Научная статья на тему 'Пути развития системы пенсионного обеспечения в РФ'

Пути развития системы пенсионного обеспечения в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИЯ / ТАРИФ ПЕНСИОННЫХ ВЗНОСОВ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / СТРАХОВОЙ СТАЖ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рознина Н. В., Карпова М. В., Багрецов Н. Д.

Анализируются пути развития пенсионного обеспечения. Приводятся аргументы, характеризующие преимущества и недостатки каждого направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути развития системы пенсионного обеспечения в РФ»

УДК 342.734

Н.В. Рознина

К.э.н., доцент Курганская ГСХ им. Т.С. Мальцева г. Курган, Российская Федерация М.В. Карпова К.с.-х.н., доцент Курганская ГСХ им. Т.С. Мальцева г. Курган, Российская Федерация Н.Д. Багрецов К.э.н., доцент

Курганский институт железнодорожного транспорта УрГУПС

г. Курган, Российская Федерация

ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ

Аннотация

Анализируются пути развития пенсионного обеспечения. Приводятся аргументы, характеризующие преимущества и недостатки каждого направления.

Ключевые слова Система пенсионное обеспечение, пенсия, тариф пенсионных взносов, пенсионный возраст, страховой стаж

Основные проблемы системы пенсионного обеспечения: рост количества пенсионеров (857 тыс.чел. а 2012-2014 гг.); увеличение расходов ПФ (738,9 млрд.р. за 2012-2014 гг.) [2 с. 81] и как следствие дефицит бюджета ПФ. Для решения данных проблем можно предложить следующие мероприятия:

1. повышение тарифа пенсионных взносов с целью компенсировать сокращение базы для уплаты этих взносов. Этого можно добиться за счёт перераспределения бремя страховых взносов между работодателями и работниками. Введение отчислений в пенсионную систему с заработков работников может повысить их ответственность по формированию собственных пенсионных прав и пенсионных накоплений. Возможность работника воздействовать на форму трудовых отношений весьма ограничена. В то время как организации при повышении тарифов страховых взносов, для уклонения от их уплаты могут расширить зоны неформальной и теневой занятости.

2. реформирование досрочных пенсий с целью их вывода из распределительной пенсионной системы. В целях развития новых форм социальных гарантий работникам необходима поэтапная трансформация института досрочных пенсий, а также создание условий по предоставлению работникам гарантий и компенсаций в соответствии с их интересами в рамках трудовых и (или) коллективных договоров. В целях стимулирования работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, а также занятостью работников на отдельных видах работ, к улучшению условий труда и оптимизации таких рабочих мест, а также создания сбалансированной и справедливой пенсионной системы предлагается установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ.

3. ограничение занятости пенсионеров. Аргумент в пользу такого решения состоит в восстановлении страховой природы пенсии, так как пенсия это - компенсация утраченного заработка и экономии средств ПФ РФ.

4. повышение общеустановленного пенсионного возраста или стимулирование добровольного откладывания выхода на пенсию. Аргументами против повышения общеустановленного пенсионного возраста выступают: низкая продолжительность жизни населения; плохое состояние здоровья пожилого населения; социальная неприемлемость данной инициативы; невозможность найти работу лицам пожилого

возраста или молодежи.

Пенсионеры, имеющие достаточный трудовой стаж, не выходит на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста, так как имеют право работать и пересчитывать пенсию по результатам работы; период получения двойных доходов используется пенсионерами для формирования сбережений и помощи детям; высокие риски смертности и сохраняющееся недоверие социально - экономической политике государства обусловливают короткий горизонт планирования и нежелание отказываться от положенного дохода.

5. повышение требований к продолжительности страхового стажа. Риски значительного увеличения требований к стажу связаны с распространением нестандартных форм занятости и перерывов в занятости на протяжении карьеры: может возрасти число лиц, не выработавших необходимого стажа и, соответственно, получающих очень низкие или социальные пенсии [1 с. 47]. Данная мера позволяет: косвенно стимулировать более длинную продолжительность трудовой жизни и повышение фактического пенсионного возраста; сдерживать рост пенсионных расходов.

6. работающим пенсионерам выплачивать пенсии за минусом фиксированной выплаты. Прекращение выплаты фиксированной части страховой пенсии в сумме 3935 р. работающим пенсионерам позволит сократить расходы ПФ РФ на 52256 млн.р.

