Научная статья на тему 'Проблемы реализации стартапов в РФ'

Проблемы реализации стартапов в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1187
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / СТАРТАП / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL INNOVATIVE BUSINESS / START-UP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова К. А.

Инновационное развитие страны является одним из приоритетных направлений в деятельности государства, так как высокий удельный вес инновационного бизнеса в структуре экономики, является фактором, обеспечивающим её конкурентоспособность и рост в долгосрочной перспективе. В данной статье на основе экспертных мнений и статистических данных выявлены основные проблемы реализации малых инновационных предприятий стартапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF RELIZATION OF STARTUPS IN RUSSIA

The innovative development of the country is one of the priority directions in the activity of the state, as a high proportion of innovative enterprises in the economy is a factor that ensures its competitiveness and growth in the long term. Based on expert opinions and statistical data, the main problems of implementation of small innovative companies startups are revealed in this article.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации стартапов в РФ»

-Economy and Business-

75

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАРТАПОВ В РФ К.А. Фролова, магистрант

Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)

Аннотация. Инновационное развитие страны является одним из приоритетных направлений в деятельности государства, так как высокий удельный вес инновационного бизнеса в структуре экономики, является фактором, обеспечивающим её конкурентоспособность и рост в долгосрочной перспективе. В данной статье на основе экспертных мнений и статистических данных выявлены основные проблемы реализации малых инновационных предприятий - стартапов.

Ключевые слова: инновации, стартап, малое инновационное предпринимательство.

Каждый год во всем мире, и Россия не исключение, появляется множество инновационных компаний, с оригинальными идеями для бизнеса и большими амбициями - стартапы. Но большинство из них не проходит так называемую «долину смерти»: по некоторым оценкам из десяти новых запущенных стартапов добиваются успеха лишь один-два. Всего лишь 10-15% от общего количества российских стартапов специалисты могут назвать удачными.

Несмотря на то, что венчурная индустрия является весьма молодой отраслью отечественной экономики, она уже демонстрирует значительные успехи. Самые строгие подсчеты указывают на то, что в 2007-2012 гг. российский венчурный рынок продемонстрировал, по меньшей мере, увеличение в четыре раза, как с точки зрения объема инвестиций, так и в плане количества сделок. Рекордный объем рынка в 2012 году вывел Россию на второе место в Европе и пятое в мире (общий объем инвестиций в 2012 году достиг почти 1,5 млрд. долл. США) [1, с. 4]. По итогам 2014 года объем венчурного рынка составил 480,9 млн. долл. США, из которых 102, 9 млн. долл. США были реализованы на стадии стартап [2, с.4].

Если деньги в России есть, и инвесторы готовы вкладываться в инновации, в чем же тогда причина неудач многих начинающих стартапов? Рассмотрим проблемы реализации стартапов в России.

Необходимо сделать оговорку на то, что существующие венчурные фонды и малочисленные бизнес-ангелы, с целью умень-

шения рисков, в большинстве случаев, вкладывают средства на более поздних стадиях или финансируют информационно-технологические стартапы. Недостаток финансирования для стартапов на предпосевной стадии - острая останавливающая проблема развития, камень преткновения, главным образом для высокотехнологичных предприятий, не являющихся информационно-технологическими стартапами. Грантов, на которые могут претендовать стартапы на ранних стадиях, весьма мало и объем денежных средств лимитирован.

Работа государственных институтов, которые могли бы частично компенсировать ограниченность начального финансирования, не согласована. При этом она недостаточно освещается в СМИ, стандарты значительно варьируются в зависимости от региона, процессы усложнены из-за бюрократических процедур. В конечном итоге на получение финансирования тратится колоссальное количество времени, причем в самый трудный и неоднозначный период существования компании.

Серьезной проблемой для России является отсутствие сформировавшейся и действующей в рамках однозначных норм инновационной и венчурной экосистемы, в том числе нормативно-законодательной базы, системы единых требований к проектам и объективной оценки инвестиционной привлекательности объектов инвестирования.

Прозрачность рынка - еще одна проблема. Большинство инвестиций, как это заведено в России, происходит достаточно

Journal of Economy and Business, vol. 3

76

-Economy and Business-

закрыто, когда ни инвестор, ни команда стартапа стараются не распространяться о сделке. Отсюда следует, что для многих начинающих стартаперов становится настоящей проблемой даже сбор информации о действующих на рынке инвесторах, принципах выбора проекта и сферах работы.

Отличительной чертой российского рынка стартапов в России является то, что многие проекты являются аналогами успешных западных проектов. Эта особенность всегда была присуща нашей стране: мы берем западные идеи, совершенствуем их и зачастую, заходим по выбранному пути дальше создателей. Ни для кого не секрет, что популярный сейчас «Вконтакте» и «Яндекс» не являются инновацией по своей сути, но в чем-то уже превзошли свои прототипы. Учитывая эту специфическую черту, можно уверенно сказать, что не каждую российскую бизнес-модель можно выгодно перенести на зарубежный рынок. Наряду с этим, многие стартаперы предпочитают развиваться лишь локально, считая выходы на другие рынки слишком затратными или недоступной перспективой. Эта проблема усугубляется тем, что мировая стартап-индустрия не стоит на месте, в Европе и США сейчас пик активности стартапов, и российским компаниям, выходящим на глобальные рынки, прихо-

дится жестко конкурировать с ключевыми игроками.

Отдельной проблемой развития стартапов в России можно считать достаточно низкий спрос со стороны крупных компаний на новые прорывные решения. Под видом инноваций компании финансируют закупку оборудования.

