Научная статья на тему 'Практические аспекты стратегии эффективного управления развитием производства боевых, военно-транспортных и специальных летательных аппаратов России'

Практические аспекты стратегии эффективного управления развитием производства боевых, военно-транспортных и специальных летательных аппаратов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
193
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ РФ / ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / СТРАТЕГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА / RUSSIAN FEDERATION AEROSPACE FORCES / AIRCRAFTS / STRATEGY / EFFICIENCY / AVIATION COMPLEX DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Резник Е.П., Авдеева Е.С., Денисов Д.Д.

Рассмотрены стратегические приоритеты развития производства боевых, военно-транспортных и специальных летательных аппаратов России. Выделены важнейшие практические аспекты стратегии эффективного управления развитием производства пилотируемых летательных аппаратов, среди которых разработка и изготовление учебных самолетов для подготовки летного состава Воздушно-космических сил РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practical aspects of the effective production development management strategy of the Russian combat, military transport, and special aircrafts

The strategic priorities of developing the production of the Russian combat, military transport and special aircrafts are considered. The most important practical aspects of effective development management strategy for producing piloted aircrafts (including development and production of training aircrafts for preparation of the Russian Federation Aerospace Forces air staff) are determined.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты стратегии эффективного управления развитием производства боевых, военно-транспортных и специальных летательных аппаратов России»

Е.П. РЕЗНИК, д-р экон. наук, профессор, генеральный директор ОАО «СЭПО-ЗЭМ», г. Саратов, Е.С. АВДЕЕВА, д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры корпоративной экономики, Д.Д. ДЕНИСОВ, магистрант

РАНХиГС Поволжский институт управления

им. П.А.Столыпина, г. Саратов, Российская Федерация

E-mail: avdeeva_ek@mail.ru

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА БОЕВЫХ, ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ

АППАРАТОВ РОССИИ

Рассмотрены стратегические приоритеты развития производства боевых, военно-транспортных и специальных летательных аппаратов России. Выделены важнейшие практические аспекты стратегии эффективного управления развитием производства пилотируемых летательных аппаратов, среди которых разработка и изготовление учебных самолетов для подготовки летного состава Воздушно-космических сил РФ.

Ключевые слова: Воздушно-космические силы РФ, летательные аппараты, стратегия, эффективность, развитие авиационного комплекса.

Reznik E.P., Avdeeva E.S., Deni-

sov D.D. The practical aspects of the effective production development management strategy of the Russian combat, military transport, and special aircrafts.

The strategic priorities of developing the production of the Russian combat, military transport and special aircrafts are considered. The most important practical as-

pects of effective development management strategy for producing piloted aircrafts (including development and production of training aircrafts for preparation of the Russian Federation Aerospace Forces air staff) are determined.

Keywords: Russian Federation Aerospace Forces, aircrafts, strategy, efficiency, aviation complex development.

Мировой опыт функционирования предприятий-производителей отрасли авиастроения показывает, что основополагающим условием их целенаправленного и конкурентоспособного развития является глубоко продуманная и систематически совершенствуемая в процессе практического функционирования стратегия. Это обусловливается тем, что стратегия, ориентированная на долгосрочный период, способствуя правильному выбору тактических решений в выполнение конкретных задач, является основой эффективной деятельности предприятий-производителей летательных© Е.П. Резник, Е.С. Авдеева, Д.Д. Денисов, 2016

