Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ СО СТОРОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ СО СТОРОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / таможенные пошлины / налоги / доходы / международная торговля / ЕАЭС / customs authorities / customs duties / taxes / income / international trade / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощина Л. Н., Солёная С. В.

Целью статьи является изучение отечественных практик обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Автором выявлено, что таможенные пошлины и налоги являются ключевыми инструментами в таможенном регулировании. Создавая условия для контроля объемов ввозимых и вывозимых товаров, пошлины и налоги способствуют защите национального рынка от поддержки зарубежных экономик за счет дешевых импортных товаров. Представлены общие категории таможенных платежей, включая типичные ставки и особенности их применения. Анализ правовой базы позволил выявить ключевую задачу национальной таможенной политики обеспечение баланса между защитой национального производителя и необходимостью соблюдения открытости рынка для иностранных товаров. Отмечено, что сложность и динамичность международной торговли требуют от регуляторов высокой степени гибкости и адаптивности, чтобы реагировать на внешнеэкономические вызовы эффективно и своевременно. Доказано, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов занимает центральное место в регулировании таможенных процедур в Российской Федерации. Этот аспект не только способствует правильному и своевременному взиманию государственных доходов, но и обеспечивает соблюдение законодательных рамок, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность. Показано, что средства, поступающие от таможенных сборов в федеральную казну, критически важны для поддержки финансовой стабильности страны и способствуют развитию как внутренней, так и внешней политики. Представлена роль таможни как основного функционала контроля правильности и своевременности уплаты пошлин и налогов. Перечислены механизмы, задействованные для гарантирования полной оплаты таможенных пошлин и налогов, и служащие надежной финансовой поддержкой для обеспечения поступлений в государственную казну. Автором определены пути совершенствования процедур уплаты таможенных пошлин и налогов включают в себя комплекс мер, направленных на улучшение инфраструктуры, повышение прозрачности и развитие сотрудничества между государственными органами и участниками рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рощина Л. Н., Солёная С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL BASES OF RESEARCH ON ENSURING THE FULFILLMENT OF THE OBLIGATION TO PAY CUSTOMS DUTIES AND TAXES BY CUSTOMS AUTHORITIES

The purpose of the article is to study domestic practices of ensuring the fulfillment of the obligation to pay customs duties and taxes. The author has revealed that customs duties and taxes are key tools in customs regulation. By creating conditions for controlling the volume of imported and exported goods, duties and taxes help protect the national market from the support of foreign economies at the expense of cheap imported goods. The general categories of customs payments are presented, including typical rates and features of their application. The analysis of the legal framework made it possible to identify the key task of the national customs policy to ensure a balance between the protection of the national producer and the need to maintain market openness for foreign goods. It is noted that the complexity and dynamism of international trade require a high degree of flexibility and adaptability from regulators in order to respond to foreign economic challenges effectively and in a timely manner. It is proved that the fulfillment of the obligation to pay customs duties and taxes occupies a central place in the regulation of customs procedures in the Russian Federation. This aspect not only contributes to the correct and timely collection of state revenues, but also ensures compliance with the legislative framework that regulates foreign economic activity. It is shown that the funds received from customs duties to the federal treasury are critically important for supporting the financial stability of the country and contribute to the development of both domestic and foreign policy. The role of customs as the main functional for controlling the correctness and timeliness of payment of duties and taxes is presented. The mechanisms involved in guaranteeing full payment of customs duties and taxes and serving as reliable financial support to ensure revenues to the state treasury are listed. The author identifies ways to improve the procedures for paying customs duties and taxes, including a set of measures aimed at improving infrastructure, increasing transparency and developing cooperation between government agencies and market participants.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ СО СТОРОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 10 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_l/prakticheskie-osnovy- Прогрессивная

issledovaniya-obespecheniya-ispolneniya-obyazannosti-po-uplate-tamozhennyh-poslilin- экономика

i-nalogov-so-storony-tamozhennyh-organov/ 1

Научная статья / Original article ,-,

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3

УДК 339.543.6

DOI: 10.54861/27131211 2024 10 43

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ СО СТОРОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Рощина Л.Н., профессор, доктор экономических наук, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия

Солёная С.В., доцент, кандидат экономических наук, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. Целью статьи является изучение отечественных практик обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. Автором выявлено, что таможенные пошлины и налоги являются ключевыми инструментами в таможенном регулировании. Создавая условия для контроля объемов ввозимых и вывозимых товаров, пошлины и налоги способствуют защите национального рынка от поддержки зарубежных экономик за счет дешевых импортных товаров. Представлены общие категории таможенных платежей, включая типичные ставки и особенности их применения. Анализ правовой базы позволил выявить ключевую задачу национальной таможенной политики -обеспечение баланса между защитой национального производителя и необходимостью соблюдения открытости рынка для иностранных товаров. Отмечено, что сложность и динамичность международной торговли требуют от регуляторов высокой степени гибкости и адаптивности, чтобы реагировать на внешнеэкономические вызовы эффективно и своевременно. Доказано, что исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов занимает центральное место в регулировании таможенных процедур в Российской Федерации. Этот аспект не только способствует правильному и своевременному взиманию государственных доходов, но и обеспечивает соблюдение законодательных рамок, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность. Показано, что средства, поступающие от таможенных сборов в федеральную казну, критически важны для поддержки финансовой стабильности страны и способствуют развитию как внутренней, так и внешней политики. Представлена роль таможни как основного функционала контроля правильности и своевременности уплаты пошлин и налогов. Перечислены механизмы, задействованные для гарантирования полной оплаты таможенных пошлин и налогов, и служащие надежной

