08.00.05 УДК 339.138
DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-80-89
Практические аспекты реализации интернет-маркетинговых технологий в розничной торговле
Р. Р. Якубов*
Компания Строймеханика, г. Москва, Россия уакиЪоуг@таИ ги
Аннотация
Введение. В условиях цифровизации всех аспектов хозяйственной деятельности значимым аспектом успеха в торговле становится применение современных цифровых инструментов продвижения, среди которых ключевыми являются интернет-маркетинговые технологии. В качестве объекта исследования в проведенном исследовании выступает ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»).
Материалы и методы. Информационную базу исследования составили труды ученых, изучавших различные аспекты реализации современной концепции маркетинга и его интернет-технологий, а также данные ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»). При проведении исследования применялись общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение), а также экономико-математические методы.
Результаты. Отмечается актуальность интернет-маркетинга в современных рыночных реалиях. Рассматриваются сущность и специфика интернет-маркетинга. Описываются ключевые интернет-маркетинговые технологии. В целях повышения эффективности применения сайта ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») в качестве инструмента интернет-маркетинга предлагается внедрить в деятельность сети комплексную систему интернет-маркетинговых технологий. Определяется структура бюджета интернет-рекламной кампании для ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»). Приводятся результаты SEO-оптимизации сайта ООО «Агро-торг» (торговая сеть «Пятерочка»).
Обсуждение. На обсуждение выносятся предполагаемые пути развития интернет-маркетинговых технологий в ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»), в частности еженедельное отслеживание сайтовой посещаемости, значений индекса цитирований и релевантности, изучение уровня видимости сайта в поисковых системах Yandex и Google, проведение специализированного анализа видимости сайта в поисковых системах и его продвижение с помощью высокочастотных запросов.
Заключение. Проведенное автором исследование позволило рассмотреть практические аспекты реализации интернет-маркетинговых технологий в розничной торговле на примере ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»), а также установить необходимость внедрения в деятельность торговой сети «Пятерочка» комплексной системы интернет-маркетинговых технологий.
Ключевые слова: аукционы «здесь и сейчас» (RTB), баннерная реклама, интернет-маркетинг, интернет-маркетинговые технологии, контекстная реклама, лидогенерация, поисковая оптимизация, ретаргетинг, розничная торговля, e-mail-рассылки, SMM.
Для цитирования: Якубов Р. Р. Практические аспекты реализации интернет-маркетинговых технологий в розничной торговле // Вестник НГИЭИ. 2021. № 6 (121). С. 80-89. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-80-89
Introduction. In the context of digitalization of all aspects of economic activity, the use of modern digital promotion tools, among which Internet marketing technologies are key, becomes a significant aspect of the US-Pep in trade. The object of the study in the study is Agrotorg LLC (Pyaterochka trading network).
Implementation of internet marketing technologies in retail
R. R. Yakubov*
Company Stroymechanika, Moscow, Russia [email protected]
Abstract
© Якубов Р. Р., 2021
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Materials and methods. The information base of the study was compiled by the works of scientists who studied the three-person aspects of the implementation of the modern concept of marketing and its Internet technologies, as well as data from Agrotorg LLC (Pyaterochka trading network). During the study, general scientific methods were used (analysis, synthesis, generalization), as well as economic and mathematical methods.
Results. The relevance of Internet marketing in modern market realities is noted. The essence and specifics of digital marketing are seen. Key Internet marketing technologies are described. In order to increase the effectiveness of the application of the Agrotorg LLC website (Pyateroch-ka trading network) as a digital marketing tool, it is proposed to introduce a comprehensive system of Internet marketing technologies into the network. The budget structure of the online advertising campaign for LLC Agrotorg (Pyaterochka trading network) is determined. The results of the SEO-optimization of the site of Agrotorg LLC (Pyaterochka trading network) are given.
Discussion. The proposed ways to develop Internet marketing technologies in LLC Agrotorg (Pyaterochka trading network), in particular, weekly tracking of site accessibility, citation index values and relevance, studying the level of site visibility in Yandex and Google search engines, conducting a specialized analysis of site visibility in search engines and promoting it using high-frequency queries are submitted for discussion.
Conclusion. The study conducted by the author made it possible to consider the practical aspects of the implementation of Internet marketing technologies in retail on the example of Agrotorg LLC (Pyaterochka trading network), as well as to establish the need to introduce a complex system of Internet marketing technologies into the activities of Pyaterochka trading network.
Keywords: internet marketing, internet marketing technologies, search optimization, retail, auctions «here and now» (RTB), banner advertising, contextual advertising, leader-generation, SMM, retargeting, e-mail mailings.
