Научная статья на тему 'Экологическая безопасность: научно-педагогический контекст'

Экологическая безопасность: научно-педагогический контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / Устойчивое развитие / экологическое образование / безопасность жизнедеятельности / ecological safety / a sustainable development / ecological formation / health and safety
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the urgency of studying of ecological safety as necessary condition of a sustainable development reveals. Studying of questions of maintenance of ecological safety passes in frameworks of the subject matter with the same name. In work aren"ted the scientific and pedagogical basis of a course, its purpose is defined, principles of selection of the maintenance are formulated. As a pedagogical condition of realization of a course «Ecological safety» in vocational training the curriculum and the manual are offered. In article positive productivity of educational process is characterized.

Текст научной работы на тему «Экологическая безопасность: научно-педагогический контекст»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 502(092)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

© О. М. ФИЛАТОВА*, М. А. КАРТАВЫХ**

*Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека **Нижегородский государственный педагогический университет, кафедра экологии и экологического образования e-mail: O.M.Filatova@yandex.ru e-mail: mkartavykh@rambler.ru

Филатова О. М., Картавых М. А. - Экологическая безопасность: научно-педагогический контекст // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 838-840. - В статье раскрывается актуальность рассмотрения экологической безопасности как необходимого условия устойчивого развития. Изучение вопросов обеспечения экологической безопасности проходит в рамках одноименной учебной дисциплины. В работе отмечены научное и педагогическое основание курса, определена его цель, сформулированы принципы отбора содержания. В качестве педагогического условия реализации курса «Экологическая безопасность» в профессиональном образовании предложены учебная программа и учебное пособие. В статье характеризуется позитивная результативность образовательного процесса.

Ключевые слова: экологическая безопасность, устойчивое развитие, экологическое образование, безопасность жизнедеятельности.

Filatova O. M., Kartavykh M. A. - Ecological safety: a scientific and pedagogical context// Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 838-840. - In article the urgency of studying of ecological safety as necessary condition of a sustainable development reveals. Studying of questions of maintenance of ecological safety passes in frameworks of the subject matter with the same name. In work aren’ted the scientific and pedagogical basis of a course, its purpose is defined, principles of selection of the maintenance are formulated. As a pedagogical condition of realization of a course «Ecological safety» in vocational training the curriculum and the manual are offered. In article positive productivity of educational process is characterized.

Keywords: ecological safety, a sustainable development, ecological formation, health and safety.

Современная ситуация в России и в мире отличается остротой проявления экологических проблем, ставящих на грань выживания саму человеческую цивилизацию.

Выработка новой стратегии гармоничных взаимоотношений природы и общества опираются на идеи устойчивого развития, которые связаны с решением проблем экологической безопасности. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным и естественным воздействием на окружающую среду (А.Д. Урсул). Следовательно, экологическая безопасность означает положение, при котором отсутствуют угрозы нанесения ущерба окружающей среде и здоровью населения.

Экологическая безопасность представляет собой интеграцию двух направлений развития современной науки: экологии (В.Л. Глазачев, И.Д. Зверев,

Г.С. Камерилова, И.Н. Пономарева, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина, А.Д. Урсул и др.), рассматривающей вопросы влияния общества на природу и поиска путей гармонизации их взаимоотношений; безопасности жизнедеятельности (С.В. Белов, В.А. Девисилов, Л.А. Михайлов, С.В. Петров, В.В. Сапронов и др.), определяющей технологическое и медико-санитарное обеспечение безопасности человека.

Важность обеспечения экологической безопасности подчеркивается в Экологической доктрине Российской Федерации, принятой в 2002 году, и ориентированной на принятие упреждающих мер против возможных рисков, стратегические, тактические, оперативные действия при их возникновении. Обеспечение экологической безопасности затрагивает все стороны развития общества - социальную, экономическую, политическую. Экологическая безопасность имеет и личностную значимость для каждого человека, поскольку входит в круг важнейших его потребностей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

Решение поставленных в Экологической доктрине задач связано с развитием образования в области экологической безопасности, которое имеет опережающий культурологический характер и должно осуществляться в высшем педагогическом образование. Этому способствует изучение студентами - будущими учителями безопасности жизнедеятельности курса «Экологическая безопасность».

Научными основами для создания программы элективного курса явились научно - теоретические работы в области экологической безопасности (А.С. Гринин, П.А. Ижевский, В.И. Коробкин, В.Н. Новиков, Л.В. Передельский, В.В. Сапронов, Ю.Л. Хотунцев, О.П. Черешня).

Педагогические основы курса составили идеи личностно-развивающего образования и проблемного обучения, создающие условия для становления субъектного опыта. В рамках обозначенного курса проявляется одно из ведущих направлений развития современного образования - его экологизация.

Цель курса - формирование у будущих учителей безопасности жизнедеятельности компетентной личности безопасного типа поведения, способной не причинить вреда себе, другим людям, окружающей среде.

Задачи курса:

1. Формирование системы знаний об экологической безопасности как необходимом условии существования человека.

2. Развитие умений анализировать и оценивать степень экологической опасности в различных жизненных ситуациях, прогнозировать и предотвращать экологические опасности.

3. Воспитание бережного, ответственного отношения к природному и социокультурному окружению.