финансовой поддержкой для обеспечения поступлений в государственную казну. Автором определены пути совершенствования процедур уплаты таможенных пошлин и налогов включают в себя комплекс мер, направленных на улучшение инфраструктуры, повышение прозрачности и развитие сотрудничества между государственными органами и участниками рынка.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенные пошлины, налоги, доходы, международная торговля, ЕАЭС.

PRACTICAL BASES OF RESEARCH ON ENSURING THE FULFILLMENT OF THE OBLIGATION TO PAY CUSTOMS DUTIES AND TAXES BY CUSTOMS AUTHORITIES

Roshchina L.N., Professor, Doctor of Economics, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia

Solenaya S.V., Associate Professor, Candidate of Economics, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia

Abstract. The purpose of the article is to study domestic practices of ensuring the fulfillment of the obligation to pay customs duties and taxes. The author has revealed that customs duties and taxes are key tools in customs regulation. By creating conditions for controlling the volume of imported and exported goods, duties and taxes help protect the national market from the support of foreign economies at the expense of cheap imported goods. The general categories of customs payments are presented, including typical rates and features of their application. The analysis of the legal framework made it possible to identify the key task of the national customs policy - to ensure a balance between the protection of the national producer and the need to maintain market openness for foreign goods. It is noted that the complexity and dynamism of international trade require a high degree of flexibility and adaptability from regulators in order to respond to foreign economic challenges effectively and in a timely manner. It is proved that the fulfillment of the obligation to pay customs duties and taxes occupies a central place in the regulation of customs procedures in the Russian Federation. This aspect not only contributes to the correct and timely collection of state revenues, but also ensures compliance with the legislative framework that regulates foreign economic activity. It is shown that the funds received from customs duties to the federal treasury are critically important for supporting the financial stability of the country and contribute to the development of both domestic and foreign policy. The role of customs as the main functional for controlling the correctness and timeliness of payment of duties and taxes is presented. The mechanisms involved in guaranteeing full payment of customs duties and taxes and serving as reliable financial support to ensure revenues to the state treasury are listed. The author identifies ways to improve the procedures for paying customs duties and taxes, including a set of measures aimed at improving infrastructure, increasing transparency and developing cooperation between government agencies and market participants.

Keywords: customs authorities, customs duties, taxes, income, international trade, EAEU.

JEL classification: F15, F53, P21.

Для цитирования: Рощина Л.Н., Солёная С.В. Практические основы исследования обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов со стороны таможенных органов // Прогрессивная экономика. 2024. № 10. С. 43-60. DOI: 10.54861/27131211_2024_10_43.

Статья поступила в редакцию: 04.10.2024 г. Одобрена после рецензирования: 11.10.2024 г. Принята к публикации: 12.10.2024 г.

For citation: Roshchina L.N., Solyonaya S.V. Practical bases of research on ensuring the fulfillment of the obligation to pay customs duties and taxes by customs authorities // Progressive Economy. 2024. No. 10. pp. 43-60. DOI: 10.54861/27131211_2024_10_43.

The article was submitted to the editorial office: 04/10/2024. Approved after review: 11/10/2024. Accepted for publication: 12/10/2024.

Введение

Важность данного исследования обусловлена необходимостью достижения ключевых показателей экономического прогресса государства, что невозможно без создания стратегий для стабильного увеличения доходов государственного бюджета и разработки гибкой финансовой стратегии, предназначенной для оперативного ответа на текущие экономические тенденции. Во-первых, в контексте поддержания равновесия экономики страны значительное влияние оказывают таможенные пошлины и налоги, которые имеют прямое воздействие на объемы финансовых поступлений в государственный бюджет и, соответственно, могут способствовать или препятствовать стабильному экономическому росту.

