Научная статья на тему 'Практические аспекты инновационности и конкурентности отечественной авиационной техники'

Практические аспекты инновационности и конкурентности отечественной авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
182
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / САМОЛЕТЫ / ВЕРТОЛЕТЫ / ИННОВАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДВИГАТЕЛИ / АВИОНИКА / БОЕСПОСОБНОСТЬ / MODERNIZATION / PLANE / HELICOPTER / INNOVATIONS / EFFICIENCY / ENGINES / AVIONICS / FIGHTING CAPACITY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Авдеева Е.С., Панюшкина Л.В., Денисов Д.Д.

Рассмотрены проблемы практического осуществления продуктов авиастроения, обеспечения их боеготовности, конкурентоспособности и достижения желаемых технико-экономических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Авдеева Е.С., Панюшкина Л.В., Денисов Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the issues of practical implementation of the aircraft industry products, ensuring their combat readiness, competitiveness and reaching desirable technical and economic characteristics.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты инновационности и конкурентности отечественной авиационной техники»

УДК 658.589:629.735(470+571)

Е.С. АВДЕЕВА, д-р экон. наук, профессор кафедры корпоративной экономики, e-mail: avdeeva_ek@mail.ru,

Л.В. ПАНЮШКИНА, канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности,

Саратовский экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, РФ

Д.Д. ДЕНИСОВ, магистрант РАНХиГС Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, г. Саратов, РФ

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Рассмотрены проблемы практического осуществления продуктов авиастроения, обеспечения их боеготовности, конкурентоспособности и достижения желаемых технико-экономических характеристик.

Ключевые слова: модернизация, самолеты, вертолеты, инновации, эффективность, двигатели, авионика, боеспособность.

Avdeeva E.S., Panyushkina L.V., Denisov D.D. The practical aspects of inno-vativeness and competitiveness of domestic aerotechics.

The article covers the issues of practical implementation of the aircraft industry products, ensuring their combat readiness, competitiveness and reaching desirable technical and economic characteristics.

Keywords: modernization, plane, helicopter, innovations, efficiency, engines, avionics, fighting capacity.

Мы абсолютно не отрицаем сложившегося представления о том, что ин-

новация означает качественно новое изобретение. Но считаем, что инновации должны быть использованы для получения качественно новых, как правило, высокотехнологичных и наукоемких продуктов и услуг, способствующих получению конкурентных преимуществ на мировом рынке товаров и услуг. При этом новые изобретения могут являться компонентами ранее используемых продуктов и тем самым оказывать непосредственное влияние на их востребованность на рынке.

Целью данной статьи является изучение практических аспектов конкурентоспособности отечественной авиационной техники путем повышения уровня ее инновационности.

Основными задачами исследования являются:

изучение потенциала отечественного рынка авиационной техники;

рассмотрение направлений модернизации различных самолетов и вертолетов.

© Е.С. Авдеева, Л.В. Панюшкина, Д.Д. Денисов, 2017

Напомним читателям, что мировой рынок представляет собой совокупность национальных рынков. Стало быть, полученные конкурентные преимущества должны быть проявлены как на внутреннем рынке страны, так и за его пределами.

Поскольку объектом нашего исследования является такая наукоемкая отрасль машиностроения, как авиастроение, мы представим соответствующее авторское определение высокотехнологичного инновационного продукта [1]. Отметим, что продукты данной отрасли машиностроения имеют, как правило, длительные сроки эксплуатации, порою превышающие 50 лет. Значит, в период их эксплуатации возникает настоятельная необходимость в применении новых изобретений, полученных в результате новых разработок научно-исследовательских и конструкторских организаций различных отраслей промышленности. Это делает возможным получение самолетов и вертолетов по своим технико-экономическим и боевым характеристикам, соответствующим требованиям отечественных и зарубежных заказчиков в конкретный период времени. К числу таких изобретений, входящих в качестве компонентов в летательные аппараты, следует отнести новые силовые установки, авионику, системы связи, вооружения и пр. Достигнуть этого можно в результате глубокой модернизации самолетов и вертолетов, когда их конкурентоспособность обеспечивается не только в период первоначально установленного срока эксплуатации.

Подтверждением сказанному может служить мировой опыт работы производителей авиационной техники, в частности, американской корпорации Boeing и европейской корпорации Airbus, которые добились высокой эффективности развития и экономии финансовых ресурсов.