аппаратов и авиастроения в целом. Это должна быть стратегия эффективного управления развитием, а не выживанием, что дает возможность руководителям высшего звена управления грамотно выстроить продуктовую линейку, осуществить соответствующие организационные преобразования, исходя из требований государственных заказчиков на изготовление и поставку тех или иных пилотируемых летательных аппаратов. Следует отметить, что, по нашему глубокому убеждению, венцом разработанной стратегии является практическая компонента, реализация которой будет служить подтверждением верности выбранных направлений развития объектов управления. Без этой компоненты любые теоретические изыски останутся только лишь призывами, не способствующими достижению желаемых результатов. Для достижения целостности системы и обеспечения синергетического эффекта использование стратегий эффективного управления авиастроением и предприятиями-производителями летательных аппаратов должны быть взаимообусловленными. Это требование необходимо выполнять, поскольку именно макросреда является важнейшим мотиватором, влияющим на эффективность функционирования микросреды в лице непосредственных исполнителей заказов на конкретные летательные аппараты. Только так представляется возможным обеспечить производство и закупки потребного количества боевых, военно-транспортных и специальных самолетов и вертолетов и добиться желаемых результатов в развитии военно-воздушных сил, и, как следствие, в укреплении обороноспособности страны.

Следует отметить, что в мире наблюдаются довольно высокие темпы развития военно-воздушных сил. Это в полной мере относится и к нашей стране. Так, по данным научно-исследо-

вательского центра в области авиации «Флайт глоубал» (Flight Global), Воздушно-космические силы РФ занимают второе место в мире по количеству летательных аппаратов, уступая первенство Соединенным Штатам Америки. Летный парк США насчитывает 13902 единицы и составляет 27% мирового, а наша страна располагает 3429 самолетами и вертолетами, что соответствует 7% мировых военно-воздушных сил. Третье же место занимает Китай, имея в составе своих ВВС 2860 единиц, что составляет 6% мирового летного парка [1]. Кстати говоря, КНР усиленно наращивает свой летный парк как за счет закупки новейшей авиационной техники, в частности в России многоцелевых самолетов-истребителей Су-35, так и на основе развития собственного самолетостроения, где достигнуты определенные успехи. Так, Китай опережает нашу страну в изготовлении истребителя пятого поколения. В январе 2011 г. в небо Китая взлетел самолет J-20, который по своим параметрам не уступает изделию корпорации «Сухого». Своими очертаниями он напоминает экспериментальную машину корпорации «МиГ», получившую наименование 1.44 и поднявшуюся в воздух в феврале 2000 г. [2] КНР планирует осуществлять поставку в военно-воздушные силы этого высокотехнологического самолета в 2016 г. по стоимости 150 млн. долларов США за единицу. Высокая стоимость американского F-22 «Raptor» явилась основой сокращения закупок с 400 единиц до 130 единиц [3].

Следует отметить, что в 2015 г. военный сектор отечественного авиастроения осуществил увеличение выпуска боевых, военно-транспортных и специальных машин, по сравнению с предыдущим годом. Так, если в 2014 г. отечественные предприятия-производители выпустили 100 боевых самолетов, то в

2015 г. было построено около 140 боевых машин, в том числе 40 для продажи на международном рынке. Выпуск же транспортных самолетов различного назначения по заказу российского Министерства обороны, Управления делами Президента, ФСБ и других силовых структур, созданных на базе машин семейства Ил-96, Ту-204, Ту-214, Ан-148 в данном году составил 24 единицы. Из них в рамках контракта с Министерством обороны РФ были изготовлены 2 самолета Ил-76МД-90А установочной партии и 2 самолета Ан-148. Воздушно-космические силы РФ получили 18 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ, Су-30М2, 14 новейших самолетов-истребителей Су-35 и 30 учебно-боевых машин Як-130. В этом же году АО «РСК «МиГ» приступило к поставкам, по заказу Министерства обороны РФ, партии многофункциональных истребителей МиГ-29СМ, из которой 10 единиц были поставлены в 2015 г. Для нужд Морской авиации было построено 10 палубных истребителей МиГ-29К [4].

