УДК 338
Л.И. Рыжова, К.э.н., доцент Институт экономики, управления и финансов ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Г. Йошкар-Ола, Российская Федерация
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДГОТОВКА РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований («Разработка концепции и внедрение системы управленческого учета на сельскохозяйственных предприятиях республики Марий Эл в условиях нестабильной финансовой ситуации»), проект № 14-12-12003.
Аннотация
Статья посвящена практическим аспектам внедрения системы бюджетирования на сельскохозяйственных предприятиях и подготовке регламентирующей документации. Рассмотрены основные элементы формирования системы бюджетирования на предприятии, разработаны схема формирования этапов внедрения системы бюджетирования и основные требования к составлению бюджетов. Изучены основные элементы при составлении положения о бюджетировании на сельскохозяйственных предприятиях.
Ключевые слова
Бюджеты, бюджетирование, управленческий учет, сельскохозяйственные предприятия.
При внедрении управленческого учета на предприятиях сельского хозяйства большое значение имеет формирование бюджетов и организация системы бюджетирования. Бюджет можно определить как финансовый документ, выраженный в натуральных и денежных единицах измерения, созданный для выполнения предполагаемых действий. Бюджетирование, на наш взгляд, можно охарактеризовать как систему планирования, учета, контроля и анализа результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия [1, с. 5].
В процессе формирования системы бюджетирования на предприятиях необходимо последовательное соблюдение всех этапов формирования. Программа внедрения системы бюджетирования на предприятиях сельского хозяйства, на наш взгляд, может включать этапы, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема формирования этапов внедрения системы бюджетирования
На каждом сельскохозяйственном предприятии в финансовой структуре следует выделить ответственные подразделения за бюджетные действия. Выделенные центры финансовой ответственности участвуют в процессе бюджетирования, то есть в их исполнении, контролируют осуществление и анализ возникших отклонений.
Для повышения уровня эффективности производства сельского хозяйства необходимо организовать поиск резервов на внутрихозяйственном уровне. В процессе внедрения управленческого учета в сельском хозяйстве обязательным является учет не только в целом по предприятию, но и по центрам ответственности, а также по местам возникновения затрат [2, с. 155].
Развитие всего комплекса мероприятий, связанных с выбором внутрифирменных бюджетов в сельском хозяйстве, напрямую зависит от технологических особенностей тех или иных отраслей, характера выпускаемой продукции и других факторов. На предприятиях сельского хозяйства в качестве центра ответственности могут выступать структурные подразделения (отделения, участки, животноводческие фермы, бригады, механизированные звенья). В качестве места возникновения затрат необходимо рассматривать структурные подразделения, где осуществляется первоначальное потребление производственных ресурсов и производство сельскохозяйственной продукции. То есть местом возникновения затрат в отраслях сельского хозяйства (растениеводства, животноводства, промышленного производства) являются объекты аналитического учета затрат на производство.
При формировании бюджетной структуры предприятия необходимо выделить основные требования, которые должны выполняться в процессе составления бюджетов:
- образование на предприятии бюджетного комитета, в состав которого входят начальники всех отделов, а также бухгалтер-аналитик;
- формирование системы бюджетирования по принципу «снизу-вверх», дает возможность изначального участия в процессе составления бюджетов и возможность влиять на них;
- разработка положения о бюджетировании;
- выявление основного бюджетного фактора и определение взаимосвязи бюджетов между собой;
- установление форматов бюджетов и разработка программы автоматизации системы бюджетирования на предприятии [3, с. 91].
Основные из рассмотренных требований к формированию бюджетов и системы бюджетирования на предприятиях сельского хозяйства представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Схема основных требований к составлению бюджетов
На следующем этапе должны быть выявлены и разделены функции и сферы ответственности между уровнями управления в процессе формирования системы бюджетирования. То есть предприятиям сельского хозяйства необходимо решить на кого будут возложены полномочия и определена сфера ответственности по составлению бюджетов. При этом можно выделить несколько вариантов:
- все функции по составлению бюджетов, обработке и согласованию данных могут быть возложены на одного из специалистов планово-экономического отдела или бухгалтерии;
- на предприятии создается специализированный бюджетный отдел, занимающийся только вопросами бюджетирования.
- участие в системе бюджетирования всех служб (отделов) предприятия, при этом на каждом этапе определенный отдел выполняет свои функции.
На наш взгляд, на предприятиях сельского хозяйства менее затратным и наиболее эффективным будет вариант участия в системе бюджетирования всех служб (отделов), при этом на каждом этапе определенный отдел выполняет свои функции в размере своих должностных обязанностей.
