Научная статья на тему 'Модель организации и оценки результативности бизнесинкубатора, как стимула развития малого и среднего предпринимательства в регионе'

Модель организации и оценки результативности бизнесинкубатора, как стимула развития малого и среднего предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ВЫЖИВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДЫ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петухова Жанна Геннадьевна

Автор статьи рассматривает бизнес-инкубатор как механизм, обеспечивающий благоприятную среду для развития «новорожденных идей» и их успешной коммерческой реализации. Он снижает риски выживания малого и среднего предпринимательства, создает новее рабочие места и другие социально-экономические новшества. Это место, где новые молодые компании могут выживать, расти и совершенствоваться до тех пор, пока не приобретут экономическую силу и конкурентные преимущества. В статье предложена пошаговая методика организации бизнес-инкубаторов; необходимые элементы среды для их успешного развития; основные рабочие параметры, необходимые для обеспечения бесперебойной работы инкубатора; возможные показатели эффективности функционирования бизнес-инкубаторов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель организации и оценки результативности бизнесинкубатора, как стимула развития малого и среднего предпринимательства в регионе»

Модель организации и оценки результативности бизнес-инкубатора, как стимула развития малого и среднего предпринимательства в регионе

Петухова Жанна Геннадьевна,

к. э. н., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, докторант кафедры экономики строительства, Email: [email protected]

Автор статьи рассматривает бизнес-инкубатор как механизм, обеспечивающий благоприятную среду для развития «новорожденных идей» и их успешной коммерческой реализации. Он снижает риски выживания малого и среднего предпринимательства, создает новее рабочие места и другие социально-экономические новшества. Это место, где новые молодые компании могут выживать, расти и совершенствоваться до тех пор, пока не приобретут экономическую силу и конкурентные преимущества. В статье предложена пошаговая методика организации бизнес-инкубаторов; необходимые элементы среды для их успешного развития; основные рабочие параметры, необходимые для обеспечения бесперебойной работы инкубатора; возможные показатели эффективности функционирования бизнес-инкубаторов в России.

Ключевые слова: бизнес-инкубатор, малое и среднее предпринимательство, конкурентные преимущества, выживание, организация, элементы среды.

В качестве основной задачи бизнес-инкубатора (БИ) можно определить поддержку (консультации, представление интересов во внешней среде, разработка бизнес-модели и т. п.) уже успешно функционирующих субъектов МСП, создание новых и реконструкция действующих субъектов мСп. С помощью программ финансовой, инфраструктурной и консультационной поддержки они должны приобрести жизнеспособность и самостоятельность. Основной задачей предпринимателя становится обеспечение выпуска продукции в максимально возможные сроки и выход на рынок.

Термин «инкубатор» (от лат. incubare - сидеть, возлежать на чем-либо) без приставки «бизнес» означает, как известно либо прибор для искусственного вывода птенцов, либо аппарат для помещения недоношенных детей и создания условий для их выживания.

Приставка «бизнес» трансформирует это понятие в некий механизм, обеспечивающий благоприятную среду для развития «новорожденных идей» и их успешной коммерческой реализации. БИ снижает риски выживания МСП, создает новее рабочие места и другие социально-экономические новшества. Это место, где новые молодые компании могут выживать, расти и совершенствоваться до тех пор, пока не приобретут экономическую силу и конкурентные преимущества. Общие и частные функции бизнес-инкубаторов представлены на рис. 1.

Процесс «подкормки» МСП, как основной функции БИ включает в себя как предоставление площадей, так и поддержки различных видов: технической, организационной (мобилизация государственной поддержки, привлечение спонсоров и клиентов, помощь арендаторам и т. п.) [2].

На концептуальном уровне развитие БИ должно включать в себя конкретные целевые программы, направленные на поддержку различных видов бизнеса. БИ должен иметь четкую ориентацию и специализацию. Схематично это можно представить следующим образом (рис. 2).

БИ могут в большей или меньшей степени быть ориентированы на высокие технологии. Например, в Китае они связаны с научными центрами и университетами. В Бразилии, Мексике, Чехии, Польше внимание в большей степени уделяется предоставлению услуг предпринимателям. БИ даже получили условное название «гостиницы для бизнесменов», что подчеркивает оказание услуг в краткосрочном периоде.

