УДК 340 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-4-77-81
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОСТОЯНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НОВИКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ИВАННИКОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ ФГБОУ ВО «Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя (Рязанский филиал)», г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Одним из основных достижений либеральных реформ, происходящих в Российской Федерации, является актуализация прав и свобод человека. Основная идея и основополагающие принципы защиты прав и свобод граждан становятся краеугольным камнем демократических преобразований, стратегически важной проблемой XXI в. В нашей стране, как и в любой другой, кроме законопослушных граждан, есть и граждане, преступившие закон. Любой вид уголовного наказания связан с комплексом ограничений прав и свобод, поскольку лица, отбывающие уголовные наказания остаются гражданами государства, обладают их правами и обязанностями, это предъявляет особые требования к нормативному закреплению ограничения этих прав и свобод. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с российским законодательством. Проверка, проведенная прокуратурой Тамбовской области, выявила ужасную картину. Почти треть оборудования в больницах и здравпунктах учреждения «Медико-санитарная часть № 68» имеет степень износа около ста процентов, присутствует острая нехватка лекарственных средств и медицинских специалистов. Осужденные и заключенные под стражу не всегда могут получить медпомощь на платной основе, хотя имеют на это право. Заключенные, страдающие ВИЧ-инфекцией, обследуются нерегулярно. При этом руководством УФСИН Тамбовской области недостаточно эффективно используется региональный потенциал в лице Медицинского института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина.
Ключевые слова: права и свободы граждан, заключенные, места заключения, медицинское обслуживание, уголовное наказание, пенитенциарная система
В современной России происходят процессы, характеризующиеся кардинальными преобразованиями в политической, экономической и социальной сферах, направленные на преодоление кризисных явлений современного общества. Последовательному движению прогрессивных демократических перемен в общественных отношениях неизменно сопутствует и ряд негативных явлений - правовой нигилизм, переоценка духовных ценностей, обесценивание человеческой жизни, распространение идей меркантилизма, стяжательства, несущих в себе криминогенный потенциал. Одним из основных достижений либеральных реформ, происходящих в Российской Федерации, является актуализация прав и свобод человека. Основная идея и основополагающие принципы защиты прав и свобод граждан становятся краеугольным камнем демократических преобразова-
ний, стратегически важной проблемой XXI в. Конституция Российской Федерации провозгласила верховенство прав и свобод человека и гражданина в нашей стране. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [1].
В нашей стране, как и в любой другой, кроме законопослушных граждан, есть и граждане, преступившие закон. Любой вид уголовного наказания связан с комплексом ограничений прав и свобод, поскольку лица, отбывающие уголовные наказания, остаются гражданами государства, обладают их правами и обязанностями, это предъявляет особые требования к нормативному закреплению ограничения этих прав и свобод. Четко определенное правовое положение осужденных является юридической гарантией ограждения их от
произвола, подлинного обеспечения реализации прав и законных интересов. Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу в ч. 1 ст. 41, признал право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ст. 2 Протокола № 1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
По состоянию на 1 января 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 646 085 чел. (- 25564 чел. к началу года), в том числе:
в 725 исправительных колониях отбывало
наказание 524848 чел. (- 26004 чел.), в том числе:
- в 127 колониях-поселениях отбывало на-
казание 31352 чел. (- 8743 чел.);
- в 6 исправительных колониях для осуж-
денных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, отбывало наказание 1955 чел. (+ 58 чел.).
В 218 следственных изоляторах и 101 помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора при колониях, содержалось - 117 759 чел. (+ 357 чел.).
В 8 тюрьмах отбывало наказание 1795 чел. (+ 179 чел.).
В 32 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1683 чел. (- 96 чел.).
В учреждениях содержится 52703 женщины (- 1999 чел.), в том числе 42307 осужденных, содержащихся в исправительных колониях, лечебно-исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и 10396 чел., содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 645 детей [2].
Правовой статус осужденных, их обязанности и основные права закреплены на уровне закона, в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с п. 6 ст. 12 «Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения [3].
Статья 26 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи. Особо подчеркивается, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с российским законодательством. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в ч. 1 ст. 26 Закона № 323-ФЗ, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.
