностей аудитории в местах лишения свободы может помочь выстроить работу тюремного миссионера более профессионально и приблизит к пониманию того, о чем стоит разговаривать, а на какие темы лучше умолчать в преступном мире. Ключевые слова: тюремный миссионер, миссионерское служение, личность осужденного, типологические группы заключенных, места лишения свободы.

TAKING INTO ACCOUNT TYPOLOGICAL FEATURES OF PRISONERS IN THE WORK OF A PRISON MISSIONARY

Mikhail Andreevich Bezrukov,

Master's Degree student Department of Theology, Philosophy and Cultural Studies Dostoevsky Omsk State University

Abstract. This article provides practical guidelines for effective prison missionary ministry. The work uses general ideas of applied psychology which pertain to the analysis of behavioral features of various social groups in prisons.

A scheme has been developed for dividing prisoners into three typological groups, each one having its own specificity and distinctive features. If one knows the characteristics of one's audience in prisons it can help conduct the work of a prison missionary more professionally and bring one closer to understanding what is worth talking about and which topics are to be avoided.

Key words: prison missionary, missionary service, personality of the convict, typological groups of prisoners, places of imprisonment.

4

II ля того чтобы тюремное слежение было более эффективным, тюремный II миссионер должен обладать знаниями прикладной психологии по особен/ "ностям социальных групп в местах лишения свободы. При осуществлении миссионерской деятельности заключенных разделяют на следующие типологические группы:

1) мужчины заключенные;

2) женщины заключенные;

3) несовершеннолетние заключенные.

В каждой из категорий нужно применять свои особенности методов и принципов миссионерского служения, чтобы проповедь была понятна слушателям.

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ, АПОЛОГЕТИКА Безруков Михаил Андреевич

«Учет типологических особенностей заключенных в работе тюремного миссионера»

Исходя из слов апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых» (1 Кор. 9:2022), к каждой аудитории нужен свой подход, своя методика. Как для каждой болезни есть свой препарат, так и для каждого человека в отдельности и общественных групп нужен свой рецепт для излечения духовных и душевных ран.

Рассмотрим работу тюремного миссионера отдельно с каждой из категорий:

1) Проповедь среди мужчин-заключенных

Мужчин, совершающих преступления, в разы больше, чем женщин-преступниц, на их долю в среднем приходится 72% преступлений, а на женщин - 13% [6, с. 40].

Среди мужчин, отбывающих срок лишения свободы, встречаются люди с различной степенью духовного падения, и к каждому из них требуется свой подход.

В притче о Сеятеле, содержащейся у трех евангелистов: Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-20; Лк. 8:5-15, рассказывается о семенах (Слове Божьем), брошенных в различные условия для всходов (души человеческие) [4].

Условий было четыре: при дороге, в тернии, на каменистых местах и на доброй земле. Также и с тремя типологическими группами заключенных - самое трудное общение там, где семя бросается на твердую и неплодородную почву для благочестия -в душах закоренелых заключенных.

Лишь небольшая часть лишенных свободы людей хотят покаяться, искренне сожалеют по поводу содеянного преступления. Это неудивительно, ведь среди заключенных много совершивших тяжкие преступления. Такие люди зачастую не хотят идти на диалог, миссионера воспринимают в штыки, грубо пренебрегают общением и даже могут над ним насмехаться. В некоторых случаях открыто декларируют нежелание встречаться со священником, миссионером, посещать общие духовно-нравственные видеолектории и беседы.

Но таких заключенных не большинство, и в связи с однообразной уставной жизнью любые новые мероприятия могут быть интересны арестантам. В определенные моменты даже такие заключенные могут испытывать болезненные, а может, даже покаянные чувства в своей душе, и в этот момент священник или мирянин-миссионер должен оказаться рядом. А с грубостью арестантов по отношению к проповеднику нужно смиряться, ведь смирение - величайшая добродетель христианина.