В станах Евросоюза создана система «Деловых инновационных центров», действие которой направлено на отбор перспективных предпринимательских проектов и обеспечение их необходимой инфраструктурой. На основе развития партнерства между государством и бизнесом данные центры аккумулируют возможности местных администрации, торговых площадок, инвестиционных институтов, научных центров и пр. для оказания максимального содействия становлению и развитию нового бизнеса.

В задачи центров входит создание новых рабочих мест, накопление экономического потенциала и его реализация, диверсификация региональной экономики, повышение выживаемости и обеспечение конкурентоспособности новых компаний.

В США организация и финансирование БИ происходит следующим образом: около 50% БИ финансирует государство, 25% - на основе партнерства государства и частных инвесторов, 20% - университеты и местные колледжи и около 5% - на коммерческой основе частными инвесторами.

В Бразилии участие государства в организации БИ является обязательным. После необходимой поддержки на первоначальном этапе инициатива переходит в руки частного бизнеса.

В Мексике БИ имеют свою систему управления: Совет директоров и Экспертный совет. В них могут входить представители Национального совета по науке.

В Китае большое внимание уделяется контролю над деятельностью БИ, они должны отчитываться перед местными органами власти, государство принимает участие в руководстве БИ, государственные программы направлены на поддержание связи между технопарками и инкубаторами.

В Чехии и Польше Би создаются как на государственные средства, так и на средства иностранных инвесторов, университетов, муниципалитетов.

В России на протяжении последних лет и бизнес-инкубаторы, и технопарки, конечно, тоже проходят свой путь развития. Различие в том, что БИ осуществляют поддержку

О

3

ю i

V

2 а

6

на самых ранних стадиях развития бизнеса, а технопарки нацелены на его сопровождении и масштабировании.

Исследования, проведенные РВК1 совместно с EY2, показывают, что многие российские БИ и технопарки только носят такое название, осуществляя сдачу в аренду помещений и площадок, а, не предоставляя качественные услуги по поддержке предпринимательских проектов и инициатив. Однако эти же исследования показывают, что есть и такие объекты инновационной инфраструктуры России, которые можно по результатам эффективности сравнить с аналогами в Европе и Америке.

Факторы успеха и проблемные места развития инновационной инфраструктуры в России, по мнению исследователей, отражены в схеме 3.

Географически в России количество БИ и технопарков распределено, как и следовало предположить, неравномерно.

Лидируют Приволжский и Центральный федеральные округа, в них сосредоточено около половины всех объектов инновационной инфраструктуры. Причем Центральный федеральный округ лидирует по количеству технопарков - 41 объект, а Приволжский федеральный округ - по количеству БИ - 75 объектов.

Эти показатели схематично отражены на рис. 4.

Основные рабочие параметры, необходимые для обеспечения бесперебойной работы инкубатора, можно детализировать, что и представлено на рис. 6.

Пошаговая методика организации БИ на территории России, составленная на основе систематизации имеющегося опыта, представлена на рис. 7.

Вопрос: как оценить эффективность функционирования того или иного бизнес-инкубатора? Существуют рейтинги БИ, международные, которые оценивают эффективность развития БИ в разных станах [1].

Например, существует рейтинг UBI Global. Церемония награждения UBI Awards in Europe проходит в Италии в £ Турине [3].

26 и 27 октября 2015 г. в Турине прошла конференция «Incubatore di Imprese Innovative del Politecnico di Torino (I3P)», в рамках которой были награждены самые эффективные Ет бизнес-инкубаторы в Европе. bd В ходе мероприятия были озвучены лучшие практики, практический инструментарий, аналитические материалы, истории успеха, презентации, которые позволили тем, кто присутствовал, учиться друг у друга и повысить производитель-^ ность в целях повышения экономической tt трансформации и местного, региональ-^ ного и национального развития.

