Список использованной литературы:
1. Аменицкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. Москва, 1991.
2. Балк И.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Москва, 1971.
3. Брадис В.М., Харчева А.К., Минковский В.Л. Ошибки в математических рассуждениях. Москва, 1959.
© Хыдырова А.Х., Бегжанов Б.К., 2023
УДК 53
Хыдырова А.Х.,
Старший преподаватель Мухаммедова А.А., Старший преподаватель Аманова О.Н.,
Преподаватель
Туркменский государственный институт финансов ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ
Ключевые слова:
математика, методика обучения, элементарная математика.
Обеспечение средних и высших учебных заведений оборудованием на основе новейших технических достижений и расширение объемов работ в этой области, улучшение отношений с зарубежными странами, подписание с ними соглашений по совершенствованию работы в области образования, открытие аспирантуры, докторантуры исследования и подобные и некоторые меры означают, что это рассматривается как вопрос огромной национальной важности. Предлагаемые реформы являются широкомасштабными и разносторонними.
Среди предметов высшего образования важное место занимает математика. Это объясняется ее высокой практической ценностью, необходимостью при изучении других предметов, вкладом в формирование личностного поведения учащихся. Практическое значение высшей математики заключается в ее предмете и служении пространственным формам и количественным отношениям реального мира.
Математическая подготовка необходима для понимания и применения структурных принципов современной техники, а также для понимания научных и технических концепций и идей, которые необходимы для повседневной практической работы. В современных условиях, когда наука непосредственно становится производительной силой общества, математика выступает средством моделирования, изучения и прогнозирования явлений и процессов, происходящих в природе и обществе, то есть языком науки и техники. Поэтому полноценная математическая подготовка выпускников средней школы является необходимым условием научно-технического развития; от качества этой подготовки зависят научно-технический, промышленный, экономический и оборонный потенциал страны. Это требование ставит перед педагогами задачу вооружить учащихся достаточным уровнем математических знаний за партой. «Методика преподавания математики» представляет собой комплекс учебных курсов, которые составляют основную часть профессиональной подготовки будущих учителей математики. Этот
курс представляет собой раздел общей педагогики, в основе которого лежат такие науки, как философия, математика, логика и психология.
Как известно, «математика» - древнегреческое слово, которое в переводе на туркменский язык означает «знание, наука». Развитие этой науки делится на четыре условных периода. Период И. Период становления математики. Этот период охватывает период с VII по VI века до нашей эры и тесно связан с развитием представлений о практических вычислениях и измерениях, натуральных числах и геометрических фигурах. Соответственно, с этого периода берет свое начало возникновение разделов арифметики и геометрии математики. Например, человеческий обмен привел к подсчету (натуральных чисел), вычислению площадей и делению их на простые геометрические фигуры (сечение, прямоугольник, квадрат и т. д.). Главной особенностью этого периода было рассмотрение практических вопросов, которые в основном доказывались на основе эмпирически проверенных правил, формул и законов. Их решение часто сводится к следующему: «Что бы ни было сделано, делай это! Это делается по принципу... Период II. Эпоха элементарной математики, т. е. математики постоянных величин.
Этот период охватывает период с VI-V веков до нашей эры до начала 17 века нашей эры. Начало этой эры положили древнегреческие математики. Математику стали понимать, как отдельную науку, занимающуюся числами и цифрами. Например, греческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) понимал математику как науку о количестве. В этот период математика начинает использовать собственные методы анализа. С этим периодом связано возникновение дедуктивного метода, а его окончательное развитие было осуществлено в трудах Евклида, Архимеда и Аполлония. В этот период такие средневековые ученые, как Хорезми, Фараби, Ибн Сина, Бируни, Омар Хайям, своими новыми открытиями внесли большой вклад в развитие мировой науки и культуры. Достаточно сослаться на один пример. Хорезм, живший в Ургенче, т. е. нынешней Конеургенч, создал новую для тех 10 раз «алгебру» отрасль математической науки.
Эта книга служила научным ресурсом, к которому на протяжении многих столетий обращались ученые Востока и Запада. В этот период математика стала использовать специальные символы и расширилась сфера ее анализа. Период III. Он охватывает период с 17 века по середину 19 века. Ее называют эпохой математики переменной величины. В этот период расширяются рамки и методы математического анализа. С введением Р. Декартом понятия «переменная величина» математика начинает развиваться дальше. По этому поводу Ф. Энгельс говорил: «Поворотным пунктом в математике является переменная размерность Декарта. Отсюда возникла математика, а отсюда и диалектика, и отсюда непосредственная необходимость дифференциального и интегрального исчисления, родившегося в тот самый час и которое в целом было не изобретением Ньютона и Лейбница. Подробно представлены основные математические понятия, связанные с такими переменными, как функция, непрерывность и движение. Появление «математического анализа» делает математику мощнейшим инструментом познания природы. Использование алгебраических методов в геометрии приводит к возникновению аналитической геометрии. Этим устанавливается взаимосвязь геометрии с алгеброй и анализом.
Развитие аксиоматического метода позволяет логически рассуждать в математике. В этот период, как и в других отраслях науки, возникли два типа подходов к применению правил математики: материалистический и идеалистический. Резкий контраст между ними приводит к определению роли математики в процессе осмысления материального мира. В этот период закладываются основы теории вероятностей и определяется содержание математической логики. 11 Период IV. Он охватывает период с середины 19 века до наших дней. Это называют эрой современной математики. Этот период характеризуется возрастанием значения абстрактных (воображаемых) математических структур и широким использованием методов моделирования. Глубокое развитие аксиоматического метода привело к появлению нового фундаментального понятия — понятия математической структуры. Понятие математической структуры позволило выявить единство и многообразие математических данных и
методов, по-видимому, сильно отличающихся друг от друга. Современную математику стали определять как науку о математических структурах и их моделях. Математика, как и другие науки, постоянно развивается. Это развитие основано на практических потребностях и требованиях самой математики. Современные мощные компьютеры также очень важны для развития математики. Компьютерам удалось решить некоторые трудноразрешимые математические задачи, требующие вычислений, превосходящих человеческие возможности. Развитие математики и компьютерных технологий приводит к бурному развитию техники, экономики, производства, управления бизнес-процессами и других наук.
Список использованной литературы:
1. Байрамсахедов Н. Великие гиганты Востока.Книга научных очерков.- Ашхабад: Магариф, 1992.
2. Энгельс Ф. Диалектика природы. Ашхабад: Издательство «Туркменистан», 1969.
3. Оганесян В.А. и т. д. Методика преподавания математики в средней школе.
© Хыдырова А.Х., Мухаммедова А.А., Аманова О.Н., 2023