В текущем году в состав Воздушно-космических сил РФ планируется включить более 140 новых самолетов и вертолетов, при этом доля современной и модернизированной техники в войсках составит 68%. А в будущем году должна начаться серийная поставка истребителей пятого поколения Т-50 [5]. У этой машины непростая судьба. Ее разработку начали вести в Советском Союзе еще в начале 80-х годов минувшего столетия. Об этом свидетельствует целевая комплексная программа истребителей, утвержденная в 1981 г., предусматривающая создание дальнего самолета-перехватчика, способного заменить одновременно и МиГ-31 и Су-27. Но в связи с известными событиями проект был приостановлен, и по сути дела машина Т-50 - есть ничто иное, как реинкарнация советского про-

екта, над которым в корпорации «Сухой» работают с 1999 г. Теперь, начиная с 2004 г., он имеет наименование «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА). Планируется, что самолет сможет работать на взлетно-посадочных полосах длиной всего около 400 метров, развивать скорость до 2100 км/ч и совершать перелеты на расстояние до 5500 километров. Предполагается, что в этот проект будет вложено 6-10 млрд. долларов США. Это обусловливает высокую стоимость одной машины, в связи с чем Министерство обороны РФ законтрактует только 12 ПАК (ФА), а не 54, как предполагалось ранее [3]. Следует отметить, что этот авиационный комплекс может нести ракеты и корректируемые авиабомбы не только на внешних подвесках, но и во внутренних отсеках, что обеспечивает технологию малозаметности. Кстати говоря, разработка этой машины осуществляется совместно с Индией, финансирование которой позволяет продолжить выполнение намеченных работ по данному проекту. При этом Индия уже потратила на эти цели 5 млрд. долларов США и никак нельзя допустить отказ наших партнеров от совместной деятельности, так как наша страна может потерять самого крупного покупателя отечественной авиационной техники на международном рынке [6]. Здесь и так уже приостановлен один проект по созданию военно-транспортного самолета, межправительственное соглашение по которому было подписано в 2007 г. Предполагалось, что этот самолет сможет обеспечить транспортировку грузов до 20 тонн на расстояние более 2000 км, работая как на искусственных, так и грунтовых взлетно-посадочных полос короткого разбега, включая высокогорные аэродромы. Предусматривалось, что данные летательные аппараты смогут эксплуатироваться в любых географических и клима-

тических условиях, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. При этом они должны были выполнять такие ответственные операции, как перевозки 80 военнослужащих и парашютное десантирование личного состава, грузов и военной техники на платформах, беспарашютного сброса грузов с малых высот. Планировалось создание совместного предприятия, в которое следовало инвестировать по 300 млн. долларов США, и развернуть производство этих машин в России и Индии. Для Воздушно-космических сил РФ планировалось построить 100, а для Индии 45 машин, а также 60 единиц для реализации на международном рынке.

Теперь предлагается вложить средства в развитие отечественной версии такого самолета - Ил-214, стоимость единицы которого оценивается в 35-50 млн. долларов США. Предполагается, что такой военно-транспортный самолет сможет перевозить до 80% всей номенклатуры военной техники России и на программу его разработки задействовано 600 млн. долларов США [7]. Действующей программой вооружения на период до 2020 г. предусматривалась закупка 62 серийных военно-транспортных самолетов Ил-112В грузоподъемностью до 6 тонн. Однако заказ на закупку этих легких машин будет меньше и поставки их начнутся в конце 2018 или в начале 2019 г. [8]. Мы полагаем, что стратегия эффективного управления авиастроением должна предусматривать не только пополнение летного парка новыми машинами, но и осуществление грамотной и экономически обоснованной модернизации эксплуатируемых пилотируемых летательных аппаратов. Это окажет положительное воздействие на повышение боеспособности частей Воздушно-космических сил РФ и существенную экономию денежных средств, направляе-

мых на укрепление обороноспособности нашей державы. Поэтому пристального внимания заслуживает осуществление программы модернизации военно-транспортного самолета Ил-76МДМ, предусматривающей установление новой авионики и комплекса бортового оборудования. Первый такой летательный аппарат поступит в вооруженные силы в первой половине текущего года [9].

Кроме того, в Воздушно-космические силы РФ поступят военно-транспортные самолеты Ил-76 новейшей модификации, оборудованные новейшими системами радиоэлектронной борьбы, способными отключить самые современные самонаводящиеся ракеты.

