Научная статья на тему 'ПРАКТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL AID / ПРАВА ГРАЖДАН НА МЕДИЦИНУ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ПРАВА ЗАКЛЮЧЕННЫХ / МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / MEDICAL INSTITUTION / ПРОКУРАТУРЫ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / RIGHTS FOR MEDICAL CARE / RIGHTS OF THE CONFINED / PUBLIC PROSECUTION / INSTITUTIONS OF CONFINEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белясов Сергей Николаевич

В соответствии с Конституцией РФ и Основами законодательства о медицине, человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы, при получении медицинской помощи должен восприниматься медицинским персоналом, как субъект, наделенный тем же объемом прав, что и все прочие пациенты. В связи с этим автор проводит комплексный анализ действующего законодательства в рамках реализации конституционного права на охрану здоровья лицами, находящимися в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical and legal problems of realization of the constitutional right to health care in the prison system of the Russian Federation

According to the Constitution of the Russian Federation and Fundamental Principles of Legislation for Medicine, a person, who serves a sentence in institutions of confinement, when getting medical aid must be treated by medical personnel as the subject endowed with the same scope of rights, as all the other patients. In this connection the author makes a complex analysis of the existing legislation in the context of realization of the constitutional right for health care of the confined.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционное и муниципальное право

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛЯСОВ Сергей Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ) г. Орехово-Зуево. E-mail: belyasov_sergei@mail.ru

Краткая аннотация: В соответствии с Конституцией РФ и Основами законодательства о медицине, человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы, при получении медицинской помощи должен восприниматься медицинским персоналом, как субъект, наделенный тем же объемом прав, что и все прочие пациенты. В связи с этим автор проводит комплексный анализ действующего законодательства в рамках реализации конституционного права на охрану здоровья лицами, находящимися в местах лишения свободы.

Abstract: According to the Constitution of the Russian Federation and Fundamental Principles of Legislation for Medicine, a person, who serves a sentence in institutions of confinement, when getting medical aid must be treated by medical personnel as the subject endowed with the same scope of rights, as all the other patients. In this connection the author makes a complex analysis of the existing legislation in the context of realization of the constitutional right for health care of the confined.

Ключевые слова: Медицинская помощь, права граждан на медицину, Конституция РФ, права заключенных, медицинское учреждение, прокуратуры, места лишения свободы.

Keywords: Medical aid, rights for medical care, the Constitution of the Russian Federation, rights of the confined, medical institution, public prosecution, institutions of confinement.

Конституция РФ в ст. 41 определяет, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Под норму данного Конституционного положения попадаю все лица, которые находятся на территории Российской Федерации, как граждане РФ, так и иные категории лиц. Лица, лишенные свободы и находящиеся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах, имеют такое же право на надлежащую медицинскую помощь и лечение, как и другие граждане. Однако реализуется это Конституционное право среди заключенных, и реализуется ли в полной мере, попробуем выяснить?

Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь детализировано в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1]. Закон провозглашает гарантии охраны здоровья для всех граждан без дискриминации, независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, мес-

та жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Одним из основных принципов охраны здоровья в соответствии с законом является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются в первую очередь наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача. Каждый имеет право, как на бесплатную помощь в соответствии с программой государственных гарантий, так и на получение платных медицинских услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Следующим Федеральным документом, который, так или иначе, регулирует медицинскую помощь, является Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Статья 10 Закона определяет, что «застрахованными лицами являются граждане Российской Федера-ции....»[2]. Согласно закону, каждый гражданин

РФ обязан иметь полис обязательного медицинского страхования, по которому ему будет оказываться бесплатная медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации по программе обязательного медицинского страхования.

Необходимо отметить, что лица, отбывающие наказание не исключение из установленных правил. Поэтому они имеют полноценное право на выбор врача и медицинской организации, свободно приобретать лекарства без ограничений либо по рецепту врача. Тем более такая возможность закреплена в Приказе Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». В ст. 124 указывается, что когда медицинская помощь не может быть оказана в медицинской части, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы, осужденные могут получать необходимое лечение в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Статья 125 гласит, что осужденные могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств[3].

Аналогичное положение отражается и в Приказе Минздрава соцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17 октября 2005 г. «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». В п. 9 указывается, что медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи[4].

