Научная статья на тему 'Влияние кинезиологического комплекса на умственную работоспособность учащихся старших классов'

Влияние кинезиологического комплекса на умственную работоспособность учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние кинезиологического комплекса на умственную работоспособность учащихся старших классов»

3. Важеевская Н.Е. О наглядности в физике и методике преподавания физики // Физика в системе современного образования (ФССО-05): Материалы 8-й международной конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

4. Ларионов В.В. Проектирование и реализация технологии проблемно-ориентированного обучения физике. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006.

5. Батрова О.Ф. Идеалы научности и развитие педагогики // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сб. науч. статей. Выпуск первый. - Москва: ИОО МОН РФ, 2004.

6. Лукьянова М. Учебная мотивация школьников: психолого-дидактический аспект о создании программы деятельности учителя с учетом мотивационного компонента / http://uchitel2.valuehost.ru/ _|оита1/|оит04-01/|оит04-01Р6.Ы:т1

ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

А.В. Рощин, учитель физической культуры Дергаевской основной общеобразовательной школы, Московская область

В связи со стойкой тенденцией ослабления психического и физического здоровья современных школьников требует решения проблема профилактики и коррекции их негативного нервно-психического состояния. Уровень умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся старших классов, обследованных с помощью корректурных проб и цветового теста Люшера, от начала учебного дня к его середине увеличивается и достигает своего максимума перед 3-м уроком. Затем происходит его постепенное снижение, и в конце учебного дня он становится минимальным, что отражено в табл. 1. Мы выбрали три периода для применения специального кинезиологического комплекса: период повышения уровня исследуемых показателей (перед 1-м уроком), период их максимального уровня (перед 3-м уроком) и период их снижения (перед 5-м уроком).

Таблица 1

Динамика умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся в фоновом исследовании

Информационный поиск по Шульте (сек) Информационный поиск по Шульте-Горбову (сек) Психич. работоспособность (балл) Психовегетативный тонус (балл)

Перед 1-м уроком 35,0±1,6 50,0±3,3 10,1±1,2 1,2±0,06

Перед 2-м уроком 32,4±1,3 45,2±2,5 9,4±1,2 1,3±0,05

Перед 3-м уроком 30,0±0,8 34,3±1,9 7,8±0,9 1,9±0,05

Перед 4-м уроком 31,8±0,9 40,1±2,1 8,5±1,0 1,5±0,04

Перед 5-м уроком 34,0±1,3 46,4±2,9 9,4±1,4 1,3±0,05

Перед 6-м уроком 35,1±1,5 51,4±3,1 10,4±1,3 1,1±0,05

После 6-го урока 37,3±1,8 61,6±3,2 11,8±2,1 0,9±0,06

Как видно, перед 1-м уроком в результате кинезиологического воздействия произошло улучшение исследуемых показателей, однако наблюдаемые изменения показателей умственной работоспособности незначительны (р>0,05). Можно предположить, что в первую очередь исследуемый комплекс оказал влияние на активность симпатической нервной системы, что выразилось в увеличении показателя психовегетативного тонуса (р<0,05).

В табл. 2 представлены показатели в первой серии исследования.

Таблица 2

Динамика умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся в первой _экспериментальной группе_

Информационный поиск по Шульте (сек) Информационный поиск по Шульте-Горбову (сек) Психич. работоспособность (балл) Психовегетативный тонус (балл)

Перед 1-м уроком 34,7±2,1 49,8±3,2 9,1±2,0 1,5±0,05

Перед 2-м уроком 32,0±1,7 45,6±3,6 8,0±1,5 1,4±0,05

Перед 3-м уроком 29,9±1,2 35,1±2,8 7,5±1,1 1,8±0,05

Перед 4-м уроком 31,7±1,4 40,0±2,8 8,2±1,5 1,5±0,06

Перед 5-м уроком 34,1±1,4 45,9±2,8 9,5±2,0 1,3±0,06

Перед 6-м уроком 35,0±1,8 49,7±3,2 10,8±2,4 1,0±0,05

После 6-го урока 37,2±1,7 59,9±3,5 11,6±2,2 0,9±0,06

В табл. 3 представлены показатели второй серии исследования, когда кинезиологический комплекс применяется перед 3-м уроком. Сравнение с данными таблицы 1 показывает, что до применения кинезиологического комплекса динамика исследуемых показателей в фоне и во второй серии эксперимента совпадают.

Таблица 3

Динамика умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся во второй

Информационный поиск по Шульте (сек) Информационный поиск по Шульте-Горбову (сек) Психич. работоспособность (балл) Психовегетативный тонус (балл)

Перед 1-м уроком 35,2±2,1 49,2±3,2 9,9±1,6 1,2±0,05

Перед 2-м уроком 32,3±2,1 44,9±2,4 9,5±1,3 1,4±0,05

Перед 3-м уроком 34,8±0,9 45,8±2,2 9,7±1,3 1,7±0,04

Перед 4-м уроком 35,2±1,7 46,7±2,2 10,1±1,6 1,4±0,05

Перед 5-м уроком 36,1±1,7 50,2±2,4 10,8±1,6 1,3±0,06

Перед 6-м уроком 36,6±1,5 54,4±2,6 11,4±1,8 1,0±0,05

После 6-го урока 37,8±2,1 60,4±2,9 12,1±1,3 0,9±0,06

Однако сразу после применения комплекса эта тождественность нарушается. К концу учебного дня все регистрируемые во 2-й серии показатели постепенно ухудшаются: увеличивается время информационного поиска, снижается уровень психовегетативного тонуса, что определяется ростом активности парасимпатического отдела нервной системы (р<0,05).

