Научная статья на тему 'Опыт взаимодействия вуза и школы: проблема обеспечения демонстрационного физического эксперимента'

Опыт взаимодействия вуза и школы: проблема обеспечения демонстрационного физического эксперимента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт взаимодействия вуза и школы: проблема обеспечения демонстрационного физического эксперимента»

супа. Из разговора становится очевидным, что весь сон герой воспринимает как реальность.

События четвертого сновидения разыгрываются, по М.М. Бахтину, по законам карнавального действа [1]. Раскольников снова оказался «в той самой квартире» и снова пытался убить Алену Ивановну. Данный сон еще ярче, отчетливее передает ощущение того, что убийца - это и есть настоящая жертва. Раскольников уже понял, хотя еще пока на уровне подсознания, что он вовсе не Наполеон. Но самое важное, о чем нельзя не сказать в процессе анализа сновидения, - это о его месте в сюжетно-композиционной структуре текста. Композиционно сон расположен в центре романа. Это - сон-катастрофа, который ставит героя перед выбором: покаяние или безумие и самоубийство.

И последний сон - о моровой язве. Раскольников видит его в бреду на каторге. На наш взгляд, логичнее оставить этот вопрос для самостоятельной исследовательской работы, так как после подробного анализа теории главного героя (в нашей системе уроков по творчеству Ф. М. Достоевского данной проблеме было отведено предыдущее занятие) учащиеся смогут без посторонней помощи постичь суть сновидения, используя текст романа и дополнительные источники (в том числе комментарии к этому сну).

В результате такого достаточно подробного анализа учащиеся глубже проникнут в суть каждого сновидения, но это будет лишь «фрагментарное восприятие», поскольку «значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину» не складывается [2, с. 134]. Поэтому учитель должен особое внимание уделить заключительному этапу урока, когда бу-

дут подводиться итоги работы. Для создания целостной картины необходимо связать все сны, показав в них сквозные образы и мотивы. При подведении итогов урока учащиеся определяют суть этого приема психологического изображения: сны и видения органично вплетаются в общую психологическую картину произведения, с их помощью глубже раскрывается внутренний мир героя, а также в сюжетно-композиционную структуру романа.

В 10 классах гуманитарного профиля целесообразно, помимо «Преступления и наказания», рассмотреть роман «Идиот». Это произведение выбрано нами потому, что, во-первых, появляется возможность проследить развитие авторской мысли, а во-вторых, сюжет, завязанный на любовной интриге, привлечет внимание старшеклассников. Обращение к данному роману позволит закрепить и обогатить знания учащихся о доминантах художественного мира Ф.М. Достоевского и, в частности, о снах и видениях как приеме психологического изображения.

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М., 1963.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - 3-е изд. - М., 2004.

3. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. - М., 2001.

4. Страхов И. В. Психология литературного творчества. - М., 1998.

5. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2002.

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО

ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Е.И. Постникова, аспирант кафедры физики Томского политехнического университета В.В. Ларионов, кандидат физико-математических наук, докторант кафедры физики Томского политехнического университета

Реформа российского образования коснулась не только высшей, но и общеобразовательной школы. На современном этапе идет оснащение школ компьютерной техникой и подключение школ к сети Интернет. Ученики изучают информатику уже с 1-2 классов и обучаются работе на компьютере. Однако в большинстве школ отсутствует оборудование, с помощью которого можно демонстрировать физические явления и проводить эксперименты. В то же время при обучении физике принцип наглядности был и остается основополагающим [1-3]. И на школьном, и на вузовском этапе физического образования обеспечение наглядности имеет принципиальное значение.

Нехватка наглядного оборудования и технических средств в школах существенно сказывается на уровне знаний, которые получают учащиеся. Опыт работы со студентами-первокурсниками технического вуза показывает, что многие выпускники школ (даже из числа лучших) не знают, что такое подшипник и никогда его не видели, или не имеют представления о шатуне. Процесс обучения обязан включать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты и практические работы. К тому же демонстрационные опыты помогают углубленному пониманию изучаемого материала и развивают физическое мышление. Особенно это важно для профильных классов.