2015 г. был очень перспективным годом для европейских инкубаторов,

Рис. 1. Функции, которые должны выполнять бизнес-инкубаторы в национальной экономике

Ориентация и специализация современных бизнес-инкубаторов

* » * * 1. БИ с ориентацией на конкретные группы населения: женщин, социальные меньшинства, иммигрантов, выпускников ВУЗов

2 Международные ЬИ стимулируют иностранные капиталовложения, как финансово, так и технологически. Иностранный менеджмент. Они сориентированы на экспорт местной продукции и уделяют большое внимание повышению качества, условиям получения кредита для потребителей, правильному оформлению документации, упаковке

3. БИ с ориентацией на производственные подряды на основе связей с крупным предприятием и сошяния новых производственны! объектов для продажи продукции Такие инкубаторы обращают большое внимание на качество, своевременность поставок, сертификаты соответствия международным стандартам

4 БИ с ориентацией на определенную отрасль пронзи идете а (биотехнологию, программные продукты, металлообработку, народные ремесла, керамику, с/х производство и Пр.)

» * * * 5. Университетские БИ поддерживают, главным образом, высокотехнологичный бизнес, начатый на факультетах или теми, кто связан с университетом. Такие производства могут основываться на научно-исследовательских разработках университетов

6. Технически ориентированные БИ в соответствии с приоритетам и местной жоиомики. Количество новых рабочих мест, образованных в результате внедрения высоких технологий может быть недостаточным Так как новые высокотехнологн чные производства могут не иметь профессиональной репутации, их связь с университетами будет работать на создание положительного имиджа для местного сообщества Технологические компании, в основном, образуются изобретателями или инженерами, им нужна серьезная бизнес-поддержка. У таких объектов более долгий инкубационный период и более медленный бизнес-оборот.

7 Региональные или аграрные БИ сориентированы на стимулирование производства на базе местного сырья

8. Центральные БИ укомплектованные административным персоналом, который может оказать поддержку БИ - спутникам, имеющим минимум персонала и высокую производительность. Сочетание центрального БИ и его спутников сокращает оперативные расходы и повышает эффективность работы БИ

9 Ви|)]>л.1ы1ын ЬИ (БИ без стен) Такие БИ имеют ограниченный контингент арендаторов и специализируются на оказании консалтинговых услуг через научно-исследовательский сектор университетов, лабораторий предприятиям, расположенным на тех же территориях

Рис. 2. Типология современных бизнес-инкубаторов

Рис. 3. Факторы успеха и проблемные места развития инновационной инфраструктуры в России

Количество технопарков и бизнес-инкубаторов в федеральных округах РШ

34 обьрктл

L 1ен тральный федеральный он руг СеВерО-ЗЗГВДньЛ! ФеДЧИПЬнЬ1Й округ южный федеральный округ

Cíoopo-кавказский федеральный округ При ВОЛЖСК 11 ч федеральный Округ уральский федеральный округ

с нйнре кнй федерал ьный ок ру г I Дальневосточный федеральный íMípyr I Крыме кнй федеральный округ

Рис. 4. Количество технопарков и бизнес-инкубаторов в федеральных округах РФ3

I кобхол нмл« среда л.1н БИ -

ВИ должен обеспечить клиентов тем, что повысит «добавочную стоимость» и оправдает положение арендатора и / или пользователя бизнес-услуг Предлагаемые площади и ресурсы обеспечат выживание и рост бизнеса

Основные факторы среды для успешного развитии Н1-1:

физическое окружение; гибкое пространство, используемое оборудование: функционирование и организация в здании; руководство и персонал;

сочетание различных видов бизнеса на месте; связь с бизнес-структурами; связь со зрелыми ком па н и ям и

Внешние факторы:

приближенность инкубатора к:

• источникам информации (крупным компаниям, техническим учебным заведениям и пр.);

• техническим средствам (Интернет и т. п.);

• провайдерам других услуг;

• транспортноП инфраструктуре;

• помещениям, по мере расширения

Внутренние факторы:

для арендаторов Е>И должен обеспечивать:

* помещения, которые они могут позволить себе;

* помещения, которые способны увеличиваться по мере их роста;

* услуги, которые им необходимы;

* доступ к финансовым источникам;

* доступ к другим новым и работающим компаниям для руководства БИ:

* наличие достаточного спроса на помещения н услуги;

* наличие потенциала и возможностей для достижения поставлен п ых целей;

* наличие четких показателей для опенки жизнеспособности

Основные рабочие параметры, необходимы* для обеспечения бесперебойной работы инкубатора:

• помещения имеются н востребованы;

• общие или совместно используемые помещения;

• общие или совместно используемыс ресурсы и оборудование:

• средства связи;

• руководство и структура: ^ безопасность и доступ;

• парковка

На рис. 5 отображены необходимые элементы среды для успешного развития БИ.

