Перед 3-м уроком 34,8±0,9 45,8±2,2 9,7±1,3 1,7±0,04
Перед 4-м уроком 35,2±1,7 46,7±2,2 10,1±1,6 1,4±0,05
Перед 5-м уроком 36,1±1,7 50,2±2,4 10,8±1,6 1,3±0,06
Перед 6-м уроком 36,6±1,5 54,4±2,6 11,4±1,8 1,0±0,05
После 6-го урока 37,8±2,1 60,4±2,9 12,1±1,3 0,9±0,06
Однако сразу после применения комплекса эта тождественность нарушается. К концу учебного дня все регистрируемые во 2-й серии показатели постепенно ухудшаются: увеличивается время информационного поиска, снижается уровень психовегетативного тонуса, что определяется ростом активности парасимпатического отдела нервной системы (р<0,05).
Результаты 3-й серии исследования представлены в табл. 4. В этой серии кинезиологический комплекс применялся перед 5-м уроком.
Таблица 4
Динамика умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся в третьей _экспериментальной группе_
Информационный поиск по Шульте (сек) Информационный поиск по Шульте-Горбову (сек) Психич. работоспособность (балл) Психовегетативный тонус (балл)
Перед 1-м уроком 35,0±2,0 50,3±2,4 10,7±1,6 1,2±0,05
Перед 2-м уроком 32,1±1,6 45,0±2,4 9,8±1,6 1,5±0,05
Перед 3-м уроком 30,8±1,0 34,8±2,0 7,7±1,2 1,8±0,06
Перед 4-м уроком 31,5±1,3 39,9±2,2 9,0±1,4 1,5±0,03
Перед 5-м уроком 30,1±1,6 36,5±2,0 8,1±1,4 1,8±0,05
Перед 6-м уроком 31,8±1,8 41,3±2,6 9,4±1,8 1,5±0,05
После 6-го урока 33,1±1,8 48,4±2,6 10,3±1,6 1,3±0,05
Применение кинезиологического комплекса, как видно, останавливает процесс умственного и психического утомления и восстанавливает высокий уровень работоспособности. При этом психовегетативный тонус на всем протяжении учебного дня характеризуется активностью симпатического отдела нервной системы. Полученные результаты позволяют рекомендовать применение специального кинезиологического комплекса для повышения умственной работоспособности и психоэмоционального состояния старшеклассников перед 5-м уроком.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ»
Н.А. Гребинюк, старший преподаватель кафедры <
Актуальность экологических проблем на сегодняшний день является общепризнанной во всем мире, но, не смотря на это, острота вопросов, связанных с загрязнением окружающей средой, только усиливается. Напряженная экологическая ситуация в нашей стране определяется прежде всего недостатком экологического образования и, как следствие, низким уровнем экологической культуры населения. Сугубо потребительское отношение к природе связано прежде всего с представлениями о бескрайности территории и неисчерпаемости ресурсов нашей страны и продолжает господствовать в сознании россиян. В создавшейся ситуации возникла острая необходимость изменить отношение к экологическому образованию населения.
На сегодняшний день начальное экологическое образование предусмотрено программой средней школы, где большая нагрузка, связанная с экологическим образованием и воспитанием, лежит на образовательной области «Технология», а в рамках химии, физики, биологии, основ безопасности жизнедеятельности рассматриваются отдельные экологические вопросы.
Принимая во внимание, что три четверти населения нашей страны проживает в условиях загрязнения атмосферной среды, а почти половина россиян живет на территории, где состояние окружающей среды не соответствует санитарно-гигиеническим стандартам, вопросы сохранения здоровья человека становятся наиболее остро. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение в школах экологии человека - науки о сохранении физического и душевного здоровья человека при неблагоприятных условиях окружающей среды. Отличительной особенностью экологии человека является тесная взаимосвязь с предметами, изучаемыми в средней школе: химией, физикой, биологией, этикой, психологией, основами безопасности жизнедеятельности. Однако важные вопросы, связанные с экологией
щетехнических дисциплин МПГУ
человека, рассматриваются в образовательной области "Технология", где они в большей или меньшей степени присутствуют практически во всех разделах: культура дома, обработка материалов (продукты, дерево, ткань и т.д.), информационные технологии, производство и окружающая среда. В связи с этим одна из основных задач преподавателей экологии человека - четкое определение места предмета в образовательном процессе, позволяющего исключить дублирование изучаемых проблем на других занятиях.
Когда мы говорим об экологии человека, то под "окружающей средой" в данном случае понимается не только живая природа, но и в более общем смысле - любое окружение человека в процессе его жизнедеятельности (одежда, жилище, место работы и т.д.). Наиболее систематизированным подходом к понятию окружающей среды, на наш взгляд, являются семь экологических сфер А.П. Рыженкова: одежда, жилище, окружение жилища, производство, город, страна, биосфера. А.П. Рыженков утверждает, что соблюдение "экологической чистоты" каждой из сфер даст человеку необходимый уровень здоровья и комфорта (Педагогическое образование, №7, 1993 г.).
Рассматривая вопросы физического здоровья человека, прежде всего приходится говорить о проблемах физических и химических загрязнений окружающей среды
Изучая вопросы психического здоровья человека, мы, как правило, говорим о проблемах взаимоотношений между людьми:
• взаимоотношение человека с друзьями, знакомыми и родственниками;
• умение работать в коллективе: находить компромиссы, нести ответственность, поступаться рядом своих интересов.