Опираясь на мировой и собственный опыт осуществления глубокой модернизации летательных аппаратов в отечественном авиастроении, были достигнуты хорошие результаты в обеспечении инновационности продуктов и их конкурентоспособности на мировом рынке. Так, Воздушно-Космические силы РФ в 2016 г. получили 4 модернизированных самолета, в числе которых два самолета Ту-160 и 2-Ту-95МС. А в 2017 г. заказчик планирует ввести в строй еще 5 модернизированных авиакомплексов стратегического назначения. Параллельно осуществляется глубокая модернизация самолетов Ту-22М3. Программа модернизации Ту-95МС предусматривает совершенствование систем, связанных с огневой мощью, что обусловливает область применения бомбардировщика. Сейчас ведется подготовка к возобновлению серийного производства самолетов Ту-160М2 [2]. Это безусловно будет способствовать повышению боеспособности отечественных вооруженных сил.

Воздушно-космические силы планируют приобрести не менее 50 единиц таких комплексов. Первый же полет модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 должен состояться в конце 2018 г., а с 2023 г. ожидается их серийный выпуск [3].

Что же делает этот авиакомплекс стратегического назначения инновационным в результате глубокой модернизации?

Ранее число ключевых функций самолета дальней авиации составляло 15-20, а в настоящее время их число превышает сотню. И по мере требования к точности навигации, сложности систем вооружения их число будет возрастать. В модернизированном авиакомплексе используется концепция «стеклянной кабины». Это, когда панель с многочисленными датчиками и механическими указа-

телями заменяется на несколько дисплеев, которые настраиваются на отображение необходимой информации. Данное позволяет экипажу самолета концентрировать свое внимание именно на получение в конкретный период времени необходимой информации и лучше осуществлять ситуационный контроль в течение всего полета. Новая организация архитектуры авионики дает возможность максимально упростить интеграцию и управление системами навигации, радиосвязи, радиоэлектронной борьбы. Использование интеллектуальных систем поддержки пилота, которая сама автоматически подскажет оптимальное решение по выводу самолета из критической ситуации, обеспечит безопасность полета. И поскольку глубоко модернизированный самолет разительно отличается от Ту-160 новым комплектом бортовой электроники и вооружения, позволяющим расширить и выполнять боевые функции на высоком уровне, его необходимо считать инновационным продуктом авиастроения. В целях снижения дальнейшей нагрузки на экипаж в длительных полетах ученые и конструкторы занимаются разработкой и внедрением для пилотов системы дополненной виртуальной реальности - так безопаснее пилотировать в условиях плохой видимости, а также внедрение системы голосовых команд. До 2020 г. планируется поставить на вооружение ВКС до десяти таких машин [4].

Длительные полеты стратегических авиакомплексов обусловливает развитие производства модернизированных самолетов-заправщиков. И сейчас идут испытания таких машин. Модернизированный самолет-заправщик Ил-78М-90А отличается от своего предшественника Ил-78 новыми силовыми установками ПС-90 вместо Д-30, новым оборудованием. Планируется осуществлять выпуск таких

летательных аппаратов до 8 единиц в год

[5].

В настоящее время имеется настоятельная потребность Министерства обороны РФ в получении самолетов, способных вести радиоэлектронную борьбу с противником. Исходя из этого, экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева, выполняя заказ данного ведомства, передал первые два серийно-модернизированных самолета постановщиков помех и попутной разведки Ил-221111. Эта машина создана на основе глубокой модернизации пассажирского самолетаИл-18 путем установления на нем радиоэлектронного комплекса. Особенностью последнего является частотная избирательность, обеспечивающая сохранение боеспособности отечественных радиоэлектронных систем.

Аппаратура комплекса дает возможность эффективно бороться с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления системами ПВО, а также пилотируемой и беспилотной авиацией [6].

Этот самолет получил название «Порубщик» и считается одним из самых эффективных в мире машин радиоэлектронной борьбы. Он на расстоянии в десятки километров обнаруживает и подавляет радиолокационные помехи, локационные средства противника. Это по сути дела наиболее эффективное средство противодействия ПВО противника.

В связке с самолетом Ан-12БК-1111С, помимо отмеченных функций, эти летательные аппараты могут подавлять и системы связи, и автоматизированные системы управления. Минобороны РФ получило три самолета Ил-22П.

Сейчас только ВВС США имеют на вооружении самолеты радиолокационной борьбы, чьи возможности схожи с Ил-221 и Ан-12БК-ППС [7].