For citation: Yakubov R. R. Implementation of internet marketing technologies in retail // Bulletin NGIEI. 2021. № 6 (121). P. 80-89. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-80-89
Введение
Говоря о практических аспектах реализации интернет-маркетинговых технологий в розничной торговле, в первую очередь стоит заметить, что современный рынок характеризуется наличием множества факторов, прямо или косвенно оказывающих влияние на эффективность применения каких бы то ни было маркетинговых инструментов. В подобных условиях возникает потребность в комплексном применении указанных инструментов, сочетающих в себе как традиционные способы маркетингового воздействия, так и инновационные. В конечном итоге использование такого микса способствует повышению эффективности принимаемых управленческих решений. Большую роль при этом играют именно интернет-маркетинговые технологии, применение которых позволяет современным организациям осуществлять продвижение собственного бренда с минимальными затратами, тем самым повышая уровень своей конкурентоспособности. Кроме того, интернет-маркетинг открывает возможности постоянного отслеживания спроса и уровня потребления со стороны потенциальных и реальных покупателей. Помимо этого ввиду невысокой стоимости использования интернет-маркетинговых технологий организации могут нивелировать последствия кризисных явлений в своей деятельности и даже получить от этого определенные выгоды.
Материалы и методы
Для проведения исследования автором использовались труды ученых, изучавших различные аспекты реализации современной концепции маркетинга и его интернет-технологий, а также данные ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»). Проведение исследования базировалось на применении общенаучных (анализ, синтез, обобщение) и экономико-математических методов. Кроме того, были использованы данные посещаемости сайта ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»), полученные с помощью Яндекс.Метрики.
Результаты
Под интернет-маркетингом понимаются в первую очередь теоретические и методологические способы реализации маркетинговых мероприятий в гипермедийном интернет-пространстве [1, с. 63]. Специфические черты интернет-маркетинга предопределяют его преимущества по сравнению с традиционными маркетинговыми инструментами. Специфика интернет-маркетинговых технологий проявляется в том, что, во-первых, при их использовании акцент делается не на производителях, как при традиционном маркетинге, а на потребителях [2, с. 79]; во-вторых, интернет-маркетинговая деятельность снижает трансакционные и трансформационные издержки; в-третьих, взаимодействие рыночных субъектов персонализируется и осуществ-
ляется по маркетинговой модели «один - одному» [3, с. 83; 4, с. 25].
К ключевым интернет-маркетинговым технологиям можно отнести аукционы «здесь и сейчас» (RTB), баннерную и контекстную рекламу, лидоге-нерацию, рекламу в социальных сетях (SMM), ре-таргетинг и e-mail-рассылки [5, с. 70]. Стоит заметить, что каждая из этих интернет-маркетинговых технологий имеет свои плюсы и минусы.
Аукционы «здесь и сейчас» (Real Time Bidding) предполагают реализацию продажи рекламных объявлений в форме аукциона, который проходит в режиме реального времени. Ключевым субъектом данного процесса является рекламная RTB-система, функционирование которой предполагает осуществление нескольких действий, которые должны быть реализованы в ходе пользовательской загрузки интернет-страниц [6, с. 20]. Во-первых, пользовательский запрос по рекламному показу идентифицируется в зависимости от разнообразных параметров, касающихся пользовательских характеристик в отношении их личных данных, временных диапазонов и др. Во-вторых, на бирже таргетинговых данных осуществляется дополнительный запрос иных пользовательских сведений, которые затем передаются рекламным сетям, устанавливающим тарифы выкупа соответствующего показа. В конечном итоге выбор делается в отношении самого высокого тарифа. В-третьих, объявление победителя аукциона направляется сначала системе, а затем транспортируется непосредственно в пользовательский браузер [7, с. 27].
Основу баннерной рекламы составляют бан-неры, так называемые анимированные или статичные картинки с текстом рекламных сообщений, которые размещаются на крупных интернет-порталах и сайтах. Баннеры, как и любая другая реклама, направлены на то, чтобы продвигать на рынке товары, услуги, бренды [8, с. 54]. Данная интернет-маркетинговая технология наиболее популярна и эффективна с точки зрения реализации рекламных кампаний. Размещение баннера на web-странице предполагает наличие гиперссылки сервера объекта рекламы [9, с. 164]. Реализация баннерной рекламы возможна тремя способами. Первый способ предполагает баннерный обмен между web-серверами (web-страницами), содержание которых тематически схоже. В рамках второго способа применяются платные услуги по показу баннеров, оказываемые баннерными системами, каталогами, поисковыми серверами. При этом баннеры размещаются на их web-страницах. Третий способ связан со специальными службами баннерного обмена. Эти службы
реализуют показы баннеров на страницах сайтов, которые являются их подписчиками. Отдельные из этих систем достаточно гибки с точки зрения возможностей показа баннеров. Так, они могут осуществлять показы на четко определенных серверах по предопределенному уровню интенсивности и в заданное время. Причем исключается повторный показ одного и того же баннера тем пользователям, которые уже просмотрели данный баннер. К плюсам баннерной рекламы можно отнести ее способность оказывать влияние на подсознание и эмоции потребителей, высокую запоминаемость, широкий и массовый охват ключевой аудитории. Кроме того, баннерная реклама является единственной интернет-маркетинговой технологией, которая формирует спрос на товары и услуги, являющиеся инновационно-новыми и оригинальными. Тем не менее, она имеет и существенный минус, связанный с огромными размерами бюджета, необходимого на ее применение, а также с низким уровнем конвертации, позволяющей из простых посетителей создавать реальных покупателей [10, с. 46].
