Организационно-функциональный аспект в деятельности руководителя медицинского учреждения уголовно-исполнительной
системы
■ Ф.И. УШКОВ - заместитель начальника отдела социально-правовой работы управления по работе с личным составом ФСИН России, соискатель кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России
Статья посвящена одному из важных направлений деятельности УИС - совершенствованию организационно-правого регулирования деятельности руководителя медицинского учреждения уголовно-исполнительной системы. Автором описываются основные функции в структуре управленческой деятельности руководителей медицинских учреждений УИС по обеспечению оказания квалифицированной медицинской помощи лицам, отбывающим уголовные наказания в виде лишения свободы.
Автором обосновываются выводы о том, что управленческая деятельность руководителя медицинского учреждения УИС является разновидностью управленческой деятельности, которая нуждается в дальнейшем совершенствовании. Вносятся предложения, касающиеся дальнейшего развития системы ведомственных медицинских учреждений УИС с учетом отечественного и зарубежного опыта оказания медицинской помощи лицам, лишенным свободы, и заключенным под стражу, совершенствования правового регулирования вопросов медицинского обслуживания лиц, лишенных свободы, и заключенных под стражу и др.
Ключевые слова: медицинские учреждения УИС; медицинское обслуживание; руководитель медицинского учреждения УИС
Учреждения уголовно-исполнительной системы, осуществляющие медицинское обслуживание лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, являются самостоятельными государственными организациями и финансируются из бюджетных источников. Деятельность их чрезвычайно важна, поскольку именно благодаря ей осужденные к лишению свободы и заключенные под стражу имеют возможность получить квалифицированную медицинскую помощь, не покидая исправительного учреждения или следственного изолятора.
В настоящее время медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, медицинские части и здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией. В системе исполнения наказаний медицинскую помощь оказывают свыше 7,5 тыс. врачей и более 13 тыс. чел. среднего медицинского персонала1.
Благодаря улучшению медицинского обеспечения и качества медицинской помощи количество больных активным туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы в сравнении с 2001 г. снизилось в 2 раза, заболеваемость уменьшилась в 2,5 раза, а смертность упала в 3,8 раза. Общая заболеваемость и смертность среди лиц, содержащихся в следственных изоляторах, и осужденных за указанный период снизилась на 46%2.
Возрастающая роль медицинских учреждений УИС в решении задач повышения эффективности оказания медицинской помощи, обеспечения применения единых стандартов в сфере здравоохранения в отношении осужденных обусловливает соответствующие требования к руководителям медицинских учреждений, их профессиональному уровню и компетентности.
Руководитель медицинского учреждения осуществляет основные функции управления, а именно планирование, организацию, руководство и контроль3.
В научной литературе деятельность руководителя организации или учреждения любого
Актуальные вопросы экономики, управления и технологии
57
рода представляется как динамически изменяющиеся в пространстве и времени связанные между собой функции, целью которых является решение проблем и задач учреждения4. От качества работы руководителя зависят текущие и итоговые показатели функционирования учреждения. Анализ обязанностей, исполняемых руководителем учреждения УИС, позволяет выявить структуру указанной деятельности, а также пути ее совершенствования.
Основой организационной деятельности является планирование, в процессе которого определяются направление и параметры развития учреждения, цели и задачи, разрабатываются стратегии, программы и планы5. Перед руководителем медицинского учреждения УИС стоят сложные задачи, обусловленные многообразием направлений деятельности учреждения. Реализация этих задач требует разработки системы планов работ, содержащих различные организационные мероприятия.
В связи с разнообразием управленческих действий руководителя медицинского учреждения УИС существует необходимость подразделять планы в соответствии с уровнем организационного планирования и критериями длительности планового периода на группы: стратегические, тактические, оперативные.
Стратегические планы направлены на разработку курса развития учреждения на длительный период времени и составляют основу всего планирования, отражают перспективы совершенствования медицинской системы учреждения, такие как повышение качества медицинского обеспечения, организация оказания высокотехнологичного и специализированного видов медицинской помощи. План составляется для учреждения в целом, ответственность возлагается на руководство учреждения.
На среднесрочный период времени составляются тактические планы, содержащие действия и методы реализации стратегии как отдельного учреждения, так и в целом медицинской службы. Они включают действия по внедрению новых методов и технологий, применению последних достижений науки в области медицины, модернизацию и обновление состава оборудования, организацию своевременного и качественного обучения, повышения квалификации персонала учреждения. План составляется для учреждения в целом и отдельных структурных подразделений, ответственность за его выполнение несет руководство учреждения, начальники структурных подразделений, отделов, служб.
Выполнение повседневных задач осуществляется в соответствии с оперативными планами, ответственность за их выполнение возложена на начальников подразделений, отделов, служб, работников учреждения. Реализация системы планов - сложная постоянная работа, от качественного выполнения которой зависят результативность деятельности учреждения, развитие системы медицинского обеспечения
осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу.
Вторая составляющая процесса управления - это организация, которая как самостоятельная функция включает в себя формирование организационной структуры управления учреждения, функциональные связи, функциональные обязанности персонала, ресурсное обеспечение и непосредственное осуществление управленческой деятельности.
Медицинское учреждение УИС может быть представлено в виде линейно-функциональной системы управления, которая является наиболее эффективной при выполнении повторяющихся, редко меняющихся задач и функций6. В ней выстроены вертикальные линии подчиненности по каждому направлению деятельности. Руководители распределяют объем выполняемой работы между функциональными подразделениями, координируют их деятельность и несут ответственность за достижение целей и решение конкретных задач в области медицинского обслуживания.
