Научная статья на тему 'Особенности изучения художественного мира Ф. М. Достоевского в 10 классе гуманитарного профиля'

Особенности изучения художественного мира Ф. М. Достоевского в 10 классе гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
535
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения художественного мира Ф. М. Достоевского в 10 классе гуманитарного профиля»

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В 10 КЛАССЕ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Н.В. Никанова, аспирант кафедры методики препо

Произведения Ф.М. Достоевского с их особым типом героя-идеолога, предельным психологизмом, полифонией необычайно сложны для восприятия учащихся. Поэтому необходима продуманная система работы, направленная на постижение уникального художественного мира писателя.

Нами предлагается методика анализа художественного мира Ф.М. Достоевского в 10 классе гуманитарного профиля с учетом доминирующих компонентов этого мира. Введение понятия «доминанта художественного мира писателя» позволило рассматривать определяющие элементы литературного произведения и при этом не нарушило единства его содержания и формы. Мы опирались не только на характерные особенности идейного содержания произведений писателя-философа, но и на такие психологические качества старшеклассников-гуманитариев, как активность мысли, формирование индивидуального стиля умственной деятельности, склонность к теоретизированию, понятийным построениям и философским рассуждениям.

Этапы работы:

1) формирование начальных представлений о художественном мире писателя на вступительной лекции о жизни и творчестве;

2) анализ характерных черт этого мира на уроках, посвященных анализу романа «Преступление и наказание»;

3) обогащение представлений об этом мире в процессе организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, связанной уже с обращением к другим произведениям писателя.

Мир произведений Достоевского - мир сложный, противоречивый, мрачный. Среди доминант художественного мира писателя литературоведы обычно отмечают самосознание героя-идеолога, психологический портрет, внутренний диалог, полифонию, двойничество, хронотоп порога и хронотоп гостиной, урбанистический пейзаж и предельный психологизм описаний экстерьеров и интерьеров. В данной статье мы подробнее остановимся на проблеме психологизма прозы писателя, а точнее - на снах героев как приеме психологического изображения.

Как отмечал М.М. Бахтин, Достоевский «очень широко использовал художественные возможности сна почти во всех его вариациях и оттенках» [1, с. 198]. Необходимость анализа снов продиктована тем, что они «выявляют бессознательное в человеке, его подсознание - то, что прячется в глубинах психики и неведомо ему самому» [5, с. 213]. Разговор о снах Раскольникова позволит учащимся разобраться в непростом характере главного героя, понять его теорию и постичь идею романа.

Традиционно в школе анализируется первый сон Родиона Раскольникова, в котором тот видит себя ребенком, и последний - о моровой язве. Однако при таком подходе, на наш взгляд, разрывается цепь исследования подсознания героя. В классе гуманитарного профиля мы предлагаем разобрать все пять сновидений Раскольникова, определить их сюжетно-композиционную функцию. Подобный путь анализа позволит раскрыть внутренний мир главного героя во всей его полноте, сложности и противоречивости. Основной метод проведения такого урока - эвристическая беседа, опирающаяся на работу с текстом романа.

Приступая к анализу первого сна Раскольникова, десяти-

1вания литературы МПГУ

классники отмечают то тяжелое, угнетенное состояние, в котором бредет герой от Алены Ивановны. А во сне он увидел «картину из детства»: пьяные мужики избивают до смерти тощую клячонку. В результате анализа данного эпизода учащиеся должны прийти к неоднозначным выводам: Раскольников, с которым мы познакомились в первой главе, совсем не похож на мальчика из сна, который «не помня себя, бежит к лошадке», хочет защитить несчастное животное, но бессилен сделать это. Мы видим в этом сне действие бессознательного: герой по своей природе не способен на убийство. Его подсознание ведет борьбу с разумом, захваченным идеей «крови по совести». Вот он - раскол.

Затем учитель обсуждает с десятиклассниками поведение главного героя после сна: 1. Что чувствует Раскольников, очнувшись ото сна? К какому решению он приходит? 2. От чего освободился герой? Что, на ваш взгляд, заставляет его пойти домой через Сенную площадь? 3. Какое событие заставляет Раскольникова поменять свое решение? 4. Почему он вернулся домой как «приговоренный к смерти»? Ответы на эти вопросы подтвердят мысль о противоречивости натуры главного героя и покажут призрачность свободы, которую почувствовал он, проходя по мосту над Невой. Идея, однажды захватившая его, не может исчезнуть, раствориться, она должна быть проверена. Такова роль данного эпизода в романе.

Обратившись к анализу второго сна Раскольникова, учитель особое внимание уделит компенсаторному характеру его образов. «Через посредство этих образов-мечтаний сознание сновидца отклоняется от неприятных для него непосредственных впечатлений» [4, с. 244]. На этом этапе урока ведется беседа по следующим вопросам: 1. В каких произведениях русской литературы XIX века вам уже встречался образ оазиса? 2. Как вы думаете, почему Раскольников увидел себя в Африке? 3. Какое слово прерывает грезы героя? 4. Что меняется после этого «вдруг»? 5. Что делает герой, очнувшись ото сна? 6. Есть ли еще у Раскольникова время остановиться?

Сравнив два первых сновидения, старшеклассники делают вывод о том, что автор предоставляет своему герою свободу выбора: пойти по пути Миколки и убить Алену Ивановну или отказаться от своей идеи и обрести покой. После этого сна Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры.

В заключение данного этапа анализа учащиеся определяют место сновидений в композиционном строе романа: два первых сна включены в экспозицию произведения, в которой намечаются штрихи к портрету главного героя и описываются приготовления к убийству.