Уголовно-исполнительное законодательство, как мы наблюдаем, допускает право на дополнительные медицинские услуги. Исходя из норм вышеуказанных приказов, все дополнительные услуги зависят от дозволения начальства. Для этого заключённый обращается с заявлением к начальнику учреждения, в котором указывает вид дополнительной лечебно-профилактической помощи. Её объём ограничен.

В действительности лица, содержащиеся в учреждениях УИС, отлучены от системы

обязательного медицинского страхования, не могут лично осуществить выбор страховой медицинской организации, медицинского учреждения, врача и объёма медицинской помощи.

Нет чётко прописанного гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи, что обусловлено невовлечённостью медицинской службы УИС и обслуживаемого ею контингента в систему обязательного и добровольного медицинского страхования. Существенная проблема пенитенциарных медчастей - нехватка лекарств даже для лечения самых распространенных болезней: простуды, гриппа, ревматизма, зубной боли.

Все указанные проблемы были вскрыты Генеральной прокуратурой РФ в 2010 г., в ходе проверки исполнения в системе ФСИН требований законодательства об обеспечении права осужденных и лиц, заключенных под стражу, на получение квалифицированной медицинской помощи. Проверка совершенно конкретно показала, что ситуация близка к катастрофической.

Как было отмечено, что во многих учреждениях нет самого необходимого медицинского инструментария. Почти 60 процентов эксплуатируемого медицинского оборудования произведено в 70-80-х гг. прошлого века. Изношенность основных фондов превышает 50 процентов. Большинство исправительных учреждений и следственных изоляторов испытывают недостаток в лекарственных препаратах, что отражается на эффективности лечебного процесса. Неудовлетворительно и качество медицинской помощи. В штатах медицинских частей повсеместно отсутствуют столь необходимые врачи-инфекционисты, дерматологи, венерологи, кардиологи, поэтому диагностика и лечение соответствующих заболеваний затруднены[5]. Помимо Генеральной прокурату РФ, проверка регулярно проводится и региональными прокуратурами.

Ленинградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения законодательства при оказании медицинской помощи осужденным лицам, проходящим лечение в больнице № 1 ФКУЗ МСЧ - 78 ФСИН России (Санкт-Петербург, ул. Хохрякова д. 1). Установлены факты постановки не верного диагноза, отсутствие возможности медицинского обследования и надлежащего контроля со стороны руководства за

Конституционное и муниципальное право

деятельностью подчиненных[6].

Челябинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявила нарушение законодательства при оказании медицинской помощи в Федеральном казенном учреждении исправительной колонии № 24 ГУФСИН России по Челябинской области, расположенном в городе Озерске.

Вопреки законодательству о лицензировании отдельных видов деятельности в учреждении оказывались услуги врачом-психиатром без соответствующей лицензии[7].

16 сентября 2013 г. Бурятской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения законодательства в Федеральном казенном учреждении «Лечебно-исправительная колония № 5 УФСИН России по Республике Бурятия», в ходе которой выявлены многочисленные нарушения законодательства, ущемляющие права и законные интересы осужденных.

Кроме того, в штате учреждения отсутствуют специалисты врачебных профилей, требуемых для надлежащего оказания медицинской помощи осужденным, такие как инфекционист, эндокринолог и офтальмолог. Осужденные, страдающие ВИЧ-инфекцией, в нарушение Стандарта медицинской помощи не получают своевременные консультации врачей-специалистов. Всем осужденным больным не в полном объеме оказывается диагностическая помощь[8].

Результаты проверок еще раз показывают, что модель российской ведомственной пенитенциарной медицины и её состояние обусловливают основные ограничения прав заключённых на медицинскую помощь:

- недоступность различных видов клинических исследований и врачебной помощи как следствие недостатка ресурсов в учреждениях УФСИН;

- ограничение лекарственного обеспечения, что связано как с недостатком финансирования медицинских учреждений УФСИН, так и с недоступностью для заключённых гарантированного бесплатного обеспечения препаратами и ограничениями при передаче медикаментов;

- сокращение объёма стационарного лечения в медучреждениях УФСИН, поскольку их ресурсы значительно уступают возможностям иных государственных, муниципальных, частных лечеб-

но-профилактических учреждений, а критерии направления на стационарное лечение ограничены;

- препятствия в доступе специалистов для консультаций, обследования и коррекции лечения;

Обозначенные проблемы показывают, что в Российской Федерации УИС еще не совсем отвечает международным стандартам.

