Научная статья на тему 'Доступность медицинской помощи заключенным'

Доступность медицинской помощи заключенным Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Свидерский О. А., Полянцев А. С.

Статья посвящена проблемам, возникающим при организации оказания различных видов медицинской помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, оценке ее объема и качества и возможности осужденных отстаивать свои права на её оказание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступность медицинской помощи заключенным»

В свете реализации альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, остро встает вопрос осуществления контроля и надзора за осужденными, отбывающими альтернативное наказание, особенно актуально это будет для осужденных к исправительным работам и ограничению свободы. Дело в том, что при качественном исполнении приговора нет полной гарантии, что осужденный исполняет все предписания, назначенные ему по приговору суда, следовательно, встает вопрос о дополнительных средствах надзора за ним. Данную проблему ФСИН России предполагает решать посредством внедрения и оснащения уголовно-исполнительной системы современными навигационными средствами наблюдения6. Актуальность использования этих средств обусловлена тем, что с недавнего времени в Российской Федерации введена в действие современная глобальная навигационная спутниковая система «ГЛОНАСС-М», технические возможности которой позволяют осуществлять в том числе и контроль за осужденными посредством закрепления к осужденному соответствующих интегрированных навигационно-информационных передатчиков в виде браслетов или ремней. Данный эксперимент в основном будет учитывать опыт зарубежных государств, и уже определена зарубежная фирма, которая будет предоставлять необходимые технические устройства.

Внедрение телекоммуникационной техники, в частности, электронных браслетов и ремней, - дело ближайшего будущего уголовно-исполнительной системы. Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить нормативно-правовую базу, а именно: подготовить соответствующий законопроект и внести изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы. Кроме того, нужно обосновать финансово-техническую сторону данного вопроса. С увеличением средств бюджета на организацию альтернативных мер наказания описываемая техническая новинка облегчила бы работу уголовно-исполнительных инспекций.

Конечно, необходимо внедрять современные системы контроля, один из которых -электронно-технический мониторинг УИС. Но при этом создавать условия для плодотворной работы сотрудников, заниматься их проблемами, повышением профессионального уровня.

1 [Электронный ресурс] // http://www.fsin.su/main.phtml/aid=1867

2 [Электронный ресурс] // http://www.tv-rb.ru/modules.php/name/News

3Наука и техника УИС // Преступление и наказание. 2009. № 10. С. 16.

4 Гончаров А. Использование технических средств при обеспечении режима и организации надзора за осужденными // Ведомости УИС. 2009. № 4. С. 11.

5 Там же. С. 18.

6 [Электронный ресурс] // http://www.rg.ru/2006/05/12/braslety.html

ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЗАКЛЮЧЕННЫМ

© 2010 O.A. Свидерский

доктор медицинских наук Самарский юридический институт ФСИН России

© 2010 A.C. Полянцев

Владимирский юридический институт ФСИН России

Статья посвящена проблемам, возникающим при организации оказания различных видов медицинской помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы, оценке ее объема и качества и возможности осужденных отстаивать свои права на её оказание.

В соответствии с действующим российским законодательством и международными соглашениями, участницей которых является Россия, лицу, оказавшемуся в местах лишения свободы, должны быть предоставлены достойные условия содержания и обеспечены основные гражданские, социальные и культурные права.

К числу таких прав и свобод отнесено право на медицинскую помощь. Право на получение медицинской помощи реально определяет гарантированную обществом и госу-

дарством возможность человека получать помощь медицинского характера в виде мероприятий по профилактике заболеваний, диагностического обследования и, при необходимости, соответствующего лечения1.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств2.

В ст. 37.1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 приведен перечень видов медицинской помощи, которые гарантируются государством своим гражданам:

- скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;

- неотложная медицинская помощь оказывается гражданам при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний;

- первичная медико-санитарная помощь является основным доступным и бесплатным для каждого застрахованного гражданина Российской Федерации видом медицинской помощи;

- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий3.

Вопросы оказания медицинской помощи осужденным регламентированы Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Согласно ст. 118 указанного приказа Минюста РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка, утвержденными этим приказом, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.

Медицинская часть исправительного учреждения осуществляет мероприятия по организации неотложной медицинской помощи, оказываемой в любое время суток, ведет плановый прием и лечение больных осужденных с использованием средств и методов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения4.

Предоставляемая лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь (по нашему мнению, это соответствует первичной медико-санитарной и специализированной помощи) оказывается больным осужденным по профилям медицинских специальностей, состоящих в штате врачей медицинской части учреждения. О высокотехнологичной медицинской помощи в данном контексте речь не идет.