Стоит также отметить и сильную зависимость эффективности баннерной рекламы от множества факторов, обусловливающих то, как пользователи взаимодействуют с внешней средой, насколько высок уровень пропускной способности сети, как оформлена web-страница, как интенсивно баннеры показываются одним и тем же пользователям, насколько быстро баннерные изображения сменяют друг друга и т. д. Количественным показателем оценки эффективности баннерной рекламы выступает показатель кликабельности, иначе называемый CTR. Он определяется отношением числа кликов по баннеру к величине его показов в процентном выражении [11, с. 105]. Чем выше С^, тем эффективнее применение баннеров, что предполагает правильность подбора площадки, олицетворяющей собой значительную часть целевой аудитории, которая положительно воспринимает баннер [12, с. 382].
В основе контекстной рекламы лежит совокупность контекстно-зависимых рекламных текстовых объявлений (баннеров), которые размещаются под поисковой строкой или справа от поисковой выдачи ответов на пользовательские запросы. Контекстная реклама хороша тем, что позволяет обращаться прямо к целевой аудитории, поисковая выдача которой видна мгновенно. Кроме того, не нужно оптимизировать сайт с точки зрения его соответствия поисковым системам, а управлять рекламной кампанией и бюджетной политикой можно самостоятельно. Тем не менее, контекстной рекламе свойствен низкий уровень кликабельности баннер-
ных сообщений, она имеет навязчивый характер, а стоимость показа четко не зафиксирована. Применение аукционной системы делает ее дорогостоящей по сравнению с поисковой оптимизацией [13, с. 96]. К числу самых популярных в России систем управления контекстной рекламой можно отнести Яндекс.Директ, Google AdWords, Бегун и MediaTarget. Яндекс.Директ обеспечивает размещение рекламных объявлений в пространстве поисковой машины и рекламной сети Яндекса. В основе Яндекс.Директа лежит автоматизированная система, позволяющая определять смысл web-страниц. С помощью Google AdWords контекстные объявления размещаются в пространстве поисковой машины Google и на сайтах с автоматическим определением смысла web-страниц. Системой показа контекстных объявлений российского производства помимо Ян-декс.Директ является система «Бегун», функционирующая на поисковой системе «Rambler». Она также осуществляет показ объявлений на большом количестве собственных сайтов. В рамках системы «MediaTarget» контекстные объявления размещаются в пространстве проектов Liveinternet и ряда аффилированных сайтов [14, с. 126].
Лидогенерация предполагает реализацию деятельности по увеличению «полезных» действий, которые пользователь совершает, находясь на сайте. Под полезным действием, как правило, понимают заполненную форму обратной связи, отправленное резюме, скаченный файл и пр. «Полезность» этих действий проявляется в том, что они подталкивают потенциальных покупателей совершить покупку. Лид - это ответные действия потенциальных покупателей при сделанном им коммерческом предложении. Миссия лида сводится к максимизации объемов доступной информации, позволяющей впоследствии осуществлять выбор и предложение владельцам информации только тех товаров и услуг, которые интересуют или могут их заинтересовать [15, с. 95]. При генерации лидов собирается информация о потенциальных потребителях из числа целевой аудитории, целевые товары и услуги на ее основе классифицируются. Причем генерация лидов может быть пассивной и активной. При пассивной лидогенерации выявляется информация о потенциальных заказчиках, которые зарегистрированы на тех или иных web-страницах. Активная лидогенера-ция выявляет информацию о пользователях, которые откликнулись на сделанное им коммерческое предложение, что в результате привело к их сотрудничеству с продавцом. Эффективность лидогенера-ции обеспечивается использованием различных сервисов, в частности сервиса LiveTex. Применение
подобных сервисов создает возможности для повышения конверсии трафика в лиды [16, с. 107].