Важнейшее значение для улучшения противовоздушной обороны страны приобретает модернизация истребителя-перехватчика МиГ-31. Аналога этой машины, построенной из титана и стали, нет. В свое время их было выпущено более 500 единиц и только порядка 100 из них находятся в строю. Модернизированные машины МиГ-31БМ поступают в войска, и завершение поставок должно осуществиться в 2018 г. У этих самолетов расширены функции и возможности для перехвата воздушных целей и способность противостоять самым современным образцам военной техники противника. МиГ-31БМ развивает скорость 3000 км/час, и 4 самолета, действуя в едином информационном поле, могут перекрыть фронт в 900 км. Обладая современной системой управления, самолет дает возможность пилотам обнаруживать и сопровождать до 10 целей на расстоянии до 320 км и одновременно поражать 6 из них на расстоянии до 280 км. С наличием нового радиоэлектронного оборудования и вооружения нового поколения эффективность МиГ-31БМ возросла более чем в 2,5 раза по сравнению с МиГ-31. Улучшилась возможность пора-

жения как малозаметных целей и крылатых ракет, так и гиперзвуковых летательных аппаратов. И как считают специалисты, эта машина может послужить базой для создания новейшего высотного боевого самолета МиГ-41 [10].

Значительные резервы экономии денежных средств таит в себе модернизация летательных аппаратов фронтовой и армейской авиации. Так, в текущем году в Воздушно-космические силы РФ начнут поступать модернизированные штурмовики Су-25СМ3 «Грач». Их предшественники СУ-25 хорошо себя зарекомендовали в Сирии и иных локальных конфликтах. Но они имеют такие существенные недостатки, как высокая уязвимость от огневых средств ПВО противника и ограниченная возможность применения высокоточных боеприпасов. Модернизированный Су-25СМ3 представляет собой эффективный авиационный комплекс как в боевом применении, так и в эксплуатации, лишенный отмеченных выше недостатков. Оснащенный новейшими прицельными системами и средствами обороны, этот летательный аппарат может в любых погодных условиях в любое время суток уничтожать на поле боя танки, боевые машины пехоты, и бронетранспортеры, защищенные от ударов с воздуха как переносными, так и дальнобойными зенитно-ракетными комплексами. При этом пилот Су-25СМЗ может обнаруживать и затем уничтожать расчеты переносных зенитных комплексов противника. Принято важное для Воздушно-космических сил РФ решение - до 2020 г. модернизировать более 40 машин [11].

В настоящее время необходим особый подход к стратегии управления пополнением парка стратегической авиации. По мнению специалистов это обусловлено тем, что планеры самолетов Ту-95 рано или поздно придут в негодность, и останутся только около двух де-

сятков Ту-16. Сейчас трудно сказать, как будет реализовываться принятое ранее решение о начале серийного выпуска нового стратегического бомбардировщика Пак ДА с середины 2020-х годов. Приходится прибегать к уже апробированным путям поддержания летной годности и улучшения боевых свойств эксплуатируемых самолетов за счет их модернизации. Так, в прошлом году была выполнена модернизация самолета Ту-95МС, на котором произвели замену радиоэлектронного оборудования, что позволило повысить эффективность целевого применения авиационного комплекса и продлить срок его службы. Всего же было модернизировано более 10 самолетов [12].

С середины 2000-х годов осуществляется модернизация стратегического бомбардировщика Ту-160 до версии Ту-160М. Это машина со взлетной массой до 275 тонн развивает скорость свыше 2000 км/час и несет 40 тонн боевой нагрузки, включая свободно падающие и корректируемые авиабомбы разных калибров, стратегические крылатые или аэробаллистические ракеты. К 2020 г. Воздушно-космические силы РФ будут иметь в своем составе 10 бомбардировщиков Ту-160М, у которых в результате модернизации полностью обновляется комплекс радиоэлектронного оборудования, появляется возможность применения нового ударного вооружения, включая перспективные стратегические крылатые ракеты Х-101/Х-102 [13].

