Том
№4
2022
УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY
научный электронный журнал
Vol 2 №4, 2022
Научная статья Original article
Особенности бизнес-инкубаторов в высших учебных заведениях
Республики Казахстан
2
Баймухамбетов Е.К.
Казахстанско-Британский технический университет, г. Алматы, Республика Казахстан Автор-корреспондент: [email protected]
Аннотация: Современные бизнес-инкубаторы играют большую роль в проектировании новых
предприятии с уклоном на новизну и «умных» решений. Во многих высших учебных заведениях одним из элементов стратегических показателей являются инновации и создании баз или хабов по формированию необходимой экосистемы стартапов. В статье рассматриваются вопросы, связанные с бизнес—инкубаторами в высших учебных заведениях Республики Казахстан и их взаимодействие со студентами и выпускниками. В данной работе представлен общий анализ действующих бизнес-инкубаторов в стенах высших учебных заведений, базирующихся в городах Алматы, и Астана.
Ключевые слова: бизнес-инкубатор, экосистема, стартап, университеты, высшие инновационная среда, ВУЗ, инновационная инфраструктура, стартап.
учебные заведения,
Для цитирования:
Баймухамбетов Е.К. Особенности бизнес-инкубаторов в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №4, с. 83-87
Peculiarities of business incubators in higher educational institutions
of the Republic of Kazakhstan
Baimukhambetov E.K.
Kazakh-British Technical University, Almaty, Republic of Kazakhstan *Corresponding author: [email protected]
Abstract:
Keywords:
For citation:
Modern business incubators play a big role in the design of new enterprises with an emphasis on novelty and "smart" solutions. In many higher education institutions, one of the elements of strategic indicators is innovation and the creation of bases or hubs to form the necessary startup ecosystem. The article deals with issues related to business incubators in higher educational institutions of the Republic of Kazakhstan and their interaction with students and graduates. This paper presents a general analysis of existing business incubators within the walls of higher educational institutions based in the cities of Almaty and Astana.
business incubator, ecosystem, start-up, universities, higher educational institutions, innovation environment, university, innovation infrastructure, start-up.
Baimukhambetov Y.K. Peculiarities of business incubators in higher educational institutions of the Republic of Kazakhstan. Smart Digital Economy. 2022. T2, №4, pp. 83-87.
@0J)
Введение
Бизнес-инкубаторы являются одним из важных элементов в университетской среде, помогая различным начинающим предпринимателям в лице студентов снизить количество непредвиденных сбоев в производственных циклах и процессных активностей в рамках предпринимательской деятельности, а также являясь одним из элементов неотъемлемым элементов в соединении и объединии промышленность и образовательной сферы, включая научно-исследовательский потенциал. Многие развитые страны уделяют огромное внимание инновационной активности в образовательной среде, помогая как и в финансовом плане, так и трудоустраивая наиболее перспективных выпускников. История первого «бизнес-инкубатора» произошел еще в далеком 1959 году, когда предприниматель Дж. Манусо впервые организовал рабочие пространства для формирования и усиления рабочей активности среди населения [1]. В тот период, еще не было полноценного понятия «бизнес-инкубатор», но уже были заложены первые зачатки. Увеличение и рост бизнес-инкубаторов как правило является естественным процессом, так как, многие инновационные компании такие как «Apple», «Facebook», «Google», «SpaceX» формировались изначально как идеи, далее разрослись в полноценные технологические гиганты[2], прошедшие так называемые естественные процессы «бизнес-инкубирования». В Республике Казахстан успешно внедрены стартапы- сервис «UvU» - умная система безопасных и доступных совместных поездок для детей. Финтех-стартап «Paperstack» - программа позволяющая предпринимателю получить кредитные средства в режиме онлайн [3].