Следует отметить, что в настоящее время возникла потребность в развитии комплексов противолодочной борьбы, используемых авиацией Военно-морского флота России. В связи с этим успешно осуществлены ремонт и модернизация двух противолодочных самолетов Ил-38 до уровня Ил-38Н, которые были представлены заказчику. Иннова-ционность этих машин состоит в том, что на них установлены новые поисково-прицельные системы «Новелла-П-38» отечественного производства. Это позволило значительно расширить объем решаемых задач и боевые возможности летательного аппарата. Модернизированный самолет может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок, радиоэлектронного наблюдения за воздушными и подводными целями, постановка минных заграждений, поиска и спасения людей на море, экологического мониторинга водной поверхности [8]. Как видим, это мощный рывок в повышении обороноспособности нашей отчизны.

Большие надежды авиация ВМФ РФ возлагает на модернизацию вертолета Ка-27. Заказчик уже получил один такой вертолет. Инновационность модернизации машины состоит в том, что благодаря установке на нем новой командно-тактической системы появилась возможность кругового обзора, обнаружения всех типов подводных кораблей и подводных лодок, увеличилась и дальность обнаружения и поражения целей. Внедрены и современные системы передачи информации в реальном времени как на наземные, так и на корабельные командные пункты, а также другие вертолеты. Появилась возможность успешно выполнять и такие функции, как ведение воздушной разведки на море, противолодочное охранение кораблей и их группировок, поиск, обнаружение, слежение и уничтожение всех типов кораблей и под-

лодок. Остаются важнейшими и такие функции, как поиск и спасение терпящих бедствие на море экипажей летательных аппаратов, кораблей и судов, выполнение транспортных операций. И надо отметить, что в 2017 г. восемь модернизированных вертолетов будут поставлены заказчику [9].

Патрулированием прибрежной зоны, поиском и спасением терпящих бедствие людей может осуществляться с помощью восстановленных и модернизированных вертолетов Ми-14ПС. Он способен приводняться и подобрать людей, попавших в воду, и обеспечить удобную площадку для спасателей.

Успешной следует признать модернизацию самолета Ту-214Р, переоборудованного из пассажирского самолета Ту-214. На нем установлены комплекс радиотехнической разведки «Фракция», оптико-электронные системы и другое оборудование. Это позволяет ему обнаруживать вражеские позиции, боевую технику, штабы и узлы связи. В модернизации данного летательного аппарата принимали участие специалисты концерна радиостроения «Вега» и предприятий, входящих в Объединенную приборостроительную корпорацию «Роскосмос», а также концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей». По мнению специалистов самолет показал себя с лучшей стороны. Российское ведомство признало эффективным его боевое применение во время операции ВКС в Сирии [10].

Инновации, примененные при модернизации самолета-штурмовика Су-25СМЗ, сделали его весьма востребованным в проведении боевых операций. Он может выполнять по 5-6 боевых вылетов в день, В процессе модернизации эта машина была оснащена прицельным комплексом СОЛТ-25, который с помощью телекамеры и телевизора может обнаруживать цели днем и ночью в непогоду. С

помощью этого комплекса самолет уничтожает как неподвижные цели в виде укреплений и сооружений, так и движущуюся с большой скоростью боевую технику и автомобили. Кроме того, машина вооружена и хорошими средствами защиты, за что она получила прозвище «Неуязвимый «Грач». Так, размещенная на самолете система «Витебск» защищает его от переносных зенитно-ракетных комплексов («Стингер» и «Стрела») и дальнобойных зенитных систем («Бук» и др.). С помощью этой системы летчик видит, откуда был произведен зенитный пуск и может его уничтожить. Востребованность этого самолета Воздушно-космическими силами весьма велика [11].

Кстати, для ремонта и поддержания их в боевой готовности в Евпатории авиаремонтный завод приступил к ремонту строевых самолетов Су-25. Этому предприятию выдана лицензия Мин-промторга РФ выполнять ремонт и техническое обслуживание таких машин, как Бе-12, Ан-12, Ан-24, Ан-26 и их комплектующих изделий. Помимо этого, здесь будет осуществляться и ремонт воздушных винтов АВ-68, АВ-72 [12].