При разработке бюджетной документации, то есть внутренних нормативных документов, в том числе графика документооборота, регламентирующих порядок формирования элементов бюджетирования в сельском хозяйстве, необходимо:
- сформировать учетную политику предприятия с учетом процесса системы бюджетирования [4, с. 126];
- разработать рабочий план счетов синтетического и аналитического учета в разрезе объектов учета, на основе выделенных аналитических счетов разработать систему нормативных справочников [5, с. 153];
- подготовить график документооборота, необходимый для взаимодействия всех процедур и регламентов бюджетирования по составлению бюджетов. Он даст возможность отслеживать сроки составления и представления бюджетов, а также проследить взаимодействие между отдельными центрами ответственности предприятия [6, с. 90];
- разработать формы бюджетов и форматы внутренней управленческой отчетности;
- составить другие документы, регламентирующие порядок формирования внутрифирменного бюджетирования на предприятии, такие как положение о бюджетировании, должностные инструкции.
На заключительном этапе системы бюджетирования на предприятиях сельского хозяйства необходимо организовать процесс автоматизации, при этом следует грамотно сформировать требования, предъявляемые к компьютерным программам, выбрать или разработать программный продукт и внедрить его на предприятии.
Таким образом, проведенное исследование вопросов формирования практических аспектов системы бюджетирования в сельском хозяйстве позволило сделать обобщенные выводы, отражающие новизну полученных результатов. То есть, объективная и достоверная управленческая информация на внутрихозяйственном уровне в части формирования внутрифирменных бюджетов и их практическая интерпретация позволит сократить затраты на производство продукции (выполненных работ и оказанных услуг) и будет способствовать принятию оптимальных управленческих решений по снижению себестоимости продукции сельского хозяйства, а также выявлению внутрихозяйственных резервов.
Список использованной литературы:
1. Рыжова Л.И. Основные элементы организации, этапы внедрения внутрифирменного бюджетирования и системы внутреннего контроля на сельскохозяйственных предприятиях: монография /Мар. гос. ун-т; Л.И. Рыжова. - Йошкар-Ола, 2015. - 177 с.
2. Рыжова Л.И. Порядок формирования рабочего плана счетов бухгалтерского учета в рамках группировки затрат по местам возникновения и центрам ответственности на сельскохозяйственных предприятиях. /Л.И. Рыжова // Экономические науки. - Москва - 2014, № 8. - С. 153-156.
3. Рыжова Л.И. Основные элементы организации внутрифирменного бюджетирования на предприятиях отрасли коневодства. /Л.И. Рыжова // Вестник Поволжского государственного технологического университета. - Йошкар-Ола - 2014, № 1. - С. 86-94.
4. Рыжова Л.И. Основные элементы разработки и внедрения учетной политики для целей управленческого учета на сельскохозяйственных предприятиях и ее роль в принятии решений по управлению организацией /Л.И. Рыжова // Экономические науки. 2014. № 9 (118). С. 125-128.
5. Рыжова Л.И. Порядок формирования рабочего плана счетов бухгалтерского учета в рамках группировки затрат по местам возникновения и центрам ответственности на сельскохозяйственных предприятиях /Л.И. Рыжова // Экономические науки. - Москва - 2014, № 8. - С. 153-156.
6. Рыжова Л.И. Особенности разработки и внедрения графика документооборота в системе процесса управления на сельскохозяйственных предприятиях. /Л.И. Рыжова // Вопросы экономики и права. - Москва - 2014, № 9 - С. 88 - 92.
© Рыжова Л.И., 2015
УДК 330.1
С.Ф. Сайфуллина
Доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности
Уфимский государственный нефтяной технический университет
г. Уфа, Российская Федерация З.Я. Усманова
Магистрант группы МЭК06-15, институт экономики Уфимский государственный нефтяной технический университет
г. Уфа, Российская Федерация
ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация
В статье дается характеристика инновационной экономике. Выделены основные признаки инновационной экономики, подчеркивается роль государства в формировании инновационной экономики в России.
Ключевые слова
Инновационная экономика, инновации, инновационный потенциал, человеческий капитал,
инновационная восприимчивость.
Формирование инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны. Руководство России неоднократно заявляло о приоритетности инновационного развития национальной экономики.
Под инновационной экономикой принято понимать экономику, основанную на знаниях и инновациях, реализации новых технологий в различных сферах человеческой жизни. Инновационную экономику часто ассоциируют с «новой экономикой» или «экономикой знаний».
Формирование инновационной экономики в России основной целью имеет ускорение темпов социально-экономического развития страны на основе постоянного создания и реализации инноваций, в практическом приложении - разработке и ускоренной коммерциализации новшеств в различных отраслях