В общепризнанных международных актах -таких как Конвенция о правах ребёнка и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными ООН от 1957 г., Свод принципов по защите всех лиц, находящихся под любой формой задержания или заключения 1980 г., Основные принципы обращения с заключёнными 1990 г., Минимальные стандартные правила ООН по отправлению правосудия для несовершеннолетних (известные как Пекинские правила), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы, (известные как Гаванские правила) 1990 г. - признаётся, что политика пенитенциарных учреждений в области здравоохранения должна быть неотъемлемой частью национальной политики здравоохранения, совместимой с ней. Заключённые должны иметь доступ к услугам в области здравоохранения, имеющимся в стране, без какой-либо дискриминации на основании их правового положения, все необходимые медицинские, хирургические и психиатрические услуги.

В итоге несоблюдение указанных международных стандартов в области медицинского обслуживания Европейским Судом по правам человека неоднократно принимались решения в отношении Российской Федерации о выплате пострадавшим денежных компенсаций (Кожокар против России, № 33099/08; Гладкий против России, № 3242/03; Ромохов против России, № 4532/04 и др.).

В настоящее время принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Из текста концепции следует, что в сфере медицинского обслуживания предполагается:

- обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной (муниципальной) систе-

мы здравоохранения исходя из принципов повышения ее доступности и качества;

- приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах уголовно-исполнительной системы, в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения, укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий;

- формирование системы мер для повышения мотивации здорового образа жизни, создание для этого необходимых условий[9].

Концепция развития предполагает поэтапное внедрение новшеств в систему, и насколько они принесут успехов, никому не известно. Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что ситуация с применением конституционного положения охраны здоровья граждан среди заключенных не отвечает международным стандартам, постоянно ущемляются права и т.д.

В ходе исследования указанной проблемы были выработаны следующие рекомендации, которые могут улучить ситуацию.

1. Необходимо выдать медицинский полис каждому заключенному или наладить сис-

тему их продления в местах отбытия наказания.

2. Необходимо разработать четкий механизм привлечения специалистов государственной и муниципальной систем здравоохранения для обследования осужденного, либо направления его в специализированные лечебно-профилактические учреждения.

3. Ввести платные медицинские услуги в тюрьме. Это, конечно, не всем по карману, но за счет некоторой части арестантов, готовых платить за более качественную медицинскую помощь, можно было бы улучшить и бесплатные услуги.

4. Ускорить процедуру передачи пенитенциарных учреждений в прямое подчинение Министерству здравоохранения Российской Федерации.

5. Расширение участие гражданского общества в области контроля за здравоохранением пенитенциарных учреждениях в рамках Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»[10]. Тем более, что в Госдуме обсуждается предложение создать своего рода правозащитный спецназ. Такую идею озвучил председатель комитета Госдумы Ярослав Нилов на всероссийском форуме председателей общественных наблюдательных комиссий[11].

Библиография:

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.

3. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Приказ Минюста РФ от 3 нояря 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 21 ноября. № 47.

4. Приказ Минздрав соцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17 октября 2005 г. «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 14 ноября. № 46.

5. Оставь здоровье, всяк сюда входящий // http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/19-12-2011/1102178-medicine-0/ (дата обращения 31.08.2016 г.).

6. Спецпрокуратура выявила нарушения при оказании медпомощи осужденным лицам // http://procrf.ru/news/28452-spetsprokuratura-vyiyavila-narusheniya-pri.html (дата обращения 29.08.2016 г.).

7. Только после обращения прокурора в суд руководство исправительной колонии приняло меры для оформления лицензии на осуществление медицинской деятельности по психиатрии // http://www.chelproc.ru/news/?id=6277 (дата обращения 29.08.2016 г.).

8. Прокурорская проверка выявила нарушения закона в лечебно-исправительной колонии № 5 УФСИН России по Республике Бурятия // http://procrf.ru/news/149432-prokurorskaya-proverka-vyiyavila-narusheniya.html (дата обращения 29.08.2016 г.).

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // URL: http://base.garant.ru/1357449/ (дата обращения 29.08.2016)

10. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

11. Предложено создать особый правозащитный спецназ // http://www.rg.ru/2013/06/07/speznaz.html (дата обращения 25.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.