Изучение курса помогает формированию у студентов убеждения в том, что, во-первых, экологическая безопасность для человека является естественной потребностью; во-вторых, множество опасностей является следствием его собственной жизнедеятельности; в-третьих, в современных условиях наибольшее значение приобретает прогнозирование и предотвращение опасностей, и только потом - защита от них. Эти положения нашли отражение в содержательных линиях курса:

1. Понятийный аппарат экологической безопасности;

2. Экологические проблемы современности и пути оптимизации взаимоотношений общества и природы;

3. Система обеспечения экологической безопасности.

Программой курса предусмотрено взаимосвязанное изучение теоретических и прикладных аспектов экологической безопасности. Это представляет широкие возможности для организации лекционных, семинарских, практических занятий, дискуссий, конференций. Содержание учебного курса обладает высоким познавательным потенциалом, а включение обучающихся в различные виды деятельности по анализу, оценке, прогнозированию, проектированию

способствует реализации цели курса. В этой связи значительное место в курсе отведено экологическим практикумам. Они обеспечивают изучение и поиск путей решения студентами жизненно-важных проблем обеспечения экологической безопасности.

Отбор содержания курса и конструирование его модели осуществлялось исходя из следующих принципов:

• экогуманизации, который отражает идеи взаимосвязи окружающей среды и жизнедеятельности человека, ориентирует на активную созидательную деятельность по сохранению и улучшению качества среды жизни человека, реализует коэволюционную стратегию устойчивого развития;

• междисциплинарности, исходя из интегративного характера экологической безопасности, что предполагает рассмотрение различных ее аспектов: биологических, медицинских, химических, физических, технологических. Интеграция знаний в курсе осуществляется на основе междисциплинарных понятий: безопасность, здоровье, экологический риск, экологические проблемы, экологическая ситуация;

• развития компетентности, что отражает основные положения модернизации образования в условиях интеграции российского общества в европейскую систему. Действие принципа проявляется в создании «ситуаций включения», что подразумевает оценку ситуации и проектирование путей выхода из нее. При этом на первое место выдвигается не информированность студента в области экологической безопасности, а умения решать проблемы при ее обеспечении;

• личностной ориентации, подразумевающую актуализацию субъектного опыта человека для более глубокого осмысления новой информации; удовлетворение потребностей и интересов людей в обеспечении собственной безопасности. При этом необходимым условием является создание ситуации успеха в освоении учебного материала, представлении возможности высказывать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме и свободы выбора в принятии решений и его аргументации;

• выявления и опоры на реально значимое для студентов содержание курса, что обеспечивает направленность обучения на решение жизненно важных проблем обеспечения экологической безопасности, формирование активной жизненной позиции и новых ценностных ориентаций;

• адекватности познавательным возможностям обучающихся, что вызывает необходимость включения их в различные виды деятельности и использовать взаимосвязь образно-чувственного, рациональнологического и конструктивно - деятельностного способов познания;

• практической ориентации, при которой в ходе процесса обучения преподаватель организует деятельность студентов по изучению, анализу, оценке факторов экологической опасности, прогнозированию экологических последствий антропогенной деятельности, проектированию мероприятий по повышению экологической безопасности окружающей среды. Для этого

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 24 2011 г.

в курсе предусмотрено проведение лабораторных экологических практикумов;

• технологизации, который определяет изучение курса экологической безопасности с использованием современных информационных и педагогических технологий - проблемной, проектной, модульной, задачной.

Понятийный аппарат курса составили термины «экологическая безопасность» (опасность), «экологический риск», «здоровье», «экологическая ситуация», «чрезвычайная ситуация».

Значительную помощь в освоении курса оказывает его учебно-методическое сопровождение, которое включает ряд учебных пособий. Одни из них обращают внимание на техническую составляющую экологической безопасности (Л.А. Муравей, Ю.Л. Хотунцев), другие акцентируют внимание на обеспечении экологической безопасности во время возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (А.С. Гринин, В.Н. Новиков). Авторами подготовлено и реализуется в профессиональном образовании учителей безопасности жизнедеятельности учебное пособие «Экологическая безопасность», в котором приоритет отдается комплексному подходу. Пособие выстроено в логике компетентностно - ориентированного подхода и ориентировано на формирование экологической компетентности, объединяющей мотивационно - целевой, информационно - познавательный, практико - деятельностный компоненты.

Учебное пособие состоит из трех глав, объединенных общей логикой научных основ и педагогиче-

ских идей. Первая глава посвящена рассмотрению содержания Экологической доктрины РФ, роли устойчивого развития в решении проблем обеспечения экологической безопасности, освоению понятийно-терминологического аппарата (тезауруса) курса. Во второй главе раскрыты современные экологические проблемы. Третья глава ориентирована на рассмотрение системы обеспечения экологической безопасности. Каждая глава завершается рубрикой «Ваша компетентность». В этой рубрике содержаться ситуационные, проблемные, творческие задания, выполнение которых позволит оценить степень освоения соответствующего раздела курса «Экологическая безопасность» и составить мнение об уровне экологической компетентности.

Пособие завершается обобщением, цель которого заключается в проведении рефлексии и итоговой оценке сформированности компетентности в области обеспечения экологической безопасности у будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Программа курса «Экологическая безопасность» проходит апробацию в Пензенском и Нижегородском государственных педагогических университетах. Реализация данной программы в образовательном процессе ВУЗов позволяет формировать и развивать экологическую компетентность студентов (будущих учителей безопасности жизнедеятельности), что соответствует требованиям новых образовательных стандартов и социальному заказу государства и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.