Один из вариантов решения этой проблемы - использование видеодемонстраций или компьютерных анимаций. Другой вариант - это сотрудничество школ и вузов (при наличии оборудования в вузе). Это могут быть посещения вузов в день открытых дверей или экскурсии с элементами демонстрации опытов. Более эффективный вариант - создание при вузах вечерних школ, которые могут посещать ученики по своему выбору.

Еще один вариант - это долгосрочное сотрудничество школы и вуза. Вуз обладает, как правило, хорошо оборудованным лекционным кабинетом физики, имеет лаборатории, оснащенные лабораторными комплексами, в том числе и компьютерными. В этом случае учащиеся школы в течение года выполняют по несколько лабораторных работ по определенной теме, а потом закрепляют свои знания при демонстрации физических явлений по этой же теме. Все указанные варианты реализованы в Томском политехническом университете (ТПУ). Для усиления эффекта сотрудничества необходимо соблюдать следующие условия:

• применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

• демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием изученного или изучаемого материала;

• наглядность должна использоваться в меру;

• наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

• необходимо выделять главное при показе опытов;

• наличие обратной связи, когда учащиеся привлекаются к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или устройстве.

Эти условия могут быть осуществлены при долгосрочном сотрудничестве. Так, первые три пункта наиболее успешно выполняются при тесном сотрудничестве учителей школы и преподавателей вуза, задействованных в этом процессе. Следующие два пункта составляют проблему обеспечения преподавателей, демонстрирующих опыты соответствующими методическими материалами. В ТПУ для этих целей разработан электронный каталог лекционных демонстраций по физике, которым можно воспользоваться при подготовке и проведении опытов. Вся необходимая информация, которая может понадобиться для показа демонстраций по физике, содержится в электронном каталоге лекционных демонстраций. В нем сосредоточено: название, цель демонстрации, методические особенности опыта, теоретическая часть демонстрационного эксперимента. В методической части указывается оборудование и приборы, их схемы и изображения, описывается методика проведения демонстрации. В теоретической части дается краткое описание демонстрируемого физического явления или опыта. Каталог можно использовать и при дистанционном обучении для проведения демонстраций физических опытов. На рис. 1 приведены фрагменты электронного каталога, созданного в ТПУ.

Информацию из каталога можно получить по локальной сети или на сайте факультета естественных наук и математики. Возможен вывод отдельных частей каталога на экран в лекционной аудитории при помощи презентационной техники. Применение презентационной техники (мультимедиа-проектор, компьютер, документ-камера, кинокамера и др.), помимо информационной поддержки, позволяет разнообразить демонстрации и улучшить их качество. Выполнение последнего условия приходит с опытом, т.е. чем дольше сотрудничество, тем эффективнее работа.

Одно из важнейших педагогических достоинств состоит в возможности увлечь обучаемого, заинтересовать, создать мотивации к изучению физики. Новое поколение учащихся - это поколение, ориентированное на информационные технологии, поэтому одним из способов мотивации является интенсивное применение компьютерных технологий в обучении.

Конус катящийся вверх.

Н <> '1

Цель. Показать, что измен этие потенциальной энергии твердого теш в гравитационном поле определяется изменением положения центра инерции тела Л|ЩОО|>ы. Цилиндрический брусок, конус, наклонная плоскость.

Ход опыта. Установить наклонную плоскость на стол. В на*вле

цилиндрический Брусок и поместить его в верхнюю часть наклонной плоскости. Брусок придет в движаше и скатится вниз. Далее взять конус и установить его в нижнее положение наклонной плоскости. Конус придет в движение. Будем наблюдать, что конус поднимается вверх по наклонной плоскости. Опыт повторить несколько раз.

Т ео|>ия. Разбив тело на элементарные массы т , можно представить его как систему материальных точек, взаимное расположение которых остается неизменным Любая из этих элементарных масс может находиться под воздействием как внутренних сил, обусловленных ее взаимодействием с другими элементарными массами рассматриваемого теш, так и внешних сил. В нашем слу*Ее тело находится в поле сил земного тяготения, на каждую элементарную тс су тела уп будет действовать внешняя сит, равная т £ .