каждый из 117 инкубаторов получил в среднем по $ 20 млн. каждый. За последние 5 лет бизнес-инкубаторы в Европе создали по 346 рабочих мест в инкубаторе в среднем.

Первый рейтинг это «Топ университетских бизнес-инкубаторов». Такой инкубатор представляет собой инкубатор управляемый или формально связанный с университетом, который обеспечивает лучшие показатели для экосистемы и ее клиентов, чем для региональных или глобальных аналогичных компаний. Они выделяются из средних эффективных инкубаторов лучшими результатами по совершенствованию экономики, доступа к средствам и показателей эффективности после инкубации.

Второй рейтинг - это «Топ университетских ассоциированных бизнес-инкубаторов». Такой инкубатор представляет собой инкубатор, без формальной принадлежности к университету, но работающий в тесном сотрудничестве с университетом, которое обеспечивает лучшие значения показателей эффективности, чем у региональных или глобальных аналогичных проектов. Они также выделяются из средних эффективных инкубаторов лучшими результатами по совершенствованию экономики, доступа к средствам и показателей эффективности после инкубации.

Третий рейтинг - это «Топ университетских бизнес-акселераторов», каждый из которых представляет собой «ускоритель», управляемый или формальный связанный с университетом.

В ходе мероприятия были объявлены и награждены десять лучших университетах бизнес-инкубаторов, десять лучших университетах ассоциированных бизнес-инкубаторов и пять университетских бизнес-акчелераторов в Европе. Эти награжденные также номинированы в мировом рейтинге UBI Global в Лондоне, Великобритания, 25 ноября 2015 г.

Десять лучших университетах бизнес-инкубаторов в Европе 2015:

1) SETsquared - университеты Бат, Бристоль, Эксетер, Саутгемптон, графство Суррей; Великобритания;

2) PoliHub Startup District & Incubator -Политехнический университет Милана; Италия;

3) INiTS Universities G^nderservice Wien - Венский технологический университет, Венский университет; Австрия;

4) YES!Delft - Технологический университет Делфта; Нидерланды;

5) Uppsala Innovation Centre - Университет Упсала, Шведский университет сельскохозяйственных наук; Швеция;

6) UtrechtInc - Университет Утрехта, Медицинский центр университета Утрехта, Университет прикладных наук Утрехт; Нидерланды;

О

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю i

V

2 е

6

(S CS

сч £

Б

2 ©

7) Business-Incubator of National Research University Higher School of Economics - Национальный исследовательский университет, Высшая школа экономики; Россия;

В) ITU SEED (ITU CEKIRDEK) - Стамбульский технический университет; Турция;

9) BLC3 Incubadora - Университет Коимбра, Университет Минью, Школа технологий и управления Оливейра больницы, Университет Бейра внутренних дел, Университет Нова Лиссабон, Католический университет Португалии; Португалия;

10) Parque Tecnotygico de la Salud de Granada (pTs Granada) - Университет Гранады; Испания.

Десять лучших университетских ассоциированных бизнес-инкубаторов в Европе 2015:

1) Dublin Enterprise & Technology Centre (trading as Guinness Enterprise Centre) - Городской университет в Дублине, Тринити-колледж Дублина, UCD Smurfit школа бизнеса, BCFE Ballyfermot Колледж дальнейшего образования, Дублинский технологический институт; Ирландия;

2) Montpellier BIC - Университет Мон-пелье; Франция;

3) H-FARM - Университет Падуи; Италия;

4) INCUBIO - Политехнический университет Каталонии; Испания;

5) Technoport - Университет Люксембурга, DFKI, Universitö Louvain-la-Neuve, Universitö de Lorraine, Universitö de Lrnge; Люксембург;

6) Residentship program of Ingria Business Incubator - Национальный исследовательский университет ИТМО; Россия;

7) InQbator of Poznan Science and Technology Park - Адама Мицкевича университет; Польша;

В) THE HIVE - Университет Камери-но, Universitatea Danubius din Galati; Италия;

9) Stiftelsen Chalmers Innovation - Технологический университет Чалмерса; Швеция;

10) Parkurbis - Университет Бейра внутренних дел; Португалия.