При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством РФ, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Реализацией права на медицинское обслуживание осужденных граждан осуществляется медицинскими работниками пенитенциарной системы, которые входят в состав государственной системы здравоохранения и обязаны оказывать ее в соответствии Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи для учреждений соответствующего уровня и по видам ме-
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
дицинской помощи. Медицинское обслуживание в местах лишения свободы в Российской Федерации, должно обеспечивать лечение и уход, а также соответствующую диету, физиотерапевтическое лечение, реабилитацию или любое другое необходимое специальное лечение, на условиях, сопоставимых с теми, которыми пользуются пациенты вне таких учреждений.
На совместной коллегии прокуратуры области и УФСИН России по Тамбовской области обозначено, что каждый девятый заключенный в колониях Тамбовской области умирает от туберкулеза. Этот показатель вдвое выше общероссийского. Проверка, проведенная прокуратурой Тамбовской области, выявила ужасную картину. Почти треть оборудования в больницах и здравпунктах учреждения «Медико-санитарная часть № 68» имеет степень износа около ста процентов, не хватает лекарственных средств и медицинских специалистов. Осужденные и заключенные под стражу не всегда могут получить медпомощь на платной основе, хотя имеют на это право. Заключенные, страдающие ВИЧ-инфекцией обследуются нерегулярно. Существующие в системе здравоохранения УФСИН проблемы обоснованы не только недостатком финансирования, но и нарушениями закона. Специалисты Роспотребнадзора за последние два года выявили 20 таких случаев, сообщает прокуратура Тамбовской области [4].
Медико-санитарная часть № 68 является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров уголовно-исполнительной системы и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в свершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, а также федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации на объектах уголовно-исполнительной системы Тамбовской области.
Жалобы осужденных на медицинское обслуживание и лечение связаны с отсутствием четко работающей структуры управления и негативным состоянием инфраструктуры в сфере медицинского обслуживания в местах заключения и нехваткой квалифицированного медицинского персонала и в основном это:
- неоказание надлежащей медицинской помощи и лечения осужденным;
необоснованный отказ в оказании меди-
цинской помощи и лечении;
жалобы, связанные с направлением и про-
хождением медико-социальной экспертизы (МСЭ) по установлению группы инвалидности;
связи с болезнью.
При детальном рассмотрении жалоб на неоказание надлежащей медицинской помощи и лечения в большинстве случаев оказывается, что медицинская помощь и лечение оказывается в неполном объеме, некачественно, непрофессионально и несвоевременно.
Описанные нарушения часто связаны с низкой квалификацией врачей и порой невозможностью заменить врача ввиду удаленности и специфичности места работы. Данные факторы могут подталкивать действующих работников к небрежному выполнению своих обязанностей, поверхностное и формальное отношение к здоровью осужденных. Определенная зависимость медицинских работников от администрации исправительных учреждений приводят к жалобам осужденных на полное отсутствие или отказ в предоставлении им медицинской помощи, в том числе и при фиксации побоев.
Согласно п. 182 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ № 640/190 от 17.10.2005 г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» в случаях, когда характер или клиническая картина заболевания представляет трудности для диагностики, лечения или освидетельствования больных, для консультации в больницу Уголовно-исполнительной системы могут привлекаться высококвалифицированные специалисты территориальных ЛПУ либо по предварительной договоренности и с условием обеспечения их охраны больные могут направляться в специализированные лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения или научно-исследовательские учреждения. Данный документ вызывает трудности с реализацией положений этого приказа на практике ввиду того, что:
1. Медицинское обслуживание в учреждениях пенитенциарной системы испытывает нехватку высококвалифицированных медицинских специалистов.
2. Материально-техническое обеспечение данных учреждений оставляет желать лучшего. А
порой бывает, что имеется современное оборудование, но нет специалиста, который мог бы на нем работать.
3. Осужденные, знакомые с проблемами медицинских учреждений исправительной системы наказания, пытаются манипулировать медицинскими работниками, симулируя симптомы болезней, которые могут подтвердить лишь отсутствующие в данном медицинском учреждении специалисты, пытаясь таким образом получить более комфортные условия содержания или перевод на более легкий режим.
Нехватка квалифицированных кадров, отсутствие конкуренции при назначении на должность медицинского работника в местах заключения приводит к массе негативных последствий. При этом с 2007 г. в структуре Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина создан Медицинский институт, который осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским образованием в Российской Федерации. Структуру Медицинского института сегодня составляют: пять департаментов, шестнадцать кафедр, многочисленные центры и специализированные лаборатории. Профессорско-преподавательский состав Мединститута включает в себя 12 докторов медицинских наук, доктора психологических наук, 33 кандидата медицинских наук, 13 кандидатов биологических наук, 9 кандидатов психологических наук, 4 кандидата химических наук, 19 кандидатов педагогических наук, 8 кандидатов филологических наук и 5 кандидатов экономических наук. В составе профессорско-преподавательского состава имеется 50 практикующих врачей более чем из 15 лечебных учреждений города Тамбова и соседних регионов (Воронеж, Липецк).