При беседе с заключенными, агрессивно настроенными к окружающим, миссионеру необходимо максимально проявить бесстрашие и смирение, относясь при этом с уважением и эмпатией. Если же заключенный заметит у миссионера страх, тогда его паттерн (устойчивое убеждение) сработает на том, что нужно проявить к этому человеку твёрдую силу, подавление, и миссионер теряет статус в глазах смотрящего преступника, что является поводом для последнего не уважать те слова назидания, которые будут обращены к нему для спасения души.

Если же заключенный делает вывод, что пастырь сочувствует ему и желает спасти его заблудшую душу, то есть вероятность, что он откроется, доверится словам проповедника и допустит хотя бы размышления о духовных вещах.

По результатам диссертационного исследования Игоря Ходыкина [1] можно заключить, что многие заключенные оправдывают себя, считая потерпевшими «невинными узниками» уголовно-исполнительной системы. Арестанты недовольны приговором суда, считают его необоснованным и несправедливым. Можно подумать, что эти люди действительно могли попасть в стены тюрьмы и колоний по трагическим стечениям обстоятельств, но на самом деле такие случаи достаточно редки в совре-

№ 2 (11), 2021

менной России. Генеральный прокурор в 2014 году произнёс следующие слова: «Незаконно привлечено к основной ответственности за последние три года следствием 14261 человек»[12], с учетом того, что среднее количество за 2012-2014 годы было в районе полумиллиона человек, то 14261 человек - это один неправомерно осужденный из 35 человек».

Лишенные свободы безвинные люди, попавшие в тюрьму вследствие допущенной порой судебной ошибки, являются особой подгруппой, на которую миссионер должен обратить внимание и постараться помочь по возможности духовно. Деятельность пастыря или миссионера заключается не в расследовании преступлений и выяснении справедливости наказания, т.к (в основном) нет полномочий и образования следователя, адвоката или прокурора. Миссионер принимает осужденного в том статусе, в котором вынесен к нему приговор. При этом в своих молитвах миссионер может сочувствовать и молиться за невинно осужденного человека, не имея возможности помочь ему выйти на свободу. Но даже эта поддержка будет уменьшать боль узников.

Священник, миссионер не имеет права вмешиваться в судебные расследования, его прямая задача - это душепопечение об узниках и распространение Благой вести - Евангелия. Священник может запутаться, защищая заключенного, и попасть тем самым в немилость руководства, чем подорвет свой авторитет и общее лояльное отношение к Русской Православной Церкви.

Самой малочисленной группой среди заключенных являются те, кто осознаёт свою вину, считает себя справедливо осужденным. Такие заключенные ищут духовной помощи, совета, поддержки. В таких душах миссионер, как сеятель, находит благоприятную добрую почву для катехизации, для Слова Божьего. Такие люди сами тянутся к миссионеру, задают вопросы, с интересом слушают, пользуются духовными наставлениями, которые получают. Пастырю-миссионеру остаётся утвердить вопрошаемого в духовном пути, а также направить на путь покаяния с исповедью и Причастием. Он должен показать заключенному красоту Православной веры, чтобы после выхода на свободу тот стал прихожанином Храма, а также утвердился и в законной гражданской жизни.

Большой процент среди заключенных составляют люди неверующие, не живущие по заповедям, встречаются и крещенные, но не имеющие опыта духовной жизни. Есть часть заключенных, которые саму веру воспринимают как способ решения своих проблем. Те, кто попал за колючую проволоку первый раз, воспринимают Слово Божье более открыто, чем те, у кого несколько ходок (несколько раз отбывающие наказание в местах лишения свободы) - рецидивисты. У многих рецидивистов ввиду долгого нахождения в неволе пропадает всякий интерес к религии как связи человека с Богом.

Такие группы по классификации заключенных наиболее часто можно встретить в местах лишения свободы тюремному миссионеру.

Рассмотрим еще несколько малочисленных групп - фанатиков-сектантов и псевдоверующих.