Самой главной проблемой, по нашему мнению, является отсутствие среди молодых талантливых ученых и стартаперов настоящих предпринимателей, в классическом понимании этого слова. Чтобы добиться успеха, недостаточно быть просто умным и придумать гениальную идею. Важно уметь «продать себя», свой проект, разработать бизнес-план, уметь распоряжаться имеющимися ресурсами, планировать свою деятельность, подобрать стоящую команду и многое другое.

В нашей стране, исторически сложилось так, что существующая система образования не способна вырастить молодого специалиста, готового мыслить и работать самостоятельно, принимать долгосрочные стратегические решения, брать на себя ответственность - то есть обладать главными качествами предпринимателя.

Эту гипотезу подтверждает данные опроса участников инновационного рынка, сделанного ОАО РВК в 2014 году, на предмет компетенций инновационного человека сформированных у граждан РФ.

■ Способность и готовность

к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию

■ Владение иностранными языками

■ Способность и готовность

к разумному риску, креативность и предприимчивость,

■ Способность к критическому мышлению

Рисунок. Какая из компетенций инновационного человека сформирована у граждан РФ в наименьшей степени

Предпринимательские качества - наи- вационного человека в России. Так счита-менее сформированная компетенция инно- ют 42% участников опроса [3, с. 20].

Journal of Economy and Business, vol.3

-Economy and Business-

77

Наша страна крайне нуждается в скоротечном преодолении отставания от ведущих стран по уровню предпринимательской активности. По нынешний день у россиян в недостаточной мере выражена способность проявлять инициативу и реализовывать свои идеи, используя бизнес как инструмент для их осуществления. Рейтинг Глобального мониторинга предпринимательства говорит о том, что активность россиян, имеющих предпринимательские намерения, находится на одном из самых низких уровней. Только 2,6% респондентов из России в 2013 году планировали открыть собственное дело в ближайшие 3 года. Для сравнения: в Бразилии аналогичный показатель составил 27,2%, в Китае - 14,4%, в США - 12,2%, в Израиле - 24% [3, с. 16].

Для обеспечения ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики, в России созданы различные технопарки и бизнес-инкубаторы (в том числе при ВУЗах). Но, к сожалению, и в этих структурах существуют различные проблемы.

Образовательные услуги в технопарках и инкубаторах зачастую оказывают собственные сотрудники, не имеющие достаточного опыта предпринимательской деятельности. Иногда, проводятся единичные мероприятия с приглашенными лекторами. По сути, в экосистеме нет опытных предпринимателей, к которым стартаперы могли бы иметь постоянный доступ.

Повышение предпринимательской активности и развитие бизнес-компетенций у обучающихся в вузах - необходимое условие создания благоприятной среды для коммерциализации технологий и интеллектуальной собственности. Несмотря на значительный потенциал фундаментальной подготовки российских студентов и научных сотрудников, существует ряд факторов, тормозящих коммерциализацию инноваций. Статистика результатов взаимодействия науки и производства такова, что процент внедрения разработок очень низкий: менее 5% вузовских разработок доходят до внедрения в промышленность, большая часть работ заканчивается публи-

кациями и выступлениями на конференциях [4, с. 8].

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что при реализации стартапов в России возникают следующие проблемы:

- отсутствие финансирования для стартапов на предпосевной стадии, как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов и фондов;

- отсутствие сформировавшейся и действующей в рамках однозначных норм инновационной и венчурной экосистемы, в том числе нормативно-законодательной базы, системы единых требований к проектам и объективной оценки инвестиционной привлекательности объектов инвестирования;

- прозрачность рынка - отсутствие информации, недостаточное освещение в СМИ;

- недостаток оригинальных идей - проекты российских стартаперов часто являются аналогами зарубежных;

- отсутствие спроса на инновации у крупных компаний, промышленности;

- несостоятельность технопарков и ВУЗов как главного поставщика научных и предпринимательских кадров;

- отсутствие среди молодых талантливых ученых и стартаперов настоящих предпринимателей, обладающих необходимыми компетенциями для грамотной подачи и реализации своего проекта.

Переход российской экономики на качественно новую ступень развития давно является как теоретической, так и практической задачей для государства и отечественных ученых и при этом не теряет своей актуальности. На сегодняшний день, решение обозначенного круга проблем остро необходимо для развития инновационного предпринимательства в России, в том числе и стартапов.

А инновационное развитие государства, в свою очередь, играет огромную роль, так как высокий удельный вес инновационного бизнеса в структуре экономики, является фактором, обеспечивающим её конкурентоспособность и рост в долгосрочной перспективе.

Journal of Economy and Business, vol. 3

78

-Economy and Business-

Библиографический список

1. «MoneyTreeTM: Навигатор венчурного рынка». Обзор венчурной индустрии России за 2013 год. - М., 2014 - 24 с.

2. «MoneyTreeTM: Навигатор венчурного рынка». Обзор венчурной индустрии России за 2014 год. - М., 2015 - 24 с.

3. Россия: курс на инновации. Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации «Стратегии инновационного развитии Российской Федерации на период до 2020 года». Выпуск II. ОАО «РВК» при содействии Министерства экономического развития РФ.- М, 2014. - 148с.

4. Развитие инновационных экосистем вузов и научных центров. ОАО «РВК». - СПб, 2015. - 32 с.

PROBLEMS OF RELIZATION OF STARTUPS IN RUSSIA KA Frolova, graduate student

Novosibirsk state university of economics and management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The innovative development of the country is one of the priority directions in the activity of the state, as a high proportion of innovative enterprises in the economy is a factor that ensures its competitiveness and growth in the long term. Based on expert opinions and statistical data, the main problems of implementation of small innovative companies - startups are revealed in this article.

Keywords: innovation, start-up, small innovative business.

Journal of Economy and Business, vol.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.