SMM представляет собой маркетинг, реализуемый в социальных сетях, в ходе применения которого осуществляется непосредственное продвижение сайтов, товаров, услуг в пространстве социальных сетей. В данном случае процессы продвижения должны осуществляться на профессиональном уровне и обеспечивать получение необходимого маркетингового эффекта. Они не должны восприниматься в качестве спама. Однако, как правило, социальные сети создают защитные от SMM барьеры, не позволяющие рекламным субъектам использовать площадки социальных сетей для рекламы. Именно поэтому достаточно важным аспектом SMM должно стать качество размещаемого в социальной сети контента. С одной стороны, он должен быть интересным с позиции пользователей социальной сети, а с другой стороны, обеспечивать дальнейшую вовлеченность пользователей, трансформируя ее в активные действия (задавание вопросов, голосование, заполнение анкет и др.).
SMM-коммуникации проявляются в четырех ключевых аспектах: продвигать товары, услуги, компании, управлять репутацией и поддерживать клиентов в социальных сетях, регулярно осуществляя их мониторинг. При продвижении в социальных сетях информация в отношении брендов (продуктов) распространяется в социальных сетях и блогах. Для этого создаются сообщества, в которых организуется живой диалог пользователей социальной сети, представляющих интересы целевой аудитории. В процессе управления репутацией в социальных сетях собирается информация об обратной связи целевой аудитории и ее реакции в отношении бренда с помощью комментариев, оценивается ее способность формировать общественное мнение. Организация клиентской поддержки предполагает массовые консультации пользователей, которые осуществляются на страничках соответствующих сообществ какой-либо социальной сети. В ходе мониторинга социальных сетей собирается и анализируется SMM-информация, позволяющая в дальнейшем корректировать уже применяющиеся или разрабатывать новые коммуникационные стратегии для работы с SMM-аудиторией. Проведение мониторинга необходимо не только на старте SMM-мероприятий, но и на протяжении всего цикла работ в социальных сетях. Это позволит в первом случае определить, как аудитория относится к бренду, а во втором то, как часто и интенсивно изменяются показатели.
С помощью ретаргетинга рекламные сообщения показываются не всем пользователям, а только
тем, которые когда-то побывали на сайте рекламодателя, но покупка в итоге не была ими совершена. Также ретаргетинг представляет собой повторные коммуникации с такими пользователями, которые реализуются с помощью иной структуры рекламного бюджета, отличного от того, который использовался при первичном привлечении пользователя на сайт [17, с. 268]. Ретаргетинговые эффекты проявляются в том, что внимание целевых пользователей к брендам удерживается, в результате чего пользователи повторно заходят на сайт. Кроме того, реклама показывается точечно, т. е. только тем пользователям, которые проявили свой интерес к бренду, что значительно экономит рекламный бюджет [18, с. 4].
E-mail-рассылки предполагают рассылку электронных писем посредством электронной почты, которые содержат рекламное сообщение. Плюсом такой интернет-маркетинговой технологии являются адресность и целевой характер рассылки, позволяющие делать тематические рассылки различным группам пользователей в зависимости от осуществляемой ими деятельности, их географического расположения и т. д. Но в то же время такая реклама является достаточно навязчивой. К тому же нередко она попадает в спам.
Своеобразной интернет-маркетинговой технологией можно считать и вирусный маркетинг, который предполагает, что в процессе реализации ре-
Контекстная реклама
а
атк
е
s
н
е
«
ч
о &
Повышение лояльности
Электронная почта
кламной кампании субъекты рекламного воздействия одновременно выступают и его распространителями. Распространение в данном случае осуществляется внутри круга общения субъектов или посредством размещения ими каких-либо сведений в собственных блогах. Такая информация не воспринимается как реклама в прямом смысле этого слова [19, с. 105]. Подобная технология характеризуется быстротой создания, легкостью размещения, высоким уровнем доверия со стороны потенциальных потребителей. Существенный минус проявляется во временном эффекте и в отсутствии возможностей для того, чтобы контролировать процесс формирования потребительских мнений [20, с. 444]. В случае, если потребительское мнение сложилось неверно, эффект от рассылки может значительно отличаться от того эффекта, который планировалось достичь [21, с. 360].
Рассмотрим практические аспекты реализации интернет-маркетинговых технологий в розничной торговле на примере ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»). В современном мире неотъемлемым интернет-маркетинговым инструментом выступает сайт организации. В целях повышения эффективности применения сайта ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») в качестве инструмента интернет-маркетинга представляется целесообразным внедрить в деятельность сети комплексную систему интернет-маркетинговых технологий (рис. 1).