Пять лучших университетских бизнес-акселераторов в Европе 2015:

1) NDRC - Тринити-колледж Дублина, Университетский колледж Дублина, Дублинский Городской университет, Институт искусства, дизайна и технологии, Национальный колледж искусства и дизайна; Ирландия;

2) iMinds - Католический университет Левена, Гентский университет, Университет Антверпена, Хасселтского университет, Брюссельский университет; Бельгия;

3) Startup-accelerator iDealMachine -Санкт-Петербургский государственный

Основные рабочие параметры, необходимые для обеспечения бесперебойной работы В И

Офисные помещении

Свободные помещения для компаний по предоставлению услуг Несложное управление, нет необходимости в специальном оборудовании или специалистах

Цеха

Загрязненное пространство для новых производственных и обрабатывающих компаний дешевле, но требуется доступ к чистой офисной зоне

Многофункциональное пространство

Более широкие рыночные возможности, сочетание различных, дополняющих друг друга новых компаний. Отсутствие отраслевой специализации

Рабочие места или система незакрепленных рабочих мест

Подходит компаниям в самой начальной стадии; предоставляет наиболее гибкий график работы; повышенное внимание к вопросам безопасности

Общие/совместно используемые пространства

Современный бизнес-инкубатор работает на основе совместного пользования ресурсами, оборудования, управления и иногда офисного пространства («открытая планировка»):

• нгрп опорные - в аренду или бесплатно? Различной площади для различных целей? Только для клиентов инкубатора или внешних пользователей'7

• общее открытое пространство - помещения для отдыха, зоны для неформальных / социальных мероприятий; информационная зона

Средства связи

Основная услуга, предлагаемая новые и работающим компаниям - возможность доступа к средствам связи, которая предоставляется БИ:

• почта - центр оринимает почту, доставка или до востребования, отправляет почту арендаторов,

• телефонная связь - услуга или от прямого провайдера или арендатора -потенциальный источник дохода для инкубатора?

• информация / Интернет — Провайдер Интернет услуг; сколько линии необходимо, сколько будет оплачено арендаторами. Предоставляется по желанию

Оборудование

Приобретение офисного и рабочего оборудования часто служит препятствием к

образованию новых компаний. БИ могут сократить риск, предоставляя оборудование в аренду или совместное использование как часть их «предложения продукта». Б И может предлагать мебель, компьютеры, оринтеры и др.

Рис. 6. Основные рабочие параметры, необходимые для обеспечения бесперебойной работы инкубатора

университет информационных технологий, механики и оптики; Россия;

4) Knowbel Incubator - Университет Модены и Реджо-Эмилия; Италия;

5) Startup Sauna - Университет Аал-то; Финляндия.

Как видно из этих рейтингов, в каждую группу попал бизнес-инкубатор российского вуза. По статистике в России около 30% БИ образуются именно при помощи вузов: администрация участвует в управлении БИ, БИ существует как аффилированная структура и т. п. На экономику региона, в котором происходит развитие БИ, это оказывает положительное влияние: поиск талантов, создание инновационной инфраструктуры, рост предпринимательской активности и пр.

Критерии, которые используются в мировом рейтинге Би, следующие:

■ value for ecosystem - ценность для экосистемы;

■ value for clients - ценность для клиента (стартапа);

■ attractiveness - привлекательность программы инкубации.

Те победители рейтингов, которые были приведены выше, были отобраны из 332 Би, которых, в свою очередь, выбрали из 50о заявок. Далее работа с конкурсантами называется бенчмаркинг (выявление лучших бизнес-практик). Он проводится в два этапа:

■ работа конкурсанта - заполнение заявки, ответы на 64 вопроса интервью;

■ работа независимого экспертного комитета UBI Index.