Во-вторых, регулирование международной торговли через установление таможенных правил и сборов является ключевым инструментом для поддержания экономического суверенитета и защиты внутреннего рынка страны. Эффективная таможенная стратегия позволяет стране достигать важных целей в области экономики, финансов и внешней торговли, опираясь на законодательные и международные нормы. Важной составляющей этой стратегии является введение обязательных финансовых взносов, включая различные налоги и пошлины, которые способствуют регулированию товарооборота на международном уровне. Таким образом, целью настоящей статьи является изучение отечественных практик обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

Обзор литературы

Механизмы и практики применения таможенных пошлин, их влияние на экономику России в последнее время исследуются многими авторами, среди них Р.В. Баташов, Д.Э. Барсегян, А.А. Арский, В.В. Черевко, А.Г. Савченко, И.В. Куликова, С.В. Солёная и другие авторы. По мнению Р.В. Баташова [4], В.В. Черевко и А.Г. Савченко [7], меры по уплате таможенных платежей предназначены для обеспечения баланса в налогообложении между производителями внутри страны и за ее пределами, что способствует созданию справедливой конкурентной среды. В статье И.В. Куликовой, С.В. Солёной доказано, что таможенные пошлины оказывают непосредственное

влияние на развитие регионов страны, поскольку обеспечивают пополнение бюджетов, а также способствуют интенсификации экономической активности, а также реализации транзиторного потенциала субъектов [8].

Д.Э. Барсегян [3] и А.А. Арский [2] соглашаются с первым пунктом 34 статьи Налогового кодекса РФ [9] в том, что таможенные службы обладают полномочиями и выполняют обязательства, аналогичные тем, что возложены на налоговые органы, в процессе осуществления контроля за перевозкой товаров через границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При этом А.А. Арский уточняет, что полномочия таможенных служб включают в себя сбор налогов в рамках действующего таможенного регулирования Союза, законов РФ, касающихся таможенной деятельности, налогового кодекса и других федеральных законодательных актов, касающихся налогообложения и регулирования таможенных процедур [2].

Анализ научных трудов и законодательной базы по теме исследования позволяет констатировать, что таможенные пошлины и налоги являются ключевыми инструментами в таможенном регулировании. Они помогают контролировать объемы ввозимых и вывозимых товаров, способствуют защите национального рынка от поддержки зарубежных экономик за счет дешевых импортных товаров.

Материалы и методы Методологической основой исследования послужили общенаучные методы - логический и системный анализ. В процессе исследования авторами также применялись эвристические методы, а именно индукция и аналогия, а также метод обработки эмпирических данных.

Результаты и обсуждение Путем регулирования ставок пошлин государство может стимулировать или ограничивать импорт определенных товаров. Например, повышение таможенных пошлин на табачные изделия или алкоголь может быть направлено на ограничение потребления этих продуктов. В таблице 1 представлены общие категории таможенных пошлин, включая типичные ставки и особенности их применения. Ставки и условия могут изменяться в зависимости от политики государства, текущих международных соглашений и экономических условий. Всегда важно проверять актуальную информацию на официальных ресурсах таможенной службы РФ или обращаться к лицензированным таможенным представителям для получения точных сведений при импорте или экспорте товаров.

Плательщиками таможенных пошлин и налогов согласно ст. 50 ТК ЕАЭС являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. К иным лицам относятся: таможенный перевозчик, таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор [1].

Таблица 1

Общие категории таможенных платежей, включая типичные ставки и __особенности их применения_

Категория Тип пошлины или налога Стандартная ставка Примечания

Адвалорные пошлины Процент от стоимости товара 0% - 30%, зависит от товара Ставки варьируются в зависимости от товарной категории

Специфические пошлины За единицу товара Фиксированная сумма за единицу Применяются к товарам, например, к табачным изделиям

Комбинированные пошлины Смешанный тип Комбинация адвалорной и специфической Используются для некоторых категорий продуктов

НДС Налог на добавленную стоимость 20%,10% Применяется ко всем импортируемым товарам, кроме освобожденных

Акцизы Налог на специфические товары Различается по товару Акцизы на алкоголь, табак и роскошные автомобили

Источник: составлено авторами по данным [6]

В соответствии с законодательством РФ, когда возникают ситуации, обязывающие к оплате таможенных пошлин и налогов, не только декларант, но и другие участники могут нести совместную и одинаковую ответственность. Это означает, что в случае долгов по таможенным платежам, кредитор имеет право обращаться за их погашением как к группе должников в целом, так и к каждому из них по отдельности, и это может касаться как всей суммы долга, так и ее части. Это принцип совместной ответственности проявляется через возможность таможенной службы направлять уведомления о задолженностях по таможенным пошлинам, налогам и штрафам не только декларанту или его официальному представителю, но и обеим этим сторонам одновременно.

Ответственность за внесение оплаты в виде таможенных платежей, включая налоги, разнообразные особые пошлины, а также начисления в виде процентов и штрафов, возложена на плательщика или любое другое лицо, которое разделяет эту ответственность в равной мере. Обязательство считается выполненным, когда сумма внесенных денежных средств равняется или превышает общую сумму, которая должна быть уплачена в качестве таможенных платежей в момент, когда эти средства законодательно считаются зачисленными (согласно статье 30 Федерального закона № 289-ФЗ) [13]. Определение моментов, когда необходимо внести платежи, производится на основе положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (пункт 57), Федерального закона 289 и других нормативных актов, действующих в пределах России.