Повышение посещаемости
SEO/SMO
Повышение посещаемости сайта и лояльности, продвижение продукта
Продвижение продукта
Повышение имиджа
Рис. 1. Комплексная система интернет-маркетинговых технологий для ООО «Агроторг»
(торговая сеть «Пятерочка») Fig. 1. Comprehensive system of Internet marketing technologies for LLC «Agrotorg»
(trading network «Pyaterochka») Источник: составлено автором 84
Предлагаемая комплексная система интернет-маркетинговых технологий для ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») предполагает реализацию интернет-рекламной кампании, целью которой станет улучшение корпоративного имиджа, информирование о товарах сети, увеличение объемов их продаж, наращивание целевой аудитории. Рассмотрим план интернет-рекламной кампании для ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка»). Первый этап кампании связан с продвижением организации с помощью поисковых систем. Для этого потребуется применение внутренней и внешней SEO-опти-мизации, в ходе которой вновь будет создано семантическое ядро на основе глубокого анализа потребительских запросов. Кроме того, необходимо приобрести ссылки в соответствующих системах (Sape и т. п.), которые предусматривают возможность ручной модерации, тематическую схожесть, высокие показатели ТИЦ/PR. Также следует обеспечить возможность перехода по ссылкам, которые содержат идеальные с позиции SEO текстовые сообщения.
В рамках второго этапа предполагается разместить контекстную рекламу ООО «Агроторг»
(торговая сеть «Пятерочка»), ориентированную непосредственно на целевую аудиторию, на площадках двух топовых поисковых систем: Yandex и Google. Третий этап связан с необходимостью продвигать торговую сеть и ее сайт на других сайтах с помощью баннеров. Баннеры должны быть такими, чтобы они ассоциировались у потребителей конкретно с сетью. Преимущественным будет размещение подобных баннеров на площадках популярных социальных сетей ввиду их наивысшей посещаемости. Помимо этого следует продвигать сайт сети не только в Интернет, но и используя рекламу вне Интернета.
Учитывая структуру месячного бюджета интернет-рекламной кампании для ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») (рис. 2), можно констатировать, что ежедневная посещаемость сайта составит почти 14 тыс. человек, а ежемесячная - более 415 тыс. человек. Посещаемость сайта соотносится с числом реальных покупателей как 100 к 3, отсюда следует, что месячная численность реальных покупателей торговой сети составит порядка 12,5 тыс. человек.
Продвижение сайта в поисковых системах
Контекстная реклама на Google, Yandex
Продвижение на иных сайтах
Размещение баннеров в социальных сетях
Реклама сайта вне Интернета
Привлечение на сайт 100 тыс. пользователей (3 тыс. реальных покупателей) в месяц с помощью нанятого SEO-специалиста (заработная плата 20 тыс. руб. в месяц)
Привлечение на сайт 12 тыс. пользователей (360 реальных покупателей): 18 тыс. кликов в день за 0,8 руб. (18000 • 0,8 = 14 400 руб. в день, в месяц - 432 тыс. руб.)
Стоимость размещения 1000 руб. в день (6 • 1000 = 6000 руб., в месяц 30 • 6000 = 180 тыс. руб.); привлечение 15 тыс. пользователей (4,5 тыс. реальных покупателей) в месяц
1 000 руб. в день, 30 тыс. руб. в месяц; привлечение 150 тыс. пользователей (4,5 тыс. реальных покупателей) в месяц
Сувениры на 35 тыс. руб. в месяц, привлечение 4 666,7 пользователей (140 реальных покупателей) в день
Общие затраты е месяц: 697 тыс. руб. (20+432+180+30+35); в год: 8 364 тыс. руб. (697 • 12); средний чек:
880 руб.; прибыль: 11 000 тыс. руб. (880 • 12500)
Экономический эффект:
2 636 тыс. руб.
<
Экономическая эффективность:
132 %
Рис. 2. Структура бюджета интернет-рекламной кампании для ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») Fig. 2. Budget structure of the online advertising campaign for LLC «Agrotorg» (trading network «Pyaterochka»)
Источник: составлено автором
Следует заметить, что достаточно важно, чтобы в процессе SEO-оптимизации применялся автоматизированный подбор запросов. Это объясняется способностью программы «SiteAuditor» подбирать только реальные запросы пользователей. Програм-
Из табл. 1 прослеживаются запросы базовой частотности. В разрезе исследуемой области сайт торговой сети на Yandex продвигается достаточно неплохо, входит в число ТОП-10 поисковой системы. Обратная ситуация наблюдается по поисковой системе Google: позиции сайта сети здесь достаточно низкие, однако сайт вошел в ТОП-10 в разрезе лишь одного низкочастотного запроса. Общая поисковая видимость сайта ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») находится на низком уровне. По Московской области сайт является непопулярным ввиду высокого уровня конкуренции «московских» запросов. Тем не менее, проведение SEO-оптимизации и дальнейшего продвижения сайта ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») необходимо не только в поисковой системе Yandex, но в других поисковиках.