В исправительной педагогике приводятся характеристики этих типов заключенных:

«Тип «религиозного фанатика». Чаще всего - сектант, интеллектуально ограничен, обладает категорическим мышлением. Вера имеет сильную эмоциональную окраску. Неверующих считает существами низшего сорта... Может стать опасным ис-

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ, АПОЛОГЕТИКА Безруков Михаил Андреевич

«Учет типологических особенностей заключенных в работе тюремного миссионера»

полнителем воли лидера отрицательно настроенной группы. Иногда сам становится лидером отрицательной группы. Воспитательная работа с такими заключенными не всегда приводит к успеху, особенно если у них сохраняются связи с единоверцами на воле, если они уверены, что единоверцы их ждут и считают мучениками за веру[8].

Тип «псевдоверующий». Такой тип человека использует веру исключительно для достижения своих целей, часто корыстных, а церковную атрибутику и религиозную жизнь использует только как прикрытие. Такой человек может отказаться работать в субботу или в пятницу, прикрываясь заповедями Божьими, отказываться от определенной пищи, а также выхода на положенный труд.

Также имеются заключенные, которые не верят в Бога, но религиозными мотивами оправдывают своё совершенное преступление, к примеру, отказ от службы в армии оправдывая словами Христа - «не клянитесь» [5, с. 357-372].

Тюремно-уголовный мир, как и любая социальная система, многослоен. За стенами исправительной колонии заключенные построили свою иерархию и пастырю-миссионеру необходимо в методических целях иметь некоторое представление о законах, понятиях и разделениях на касты заключенных для правильного подхода к ним.

Стоит отметить, что исправительные колонии в России разделяются на 2 зоны:

- «Красная зона» - тюрьма, в которой абсолютно все должно соответствовать современному законодательству;

- «Черная зона» - учреждения, где главным является воровской закон, со своими устоявшимися правилами, ритуалами и традициями [12].

2) Проповедь среди женщин-заключенных.

На сегодняшний день в тюрьмах и колониях ФСИН России заключено около 45 тыс. женщин [9].

Женщин-рецидивисток примерно половина от всех судимых:

1) двукратно судимых - 16,6%;

2) трижды и более судимых - 31,6% [3, с. 7];

Таким образом, 48,5% осужденных женщин - рецидивистки.

В подавляющем случае в места лишения свободы попадают те женщины, которые пережили недостаток эмоционального тепла от родителей, их поддержки в детском и подростковом возрасте. Также важным фактором является материальное положение в семье и уровень образования.

Преступления, совершенные лицами женского пола:

1) кража (43,2%);

2) убийство 16,6% [14, с. 7, 32].

Поскольку воспитанием детей в основном занимаются женщины, то нравственное их падение и повышение уровня преступности ведут к колоссальному пробелу в воспитании детей.

Отношения внутри женского преступного коллектива имеют другую регламентацию, чем среди мужчин. Они более мягкие и не радикально-авторитарные. Как правило, женщины разделяются на небольшие группы примерно от 2 до 10 человек, так называемые «семьи». Ключевым фактором в межличностных отношениях являются материальные блага, а также определенная «субкультура», к которой женщины имеют принадлежность.

Есть женщины, которые живут в интимных отношениях друг с другом, как муж и жена, их в местах лишения свободы называют «половинками». Отношение сре-

№ 2 (11), 2021

ди заключенных к ним нейтральное. Но миссионеру нужно понимать, что данный союз является содомским грехом, аккуратно находить слова для врачевания духовной язвы.

В каждой тюрьме могут возникать свои законы и мировоззренческие понятия. Крайним презрением пользуются среди женщин детоубийцы и крысы.

Если заключенная небогатая и с воли не получает посылок, то при нехватке средств личной гигиены и еды она вынуждена занимать их у других узниц. Но тогда она будет унижаема в коллективе и лишена должного авторитета. В мужских колониях материальный достаток имеет меньшее значение, большую важность играет биография. В женских тюрьмах личная биография на втором месте.

