ответы на которые, к сожалению, отсутствуют, поскольку нет общего алгоритма действий, общего направления работы, с помощью которых была бы облегчена работа как государственных обвинителей, так и судов в процессе провозглашения правосудия. Список использованной литературы:
1. Кисленко С.Л. Криминалистические основы участия государственного обвинителя в прениях сторон по уголовным делам // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2019. № 2. С. 84-99.
2. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве. - М.: Наука, 1975. 383 с.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 декабря.
4. Федяков Н.Н. Особенности участия группы прокуроров в прениях сторон // Российский судья. 2018. № 11. С. 24 - 27.
© Медведева А.О., 2024
УДК 349.444
Парфенова А. И.
Студентка 5 курса ЮРоз-20-01 ФПЭУ «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
г. Ульяновск, Россия Научный руководитель: Бойко Н. С., кандидат юридических наук, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры права ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
г. Ульяновск, Россия
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема расселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда в Российской Федерации. Проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу на федеральном и региональном уровнях. Особое внимание уделено опыту реализации программы расселения в Нижегородской области. Исследованы критерии признания жилья ветхим и аварийным, рассмотрены различия между этими категориями. На примере Нижнего Новгорода показаны практические аспекты реализации программ расселения, выявлены основные проблемы и сложности в этой сфере
Ключевые слова
аварийное жилье, ветхий жилищный фонд, программа расселения, жилищное законодательство, региональная программа, муниципальная программа
В современном российском законодательстве вопросы расселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда регулируются комплексом нормативно-правовых актов. Ключевыми документами в этой сфере являются Жилищный Кодекс РФ, Федеральный закон № 185-ФЗ "О Фонде содействия
реформирования жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007, а также Постановление Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, определяющее порядок признания помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными.
На региональном уровне реализация программ расселения осуществляется через специальные адресные программы. Показательным примером является опыт Нижегородской области, где действует региональная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы". По данным, озвученным на заседании постоянной комиссии городской Думы Нижнего Новгорода 19 марта 2024 года, программа демонстрирует успешные результаты: произведено расселение 192 аварийных домов, включающих 1850 квартир, признанных аварийными в период с начала 2012 по начало 2017 года.
В настоящее время программа продлена до 2025 года и предусматривает дальнейшее расселение 255 домов, получивших статус аварийных в период с 1 января 2017 по 1 января 2022 года. Важно отметить, что предыдущий этап программы в Нижегородской области был выполнен в полном соответствии с поставленными задачами, что свидетельствует об эффективности принимаемых мер по решению проблемы аварийного жилья в регионе.
В соответствии с нормативным документом МДК 2-04.2004 "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда", здание классифицируется как ветхое при достижении определенных показателей износа. Для зданий с каменными конструкциями пороговое значение износа составляет более 70%, в то время как для деревянных строений и домов с мансардами, возведенных с использованием местных строительных материалов, этот показатель установлен на уровне свыше 65%.
Важно отметить, что при ветхом состоянии основные несущие элементы конструкции всё еще сохраняют достаточную прочность для поддержания общей устойчивости здания. Однако такое состояние уже не позволяет строению полноценно выполнять заложенные эксплуатационные функции и соответствовать установленным требованиям к эксплуатации.
При анализе ситуации с аварийным и ветхим жильём важно отметить существенное различие между этими категориями. Если аварийное жилье характеризуется состоянием фундамента, основных перекрытий и несущих стен, то ветхое жилье определяется общим процентом износа несущих конструкций. Принципиально важно, что в случае признания здания ветхим его расселение не является обязательным, если оно не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья жильцов.
Учитывая текущую ситуацию, существует острая необходимость законодательного закрепления понятия ветхого жилья и критериев его признания. При разработке соответствующих нормативных актов целесообразно опираться как на сложившуюся судебную практику по признанию зданий ветхими, так и на положения действующего Методического пособия.
В качестве примера практической реализации программ расселения можно привести опыт Нижнего Новгорода, где была утверждена муниципальная программа "Обеспечение граждан города Нижнего Новгорода доступным и комфортным жильем" на период 2023-2028 годов. Одним из ключевых направлений данной программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в домах, не соответствующих установленным санитарным и техническим требованиям. В рамках реализации программы запланировано расселение 38,9 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда, причем 20,3 тысячи квадратных метров будет расселено при поддержке средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Ожидается, что в результате этих мероприятий новое жилье получат 1722 человека.
В городе наблюдается серьезная проблема с ветхим и аварийным жильем: на данный момент насчитывается 1615 ветхих и 574 аварийных домов. Ситуация продолжает ухудшаться, поскольку ежегодно около 18 тысяч квадратных метров жилищного фонда признается аварийным. Одной из ключевых проблем является отсутствие четко установленных сроков расселения жителей таких домов.
Хотя сроки переселения определяются региональной адресной программой, процесс часто затягивается по различным причинам: недостаток финансирования, споры о выкупной стоимости жилья или отсутствие подходящих помещений для переселения граждан.
Показательным примером этой проблемы служит дело № 88-11370/2020, 2-342/2019, рассмотренное Четвертым кассационным судом общей юрисдикции. В этом случае собственник жилья обратился в суд, оспаривая законность действий администрации в вопросе переселения из аварийного жилья. Несмотря на то, что истец был включен в региональную программу переселения два года назад, на момент рассмотрения дела он так и не получил нового жилого помещения, что подтверждается определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2020 года.
При расселении граждан из ветхих и аварийных домов важно учитывать ряд ключевых аспектов. Прежде всего, следует понимать, что данная процедура не является способом улучшения жилищных условий, а представляет собой необходимую меру обеспечения безопасности граждан. При переселении предоставляемая квартира должна быть равнозначной по площади прежнему жилью, независимо от того, предлагается ли помещение в новостройке или во вторичном фонде.
Предоставляемое жилье обязательно должно соответствовать всем установленным нормам благоустройства, включая требования противопожарной безопасности, санитарные и технические стандарты. В случае нарушения жилищного законодательства, например, при предоставлении квартиры меньшей площади или занижении выкупной цены, граждане имеют право обратиться в суд для защиты своих интересов.
Особую сложность представляет расселение коммунальных квартир, поскольку в современном строительстве такой тип жилья уже не практикуется, что делает невозможным предоставление полностью эквивалентной замены. Для повышения эффективности процесса расселения целесообразно законодательно закрепить четкие сроки принятия решений органами местного самоуправления об изъятии земельных участков и помещений в аварийных домах.
Существенным моментом является то, что жильцы аварийных домов освобождаются от оплаты капитального ремонта, так как дальнейшее использование такого жилья невозможно. При этом ветхий фонд включается в программу капитального ремонта с целью замедления износа конструкций и предотвращения перехода дома в категорию аварийного. Однако здесь возникает проблема: дома с количеством квартир менее пяти не подпадают под действие программы капитального ремонта, что создает дополнительные сложности в решении жилищного вопроса. Список использованной литературы:
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
2. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ // Российская газета. - 2007. - № 162.
3. Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом: Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 6. - Ст. 702.
4. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем России) // М.: ФГУП ЦПП. - 2004.
5. Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы": Постановление Правительства Нижегородской области // Нижегородские новости. - 2019.
6. Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2020 по делу № 8811370/2020, 2-342/2019 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru
(дата обращения: 20.03.2024).
7. Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение граждан города Нижнего Новгорода доступным и комфортным жильем на 2023-2028 годы": Постановление администрации города Нижнего Новгорода // Официальный сайт администрации города Нижнего Новгорода. - 2023.
© Парфенова А.И., 2024
УДК 34
Сат А.В.
студентка ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Научный руководитель: Карамашев С.Б.,
доцент кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин
ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», кандидат юридических наук
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В УСТАНОВЛЕНИИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация
В статье автором исследуется ряд проблем, связанных с квалификацией преступлений террористической направленности, предлагаются положения по дополнению в действующее законодательство ряда изменений, касающихся оптимизации выявления и квалификации преступлений террористической направленности.
Ключевые слова:
уголовная ответственность, преступления террористической направленности, терроризм, террористический акт, квалификация.
В наше время террористическая угроза в различных ее формах стала критически актуальным вопросом для глобального сообщества. Это приводит к большому числу потерь среди мирного населения. В результате происходит разрушение материальных и культурных ценностей.
Террористические акты становятся критической угрозой для глобальной безопасности. В настоящее время терроризм активно занимает свою позицию: например, теракт в московском театральном центре на Дубровке (октябрь 2002 года) привёл к гибели 130 гражданских, а трагическое событие в школе города Беслан, Северная Осетия (сентябрь 2004 года), закончилось гибелью 334 человек. Кроме того, атака террористов на «Крокус Сити Холл» в Москве 22 марта 2010 года вызвала смерть 139 и ранения у 182 лиц.
Терроризм определяется как незаконное применение силы или насилия, осуществляемое группами или индивидами, находящимися в оппозиции к государственной власти [2]. Отмечается значительное разнообразие во взглядах на этот феномен среди исследователей, экспертов и других заинтересованных сторон. В его основе лежит уникальная методология политической борьбы, которая подразумевает использование идеологии, основанной на насилии. Таким образом, терроризм тесно связан не только с прямым насилием, но и с манипуляцией страхом. В теоретическом аспекте четко прослеживается взаимосвязь между использованием идеологически обусловленного насилия как инструмента для достижения террористических амбиций и интимидацией как основной целью терроризма, ведущей к желаемому результату.