Обсуждение
Чтобы интернет-маркетинговые технологии в ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») активно развивались, требуется еженедельное отслеживание сайтовой посещаемости, значений индекса цитирований и релевантности. Все это позволит оперативно совершенствовать работу сайта торговой сети. Кроме того, можно каждый месяц осуществлять интернет-маркетинговые исследования, проводить SEO-оптимизацию сайта торговой сети. По итогам проведения интернет-маркетинговых исследований необходимо составлять конъюнктурные обзоры, в которых следует отражать аналитические результаты исследования сбытовых рынков, спроса и предложения, рекомендации по развитию интернет-маркетинговых технологий на перспективу. Помимо этого целесообразно отслеживать состояние внешней и внутренней среды торговой сети.
В рамках SEO-оптимизации сайта торговой сети требуется каждый месяц изучать уровень ви-
ма генерирует запросы не только качественно, но и количественно, показывая число каждого запроса. Результаты SEO-оптимизации сайта ООО «Агро-торг» (торговая сеть «Пятерочка») приведены в табл. 1.
/
димости сайта в поисковых системах Yandex и Google. Для этого можно воспользоваться бесплатной программой «SiteAuditor», которая ориентирована на интернет-маркетинговые технологии и разработку необходимого для их анализа программного обеспечения (ПО). Это ПО носит интеллектуальный характер и с его помощью возможно отслеживание видимости сайта во множестве поисковых систем, не только на Yandex и Google, но также и на Апорте, Рамблере и Yahoo. В дальнейшем следует проводить экспресс-анализ видимости сайта торговой сети непосредственно в самих поисковых системах. Процедура анализа достаточно проста и для ее реализации требуется указать URL-адрес сайта торговой сети, кликнуть по кнопке проверки. В результате интеллект программы выдаст данные о позициях сайта на престижных белых каталогах сайтов Yandex, Dmoz, Mail.ru. Нахождение сайта в указанных каталогах имеет множество преимуществ, среди которых можно отметить повышение видимости сайта в поисковиках, а также обеспечение более высокого уровня доверия поисковиков по отношению к сайту.
Более того возможно проведение специализированного анализа видимости сайта в поисковых системах. В этом случае следует воспользоваться кнопкой «подбор запросов», подобрав соответствующие запросы. Подбор базируется на вводе ключевого слова (ключевой фразы), позволяющего сгенерировать множество поисковых запросов, которые могут поступать со стороны пользователей поисковиков. После этого происходит ручной отбор запросов, которые соотносятся с целями проводимого анализа. Следует создать копии таких запросов на вкладке «Видимость сайта», а после этого перейти к процедуре непосредственной проверки. В основном среди всего множества запросов встречаются либо
Таблица 1. Результаты SEO-оптимизации сайта ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») Table 1. Results of the SEO-optimization of the site of LLC «Agrotorg» (trading network «Pyaterochka»)
Поисковые запросы / Search queries
Позиция на Yandex / Position on Yandex
Частота Frequenc
Купить продукты питания в Орле / Buy food in Oryol Продукты питания в Орле / Food in Oryol Торговые сети в Орле / Trading networks in Oryol
Продукты питания в Орловской области / Food products in the Oryol region
11
5 2 10
10300 23181 4603 3218
высокочастотные, либо низкочастотные запросы. Исходя из названия, понятно, что высокочастотные запросы встречаются чаще всего ввиду их применения пользователями при поиске информации по заданной тематике, тогда как низкочастотные запросы встречаются довольно редко и имеют сложное строение.
С точки зрения интернет-маркетинга самыми выгодными запросами являются высокочастотные запросы. Однако с позиции продвижения они характеризуются высоким уровнем конкуренции, соответственно, их использование в этом плане затруднено. Именно поэтому продвижение сайта следует проводить с помощью низкочастотных запросов ввиду отсутствия сложностей и конкуренции, а также ввиду их невысокой стоимости. Тем не менее, эффект от такого продвижения в отношении уровня продаж будет небольшим. В этой связи в разрезе нашего исследования целесообразнее взять за основу высокочастотные запросы.