К сожалению, следует признать, что сегодня остаются нерешенными многие проблемы: нередки случаи несоблюдения и непредоставления должного объема медицинской помощи осужденным к лишению свободы, имеют место нарушения в виде отступлений от федеральных стандартов оказания медицинских услуг.

Основная проблема в местах лишения свободы для заключенных - это получение лечения, если заболевание не относится к социально значимым, так как главной целью для медицинского персонала исправительных учреждений является точная диагностика заболевания у заключенного для предупреждения попыток симуляции в целях смягчения приговора, а также определение и лечение больных с социально значимыми заболеваниями, несущими опасность для окружающих.

Медицинская служба является частью пенитенциарной системы и как ее подчиненное звено видит свою основную задачу в обеспечении режима содержания заключенных, а не в охране их здоровья. В целях экономии средств, в ущерб нуждам заключенных, к ис-

следованиям, диагностике и лечению заболеваний редко привлекаются государственные или муниципальные медицинские службы. Жалобы на условия содержания, а также на нарушение прав на охрану здоровья и медико-санитарное обеспечение составляют порядка 20% от всех поступивших обращений.

Необходимость в получении того или иного препарата или медикаментозного лечения очень трудно доказать, равно как и непредоставление лечения, так как действия медицинского работника фактически являются бесконтрольными.

Следует также отметить, что на лекарственное обеспечение осужденных выделяются явно недостаточные денежные средства. По приблизительным оценкам, лекарственное обеспечение медицинских учреждений мест лишения свободы осуществляется только на 20% от заявленной потребности. Отмечаются случаи использования просроченных лекарств5.

Руководители медицинских служб как в центре, так и на местах вынуждены заниматься распределением имеющихся в их распоряжении скудных средств (порядка 20% от

потребности). Им же приходится искать и дополнительные источники финансирования, в

6

том числе организовывать платные медицинские услуги осужденным .

Отсутствует возможность получения медико-социального пакета лицами, отбывающими наказание в учреждениях УИС и имеющими право на получение социальной помощи.

В случаях когда медицинская помощь не может быть оказана в медицинской части, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовноисполнительной системы, осужденные могут получать необходимое лечение в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Осужденные также могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения в медицинской части исправительного учреждения, в условиях лечебно-профилактических учреждений или лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

В исключительных случаях, когда невозможно предоставить необходимую медицинскую услугу в указанных условиях, она может быть выполнена в соответствующем учреждении здравоохранения. Для этого осужденный обращается с заявлением к начальнику исправительного учреждения, в котором указывает вид необходимой дополнительной лечебно-диагностической помощи. Заявление рассматривается в трехдневный срок, в течение которого определяются медицинские показания, подтверждающие необходимость

7

получения осужденным указанных услуг, а также возможности для их предоставления .

Однако эти нормы закона практически не работают, так как не разработан механизм получения лечения в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, согласно ст. 124 Приказа от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Необходимо учитывать и тот факт, что на свободе широко распространено самостоятельное лечение фармакологическими препаратами, разрешенными к свободной продаже, в условиях заключения такой возможности, как правило, нет. Законодательно не прописан механизм приобретения заключенными лекарственных средств за свой счет, в случае отсутствия помощи родственников.

В то же время, вероятно, многие болезненные симптомы у заключенных (головные боли, одышка, нехватка воздуха) вызваны прежде всего условиями их содержания - спертый воздух, перенаселенность жилых камер и комнат, постоянный шум8.

Прогресс медицинской науки и практики обусловил возможность лечения целого ряда сложнейших заболеваний, позволил человечеству познать и регулировать тончайшие биологические процессы. К сожалению, далеко не все достижения медицины характеризуются положительными результатами. Медики не могут гарантировать обязательное выздоровление, улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности для больных людей. Зачастую данные обстоятельства приводят к различному непониманию и возник-

новению конфликтов. Существенными проблемами являются неблагоприятные исходы медицинского вмешательства, побочные эффекты от медицинских вмешательств9.

Особенностью медицинской деятельности является наличие достаточно большого количества оснований для возможного недовольства пациентов. Действительно, ошибки могут случаться в любой сфере деятельности человека, однако ни в одной отрасли они не приобретают такой общественной значимости, как в медицине10.

Согласно Приказа Минздрава РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, контроль медицинской помощи может быть ведомственный и вневедомственный11.

Ведомственный контроль осуществляется должностными лицами медицинских организаций и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения.

Вневедомственный контроль осуществляют: лицензионно-аккредитационные комиссии, страховые медицинские организации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функций страховщика), страхователи, исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, профессиональные медицинские ассоциации, общества защиты прав потребителей.