Михаил Эрман, директор бизнес-инкубатора ВШЭ, отмечает следующее: «Независимый бенчмаркинг - это хороший способ узнать, где твои сильные и слабые стороны. Мы поняли, что нам хорошо бы улучшить работу с выпускниками инкубатора, чтобы после выпуска помогать им расти быстрее (и создавать новые рабочие места), а также помогать привлекать нашим резидентам больше инвестиций. Хотя, исходя из нашей ста-

Методика организации БИ и России

Шаг 1. Оценка экономической и социальной ситуации в регионе / районе

Шаг ¡1. Оценка потенциала местного населения и бизнес-сообщества в плане:

* существующих МО I

* отраслей экономики;

* потенциальных возможностей для создания нового бизнеса

Шаг III. Оценка возможного формата будущего БИ путем обсуждения существующего бизнес-климата

Шаг IV, Мобилизация местного сообщества для развития местной инициативы, а также внедрения механизма ведения диалога в гражданском обществе для объединения усилий местных органов власти и бизнес-сообщества для совместного вклада в развитие частного сектора и, в частности, для создания БИ

Шаг V. Определение потребности в / во: наличии компетентности для организации бизнеса;

уровне компетентности в области подготовки бизнес-плана, управления компанией, маркетинга и др.;

включении БИ в существующую или будущую сеть организаций по оказанию поддержки в развитии бизнеса (агентства по оказанию поддержки МСП, агентства регионального развития, бизнес-центры, др.)

Шаг VI. Организация и проведен не учебных семинаров для местных МСП и потенциальных предпринимателей по следующей тематике: разработка и оценка бизнес-идеи; факторы успеха предпринимателя: маркетинг и исследования рынка, разработка бизнес-планов; финансовая отчетность, ведение

бухгалтерии и бухучета в МСП; управление бюджетом; реклама для МСП; юридические аспекты предпринимательства; финансирование бизнес-проектов; инвестиционный цикл проекта: образование совместных предприятий,

Шаг VIL Содействие, оказываемое местным кандидатам для БИ, в формулировании их идей и сборе информации для подготовки бизнес-планов

lilar VIII. Мониторинг и помощь в подготовке бизнес-планов

Шаг IX, Отбор бизнес-планов для БИ (раз|>аботка критериев отбора для кандидатов на места в БИ и проведение конкурса)

Шаг X. Запуск БИ (регистрации компании, строительство здания или ремонт, оборудование, набор персонала)

Шаг XI. Предоставление поддержки БИ в первый год работы

Рис. 7. Методика организации БИ в России

тистики, инвестиции на ранних стадиях развития проекта часто негативно влияет на его дальнейшую судьбу».

Методология UBI Global предоставляют подробный сравнительный анализ данных производительности бизнес-инкубаторов, осуществляемый Университетом ассоциированных бизнес-инкубаторов (University Business Accelerators). Широкий диапазон значений показателей измеряется с использованием уникальной научно-исследовательской базы, проверенной методологии, хорошо разработанной исследователями, практиками и экспертами отрасли.

Списки победителей рейтингов показывают, что даже лучшие университеты мира не всегда лучшие в вопросе «выращивания» бизнес-среды для молодых талантливых предпринимателей. Из последних тенденций можно выделить повышение роли социально-ориентированных БИ и акселеторов - уже 13% в об-

щем списке. До этого основным направлением являлись информационно-коммуникационные технологии (39%).

Основной тип стартапов, подающих заявки в БИ - это ранняя посевная стадия (30%) и уровень идеи (28%).

Также можно отметить, что азиатские БИ получают большее финансирование по сравнению с европейскими и, соответственно, создают больше рабочих мест в регионе. При сравнении эффективности вложенных средств в БИ Европу также обходит Северная и Южная Америка.

Как уже было сказано выше, существуют различные критерии, по которым оцениваются БИ, общий список показателей составляет 65 параметров. Мы предложили их систематизировать, определить возможность их количественной и качественной оценки, и выбрали 17 показателей, по которым, на наш взгляд, наиболее объективно можно оце-

нить эффективность БИ, создаваемых в России (табл. 1).

Причем показателей, которые должны оцениваться экспертно немного больше, что повышает важность процедуры выбора экспертов и их профессиональной квалификации.