Результаты 3-й серии исследования представлены в табл. 4. В этой серии кинезиологический комплекс применялся перед 5-м уроком.

Таблица 4

Динамика умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся в третьей _экспериментальной группе_

Информационный поиск по Шульте (сек) Информационный поиск по Шульте-Горбову (сек) Психич. работоспособность (балл) Психовегетативный тонус (балл)

Перед 1-м уроком 35,0±2,0 50,3±2,4 10,7±1,6 1,2±0,05

Перед 2-м уроком 32,1±1,6 45,0±2,4 9,8±1,6 1,5±0,05

Перед 3-м уроком 30,8±1,0 34,8±2,0 7,7±1,2 1,8±0,06

Перед 4-м уроком 31,5±1,3 39,9±2,2 9,0±1,4 1,5±0,03

Перед 5-м уроком 30,1±1,6 36,5±2,0 8,1±1,4 1,8±0,05

Перед 6-м уроком 31,8±1,8 41,3±2,6 9,4±1,8 1,5±0,05

После 6-го урока 33,1±1,8 48,4±2,6 10,3±1,6 1,3±0,05

Применение кинезиологического комплекса, как видно, останавливает процесс умственного и психического утомления и восстанавливает высокий уровень работоспособности. При этом психовегетативный тонус на всем протяжении учебного дня характеризуется активностью симпатического отдела нервной системы. Полученные результаты позволяют рекомендовать применение специального кинезиологического комплекса для повышения умственной работоспособности и психоэмоционального состояния старшеклассников перед 5-м уроком.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«ТЕХНОЛОГИЯ»

Н.А. Гребинюк, старший преподаватель кафедры <

Актуальность экологических проблем на сегодняшний день является общепризнанной во всем мире, но, не смотря на это, острота вопросов, связанных с загрязнением окружающей средой, только усиливается. Напряженная экологическая ситуация в нашей стране определяется прежде всего недостатком экологического образования и, как следствие, низким уровнем экологической культуры населения. Сугубо потребительское отношение к природе связано прежде всего с представлениями о бескрайности территории и неисчерпаемости ресурсов нашей страны и продолжает господствовать в сознании россиян. В создавшейся ситуации возникла острая необходимость изменить отношение к экологическому образованию населения.

На сегодняшний день начальное экологическое образование предусмотрено программой средней школы, где большая нагрузка, связанная с экологическим образованием и воспитанием, лежит на образовательной области «Технология», а в рамках химии, физики, биологии, основ безопасности жизнедеятельности рассматриваются отдельные экологические вопросы.

Принимая во внимание, что три четверти населения нашей страны проживает в условиях загрязнения атмосферной среды, а почти половина россиян живет на территории, где состояние окружающей среды не соответствует санитарно-гигиеническим стандартам, вопросы сохранения здоровья человека становятся наиболее остро. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение в школах экологии человека - науки о сохранении физического и душевного здоровья человека при неблагоприятных условиях окружающей среды. Отличительной особенностью экологии человека является тесная взаимосвязь с предметами, изучаемыми в средней школе: химией, физикой, биологией, этикой, психологией, основами безопасности жизнедеятельности. Однако важные вопросы, связанные с экологией

щетехнических дисциплин МПГУ

человека, рассматриваются в образовательной области "Технология", где они в большей или меньшей степени присутствуют практически во всех разделах: культура дома, обработка материалов (продукты, дерево, ткань и т.д.), информационные технологии, производство и окружающая среда. В связи с этим одна из основных задач преподавателей экологии человека - четкое определение места предмета в образовательном процессе, позволяющего исключить дублирование изучаемых проблем на других занятиях.

Когда мы говорим об экологии человека, то под "окружающей средой" в данном случае понимается не только живая природа, но и в более общем смысле - любое окружение человека в процессе его жизнедеятельности (одежда, жилище, место работы и т.д.). Наиболее систематизированным подходом к понятию окружающей среды, на наш взгляд, являются семь экологических сфер А.П. Рыженкова: одежда, жилище, окружение жилища, производство, город, страна, биосфера. А.П. Рыженков утверждает, что соблюдение "экологической чистоты" каждой из сфер даст человеку необходимый уровень здоровья и комфорта (Педагогическое образование, №7, 1993 г.).

Рассматривая вопросы физического здоровья человека, прежде всего приходится говорить о проблемах физических и химических загрязнений окружающей среды

Изучая вопросы психического здоровья человека, мы, как правило, говорим о проблемах взаимоотношений между людьми:

• взаимоотношение человека с друзьями, знакомыми и родственниками;

• умение работать в коллективе: находить компромиссы, нести ответственность, поступаться рядом своих интересов.

При работе над методикой преподавания экологии человека в образовательной области "Технология", помимо тео-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.