Бизнес-инкубатор в университете
Бизнес-инкубирование дает возможность студентам активно вовлекаться в предпринимательскую среду, студент будучи находясь в стенах университета может протестировать свою идею на жизнеспособность, получить соответствующие знания в области бизнеса, тем самым помогая абитуриенту в выборе продвижения по карьерной лестнице. Особенностью бизнес-инкубаторов при университетах - развития предпринимательских навыков студентов в соответствующей профилирующей специальности университета. Тем не менее, университеты не только в рамках специализации готовят будущих руководителей предприятии, но и активно расширяют свою сферу В высших учебных заведениях бизнес-инкубатор администрирует проактивности в коммерциализации инновационных и предпринимательских идей (включая стадии инкубирования, генерирования идей, акселлерационный (первичные продажи и услуги), оформления и дальнейшего развития), которые создают студенты, молодые ученые и специалисты университетов. В связи с тем, что одним из государственных приоритетных направлении - это развитиие цифровой экосистемы в рамках программы «Цифровой Казахстан» [4], роль университетских бизнес-инкубаторов помогают решить следующие немаловажные выгоды в социальной и экономической состовляющей региона, такие как:
• Создание новых рабочих мест;
• Привлечение инвестиции в регион;
• Сокращение безработицы;
• Привлечение лиц, в том числе туристов заинтересованных в инновационных проектах;
Том 2 №4 2022 —ПИ ™АЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА Vol2№4.2022
SMART DIGITAL ECO N 0 MY
научный электронный журнал
• Формирование новых НИОКР активностей и команд;
• Мотивация среди студентов и генерации новых идей.
На сегодняшний день в Республике Казахстан представлено около 120 Высших учебных заведении, из них мы рассматриваем 2 крупных стартап-инкубатора: АО «Казахстанско-Британский Технический Университет» с программой «KBTU Startup Incubator», АОО «Назарбаев Университет» и ее дочернее предприятие - инновационный кластер ТОО «Nazarbayev Research and Innovation Systems».
Если рассматривать АО «Казахстанско-Британский Технический Университет», согласно опубликованным данным на официальной странице https://startup.kbtu.kz/, можно сделать выводы, что АО «Казахстанско-Британский Технический Университет» ввело элективную дисциплину «Startups & Technological Entrepreneurship» и одновременно развивает предпринимательские навыки у студентов в рамках программы «KBTU Startup Incubator» [6]. В результате с 2017 по 2022 год до стадии минимального жизнеспособного продукта дошло более 50 стартап-команд. За всё это время студенты-стартаперы программы «KBTU Startup Incubator», посетили свыше 1000 мероприятий инновационных экосистем, выиграли более 10 конкурсов и сгенерировали в совокупности более 20 тыс. долларов в денежных призах. В связи с тем, что университет заявляет о том, что их исследования сосредоточены в основных секторах казахстанской экономики - нефтегазовом, информационном, банковском и финансовом, менеджменте и телекоммуникациях, следовательно генерируют студентов-выпускников из вышеуказанных сфер, то в рамках стартап-экосистемы, можно предположить, что университет справляется с поставленными задачами. Успешными примерами таких проектов, можно назвать следующие стартап-команды: VOCA.cc - цифровое пространство для искателей и организаторов приключений со всего мира, SmartOilWell - определение эффективных зон нефтяных месторождений, Sunorak - куртка с солнечными панелями для зарядки смартфона и обогрева.
Касательно стартап-экосистемы при АОО «Назарбаев Университет» и ее дочернее предприятие - инновационный кластер ТОО «Nazarbayev Research and Innovation Systems», то здесь бизнес-инкубационные программы выстроены таким образом - студенты вовлечены в экосистему с процесса генерации идей и до выхода на рынок полноценного технологического предприятия [5]. Полноценный комплексный подход к формированию технологического предпринимательства. Инновационный кластер сосредоточен на наукоемкие технологические стартапы. Помимо созданных условии в виде разноплановых лаборатории «FabLab», «DC Lab», а также, коворкинг-пространств для предпринимателей, кластер предлагает различные мотивационные программы направленных на повышение мотивации к предпринимательской деятельности, созданию формальных и неформальных связей, генерации новых бизнес-идей среди Интеллектуально-инновационного кластера.