При работе над методикой преподавания экологии человека в образовательной области "Технология", помимо тео-
ретических занятий, возникла необходимость в разработке и постановке лабораторно-практического курса, который должен позволить оценить влияние ряда физических и химических факторов окружающей среды на здоровье человека. Основываясь на особенностях познавательной деятельности старших школьников, этот курс должен способствовать более эффективному формированию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой технологии. Кроме того, при разработке лабораторно-практических занятий необходимо учитывать сложности, с которыми сталкиваются большинство средних учебных заведений: ограниченность средств на создание и комплектование физических и химических лабораторий, нехватка квалифицированных преподавателей технологии, способных вести преподавание предмета в полном объеме.
Исходя из всего вышесказанного, мы сформулировали основные требования к практикуму по экологии человека.
1. Работы должны быть достаточно простыми и наглядными.
2. Каждая работа должна представлять собой законченную тему, завершенный блок информации.
3. Работы, по возможности, не должны требовать специальных лабораторных условий.
4. Практические занятия должны включать в себя знакомство с основными существующими приборами контроля состояния окружающей среды и формировать навыки работы с этими приборами.
Первое требование к практикуму связано в большей степени с психологическими особенностями школьников. На наш взгляд, было бы правильно, если изучение проблем экологии воспринималось бы учащимися как посильное и интересное занятие, итогом которого могло бы стать более активное использование полученных знаний и умений в повседневной жизни. Мы думаем, что не стоит перегружать практические занятия большим количеством измерений и расчетов. Как показывает практика, большая часть этого материала все равно остается до конца не усвоенной, несмотря на выполнение работы. На наш взгляд, в процессе выполнения каждой лабораторно-практической работы по экологии человека, учащиеся должны:
1. получить представление о том, что является (или может явиться) источником негативного экологического воздействия на здоровье человека в процессе его жизнедеятельности (на предприятии, дома, на улице, в транспорте и т. д.);
2. уметь с помощью приборов объективно оценивать уровень химических (химическое загрязнение воздуха, воды, продуктов питания) и физических факторов (уровень радиации, электромагнитные излучения, акустический шум) загрязнения окружающей среды;
3. знать о способах снижения негативного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье человека.
По нашему мнению, эти знания и умения позволят учащимся более осознанно и ответственно подходить к вопросам сохранения собственного здоровья, что в конечном итоге является основной задачей экологии человека.
Второе требование к лабораторно-практическим работам связано с возможностью оптимального использования практикума по экологии человека в образовательной области «Технология». Если каждая работа практикума будет являться отдельной законченной темой, не требующей дополнительных пояснений и ссылок на ранее выполненные работы, то это позволит использовать ряд работ не только в разделе «Производство и окружающая среда». На наш взгляд, это может стать интересным и полезным при изучении следующих разделов технологии:
• культура дома, технология обработки пищевых про-
дуктов (лабораторно-практические работы: "Определение содержания нитритов и нитратов в пищевых продуктах", "Определение кислотности воды", "Определение мощности излучения микроволновой печи");
• электротехника, радиоэлектроника, информационные технологии (лабораторно-практическая работа «Определение интенсивности электромагнитных полей, создаваемых бытовыми приборами»);
• технология обработки конструкционных материалов, технология изготовления швейных изделий (лабораторно-практические работы: "Определение уровня шумового загрязнения", "Определение уровня освещенности в учебной аудитории").
На наш взгляд, частичное использование экологического практикума в различных блоках технологии поможет преподавателям решить ряд проблем. Во-первых, это позволит более предметно и наглядно обсуждать экологические проблемы в различных сферах деятельности человека, связанных с соответствующим блоком технологии. Во-вторых, акцентирование внимания учащихся на вопросах экологии в различных разделах технологии позволяет решить проблему комплексного экологического образования в рамках этой образовательной области.
Включение в практикум работ, не требующих специальных лабораторных условий и длительной подготовки, дает возможность проводить занятия по экологии человека вне стен учебных заведений (на улице, в парках, в транспорте) или в помещениях, не приспособленных для проведения сложных лабораторно-практических работ (швейные цеха, компьютерные классы, мастерские по механической обработке материалов). Это позволяет придать занятиям больше наглядности и разнообразия. Если принять во внимание сложности многих школ, связанные с созданием и оборудованием школьных лабораторий, то использование таких «неприхотливых» работ становится еще более актуальным.
Следующий важный момент, на который, на наш взгляд, надо обратить внимание, - это знакомство школьников с существующими приборами по контролю за окружающей средой. Умение работать с бытовыми дозиметрами, нитро-мерами, шумомерами и т. д. представляется нам очень важным фактором в формировании экологически осмысленного поведения учащихся в будущем. При разработке практикума по экологии человека мы в большинстве случаев ориентировались на учебные приборы, выпускаемые Российским научно - производственным объединением «Росучприбор» (Подмосковный филиал).
Литература
1. Программа общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 1996, 1997, 2000, 2001, 2002, 2005 г.
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. - М.: АО МДС, 1996.
3. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. - М.: Агар, 1999.
4. Демина Л., Гухман Г. Земля. Руководство-справочник для учителя. - М.: МИРОС, 1994.
5. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология 9 класс. - М.: Дрофа, 1998.
6. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
7. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.: Устойчивый мир, 2001.
8. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.: Академия, 2004.