Не остались без внимания и самолеты военно-транспортной авиации. Так, новейший отечественный самолет Ил-76МД-90А получил уникальные бортовые радиоэлектронные системы, дающие возможность экипажу скрытно доставлять десантников и спецназовцев в тыл противника, оставаясь при этом невидимыми и неуязвимыми. Оборудование этого воздушного судна пополнилось оптико-электронной системой, позволяющей выполнять полет на высоте всего нескольких десятков метров ночью и даже в тумане. Установлена на нем и система, предупреждающая экипаж об опасности столкновения с землей и наземными объектами. Ил-76МД-90А могут приземляться на неподготовленные взлетно-

посадочные полосы с выключенными фарами и навигационными огнями. Установлены датчики системы «Президент», обнаруживающие излучение радиолокаторов противника, что способствует защищенности машины. Эта система также ставит помехи радиолокаторам противника и защищает летательный аппарат с помощью спецлазеров и пиротехнических зарядов, ставящих помехи ракетам, наводящимся на тепло двигателей. «Президент» оснащен и буксируемой радиолокационной ловушкой, имеющей целью подачи ложных сигналов для самолетов-истребителей и зенитно-ракетных систем противника. А в обтекателях поставлены дополнительные силовые агрегаты, вырабатывающие электроэнергию для бортового оборудования [13]. Следовательно, выполненная модернизация данного воздушного судна дает возможность решать сложные боевые задачи по высадке десантов и перемещению грузов.

Отличается высокой эффективностью модернизация боевого вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник». Система его вооружений превосходит все мировые аналоги. Намечена программа модернизации управления ракетным вооружением, значительно улучшающим боевые характеристики винтокрылой машины. Устанавливаемые на ней управляемые противотанковые ракеты имеют увеличенную дальность. В настоящее время специалисты «Конструкторского бюро машиностроения» осуществляют модернизацию ракет «Атака» и «Хризантема» для обеспечения более высокой дальности обнаружения, захвата и уничтожения цели для данного вертолета [14]. Востребованность такого летательного аппарата в настоящее время очень велика.

Накоплен хороший опыт модернизации вертолетов семейства МИЛь в компании «ЮТЭИР Инжиниринг». Эта

деятельность осуществляется в рамках обязательного бюллетеня завода-изготовителя ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» с целью улучшения модификации воздушных судов, расширения списка выполняемых функций, поддержания и улучшения конкурентных преимуществ. В процессе модернизации заменяется комплект радиостанции, устанавливается БМС-индикатор спутниковой системы Глонасс / GPS, спутниковая система контроля местоположения машины. Она оснащается и системой предупреждения близости земли, заменяется сигнализатор обледенения. Осуществляется установка пульта управления ПУ-С для спутниковой системы автоматической передачи местоположения вертолета и оперативных сообщений и т.д. [15]. Эксплуатанты таких модернизированных вертолетов подтверждают высокую эффективность внедренных инновационных компонентов и машин в целом.

Следует отметить, что специалисты предприятий авиастроения осуществляют модернизацию летательных аппаратов отечественного производства, эксплуатируемых зарубежными заказчиками. Так, для Индийских ВМС модернизация вертолетов Ка-28 касается кабин, двигателей, радаров, нового навигационного и радиолокационного оборудования [16]. Россия также поставила Венесуэле три модернизированных вертолета Ми-35.

Минобороны РФ выступило заказчиком модернизации тяжелого вертолета Ми-26Т2. К качестве инновационных компонентов для данного летательного аппарата в процессе модернизации выступают автопилот, новая авионика, позволяющая выполнять полеты в любое время суток, средства электронной индексации и новый пилотажно-навигационный комплекс. Помимо этого в машине устанавливается новый цифровой комплекс связи и бортовой комплекс

обороны для повышения ее выживаемости.

Такой вертолет может выполнять в любое время суток транспортно-десантные операции и иные боевые задачи в любых погодных условиях и в любой климатической зоне, совершать взлет и посадку с неподготовленных площадок [17].

По заказу указанного ведомства сейчас осуществляется модернизация вертолетов Ми-8МТВ-5-1. Они оснащаются самым современным пилотажно-навигационным и радиоэлектронным оборудованием, новой вспомогательной силовой установкой, современным комплексом связи. Его функциями являются перевозка грузов и техники массой до 4 тонн, выполнение поисково-спасательных операций и выполнение специальных задач.

Кабина летательного аппарата оснащена светотехническим оборудованием, адаптированным для использования очков ночного видения. Это дает возможность выполнять полеты в темное время суток на малых и предельно малых высотах и совершать посадки на необо-значенных площадках [18].