Заключение
Итак, то, как будут развиваться интернет-маркетинговые технологии в розничной торговле, предопределяется стремлением всех ее субъектов соответствовать современным вызовам интернет-
индустрии. При этом важно всегда помнить о том, что процесс внедрения интернет-маркетинговых технологий характеризуется некоторыми сложностями. Помимо этого непосредственно интернет-маркетинговые технологии образуют сложную комплексную систему, функционирование которой невозможно без соответствующего квалифицированного кадрового и технологического сопровождения. Предложенная для ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») комплексная система интернет-маркетинговых технологий позволит обеспечить повышение эффективности всей маркетинговой системы торговой сети и уровня ее конкурентоспособности. Более того целевая аудитория сети станет более лояльной и подверженной для управления со стороны маркетологов. Результаты внедрения предложенной системы носят не только качественный характер, но и количественный. Так, реализация предложенных мероприятий приведет к увеличению прибыли, годового числа покупателей, повышению уровня рентабельности. Иначе говоря, предложенные мероприятия характеризуются достаточно высоким уровнем экономической эффективности ввиду низкой стоимости их проведения и быстрой окупаемости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сенаторов А. А. Контент-маркетинг: стратегии продвижения в социальных сетях. М. : Альпина Паблишер, 2017. 160 с.
2. Нгуен К. Н. Контент-маркетинг как инновационный путь к увеличению доверия потребителей // Наука, технологии и инновации в современном мире. 2015. № 1 (2). С. 78-81.
3. Стелзнер М. Контент-маркетинг: новые методы привлечения покупателей в эпоху Интернета. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 282 с.
4. Одден Л. Продающий контент: как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 369 с.
5. Токарева И. В., Попкова Е. Г. Интернет-платформы как инновационный инструмент реферального маркетинга // Инновационная деятельность. 2014. № 4 (31). С. 69-74.
6. Ахметжанова В. К., Захарова Э. Н. Интернет-маркетинг как инновационное направление в современной концепции маркетинга // Инновационные информационные технологии. 2013. Т. 4. № 2. С. 19-24.
7. Акперов И. Г. Организация стратегического маркетинга в торговле: инновационный аспект // Практический маркетинг. 2017. № 7 (245). С. 26-29.
8. Cascio R. P. Marketing innovation and firm performance: research model, research hypotheses and managerial implications. Orlando, Florida: University of Central Florida, 2011. 180 p.
9. Акулич М. В. Интернет-маркетинг: учебник. М. : Дашков и К, 2016. 352 с.
10. Новикова К. В., Старатович А. С., Медведева Э. А. Интернет-маркетинг и электронная коммерция : учеб.-метод. пособие. Пермь : Перм. гос. нац. исслед. ун-т., 2013. 78 с.
11. Высоцкая О. А. Маркетинговые инновации как элемент инновационных стратегий предприятий региона // Вестник алтайской науки. 2015. № 2 (24). С. 102-108.
12. Вербецкая И. А. Инновационный маркетинг // Экономика и социум. 2016. № 5-1 (24). С. 380-383.
13. Чумиков А. Н. Медиарилейшнз : учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2014. 184 с.
14. Загребельный Г. В. Performanœ-маркетинг: заставьте Интернет работать на вас. М. : Альпина Паблишер, 2017. 272 с.
15. ХалиловД. Маркетинг в социальных сетях. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 226 с.
16. Мейерсон М., Скарборо М. Основы интернет-маркетинга: все, что нужно знать, чтобы открыть свой магазин в Интернете. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 310 с.
17. Милютина Ю. В., Гальченко С. А. Инновационный маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности организации // Научный журнал Дискурс. 2016. № 1 (1). С. 265-270.
18. Гаврилова Ж. Л., Ахменеева О. И. Инновационный маркетинг в России // Молодежный вестник ИрГТУ. 2015. № 1. С. 4.
19. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. М. : Аль-пина Паблишер, 2016. 211 с.
20. Низамов Т. Инновационный маркетинг // Экономика и социум. 2016. № 12-2 (31). С. 443-445.
21. Зюзина Н. Н., Кобзева А. А. Вирусный маркетинг как инновационный инструмент продвижения продукции // Экономика и социум. 2016. № 2 (21). С. 360-362.
Дата поступления статьи в редакцию 13.03.2021, принята к публикации 12.04.2021.
Информация об авторе: ЯКУБОВ РОМАН РАВИЛЬЕВИЧ,
коммерческий директор «Компания Строймеханика», консультант по продажам
Адрес: Компания Строймеханика, 142111, Россия, г. Москва, поселок Знамя Октября, с/п Рязановское, Рязановское шоссе, вл. 21 E-mail: [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Senatorov A. A. Kontent-marketing: strategii prodvizheniya v social'nyh setyah [Content marketing: social media promotion strategies], Moscow: Al'pina Pablisher, 2017. 160 p.
2. Nguen K. N. Kontent-marketing kak innovacionnyj put' k uvelicheniyu doveriya potrebitelej [Content marketing as an innovative way to increase consumer confidence], Nauka, tekhnologii i innovacii v sovremennom mire [Science, technology and innovation in the modern world], 2015. No. 1 (2). pp. 78-81.