Россия, как член Всемирной торговой организации и участник других международных экономических соглашений, обязана согласовывать свои таможенные тарифы и налоговые ставки с международными нормами. Это

требует регулярной корректировки национального законодательства, чтобы обеспечить соблюдение международных договоренностей и избежать торговых конфликтов. В процессе производства и распределения товаров используются различные методы таможенного надзора, включая анализ документации и проведение таможенных осмотров. Эти меры предназначены для гарантии выполнения декларантами своего ключевого долга - оплаты таможенных платежей. Таможенные платежи на сегодняшний день играют важную роль в реализации национальной экономической стратегии, служа мощным инструментом для регулирования экономического климата, а также структуры и масштабов международной торговли через установление и корректировку различных тарифов и налогов.

Сегодня для регулирования внешнеторговой деятельности используется множество разнообразных таможенных взносов. Эти взносы можно классифицировать на пять главных групп: пошлины на товары, которые ввозятся; налоги на экспорт; налог на добавленную стоимость, который применяется к товарам, ввозимым в страны Евразийского экономического союза; акцизы; различные таможенные платежи. Около одной трети доходов государственной казны России формируется благодаря сборам, которые взимаются таможенными службами страны. Анализируя правовую базу, можно отметить, что одной из ключевых задач является обеспечение баланса между защитой национального производителя и необходимостью соблюдения открытости рынка для иностранных товаров. Введение и изменение таможенных ставок часто вызывает дискуссии между правительством, бизнесом и потребителями, каждая сторона которых имеет свои интересы. Сложность и динамичность международной торговли требуют от регуляторов высокой степени гибкости и адаптивности, чтобы реагировать на внешнеэкономические вызовы эффективно и своевременно. Ключевые показатели деятельности ФТС России за 2023 год представлены в таблице 2.

Таблица 2

Ключевые показатели деятельности ФТС России за 2023 год

Показатель Объем за 2023 год

Общая сумма таможенных платежей 6,3 трлн рублей

Прирост таможенных платежей к 2022 году 1,6%

Выполнение прогнозного задания по импорту 101%

Увеличение внешнеторгового грузооборота по Дальнему Востоку 14,2%

Рост товарооборота с Китаем 27%

Рост объемов параллельного импорта Ежемесячно на 7%

Сумма поддержки бизнеса в 2023 году Более 400 млрд. рублей

Пропускная способность пограничных переходов Увеличена почти в 2 раза

Новые таможенные подразделения Донецкая и Луганская таможни, Запорожский и Херсонский таможенные посты

Источник: составлено авторами по данным [6]

Данная таблица отражает ключевые аспекты работы ФТС в 2023 году и показывает, как изменения в структуре и управлении таможенной службой способствовали увеличению таможенных сборов и улучшению внешнеторговых операций России. Далее на основе данных из различных источников, включая отчеты Федеральной таможенной службы, была составлена диаграмма, показывающую динамику таможенных платежей в России за 2021-2023 годы (рисунок 1).

7500 7000 6500 6000 5500

7156

6623

6200

2021 год 2022 год 2023 год

Рис. 1. Динамика взимания таможенных платежей в 2021-2023 гг.,

млрд. руб.

Источник: составлено авторами по данным [6]

В 2021 году ФТС России собрала 7,156 трлн рублей таможенных платежей, что стало одним из самых высоких показателей. В 2022 году этот показатель снизился до 6,2 трлн рублей, что отражает сокращение объемов внешней торговли и изменения в мероприятиях таможенно-тарифного регулирования. За 2023 год было собрано 6,6 трлн рублей, что на 1,6% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года

Эта сумма распределяется следующим образом: средства, полученные от импорта товаров, составили 4,6 триллиона рублей, от экспорта товаров -1,4 триллиона, а другие поступления - 0,3 триллиона рублей [7]. Тем не менее, на балансе ФТС каждый год появляются задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, которые не всегда получается взимать в установленные сроки. Обычно, увеличение таможенных платежей происходит при декларировании за счет внесения изменений в классификацию товара по коду ТН ВЭД или корректировки таможенной стоимости товара. По действующему законодательству декларант (участник ВЭД) или таможенный представитель обязаны оплатить доначисленные суммы платежей.

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов занимает центральное место в регулировании таможенных процедур в Российской Федерации. Этот аспект не только способствует правильному и своевременному взиманию государственных доходов, но и обеспечивает соблюдение законодательных рамок, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность.

Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов начинается с момента пересечения товаром границы ЕАЭС и его декларирования. В этот момент налогоплательщик должен предоставить таможенным органам всю

необходимую документацию, которая подтверждает стоимость товара и основания для расчета пошлин. Документы, предоставленные для таможенного контроля, играют ключевую роль в определении точной суммы налоговых и таможенных платежей, что требует от участников ВЭД высокой степени ответственности. Помимо основной функции наполнения бюджета, таможенные пошлины и налоги выполняют регулятивную функцию. Они могут быть использованы для стимулирования или ограничения импорта определенных товаров в страну в соответствии с экономической политикой государства. Это позволяет регулировать экономические процессы на макроуровне, направляя течение внешнеэкономической деятельности в нужное русло.

