Пока фантастика:
фестиваль детского научно технического творчества «От вИ
нта!»
МАКС ^ Интересные проекты
Прост, удобен и безопасен, как автомобиль
ТОЛЬКО ЕЩЕ И ЛЕТАЕТ
Термин «революция» пришел в нашу жизнь из астрономии, где обозначал полный оборот небесного тела вокруг своей оси. По сути, революция - это возвращение на круги своя. 75 лет прошло с момента полета первого серийного вертолета Бко^ау К4 Hoveгfly, созданного русским конструктором Игорем Сикорским. Сейчас на отечественном рынке вертолетов и гирокоптеров создаются машины, возвращающие нас к началу эпохи винтокрылых аппаратов, призывая переосмыслить их суть. Чем не революция?.. Дмитрий Сичинава, генеральный директор компании Ventocopteг, рассказал о том, на каких машинах будут летать люди в совсем недалеком будущем.
Основатель и генеральный директор компании Ventocopter Дмитрий Сичинава на фоне гирокоптера R1 «Акула»
ТЕХНОЛОГИИ, ДИЗАИН, ЭРГОНОМИКА
- Дмитрий, что за проект вы представляете и в чем особенность ваших летательных аппаратов?
- Проект «Вентокоптер» - это современный взгляд на легкую авиацию: какой она могла бы быть и какой мы хотим ее видеть.
Проект «Вентокоптер» занимается разработкой гиропланов и гирокоптеров. Это летательные винтокрылые аппараты, работающие по принципу авторотации, знакомому многим, кто интересуется данной темой. То есть подъемная сила создается за счет вращения верхнего ротора, который приводится в движение набегающим потоком воздуха. Таким образом, пока у вас есть горизонтальная скорость, вы не падаете. Это делает полет безопасным и простым. И мы очень хотим сделать его качественным и эргономичным, эстетически насыщенным и доступным. Например, увлеченные люди смогут летать не на самоделках, что небезопасно, а на изделиях с хорошим уровнем сборки и технологии.
- Для чего могут быть использованы данные аппараты?
- Учитывая, что у нас есть платформа и модульная система, можно смело говорить о том, что спектр применения вентокоптеров чрезвычайно широк. Они пользуются популярностью у рыбаков и охотников, у жителей сельской местности, отдаленных районов, где нет дорог. Большая часть российской территории признана отечественным статистическим ведомством труднодоступной либо не имеющей круглогодичного доступа к дорожной сети. Но там живут люди, которым нужны медикаменты и продукты питания. На вентокоптере может, например, прилететь фельдшер, чтобы принять роды.
[Гирокоптер, гироплан и автожир - это разные названия одного и того же летательного аппарата, похожего на маленький вертолет. Для создания подъемной силы на данных аппаратах используется винт авторотации.]
Мс
Вентокоптер R1 «Акула». Оснащен двигателем внутреннего сгорания глубокой конверсии мощностью 250 л. с., работает на бензине АИ-92. Кузов полностью выполнен из композитных материалов.
Максимальная скорость - 210 км/ч
Разгон на взлетной полосе - 30-50 м
ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЕРТОЛЕТ?
- Есть ли преимущества перед вертолетами?
- Вентокоптер стоит разумных денег. Для реализации государственных программ, для придания импульса региону - чем закупать 10 вертолетов, лучше и выгоднее купить 100 вентокоптеров и решить с помощью них гораздо больший круг задач.
Сегодня мы разрабатываем и строим тяжелые гиропланы. Их полновзлетная масса достигает 950 кг. То есть наши машины еще не грузовые, но уже не персональные для одного пилота. На наших гирокоптерах возможно установить любые специзделия - на усмотрение заказчика. У нас есть проекты медицинского варианта модуля.
- На каком топливе работают аппараты?
- На обычном бензине. Мы разработали, хотя пока еще не запатентовали, двигатель для наших машин, который обеспечит вертикальный взлет с точки, как у настоящих вертолетов.
По сути, мы делаем гибрид автомобиля и вертолета, но не в том смысле, что он может летать и ездить, а в том, что вентокоптер прост, удобен и безопасен, как автомобиль, только еще и летает. Мы надеемся, что все, кто интересуется авиацией будущего, отнесутся к нам благожелательно и поддержат нас в нашем движении.