3. Stelzner M. Kontent-marketing: novye metody privlecheniya pokupatelej v epohu Interneta [Content Marketing: New Methods to Attract Buyers in the Internet Age], Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2013, 282 p.
4. Odden L. Prodayushchij kontent: kak svyazat' kontent-marketing, SEO i social'nye seti v edinuyu sistemu [Selling content: how to link content marketing, SEO and social networks into a single system], Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 369 p.
5. Tokareva I. V., Popkova E. G. Internet-platformy kak innovacionnyj instrument referal'nogo marketinga [Internet platforms as an innovative tool for referral marketing], Innovacionnaya deyatel'nost' [Innovative activity], 2014, No. 4 (31), pp. 69-74.
6. Ahmetzhanova V. K., Zaharova E. N. Internet-marketing kak innovacionnoe napravlenie v so-vremennoj koncepcii marketinga [Internet marketing as an innovative direction in the modern marketing concept], Innovacionnye informacionnye tekhnologii [Innovative information technologies], 2013, Vol. 4, No. 2, pp. 19-24.
7. Akperov I. G. Organizaciya strategicheskogo marketinga v torgovle: innovacionnyj aspekt [Organization of strategic marketing in trade: an innovative aspect], Prakticheskij marketing [Practical marketing], 2017, No. 7 (245), pp. 26-29.
8. Cascio R. P. Marketing innovation and firm performance: research model, research hypotheses and managerial implications. Orlando, Florida: University of Central Florida, 2011, 180 p.
9. Akulich M. V. Internet-marketing [Internet Marketing. Tutorial], Moscow: Dashkov i K, 2016, 352 p.
10. Novikova K. V., Staratovich A. S., Medvedeva E. A. Internet-marketing i elektronnaya kommerciya [Internet Marketing and E-Commerce. Study Guide], Perm': Perm. gos. nac. issled. un-t., 2013, 78 p.
11. Vysockaya O. A. Marketingovye innovacii kak element innovacionnyh strategij predpriyatij regiona [Marketing innovations as an element of innovative strategies of regional enterprises], Vestnik altajskoj nauki [Bulletin of Altai Science], 2015, No. 2 (24), pp. 102-108.
12. Verbeckaya I. A. Innovacionnyj marketing [Innovative marketing], Ekonomika i socium [Economy and society], 2016, No. 5-1 (24), pp. 380-383.
13. Chumikov A. N. Mediarilejshnz [Media Relations. Tutorial], Moscow: Aspekt Press, 2014, 184 p.
14. Zagrebel'nyj G. V. Rerformance-marketing: zastav'te internet rabotat' na vas [Performance marketing: make the Internet work for You], Moscow: Al'pina Pablisher, 2017, 272 p.
15. Halilov D. Marketing v social'nyh setyah [Social media marketing], Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2013,
226 c.
16. Mejerson M., Skarboro M. Osnovy internet-marketinga: vse, chto nuzhno znat', chtoby otkryt' svoj magazin v internete [Internet Marketing Basics: Everything You Need To Know To Open Your Online Store], Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 310 p.
17. Milyutina Yu. V., Gal'chenko S. A. Innovacionnyj marketing kak instrument povysheniya kon-kurentosposobnosti organizacii [Innovative marketing as a tool for increasing the competitiveness of the organization], Nauchnyj zhurnal Diskurs [Scientific journal Discourse], 2016, No. 1 (1), pp. 265-270.
18. Gavrilova Zh. L., Ahmeneeva O. I. Innovacionnyj marketing v Rossii [Innovative marketing in Russia], Molodezhnyj vestnikIrGTU [Youth Bulletin of ISTU], 2015, No. 1, pp. 4.
19. Kotler F. Marketing ot A do Ya: 80 koncepcij, kotorye dolzhen znat' kazhdyj menedzher [Marketing from A to Z: 80 Concepts Every Manager Should Know], Moscow: Al'pina Pablisher, 2016, 211 p.
20. Nizamov T. Innovacionnyj marketing [Innovative marketing], Ekonomika i socium [Economy and society], 2016. No. 12-2 (31), pp. 443-445.
21. Zyuzina N. N., Kobzeva A. A. Virusnyj marketing kak innovacionnyj instrument prodvizheniya produkcii [Viral marketing as an innovative tool for promoting products], Ekonomika i socium [Economy and society], 2016, No. 2 (21), pp. 360-362.
The article was submitted 13.03.2021, accept for publication 12.04.2021.
Information about the author: YAKUBOV ROMAN RAVILIEVICH,
Commercial Director, Stroymechanika Company, Sales Consultant
Address: Stroymechanika Company, 142111, Russia, Moscow, Znamya Oktyabrya village, s/p Ryazanovskoe, Ryazanovskoe shosse, estate 21 E-mail: [email protected]
Author have read and approved the final manuscript.