Соблюдение обязанности по уплате таможенных платежей тесно связано с применением таможенных льгот и преференций, которые могут быть предоставлены в соответствии с международными соглашениями или национальным законодательством. Правильное использование таких льгот требует от участников тщательного изучения действующих правил и регулярного обновления информации о изменениях в таможенном законодательстве, что обеспечивает их законное право на снижение таможенных издержек. Применение, возникновение, прекращение и исполнение обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин регламентируется главой 12 ТК ЕАЭС [1].

Уплата таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в Российской Федерации регулируется комплексом нормативных актов, которые направлены на регуляцию внешнеэкономической деятельности и защиту отечественного рынка от недобросовестной конкуренции. Эти механизмы выполняют не только фискальную, но и регулирующую функцию, способствуя созданию равных условий для всех участников рынка.

В соответствии с 71-й статьей Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС), введение особых, включая антидемпинговые и компенсационные, тарифов осуществляется в рамках договоренностей между государствами-участниками, либо согласно их внутреннему законодательству [1]. Эти меры тарифного регулирования находят свое отражение и детализацию в Федеральном законе №165-ФЗ, принятом 8 декабря 2003 года «О мерах защитного, специального, антидемпингового и компенсационного характера в отношении импортируемых товаров». Применение данных тарифных мер осуществляется на основе четко определенных правил, зафиксированных в Таможенном кодексе ЕАЭС.

Для обороны экономических преимуществ производителей внутри России против увеличения ввоза товаров, включая те, что предлагаются по сниженным ценам или получают иностранные субсидии, на территории страны вводятся особые меры в виде антидемпинговые и компенсационные пошлин. Для защиты интересов отечественных производителей на

международном рынке используются следующие защитные меры, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Защитные таможенные меры

Источник: составлено авторами по данным [5]

Вышеперечисленные защитные меры выполняют следующие важные функции:

- защищают отечественных производителей и все отрасли экономики государства от негативного влияния иностранных конкурентов;

- контролируют экспорт продукции;

- продвигают отечественную продукцию на международном рынке.

Эти меры регулируются соответствующими законодательными актами

и реализуются на практике с учетом текущей экономической ситуации и международных обязательств России. Применение таких пошлин требует тщательного анализа рыночной ситуации и обоснования необходимости введения регулятивных мер для защиты национальных интересов. Эти инструменты создают условия для поддержания здоровой конкурентной среды, предотвращая негативные последствия как для производителей, так и для потребителей. Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств-членов ТК ЕАЭС.

В рамках нормативов Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вопросы, связанные с установлением и регулированием таможенных тарифов, налогообложения, а также введением специальных мер, включая антидемпинговые и компенсационные сборы, делегированы на уровень Евразийской экономической комиссии, а также

включены в юрисдикцию законодательств стран, входящих в состав Союза. Эти страны, в свою очередь, устанавливают конкретные размеры таможенных сборов, правила их возвращения и сбора, условия применения специальных мер, включая антидемпинговые и компенсационные налоги, а также прочие санкции.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины являются разновидностью мер нетарифного регулирования и взимаются сверх ввозных и вывозных пошлин. Все виды рассмотренных платежей взимаются только путем внесения на лицевой счет плательщика авансовых платежей и перечисления их на Единый лицевой счет ФТС РФ, который находится на балансе Федерального казначейства РФ. Решение о введении любой из этих пошлин принимается после проведения официального расследования, которое включает анализ экономического воздействия импорта на отечественные отрасли и доказательства недобросовестной конкуренции или вреда. Эти меры являются временными и пересматриваются по мере изменения экономической ситуации или в соответствии с международными договоренностями России.

Средства, поступающие от таможенных сборов в федеральную казну, критически важны для поддержки финансовой стабильности страны и способствуют развитию как внутренней, так и внешней политики. Роль таможни также заключается в контроле за правильностью и своевременностью уплаты пошлин и налогов, что является центральным элементом их работы. Для достижения этих целей таможенные службы применяют различные стратегические и тактические подходы, целью которых является гарантия соблюдения всех требований таможенного кодекса со стороны участников международной торговли.

Механизмы, задействованные для гарантирования полной оплаты таможенных пошлин и налогов, служат надежной финансовой поддержкой для обеспечения поступлений в государственную казну. Эти меры способствуют минимизации потерь от неуплаченных таможенных взносов, внося вклад в стабильность общей долговой нагрузки. Регулирование этих процессов находится в рамках 9 главы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Место и роль обеспечения по уплате таможенных платежей в процессе таможенного контроля можно представить в соответствии с рисунком 3. Прежде всего, таможенные органы занимаются идентификацией и регистрацией экономических операторов, вовлеченных в перемещение товаров через границу. Это включает проверку документов, подтверждающих легитимность деятельности компаний, исследование истории их таможенных операций и оценку потенциальных рисков, связанных с их деятельностью.