Только приехавшую отбывать наказание новую заключенную принимают спокойно, смотрят на её поведение, нет никаких этапов «посвящения» и проверок, как в мужских колониях.

В исправительных колониях содержатся и беременные женщины, а также женщины с детьми до трёх лет. В Российской Федерации при 10 исправительных колониях есть детские дома. Около одного процента женщин в колониях находятся с детьми, для них облегченный режим изоляции, а также более лояльное отношение руководства.

Основные особенности верующих женщин в местах лишения свободы:

Чтобы облегчить миссионерскую службу в местах лишения свободы, нужно знать особенности женщин, там отбывающих наказание.

В меру гендерного воспитания у женщин в исправительных колониях нет даже той толики осознания своих поступков, что есть среди мужчин, возможно от этого происходит такое охлаждение ко всему духовному.

Женщины по сравнению с мужчинами очень тяжело переносят лишения свободы, впадают в ступор и депрессию, теряют веру в себя, в своё будущее. К сохранению своей семьи либо созданию новой после выхода на свободу относятся без надежды и энтузиазма. Особенно такое поведение ярко проявляется у тех, кто впервые попал на решетку.

По свидетельству психологов, в администрации исправительных учреждений чувство дружбы у арестанток несколько деформировано. Часто можно услышать от них негативные слова открытого подчеркивания недостатков другого человека, тем самым на контрастном фоне пытаясь представить себя в более выгодном свете перед администрацией.

Специалисты отмечают, что мышление женщины в стрессовой ситуации больше интуитивное. Излишняя эмоциональность часто затрудняет мыслительную деятельность, отчего происходят нерациональные конфликты и драки.

На основе пенитенциарной педагогики [7, с. 302-305] выделяют различные группы осужденных женщин. Исходя из проанализированного выше материала стоит отметить, что существование различных групп среди женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы, требует от миссионера (священника или мирянина) определенного, индивидуального подхода к каждой из них.

Как правило, женщины вначале могут проявлять флирт по отношению к проповеднику. Пенитенциарные психологи утверждают, что такими вопросами они за игривостью прячут своё смущение и стеснительность.

При регулярном посещении и установке межличностного общения на духовную тему такие вопросы в диалоге со временем прекращаются.

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ, АПОЛОГЕТИКА Безруков Михаил Андреевич

«Учет типологических особенностей заключенных в работе тюремного миссионера»

В женских колониях лучше проводить миссионерскую деятельность женатому миссионеру, белому духовенству, чтобы уменьшить роль отвлекающих факторов в тюремной миссии.

3) Несовершеннолетние заключенные как объект миссионерской деятельности

Количество несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, с 2002 по 2017 год сократилось в 10 раз. Таким образом, в современной России был достигнут исторический минимум среди детской преступности. «По состоянию на 1 января 2002 года в воспитательных колониях (ВК) содержалось 18,6 тысячи человек, а на 1 мая 2017 года - 1 592 человека» [11].

Главной причиной снижения численности осужденных является декриминализация статей Уголовного кодекса РФ, а также расширение разновидностей более гуманных наказаний, которые не связаны с лишением свободы.

На сегодняшний день наказание, которое влечет лишение свободы, получают дети и подростки, не достигшие совершеннолетия, за тяжкие и особо тяжкие преступления [10, с. 11]. В это число изолированных от общества входят подследственные и подсудимые подростки, находящиеся в СИЗО (следственный изолятор).

Таблица 1.

Воспитательные колонии для несовершеннолетних

ВК общего режима содержатся лица, которые впервые были осуждены к лишению свободы

ВК усиленного режима содержатся либо рецидивисты, совершившие повторные преступления, либо злостные нарушители порядка в ВК общего режима и переведенные за дисциплинарные нарушения.

В воспитательных колониях содержатся несовершеннолетние от 14 до 18 лет, которых суд приговорил к лишению свободы, после того, как заключенному исполняется 18 лет, его переводят в ИК для взрослых. В отдельных случаях без перевода содержатся заключенные до 21 года (Таблица 1.1).