Определенный интерес для компаний местных авиалиний представляет модернизация самолетов малой авиации. Поэтому следует обратить внимание на деятельность новосибирского предприятия ООО «Русавиапром» в данной области. Коллектив данного предприятия выпускает самолеты ТВС-2МС, которые были получены в результате модернизации советских машин Ан-2. Заказчикам уже было поставлено 8 воздушных судов и подготовлено к реализации еще 15 машин. Производственные же мощности данного предприятия позволяют выпускать до 40 судов в год. Это даст возможность снизить стоимость летательных аппаратов, которая на сегодняшний день составляет 1,2-1,3 млн. долларов США.

В ходе модернизации самолет Ан-2 получил турбовинтовой двигатель марки «Honeywell» AiResearchTPE 331 мощностью 1100 л.с. Изменена носовая часть воздушного судна с поставкой композитного капота. Самолет получил новое композитное крыло, пятилопастной винт «HartzellProperlnc» и стеклянную кабину (авионикаGarwin). Потребность в них составляет 180-300 единиц [19]. Новая авионика, механизация, светотехническое оборудование, система навигации позволяют машине выполнять полеты в сложных метеоусловиях, летать со скоростью 320-330 км/ч, перевозить в два раза больше грузов и взлетать / садиться с грунтовых полос длиной всего 200 метров.

Функции этого воздушного судна остаются в основном прежние - перевозить людей в отдаленных областях страны с плохой транспортной доступностью, осуществлять сельскохозяйственные работы, геологоразведку, аэрофотосъемку, патрулирование, тушение пожаров в лесах и осуществление десантно-транспортных операций.

В новосибирском СИБНИА им. С.А. Чаплыгина в инициативном порядке ведется работа над проектом модернизации трехдвигательного регионального реактивного самолета Як-40 вместимостью до 40 пассажиров. При этом выявлено, что, если двигатели TFE731 берутся в аренду, то стоимость ремоторизации одного воздушного судна обойдется примерно в 500 тыс. долларов США. Если подержанные двигатели приобретать на рынке, стоимость ремоторизации машины возрастет до 780 тыс. долларов. При приобретении этих же двигателей с полным межремонтным ресурсом стоимость ремоторизации составит около 2,5 млн. долларов.

Специалисты СИБНИА считают, что дальность полета ремоторизирован-ного самолета возрастет до 40%, высота

полета - до 8000 метров, а крейсерская скорость с 510 до 590 км/час. Дистанция пробега машины сократится в 1,2-1,5 раза. Взлетный вес составит 17,2 тонны, а полезная нагрузка составит не менее 3,2 т., вместо 2,7 т. Расход топлива сократится с 1059 кг/час до 650 кг/час [20]. Ремонт этих машин производится на Минском заводе гражданской авиации № 407.

Вроде бы заманчивые показатели, но подходить к данной модернизации следует весьма осторожно. Дело в том, что всего было произведено 1200 единиц самолетов Як-40 на Саратовском авиационном заводе, который выпустил и 172 единицы Як-42. Сейчас находятся в эксплуатации 80 машин Як-40 и 39 Як-42. В настоящее время Саратовский авиационный завод подвергся ликвидации. В результате на улицу выбросили около 16 тыс. работающих. Только губернатор Саратовской области соглашался оказать помощь, но на своих кабальных условиях, запросив 50% акций для себя [21]. Так что возобновить производство модернизированных самолетов Як-40 не представляется возможным. Сейчас эксплуатируются всего около 7% выпущенных Саратовским авиационным заводом машин, у которых заканчивается ресурс.

Другим важным объектом региональной авиации является 64-местный турбовинтовой самолет Ил-114, история с организацией производства которого тянется с 2014 г. Он был спроектирован в 80-х годах минувшего двадцатого столетия. Вначале его выпускал Ташкентский авиационный завод, затем производство его на этом предприятии было приостановлено. Сейчас планируется организовать это производство на территории России. Для доработки документации и ее оцифровки, а также подготовки производства по программам модернизации и возобновления серийного выпуска воз-

душного судна были выделены соответствующие финансовые ресурсы.

В самолете Ил-114-300 будет модернизирован комплекс пилотажно-навигационного оборудования, произойдет замена двигателя, вспомогательной силовой установки, противообледени-тельной системы. Цифровой пилотажно-навигационный комплекс будет обеспечивать взлет и посадку в метеоусловиях, соответствующих категории II ИКАО. У машин будет современный салон, обеспечивающий комфортабельный полет во всем диапазоне высот. У модернизированного летательного аппарата увеличится дальность полета с максимальной нагрузкой, расширится диапазон температур, при которых разрешается эксплуатация самолета, появится возможность использовать для взлета и посадки относительно короткие полосы. Полезная нагрузка этой машины составляет до 7 тонн. С 2022 г. планируется осуществлять выпуск 12 единиц в год [22]. Хотелось бы избежать срыва сроков выпуска самолетов Ил-114-300, для чего необходимо осуществлять действенный контроль выполнения всех этапов подготовки производства и его организации.