Надо отметить, что летные характеристики данного самолета пока не превзойдены, и он нужен, как комплекс с соответствующим бортовым радиоэлектронным оборудованием и с теми средствами поражения объектов, которые он несет на себе. Поэтому принято решение о возобновлении выпуска этих комплексов, модификации Ту-160М2 с обновленным на 100% бортовым радиоэлек-

тронным оборудованием, поставки которого должны начаться не позднее 2023 г. [14]. Целевое количество новых модификаций самолета Ту-160М2 должно быть не менее 20 единиц. Стоимость программы производства этих машин составит минимум 5 млрд. долларов США, а возможно и больше [15].

Вызывает уважение практика реализации стратеги эффективного управления производством летательных аппаратов для авиации Военно-морского флота, которая получила 4 самолета Ил-3 8Н. По мнению специалистов, после модернизации поисковая производительность данной машины возросла в 4 раза по сравнению с базовой моделью. Характеристика установленной на нем аппаратуры позволяет осуществлять длительное патрулирование в заданном районе, вести поиск целей и передавать информацию о них другим самолетам и кораблям. Помимо этого, такие летательные аппараты могут нести до 9 тонн вооружения: от торпед до ориентированных морских авиабомб, и применять их при самостоятельной атаке противника. По контракту до 2020 г. морская авиация получит 28 таких самолетов [16]. А в 2016 г. морская авиация планирует осваивать самолет Бе-200, с помощью которого можно решать серьезные оперативные задачи и осуществлять спасение летчиков в океане. Всего Министерство обороны заказало 6 таких машин [17]. Предприятие-производитель уже приступило к выполнению этого стратегического заказа.

Одним из важнейших практических аспектов стратегии эффективного управления развитием производства пилотируемых летательных аппаратов является разработка и изготовление учебных самолетов для подготовки летного состава Воздушно-космических сил РФ. Последние рассматривают возможность перераспределить денежные средства, пред-

назначенные на модернизацию чешских самолетов Ь-39 в пользу НИОКР по созданию нового отечественного учебно-тренировочного самолета. И здесь речь идет о замене не менее 150 машин. Сейчас такой самолет создан в конструкторском бюро «Современные авиационные технологии». Это машина СР-10 с крылом обратной стреловидности, имеющая двух-трехкратное превосходство над чешским самолетом по многим аэродинамическим характеристикам. Они соответствуют требованиям к учебно-тренировочным машинам поколения «4+». Этот самолет начал проходить летные испытания в конце 2015 г. и по их результатам предусмотрена его закупка для военных училищ и частей Воздушно-космических сил РФ. Предполагается, что этот самолет будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +10-8. Его двухместная кабина скомпонована по схеме «Тандем» и оснащена катапультными креслами К-36, что позволит обеспечивать безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования.

По результатам испытаний будут произведены и закуплены в 2016 г. 4 самолета. В 2017 г. будет изготовлено 26 машин, а в 2018 и 2019 годах будут выпускаться по 35 единиц. И уже определено предприятие-производитель, которому поручено выполнение этого стратегически важного задания. Ведь, по сути дела, производство этой машины позволяет решить и такую задачу, как импор-тозамещение в эксплуатации летательных аппаратов. Ниша у этого самолета в системе первоначальной подготовки летного состава находится между поршневым Як-152 и учебно-боевым летательным аппаратом Як-130. Стоимость летного часа новой машины будет значительно ниже, чем у Як-130, что обеспечит

соответствующую экономию денежных средств, затрачиваемых на обучение пилотов [18].

Следует отметить, что производство учебно-боевого самолета Як-130 заложено в программу стратегического развития отрасли авиастроения, предприятия-производителя и Воздушно-космических сил РФ. Ее успешная реализация позволяет наращивать летный парк этих машин, что способствует укреплению обороноспособности страны. Так, с передачей в конце прошлого года 4 самолетов заказчику общее количество серийных машин в составе Министерства обороны РФ составило 79 единиц. Предприятие-производитель по контракту, заключенному в 2013 г. Министерством обороны, произведет и поставит 10 машин для авиации Военно-морского флота страны, а по контракту, заключенному в начале 2014 г., - 12 самолетов для создания в Воздушно-космических силах РФ пилотажной группы «Крылья Тавриды» [19].