Таким образом, предложена пошаговая методика организации БИ; необходимые элементы среды для успешного развития БИ; основные рабочие параметры, необходимые для обеспечения бесперебойной работы инкубатора; возможные показатели эффективности функционирования БИ в России.

Литература

1. Как составляют рейтинг бизнес-

инкубаторов [электронный ресурс]. URL: http://rD.ru/author/ hse/

2. Руководство по созданию бизнес-

инкубаторов / [электронный ресурс]. URL: http://lib.znate.ru/ docs/index194369.html

3. UBI Awards in Europe URL: http://

ubi-global.com/ ubi-awards-in-europe/

4. The conditions of economic efficiency

and competitiveness of tourism enterprises / Koroteeva N.N., Hasanov E.L., Mushrub V.A., Klochko E.N., Bakharev V.V., Shichiyakh R.A // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 8 Special Issue. С. 7177.

5. Перепелица Д.Г. Инновационные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подходы к принятию инвестиционных решений при открытии объектов торговой сети // Человеческий капитал. 2013. № 3 (51). С. 82-85.

6. Абаев А.Л., Пратусевич В.Р., Мар-

ченко А.В. Опыт управления образовательным исследовательским проектом: изучение финансовой грамотности населения и путей ее повышения // В сборнике: Материалы Научно-практической конференции с международным участием «Управление в сфере науки, образования и технологического развития» 2016. С. 268272.

7. Васильева И.В. Перспективные пути развития и повышения эффективности деятельности малых форм хозяйствования в АПК: монография / И.В. Васильева ; М-во сел. хоз-ва Российской Федерации, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. аграр. заоч. ун-т». М., 2011

8. Кириллова О.Ю. Эффективность фирмы и ее инфраструктуры // Управление персоналом. 2007. № 4. С. 30.

9. Хетагуров Г.В., Стагниева Ю.И.

Система организации государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и индивидуальным предпринимателям // Инновации и инвестиции. 2014. №3. с.162-163

10. Никитская Е.Ф., Валишвили М.А. Социально-экономическое положение регионов как предпосылка инновационного развития национальной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 11 (93). С. 4.

11. Попова Е.В. Актуальные направления инновационной стратегии России // Инновации. 2012. № 6 (164). С. 5-8

12. Грузина Ю.М., Зейналов А.А., Ильенков Д.А. Анализ отечественного

О

3

Ю i

V

2 е

6

es

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

и зарубежного опыта применения краУдтехнологий в контексте активизации проектной и инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. // Инновации и инвестиции. 2016. №10. с. 29-33

13. Чернявская Ю.А. Мировой опыт создания региональных кластеров // В сборнике: Стратегиро-вание пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях материалы международной научно-практической конференции к 50-летию Липецкого филиала Финуни-верситета. 2016. С. 594-601.

Ссылки:

1 Российская венчурная компания.

2 Название EY относится к глобаль-

ной организации и (или) к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, -является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам.

3 http://www.ey.com/ru/ru/industries/

real-estate/ey-russia-industrial-and-innovation-infrastructure-technoparks-and-business-incubators

Model of organization and evaluation of the effectiveness of the business incubator as an incentive for small and medium-sized businesses in the region

Petukhova J.G.

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, a doctoral student of the Department of Construction Economics

The author considers the business incubator as a mechanism to ensure a favorable environment for the development of «newborn ideas» and their successful

commercialization. It reduces the risk of survival of small and medium-sized businesses, creating newer jobs and other socioeconomic innovation. This is the place where new young companies can survive, grow and improve as long as the gain economic strength and competitive advantage. The article offers a step by step method of organization of business incubators; essential elements of the environment for their success; the main operating parameters necessary to ensure the smooth operation of the incubator; possible indicators of the functioning of business incubators in Russia

Keywords: Business Incubator, SME, competitive advantages, the survival of the organization, the environment elements.

References

1. How does the rating of business incubators [electronic resource]. URL: http://rb.ru/author/hse/

2. Guidelines for the creation of business

incubators / [electronic resource]. URL: http://lib.znate.ru/docs/ index194369.html

3. UBI Awards in Europe URL: http://

ubi-global.com/ ubi-awards-in-europe /

4. The conditions of economic efficiency

and competitiveness of tourism enterprises / Koroteeva N.N., Hasanov E.L., Mushrub V.A, Klochko E.N., Bakharev V.V., Shichiyakh R.A // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. T. 6. № 8 Special Issue. Pp. 71-77.