Однако данный потенциал недостаточно эффективно учитывается системой исполнения наказаний. Руководством УФСИН не ведется работа ни со студентами вуза, ни с абитуриентами, что в очередной раз приводит к мысли о полной передаче системы медицинского обслуживания в мес-
тах заключения в общественную систему. А пока проблема квалифицированной медицинской помощи осужденным обсуждается на всевозможных совещаниях различного уровня из года в год.
В современном мире усиливается тенденция интеграция медицинского обслуживания в местах лишения свободы в общественную систему здравоохранения. Совет Европы поддерживает данное обстоятельство как шаг в правильном направлении. Реализация данной инициативы в нашей стране помогла урегулировать ряд вопросов, связанных с нарушением прав осужденных на медицинское обслуживание, не акцентируя, реализацию данных прав на руководстве исправительных учреждений.
Литература
1. Конституция РФ. ст. 2. Гл 1. URL: http:// constitution.ru
2. Федеральная служба исполнения наказаний. Краткая характеристика исполнительной системы. URL : http ://xn--h1akkl.xn--p 1 ai/statistics
3. «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации». п. 6 ст. 12 URL: http:// www. consultant. ru/document/cons_-doc_LAW_12940/ cac0879099ffd6531e6d0f734585167849e5689f/
4. URL: http://tmb.news/news/tambov/4073_zakly-uchennykh_otbyvayushchikh_nakazanie_v_tambov-skoy_oblasti_lechat_koe_kak/ 31 Марта 2016
References
1. Konstitutsiya RF. st. 2. Gl 1 [Constitution of the Russian Federation. Art. 2. Chapter 1]. URL: http:// consti-tution.ru
2. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij. Kratkaya kharakteristika ispolnitel'noj sistemy [Federal Penitentiary Service. Short characteristic of executive system]. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/statistics
3. «Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Fede-ratsii» [«The criminal and executive code of the Russian Fédération»]. p. 6 st. 12 URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_-doc_LAW_12940/ cac0879099ffd6531e6d0f734585167849e5689f/
4. URL: http://tmb.news/news/tambov/4073_zakly-uchennykh_otbyvayushchikh_nakazanie_v_tambov-skoy_oblasti_lechat_koe_kak/ 31 Marta 2016
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
C. B. HOBHKOB, C. B. HBAHHHKOB
81
* * *
TOPICAL ISSUES OF THE CONDITION OF PENAL SYSTEM IN THE TAMBOV REGION
NOVIKOV SERGEY VLADIMIROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
IVANNIKOV SERGEY VIKTOROVICH Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya (Ryazan Branch), Ryazan, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
One of the main achievements of the liberal reforms happening in the Russian Federation is updating of the rights and freedoms of the person. The main idea and the fundamental principles of protection of the rights and freedoms of citizens become a cornerstone of democratic transformations, strategically important problem of the XXI century. In our country, as well as in any other, except law-abiding citizens, there are also citizens who have violated the law. Any kind of criminal penalty connects with a complex of restrictions of the rights and freedoms as the persons serving criminal penalties remain citizens of the state, have their rights and duties, it imposes special requirements to standard fixing of restriction of these rights and freedoms. The persons, detainees taken into custody, serving sentence in the form of restriction of freedom, arrest, imprisonment or administrative detention have the right for delivery of health care, including in necessary cases in the medical organizations of the state health system and municipal health system, according to the Russian legislation. The inspection carried out by prosecutor's office of the Tambov region has revealed a horrific image. Nearly a third of the equipment in hospitals and health centers of «Medical and Sanitary Part № 68» institution has wear degree about hundred percent, there is an acute shortage of medicines and medical experts. Condemned and taken into custody cannot always receive medical aid on a paid basis though have the right to it. The prisoners having HIV infection are examined irregularly. At the same time the management of FPS of the Tambov region insufficiently effectively uses regional potential represented by Medical institute of Tambov state university named after G. R. Derzhavin.
Key words: rights and freedoms of citizens, prisoners, jails, medical care, criminal penalty, penal system