Далее, ключевую роль играет процесс классификации и оценки товаров. Таможенные органы анализируют предоставленные декларации и сопроводительные документы для определения точной стоимости товаров и правильного применения таможенных тарифов. Это требует глубокого понимания международных и национальных правил торговли, а также

специфики товаров. Контроль за соблюдением таможенных правил осуществляется через систему таможенного контроля, включающую инспекцию товаров, аудит деятельности компаний и применение мер в случае выявления нарушений. Таможенные проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми, в зависимости от уровня риска, связанного с определенным импортером или экспортером.

Рис. 3. Место и роль обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в процессе проведения таможенного контроля

Источник: составлено авторами по данным [4]

Эффективность администрирования процессов по таможенным платежам не только способствует увеличению доходов государственного бюджета, но и поддерживает справедливые условия торговли, защищая отечественный рынок от незаконного импорта и экспорта. Все это требует высокой квалификации, точности и прозрачности со стороны таможенных органов. Они имеют право на использование финансовых гарантий для обеспечения уплаты пошлин и налогов. Это может включать требование залога или банковской гарантии, которая будет исполнена в случае неуплаты требуемых сумм. Также, в случае выявления нарушений, могут применяться штрафы и другие административные взыскания, направленные на предотвращение будущих правонарушений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система уплаты таможенных пошлин и налогов в Российской Федерации, несмотря на её значимость для экономики страны, сталкивается с рядом серьёзных проблем, которые затрудняют её эффективное функционирование. Эти проблемы оказывают влияние не только на операции самих таможенных органов, но и на всю внешнеэкономическую деятельность страны.

Одной из главных проблем администрирования таможенных платежей на территории деятельности всей Федеральной таможенной службы является возникновение крупных задолженностей по уплате таможенных платежей и пеней, а также сложности с их принудительным взысканием. Еще одной ключевой проблемой можно считать сложность таможенного законодательства и административных процедур. Многоуровневость нормативной базы и частые изменения в законодательстве приводят к тому, что бизнес сталкивается с трудностями в интерпретации и применении таможенных правил. Это в свою очередь ведет к задержкам в оформлении товаров, при наличии дополнительных проверок и запроса документов, росту издержек для предприятий.

Также существует еще одна проблема, связанная со сферой взыскания задолженностей по таможенным платежам - таможенные органы не имеют возможности применить меры взыскания к иностранным физическим лицам, которые помещали товары под таможенную процедуру временного ввоза транспортных средств для личного пользования и ввозили эти транспортные средства на территорию страны. Главная сложность обусловлена тем, что в Российской Федерации не существует эффективных механизмов взыскания задолженностей по уплате таможенных платежей с иностранных физических лиц. В основном, задолженность взыскивается с них в судебном порядке, что сложно осуществить ввиду иностранного места регистрации должника, отсутствия имущества на территории РФ, а также действия таможенных органов недостаточно регламентируется со стороны нормативно-правовой базы.

Проблема несоответствия между международными стандартами и российской практикой таможенного администрирования также стоит особо отметить. Хотя Россия стала членом Всемирной торговой организации и приняла на себя обязательства по соблюдению международных таможенных стандартов, на практике многие международные нормы внедряются медленно и не всегда эффективно. Это создаёт трудности для иностранных инвесторов и экспортёров, которые сталкиваются с барьерами при входе на российский рынок. Также значительную проблему представляет коррупция и неэффективность работы таможенных органов. Несмотря на меры по борьбе с коррупционными действиями, случаи злоупотреблений всё ещё встречаются, что подрывает доверие к системе таможенного регулирования. Коррупция на таможне приводит к несправедливой конкуренции, когда некоторые компании могут получить неоправданные преимущества за счёт незаконных сделок с таможенными официальными лицами.

Одной из ключевых трудностей становится задолженность экспортеров и импортеров по уплате таможенных платежей. Для обеспечения выполнения этой финансовой обязанности, предложено использовать механизм гарантийных обязательств, который доказал свою эффективность в качестве надежной защиты обязанности по уплате.

Инновационным подходом в деятельности таможенных органов стало введение системы глобальных гарантий. Этот метод применяется в случаях, когда одно и то же лицо осуществляет неоднократные таможенные операции в пределах одной страны-члена Союза в течение установленного периода времени. Комплексное финансовое обязательство может принимать форму обеспечения в виде денежных средств, обязательств третьих лиц или обеспечения со стороны банка и выдается на период не короче одного года. В отличие от единоразового финансового обязательства, которое выдается для каждой конкретной сделки или каждой отдельной таможенной декларации, комплексное финансовое обязательство служит многократной гарантией выполнения платежных обязательств, связанных с таможенными пошлинами и налогами, по ряду таможенных деклараций.