Гирокоптер А1 - модель предназначена для рыбаков, охотников и всех, кто живет в труднопроходимых местах
ПОКА ФАНТАСТИКА...
Среди павильонов Международного авиационно-космического салона есть один маленький, совсем не приметный. В нем представлено будущее отечественной авиации, космонавтики и робототехники. Именно здесь находят свое воплощение самые дерзкие, самые фантастичные проекты, пока представленные в виде ездящих, ползающих, плавающих и, конечно, летающих моделей. Не за горами то время, когда их создатели вырастут и возвестят на весь мир о своих открытиях и удивительных изобретениях. В этом павильоне каждые два года проходит фестиваль детского научно-технического творчества «От винта!».
КОНВЕРТОПЛАН -ТРАНСПОРТ БУДУЩЕГО
Тимофей Шелест, 13 лет, г. Новосибирск:
- Конвертоплан - это летательный аппарат с поворотным двигателем, который при взлете и посадке работает как подъемный, а при полете - как тянущий. Аппарат взлетает, как вертолет, дальше поворачивает мотор на 45 градусов, разгоняется до определенной скорости и летит, как самолет. Его преимущество перед вертолетами заключается в том, что он летает намного быстрее, а перед самолетами - в том, что взлетает вертикально, без разгона. Ему не нужна взлетная полоса. Данная модель представляет собой конвертоплан скорой помощи. В СССР и США проводились разработки таких аппаратов. В МАИ в 1930 году был создан проект конвертоплана, который назывался «Сокол». Пока еще эксплуатация конвертопланов представляет большую опасность, особенно когда они работают в переходном режиме, когда меняют угол. Я надеюсь, что в будущем в нашей стране все-таки сделают такой аппарат. И в его создании мне посчастливится участвовать.
БУРОВАЯ УСТАНОВКА
Виктория СОБОЛЕВА, руководитель Международного фестиваля научно-технического творчества «От винта!», член общественного совета Минпромторга:
- Фестиваль «От винта!» существует уже 12 лет. С 2007 года он проходит на этой замечательной площадке, на МАКС. Идея организации фестиваля принадлежит выдающемуся русскому ученому, академику РАН Борису Сергеевичу Алешину. Среди нынешних участников есть и те, кто приезжает сюда с 2007 года. Здесь представлены юношеские проекты в области авиации и космонавтики, созданные в разных городах России и в разных странах мира. Перед тем как попасть сюда, все работы проходят строжайший конкурсный отбор. Главная цель фестиваля - создать ребятам площадку для общения. Авиационно-космический салон - лучшее место для встречи юных любителей техники. На несколько дней они окунаются в уникальную атмосферу, пронизанную творчеством, новыми открытиями и изобретениями. Ребята делятся друг с другом опытом и идеями, а также общаются с профессиональными пилотами, учеными и конструкторами, которые очень заинтересованы в том, чтобы найти себе достойных учеников.
ДЛЯ МАРСА
Александр и Павел Смышляевы, г. Нижний Новгород:
- Наш проект - самоходная буровая установка для Марса. Она может двигаться по Марсу, объезжать препятствия, вбуриваться. Сейчас актуальна добыча ископаемых для поддержания жизнедеятельности станции на Марсе. Станция будет их добывать, анализировать и посылать сигнал на Землю о том, что она обнаружила. Мы рассчитываем, что робот будет получать энергию от атомных реакторов и сможет пробурить грунт на 1,5 метра.
В
«АНТЕЙ-3»
Федор Дьяченко, 11 лет, г. Пятигорск:
- Наш проект называется «Многофункциональный робототехнический комплекс "Антей-3"». Это платформа, оснащенная контроллерами Arduino Uno, датчиками и модулями для выполнения различных функций. Особенность «Антея» заключается в «вибромуравьишках», которые передвигают его и одновременно выбивают пыль из очищаемой поверхности. В данной модификации имеются два вида роботов: исследователь и пылесос. Датчик робота-исследователя выводит информацию о температуре и влажности на экран. Принципиальное отличие нашего робота-пылесоса от уже существующих в том, что он многофункционален. В данный момент нами освоены три функции: исследование, охрана и уборка.