Руководство является третьей составляющей управленческого процесса и включает в себя деятельность по мотивации работников, выбор видов коммуникаций и решение организационных конфликтов7. Для руководителя медицинского учреждения УИС это важная функция, так как она направлена непосредственно на работу с персоналом.
От руководителя медицинского учреждения требуются знания в области методов мотивации трудового коллектива и каждого работника в отдельности на выполнение задач, стоящих перед учреждением, и правильного их применения; подбора и расстановки кадров; распределения прав, обязанностей, ответственности; способов повышения эффективности и качества труда.
В настоящее время во многих медицинских учреждениях УИС из-за нежелания руководителя обратить внимание на организацию общего и тематического совершенствования профессиональной подготовки (переподготовки) врачей допускается нарушение требований, предъявляемых к медицинскому персоналу, установленных соответствующими нормативными правовыми актами8.
Непринятие своевременных мер, направленных на осуществление профессиональной подготовки медицинского персонала, может привести к снижению качества оказываемых медицинских услуг, недостаточному внедрению во врачебную практику новых методов лечения и диагностики, а в последующем - приостановлению действия или лишению лицензии на медицинскую деятельность.
Таким образом, руководитель медицинского учреждения УИС, выполняя функцию по разработке методов, направленных на повышение эффективности наиболее распространенных видов коммуникаций в учреждении, устранение барьеров на их пути и правильной их реализа-
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ
ции, способствует успешному функционированию учреждения в целом. Так, например, внедрение в работу медицинского учреждения УИС телемедицины, являющейся новым направлением на стыке нескольких областей: медицины, телекоммуникаций, информационных технологий, позволяет руководителю учреждения осуществлять целый комплекс мероприятий, направленных на обмен опытом между медицинским персоналом учреждения и их коллегами из ведущих институтов страны и медицинских учреждений других регионов, что предполагает проведение семинаров, конференций, предоставление специалистами ведущих медицинских центров высококвалифицированной помощи пациентам в отдаленных районах.
Немаловажным аспектом деятельности руководителя медицинского учреждения УИС является управление организационными конфликтами, что требует от него знаний в этой области, умения квалифицировать конфликты, владеть методами их разрешения.
Контроль является четвертой составляющей управленческой деятельности, его задача - мониторинг, количественная и качественная оценка и учет результатов работы учреждения. Данная функция руководителя медицинского учреждения УИС связана с получением объективной картины о деятельности учреждения. Контроль позволяет руководителю при сравнении результатов работы учреждения с установленными стандартами и нормами выявить отклонения от запланированного, произвести оценку итоговых показателей, принять необходимые меры для исправления положения.
Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения. В качестве функции процесса управления он выступает видом управленческой деятельности субъекта управления, осуществляемой при решении всех управленческих задач (известно, что информационно-аналитическая работа, планирование, подбор, расстановка и воспитание кадров нуждаются в контроле в неменьшей степени, чем исполнение планов, приказов и т.п.). Применительно к ходу реализации какого-то конкретного решения контроль следует рассматривать в качестве элемента организации (контроль за ходом выполнения задания) или стадии процесса управления (контроль итогов, результатов выполнения задания)9.
В органах и учреждениях ФСИН России основными задачами контроля являются обеспечение неуклонного следования законам и иным нормативным правовым актам, обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых в органах и учреждениях УИС решений; повышение общего уровня организационной и оперативно-служебной деятельности; своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; выявление
и внедрение положительного опыта; усиление дисциплины и повышение ответственности сотрудников; содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.
На основании изложенного следует констатировать, что управленческая деятельность руководителя медицинского учреждения УИС является разновидностью управленческой деятельности, что обусловливает необходимость ее тщательного теоретического анализа, изучения и обобщения. Надо признать, что в настоящее время деятельность руководителя медицинского учреждения УИС мало изучена, ее нормативное регулирование носит разрозненный, подчас противоречивый характер.
В связи с этим представляется, что основными направлениями совершенствования деятельности руководителя медицинского учреждения УИС необходимо считать следующие:
- дальнейшее развитие системы ведомственных медицинских учреждений УИС с учетом отечественного и зарубежного опыта оказания медицинской помощи лицам, лишенным свободы, и заключенным под стражу;
- совершенствование правового регулирования вопросов медицинского обслуживания лиц, лишенных свободы, и заключенных под стражу;
- уточнение критериев оценки функционирования медицинских учреждений уИс и деятельности их руководителей;
- повышение уровня профессиональной подготовки руководителей и персонала лечебно-профилактических, лечебных учреждений и медицинских частей УИС.
■ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Доклад на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». Вологда, 2009. С. 4, 26.
2 См.: Там же. С. 27.
3 См.: Основы управления в ОВД: Учеб. / Под ред. А.П. Коренева. М., 1999. С. 11-16.
4 См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2004. С. 26.
5 См.: Попов Л.Л. О совершенствовании государственного управления и административного права // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М., 2004. С. 18.
6 См.: Аксенов А.А. Проблемы государственного управления в уголовно-исполнительной системе России: Состояние и перспективы (организационно-правовой аспект): Монография. Рязань, 1996. С. 87-94.
7 См., напр.: Голодов П.В. Правовое регулирование и организация деятельности руководителя учреждения уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. С. 13-18.
8 См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. № 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 11.
9 См.: Основы управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособие / Под ред. П.В. Дихтиевского, Р.В. Нагорных. Вологда, 2008. С. 85-91.