Таблица 1

Экономия ПФ РФ при невыплате фиксированной части страховой пенсии работающим пенсионерам

Показатель Значение

Количество работающих пенсионеров, тыс. чел. 14325

Количество работающих пенсионеров получающих страховые пенсии, тыс.чел. 13280

Доля количество пенсионеров получающих страховые пенсии в общем количестве работающих пенсионеров,% 92,71

Размер фиксированной части страховой пенсии, р. 3935

Экономия денежных средств ПФ РФ, млн.р. 52256,8

7. работающим пенсионерам не выплачивать пенсии вообще (как было в СССР). Минтруда предложил ограничить выплату пенсий работающим гражданам, чей суммарный доход за год превышает 1 млн.р. (83

тыс.р. в месяц). Реализация данного мероприятия позволит сократить расходы ПФ РФ на 2396,07 млн.р.

Таблица 2

Экономия ПФ РФ при невыплате пенсий работающим пенсионерам

Показатель Значение

Количество работающих пенсионеров, тыс. чел. 14325

Количество работающих пенсионеров получающих доход более 1 млн.р., тыс.чел. 214

Доля работающих пенсионеров получающих доход более 1 млн.р. в общем количестве работающих пенсионеров, % 1,5

Средний размер пенсии, р. 11151,0

Экономия денежных средств ПФ РФ, млн.р. 2396,07

8. работающим пенсионерам не индексировать пенсии. Реализация данного мероприятия приведёт к экономии денежных средств ПФ РФ на сумму 12004,35 млн.р. (таблица 3).

Таблица 3

Экономия денежных средств ПФ РФ при не индексации пенсий работающим пенсионерам

(по данным 2014 г.)

Показатель Значение

с индексацией пенсии без индексации пенсии

Количество работающих пенсионеров, тыс. чел. 14325

Средний размер пенсии, р. 11151,0 10313,0

Общая сумма затрат на выплату пенсий работающим пенсионерам, млн.р. 159738,08 147733,73

Экономия денежных средств ПФ РФ, млн.р. 12004,35

Общая сумма экономии ПФ РФ при реализации предложенных мероприятий может составить 66657,22

млн.р.

Список использованной литературы

1. Соловьев, А.К. Проблемы государственного регулирования пенсионного возраста с позиции формирования пенсионных прав застрахованных лиц / А.К. Соловьев // Пенсия. - 2015. - № 6. - С. 47-55.

2. Рознина Н.В., Карпова М.В. Современное состояние системы пенсионного обеспечения в РФ // Инновационная Наука. - 2016. - №2-2 (14). - с. 81-83

© Рознина Н.В., Карпова М.В., Багрецов Н.Д., 2016

УДК 637 (637.02, 637.05, 637.2)

С.В. Рослякова

студент 4 курса Института экономики, управления и финансов Башкирский ФГБОУ ВО Марийский

государственный университет Научный руководитель: И.М. Нурмухаметов к.э.н., доцент кафедры «Управления малым и средним бизнесом» ФГБОУ ВО Марийский государственный университет г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

К перерабатывающей промышленности относятся такие отрасли промышленности, в качестве сырья которого выступают продукты сельского хозяйства, например шерсть и хлопок или продукты добывающей промышленность, такие как нефть, природный газ и т.д.

В России последнее время уделено особое внимание импортозамещению продуктов, особенно в промышленности сельского хозяйства, так как из-за санкций в Российскую Федерацию перестало поступать большинство продуктов.

Запускаются много проектов по импортозамещению сельскохозяйственной продукции, такие как:

1. АПХ «Мираторг» запустил проект по развитию отечественных агротехнологий производства сортовых многолетних трав совместно со Смоленской опытной станцией имени А.Н. Энгельгардта, подведомственной Федеральному агентству научных организаций РФ (ФАНО). В основе этого проекта реализуется долгосрочная стратегия по увеличению производства высококачественной отечественной говядины в рамках вертикально-интегрированной бизнес-модели «от поля до прилавка». Важнейшим условием для производства мяса высокого качества является обеспечение животных качественными кормами.

2. Реализация программы по импортозамещению семян по инициативе губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева. Принятие этого проекта связан с тем что власти Российской Федерации заявляли о том, что число импортных семян намного превышают число отечественных.

3. Специальные животноводческие предприятия Алтайского края, а именно увеличение поголовья и откормочных мест. Это приведет к увеличению производства элитной мраморной говядины в 2015 году на 8-10%, передает ТАСС. Мраморное мясо - один из продуктов импортозамещения. Для того чтобы Алтайский край смог наполнить им прилавки по всей России, необходимо увеличить поголовье специализированного скота не менее чем в десять раз. Пока же мраморную говядину поставляют в Московскую, Новосибирскую, Омскую и Томскую области.

4. Открытие подразделения мясоперерабатывающего комплекса «Атяшевский» в поселке Торбеево. На церемонии открытия было подчеркнуто, что предприятие не уступает ведущим иностранным производителям по уровню технологий и оборудования. «Производство позволит выпускать 125 тыс. тонн готовой мясной продукции в год - а это еще +1% в копилку импортозамещения мясной продукции в нашей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.