В сегменте стратегического развития производства самолетов специального назначения предусмотрено, что в 2017-2018 годах Специальный летный отряд «Россия» пополнится двумя летательными аппаратами Ил-96ПУ, оснащенными противоракетными лазерными системами. Эффективное управление этой стратегически важной программы обусловило достижение практически значительных результатов. Так, в настоящее время уже эксплуатируются 4 единицы Ил-96-300ПУ, отличающихся вип-отделкой и наличием специальной аппаратуры связи, позволяющей осуществлять конфиденциальные переговоры и управлять ядерными силами страны. Цена каждой единицы таких машин составляет около 5 млрд. рублей, что в 1,5 раза выше, чем у Ил-96-300 «Салон». Кроме того, стратегической программой развития предусмотрено производство и по-

ставка в спецотряд еще 3 вертолетов Ми-8МТВ-Т [20]. Управление реализацией этого стратегически важного проекта позволит значительно повысить технический уровень оснащенности этого важнейшего сегмента государственного управления.

Практическая реализация стратегии развития производства летательных аппаратов для армейской авиации показала, что здесь имеются неплохие результаты. Так, в 2015 г. Министерство обороны получило новую модификацию вертолета для работы в Арктике Ми-8АМТШ-ВА [21]. В условиях укрепления обороноспособности северных рубежей нашего отечества значение этих летательных аппаратов трудно переоценить. Кроме того, предприятие-производитель винтокрылых машин поставило три новых боевых вертолета Ми-8АМ ТШ «Терминатор», оснащенные новым навигационным оборудованием, позволяющим совершать полеты в любых погодных условиях [22]. Развитие производства таких машин, в свою очередь, гарантирует загрузку предприятия-производителя на длительную перспективу и сохранение рабочих, и возможно даже, наращивание количества рабочих мест.

В этом же году была произведена и поставлена заказчику партия новых разведывательно-ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Этот многоцелевой боевой и всепогодный летательный аппарат способен поражать даже бронированную военную технику и живую силу, а также воздушные цели на поле боя [23].

Серьезного подхода к практической реализации стратегии развития производства вертолетной техники требует решение Министерства обороны РФ о создании и закупке, начиная с 20182019 годов, модернизированных тяжелых транспортно-десантных вертолетов Ми-26. Выбранный вариант совершенст-

вования данной машины позволит выпускать новые модифицированные вертолеты и производить модернизацию ранее построенных вертолетов [24].

Представляет интерес и возобновление производства многоцелевого вертолета-амфибии Ми-14ПС, базовой моделью которого служит противолодочный вариант Ми-14ПЛ. Использование современных разработок при модернизации вертолета-амфибии позволит расширить возможности спасательных и экстренных служб и найти применение в Военно-морском флоте России [25]. Будет обусловлено и развитие производства на предприятии-производителе с дополнительным созданием рабочих мест. Тому будет способствовать создание к 2020 г. для отечественной морской авиации принципиально нового вертолета «Минога». Его размеры будут привязаны к корабельным стандартам, и он получит модули для установки вооружения [26]. Для достижения ожидаемых практических результатов необходимо всемерно развивать комплексную подготовку производства и готовить персонал предприятий к эффективному использованию имеющихся внутрипроизводственных резервов, полученных на основе новых знаний и передового опыта.

Таким образом, практическая компонента стратегии эффективного управления производством боевых военно-транспортных и специальных летательных аппаратов позволяет оценить степень выполнения программных заданий, вносить соответствующие коррективы и принимать меры к их безусловному выполнению. Тому должно способствовать совершенствование системы подготовки и переподготовки персонала предприятий-производителей всех уровней, вплоть до конкретных исполнителей, ведь в современном производстве рабо-

чие должны иметь специальное техническое образование. А повышение уровня экономической подготовки позволит использовать полученные знания в деле выявления и использования резервов экономии на каждом рабочем месте.