Следующий сон, в котором Раскольников якобы слышит, как Илья Петрович избивает его хозяйку, очень похож на явь. «В композиции романа - это развитие действия. Психолого-физиологическое значение сна, по реализму Достоевского, - защитные функции организма в условиях крайнего психического напряжения. В духовном смысле для Расколь-никова - это образ ада, который выносить невозможно, если он сам не прекратится» [3, с. 107]. Рассмотрев данный эпизод, старшеклассники придут к выводу, что теперь герой становится жертвой собственного сознания, собственной совести. Учитель обращает внимание учащихся на диалог Раскольникова и Настасьи, которая принесла ему тарелку

супа. Из разговора становится очевидным, что весь сон герой воспринимает как реальность.

События четвертого сновидения разыгрываются, по М.М. Бахтину, по законам карнавального действа [1]. Раскольников снова оказался «в той самой квартире» и снова пытался убить Алену Ивановну. Данный сон еще ярче, отчетливее передает ощущение того, что убийца - это и есть настоящая жертва. Раскольников уже понял, хотя еще пока на уровне подсознания, что он вовсе не Наполеон. Но самое важное, о чем нельзя не сказать в процессе анализа сновидения, - это о его месте в сюжетно-композиционной структуре текста. Композиционно сон расположен в центре романа. Это - сон-катастрофа, который ставит героя перед выбором: покаяние или безумие и самоубийство.

И последний сон - о моровой язве. Раскольников видит его в бреду на каторге. На наш взгляд, логичнее оставить этот вопрос для самостоятельной исследовательской работы, так как после подробного анализа теории главного героя (в нашей системе уроков по творчеству Ф. М. Достоевского данной проблеме было отведено предыдущее занятие) учащиеся смогут без посторонней помощи постичь суть сновидения, используя текст романа и дополнительные источники (в том числе комментарии к этому сну).

В результате такого достаточно подробного анализа учащиеся глубже проникнут в суть каждого сновидения, но это будет лишь «фрагментарное восприятие», поскольку «значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину» не складывается [2, с. 134]. Поэтому учитель должен особое внимание уделить заключительному этапу урока, когда бу-

дут подводиться итоги работы. Для создания целостной картины необходимо связать все сны, показав в них сквозные образы и мотивы. При подведении итогов урока учащиеся определяют суть этого приема психологического изображения: сны и видения органично вплетаются в общую психологическую картину произведения, с их помощью глубже раскрывается внутренний мир героя, а также в сюжетно-композиционную структуру романа.

В 10 классах гуманитарного профиля целесообразно, помимо «Преступления и наказания», рассмотреть роман «Идиот». Это произведение выбрано нами потому, что, во-первых, появляется возможность проследить развитие авторской мысли, а во-вторых, сюжет, завязанный на любовной интриге, привлечет внимание старшеклассников. Обращение к данному роману позволит закрепить и обогатить знания учащихся о доминантах художественного мира Ф.М. Достоевского и, в частности, о снах и видениях как приеме психологического изображения.

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М., 1963.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - 3-е изд. - М., 2004.

3. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа «Преступление и наказание» как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. - М., 2001.

4. Страхов И. В. Психология литературного творчества. - М., 1998.

5. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2002.

ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ: ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО

ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Е.И. Постникова, аспирант кафедры физики Томского политехнического университета В.В. Ларионов, кандидат физико-математических наук, докторант кафедры физики Томского политехнического университета

Реформа российского образования коснулась не только высшей, но и общеобразовательной школы. На современном этапе идет оснащение школ компьютерной техникой и подключение школ к сети Интернет. Ученики изучают информатику уже с 1-2 классов и обучаются работе на компьютере. Однако в большинстве школ отсутствует оборудование, с помощью которого можно демонстрировать физические явления и проводить эксперименты. В то же время при обучении физике принцип наглядности был и остается основополагающим [1-3]. И на школьном, и на вузовском этапе физического образования обеспечение наглядности имеет принципиальное значение.

Нехватка наглядного оборудования и технических средств в школах существенно сказывается на уровне знаний, которые получают учащиеся. Опыт работы со студентами-первокурсниками технического вуза показывает, что многие выпускники школ (даже из числа лучших) не знают, что такое подшипник и никогда его не видели, или не имеют представления о шатуне. Процесс обучения обязан включать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты и практические работы. К тому же демонстрационные опыты помогают углубленному пониманию изучаемого материала и развивают физическое мышление. Особенно это важно для профильных классов.

Один из вариантов решения этой проблемы - использование видеодемонстраций или компьютерных анимаций. Другой вариант - это сотрудничество школ и вузов (при наличии оборудования в вузе). Это могут быть посещения вузов в день открытых дверей или экскурсии с элементами демонстрации опытов. Более эффективный вариант - создание при вузах вечерних школ, которые могут посещать ученики по своему выбору.

Еще один вариант - это долгосрочное сотрудничество школы и вуза. Вуз обладает, как правило, хорошо оборудованным лекционным кабинетом физики, имеет лаборатории, оснащенные лабораторными комплексами, в том числе и компьютерными. В этом случае учащиеся школы в течение года выполняют по несколько лабораторных работ по определенной теме, а потом закрепляют свои знания при демонстрации физических явлений по этой же теме. Все указанные варианты реализованы в Томском политехническом университете (ТПУ). Для усиления эффекта сотрудничества необходимо соблюдать следующие условия:

• применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

• демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием изученного или изучаемого материала;

• наглядность должна использоваться в меру;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.