Выводы

Авиастроение - наукоемкая отрасль, которая производит высокотехнологичный продукт. В процессе эксплуатации данных продуктов необходимо постоянно их модернизировать, применять новые конструкторские решения, являющиеся разработками различных отраслей промышленности, такие как авио-ника, системы связи и пр. Все это обусловливает конкурентоспособность летательных единиц. Российскими авиастроителями накоплен богатый опыт по производству и модернизации летательных аппаратов, приспосабливая их к различным рынкам сбыта, погодным условиям и требованиям заказчиков.

Список использованной литературы

1. О международном сотрудничестве в разработке, реализации и эксплуатации высокотехнологичных инновационных продуктов / Е.П. Резник, Е.С. Авдеева, С.П. Лапаев и др. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. -№ 6. - С. 48-54.

2. Под крылом самолетов Туполева окажется весь мир // Авиаинформ. -2017. - № 3. - С. 28-29.

3. Первый модернизированный Ту-160М2 должен начать полеты в конце 2018 г. // Авиаинформ. - 2015. - № 9. -С. 23-29.

4. Полов, М. Разработчики представили «стеклянную кабину» для Ту-160 / М. Полов // Известия. - 2016. -10 июня.

5. Ильюшин начнет испытания нового самолета-заправщика в 2017 г. // Авиаинформ. - 2017. - № 3. - С. 27-32.

6. Завершается передача Минобороны РФ первых серийно модернизированных самолетов Ил-22ПП // Авиаинформ. - 2017. - № 3. - С. 148-154.

7. Рамм, А. «Летающих медведей» усилят «Порубщиками» / А. Рамм, Е. Андреев // Известия. - 2017. - 31 марта.

8. ОАО «Ил» успешно выполнило государственный контракт на серийную модернизацию очередной партии противолодочных самолетов Ил-38Н // Авиаинформ. - 2017. - № 1. - С. 30.

9. «Вертолеты России» передали морской авиации ВМФ первый модернизированный Ка-27 // Авиаинформ. -2017. - № 2. - С. 116.

10. Рамм, А. Стратегический разведчик сдал экзамен в Сирии / А. Рамм // Известия. - 2016. - 4 августа.

11. Рамм, А. «Неуязвимые «Грачи» полетят в Сирию / А. Рамм // Известия. -2017. - 31 июля.

12. В Крыму впервые начался ремонт штурмовиков Су-25 // Авиаин-форм. - 2017. - № 2. - С. 113.

13. Иванов, П. Ил-76МД-90А сделали летающей машиной спецназа / П. Иванов // Известия. - 2016. -30 сентября.

14. Система вооружения Ми-28НМ превзойдет все зарубежные аналоги // Авиаинформ. - 2017. - № 2. - С. 27-36.

15. «ЮТЭЙР ИНЖИНИРИНГ» модернизирует 44-й вертолет семейства Миль // Авиаинформ. . - 2017. - № 10. -С. 32-38.

16. Россия модернизирует вертолеты Ка-28 ВМС Индии // Авиаинформ. -

2015. - № 12. - С. 152-156.

17. Ми-26Т модернизируют для нужд Минобороны РФ // Авиаинформ. -

2016. - № 10. - С. 24.

18. «Вертолеты России» передали Министерству обороны РФ партию вертолетов Ми-8МТВ-5-1 // Авиаинформ. -2017. - № 3. - С. 148-159.

19. «Русавиапром» модернизирует по 20 «кукурузников» в год // Авиаин-форм. - 2017. - № 3. - С. 37-38.

20. Корольков, И. Где Як-истребитель? / И. Корольков // Совершенно секретно. - 2011. - № 01/260. -С. 17-18.

21. СИБНИА приступил к испытаниям двухдвигательного Як-40 // Авиа-информ. - 2017. - № 1. - С. 21-25.

22. По проекту создания регионального пассажирского самолета Ил-114-300 заключен договор на проведение опытно-конструкторских работ // Авиа-информ. - 2017. - № 3. - С. 14-15.

Статья поступила в редакцию 31.07.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.