Список используемой литературы

1. Новичков Н. В небе меньше, но лучше - часть I / Н. Новичков, Д. Федюшко // Авиаинформ. - 2015. -№ 9 (138). - С. 84-89.

2. Китай опережает Россию с истребителем пятого поколения // Авиа-информ. - 2016. - № 2 (143). - С. 70-72.

3. Круглов А. Сухой остаток / А. Круглов // Авиаинформ. - 2015. -№ 6 (135). - С. 104-108.

4. Пономарев Ю. Гражданский и военный сектора отечественного самолетостроения в 2015 г. / Ю. Пономарев // Авиаинформ. - 2016. - № 2 (143). -С. 72-74.

5. Модернизированный Ту-95 МС // Авиаинформ. - 2016. - № 3 (144). -С. 119.

6. Бекхузен Р. Российский истребитель-невидимка в серьезной беде / Р. Бекхузен // Авиаинформ. - 2015.-№ 5 (134). - С. 113-115.

7.Згировская Е. Транспортник, который не взлетит / Е. Згировская, П. Котляр // Авиаинформ. - 2015. -№ 2 (143). - С. 17-18.

8. СМИ сообщили о сокращении закупок военно-транспортного самолета Ил-112В // Авиаинформ. - 2015. -№ 6 (135). - С. 16.

9. Первый ВГС, модернизированный по программе Ил-76VLV? Взлетит в феврале // Авиаинформ. - 2016. -№ 2 (143). - С. 15.

10. На базе МиГ-31 предполагается создать новейший высотный перехватчик

МиГ-41 // Авиаинформ. - 2016. -№ 3 (144). - С.22-24.

11. Михайлов А. Модернизированные Су-25 поступят в войска в этом году / А. Михайлов // Известия. - 2016. -21 апреля.

12. Модернизированный Ту-95 МС // Авиаинфом. - 2016. - №1 (142). -С.138.

13. Модернизированный Ту-160 совершил первый полет // Авиаинформ. -2015. - № 1. - С. 38.

14. В Минобороны рассчитывают получить новые Ту-160М2 к 2023 году // Авиаинформ. - 2016. - №1 (142). -С. 138.

15. Ту-160: Возобновление строительства «белых лебедей» - латание дыр? // Авиаинформ. - 2015. -№ 9 (138). - С. 101-104.

16. ВМФ России до 2020 года получит 28 противолодочных самолетов Ил-38 // Авиаинформ. - 2016. -№ 2 (143). - С. 98-99.

17. Птичкин С. Летит, плывет, спасает / С. Птичкин // Авиаинформ. -2015. - № 1 (130). - С. 35-37.

18. Необычный самолет - тихая сенсация // Авиаинформ. - 2016. -№ 3 (144). - С. 69-70.

19. Еще четыре Як-130 для ВКС России // Авиаинформ. - 2016. -№ 3 (143). - С. 97-98.

20. В президентский авиапарк купят еще два командных авиапункта // Авиа-информ. - 2014. - № 11 (140). - С. 48-50.

21. Как рождаются вертолеты: новый Ми-8АМТШ-ВА // Авиаинформ. -2016. - № 1 (142). - С. 31-32.

22. Восточный военный округ пополнился тремя новыми вертолетами Ми-8АМТШ // Авиаинформ. - 2016. -№ 1 (142). - С. 140.

23. Новые вертолеты Ка-52 поступили на авиабазу ВВО в Хабаровском крае // Авиаинформ. - 2016. - №1 (142). -С. 139.

24. Минобороны России с 2018 года может начать закупку модернизированных вертолетов Ми-26 // Авиаинформ. - 2016. - № 3 (144). - С. 119.

25. «Вертолеты России» представляет возобновление производства вертолета-амфибии Ми-14ПС // Авиаинформ. - 2015. - № 8 (137). - С. 37-38.

26. Перспективный вертолет морской авиации ВМФ России получил название «Минога» // Авиаинформ. -2015. - № 1 (142). - С. 32-33.

Статья поступила в редакцию 24.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.