Целью данных активностей являются:
1. Мотивация целевой аудитории к технологическому предпринимательству;
1. Генерация бизнес-идей;
2. Нетворкинг и формирование проектных команд;
3. Пропаганда идей инновационного творчества и технологического предпринимательства и другие.
Помимо вышеуказанного, кластером представлена программа по формированию сообщества венчурного инвестирования в стартапы. Так, например, программа «Школа Бизнес Ангелов», интенсивный экспресс-курс для потенциальных венчурных инвесторов. Образовательный материал общего характера, применимый как местным, так и к зарубежным стартапам. Данная программа нацелена на создание сообщества бизнес-ангелов и венчурных инвесторов путем передачи знаний области венчурного капитала и инвестиций в стартапы. Стимулирование инвесторов в финансировании в потенциально перспективные стартапы и проекты.
Следовательно, исходя из приведенных примеров, стоит отметить, что в вышеуказанных университетах, контингент обучающихся достаточно не большой, бизнес-инкубаторы указанных университетов привлекают сторонних студентов и всех заинтересованных лиц для формирования стартап-экосистемы.
Более того, в целом в университетской среде, а также, в предпринимательской, нет конкретных регламентирующих нормативно-правовых документов, позволяющие бизнес-инкубаторам дополнительно финансировать и исследовать проекты находящихся на стадии закрытия.
Выводы
Исходя из вышеизложенного, можно вывести следующие рекомендации:
• Университетам рекомендуются увеличить финансирование в бизнес-инкубаторы;
• Увеличить количество мотивационных программ;
• Обеспечить необходимой инфраструктурой;
• Развивать экосистему под соответствующие цели университета;
• Разработать внутренние нормативные документы по итогам проектов
инкубации;
Пересмотр действующих бизнес-моделей в рамках инкубации.
Список литературы
1. Лазовский, В. Ф. Бизнес-инкубаторы государственных и частных вузов: проблемы и перспективы / В. Ф. Лазовский, И. А. Никитина // Юрист ВУЗа. - 2019. - № 10. -С. 24-32. - EDN JFGALQ.
2. Бареева, И. А. Перспективы развития бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-акселераторов в России / И. А. Бареева, В. В. Маскутова // Организационно-экономические и инновационно-технологические проблемы модернизации экономики России : Сборник статей XII Международной научно-практической конференции, Пенза, 24-25 июня 2022 года / Под научной редакцией В.Н. Лазарева, Б.Я. Татарских. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. - С. 51-58. - EDN LSPOEK.
3. Епанчинцев, В. Ю. Подготовка кадров новой формации для АПК в бизнес-инкубаторе Омского ГАУ / В. Ю. Епанчинцев // Цифровое сельское хозяйство региона: основные задачи, перспективные направления и системные эффекты : Сборник материалов
Том
№4
2022
УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY
научный электронный журнал
Vol 2 №4, 2022
международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию экономического факультета, Омск, 25 апреля 2019 года. - Омск: Омский ГАУ, 2019. - С. 341-345. - EDN GRZYSB.
4. Лазовский, В. Ф. Бизнес-инкубаторы государственных и частных вузов: проблемы и перспективы / В. Ф. Лазовский, И. А. Никитина // Вестник Академии знаний. -2018. - № 24(1). - С. 116-124. - EDN УТЪБШ.
5. Рамаева, Т. И. Бизнес-инкубатор как форма поддержки малого и среднего бизнеса / Т. И. Рамаева // Контентус. - 2018. - № 11(76). - С. 50-56. - EDN YZVCMX.
6. Захарова, А. П. Услуги бизнес-инкубаторов и акселераторов: общее и особенное / А. П. Захарова // Актуальные проблемы науки и практики: гатчинские чтения-2019 : Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции, Гатчина, 17-18 мая 2019 года. - Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2019. - С. 633-636. - EDN PQWEOZ.
2
© Баймухамбетов Е.К., Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №4