Научная статья на тему 'Практические подходы к генерации инновационных идей'

Практические подходы к генерации инновационных идей Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / идея / предприниматель / бизнес / креативное мышление / коллаборация. / innovation / idea / entrepreneur / business / creative thinking / collaboration

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Баймухамбетов Е.К.

Автором данной статьи предлагается рассмотреть существующие программы поддержки инновационных кластеров Республики Казахстан с целью генерации инновационных идеи позволяющие формировать новые стартап-компании, включая корректировочные мероприятия по улучшению указанных программ с учетом специфики региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical approaches to generating innovative ideas

The author of this article proposes to consider existing programs to support innovative clusters of the Republic of Kazakhstan in order to generate innovative ideas that allow the formation of new start-up companies, including corrective measures to improve these programs, taking into account the specifics of the region

Текст научной работы на тему «Практические подходы к генерации инновационных идей»

Том

№3

2022

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Vol 2 №3, 2022

Научная статья Original article

Практические подходы к генерации инновационных идей

Баймухамбетов Е.К.

Казахстанско-Британский технический университет, г. Алматы, Республика Казахстан Автор-корреспондент: ybaimukhambetov@gmail.com

Аннотация: Автором данной статьи предлагается рассмотреть существующие программы поддержки

инновационных кластеров Республики Казахстан с целью генерации инновационных идеи позволяющие формировать новые стартап-компании, включая корректировочные мероприятия по улучшению указанных программ с учетом специфики региона.

Ключевые слова: инновации, идея, предприниматель, бизнес, креативное мышление, коллаборация.

Для цитирования: Баймухамбетов Е.К. Практические подходы к генерации инновационных идей. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №3, с. 21-24

Practical approaches to generating innovative ideas

2

Baymukhambetov E.K.

Kazakh-British Technical University, Almaty, Republic of Kazakhstan Corresponding author: ybaimukhambetov@gmail.com

Abstract: The author of this article proposes to consider existing programs to support innovative clusters of

the Republic of Kazakhstan in order to generate innovative ideas that allow the formation of new start-up companies, including corrective measures to improve these programs, taking into account the specifics of the region.

Keywords: innovation, idea, entrepreneur, business, creative thinking, collaboration.

For citaion: Baymukhambetov E.K. Practical approaches to generating innovative ideas. Smart digital economy.

2022. Vol. 2, №3, pp. 21-24

В последние года а именно с конца 2019 года и по сей день, мировое сообщество сталкивается с различными вызовами связанные с пандемией Covid - 19, с неожиданными поворотами в мире экономики. Следовательно возникли новые потребности и драйверы для развития новых инновационных продуктов, услуг и прочих видов составляющих в целом мировой экономики. Одним из драйверов развития того или иного государства в данный момент являются стартапы. Указанные виды компаний давно себя зарекомендовали с положительной стороны показывая свой динамичный рост. Ежемесячно только в США выпускаются около 543 000 стартапов [1], и эта цифра ежегодно растет с каждым днем все больше и больше. В Республике Казахстан стартапы начали проявлять свою активность лишь

последние 5-7 лет. Согласно полученным данным [2] самыми успешными в Республика Казахстан являются компании - стартапы:

• «Jet» (система краткосрочной аренды и прокатов электросамокатов), общая сумма инвестиции составила более 5 миллионов американских долларов, при этом компания стала прибыльным с первого дня существования.

• «S1LKPAY» - компания-стартап предлагающие инновационные финансовые технологии для денежных переводов.

• «Cerebra» - организация, предлагающая программное обеспечение ддля диагностики инсульта на очень ранней стадий по предлагаемым снимкам пациента.

Если обратить внимание на указанную в статье информацию 5Q.media [3] только в 2021 году топ 10 стартапов смогли привлечь в собственные проекты более 8 миллионов долларов.

На сегодняшний день актуальным стал вопрос о генерациях новых бизнес-идей, их воплощении и формирования новых стартапов с целью решения тех или иных задач потребительского запроса.

Предметом исследования в данной статье являются существующие методологии и практические инструменты для развития креативного мышления и генерации идей, способствующие развитию и формированию абсолютно новых компании-стартапов. Учитывая того, что «Jet», «S1LKPAY» и «Cerebra» были лишь идеями, а на сегодняшний день являются компаниями предлагающие инновационные решения, данная статья предлагает рассмотреть существующие программы по генерации идеи и предложения рекомендательного характера по улучшению программ.

В Республике Казахстан, в частности в городах Алматы и Нур-Султан представлены более 10 различных инновационных кластеров занимающиеся взращиванием стартапов. Потенциальному предпринимателю или желающему развивать собственный бизнес ежемесячно представляется возможность принимать участие в различных программах, семинарах и тренингах по генерации креативного мышления и развитию предпринимательских навыков.

Так, например, «Nazarbayev University Research and Innovation System» (далее -NURIS) инновационный кластер при «АОО Назарбаев университет» каждые полгода проводит программу «SciTech Bootcamp», программа - интенсив по технологическому предпринимательству и генерации бизнес-идей в области STEM. Контент программы выстраивается логичным образом, а содержание программы составляют следующие модули: Генерация идей и критическое мышление, бизнес-модель и œstomer discovery, планирование и бюджетирование проекта, ключевые финансовые показатели, креативный маркетинг с применением дизайн-мышления, интеллектуальная собственность, эффективная команда и бизнес, лидерство, переговоры, привлечение финансирования и инвестиций [4].

Приглашенными консультантами вышеуказанной программы являются различные предприниматели, имеющие собственный технологический бизнес или опыт работы в бизнес-среде. Особенностью программы являются case study - неформальные встречи с основателями стартапов, которые успешно развивают собственные стартапы.

Том 2 №3 2022 УМНАН ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА Vol2№3.2022

SMART DIGITAL ECO N 0 MY

научный электронный журнал

Если «NURIS» сфокусирован на программах мотивации и на вдохновении новоиспеченных и начинающих предпринимателей, то провайдер представляющие аналогичные виды услуг «Astana Hub» предлагает программу «Startup School». Содержание программы состоит из модулей: что такое стартап, находим идеи, коммуникации, рынок, бизнес-моделирование, как привлечь инвестора? Содержание программ двух организации релевантные и имеют общие схожие модули. [5]. Длительность обеих программ составляют ориентировочно в среднем 14 дней.

Понимание и вера в свою идею является ключевым фактором. По окончанию программ подготовки начинающих стартаперов предполагается, что начинающий предприниматель убежден в том, что он сможет:

• Реализовать свою идею

• Решит острую проблему своего потенциального заказчика через свою идею

• Поймет область распространения и применимость в той или иной области своей

идеи

Ввиду того, что в Республике Казахстан в среднем выживаемость стартапов приблизительно составляет один из ста, а также одним из немаловажных причин страха или неуверенности для начинающего предпринимателя в своей идеи, включая возможную ликвидацию стартапа в будущем - отсутствие или недостаток мотивации. Автор предлагает разделить программы в 2 этапа:

1 этап. В связи с тем, что программы «Startup School», «SciTech Bootcamp» предполагают формат ускоренного обучения, автором статьи рекомендуется расширить сроки обучения длительностью от 4-х недель с возможностью усиления программ мотивации и урезанием лишних модулей, которая по мнению автора является ранней для стартапера.

2 этап. Программа наставничества. Данная программа предполагает взаимодействие между начинающим предпринимателем и основателем стартапа. Цель этой программы -вдохновить «держателя идеи» путем передачи и трансляции практических знаний и опыта в экосистеме предприятия-наставника.

Продуктивность и эффективность данных рекомендации достигаются за счет сотрудничества и соответствующей работе между целевой аудиторией, в совокупности доступной и понятной информаций, а также специально созданных условий для достижения максимального эффекта.

Список литературы

1. Роздольская И.В. Маркетинг инновационных идей: проблемы выявления, методы генерации и способы реализации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 1 (45). С. 025-032.

2. Моисеева Т.В. Социальные инновации: интерсубъективный подход к генерации инновационных идей // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 3. С. 408-418.

3. Стародубова А.А. Методика генерации инновационных идей при помощи наставничества в предпринимательстве // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2019. № 4. С. 263-267.

4. Журенков Д.А. Модель процесса генерации инновационных идей в холдингах промышленности обычных вооружений // Современные инновации. 2017. № 1 (15). С. 53-54.

5. Афонасьев М.А., Николаев А.А. Развитие творческого потенциала при разработке инноваций // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 4. С. 13.

6. Рословцева М.Ю. Поиск инновационных педагогических решений путем использования методов и приемов генерирования новых идей // Молодой ученый. 2020. № 8 (298). С. 232-234.

© Баймухамбетов Е.К. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.