Напишем дня каждой элементарной ыиссы уравнение второго закона Ньютона: та =

где - результирующая всех внутренних сил, а ^таш1-результирующая всех внешних

сил, приложенных к данной элементарной массе.

Сложив уравнения для всех элементарных масс, получим Угал = V К^^+ХК™*-Однако сумма всех внутренних сил, действующих в системе, равна нулю. Поэтому уравнение упр01щстся следующим образом:

^та О

Справа стоит результирующая всех внешних сил, действующих на тело. Сумму стоящую в левой части формулы можно заменить произведением тссы теш на ускорение его центра инерции IV .

Действительно, согласно тому, что пу = у

продифференцировав это соотношение дважды по времени и приняв во внимание, что

¿¡-у

¿¡■у

а , а ^ = Ж , можно написать: с? = .

Сопоставив полученную формулу и формулу(*), придем к уравнению: упШ

которое озна*вет, что центр инерции твердого тепа движется так; как двигались бы материальная точка с массой, равной тссе тела, под действием всех приложенных к телу сил

Рис. 1. Примеры содержания и структуры электронного каталога Как авторские, так и из Интернет-ресурсов компьютерные модели-анимации физических опытов демонстрируются одновременно с показом натурных экспериментов. Такое сочетание в пропорциях, соответствующих научному эксперименту, приближает учащихся к творческому пониманию научного эксперимента. Пример демонстрационных экспериментов приведен на рис. 2.

Рис. 2. Пример демонстрационных экспериментов, созданных

с применением Б^И-технологии Это позволяет, во-первых, дополнительно пояснить суть демонстрируемого явления. Во-вторых, используя имеющиеся в моделях опции, можно остановить демонстрацию, вернуться к началу и повторить или обратиться к теории. В-третьих, на примере создания моделей студентами можно привлечь обучаемых к соавторству при создании вычислительного эксперимента и анимаций.

Практика применения Б^И-моделей при чтении лекций для активизации познавательной деятельности студентов, для более полного понятия физического явления показала, что они хорошо запоминаются обучаемыми, а преподаватель имеет возможность объяснить данное явление в динамике, обсудить со студентами все стороны явления, "заглянуть" в его сущность, спрогнозировать развитие во времени. Кроме того, использование анимиро-ванных моделей позволяет создать проблемную ситуацию, разрешение которой осуществляется студентами на семинарских и лабораторных занятиях [4-5]. Создается эффект реальной обратной связи.

Далее следует отметить, что у учащихся даже выпускных классов нет правильного представления о значении важнейших работ отечественных ученых. Учащиеся имеют слабые знания фактического материала о времени жизни и деятельности того или иного ученого, путают фамилии ученых, приписывают им чужие изобретения, не могут назвать фамилии отечественных ученых. Все это подчеркивает важность использования исторического и краеведческого материала в процессе обучения физике.

В связи с этим еще одним из методов наглядности, который используется в ТПУ, является экскурсия. Экскурсия проводится при ознакомлении школьников с вузом. При этом показываются лекционные аудитории, лабораторные практикумы, научные и учебные лаборатории. Экскурсия включает в себя и знакомство с лекционным физическим кабинетом, где помимо технических средств и оборудования для опытов размещается «Музей физической техники и эксперимента». Это поистине увлекательное и завораживающее место, так как здесь соседствуют не только старинные, вышедшие из употребления, приборы, но и до сих пор действующие и демонстрируемые во время лекций.

Учащиеся и студенты, посещая кабинет, соприкасаются с историей физики, кабинета и историей России. Они могут потрогать предметы, познакомиться с историей их появления, посмотреть тут же какой-либо опыт с этим прибором. Интерьер кабинета сохранен - приборы и оборудование хранятся в старинных шкафах (рис. 3). Среди многочисленных экспонатов особая гордость кабинета - акустический орган (рис. 4), который был восстановлен два года назад выпускником ТПУ, а ныне «смотрителем» органа в Томской филармонии. Сотрудниками кабинета была разработана лабораторная работа и восстановлено несколько опытов с использованием органа. В кабинете хранятся такие интересные экспонаты, как эталон аршина (1806 г.), эталон метра (1901 г.), весы Кулона (начало XX в.), тепловая машина - двигатель Стерлинга (конец XIX в.), фрагмент водяных часов, трансформатор Тесла (1906 г.) и др. Помимо приборов на стеллажах хранится много старинных каталогов и документов, связанных с оснащением кабинета и научной деятельностью преподавателей кафедры физики. Часть экспонатов можно рассмотреть на рис. 5 а,б. Все это вызывает у школьников неподдельный интерес и повышает мотивацию в обучении физики.