Решение, принятое Правительством Российской Федерации 2 августа 2019 года под номером 1005, касающееся использования комплексного финансового обязательства для гарантирования оплаты таможенных сборов и налогов, предусматривает возможность сокращения объема такого обязательства на конкретный процент от исходной суммы. Это становится возможным при выполнении определенных критериев в рамках процедуры таможенного транзита [6].

Этот факт является отличной возможностью для участников ВЭД сократить свои расходы на таможенное оформление, и особо актуален в части стимулирования развития внешнеторговой деятельности. Однако требования для достижения такого уровня уменьшения слишком высокие, и доступны лишь небольшому кругу очень крупных участников рынка. Предприятия меньшего масштаба, только начавшие внешнеэкономическую деятельность, но исправно выполняющие все обязательства по соблюдению законодательства в сфере таможенного дела и регулярно перемещаемые товары, не имеют возможности получить стимул для дальнейшего развития.

Подведя итог, можно сказать, что администрирование таможенных платежей на территории РФ все еще нуждается в совершенствовании. К основным проблемам относятся: сложности применения мер взыскания к иностранных физическим лицам и взыскания задолженности с имущества должника, растущие объемы задолженностей участников ВЭД перед ФТС, ограничения в использовании такого перспективного института, как генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей.

Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1005 «О порядке применения генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ...» определяет возможность уменьшения размера генерального обеспечения на определенный процент от той суммы, которая должна быть предоставлена, при соблюдении определенных условий при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита [4]. На основе проведенного исследования применения генерального обеспечения установлено, что необходимо расширять территорию его действия как по РФ,

так и по всему ЕАЭС. Это будет способствовать унификации системы таможенных платежей на территории всего Союза.

Для решения проблемы, касающейся невозможности применения обеспечения для среднего и малого бизнеса, предлагается установить на законодательном уровне возможность снижения суммы генерального обеспечения уплаты таможенных платежей, так как сумма гарантии должна быть минимальной и не должна превышать сумму пошлин и налогов, потенциально взимаемых. На практике реализация этих мер сталкивается с несколькими серьезными проблемами, требующими дополнительного внимания и решения.

Дополнительно, с уменьшением размера генерального обеспечения возрастает риск его недостаточности для покрытия возможных таможенных и налоговых нарушений, увеличивая потенциальные финансовые риски для государства. Для улучшения ситуации важно не только упростить и уточнить критерии, но и активно информировать предпринимателей о возможностях и условиях применения льгот. Проведение государственными и таможенными органами образовательных кампаний и семинаров поможет повысить осведомленность участников рынка. Кроме того, введение систематического мониторинга и аудита использования генерального обеспечения поможет выявлять и предотвращать случаи злоупотреблений, а также оценить эффективность текущей политики.

В «Стратегических направлениях дальнейшего развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» (Распоряжение ВЕЭС от 11 декабря 2020 г. № 12) указаны первые шаги в части усовершенствования института генерального обеспечения [12]. В рамках этого ФТС предоставляет возможность для определенных участников рынка, которые уже имеют опыт в проведении транзитных операций с использованием генерального гарантийного обеспечения и соответствуют определенным требованиям, воспользоваться льготными условиями. Это касается уменьшения размера необходимого обеспечения на 20% или 30%, что становится возможным при выполнении определенных условий, упрощая тем самым финансовую нагрузку на декларантов.

Это способствует улучшение системы гарантирования, представляя ее как один из методов гарантии выполнения финансовых обязательств, включая оплату таможенных сборов, налогов, а также различных видов пошлин, в том числе антидемпинговых и компенсационных. Здесь устанавливаются критерии, по которым гаранты могут быть признаны официальными защитниками финансовых интересов государства, а также вводятся меры, позволяющие им получать льготы, снижающие их финансовые обязательства до полного освобождения от них, в зависимости от обстоятельств.

Вопрос усовершенствования процедур по уплате таможенных пошлин и налогов в Российской Федерации занимает важное место в развитии внешнеэкономической деятельности и улучшения инвестиционного климата страны. Эффективность этих процессов напрямую влияет на скорость и

прозрачность таможенных операций, что в свою очередь способствует укреплению экономической безопасности и повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Одним из ключевых аспектов, требующих внимания, является оптимизация процедур декларирования товаров. Использование современных информационных технологий и цифровизация процессов могут значительно ускорить и упростить процедуру расчета и уплаты пошлин. Разработка единой электронной системы, которая бы объединяла всех участников внешнеэкономической деятельности, таможенные и налоговые органы, обеспечила бы не только быстрый обмен данными, но и повысила бы точность исчислений, минимизируя ошибки и упущения при декларировании товаров.