Таблица 1

Возможные показатели эффективности функционирования БИ в России

№ Показатель Количестве i шля оценка Качественная (экспертная) оценка

1 Миссия программы инкубации +

2 Процент принятых старта мое по специализациям: IX, социальные проекты /экология, без специализации* другие +

3 Годовой бюджет программы инкубации +

4 Основные ресурсы финансирования бизнес-инкубатора: • финансовые; • интеллектуальные +

5 Услуга, активно предоставляемые стартапам (клиентам): 1) обеспечение; 2) продвижение +

6 Ключевые организации, которые поддерживают и финансируют программу

7 Показатели успеха программы (расставьте в порядке ог самого важного до менее важного, где 1 - это более важный показатель, 7 - менее важный): 1) компетентные стейкхолдеры, вовлече иные в деятельность бизнес инкубатора; 2) проведение маркетинговых и активностей; 3) возможность привлекать стартапы с высоким потенциалом; 4) квалифицированные коучи и менторы; 5) поддержка тесных связей с выпускниками; 6) создание поддерживающей предпрнн имательской атмосферы / культуры среди старт апов; 7) обеспечение необходимыми контактами и связями (с большими компаниями, иравител ьством, профессионалами) +

8 Общее количество мероприятий в год +

9 Количество международных партнеров +

10 Количество региональных и федеральных партнеров +

11 Общее число заявок на программу инкубации в год

12 Бэкграунд предпринимателей, которые подают заявки в инкубатор: студенты, исследователи, работники университета, бывшие работники крупных компаний, бывшие работники из МСП, другие

13 Общее количество менторских часов на 1 стартап в месяц

14 Общее число тренинговых сессий и воркшопов, которые проводит инкубатор в год

15 Медиа охват программы инкубации (получатели еженедельной рассылки, подписчики в социальных сетях, упоминания в СМИ и другое)

16 Количество создаваемых рабочих мест (в год) +

17 Истории успеха выпускников / резодентов за последние 5 лет +

5. Perepelitsa D.G. Innovative approaches to making investment decisions when opening the objects of the trading network / / Human capital. 2013. No. 3 (51). Pp. 82-85.

6. Abaev AL, Pratusevich VR, Marchenko

AV. Experience in managing an educational research project: studying the financial literacy of the population and ways to improve it. In the collection: Proceedings of the Scientific and Practical Conference with International Participation «Management in the Sphere of Science, Education and Technological Development» 2016. pp. 268-272.

7. Vasilieva I.V. Prospective ways of

development and increase of efficiency of activity of small forms of managing in agrarian and industrial complex: the monography / I.V. Vasilyeva; No. of villages. of the Russian Federation, Federal State. educational institution. prof. Education «Russian State Agrarian University.» M., 2011

8. Kirillova O.Yu. Efficiency of the company and its infrastructure / / Personnel management. 2007. № 4. With. 30.

9. Khetagurov GV, Stagnieva Yu.I. The

system of organization of state support to small and medium-sized businesses and individual entrepreneurs // Innovations and

investments. 2014. №3. p.162-163

10. Nikitskaya EF, Valishvili MA Socioeconomic position of the regions as a prerequisite for innovative development of the national economy // Management of economic systems: an electronic scientific journal. 2016. No. 11 (93). C. 4.

11. Popova E.V. Actual directions of Russia's innovation strategy // Innovations. 2012. No. 6 (164). Pp. 5-8

12. Gruzina Yu.M., Zeynalov AA, Ilyenkov DA Analysis of domestic and foreign experience in the use of crowdotechnologies in the context of activation of project and investment activities of small and medium-sized businesses. // Innovations and investments. 2016. №10. from. 29-33

13. Chernyavskaya Yu.A. World experience of creating regional clusters // In the collection: Strategizing the spatial development of Russia's territories in new economic realities, the materials of the international scientific and practical conference for the 50th anniversary of the Lipetsk branch of the Finish University. 2016. S. 594-601.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.