Воспитательные колонии - это учреждения лагерного типа: вышки, колючая проволока, забор.

Количество воспитанников в исправительных колониях доходит до 500 человек (во взрослых до 2000).

Вся жизнь осужденных в ВК для несовершеннолетних имеет строгую регламентацию. Кроме работы, имеется обязательная школа и ПТУ, свободное время сводится к абсолютному минимуму [2, с. 11].

Несовершеннолетние являются самой сложной тюремной аудиторией, ввиду несформированной личности, сильной изменчивости душевного состояния. Несмотря на юный возраст, есть опасные рецидивисты, которые не воспринимают слова о правде, свободе, совести и любви. Закоренелые преступники менее всего хотят слышать слова о покаянии. В связи с тем, что политика государства декриминали-зует многие статьи УК РФ по отношению к несовершеннолетним, в исправительные колонии попадают исключительно особо опасные для общества преступники, с которыми работать особенно трудно.

№ 2 (11), 2021

Психологический портрет несовершеннолетних заключенных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, весьма многолик. Рассмотрим особенно яркие черты:

1. Психологическая незрелость начиная с мировоззренческой и заканчивая эмоциональной и поведенческой незрелостью подростка. Такой человек нерационально интерпретирует события, которые происходят вокруг него. Также развит максимализм и идеализм в суждениях.

2. Подростки имеют повышенную чувствительность к мнению окружающих, а также легко внушаемые.

3. Подростки стремятся к поиску лидера для того, чтобы ему подражать и ему следовать, но зачастую находят лидеров, далеких от духовных идеалов. Тюремному миссионеру очень важно показать себя с самой наилучшей нравственной стороны, завоевать уважение, чтобы стать духовным лидером в глазах подростка, а также показать и рассказать в Евангелии подлинного Христианского Лидера, Главу Церкви -Иисуса Христа.

Миссионер среди несовершеннолетних заключенных в своем служении может опираться именно на такие особенности подростков, как легкая внушаемость, податливость и склонность подростков к повышенному восприятию нового.

Архимандрит Трифон (Новиков) говорит: «Дети есть дети, они воспринимают на слух, как губка, все впитывают... с ними нужно чаще общаться, оказывать снисхождение, любовь... эта любовь заставляет детей с их детским испорченным мировоззрением, которое пока еще не сложилось окончательно, измениться. Видишь, насколько глубоко переживает ребенок, который совершил преступление и не задумывается о последствиях». Важно, чтобы администрация чаще обращалась к подросткам с любовью, по-отцовски, а не грубо и беспринципно, как с рецидивистами.

К священнику подойти подростку сложно, так как каждого интересует, что о нём подумают его соузники. Особенно авторитетные подростки не подходят из-за своего высокомерия к священнику с вопросом, тем самым не задают пример другим. Борясь за свой тюремный имидж, даже если имеется желание и духовный голод, подросток отходит в сторону и не делает навстречу шагов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, миссионеру в таком коллективе людей приходится трудиться нелегко. Жизненными примерами нужно найти способ убедить их, что обращаться к священнику за советом, ходить на Богослужение - это не подрывает авторитет, а наоборот возвеличивает человека, духовно преображает.

В воспитательных колониях формируется та же самая система взаимоотношений и ценностей, что и во взрослых, несовершеннолетние копируют исправительные колонии, пытаясь создать свою иерархию с теми же «понятиями, мастями и законами».

Приведем некоторые особенности, которые важно знать тюремному миссионеру при работе с несовершеннолетними воспитанницами. Возраст начала половой жизни осужденных женщин в 80% случаев составляет от 13 до 16 лет.

Особенности психики и поведения несовершеннолетних женщин:

1. Заниженная самооценка - после выхода на свободу основная часть желает стать кассиром или поваром. Психологи этот феномен связывают с постоянным чувством голода в колонии. Несмотря на то, что их кормят хорошо, всё же всего желаемого узницы недополучают.