Рис. 3. Старинные физические приборы и оборудование

Рис. 4. Акустический орган

ДНР^КтйРъ

Т1МГЛИН1 ||[||||'||'

1ици*1 1ши II

УН ич И7 ■! при . ■ --Г1П!! л . ■ Л[и тпг I

II

.Г" П> -ОИЯОН* I аС-ЕЛйЫД1. спш! , 1^и^.:ж&>1тииииии г;г1. 64

!!а. »яллйт иг ¡приу ¿¿•■¡яле' ■ у. ¡1|1чр " □ ■ ■-

■1м ¡и ' гни- -■: чл

Й*7'1 Г »¡>31 .иУ Ми ■ иийцшт» 4.1. Р-и? ^ , чги итрт-ь лрщИуя» на

I к:-, "1 "/Гг. р

^□^Т^пыт4 АСТРГГ. я ни.

-|н "" "1ТН лплгпы йИ-Л П:^-

Г1-111ЛПЧ П :г,

а. Документ 1916 г. о приобретении оборудования в Кембридже

б. Весы Кулона

в. Тепловая машина - двигатель Стирлинга г. Анимация работы двигателя Стирлинга

Рис. 5

Кабинет располагает достаточно большой коллекцией портретов выдающихся физиков. Принцип наглядности в данном случае осуществляется путем демонстрации учащимся исторических опытов, документов и портретов ученых.

Во время экскурсии со школьниками следует учитывать ряд педагогических требований. Рассказ преподавателя, проводящего экскурсию должен обеспечивать идейную направленность, включать достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов, быть эмоциональным по форме и содержанию. Основной целью экскурсий является расширение кругозора учащихся, привлечение их внимания к физике, оценке ее роли в жизни общества. История физики позволяет ученикам познакомиться с физикой-наукой, и как следствие, ученики имеют возможность приобщиться к процессу научного познания в целом и знакомиться с физическими явлениями лежащими за рамками школьной программы. Приобщение школьников к истории науки означает не уход от актуальных проблем современности, а, напротив, более глубокую ориентацию в них с целью понимания истоков перспектив научно-технического прогресса.

Роль наглядного материала в процессе усвоения продолжает оставаться весьма важной. Подросток стремится иметь собственное мышление, взгляды и суждения. Необходимо создавать и развивать у старшеклассников установку на размышление при работе с любым материалом, при выполнении учебно-практических заданий [6]. В этом случае возникает потребность к творчеству, улучшается продуктивность памяти, изменяются приемы запоминания, активно начинает развиваться логическая память.

Из опыта многолетнего сотрудничества со школами города замечено, что школьники, занимающиеся в вузе при взвешенном сочетании лабораторного, демонстрационного эксперимента и задачных упражнений, принимают более активное участие в научных конференциях и олимпиадах школьников, занимают призовые места, успешно проходят вступительные испытания в вузы, лучше адаптируются к студенческой жизни и более успешно сдают первую сессию.

Литература

1. Каменецкий С.Е., Солодухин Н.А. Модели и аналогии в курсе физики средней школы: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982

2. Лисичко Е.В., Постникова Е.И., Твердохлебов С.И. Повышение качества преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в Томском политехническом университете // Третья межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы учебно-методической и воспитательной работы в вузе» 27 февраля 2006 г., Сургут.

3. Важеевская Н.Е. О наглядности в физике и методике преподавания физики // Физика в системе современного образования (ФССО-05): Материалы 8-й международной конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

4. Ларионов В.В. Проектирование и реализация технологии проблемно-ориентированного обучения физике. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006.

5. Батрова О.Ф. Идеалы научности и развитие педагогики // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспективы. Сб. науч. статей. Выпуск первый. - Москва: ИОО МОН РФ, 2004.