\
У/
Радиоуправляемая модель планетохода (моноцикл)
СОШ №17
Новомосковск. Тульская область Нефедов Серафим 15 лет
ШАРОХОД
Серафим Нефедов, 15 лет, г. Новомосковск:
- Мой проект называется «Шароход». Космонавтика в нашей стране развивается стремительно. Не за горами освоение Луны и Марса. Освоение Луны начнется раньше и будет проходить в промышленных масштабах - все ради редкого изотопа гелия-3. Космонавтам потребуется недорогое, а самое главное, эффективное средство передвижения. Луномобиль, разработанный в США, будет стоить около 30 млн долларов - очень дорого.
Задумавшись над этим, я стал размышлять и вскоре пришел к выводу, что эффективнее и дешевле всего передвигаться по поверхности Луны на моноцикле. Он недорогой, легок в управлении, занимает мало места в посадочном модуле и очень маневренный. Я изготовил два колеса из полипласта и капролак-тама. Между ними находятся стальные шарики от подшипников - для регулирования высоты. Двигатель, съемные антенны, резистор, навигационные огни в моем моноцикле полностью рабочие. Маневренность осуществляется при помощи наклона космонавта вправо-влево. Ездить он будет со скоростью не более 20 км/ч, так как при большей скорости мотоцикл неизбежно будет подпрыгивать.
Иван ЗАЙЦЕВ, Воздушно-инженерная школа МГУ имени М. В. Ломоносова:
- Наши ребята строят ракеты и запускают их для осуществления экспериментов и измерений. Воздушно-инженерная школа проводит общероссийский чемпионат по ракетному моделированию. У нас несколько регулярных лиг, где ребята собирают ракеты-носители весом до 300 г и запускают их на 300 м. В высшей лиге ребята, прошедшие отбор, собирают аппараты до одного килограмма, которые летают на больших ракетах на 1-2 км. Еще более высокая лига объединяет студентов начальных курсов - ребята строят аппараты и поднимают их на гелиевом шаре на 30 км. Отдельные секции в нашей школе занимаются специальными задачами, например разработкой механизмов в ракете, ответственных за ее раскрытие на определенных высотах. Цель нашего проекта -развить в ребятах техническое творчество и показать им, что такое космическая инженерия.
МАРСОХОД «КРОКОДИЛ-4»
Игорь Польский, 13 лет, г. Пятигорск:
- Мой проект является основой по обучению созданию робототехники. На данный момент такого единого базового проекта в мире не существует. Нужно закупать несколько различных конструкторов, обучающих электронике, программированию и зБ-пе-чати. Это неудобно и дорого. Поэтому мы решили создать конструктор, который давал бы знания во всех областях робототехники. Наш проект научит детей основам электроники, программирования, зБ-моделирования и механики. Кроме того, он будет намного дешевле других конструкторов.
ДО 2025 ГОДА ПАРК АВИАТЕХНИКИ ВКС ДОЛЖЕН ОБНОВИТЬСЯ НА 80-90%
РФ
Чу
Обновление авиапарка предусматривает госпрограмма вооружения.
В составе Воздушно-космических сил (ВКС) РФ три рода войск: Военно-воздушные силы (ВВС), Войска противовоздушной и противоракетной обороны, а также космические войска.
По данным открытых источников, в составе ВВС РФ находится более 1800 самолетов, включая:
• свыше 800 истребителей (Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации),
• около 150 ударных самолетов (Су-24М и их модификации, Су-34),
• порядка 200 штурмовиков (Су-25),
• 150 учебно-тренировочных самолетов (Як-130 и др.),
• около 70 стратегических бомбардировщиков (Ту-95 и Ту-160),
• более 40 дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Кроме того, ВВС насчитывает около 400 военно-транспортных самолетов и самолетов-заправщиков, а также более 20 «летающих радаров» - авиационных комплексов дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и А-50У. Еще около 400 самолетов находятся на хранении. ВВС также имеют на вооружении порядка 1500 ударных, многоцелевых и транспортно-десантных вертолетов (Ми-28, Ка-52, Ка-50, Ми-24, Ка-35 и др.).
В составе ВВС РФ пять пилотажных групп: «Русские витязи» (Су-30СМ), «Стрижи» (МиГ-29), «Соколы России» (Су-35, Су-30 и Су-34), «Крылья Тавриды» (Як-130) и «Беркуты» (Ми-28Н).
По информации российского военного ведомства, в 2016 году ВКС получили 139 летательных аппаратов. Были отремонтированы и модернизированы два сверхзвуковых стратегических бомбардировщика Ту-160, два стратегических бомбардировщика Ту-95МС. Уровень оснащенности ВКС современными вооружениями был доведен до 66%, исправность авиации составила 62%.