МИССИОЛОГИЯ, СЕКТОВЕДЕНИЕ, АПОЛОГЕТИКА Безруков Михаил Андреевич

«Учет типологических особенностей заключенных в работе тюремного миссионера»

2. Замкнутость и молчаливость - за каждое слово могут спросить, болтливых людей в колониях не чествуют, искренность не считается добрым делом.

3. Желание выслужиться.

4. Среди узниц распространено сутяжничество, за колючей проволокой это становится в порядке вещей.

5. Несдержанность в эмоциях, способность выругаться матом, словами унизить человека, подбирая самые язвительные выражения. Направленные унижения называются «травлей». «Травят» в колониях очень часто, если найдут человека, неспособного на сопротивление.

В особом почете у девушек врачи и учителя, к ним бережное и уважительное отношение. Миссионер должен стать в разряд учителя для осужденных. «Школа, нелюбимая большинством детей на свободе, в неволе становится глотком свободы, радостью. В учителях воспитанники колоний вдруг обнаруживают отзывчивость, душевность и доброту. Они видят людей, которые переживают за них, любят просто так - ни за что [2, с. 23].

Девушки переносят жизнь в заключении лучше, чем в мужских колониях. Это связано с более мягким отношением к ним со стороны администрации, а также более облегченным режимом изоляции.

Со стороны Русской Церкви более эффективно с ними беседовать будет женщина-проповедница, например, образованная монахиня. Её катехизаторские беседы должны создать почву для прихода священника, подготовить узниц к Таинствам, а также настроить на то, чтобы девушки не стеснялись задавать вопросы.

Таким образом, можно сделать вывод, что регулярные посещения миссионера, а затем и пастыря исправительных колоний создает фундамент для веры и принятия Христа заключенными. Важную роль играет и личность самого миссионера, как он выглядит, как говорит, насколько он харизматичен, а также его невысокомерное отношение к впавшим в преступление людям. При соблюдении этих условий можно будет надеяться на видимый положительный результат миссии среди заключенных.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библиотека тюремного служения. URL: http://anastasia-uz.ru/index/ biblioteka/0-23 (дата обращения 12 .05.2020).

2. Дети в тюрьме. Центр Содействия реформе уголовного правосудия. Вып. 1. М., 2001. - 31 с.

3. Волкова Т.Н. Проблемы отбывания наказания и ресоциализация женщин, осужденных к лишению свободы. Дисс. канд. юр. наук. Рязань, 1999.

4. Зарождение и рост царствия божия в душе человека. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Biblia/chudesa-i-pritchi-hristovy/17 (дата обращения 12 .05.2020).

5. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань, 1993. - 398 с.

6. Кириллов С.И. Личность преступника (проблемы типологии). Курск, 1998. -380 с.

7. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными/Под ред. Ю.В. Гербеева. Рязань. 1985. - 359 с.

8. Позитивные и негативные моменты религиозного фанатизма: прикосновение к проблеме. Кузнецова Марина Николаевна. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

№ 2 (11), 2021

pozitivnye-i-negativnye-momenty-religioznogo-fanatizma-prikosnovenie-k-probleme (дата обращения 12 .05.2020).

9. Сравнение количества осужденных женщин в российских и французских колониях, ФСИН. URL: https://www.interfax.ru/russia/665776 (дата обращения 12 .05.2020).

10. Статья 15 УК РФ. Категории преступлений (действующая редакция). URL: https://www.zakonrf.info/uk/15/

11. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20 v%20VK/ (дата обращения 12 .05.2020).

12. Чайка: более 14 тысяч человек в России осуждены незаконно. URL: https://ria. ru/20140212/994496671.html (дата обращения 12 .05.2020).

13. Что значит «красная» зона?/ Уголовный эксперт. URL: http://ugolovnyi-expert. com/krasnaya-zona-chto-eto-takoe/ (дата обращения 12 .05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.