Также значительное внимание стоит уделить усилению контрольных функций таможенных органов. Однако этот процесс должен быть максимально сбалансированным и не приводить к ненужной бюрократизации. Интеграция автоматизированных систем рискового менеджмента, позволяющих оперативно анализировать и оценивать потенциальные нарушения и риски, сможет значительно повысить эффективность таможенного контроля, делая его менее зависимым от человеческого фактора. Усиление прозрачности таможенных процедур может быть достигнуто за счет введения более строгих требований к документированию и отчетности. Создание четких и понятных инструкций для участников ВЭД, проведение регулярных семинаров и тренингов для улучшения их правовой грамотности также может помочь в сокращении ошибок и упрощении процесса уплаты таможенных платежей.

Кроме того, разработка механизмов мотивации для добросовестного выполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин и налогов может оказать существенное влияние на повышение дисциплины среди участников внешнеэкономической деятельности. Применение налоговых льгот или упрощенных процедур для проверенных и надежных плательщиков стимулирует не только точное, но и своевременное выполнение таможенных обязанностей. В целом, можно сказать, что основными направлениями развития системы администрирования таможенных платежей, согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, являются следующие пункты [11]:

- полное устранение барьеров для свободного передвижения товаров, капитала и рабочей силы на внутреннем рынке ЕАЭС;

- повышение эффективности функционирования рынка товаров;

- формирование цифрового пространства и цифровой инфраструктуры;

- обеспечение гарантий качества и безопасности перемещаемых товаров

- работа с нормативно-правовой базой.

Такие шаги позволят не только оптимизировать текущую систему, но и укрепить доверие к таможенной системе России, создавая более стабильные и прозрачные условия для международной торговли.

Повышение уровня автоматизации и цифровизации таможенных процессов является одним из наиболее эффективных способов ускорения работы и повышения прозрачности. Развитие электронных деклараций, онлайн-платформ для уплаты пошлин и налогов, а также внедрение систем электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД помогает минимизировать человеческий фактор, снижая возможности для злоупотреблений и ошибок. Эти шаги требуют значительных усилий со стороны государства и заинтересованных сторон, но они необходимы для создания современной, эффективной и справедливой таможенной системы, которая будет способствовать экономическому росту и укреплению международных связей России.

Заключение

Сложность законодательства, риски коррупционных проявлений, а также необходимость адаптации к международным стандартам требуют дальнейшей работы и улучшений. Усилия по оптимизации процессов, включая упрощение процедур, повышение прозрачности деятельности таможенных органов и внедрение современных цифровых технологий, могут значительно повысить эффективность таможенного администрирования. Ключевым аспектом является повышение осведомленности и доступа к информации для участников внешнеэкономической деятельности, что позволит им лучше понимать свои обязанности и права.

Пути совершенствования процедур уплаты таможенных пошлин и налогов включают в себя комплекс мер, направленных на улучшение инфраструктуры, повышение прозрачности и развитие сотрудничества между государственными органами и участниками рынка. Эти действия могут способствовать не только упрощению таможенных операций, но и общему укреплению экономической стабильности страны.

Внедрение предложенных улучшений и непрерывная работа над реформированием системы могут способствовать не только усилению доверия к таможенной системе, но и стимулированию экономического роста за счёт более активного внешнеторгового сотрудничества. Постоянное обновление подходов к таможенному регулированию, адаптация к изменяющимся международным условиям и условиям внешней торговли обеспечат укрепление экономической безопасности и защиту интересов как государства, так и его экономических операторов.

Литература

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.

2. Арский А.А. Проблемы применения теории инноваций Йозефа Шумпетера в управлении таможенными органами // Вестник МФЮА. 2018. №4. С. 21-27

3. Барсегян Д.Э. Влияние мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на формирование внутренних цен Евразийского экономического союза // Вестник ГУУ. 2020. № 2. С. 104-109

4. Баташев Р.В. Специфика и механизмы применения таможенных пошлин в регулировании внешнеэкономической деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 12-1. С. 76-80

5. Рощина Л.Н. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государств - членов ЕАЭС // Инновационные логистические решения в условиях экономики трансформации: технологический суверенитет, импортозамещение, цифровое равенство: Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2023. С. 323-328

6. Таможенная статистика // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ. URL: https://customs.gov.ru/?ysclid=m26ene4xpx460473196

7. Черевко В.В., Савченко А.Г. Совершенствование таможенного администрирования в условиях расширения взаимодействия таможни и участников ВЭД с особым правовым статусом // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 2. С. 205-207.

8. Куликова И.В., Соленая С.В. Анализ применения таможенных процедур экспорта и выпуска для внутреннего потребления и их влияние на развитие Южного федерального округа // Прогрессивная экономика. 2024. № 9. С. 75-90.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.

10. Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 №1005 «О порядке применения генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, в случае если все таможенные операции совершаются на территории Российской Федерации, и определении случаев и условий, при которых суммарный размер таможенных пошлин, налогов, исполнение обязанности по уплате которых обеспечивается таким генеральным обеспечением, превышает размер такого генерального обеспечения, и пределов такого превышения» // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330974/.

11. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 №1388-р (ред. от 12.07.2024) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/.

12. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 №12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375194/.

13. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 26.02.2024) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.