Ожидается, что в 2017 году ВКС получат 170 новых и модернизированных самолетов и вертолетов. Всего в соответствии с госпрограммой вооружения до 2025 года парк авиатехники ВКС должен обновиться на 80-90%.
Продолжаются испытания истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), его принятие на вооружение и начало поставок в строевые части ВКС ожидается в ближайшие годы. На 2018 год намечен первый полет нового самолета дальней авиации Ту-160М2.
22 декабря 2016 г., выступая на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ, глава ведомства Сергей Шойгу заявил, что действия ВКС переломили ход борьбы с терроризмом в Сирии. На тот момент российская авиация совершила 18,8 тыс. вылетов, нанеся 71 тыс. ударов по инфраструктуре террористов. Боевой опыт в Сирии получили 84% летного состава ВКС. В Сирии были апробированы многоцелевой истребитель Су-30СМ и фронтовой бомбардировщик Су-34, ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-52.
Источник: ТАСС
НА ОРБИТУ ВЫВЕДЕН СПУТНИК ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Как сообщили представили Министерства обороны РФ, новый российский военный спутник, запущенный с Байконура, выведен на орбиту и готов к выполнению боевых задач. Выведение военного спутника на орбиту прошло в штатном режиме.
Цели, стоящие перед спутником, официальными источниками не разглашаются. Однако эксперты высказывают предположение, что аппарат будет использоваться для наблюдений за военными действиями в Сирии. Такие спутники часто осуществляют мониторинг передвижения военных сил других стран, - об этом пишет издание «Политэксперт».
Для запуска спутника использовалась ракета-носитель «Протон-М». Взлет происходил с космодрома Байконур в ночь на 15 августа. Потом от ракеты отделился со спутником разгонный блок «Бриз-М».
Состоявшийся пуск стал юбилейным - сотым для ракеты-носителя тяжелого класса «Протон-М», которая используется с 2001 года, и 414-м пуском в летной истории РН «Протон» (всех модификаций, начиная с 1965 года).
Ракета-носитель «Протон-М» и разгонный блок «Бриз-М» разработаны и серийно изготовляются в Государственном космическом научно-произ-
водственном центре ГКНПЦ имени М. В. Хруничева (Центр Хруничева, входит в госкорпорацию «Роскосмос»).
«Протон-М» - ракета-носитель тяжелого класса, предназначенная для запусков различных космических аппаратов по государственным и коммерческим программам. Сегодня РН «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» обеспечивает выведение на геопереходную орбиту полезную нагрузку массой свыше 6 тонн, а непосредственно на геостационарную орбиту - до 3,3 тонны. «Протон-М» представляет собой развитие ракеты-носителя «Протон-К» и обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками. Первый пуск комплекса «Протон-М» - «Бриз-М» состоялся 7 апреля 2001 года.
С помощью РН «Протон-М» осуществляется обновление и развертывание отечественных орбитальных спутниковых систем ГЛОНАСС и «Экспресс», которые обеспечивают связью регионы России. РН «Протон» - основное средство выведения орбитальных модулей для российского сегмента МКС. За прошедшие годы с помощью РН «Протон-М» было запущено около 70 космических аппаратов в интересах иностранных заказчиков.
Источник: Роскомос
КИТАЙ СОЗДАЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК «НЕВИДИМКУ»
В китайских СМИ были опубликованы спутниковые фотографии ранее неизвестного стратегического бомбардировщика. Самолет сделан по схеме «летающее крыло» и, вероятнее всего, является прототипом перспективного китайского бомбардировщика H-20. Впервые о разработке этой машины было официально заявлено в 2016 году.
Китай станет второй страной, обладающей малозаметным стратегическим бомбардировщиком.
Машина создается в рамках технологии радиолокационной малозаметности Stealth. Очертания самолета наиболее похожи на американский малозаметный бомбардировщик B-2 Spirit, а также на перспективный B-21 и на ударный беспилотник X-47B. Такая компоновка дает возможность максимально снизить эффективную площадь рассеяния (ЭПР) самолета, усложняя его обнаружение с помощью радиолокационных станций противника. Согласно имеющимся оценкам, принятие H-20 на вооружение планируется в 2025 году.
Источник: Русское агентство новостей