Научная статья на тему 'Положение о бюджетировании для сельскохозяйственных предприятий и основные критерии его разработки'

Положение о бюджетировании для сельскохозяйственных предприятий и основные критерии его разработки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПОЛОЖЕНИЕ О БЮДЖЕТИРОВАНИИ / БЮДЖЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжова Л. И.

Данная статья посвящена вопросам разработки положения о бюджетировании для предприятий сельского хозяйства. Рассмотрены основные разделы данного положения с подробной характеристикой каждого из них и предложено к внедрению на предприятиях агропромышленного комплекса с учетом технологических особенностей данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положение о бюджетировании для сельскохозяйственных предприятий и основные критерии его разработки»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

так и женщин в анализируемом периоде сокращается и в 2014 г. составил соответственно 4,40% и 4,70% против уровня 2012 г. 4,60% и 5,20%.

Основная масса таких пенсионеров продолжает работать, причём % продолжают работать на рабочих местах с вредными и тяжёлыми условиями труда (то есть на тех местах, в связи с работой на которых они получили льготные трудовые пенсии).

Общее количество работающих пенсионеров в нашей стране и их удельный вес в общем количестве пенсионеров также значительны (таблица 3).

Количество работающих пенсионеров в РФ за анализируемый период увеличилось на 1295 тыс.чел. или 9,9% и составило в 2014 г. 14325 тыс.чел. Доля работающих пенсионеров в общем количестве пенсионеров РФ в каждым годом увеличивается. Если в 2012 г. она составляла 32,44%, то в 2014 г. 34,92%. Увеличение произошло на 2,48%. Доля неработающих пенсионеров в общем количестве пенсионеров в среднем за анализируемый период составляет 66,32% [1].

Таблица 3

Состав и структура количества работающих и неработающих пенсионеров в РФ

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. Отклонение 2014 г. от 2012 г., (+;-)

кол-во, тыс.чел. уд.вес, % кол-во, тыс.чел. уд.вес, % кол-во, тыс.чел. уд.вес, %

Всего пенсионеров в РФ 40162 100,00 40573 100,00 41019 100,00 857

в т.ч. работающих пенсионеров 13030 32,44 13669 33,69 14325 34,92 1295

неработающих пенсионеров 27132 67,56 26904 66,31 26694 65,08 -438

На пенсионное обеспечение пенсионеров влияет постоянное увеличение «пенсионной» нагрузки на работников, то есть соотношения количества пенсионеров и приходящихся на них работников. Число работающих на одного пенсионера в РФ за анализируемый период сократилось на 0,04 чел. и составило в 2014 г. всего 1,741 чел. В 2012 г. данный показатель составлял 1,781 чел., в 2013 г. 1,760 чел.

Уровень пенсионного обеспечения в РФ не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров, несмотря на ежегодное увеличение пенсий. Объясняется это как демографическими, так и экономическими причинами: постоянное увеличение количества пенсионеров, при стабильном количестве занятого в экономике населения; значительный удельный вес количества льготных и работающих пенсионеров в общем количестве пенсионеров; увеличение «пенсионной» нагрузки на работников.

Список использованной литературы 1. Материалы сайта PensiaMarket, Пенсионный Фонд РФ: [Электронный ресурс]. 2014.URL:http: //www.pensiamarketm/Page.aspx?show=pfr(дата обращения 05.04.2015г.).

© Рознина Н.В., Карпова М.В., 2016

УДК 338

Л.И. Рыжова

К.э.н., доцент

Институт экономики, управления и финансов ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

ПОЛОЖЕНИЕ О БЮДЖЕТИРОВАНИИ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ЕГО РАЗРАБОТКИ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам разработки положения о бюджетировании для предприятий сельского хозяйства. Рассмотрены основные разделы данного положения с подробной характеристикой

каждого из них и предложено к внедрению на предприятиях агропромышленного комплекса с учетом технологических особенностей данной отрасли.

Ключевые слова

Бюджет, бюджетирование, положение о бюджетировании, бюджетные действия, сельское хозяйство.

Важным элементом при формировании и внедрении на предприятии системы бюджетирования является грамотно разработанная регламентирующая документация, а именно положение о бюджетировании. В рамках реализации данного проекта нами разработано примерное положение о бюджетировании для сельскохозяйственных предприятий [2, с. 111].