6. Лукьянова М. Учебная мотивация школьников: психолого-дидактический аспект о создании программы деятельности учителя с учетом мотивационного компонента / http://uchitel2.valuehost.ru/ _|оита1/|оит04-01/|оит04-01Р6.Ы:т1

ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

А.В. Рощин, учитель физической культуры Дергаевской основной общеобразовательной школы, Московская область

В связи со стойкой тенденцией ослабления психического и физического здоровья современных школьников требует решения проблема профилактики и коррекции их негативного нервно-психического состояния. Уровень умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся старших классов, обследованных с помощью корректурных проб и цветового теста Люшера, от начала учебного дня к его середине увеличивается и достигает своего максимума перед 3-м уроком. Затем происходит его постепенное снижение, и в конце учебного дня он становится минимальным, что отражено в табл. 1. Мы выбрали три периода для применения специального кинезиологического комплекса: период повышения уровня исследуемых показателей (перед 1-м уроком), период их максимального уровня (перед 3-м уроком) и период их снижения (перед 5-м уроком).

Таблица 1

Динамика умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся в фоновом исследовании

Информационный поиск по Шульте (сек) Информационный поиск по Шульте-Горбову (сек) Психич. работоспособность (балл) Психовегетативный тонус (балл)

Перед 1-м уроком 35,0±1,6 50,0±3,3 10,1±1,2 1,2±0,06

Перед 2-м уроком 32,4±1,3 45,2±2,5 9,4±1,2 1,3±0,05

Перед 3-м уроком 30,0±0,8 34,3±1,9 7,8±0,9 1,9±0,05

Перед 4-м уроком 31,8±0,9 40,1±2,1 8,5±1,0 1,5±0,04

Перед 5-м уроком 34,0±1,3 46,4±2,9 9,4±1,4 1,3±0,05

Перед 6-м уроком 35,1±1,5 51,4±3,1 10,4±1,3 1,1±0,05

После 6-го урока 37,3±1,8 61,6±3,2 11,8±2,1 0,9±0,06

Как видно, перед 1-м уроком в результате кинезиологического воздействия произошло улучшение исследуемых показателей, однако наблюдаемые изменения показателей умственной работоспособности незначительны (р>0,05). Можно предположить, что в первую очередь исследуемый комплекс оказал влияние на активность симпатической нервной системы, что выразилось в увеличении показателя психовегетативного тонуса (р<0,05).

В табл. 2 представлены показатели в первой серии исследования.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся в первой _экспериментальной группе_

Информационный поиск по Шульте (сек) Информационный поиск по Шульте-Горбову (сек) Психич. работоспособность (балл) Психовегетативный тонус (балл)

Перед 1-м уроком 34,7±2,1 49,8±3,2 9,1±2,0 1,5±0,05

Перед 2-м уроком 32,0±1,7 45,6±3,6 8,0±1,5 1,4±0,05

Перед 3-м уроком 29,9±1,2 35,1±2,8 7,5±1,1 1,8±0,05

Перед 4-м уроком 31,7±1,4 40,0±2,8 8,2±1,5 1,5±0,06

Перед 5-м уроком 34,1±1,4 45,9±2,8 9,5±2,0 1,3±0,06

Перед 6-м уроком 35,0±1,8 49,7±3,2 10,8±2,4 1,0±0,05

После 6-го урока 37,2±1,7 59,9±3,5 11,6±2,2 0,9±0,06

В табл. 3 представлены показатели второй серии исследования, когда кинезиологический комплекс применяется перед 3-м уроком. Сравнение с данными таблицы 1 показывает, что до применения кинезиологического комплекса динамика исследуемых показателей в фоне и во второй серии эксперимента совпадают.

Таблица 3

Динамика умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся во второй

Информационный поиск по Шульте (сек) Информационный поиск по Шульте-Горбову (сек) Психич. работоспособность (балл) Психовегетативный тонус (балл)

Перед 1-м уроком 35,2±2,1 49,2±3,2 9,9±1,6 1,2±0,05

Перед 2-м уроком 32,3±2,1 44,9±2,4 9,5±1,3 1,4±0,05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.