Вневедомственный контроль качества медицинской услуги осуществляется на основе оценки ресурсных и кадровых возможностей медицинских организаций, применяемых технологий, а также показателей объемов и результативности их деятельности.

Осужденные к лишению свободы имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, в суд, в органы прокуратуры и государственной власти, в органы местного самоуправления, в общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, поданные в письменном виде и адресованные в органы (за исключением тех, кто осуществляет контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания) и общественные объединения, не позднее чем в трехсуточный срок направляются адресату12.

В иске необходимо указать, на основании каких документов человек нуждается в медицинской помощи и чего ему не предоставляют в местах заключения. Последнее требует доказательства, а единственное доказательство - медицинская карта или история болезни, заполняемые работником, действия которого обжалуются.

Реализовать свои права на оказание качественной медицинской помощи соответствующего вида и в требуемом объеме можно после проведения независимой медицинской экспертизы и получения заключения специалистов.

13

В «Основах...» , в разделе IX «Медицинская экспертиза» указано пять родов экспертиз:

- экспертиза временной нетрудоспособности (ст. 49);

- медико-социальная экспертиза (ст. 50);

- военно-врачебная экспертиза (ст. 51);

- судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы (ст. 52);

- независимая медицинская экспертиза соответствующего вида (ст. 53).

Право граждан на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях при их несогласии с заключением медицинской экспертизы, закреплено в ст. 20 «Основ...».

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы. При производстве независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов (ст. 53).

При этом право граждан на производство независимой медицинской экспертизы, согласно тех же «Основ...», может быть реализовано только в случаях их несогласия с заключе-

нием военно-врачебной экспертизы (ст.ст. 25, 51 и 53) и при проведении патологоанатомических вскрытий, проводимых в целях получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания (ст.ст.48 и 53). Более того, положение о независимой экспертизе не утверждено Постановлением правительства РФ. Складывается ситуация, когда осужденный, имея претензии к лечебному учреждению по объему и качеству оказанной ему медицинской помощи, фактически не имеет возможности доказать необходимость ее получения и обжаловать действия медицинских работников, так как в подзаконных актах не прописан механизм ее реализации.

Вопрос защиты прав заключенного на получение качественной медицинской помощи представляет собой важную составляющую часть реализации его конституционных прав.

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, (утверждены ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1. Ред. от 30.12.2008 г.) «Российская газета» 31.12.2008 г.

3 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

4 Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

5 Княжева П.П, Акимова И. Доступность услуг здравоохранения в пенитенциарных учреждениях, доклад. 2007.

6 Доклад уполномоченного по правам человека за 2007 г. http://www.rg.ru/2008/03/14/doklad-dok.html

7 Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

8 Калинин Ю.И. Российская пенитенциарная система: прошлое, настоящее, будущее // Преступление и наказание. 2003.

9 Леонтьев О.В. Медицинская помощь: права пациента. СПб.: Невский проспект, 2002.

10 Елина Н.К. Правовые проблемы оказания медицинских услуг. Самара: Офорт, 2006.

11 Приказ Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 24.11.1996 г. №363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации».

12 Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

13 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© 2010 А.Н. Соколов

соискатель Владимирского юридического института ФСИН России

В представленной статье рассматривается и анализируется организация взаимодействия оперативных подразделений с точки зрения теории оперативно-розыскной деятельности.

Одним из важнейших направлений деятельности оперативных подразделений уго-ловно-исполнительной системы является взаимодействие данных аппаратов с иными субъектами в противодействии преступности. Это в первую очередь обусловлено тем, что комплексность мер борьбы с преступностью предполагает организацию и осуществление четкого взаимодействия между элементами систем различного уровня1.

Безусловно значимым в этой связи является вопрос о сущности и содержании указанной деятельности. Как философская категория взаимодействие отражает процессы влияния объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Взаимодействие - объективная и универсальная форма развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы2.

В научной литературе высказаны различные точки зрения о содержании данного понятия как философской категории3. Говоря же о признаках, большинство ученых сходятся на том, что эта категория охватывает лишь действующие связи и реальное воздействие взаимодействующих элементов; она характеризуется наличием не менее двух взаимодействующих систем (элементов); взаимодействующие системы действуют одновременно. Так, А.Г. Спир кин указывает, что явления мира не только находятся во взаимной зависимости, они взаимодействуют: один предмет воздействует определенным способом на другой и испытывает его воздействие на себе, кроме того, при рассмотрении взаимодействующих объектов необходимо иметь в виду, что одна из сторон взаимодействия может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.