Данное положение о бюджетировании можно определить как финансовый документ, охватывающий определенные спланированные мероприятия, которые свершатся в будущем, то есть прогноз финансовых операций на планируемый период. В нем должны отражаться основные цели системы бюджетирования, участники, формат бюджетов, ответственные лица, срок подготовки, ответственность за процесс исполнения. Положение о бюджетировании включает следующие разделы: общие положения; процесс системы бюджетирования; состав, структура и форматы бюджетов; ответственность за бюджетные действия и бюджетный контроль.

Раздел «Общие положения» включает основные определения, связанные с процессом бюджетирования, а также основные моменты, связанные с подготовкой, утверждением и исполнением положения о бюджетировании.

В разделе «Процесс системы бюджетирования» должны быть отражены основная цель и задачи системы бюджетирования на предприятии, процесс формирования данной системы его основные этапы, такие как разработка бюджета, исполнение бюджета, контроль за исполнением бюджета [4, с. 263] . Далее должны быть подробно раскрыты каждый из представленных этапов. Кроме этого данный раздел должен содержать выделенные центры финансовой ответственности [3, с.30]. Например, на предприятиях сельского хозяйства можно выделить следующие центры финансовой ответственности: генеральный директор, заместитель генерального директора по финансам и экономике, заместитель генерального директора по производству, технический директор, заместитель генерального директора по маркетингу, снабженческо-заготовительной деятельности, главный бухгалтер, бухгалтер-аналитик.

Раздел «Состав, структура и форматы бюджетов» формирует информацию о перечисленных бюджетах, которые должны составляться на данном предприятии, и их предназначение. Вместе с тем данный раздел содержит все форматы, разработанные для данного конкретного сельскохозяйственного предприятия, как в целом, так и отдельного центра финансовой ответственности в частности.

На этапе установление основных форм и утверждение форматов бюджетов необходимо выбрать перечень бюджетов, которые будет составлять предприятие. На наш взгляд, наиболее оптимальным для предприятий сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, промышленное производство) является составление сводного производственного бюджета. Данный вид бюджета включает в себя три вида основного бюджета (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчетный баланс), а также набор операционных и специальных (вспомогательных) бюджетов [1, с. 88].

Классификация основных бюджетов, составляемых предприятиями сельского хозяйства, представлена на рисунке.

Далее необходимо определить какие из утвержденных бюджетов будут составляться для предприятия в целом, а какие для отдельных центров финансовой ответственности или по местам возникновения затрат. При этом на данном этапе необходимо рассмотреть основные этапы разработки и реализации каждого из выбранных бюджетов. Затем формируется консолидированный бюджет [5, с. 90].

В заключительном разделе «Ответственность за бюджетные действия и бюджетный контроль» формируются основные ответственные подразделения за бюджетные действия, указываются виды составляемых бюджетов, выполняемые функции (действия) и ответственные лица за совершаемые операции.

Рисунок - Классификация основных бюджетов на сельскохозяйственных предприятиях

Разработанное положение о бюджетировании на предприятиях сельского хозяйства позволит сэкономить время и даст возможность охватить все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия, сопоставить запланированные затраты и предполагаемые поступления на предшествующий период как в целом по организации, так и по отдельным структурным подразделениям.

Список использованной литературы:

1. Рыжова Л.И. Основные элементы организации внутрифирменного бюджетирования на предприятиях отрасли коневодства /Л.И. Рыжова //Вестник Поволжского государственного технологического университета. - Йошкар-Ола - 2014, № 1. - С. 86-94.

2. Рыжова Л.И. Основные элементы организации, этапы внедрения внутрифирменного бюджетирования и системы внутреннего контроля на сельскохозяйственных предприятиях: монография / Мар. гос. ун-т; Л.И. Рыжова. - Йошкар-Ола, 2015. - 177с.

3. Рыжова Л.И. Организация управленческого учета по местам затрат и центрам ответственности сельскохозяйственных предприятий и оценка эффективности их деятельности в современных условиях /Л.И. Рыжова //Управленческий учет. - Москва - 2015, № 11. - С. 24-33.

4. Рыжова Л.И. Практические аспекты внедрения системы бюджетирования на сельскохозяйственных предприятиях и подготовка регламентирующей документации /Л.И. Рыжова //Инновационная наука. - 2015, № 12 (ч. 1). - С. 261 - 264.

5. Шакирова, Р.К. Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, обеспеченные налогоплательщиками Республики Марий Эл в 2012-2014 гг. / Р.К. Шакирова // Вестник МарГУ. - 2015.- № 1.- С. 86-92.

© Рыжова Л.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.